Научная статья на тему 'Г. Т. Тюнь и развитие отечественной индонезистики'

Г. Т. Тюнь и развитие отечественной индонезистики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. Т. ТЮНЬ / ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / ИНДОНЕЗИСТИКА / МАЛАЙСКО-ИНДОНЕЗИЙСКИЙ РЕГИОН / МОДЕРНИЗАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЛИГИИ / GALINA TYUN / ORIENTAL STUDIES / INDONESIAN STUDIES / MALAY INDONESIAN REGION / MUSLIM EDUCATION AND RELIGION MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова Наталия Владимировна, Банит Светлана Викторовна

Впервые анализируются труды ученого-востоковеда Галины Тойвовны Тюнь (1948-2017), научные интересы которой были связаны с историей Малайско-индонезийского региона. Г. Т. Тюнь изучала положение китайского меньшинства в Индонезии и распространение идей реформаторства, просветительства, национализма в среде китайской эмиграции в начале XX века; экономические и политические мероприятия лидеров Малайско-индонезийского региона во второй половине XX начале XXI века. В ее статьях нашли отражение процессы глобализации и проблемы модернизации мусульманского образования и религии. Г. Т. Тюнь внесла серьезный вклад в развитие индонезистики и одной из первых в отечественной науке обратилась к теме исламского банкинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GALINA TYUN AND THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN INDONESIAN STUDIES

The article analyzes the works of an outstanding orientalist Galina Tyun (1948 2017) who devoted herself to studying the Malay Indonesian region history. She studied the Chinese minority status in Indonesia and the spread of reformist, enlightenment and nationalist ideas among Chinese immigrants at the beginning of the XX century, as well as the economic and political measures of the Malay Indonesian region leaders during the second half of the XX and the early XXI centuries. Galina Tyun’s remarkable Indonesian studies articles reflected the globalization processes in Muslim education and religion modernization. She made a great contribution to the development of Indonesian studies and was one of the first among Russian researchers to study Islamic banking.

Текст научной работы на тему «Г. Т. Тюнь и развитие отечественной индонезистики»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 2 (179). С. 48-54 Историография, источниковедение и методы исторического исследования 2019

УДК 94 (594):930

DOI: 10.15393/искг.аЛ.2019.287

НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА СМИРНОВА

кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) Ьиг1апа@таИ ги

СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА БАНИТ

старший преподаватель кафедры филологии стран Юго-Восточной Азии Восточного факультета, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Российская Федерация) sbanit@yandex. ги

Г. Т. ТЮНЬ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДОНЕЗИСТИКИ

Впервые анализируются труды ученого-востоковеда Галины Тойвовны Тюнь (1948-2017), научные интересы которой были связаны с историей Малайско-индонезийского региона. Г. Т. Тюнь изучала положение китайского меньшинства в Индонезии и распространение идей реформаторства, просветительства, национализма в среде китайской эмиграции в начале XX века; экономические и политические мероприятия лидеров Малайско-индонезийского региона во второй половине XX - начале XXI века. В ее статьях нашли отражение процессы глобализации и проблемы модернизации мусульманского образования и религии. Г. Т. Тюнь внесла серьезный вклад в развитие индонезистики и одной из первых в отечественной науке обратилась к теме исламского банкинга. Ключевые слова: Г. Т. Тюнь, востоковедение, индонезистика, Малайско-индонезийский регион, модернизация мусульманского образования и религии

Галина Тойвовна Тюнь (1948-2017) в 1965 году поступила в Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова на Восточный факультет, отделение истории Индонезии [2]. Ее учителем был индонезист П. М. Мовча-нюк (1937-1993), сферой особого интереса которого являлось изучение положения китайского меньшинства в регионе. Индонезийскому языку она училась у замечательного востоковеда, лингвиста А. К. Оглоблина. По окончании обучения в 1970-1971 годах Г. Т. Тюнь стажировалась в Университете Малайя, Куала-Лумпур, Малайзия. Два года проработала в Москве в Главной редакции восточной литературы издательства «Наука», занималась переводами с малайского языка. В 1974 году была принята на работу преподавателем истории стран Азии и Африки на кафедру всеобщей истории историко-филологического факультета Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). В 1980-1983 годах Галина Тойвовна училась в аспирантуре Восточного факультета ЛГУ, где под руководством профессора Л. А. Бе-резного (1915-2005) защитила диссертацию по теме «Китайское меньшинство в общественном развитии колониальной Индонезии в 1870-1914 годах» [6] с присвоением ученой степени кандидата исторических наук. Цель работы заключалась в анализе особенностей китайской иммиграции, выявлении роли китайского капитала в процессе зарождения капиталистического уклада в индонезийской экономике, рассмотрении

© Смирнова Н. В., Банит С. В., 2019

основных проблем возникновения китайского буржуазного общественного движения, определении его места в общественной жизни Индонезии в начале XX века [6: 2].

Преподавая историю стран Азии и Африки, Г. Т. Тюнь обращалась к проблемам всеобщей истории. В работе «История Индии в лекционных курсах кафедры всеобщей истории ПетрГУ» [9] рассмотрела современные подходы в изучении и преподавании истории, которые требуют постоянного привлечения новых материалов в учебные лекционные курсы. Сюжеты массовых народных движений и классовой борьбы на Древнем и Средневековом Востоке рекомендовала заменить более живыми, детальными описаниями самобытных культур, образа жизни и уникальных религий стран и народов. Древние индийские тексты целиком отвечают этой задаче и демонстрируют самобытность индийской культуры. Галина Тойвовна считала художественную литературу важной частью материалов, используемых в преподавании истории стран Азии: произведения выдающихся поэтов, драматургов и писателей позволяют оживить описание любой эпохи и создать ее уникальный облик [9: 32].

В 1981 году в соавторстве с историком В. Н. Ко-бец Галина Тойвовна опубликовала статью «Фу-кудзава Юкити о природе власти в Японии» [1] в сборнике «Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока». Фукудзава Юкити (1835-1901) - крупнейший японский про-

светитель, философ и педагог. В статье на основе анализа его работы 1875 года «Краткий очерк теории цивилизации» исследован вопрос о власти как основополагающий для понимания особенностей исторического и политического процесса в Японии и на Западе.

В 1980-1890-х годах Г. Т. Тюнь читала лекции по истории стран Дальнего Востока в университетах Финляндии и США. В 1991 году она была приглашена в Колледж Густава Адольфа (Св. Петр, Миннесота, США) для разбора материалов в личном архиве Ричарда Рейша, миссионера русского происхождения, а в апреле 2008 года в США вышла в свет монография американского исследователя Д. Джонсона «Loyalty». Книга является биографией доктора Р. Рейша, богослова, миссионера и африканиста. Профессор Д. Джонсон сам был его студентом в Колледже Густава Адольфа и находился под впечатлением как личности своего профессора, так и его сложной и яркой биографии. Статья Галины Тойвовны «Африканские научные исследования Ричарда Рейша в монографии Д. Джонсона "Loyalty"» [10] посвящена анализу текстов рукописей о жизни и культуре народа масаи, которые были написаны в разные годы: «Memorandum about the Masai Work», «The Masai by Masai Missionary», «Some Kilimanjaro legends». Весьма вероятно, что материалы эти собирались постепенно в период с 1923 по 1954 год. Рукопись «The Masai by Masai Missionary» состоит из четырех самостоятельных разделов: семейные обряды, полигамный брак; скотоводство и миграция; верования и культы, мифология, обряды и празднования; семейная жизнь, особенности деревни и кочевий, защита стада и деревни. Тексты являются важным материалом для исследований по этнологии, культуре и истории масаев.

Г. Т. Тюнь обладала не только широкими научными интересами в области мировой истории, но и интересом к развитию культуры, как в мире в целом, так и в родном регионе в частности. Работая в ПетрГУ, она приняла участие в проекте «Гражданское образование на Северо-Западе России» [8], участвовала с коллегами в работе над проектом, направленным на разработку концепции гражданского образования и создания новых методических курсов как для обычных учебных планов, так и для послевузовской переподготовки и повышения квалификации, ориентированных на подготовку учителей, способных осуществлять гражданское образование в школе как через преподавание новых предметов обществоведческого и гражданского цикла, так и через воспитание критически мыслящей и граждански активной личности.

В 2004 году Г. Т. Тюнь стала преподавателем истории Индонезии и Малайзии на кафедре истории стран Дальнего Востока Восточного факультета Санкт-Петербургского государствен-

ного университета. Талантливые востоковеды П. М. Мовчанюк и Л. А. Березный были ее учителями и наставниками, помогли сформироваться как ученому. Об их вкладе в науку она рассказала в докладе «П. М. Мовчанюк и Л. А. Березный - создание отделения истории Индонезии на Восточном факультете ЛГУ в 1966 г.» на конференции «История изучения Дальнего Востока: Учителя и ученики», проходившей в Санкт-Петербурге в Институте восточных рукописей РАН в 2014 году. Г. Т. Тюнь преподавала географию, историю и культуру Нусантары, новейшую историю Индонезии, Малайзии и Филиппин. Ученым были разработаны уникальные лекционные курсы по источниковедению и историографии истории Индонезии, о политических партиях и государственности в Индонезии XXI века, культуре и этнологии Индонезии и Малайзии, малайских исторических источниках в российских исследованиях, научных центрах исследований региональных проблем Юго-Восточной Азии в мире.

Г. Т. Тюнь была активным участником конференций по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, по проблемам региональной безопасности Восточной Азии на Восточном факультете СПбГУ, выступала с докладами на московских конференциях «Общество и государство в Китае» в Институте востоковедения РАН. В 2011 году участвовала в работе пятнадцатой научной конференции азиатских исследований в Токио, где в секции «Визуальная сатира в Азии: вымирающий жанр?» выступила с докладом «Индонезийские мультфильмы: от политики до высоких технологий». Галину Тойвовну приглашали в Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера) для участия в Маклаевских чтениях, а в 2011 году она опубликовала рецензию на сборник докладов ежегодных Маклаевских чтений 2008 года «Индонезийцы и их соседи» под редакцией востоковеда-этнографа М. В. Станюкович [12]. Сборник издан в честь 70-летнего юбилея и 40-летия научной и преподавательской деятельности известных петербургских ученых-индонезиеведов - востоковеда-этнографа из МАЭ РАН Е. В. Ревуненковой и профессора А. К. Оглоблина, носителей лучших традиций петербургской востоковедной школы.

Основной областью научных интересов Галины Тойвовны была история региона Нусанта-ры (регион объединяет Индонезию, Малайзию, Сингапур, Бруней и Филиппины), и этой теме посвящено большинство ее научных трудов. В работе «Роль китайского капитала в становлении капиталистических отношений в Нидерландской Индии в последней трети XIX века» [3] она рассматривала важную проблему - принадлежность большей части местного капитала этническим китайцам4. Этот же острый китайский вопрос Г. Т. Тюнь исследовала в статьях «Первые просветительные организации в китайской

общине колониальной Индонезии (1900-1914 гг.)» [5], «Деятельность китайских читален "Су По Сиа" в Нидерландской Индии 1909-1914 гг. (к истории становления национально-освободительного движения Индонезии)» [4], «О характере общественно-политического движения хуацяо в колониальной Индонезии (1900-1914 гг.)» [7]. Она изучила возникновение и развитие китайского общественно-политического движения в Индонезии в начале XX века.2

Анализируя работу своих предшественников, Г. Т. Тюнь написала статью «Труды академика Н. А. Симонии: от проблем формирования нации в Индонезии - к теоретическим проблемам всеобщей истории» [11] и дала работе ученого высокую оценку.3 Изучив исследования замечательного востоковеда, Галина Тойвовна пришла к выводу, что размышления об исторических судьбах разных народов и их сопоставление привели выдающегося историка к наиболее острым теоретическим проблемам всеобщей истории:

В 1968 году вышла книга ученого «Торгово-рос-товщический капитал в странах Азии», в которой дана новая оценка роли торговцев и ростовщиков в общественном развитии стран Азии. Он показал, что в Азии ни крупного промышленного, ни сколько-нибудь свободного от коррупции государственного капитала не существовало, поэтому недооценка торгово-ростовщи-ческого капитала приводила к деформации при анализе общественных процессов стран Востока. Еще одна монография Н. А. Симонии «Страны Востока: пути развития», вышедшая в 1975 году, стала предметом острых дискуссий. Весьма интересны для востоковедов взгляды ученого на современное развитие стран Востока. Вестернизация как теория и политика, на взгляд Н. А. Симонии, потерпела полное поражение. Не она определила характер тех преобразований, которые реально происходили и происходят в странах за пределами географической зоны традиционной западной культуры. В 1984 году Н. А. Симония с группой коллег опубликовал книгу «Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного». В работе на огромном фактическом материале было показано, что под внешним, иностранным влиянием происходит в лучшем случае «синтез», то есть соединение «местного» и «пришлого». Это модернизация, но не вестернизация, так как изменения в рассматриваемых обществах не сопровождаются их уподоблением Западу [11: 246-250].

В Юго-Восточной Азии проблемы модернизации были связаны с исламом. Ислам в последние годы становится все более важной составляющей жизни региона, на что обращает внимание Г. Т. Тюнь в статьях «Идея глобализации Ма-хатхира Мохамада и мусульманская банковская сеть в Малайзии» [18] и «Реформирование мусульманского высшего образования Малайзии и проблемы безопасности» [15]. Галина Тойвов-на подчеркивает, что для сохранения самобытности малайцев4 в эру глобализации одной из главнейших задач государства является защита исламских традиций внутри страны, что означает приверженность традиционным исламским

ценностям и умеренное, сообразное времени и прогрессу в мире, обновление ислама, его адаптация к современным реалиям и потребностям общества. Г. Т. Тюнь изучила политику премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада (1981-2003). Для изменения ситуации в финансовой и банковской сферах М. Мохамад выдвинул «проект золотого динара» [22], единой валюты, имеющей золотое обеспечение, которую можно было бы использовать во всех мусульманских странах в качестве альтернативы американскому доллару:

Одной из сфер распространения исламских ценностей в Малайзии и Индонезии стал именно финансовый сектор, традиционно на протяжении столетий практически полностью находившийся в руках китайцев. Большой интерес к услугам исламских финансовых структур сегодня проявляют немусульмане, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности исламских банков - большинство их клиентов в Малайзии являются представителями китайской диаспоры. Правительство М. Мохамада сумело преодолеть финансовый кризис 1998 года, провозгласив главной задачей в экономике опору на собственные силы, он был автором концепции «Видение 2020», ставящей целью превращение Малайзии в индустриально развитое государство к 2020 году. Концепция была дополнена идеологией «восточных ценностей» в противовес идеализации западного образа жизни и экономических ценностей. «Проект золотого динара» положил начало распространению мусульманской банковской сети в Малайзии. В целом банковская система, созданная в арабском мире, существенно отличается от западной своими правилами, отвечающими Корану и шариату, что было в сопоставлении с банками хуацяо принципиально новым для малайцев. Взимание процентов Кораном запрещено. Клиентам необходимо было изучить особенности финансовой и банковской сферы по нормам шариата, надо было обучить финансистов в этой сфере, что привело к развитию системы мусульманского образования в Малайзии [18: 44-48].

Галина Тойвовна акцентирует внимание на дискуссиях в странах ислама о формировании интегрированной концепции образования, которая отвечала бы требованиям времени, связанным с научным и техническим прогрессом, но при этом оставалась органически вписанной в исламскую теологическую систему воспитания [23]. Именно Малайзия в программе мусульманского образования предложила в 2006 году абсолютно новую концепцию, известную как ислам хадхари, или «цивилизованный ислам» [20]. В ее основе лежит соблюдение 10 принципов: вера и поклонение Богу; справедливое и достойное доверия правительство; свободные и независимые люди; овладение научными, достойными доверия знаниями; сбалансированное и постепенное экономическое развитие; хорошее качество жизни населения; защита прав меньшинств и женщин; высокие моральные ценности и культура; защита природных ресурсов и окружающей среды; высокая обороноспособность государства.

Г. Т. Тюнь внимательно следила и за работой коллег в Малайзии, результатом чего стала статья «Проблематика ога^ asli5 в диссертационных исследованиях Университета Малайя (г. Куала-Лумпур) в 2000-2012 годах» [17]. Галина Тойвовна интересовалась политической жизнью в Индонезии и в 2017 году обратилась к истории трагических событий, связанных с подавлением «движения 30 сентября 1965 года» [19]. Она изучила материалы интернет-ресурсов, позволяющие узнать о событиях 1965-1966 годов:

Одним из таких ресурсов является сайт Центр изучения здоровья женщин ^ауа8ап Pendidikan Ке8еЬа1ап Регетриап) ^РКР), его руководитель Сулами Джойо-правиро - одна из наиболее известных активисток движения за осуждение виновных в массовых убийствах 1965-1966 годов. Сама С. Джойоправиро в юности была убежденной защитницей прав женщин, но в 1965 году ее обвинили в участии в государственном перевороте, арестовали, и она провела в заключении 20 лет. После освобождения в 1999 году она стала инициатором создания Индонезийского института по исследованию резни 1965-1966 годов в составе Центра изучения здоровья женщин. Еще один достойный доверия ресурс - это сайт Центра политических исследований Индонезийского института наук, одним из сотрудников которого является Асви Арман Адам, также изучающая диктатуру Сухарто [19: 58].

Галина Тойвовна рассказала в статье о художественной книге Су Тьен Марчинг «Конец молчания», опубликованной в 2016 году. Книга содержит рассказы тех жертв репрессий, обвиняемых в участии в «движении 30 сентября», которым посчастливилось выжить в период жесткого преследования их семей режимом Сухарто:

Большинство пострадавших в те годы опасаются и сегодня рассказать правду о количестве жертв и методах преследований, справедливо полагая, что эти вопросы могут привести к жестким противоречиям в современном обществе, что в свою очередь может стать причиной возобновления политических преследований [19: 58].

В статье «Экономическое развитие и политические партии Индонезии после Сухарто» [13] Г. Т. Тюнь анализировала политическую систему Индонезии во второй половине XX - начале XXI века, в частности изучила деятельность современных политических партий, которые пыта-

ются найти рецепты и возможности дальнейшего развития страны6. Она исследовала внешнюю политику второго демократически избранного президента в статье «Международные связи Индонезии со странами мусульманского мира в годы президентства С. Б. Юдойоно (2004-2014)» [16]:

С приходом к власти Сусило Бамбанг Юдойоно (2004-2014) одним из основных направлений индонезийской дипломатии стали страны ислама. Помимо деятельности в Организации Исламской Конференции, Индонезия сотрудничает на двусторонней основе с исламскими государствами в сфере политики, экономики, культуры, религии. Культурные связи с мусульманскими странами включают в себя вопросы образования и религии, и субъектом действия международных связей становится не индонезийское государство (правительство), а мусульманская община - умма. В Министерстве религии Индонезии существует целый Департамент, ведающий вопросами паломничества. Возможность совершить хадж является неотъемлемым фактором единения мусульманского сообщества [16: 33-34].

Г. Т. Тюнь увлекала в мир научных исследований и своих учеников. Так, в сотрудничестве со студентом кафедры истории стран Дальнего Востока ВФ СПбГУ Н. Старостиным была написана статья «Расширение международного партнерства как путь обеспечения безопасности современной Индонезии» [14]. Авторы обозначили, что Индонезия представляет собой крупнейшую экономику в Юго-Восточной Азии, а сырье и нефтяные ресурсы являются базовыми элементами индонезийской экономики7.

Г. Т. Тюнь изучила положение китайского меньшинства в Индонезии и распространение идей реформаторства, просветительства, национализма в среде китайской эмиграции в начале XX века; экономические и политические мероприятия лидеров Малайско-индонезийского региона во второй половине XX - начале XXI века. В статьях ученого нашли отражение процессы глобализации и проблемы модернизации мусульманского образования и религии. Галина Тойвовна Тюнь внесла серьезный вклад в развитие индонезистики, воспитала несколько поколений историков и одной из первых в отечественной науке обратилась к теме исламского банкинга.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Крупная торговая буржуазия Индонезии состояла из китайцев, а китайскому населению было запрещено приобретать землю, поэтому китайский капитал развивал активную деятельность в сфере торговли, ростовщических операций и обрабатывающей промышленности. Из-за высокой конкурентоспособности китайцев колониальные власти предпринимали в отношении них многочисленные ограничения: высокие налоги и таможенные пошлины на ввозимые товары, которые были выше, чем для европейцев.

2 Первый этап общественно-политического движения был ознаменован началом деятельности просветительных организаций китайских ассоциаций Тионг Хоахве Коан (ТХК). ТХК появились в Батавии в 1900 году, свою главную задачу лидеры организаций видели в создании частных китайских школ, изучении китайского языка, истории, культуры и традиций Китая. Второй этап движения был связан с деятельностью китайских читален Су По Сиа: первые читальни появились на Яве в 1909 году, а в 1910 году их в стране было 52, большая часть находилась за пределами Явы. Су По Сиа действовали как революционные клубы, где критиковались действия колониальной администрации Индонезии. Работа организаций ТХК и Су По Сиа способствовала оживлению общественной жизни Индонезии, укреплению различных

контактов с Китаем и ознакомлению индонезийских хауцяо с достижениями китайской культуры и современной общественной мысли, дала толчок к пробуждению национального самосознания китайского меньшинства.

3 Нодари Александрович Симония (род. в 1932 году) - востоковед, академик РАН. В 1958 году ученый защитил кандидатскую диссертацию по проблемам формирования и становления нации в Индонезии, а в 1974 году представил к защите докторскую диссертацию по теоретическим проблемам революционного процесса в странах Востока. Н. А. Симония в работе 1964 года «Буржуазия и формирование нации в Индонезии» изучил историю султанатов и княжеств Индонезийского архипелага, где проживали малайцы, яванцы, балийцы, даяки, бугийцы, макассары и сотни других этносов. Объединение жителей островов в единое государство Индонезия произошло в 1908 году. Ученый пришел к выводу, что культурные и религиозные различия народов Индонезии не носят характера противоречий и не могут стать препятствием объединению людей в единую нацию индонезийцев.

4 Само понятие «малайцы» сложилось лишь в XX веке - исторически жители каждого султаната на Индокитайском полуострове считали себя «отдельными» от соседей. Однако с началом взаимодействия султанатов между собой пришло осознание исторической и культурной общности всех жителей, а вместе с тем и того, что главным фактором, объединяющим их, являются единые малайские и исламские ценности. Именно поэтому понятие «малаец» не может не подразумевать под собой понятия «мусульманин». Это нашло отражение и в Конституции Малайзии 1957 года. В параграфе 160 понятие «малаец» включает в себя исповедание ислама, свободное владение малайским языком и соблюдение малайских традиций.

5 Национальные меньшинства Малайзии, которые состоят из оранг асли (коренные народы) на полуострове Малайзия и pribumi в Сабахе и Сараваке, составляют очень малый процент населения Малайзии - около 45 тыс. человек. Эти группы обладают своей уникальной культурой и образом жизни, унаследованными от предков и сохраняемыми на протяжении тысячелетий. В Куала-Лумпуре существует интеллектуальный и научный Центр координации научно-исследовательского сотрудничества по проблемам коренных народов Малайзии. Центр был открыт в 1999 году в университете Малайя. Тогда же в Университете Малайя был создан еще один исследовательский центр, деятельность которого связана с изучением оранг асли, - это Центр правового плюрализма и коренных народов. Исследования двух центров показали, что диссертационных работ по проблемам медицины и здравоохранения оранг асли оказалось больше всего. Вторая по количеству работ группа - это исследования по культуре, традициям, школьному образованию, педагогике и психологии. Третья группа - анимистическая традиция, ислам и религии, и четвертая группа - взаимоотношения цивилизаций и правовые проблемы.

6 Политической и идеологической основой Республики Индонезии остались принципы Панчасила (на санскрите - «пять принципов»), сформулированные в 1945 году: вера в единого Бога, справедливое и цивилизованное человечество, единство Индонезии, или национализм; демократия, осуществляемая внутренней мудростью единогласия, вытекающая из дискуссий среди представителей; социальная справедливость ко всему народу Индонезии. Наиболее влиятельной партией остается ГОЛКАР (Партия функциональных групп: ветеранов, молодежи, женщин, студентов и т. п.), основанная еще в 1964 году. Она насчитывает около 11 млн членов, опирается на представителей крупного бизнеса и чиновничества, рассматривает себя как светскую организацию, часто выступает против религиозного фундаментализма. В Индонезии действуют и выступают за движение страны к демократии и гражданскому обществу, свободу вероисповедания и культурный плюрализм Демократическая партия, Партия благоденствия и мира, Партия благоденствия и справедливости, Партия единства и развития, Партия звезды и полумесяца, Партия национального мандата, Партия национального пробуждения, Партия реформ и звезды.

7 Нефтяная промышленность в Индонезии - одна из старейших в мире. Первые месторождения нефти были обнаружены на Северной Суматре в 1883 году. Основная добыча и разведка нефти с 1907 года осуществлялась компанией «Ройял Датч-Шелл», которой принадлежали концессии на Суматре, Яве и Калимантане. Незадолго до Второй мировой войны были обнаружены крупные месторождения в Дури и Минасе на Центральной Суматре. Их разработку уже после окончания войны начала американская компания «Калтекс». Пытаясь контролировать нефтедобычу, правительство в 1968 году создало единую Национальную нефтяную и газовую горнодобывающую компанию «Пертамина». Индонезия вошла в состав Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), укрепляет стратегическое партнерство с Россией, США, Австралией, Южной Африкой, Бразилией, Китаем, Японией, Южной Кореей, Пакистаном.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кобец В. Н., Тюнь Г. Т. Фукудзава Юкити о природе власти в Японии // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР: Доклады и сообщения, декабрь 1979 года. М.: Наука, 1981. Ч. I (1). С. 100-105.

2. Памяти Галины Тойвовны Тюнь // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 5 (174). С. 114.

3. Тюнь Г. Т. Роль китайского капитала в становлении капиталистических отношений в Нидерландской Индии последней трети XIX в. // Общество и государство в Китае. XIII научная конференция: Тезисы и доклады.: В 3 ч. М.: Восточная литература: Наука, 1982. Ч. 3. С. 105-111.

4. Тюнь Г. Т. Деятельность китайских читален - «Су По Сиа» в Нидерландской Индии 1909-1914 гг. // Общество и государство в Китае. XIV научная конференция: Тезисы и доклады: В 3 ч. М.: Восточная литература: Наука, 1983. Ч. 2. С. 183-187.

5. Тюнь Г. Т. Первые просветительные организации в китайской общине колониальной Нидерландской Индонезии (1900-1914 гг.) // Вестник Ленинградского университета. Серия: История, язык, литература. 1983. Вып. 3. С. 102-106.

6. Тюнь Г. Т. Китайское меньшинство в общественном развитии колониальной Индонезии в 1870-1914 годах: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1983. 22 с.

7. Тюнь Г. Т. О характере общественно-политического движения хуацяо в колониальной Индонезии (1900-1914 гг.) // Общество и государство в Китае. XVI научная конференция: Тезисы и доклады: В 3 ч. М.: Восточная литература: Наука, 1985. Ч. 2. С. 182-186.

8. Тюнь Г Т. Гражданское образование в Петрозаводском государственном университете и школах г. Петрозаводска (г. Петрозаводск) // Гражданское образование: Материалы международного проекта. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 90-109.

9. Тюнь Г. Т . История Индии в лекционных курсах кафедры всеобщей истории ПетрГУ // Россия - Индия: перспективы регионального сотрудничества (г. Петрозаводск). М.: Институт востоковедения РАН, 2001. С. 30-36.

10. Тюнь Г. Т. Африканские научные исследования Ричарда Рейша в монографии Д. Джонсона Loyalty // Африканский сборник - 2009. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), 2009. C. 103-109.

11. Тюнь Г. Т. Труды академика Н. А. Симонии: от проблем формирования нации в Индонезии - к теоретическим проблемам всеобщей истории // Австралия, Океания и Индонезия в пространстве времени и истории: Статьи по материалам Маклаевских чтений 2007-2009 годов. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), 2010. Вып. 3. С. 241-252.

12. Тюнь Г. Т. Рецензия на книгу: Индонезийцы и их соседи: Festschrit Е. В. Ревуненковой и А. К. Оглоблину. Маклаевс-кий сборник. Вып. 1. СПб., 2008. 432 с.; 16 ил. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 13: Востоковедение. Африканистика. 2011. С. 95-99.

13. Тюнь Г. Т. Экономическое развитие и политические партии Индонезии после Сухарто // Основные тенденции политического и экономического развития стран современной Азии и Африки. СПб.: СПбГУ, Восточный факультет, 2011. С. 350-365.

14. Тюнь Г. Т., Старостин Н. А. Расширение международного партнерства как путь обеспечения безопасности современной Индонезии // Актуальные проблемы региональной безопасности Восточной Азии. СПб.: СПбГУ, Восточный факультет, 2013. С. 558-580.

15. Тюнь Г. Т. Реформирование мусульманского высшего образования Малайзии и проблемы безопасности // Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки: Коллективная монография. СПб.: СПбГУ, Восточный факультет: Студия НП-Принт, 2013. С. 322-337.

16. Тюнь Г. Т. Международные связи Индонезии со странами мусульманского мира в годы президентства С. Б. Юдойоно (2004-2014 гг.) // Евразийский Союз Ученых. 2015. С. 33-37.

17. Тюнь Г. Т. Проблематика orang asli в диссертационных исследованиях Университета Малайя (г. Куала-Лумпур) в 2000-2012 гг. // Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: Тез. докл. СПб.: Восточный факультет СПбГУ, 2015. С. 147-148.

18. Т ю н ь Г. Т. Идея глобализации Махатхира Мохамада и мусульманская банковская сеть в Малайзии // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2016. № 3 (156). С. 43-50.

19. Тюнь Г. Т. О жертвах трагедии 30 сентября 1965 г. в современных электронных ресурсах и исторических исследованиях Индонезии // Азия и Африка: Наследие и современность. XXIX Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: Материалы конгресса. СПб.: Студия НП-Принт, 2017. С. 57-59.

20. Carl W. Ernst. The Perils of Civilizational Islam in Malaysia. Rethinking Islamic Studies: from orientalism to cosmopolitanism. (Carl W. Ernst, Richard C. Martin, Eds.). South Carolina, 2010. P. 266-280.

21. Hefner R. W. Mahathir Mohamad. Achieving True Globalization. Selangor, 2004. 152 p.

22. M e e r a A. K. M. Islamic Gold Dinar. Selangor, 2002. 97 p.

23. Shari'a Law and Modern Muslim Ethics. (Robert W. Hefner, Ed.). Bloomington and Indianapolis, 2016. 299 p.

Smirnova N. V., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation) Banit S. V., Saint Petersburg State University (St. Petersburg, Russian Federation)

GALINA TYUN AND THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN INDONESIAN STUDIES

The article analyzes the works of an outstanding orientalist Galina Tyun (1948 2017) who devoted herself to studying the Malay Indonesian region history. She studied the Chinese minority status in Indonesia and the spread of reformist, enlightenment and nationalist ideas among Chinese immigrants at the beginning of the XX century, as well as the economic and political measures of the Malay Indonesian region leaders during the second half of the XX and the early XXI centuries. Galina Tyun's remarkable Indonesian studies articles reflected the globalization processes in Muslim education and religion modernization. She made a great contribution to the development of Indonesian studies and was one of the first among Russian researchers to study Islamic banking.

Key words: Galina Tyun, Oriental studies, Indonesian studies, Malay Indonesian region, Muslim education and religion modernization

REFERENCES

1. K o b e t s V. N., Tyun G. T. Fukuzawa Yukichi about the nature of power in Japan. Written monuments and problems of the Eastern history and culture. Moscow, 1981. Part I (1). P. 100-105. (In Russ.)

2. In memoriam of Galina Tyun. Proceedings of Petrozavodsk State University. 2018. No 5 (174). P. 114. (In Russ.)

3. Tyun G. T. The role of Chinese capital in the formation of capitalist relations in the Netherlands India in the last third of the XIX century. State and society in China. Moscow, 1982. Part 3. P. 105-111. (In Russ.)

4. Tyun G. T. Chinese reading rooms "Su Po Sia" in Dutch India from 1909 to 1914. State and society in China. Moscow, 1983. Part 2. P. 183-187. (In Russ.)

5. Tyun G. T. The first educational organizations in the Chinese community of colonial Dutch Indonesia (1900-1914). Bulletin of Leningrad University. Series: History, language, literature. 1983. Issue 3. P. 102-106. (In Russ.)

6. Ty u n G. T. The Chinese minority in the social development of colonial Indonesia from 1870 to 1914: Diss. Cand. Sci. Abstr. (History). Leningrad, 1983. 22 p. (In Russ.)

7. Ty u n G. T. The nature of the socio-political Huaqiao movement in colonial Indonesia (1900-1914). State and society in China. Moscow, 1985. Part 2. P. 182-186. (In Russ.)

8. Ty un G. T. Civil education in Petrozavodsk State University and schools of Petrozavodsk (Petrozavodsk). Civil education: international project materials. St. Petersburg, 2000. P. 90-109. (In Russ.)

9. Ty u n G. T. History of India in the lecture courses of Petrozavodsk State University's General History Department. Russia -India: prospects for regional cooperation (Petrozavodsk). Moscow, 2001. P. 30-36. (In Russ.)

10. T y u n G. T. African scientific studies of Richard Reisch in the monograph Loyalty by D. Johnson. African collected works -2009. St. Petersburg, 2009. P. 103-109. (In Russ.)

11. Ty un G. T. Works of Academician N. A. Simoniya: from some problems of the nation formation in Indonesia to the theoretical problems of general history. Australia, Oceania and Indonesia in the space of time and history. St. Petersburg, 2010. Issue 3. P. 241-252. (In Russ.)

12. Ty u n G. T. Book review: Indonesians and their neighbors: Festschrit for E. V. Revunenkova and A. K. Ogloblin. Maclaevsky sbornik. Issue 1. SPb, 2008. 432 p.; 16 il. Bulletin of St. Petersburg University. Series 13: Oriental Studies. African Studies.

2011. P. 95-99. (In Russ.)

13. Ty un G. T. Economic Development and political parties of Indonesia after Suharto. Major trends in the political and economic development of the modern Asia and Africa. St. Petersburg, 2011. P. 350-365. (In Russ.)

14. Ty u n G. T., S t ar o s t i n N. A. Expansion of international partnership as a way to ensure the security of Modern Indonesia. Actual problems of regional security in East Asia. St. Petersburg, 2013. P. 558-580. (In Russ.)

15. Ty un G. T. Malaysian Muslim higher education reform and security issues. Eurasian arc of instability and regional security issues from East Asia to North Africa. Collective monograph. St. Petersburg, 2013. P. 322-337. (In Russ.)

16. Ty un G. T. Indonesia's international relations with the countries of the Muslim world during the presidency of Susilo Bambang Yudhoyono (2004-2014). Eurasian Union of Scientists. 2015. P. 33-37. (In Russ.)

17. T y u n G. T. Problems of Orang Asli in dissertation research of the University of Malaya (Kuala Lumpur) between 2000 and

2012. Asia and Africa in a changing world. The XXVIII International Conference on Historiography and Source Studies of Asia and Africa. St. Petersburg, 2015. P. 147-148. (In Russ.)

18. Ty un G. T. Mahathir Mohamad's idea of globalization and the Muslim banking network in Malaysia. Proceedings of Petrozavodsk State University.. 2016. № 3 (156). P. 43-50. (In Russ.)

19. Ty un G. T. Some victims of the tragedy of September 30, 1965, in modern electronic resources and historical research in Indonesia. Asia and Africa: heritage and modernity. The XIXInternational Conference on Historiography and Source Studies of Asia and Africa. St. Petersburg, 2017. P. 57-59. (In Russ.)

20. C a r l W. Ernst. The Perils of Civilizational Islam in Malaysia. Rethinking Islamic Studies: from orientalism to cosmopolitanism. (Carl W. Ernst, Richard C. Martin, Eds.). South Carolina, 2010. P. 266-280.

21. Hefner R. W. Mahathir Mohamad. Achieving True Globalization. Selangor, 2004. 152 p.

22. M e e r a A. K. M. Islamic Gold Dinar. Selangor, 2002. 97 p.

23. Shari'a Law and Modern Muslim Ethics. (Robert W. Hefner, Ed.). Bloomington and Indianapolis, 2016. 299 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 08.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.