Научная статья на тему 'Российскоиндонезийские отношения в xxi веке'

Российскоиндонезийские отношения в xxi веке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2237
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДОНЕЗИЯ / РОССИЙСКО-ИНДОНЕЗИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВИЗИТЫ / ГУМАНИТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIA / INDONESIA / RUSSIAN-LNDONESIAN COOPERATION / ECONOMIC RELATIONS / POLITICAL CONTACTS / STATE VISITS / HUMANITARIAN RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Лариса Михайловна

XXI в. дал старт новой эре в отношениях между Россией и Индонезией, которые основываются на прагматичности и главенстве национальных интересов обеих сторон. Сотрудничество в политической, военной, торговой, инвестиционной, социальной, культурной сферах всё больше укрепляется, взаимодействие в рамках региональных и международных форумов расширяется. В отношениях с Индонезией, как и с другими государствами Юго-Восточной Азии, Россия заинтересована в стабильности, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества и опирающейся на международное право. Для внешнеполитического курса Республики Индонезии неизменной остаётся установка о том, что внешняя политика должна служить национальным интересам и быть независимой и активной. Российско-индонезийские отношения в XXI в. характеризуются в первую очередь интенсивностью политического диалога. Неуклонно развиваются политические отношения. Регулярно происходят встречи и взаимные визиты президентов обеих стран. Прочные контакты установлены между государственными учреждениями России и Индонезии на самых разных уровнях. Наиболее динамично индонезийско российские отношения развиваются в научно-технической и военной сферах. Такое сотрудничество с Россией, по замыслам Индонезии, необходимо для того, чтобы снизить зависимость от Запада. Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Индонезией развивается менее интенсивно, однако стабильно и имеет позитивную динамику. Индонезия является традиционным торговым партнёром России в Юго-Восточной Азии. Развиваются прямые контакты между деловыми кругами двух стран. В последние годы наблюдается оживление интереса со стороны субъектов Российской Федерации к сотрудничеству с Индонезией. Важной составляющей двусторонних отношений между РФ и РИ являются контакты в гуманитарной области, прежде всего в сфере образования. Новой и важной сферой сотрудничества становятся религиозные связи. В целом, взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Индонезией развивается успешно и имеет блестящие перспективы на всех направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Indonesian Relations in the 21 Century

In XXI century a new faze has begun in Russian-lndonesian relations which are based on pragmatism and supremacy of nations interests of both sides. Cooperation in the political, military, trade, investment, social and cultural spheres is strengthening, cooperation on international and regional arenas is widening. In relations with Indonesia, as well as with other Southeast Asian states Russia's main purpose is stability based on the principles of equality, mutual respect and benefit according to the international law. Indonesia's foreign policy maintains its free and active character. Russian-lndonesian relations in the 21 century are marked with intensive political dialogue. Political ties are developing steadily. Mutual presidential visits has become regular. Close cooperation has been established between state institutions on various levels. The most successful cooperation is developing in scientific, technological and military spheres. Thie cooperation is especially important for Indonesia in order to diminish its dependence on the West in these aspects. Relations in trade and economic spheres are not very intensive, but are stable and have a positive dynamics. Indonesia was always a good trade partner for Russia. Direct business con tacts are now developing between the two countries and this fact in very significant for the future economic cooperation. Nowadays Russian regions have begun to establish direct ties with Indonesian regions. Humanitarian sphere constitute an important aspect of Russian-lndonesian relations. Cooperation in education is going on successfully. A new phenomenon represents friendly contacts between religious leaders of both countries. In general mutually beneficial and fruitful cooperation between Russia and Indonesia is steadily progressing and opening brilliant perspectives.

Текст научной работы на тему «Российскоиндонезийские отношения в xxi веке»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЙСКО-ИНДОНЕЗИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XXI ВЕКЕ

Л.М. Ефимова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

XXI в. дал старт новой эре в отношениях между Россией и Индонезией, которые основываются на прагматичности и главенстве национальных интересов обеих сторон. Сотрудничество в политической, военной, торговой, инвестиционной, социальной, культурной сферах всё больше укрепляется, взаимодействие в рамках региональных и международных форумов расширяется. В отношениях с Индонезией, как и с другими государствами Юго-Восточной Азии, Россия заинтересована в стабильности, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества и опирающейся на международное право.

Для внешнеполитического курса Республики Индонезии неизменной остаётся установка о том, что внешняя политика должна служить национальным интересам и быть независимой и активной.

Российско-индонезийские отношения в XXI в. характеризуются в первую очередь интенсивностью политического диалога. Неуклонно развиваются политические отношения. Регулярно происходят встречи и взаимные визиты президентов обеих стран. Прочные контакты установлены между государственными учреждениями России и Индонезии на самых разных уровнях. Наиболее динамично индонезийско - российские отношения развиваются в научно-технической и военной сферах. Такое сотрудничество с Россией, по замыслам Индонезии, необходимо для того, чтобы снизить зависимость от Запада.

Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Индонезией развивается менее интенсивно, однако стабильно и имеет позитивную динамику. Индонезия является традиционным торговым партнёром России в Юго-Восточной Азии. Развиваются прямые контакты между деловыми кругами двух стран. В последние годы наблюдается оживление интереса со стороны субъектов Российской Федерации к сотрудничеству с Индонезией. Важной составляющей двусторонних отношений между РФ и РИ являются контакты в гуманитарной области, прежде всего в сфере образования. Новой и важной сферой сотрудничества становятся религиозные связи.

В целом, взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Индонезией развивается успешно и имеет блестящие перспективы на всех направлениях.

Ключевые слова: Индонезия, российско-индонезийское сотрудничество, экономические связи, политические контакты, государственные визиты, гуманитарные отношения

Дипломатические отношения между Советским Союзом и Индонезией были установлены 3 марта 1950 г. 28 декабря 1991 г. тельство Индонезии признало Российскую Федерацию правопреемницей СССР. В 19501965 гг. заинтересованность индонезийских властей во главе с президентом Сукарно во всестороннем расширении и развитии дружественных связей и тесного сотрудничества с СССР росла по мере укрепления антиимпериалистического курса Республики Индонезии. Начальный период двусторонних отношений отмечен встречами на высшем уровне, насыщен обменом визитами политических и общественных деятелей, военных и экономических делегаций.

После падения в 1965 г. режима «направляемой демократии» и установления авторитарного военно-бюрократического правления одной из главных характеристик внутриполитического и внешнеполитического курсов Индонезии стал антикоммунизм. Отношения СССР с Индонезией приостановились, но не прекратились, хотя и сократились до формального дипломатического минимума. Распад СССР в 1991 г. и становление Российской Федерации, отказавшейся от коммунистической идеологии, а также падение в 1998 г. режима Сухарто и переход Индонезии на путь демократических реформ привели к деидеологи-зации внешней политики обеих стран. Началась интенсивная, наполненная глубоким и богатым содержанием фаза российско-индонезийского сотрудничества.

XXI в. дал старт новой эре в отношениях между двумя странами, которые основываются на прагматичности и главенстве национальных интересов обеих сторон. Сотрудничество в политической, военной, торговой, инвестиционной, социальной, культурной сферах все больше укрепляется, взаимодействие в рамках региональных и международных форумоврасширяет-ся. В отношениях с Индонезией, как и с другими государствами Юго-Восточной Азии, Россия заинтересована в стабильности, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества и опирающейся на международное право.

Для внешнеполитического курса Республики Индонезии неизменной остаётся установка о том, что внешняя политика должна служить национальным интересам и быть независимой и активной. Принцип независимой и активной внешней политики является традиционным для Республики Индонезии. Он был сформулирован ещё в 1948 г. В разъяснении к закону № 37 1999 г. [4] раскрывается содержание этой формулы, как его понимают власти в первом десятилетии XXI в. внём подчёркивается, что это не политика нейтралитета, а свободный внешнеполитический курс в отношении международных проблем. Он априори не связан ни с одной из мировых сил или группировок.

Реализация этого принципа заставляет индонезийские правящие круги вновь и вновь

обращать свои взоры в сторону России. По заявлениям индонезийского руководства, Россия для Индонезии является страной первостепенной важности. Во время своего официального визита в Москву осенью 2006 г. президент РИ С.Б. Юдойоно чётко определил приоритеты для Индонезии в двустороннем сотрудничестве с Россией: долгосрочное сотрудничество в военно-технической области, сотрудничество в сфере энергетики, инвестиции и торговля, использование космических технологий и ядерной энергии в мирных целях, образование, туризм. Была подчеркнута важность совместных усилий в борьбе с международным терроризмом и транснациональной преступностью. Продвижение двусторонних контактов идет в настоящее время параллельно развитию обеих стран. Экономические, политические, культурные и гуманитарные связи становятся всё теснее и многообразнее. [5]

Международно-политическая сфера

Российско-индонезийские отношения в XXI в. характеризуются в первую очередь интенсивностью политического диалога. Российская Федерация и Республика Индонезия заинтересованы в сотрудничестве в деле формирования многополярных международных отношений. Обе стороны считают, что претензии США на роль единственной в мире супердержавы не соответствуют принципу справедливости и приводят к различным отрицательным явлениям на международной арене. Индонезия хотела бы, чтобы Россия стала вторым полюсом и чтобы был восстановлен баланс сил, существовавший раньше. Индонезия является одним из основных игроков в регионе АТР, входит в «Большую двадцатку». Она стремится заручиться поддержкой со стороны России в отношении инициатив афро-азиатских государств, Движения неприсоединения. Этому способствуют совпадение или близость подходов двух стран к основным международным и региональным проблемам относительно:

- укрепления коллективных начал и верховенства международного права;

- центральной роли ООН и её Совета Безопасности в решении актуальных международных проблем;

- формирования равноправной, демократической и многополюсной структуры международных отношений, исключающей односторонний диктат;

- ближневосточного урегулирования;

- ядерной программе Ирана;

- ситуации в Ираке;

- статуса Косово и др.

Индонезийцы считают, что Россия является масштабной страной как в региональном, так и в глобальном контексте, и в силу этого она способна внести очень большой позитивный вклад в дело мира и процветания на всей планете. Кроме того, Россия является частью того

же Азиатско-Тихоокеанского региона, где расположена и Индонезия. И, как считают в Индонезии, более активное присутствие и участие РФ в делах этого региона способствовало бы его стабильности и дальнейшему развитию. Россия высоко ценит поддержку Индонезии в деле более глубокой интеграции в АТР, в частности, при вступлении в АСЕМ и Восточноазиатский Саммит. В качестве приоритетной задачи Россия видит совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества между двумя странами. В этой сфере уже сделано немало, но предстоит ускорить работу над реализацией находящихся на стадии согласования межправительственных и межведомственных документов.

За годы российско-индонезийского сотрудничества сложилась традиция регулярного политического диалога на высшем и высоком уровне:

- в апреле 2003 г. состоялся официальный визит в Россию Президента Республики Индонезии Мегавати Сукарнопутри, по итогам которого главы двух государств подписали Декларацию об основах дружественных и партнёрских отношений между Россией и Индонезией в XXI в.;

- 29 ноября - 1 декабря 2006 г. Россию с официальным визитом посетил Президент Республики Индонезии С.Б. Юдойоно. Он заявил, что Индонезия относится к России как к стране, обладающей огромным потенциалом для взаимовыгодного сотрудничества во всех областях;

- этапным событием в двусторонних отношениях стал официальный визит в Индонезию Президента Российской Федерации В.В.Путина 6 сентября 2007 г., который индонезийская сторона оценила как исторический. Прошедшие в Джакарте встречи и переговоры подтвердили высокую заинтересованность индонезийского руководства во всемерном развитии партнёрских отношений с Россией, совпадение или близость подходов двух стран к основным международным и региональным проблемам. Был подписан ряд межправительственных и межведомственных документов;

- традицию регулярных контактов российских и индонезийских руководителей на высшем уровне продолжил президент Российской Федерации Д.А. Медведев. В ноябре 2008 г. он провел с президентом Республики Индонезии С.Б. Юдойоно краткую беседу «на полях» саммита АТЭС в Лиме (Перу). Среди тем встречи -вопросы торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, поиск новых форм и направлений взаимодействия с учётом взятого Россией и Индонезией курса на модернизацию экономики, внедрение инновационных технологий. Развитие многопланового сотрудничества с Россией в этой сфере индонезийские партнёры рассматривают в качестве одного из ключевых факторов успешной реализации генерального плана ускорения социально-экономического развития страны до 2025 г.

Отношения между руководителями обеих стран приобрели теплый неформальный характер. В ходе телефонного разговора 9 сентября 2009 г. Д.А.Медведев поздравил С.Б. Юдойоно с 60-летием, а также с победой на президентских выборах и подтвердил приглашение посетить Россию с официальным визитом. "На полях" саммита АТЭС в Гонолулу 13 ноября 2011 г. состоялась новая встреча президента России Дмитрия Медведева с президентом Индонезии Сусило Бамбангом Юдойоно. "Российско-индонезийские отношения имеют очень хорошую динамику и в настоящее время находятся на подъеме", -заявил президент Индонезии.

Россию и Индонезию объединяют многолетние узы традиционной дружбы и разнопланового сотрудничества. В 2010 г. обе страны отметили 60-летие установления дипломатических отношений. 6 апреля 2010 г. в Дипломатической академии МИД России состоялся круглый стол на тему: «60-летие установления дипломатических отношений между Россией и Индонезией: достижения, перспективы, вызовы». В его работе приняли участие работники МИД России, Посольства Индонезии, ведущие отечественные специалисты по Индонезии, а также представители деловых кругов России и Индонезии. Такая же конференция состоялась и в Джакарте.

Налажены регулярные межпарламентские связи. В целях обмена опытом по конкретным вопросам законотворческой деятельности Москву регулярно посещают индонезийские парламентские делегации. В парламентах двух стран созданы группы дружбы и сотрудничества. Налажены регулярные межпарламентские обмены. В январе 2006 г. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронов посетил Индонезию, а в июне Председатель Совета народных представителей (СНП) Индонезии А.Лаксоно - Россию. В июне 2009 г. А. Лаксоно вновь побывал в Москве с официальным визитом. В июле 2011 г. состоялся визит в Россию нового Председателя СНП Индонезии М. Али.

На регулярной основе поддерживаются контакты между внешнеполитическими ведомствами двух стран, включая встречи министров иностранных дел и их заместителей, межмидовские консультации на уровне директоров департаментов. 15 октября 2010 г. состоялся официальный визит Министра иностранных дел Индонезии М. Наталегавы в Российскую Федерацию. В центре переговоров с министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым были вопросы укрепления и диверсификации российско-индонезийского сотрудничества, а также происходящие в АТР процессы.

Осуществляются визиты на уровне руководителей различных министерств и ведомств. Россию посетили делегации Банка Индонезии (2007 г.), Министерства энергетики и минеральных ресурсов (2007 г.), Министерства финансов (2008 г.), Министерства культуры и туризма

(2008 г.), Аудита (2008 г.). В Индонезии побывали делегации Росгидромета (2007 г.) и Счётной палаты России (2007 г.). Высшие органы финансового контроля двух стран подписали соглашение о сотрудничестве (сентябрь 2007 г.). Развивается взаимодействие по линии Центральных избирательных комиссий двух стран. В ходе визита в Россию Председателя ЦИК Индонезии Х. Ан-шари в июне 2011 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам расширения взаимодействия в избирательном процессе между ЦИК России и ЦИК Индонезии.

Важной сферой взаимодействия двух стран является борьба с международным терроризмом. Установлены контакты между правоохранительными органами и спецслужбами, ведутся консультации по антитеррористической проблематике. Министр-координатор по вопросам политики, права и безопасности Индонезии Х. Панджаитан принял участие в международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности (Сочи, 5-6 октября 2010 г.). В 2007 г. в Джакарте подписан, а в марте 2010 г. вступил в силу межправительственный меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества в борьбе с терроризмом. В 2010 г. сформирована совместная Рабочая группа (РГ) по антитеррору. Инаугурационное заседание РГ состоялось в ноябре 2010 г. в Москве.

22 марта 2008 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезия об отказе от визовых формальностей при осуществлении краткосрочных поездок владельцев дипломатических и служебных паспортов, подписанное 1 декабря 2006 г. в г. Москве. Соглашение призвано упростить контакты официальных представителей двух государств, осуществляемые в рамках двустороннего сотрудничества, прежде всего в политической, экономической, научной и культурной областях, объёмы которого в последнее время существенно возросли. При этом следует отметить, что поездки по условиям Соглашения будут осуществляться в целях выполнения задач государственного значения.

2 июня 2009 года в Москве состоялась беседа заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.Н. Бородавкина с Генеральным секретарем (заместителем министра) по вопросам информации и публичной дипломатии МИД Индонезии А. Хади. Стороны обсудили методы работы внешнеполитических ведомств двух стран с представителями СМИ, а также перспективы дальнейшего развития российско-индонезийских связей по различным направлениям двустороннего сотрудничества [1].

Научно-техническая и военная сфера

Наиболее динамично индонезийско-российские отношения развиваются в научно-технической и военной сферах. Став президентом Индонезии, генерал С.Б. Юдойоно приступил

к реформированию вооружённых сил, которое при его предшественниках на посту главы государства не носило систематического характера. При этом приверженность реформам нередко сочетается со стремлением пойти навстречу желаниям военных кругов в усилении внимания властей к оборонному направлению. Укрепление военно-политического потенциала страны становится общей задачей как для властей, так и для военных кругов. Индонезия - крупнейшее государство региона Юго-Восточной Азии -стремится стать лидером в АСЕАН. А для этого она нуждается не только в повышении своего политического престижа, но и в полном переоснащении всех родов войск.

Представители военных и оборонно-промышленных кругов Индонезии проявляют весьма заметный интерес к сотрудничеству с Россией в научно-технической и военной сферах. Они заявляют об открытии новой страницы в истории военно-технического сотрудничества между двумя странами. Индонезия планирует приобрести российские управляемые ракеты, военные корабли и подводные лодки. На постоянной основе действует Межправительственная российско-индонезийская комиссия по военно-техническому сотрудничеству. Индонезийцы заинтересованы в прямой покупке вооружения у производителя без участия посредников, а также стремятся договориться с Москвой о предоставлении более мягких условий по кредиту в случае закупки Индонезией российского вооружения.

Такое сотрудничество с Россией, по мнению Джакарты, необходимо для того, чтобы снизить зависимость от Запада. Индонезийские дипломаты считают, что вероятность того, что Россия наложит эмбарго на торговлю оружием в отношении Индонезии (как это сделали США в 1999 г. в связи с событиями на Восточном Тиморе) крайне невелика. К тому же Россия располагает собственными технологиями сорздание военной техники и вооружений.

ВВС Индонезии нуждаются в 12 боевых самолётах производства ОКБ Сухого (несколько подобных самолетов уже есть на вооружении индонезийских ВВС). Индонезия также планирует приобрести у России боевые машины пехоты и бронемашины для мотопехоты, управляемые ракеты типа «Яхонт», запуск которых осуществляется с морских кораблей, лёгкие боевые корабли и подводную лодку. К тому же Индонезия рассчитывает на помощь России в виде новейших военных технологий для создания производства вооружений внутри страны. Создание военно-промышленного комплекса в Индонезии является для Индонезии одним из главных аспектов военно-технического сотрудничества с Россией.

В мае 2012 г. вступило в силу межправительственное соглашение о ВТС. В 2008 г. российская сторона предоставила Индонезии госкредит в 1 млрд. долл. США на закупку продукции военного назначения. В рамках ВТС российская

сторона поставляет для нужд вооружённых сил Индонезии боевые самолёты марки «Су», вертолёты, боевые машины пехоты, другую технику и вооружения.

В научно-техническом сотрудничестве приоритетное внимание уделяется космической тематике. В 2000 г. осуществлен запуск российской ракетой-носителем индонезийского спутника связи "Гаруда-1". В декабре 2006 г. между правительствами двух стран подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в космической области. В среднесрочный план российско-индонезийского сотрудничества в области космоса на 2011-2015 гг. включены налаживание совместного производства спутникового оборудования, взаимодействие в использовании системы ГЛОНАСС. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин по итогам визита в Индонезию в июле 2012 г. вдохнул жизнь в любопытный проект по запуску ракет с самолетов. Самолеты-носители ракет будут российскими, а наземную инфраструктуру используют индонезийскую: предлагается взлетно-посадочная полоса на острове Биак, самом восточном в Индонезии.

В начале века идею «Воздушного старта» стал продвигать А. Карпов, генеральный директор и владелец воронежской авиакомпании «Полет». В 2003 г. было официально учреждено ЗАО «Корпорация «Воздушный старт», акционерами которого стали крупнейшие предприятия отрасли: рКк «Энергия», «ЦСКБ-Прогресс», ГРЦ имени Макеева. Проект был поддержан Роскос-мосом, а разработку системы воздушного старта возглавил Роберт Иванов — один из главных проектантов «Энергии-Бурана». Бизнес-идея «Воздушного старта» заключается в том, что специально переоборудованный тяжелый грузовой самолет «Руслан», который есть в парке авиакомпании «Полёт», будет с помощью легкой ракеты-носителя запускать на низкие и средние орбиты спутники, что обойдётся заказчику на 20-30% дешевле, чем выведение аналогичной нагрузки с земной поверхности.

Индонезийские власти и деловые круги проявляют также интерес к сотрудничеству с Россией в деле мирного использования атомной энергии, в частности, в проектах создания в водах Индонезии плавучих АЭС. В 2011 г. вступило в силу межправительственное соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии.

Осуществляются контакты по военной линии, в том числе дружественные заходы российских боевых кораблей Тихоокеанского флота в порты Индонезии (последний - в мае 2011 г.). В 2008 г. состоялся обмен визитами высокопоставленных представителей флотов двух стран. В мае 2011 г. в районе о. Сулавеси (Индонезия) состоялись первые двусторонние антипиратские учения по линии ВМФ России и ВМС Индонезии. В 2012 г. проведены очередные совместные антипиратские учения по линии ВМФ России и ВМС Индонезии.

Торгово-экономическое сотрудничество

Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Индонезией развивается менее интенсивно, чем в военно-технической сфере, однако стабильно и имеет позитивную динамику. Оно регулируется Торговым соглашением 1999 г., Соглашением по экономическому и техническому сотрудничеству 1999 г., Соглашением об избежании двойного налогообложения 2002 г. В сентябре 2007 г. было подписано Соглашение о поощрении и защите капиталовложений.

Индонезия является традиционным торговым партнером России в Юго-Восточной Азии. Объём взаимной торговли в 2011 году вырос на 13,3%, до 2.166,5 млн. долл. Стороны стремятся к 2015 году достичь товарооборота в 5 млрд долларов. При этом, однако, следует отметить, что доля российско-индонезийской торговли в общем объёме российского оборота всё ещё остается ничтожно малой (менее половины процента), и весьма очевидно далёкой от реального внешнеторгового потенциала обоих торговых партнёров. Кроме того, во взаимной торговле продолжает наблюдаться значительный дисбаланс и рост отрицательного для России сальдо в пользу Индонезии. В 2011 г., как и в предшествующие годы, расширение товарооборота происходило в первую очередь за счет ускоренных темпов прироста импорта из Индонезии. На фоне сокращения на 26,6% российского экспорта в Индонезию (с 866 млн долл. в 2010 г. до 635,9 млн долл. в 2011 г.), обьём индонезийских поставок в Россию вырос почти в полтора раза -с 1.045,6 до 1.530,7 млн долл. Дальнейшая тенденция развития российско-индонезийской торговли в обозримой перспективе связана, в том числе, с реализацией ряда крупномасштабных инвестиционных проектов российского бизнеса в Индонезии, расширением экономического, научного, военно-технического, информационного и культурного взаимодействия.

Наиболее перспективными направлениями двустороннего торгового и инвестиционного сотрудничества являются электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, нефтегазовый сектор, металлургия, освоение мирового океана, телекоммуникации, машиностроение, судостроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, сотрудничество в финансовой и банковской сфере [2].

Важным механизмом межгосударственного сотрудничества является Межправительственная российско-индонезийская совместная комиссия по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству. Очередное 8-е заседание комиссии состоялось в Москве 25 июня 2012 года под председательством заместителя председателя правительства РФ Д.О. Рогозина и министра-координатора по вопросам экономики РИ М. Хатта Раджаса. В ходе заседания достигнуты договорённости по различным аспектам двустороннего взаимодействия, направленного на

всемерное расширение деловых связей, наращивание, диверсификацию и обеспечение большей сбалансированности взаимной торговли, совершенствование инвестиционного климата и условий ведения бизнеса для представителей деловых кругов двух стран. В частности, было подтверждено намерение с обеих сторон предпринимать усилия по существенному увеличению объёмов взаимного товарооборота, которые, как ожидается, должны к 2015 г. достигнуть отметки в 5 млрд долл.

Товарооборот между Россией и Индонезией в 2006-2011 гг. (по данным ФТС России)

Доля Индонезии во внешнеторговом обороте России по итогам 2010 г. составила 0,31% (44 место). В январе 2011 г. доля Индонезии во внешнеторговом обороте России составила 0,31% (41 место), а двусторонний товарооборот составил 137,7 млн. долл. США (рост на 169,9% по сравнению с тем же периодом 2010 г.). При этом российский экспорт составил 18,2 млн. долл. США (рост - 40,0%), а импорт - 119,4 млн. долл. США (рост на 336,4%). В структуре экспорта России в Индонезию в январе 2011 г. преобладали поставки продукции химической промышленности (72,0%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий (24,5%), минеральные продукты (2,5%). Наибольший удельный вес в российском экспорте занимают удобрения (44,3%), энергоносители (27,9%), летательные аппараты (8,8%) и черные металлы (5,4%).

В импорте России из Индонезии значительную долю составили продовольственные товары и с/х сырье (60,9%), продукция химической промышленности (12,8%), машины и оборудование (11,3%), текстиль, изделия из него (10,4%). Основу российского импорта составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - более 50%.

Интенсивно развивается инвестиционное сотрудничество Россия и Индонезии. Индонезийские деловые круги заинтересованы, прежде всего, в притоках капитала для инвестирования в разработку богатых природных ресурсов Индонезии, месторождений нефти и газа, алюминиевого сырья. Индонезийские власти принимают меры для улучшения инвестиционного климата в стране с целью привлечения иностранных инвестиций, в том числе и из России. Помимо интересов стимулирования экономического развития, власти заинтересованы в создании новых рабочих мест в различных районах страны для снижения безработицы и социальной напряжённости. На индонезийском рынке активно работает ряд российских компаний таких, как ФГУП «Госзнак», ОАО «Силовые машины», корпорация «Иркут» и др. В Джакарте работает Торговое представительство России. К сотрудничеству с Россией проявляют интерес нефтяной концерн Пертамина, Банк Мандири, горнодобывающая компания Анека Тамбанг. В Индонезию поступает всё больше российских

инвестиций. К сотрудничеству с Индонезией проявляют интерес такие крупные российские компании, как ЛУКойл, РусАл.

Объём российских инвестиций составил порядка 15 млн долл. США, индонезийских в Россию - 0,7 млн. долл. США. Растут и индонезийские инвестиции в Россию. В настоящее время в стадии реализации находятся следующие крупные проекты российско-индонезийского сотрудничества:

- проект сотрудничества АКК «Воздушный старт» и PT Air Launch Centra Nusa в области строительства аэрокосмического комплекса на о. Биак (провинция Зап. Папуа) для вывода на орбиту спутников при помощи самолёта-носителя Ан-124-100ВС «Руслан», предполагающий создание космической транспортной системы/ инфраструктуры мирового уровня для наиболее эффективного и экономически выгодного запуска космических аппаратов на экваториальные и околоэкваториальные орбиты;

- проект сотрудничества между ОАО «Силовые машины» и индонезийской государственной энергетической компанией PT Perusahaan Listrik Negara (PT PLN). В августе 2009 г. между ОАО "Силовые машины" и PT PLN подписан протокол о намерениях организации поставок российского энергетического оборудования на объекты энергетики Индонезии. Участие России в реализации национальной программы ускоренной электрификации Индонезии «10000 МВт - второй этап» будет способствовать расширению российско-индонезийского сотрудничества в сфере энергетики;

- перспективным направлением сотрудничества должно стать участие СМ в строительстве электростанции мощностью 2Х660 МВт в Индрамаю, (Западная Ява). Ранее обсуждалась также возможность участия "Силовых машин" в консорциуме с российской компанией "ЭМА-льянс" и индонезийским партнером PT Wijaya Karya в строительстве энергоблока мощностью 660 МВт для на ТЭС "Чилачап" (Ц.Ява);

- в апреле 2007 был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области разведки и разработки нефтегазовых месторождений в Индонезии, России и третьих странах между компанией «Лукойл Оверсиз» и государственной нефтегазовой компанией PT Pertamina. В развитие меморандума в сентябре 2007 г. подписано соглашение о совместном изучении ряда перспективных блоков на территории республики. На первоначальном этапе планировалось развитие сотрудничества в области разведки и добычи на глубоководном шельфе в провинции Западное Папуа, в частности, подача совместной заявки на проведение разведки нефти и газа на шельфовом блоке Семай. Соответствующие договорённости предполагают создание совместного руководящего комитета, контролирующего:

а отбор, оценку и анализ конкретных проектов и областей совместной деятельности;

б) аимодействие в области повышения нефтеотдачи индонезийских месторождений, эксплуатировавшихся в течение длительного времени;

в) проведение взаимных стажировок и обучения технических специалистов;

г) обмен опытом и, в конечном итоге, создание стратегического альянса между компаниями и развитие совместных проектов в сфере геологоразведки и добычи нефти и газа в различных регионах мира;

- проект внедрения в Индонезии комплекса методов увеличения нефтеотдачи старых нефтяных скважин, технологий очистки резервуаров нефти и нефтепродуктов, технологий разведки полезных ископаемых, продвигаемый нефтяной инновационной компанией «Петрос Груп», в начале 2010 г. открывшей свой представительский офис в Индонезии. Проект предполагает содействие в передаче передовых технологий в области нефтедобычи, в т.ч. предлагаемой «Петрос Груп» специальной программы экспресс-аудита «Возрождение старых нефтяных месторождений Индонезии»;

- соглашением о сотрудничестве между ЗАО «Синтезнефтегаз» (Группа «Синтез») и индонезийской компанией Archipelago Resources, подписанном в 2007 г. предусматривается предоставление индонезийской стороне услуг в сфере добычи и переработки нефти. В 2008 г. ещё одна входящая в группу компания ОАО «Синтезморнефтегаз» (дочернее предприятие ЗАО «Синтезнефтегаз») заключила Соглашение о разделе продукции с государственным органом контроля деятельности в сфере добычи нефти и газа BPMIGAS. В октябре 2008 г. эта российская компания была объявлена победителем тендера на проведения геологоразведочных работ и добычи углеводородного сырья на месторождении East Bawean-I (Вост. Ява), что обеспечивает ей возможность участия в геологоразведочной деятельности в наиболее перспективных нефтегазоносных районах Индонезии. В этой связи также весьма перспективной представляется проработка проектов участия российских компаний в строительстве объектов газотранспортной инфраструктуры, добыче, транспортировке, хранению и переработке углеводородного сырья;

- ФГУП «Гознак» с 2001 г. успешно участвует в регулярных тендерах Банка Индонезии (ЦБ страны) на поставку банкнотной бумаги. При этом компании удалось внедрить собственные защитные знаки в некоторые номиналы. На сегодняшний день «Гознак» является главным поставщиком банкнотной бумаги для Банка Индонезии;

- сотрудничество между Лабораторией Ка-сперского и индонезийским компаниями-дистрибьюторами PT Optima Solisindo Informatika и PT Astrindo Starvision по продвижению продукции ЛК (антивирусного ПО) на индонезийский рынок. В настоящее время продукция ЛК

является самым популярным и востребованным антивирусом на индонезийском рынке, которым пользуется св. 1 млн. жителей страны. В ближайшие два года ожидается удвоение количества пользователей этого продукта в Индонезии.

Региональное сотрудничество

В последние годы наблюдается оживление интереса со стороны субъектов Российской Федерации к сотрудничеству с Индонезией. В мае 2007 г. Москву посетил губернатор провинции Бали. В сентябре 2007 г. Джакарту в составе официальной делегации, сопровождавшей Президента России, посетили полномочный представитель Президента в Дальневосточном Федеральном округе К.С. Исхаков и губернатор Приморского края С.М. Дарькин.

Важнейшим событием последних лет в области развития межрегиональных связей стало подписание в июле 2007 г. Соглашения об установлении побратимских связей между Москвой и Джакартой. Интерес к поиску российских городов или регионов-побратимов проявляют также Особый административный округ Джокья-карта, провинция Бали, провинция Малуку. Побратимские связи установлены также между Санкт-Петербургом и Джокъякартой (2010 г.). Ведётся работа по заключению соответствующих соглашений между Владивостоком и Су-рабаей, Москвой и провинцией Бали.

Культурные и научные связи

За годы двустороннего сотрудничества образование в СССР получили несколько тысяч индонезийских граждан, в том числе военных специалистов. В настоящее время для Индонезии ежегодно выделяется 35 государственных стипендий для обучения и повышения квалификации в российских государственных вузах. В 2005 г. подписаны меморандумы о сотрудничестве крупнейшего Университета «Индонезия» с Московским и Санкт-Петербургским государственными университетами, а также с Институтом стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова.

Разработана межведомственная программа культурного сотрудничества на 2011-2013 гг. Если в 2010-2011 учебном году правительством России было выделено 35 стипендий для учебы индонезийских граждан в российских вузах, то в следующем учебном году их количество увеличилось до 45. В 2012-2013 гг. было предоставлено 50 государственных стипендий. В вузах России обучаются порядка 150 индонезийцев. Индонезия также предоставляет государственные стипендии для краткосрочных стажировок и обучения российских студентов.

В свете сбалансированности внешнеполитического курса новый аспект российско-индонезийского сотрудничества открывается в области подготовки дипломатов. Центр образования и подготовки кадров при Департаменте иностранных дел Индонезии установил деловые контакты

с Дипломатической академией при Министерстве иностранных дел России.

Индонезийские деятели культуры и искусства заинтересованы в пропаганде богатого культурного наследия своей страны. В августе 2007 г. в Джакарте подписана Программа культурного сотрудничества на 2008-2010 гг. В Москве работает Общество сотрудничества и дружбы с Индонезией. В Джакарте действует Российский центр международных научных и культурных связей.

Между спортивными ведомствами двух стран осуществляется обмен информацией по различным аспектам физической культуры и спорта. Российские спортсмены регулярно участвуют в проводимых в Индонезии международных турнирах по теннису, бадминтону и другим видам спорта. В июле 2008 г. команда Индонезии приняла участие в 4-х международных спортивных играх «Дети Азии», проводимых в Якутии.

Гуманитарная сфера

Особую заинтересованность проявляет правительство и региональные власти Индонезии в помощи России в деле ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф (цунами, землетрясений, извержений вулканов, лесных пожаров), участившихся в последнее время в районах ЮВА, прилегающих к Индонезии. С Индонезией налажено взаимодействие в борьбе со стихийными бедствиями. Российские врачи и спасатели участвовали в ликвидации последствий цунами и землетрясений (2005-2006 гг.). Авиаотряд МЧС России работал на тушении лесных и торфяных пожаров на островах Калимантан и Суматра (2006 г.). В 2009 г. оказано содействие в разборе завалов и поиске пострадавших в результате серии мощных землетрясений на о. Суматра.

Динамично растут масштабы туристических обменов. В 2010 г. Индонезию посетили более 80 тыс. россиян. Большую часть российского турпотока в эту страну составляют жители Сибири и дальневосточных регионов (Новоси-

бирск, Владивосток, Хабаровск). Количество индонезийских граждан, посетивших Россию в 2010 г., превысило 4,3 тыс. человек.

Новой и важной сферой сотрудничества становятся религиозные связи. Индонезия и Россия являются не только полиэтничными, но и многоконфессиональными государствами. Общим для России и Индонезии является то, что обе страны демонстрируют миру примеры межнационального согласия и конфессиональной гармонии. В 2007 г. в Индонезии находилась совместная делегация Русской Православной церкви и Русской Православной церкви за рубежом во главе с митрополитом Кириллом. В июне 2009 г. в Москве состоялся первый российско-индонезийский межрелигиозный диалог на тему «Мирное существование в многоконфессиональном обществе: уроки, извлечённые Россией и Индонезией». Подобные мероприятия проводятся на регулярной ежегодной основе.

Представители индонезийских религиозных организаций видят в России большой потенциал для обмена опытом и налаживания межконфессионального сотрудничества, пропаганды религиозной толерантности и диалога цивилизаций. По мнению индонезийских религиозных деятелей, если таким государствам, как Индонезия и Россия, удастся наладить партнёрство и постоянные контакты в религиозной сфере, то это станет:

- важным шагом для урегулирования противоречий между мусульманским и немусульманским;

- способствовать улучшению имиджа ислама в глазах мировой общественности;

- работать на сближение между всеми людьми и достижение мира во всем мире.

При поддержке Индонезии Россия стала наблюдателем в рамках Организации Исламского Сотрудничества. В целом, взаимовыгодное и плодотворное сотрудниче6ство между Российской Федерацией и Республикой Индонезией развивается успешно и имеет хорошие перспективы на всех направлениях.

Список литературы

1. Российско-индонезийские отношения (справочная информация) www.mid.ru/.../432569d80021985f4 3256c3e002fdbca!OpenDocument. 06 окт. 2011

2. А. Рогожин. Российско-индонезийские экономические отношения. www.feedcenter.org/partnerregions/ fecenter/G0199_5.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Индонезия и Россия. Итоги развития отношений 2012 и перспективы. www.rasia.com/2012/ru_forum/ news/538 18 дек.2012 г.

4. Penjelas atas UU RI Nomor 37 Tahun 1999 Tentang Hubungan Luar Negeri. www.deplu.go.id./?category_id-=12&news_id=409&main_id=1

5. Ю.А. Шолмов, Н.П. Ярославцев «Россия - Индонезия: история и современность.» в сб. Позиции России в АТР М.: Издательский дом «Ключ-С», 2007.

Об авторe

Ефимова Лариса Михайловна - д.и.н, профессор кафедры востоковедения МГИМО(У) МИД России.

E-mail: larisa_efimova@mail.ru

RUSSIAN-INDONESIAN RELATIONS IN XXI CENTURY

L.M. Efimova

Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia

Abstract: In XXI century a new faze has begun in Russian-Indonesian relations which are based on pragmatism and supremacy of nations interests of both sides. Cooperation in the political, military, trade, investment, social and cultural spheres is strengthening, cooperation on international and regional arenas is widening.

In relations with Indonesia, as well as with other Southeast Asian states Russia's main purpose is stability based on the principles of equality, mutual respect and benefit according to the international law. Indonesia's foreign policy maintains its free and active character.

Russian-Indonesian relations in the 21 century are marked with intensive political dialogue. Political ties are developing steadily. Mutual presidential visits has become regular. Close cooperation has been established between state institutions on various levels.

The most successful cooperation is developing in scientific, technological and military spheres. Thie cooperation is especially important for Indonesia in order to diminish its dependence on the West in these aspects.

Relations in trade and economic spheres are not very intensive, but are stable and have a positive dynamics. Indonesia was always a good trade partner for Russia. Direct business contacts are now developing between the two countries and this fact in very significant for the future economic cooperation. Nowadays Russian regions have begun to establish direct ties with Indonesian regions.

Humanitarian sphere constitute an important aspect of Russian-Indonesian relations. Cooperation in education is going on successfully. A new phenomenon represents friendly contacts between religious leaders of both countries.

In general mutually beneficial and fruitful cooperation between Russia and Indonesia is steadily progressing and opening brilliant perspectives.

Key words: Russia, Indonesia, Russian-Indonesian cooperation, economic relations, political contacts, state visits, humanitarian relations.

References

1. Rossiysko-Indonesiyskiye otnosheniya (spravochnaya informaziya) [Russian-Indonesian Relations. (general information)]. www.mid.ru/.../432569d80021985f43256c3e002fdbca!OpenDocument. 06 Oct.. 2011

2. Rogozhin A. 1Rossiysko-Indonesiyskiye ekonomicheskiye otnosheniya. [Russian-Indonesian Economic Relations]. www.feedcenter.org/partnerregions/fecenter/G0199_5.htm

3. Indonesia i Rossiya. Itogi razvitiya otnosheniy 2012 i perspektivy [Russia and Indonesia. Results of the development of relations in 2012 and perspectives]. www.rasia.com/2012/ru_forum/news/538 18 Dec. 2012

4. Penjelas atas UU RI Nomor 37 Tahun 1999 Tentang Hubungan Luar Negeri. www.deplu.go.id./?category_ id=12&news_id=409&main_id=1

5. Sholmov Yu. A., Yaroslavtzev N.P. Rossiya i Indonesia:istoria i sovrmennost ["Russia and Indonesia: past and present] v sb. Posizii Rossii v ATR M., Izdatelskiy Dom "Kluch-S" 2007.

About the author

Larisa M. Efimova - Phd. in History, Professor of Chair of Oriental Studies, Moscow State Institute of International Relations (U). E-mail: larisa_efimova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.