Исторические науки
Historical Sciences
УДК 94
ВАРТАНЬЯН Эгнара Гайковна,
профессор, доктор исторических наук, профессор
ПРЕЗИДЕНТ СУКАРНО: СВЕРШЕНИЯ И ОШИБКИ
Статья посвящена деятельности первого президента независимой Индонезии Сукарно после Второй мировой войны. Роль Сукарно неоценима для огромного архипелага, поскольку она в немалой степени способствовала росту освободительного движения Индонезии, формированию новой идеологии государства, самостоятельной экономики, политической системы, участию в Движении неприсоединения, провозглашенном на Бандунгской конференции в 1955 г. В статье анализируется деятельность Сукарно в деле сохранения суверенитета Индонезии, рассматриваются идейные установки первого президента, его знаменитые принципы (Панча сила), феномен «индонезийского социализма». Автор статьи затрагивает провозглашенную Сукарно политику «направляемой демократии», ее особенности, заложенные в ней элементы субъективизма и авторитаризма. Вместо буржуазной демократии западного образца Сукарно предлагал новый вид демократии, найденный им якобы в недрах индонезийской истории. Политика «направляемой демократии» была вызвана ограничением полномочий президента в соответствии с новой конституцией и сомнениями Сукарно в пригодности для Индонезии западных форм демократии.
Ключевые слова: независимость, неприсоединение, постколониальный период, мархаэрнизам, Панча сила, «индонезийский социализм», «направляемая демократия».
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -40-44
VARTANYAN Egnara Gaikovna,
Doctor in History, Professor
PRESIDENT SUKARNO: ACHIEVEMENTS
AND FAULTS
The article highlights the activities of the first President of independent Indonesia Sukarno in the period after the Second World War. Sukarno played an important role for the immense archipelago, because he contributed to the growth of the liberation movement of Indonesia, to the formation of the state new ideology, independent economy, political system, participation in the Non-Aligned Movement, proclaimed at the Bandung Conference in 1955. The article analyzes the activities of Sukarno in safeguarding the sovereignty of Indonesia, considers the ideological settings of the first President and his famous principles (Pancasila), the phenomenon of «Indonesian socialism». The author touches upon the policy of «guided democracy» proclaimed by president Sukarno, its basic features, elements of subjectivism and authoritarianism. Sukarno offered a new kind of democracy instead of the Western-style bourgeois democracy, the roots of which he found in the depths of Indonesian history. The policy of «guided democracy» was caused by the limited powers of the president under the new constitution and Sukarno’s doubts about the suitability for Indonesia of the Western forms of democracy.
Key words: independence, non-alignment, post-colonial period, marhaernizam, Pancasila, «Indonesian socialism», «guided democracy».
В истории каждого народа есть личности, которые сыграли судьбоносную роль в развитии своей страны. Для народа Индонезии таковой личностью является Сукарно. Автор данной статьи считает необходимым обратиться к этой харизматичной и противоречивой фигуре новейшей истории Востока, которая выдвинулась в период национально-освободительного движения индонезийского народа против голландских колонизаторов и в немалой степени определила пути развития своего государства. Сукарно можно поставить в один ряд с такими выдающимися деятелями Азии и Африки периода освободительной борьбы и в первые десятилетия постколониального периода, как Джавахарлал Неру в Индии, Гамаль Абдель Насер в Египте, Хо Ши Мин во Вьетнаме и др. Личности такого масштаба заслуживают того, чтобы их деятельность изучалась, положительный опыт управления страной заимствовался, а из недостатков выносились уроки. Индонезийцы помнят своего вождя. Не случайно в начале ХХ1 в. президентом Индонезии стала дочь президента Сукарно Мегавати Сукарнопутри.
В результате Второй мировой войны в 1945 г. в Индонезии была провозглашена независимость, утверждена конституция Индонезийской Республики. Первым президентом независимой Индонезии стал Сукарно (1945-1965). В Политическом манифесте правительства Республики Индонезия от 1 ноября 1945 г. говорилось: «Сегодня мы вступаем в новую фазу нашей освободительной борьбы, и мы сознаем, что на нас обращены взоры всего человечества <...> Провозглашение 17 августа 1945 г. Республики Индонезия представляло собой кульминационный пункт стремления индонезийского народа к независимости <...> Как только Республика Индонезия будет формально признана, мы примем необходимые меры по разрешению ряда важнейших вопросов. Без колебаний будут уплачены все долги правительства Нидерландской Ост-Индии, ... долги, которые в какой-то мере имеют отношение к Индонезии. <...> Вся собственность, принадлежащая иностранцам, будет им возвращена при том исключении, что мы сохраним за собой право приобретать по справедливой цене собственность, необходимую для повышения благосостояния страны ... мы намереваемся занять подобающее нам место в Организации Объединенных Наций.» [1]. В основу государственной идеологии были положены теория мархаэрнизма (сочетание требования свержения колониализма с планами преобразования общественных отношений) [2] и выработанные Сукарно накануне провозглашения независимости принципы «Панча сила» (пять принципов) - философская основа независимости: 1) индоне-
- 40 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
зийский национализм; 2) интернационализм, или гуманизм; 3) дискуссия, или демократия; 4) социальное благосостояние; 5) религиозность (вера в бога) [3]. Кстати, первые четыре принципа Панча сила являлись развитием теории мархаэрнизма, а последний был сформулирован Сукарно впервые [4]. В речи, по случаю 10-й годовщины провозглашения независимости Республики Индонезия 17 августа 1955 г., говоря о достижениях индонезийского народа, Сукарно отметил: «Друзья мои, чего достигли мы в настоящее время? ... Во-первых, мы создали наше ... единое государство. ... Во-вторых, мы создали нацию, индонезийскую нацию, которая в этот современный век хочет и может бороться за осуществление своих национальных идеалов. . В-третьих, мы создали государственный аппарат, который совершенствуется из года в год. ... В-четвертых, мы установили отношения с зарубежным миром и особого рода отношения с государствами и народами Азии и Африки [5].
В ответ на провозглашение независимости Англия и Голландия начали военные действия против Индонезии. Борьба индонезийского народа против военной интервенции стран Запада завершилась 27 декабря 1949 г. Состоялась официальная церемония передачи суверенитета Соединенным Штатам Индонезии (предложение Голландии дабы «растворить» республику в Соединенных Штатах Индонезии). В соглашении между Голландией и Индонезией от 27 марта 1947 г. говорилось: «1) Голландское правительство признает де-факто власть правительства Республики Индонезия на Яве, Мадуре и Суматре, тогда как другие районы страны, оккупированные армиями голландцев или союзников, постепенно и при сотрудничестве обеих сторон будут включаться в состав территории республики; 2) Голландское правительство совместно с правительством Индонезии содействует скорейшему созданию суверенного демократического государства на федеральной основе, называемого "Соединенные Штаты Индонезии''» [6]. Согласно конституции, вся территория страны разделилась на 16 автономных единиц. СШИ вошли в так называемый Голландско-Индонезийский союз, во главе которого стояла королева Нидерландов, также устанавливался фактический контроль Голландии над внешней торговлей Индонезии [7]. Только в 1954 г. Голландия была вынуждена подписать Протокол о расторжении Голландско-Индонезийского союза и аннулировании соглашений с Индонезией в области внешних сношений, обороны и культуры.
В определенной степени годы борьбы за независимость побудили Сукарно выбрать политику позитивного нейтралитета при складывающейся ориентации на дальнейшее укрепление союза с социалистическими странами и молодыми независимыми государствами Азии и Африки, политику, основанную на принципах мирного сосуществования. При активном участии Сукарно в Индонезии в апреле 1955 г. была проведена историческая Бандунгская конференция, которая ознаменовала начало Движения неприсоединения и явилась важной вехой в процессе сплочения молодых афро-азиатских государств на борьбу против империализма. Большое впечатление на конференции произвела эмоциональная речь Сукарно: «Нас объединяет ... общая ненависть к колониализму, в какой бы форме он ни проявлялся. Нас объединяет общая ненависть к расизму. Нас объединяет, наконец, общая решимость сохранить и укрепить мир во всем мире» [8]. Вместе с тем Сукарно предлагал афро-азиатским странам разного рода концепции. Так, осенью 1961 г. он провозгласил лозунг борьбы «новых нарождающихся сил» против «старых установившихся сил». Эта концепция не затрагивала различий в политической ориентации и путях социального развития молодых стран Азии, Африки и Латинской Америки и фактически ограничивалась геополитическим подходом к проблеме единства. Эта теория была холодно встречена неприсоединившимися государствами, не видевшими в ней реальной основы для сотрудничества [9].
Советский Союз протянул молодой Республике руку помощи. Уже в 1956 г. Сукарно посетил СССР с государственным визитом. Стороны заявили, что базируют свои отношения на принципах взаимного уважения, территориальной целостности, суверенитета, мирного сосуществования [10]. Между двумя странами были заключены соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве [11]. Индонезия активно сотрудничала с СССР и социалистическими странами. Сукарно романтически мечтал быстро решить многие вопросы при помощи государственных планов (1956-1960, 1961-1969 гг.). Но отсутствие капиталов, блокада Запада, падение производства из-за национализации иностранной собственности для создания госсектора, ошибки, мятежи - все это привело к невыполнению этих планов и гиперинфляции в стране в 1960-е гг. Помощь СССР не могла решить поставленных задач. Созданный за счет национализации предприятий иностранного капитала государственный сектор и курс на «направляемую экономику» обанкротился. В стране росла безработица. Реформы Сукарно не состоялись. В начале 1960-х гг. в забастовках участвовало до полумиллиона человек [12]. Возможно, несмотря на ошибки и неудачи Сукарно, именно в первые постколониальные годы были заложены экономические основы государства, что способствовало Индонезии (с учетом экономических
- 41 -
Исторические науки
Historical Sciences
мероприятий правительства Сухарто) впоследствии успешно участвовать в региональном сотрудничестве в АТР, в АСЕАН [13].
В ответ на нежелание западных государств в ООН принять ряд решений в интересах стран третьего мира, Сукарно стал готовить условия для создания ООН освободившихся стран (взамен ООН). Но в этом его левые силы в мире не поддержали, считая разрушение ООН опасным и вредным.
Окончание войны с Голландией ознаменовало новый этап политической истории Индонезии. Значительно возрос авторитет армии, ее верхушка стала претендовать на роль самостоятельной политической силы. Парламентские выборы 1955 г. проявили новую расстановку политических сил: 8,5 млн голосов получила Национальная партия Сукарно, 8 млн - правая мусульманская партия Машуми, Коммунистическая партия набрала 6 млн голосов [14]. В связи с полевением курса правительства и укреплением единства страны в середине 1950-х гг. при поддержке части реакционных военных, сепаратистов и внешних врагов в Индонезии произошла серия военных мятежей. В ответ на это Сукарно ввел военное положение, создав беспартийное правительство. Произошло сплочение патриотических, военных и левых сил страны. В условиях мятежей в 1957 г. Сукарно провозгласил новый политический курс: страна перешла к «направляемой демократии», заменившей парламентаризм. Вместо буржуазной демократии западного образца Сукарно предложил новый вид демократии, найденный им якобы в недрах индонезийской истории: «Индонезийцам нет необходимости копировать иностранные концепции демократии, они имеют свою собственную» [15]. В своей кампании за введение «направляемой демократии» Сукарно умело пользовался и тем, что парламентская демократия последовательно и в полной мере не осуществлялась в Индонезии. Реорганизации и смены кабинетов проходили в Индонезии не по требованию парламента, а под давлением внепарламентских сил и обстоятельств. Были запрещены оппозиционные партии (Машуми, Социалистическая партия), Сукарно объявил о возврате к Конституции 1945 г., дававшей президенту чрезвычайные пожизненные полномочия. Захлестнувшие промышленные центры забастовки рабочих были запрещены. Призывы Сукарно отказаться от «буржуазной демократии», дабы ликвидировать межпартийную борьбу, соответствовали его старым планам ликвидации многопартийной системы во имя национального единства. Политику «направляемой демократии» поддерживало руководство Коммунистической партии во главе с Д. Айдитом, на деле не заботясь о защите насущных интересах трудящихся. Это подрывало связи компартии с народом.
Личная власть в качестве теоретической базы требовала своего рода и личной идеологии. Со временем мархаэрнизм стали все чаще именовать сукарноизмом. Огромное значение имел также тот факт, что лишь президент мог разрабатывать и интерпретировать государственную идеологию. Это постепенно все больше лишало ее творческого развития, порождало формализм и идеологический нигилизм. О большинстве расхождений умалчивалось, оппозицию заставляли молчать. Сукарно утверждал: «Я -Индонезия, я революция!» [16]. Балансирование для сохранения власти становилось более важным, чем проведение реформ. Одновременно с этим Сукарно объявил себя сторонником «социализма»: «Наш социализм - это смесь: идею политического равенства мы заимствовали из Декларации независимости США; идею духовного равенства - из ислама и христианства; научную идею равенства - из марксизма. К этому мы добавили свою национальную самобытность - мархаэрнизм. Затем мы внесли сюда принципы "готонг-ройонг", что означает жить вместе, работать вместе и помогать друг другу во всем. Смешайте все это, и вы получите "индонезийский социализм''». [17]. Сукарно рассматривал «индонезийский социализм» как общественный строй, обеспечивающий национальное возрождение, экономическое развитие и социальную справедливость, оставляя в тени пути перехода к нему.
Таким образом, «направляемая демократия» должна была способствовать созданию стабильного, экономически развитого демократического государства. Она имела своей целью сохранение статус-кво, при котором, как пишет исследователь А.Ф. Коробков, «слабые социальные группы берутся под защиту, сильные ограничиваются» (18). Однако «направляемая демократия» была нацелена на консервацию достигнутого уровня развития индонезийской революции, была порочной, и ее осуществление фактически вело к стагнации антиимпериалистического и антифеодального движения Индонезии, его топтанию на месте.
Сукарно, как мелкобуржуазному революционеру, на трудном этапе истории государства не хватило ни твердости, ни целеустремленности, ни последовательности, чтобы перешагнуть рубеж, отделяющий период антиколониальной борьбы от борьбы за социально-экономические преобразования. Нельзя не согласиться с мнением М.С. Капицы и Н.П. Малетина о разительном контрасте между сукарновскими речами и делами, огромная дистанция разделяла его «социалистические» планы реформ и их реализацию [19]. И если бы темпы реализации идеалов «направляемой демократии» зависели от частоты повторения самого термина «индонезийский
- 42 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
социализм», а не от действительных результатов социально-экономических преобразований, то правительство, несомненно, справилось бы со своей задачей.
Подводя итог, следует отметить, что Сукарно - один из виднейших деятелей освободительного движения Индонезии, несмотря на ошибки, идейно-политические противоречия, эволюцию взглядов в сторону авторитаризма, внес большой вклад в развитие освободительного движения и национального самосознания своего народа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Политический манифест правительства Республики Индонезии: Хрестоматия по новейшей истории. - М., 1961. - С. 631-632.
2. Сукарно. Индонезия обвиняет. Сборник статей и речей. - М., 1956. - С. 211.
3. Там же. - С. 269.
4. Там же. - С. 313.
5. Там же. - С. 317-318
6. Линггаджатское соглашение между Голландией и Индонезией: Хрестоматия по новейшей истории. - М., 1961. -С. 633.
7. Капица М.С., Малетин Н.П. Сукарно. Политическая биография. - М., 1980. - С. 116.
8. Сукарно. Указ. соч. - С. 287.
9. Другов А.Ю., Резников А.Б. Индонезия в период «направляемой демократии». - М., 1969. - С. 59.
10. Из советско-индонезийского совместного заявления: Хрестоматия по новейшей истории. - М., 1961. - С. 637.
11. Из второго Генерального соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве между СССР и Республикой Индонезией. 1960: Хрестоматия по новейшей истории. - М., 1961. - С. 639-640.
Песчаный Д.Г. Очерки новейшей истории стран Востока после Второй мировой войны 1945-1990. - Краснодар, 1998. - С. 157.
12. Вартаньян Э.Г., Деружинский Г.В. Страны АСЕАН: из истории экономических отношений: Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал. - 2012. - № 10. - С.43-47.
13. Песчаный Д.Г. Указ. соч. - С. 155.
14. Капица М.С., Малетин Н.П. Указ. соч. - С. 142.
15. Там же. - С. 212.
16. Там же. - С. 176.
17. Коробков А.Ф. Буржуазная общественно-политическая и философская мысль Индонезии. - М., 1972. - С. 47.
18. Капица М.С., Малетин Н.П. Указ. соч. - С. 213.
REFERENCES
1. The political manifesto of the Government of the Republic of Indonesia: Readings on recent history. [Politicheskii manifest pravitel'stva Respubliki Indonezii: Hrestomatijа po noveishei istorii]. Moskva, 1961. P. 631-632. (in Russ).
2. Sukarno. Indonesia accuses. The collection of the articles and speeches. [Sukarno. Indonezijа obvinjаet. Sbornik statei i rechei]. Moskva, 1956. P. 211. (in Russ)
3. Ibid. [Tam zhe]. P. 269. (in Russ).
4. Ibid. [Tam zhe]. P. 313. (in Russ).
5. Ibid. [Tam zhe]. P. 317-318. (in Russ).
6. Linggadjati agreement between the Netherlands and Indonesia: Readings on recent history. [Linggadzhatskoe soglash-enie mezhdu Gollandiei i Indoneziei: Hrestomatijа po noveishei istorii]. Moskva, 1961. P. 633. (in Russ).
7. Kapitsa M.S, Maletin N.P Sukarno. Political Biography. [Sukarno. Politicheskajа biografijа]. M., 1980. P. 116. (in Russ).
8. Sukarno. Indonesia accuses. The collection of the articles and speeches. [Indonezijа obvinjаet. Sbornik statei i rechei]. Moskva, 1956. P. 287. (in Russ).
9. Drugov A.Y, Reznikov A.B Indonesia in the period of "guided democracy". [Indonezijа v period «napravljаemoi demo-kratii»]. Moskva, 1969. P. 59. (in Russ).
10. From the Soviet-Indonesian joint statement: Readings on recent history. [Iz sovetsko-indoneziiskogo sovmestnogo zajаvlenijа: Hrestomatijа po noveishei istorii]. Moskva, 1961. P. 637. (in Russ).
11. From the second of the General Agreement on Economic and Technical Cooperation between the USSR and the Republic of Indonesia. 1960: Readings on recent history. [Iz vtorogo General'nogo soglashenijа ob yеkonomicheskom i tehnicheskom sotrudnichestve mezhdu SSSR i Respublikoi Indoneziei. 1960: Hrestomatijа po noveishei istorii]. Moskva, 1961. P. 639-640. (in Russ).
12. Peschanniy D.G Essays on the modern history of the East after the Second World War, 1945-1990. [Ocherki noveishei istorii stran Vostoka posle Vtoroi mirovoi voiny 1945-1990]. Krasnodar, 1998. P. 157. (in Russ).
13. Vartanyan E.G, Deruzhinsky G.V. ASEAN countries: from the history of economic relations: Economics of sustainable development. Regional scientific journal. [Strany ASEAN: iz istorii yеkonomicheskih otnoshenii: Yekonomika ustoichivogo razvitijа]. Regional'nyi nauchnyi zhurnal. 2012. №10. P. 43-47. (in Russ).
14. Peschanniy D.G. Op. c. [Ukaz. soch]. P. 155. (in Russ).
15. Kapitsa M.S, Maletin N.P. Op .c. [Ukaz. Soch]. P. 142. (in Russ).
16. Ibid. [Tam zhe]. P. 212. (in Russ).
17. Ibid. [Tam zhe]. P.176. (in Russ).
- 43 -
Исторические науки
Historical Sciences
18. Korobkov A.F. The bourgeois socio-political and philosophical thought in Indonesia. (Burzhuaznaja obshestvenno-politicheskaja i filosofskaja mysl' Indonezii). Moskva, 1972. P. 47. (in Russ).
19. Kapitsa M.S, Maletin N.P. Op. c. [Ukaz. soch]. P. 213. (in Russ).
Информация об авторе Information about the author
Вартаньян Эгнара Гайковна, профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Кубанского государственного уни- Vartanian Egnara Gaikovna, Doctor in History, Professor, Chair of Modern, Contemporary History and International Relations, Kuban State University,
верситета, Краснодар, Россия vartaneg@yandex.ru Krasnodar city, Russia vartaneg@yandex.ru
Получена: 28.07.2015 Received: 28.07.2015
- 44 -