Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КАЗАХСТАНОМ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КАЗАХСТАНОМ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

195
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КАЗАХСТАН / ТОРГОВЛЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРАНЗИТ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тимофеева А. А., Лутовинова Н. В.

Сотрудничество между Россией и Казахстаном продолжает активно развиваться во всех сферах, что связано с исторически сложившимися связями между двумя государствами и географическим положением, которое предрасполагает к взаимной торговле. В статье рассматриваются вопросы развития сотрудничества между Россией и Казахстаном в сфере торговли; анализируются основные международно-правовые акты, регулирующие взаимодействие двух государств в сфере торговли; непосредственная торговля и транзит, рассматриваются приоритетные направления транзита и торговли между государствами и влияние их взаимодействия на политическую и экономическую ситуацию как в азиатском регионе, так и в Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND KAZAKHSTAN IN THE FIELD OF TRADE AT THE PRESENT TIME FROM THE POINT OF VIEW OF INTERNATIONAL LAW

Cooperation between Russia and Kazakhstan continues to develop actively in all areas, which is associated with the historically established ties between the two states and the geographical location, which predisposes to mutual trade. The article deals with the development of cooperation between Russia and Kazakhstan in the field of trade; analyzes the main international legal acts regulating the interaction of the two states in the field of trade; direct trade and transit, considers priority areas of transit and trade between states and the impact of their interaction on the political and economic situation both in the Asian region and in Europe.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КАЗАХСТАНОМ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА»

Международные отношения между Россией и Казахстаном в сфере торговли в настоящее время с точки зрения международного права

Тимофеева Анастасия Александровна

бакалавр факультета юриспруденции и правового регулирования Российского Государственного Социального Университета, [email protected]

Лутовинова Наталья Викторовна

старший преподаватель кафедры общей юриспруденции, факультета юриспруденции и правового регулирования Российского Государственного социального университета, [email protected]

Сотрудничество между Россией и Казахстаном продолжает активно развиваться во всех сферах, что связано с исторически сложившимися связями между двумя государствами и географическим положением, которое предрасполагает к взаимной торговле. В статье рассматриваются вопросы развития сотрудничества между Россией и Казахстаном в сфере торговли; анализируются основные международно-правовые акты, регулирующие взаимодействие двух государств в сфере торговли; непосредственная торговля и транзит, рассматриваются приоритетные направления транзита и торговли между государствами и влияние их взаимодействия на политическую и экономическую ситуацию как в азиатском регионе, так и в Европе.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, торговля, сотрудничество, взаимодействие, транзит, экономика.

Введение. После распада СССР и обретения независимости многие бывшие союзные Республики и Российская Федерация сохранили стратегически важные связи в сфере торговли и международного сотрудничества.

Сотрудничество между Россией и Казахстаном продолжает активно развиваться во всех сферах, что связано с исторически сложившимися связями между двумя государствами и географическим положением, которое предрасполагает к взаимной торговле. Следует учитывать и политические интересы России и Казахстана, которые связаны с международными отношениями, взаимодействием с другими государ-ствами[1].

Началом полноценных взаимоотношений на поле международного права следует считать подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25.05.1992 г. Этот нормативный акт закрепил основные принципы взаимодействия между двумя государствами, обязательства в сфере торговли и внешней политики.

На развитие международных отношений между странами оказывает большое влияние экономическое состояние, внешняя политика и правовое регулирование торговых отношений. В настоящее время в обоих государствах продолжается процесс реформирования экономики, выстраивание рыночных отношений, продолжается формирование правовой базы и предпосылок для дальнейшего развития торговых отношений, которые не могут функционировать без проработанной правовой базы.

Методы и методология. Статистические исследования показывают различную динамику взаимоотношений между субъектами Российской Федерации и Казахстаном. В целом, начиная с 2019 года по настоящее время, показатели товарооборота

увеличились на 28,5 % [2]. Наиболее активно экономическое сотрудничество происходит между Казахстаном и Челябинской, Омской областями и Алтайским краем. Среди субъектов лидером по торговому обороту является Челябинская область.

Исследования показывают, что несмотря на ориентированность регионов на торговлю со странами Европы, работа по развитию сотрудничества с Казахстаном не стоит на месте. Например, Волгоградская и Саратовская области преимущественно экспортировали товары в Германию и Украину, вместе с тем доля экспорта в Казахстан составляет 8 и 9% от всего товарооборота этих государств. Интересны и данные по другим регионам. Например, для Курганской области и Алтайского края товарооборот с Казахстаном составляет более 20%, что выше показателей прошлых лет на 8%.

Результаты и обсуждение. Торговые отношения между Россией и Казахстаном сегодня строятся на осознании важности полноправного участия сторон в торговых процессах, партнерства и учета взаимных интересов. Стабильная торговля между двумя странами обеспечивает сохранение баланса в евразийском регионе, обеспечивает потребности населения как в товарах первой необходимости, так и в более глобальных направлениях: энергетике, обмене специалистами, развитии образования и науки.

Россия и Казахстан имеют наиболее протяженную сухопутную границу, которая составляет семь с половиной тысяч километров, вдоль которой располагается около 20 административных образований, поэтому одним из наиболее важных составляющих взаимодействия между государствами в торговой сфере является приграничное сотрудничество, которое обеспечивает более 70% товарооборота между двумя государствами [3]. Специалисты отмечают, что развитие приграничного сотрудничества между Россией и Казахстаном положительно влияет и на экономику соседних государств, таких как Узбекистан и Туркменистан^].

Правовым основанием для существования торговых отношений сегодня следует назвать Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан о межрегиональном и приграничном сотрудничестве[5], а также Программу межрегионального и приграничного сотрудничества между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан на 2018-2023 гг[6]. Указанные правовые акты регулируют вопросы развития сотрудничества, обозначают приоритетные сферы развития межгосударственных отношений между государствами.

Следует отметить, что правовая база для сотрудничества является достаточно обширной, включает в себя все наиболее существенные и активные сферы взаимодействия между странами и состоит из международных договоров, соглашений, а также находит отражение в принимаемых внутригосударственных правовых актах, которые регулируют вопросы взаимного сотрудничества и торговли.

Сегодня взаимоотношения между Россией и Казахстаном основаны на признании друг друга стратегическими партнерами, что позволяет государствам активно взаимодействовать в разных направлениях экономики, а также интегрироваться в военную и промышленную отрасли, научную, культурную, социальную сферы.

Экспорт из России в Казахстан за 2021 составил $18.4 млрд, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на +30.9%. В основном экспортировались:

17% - Металлы и изделия из них: «черные металлы» (53%), «изделия из чёрных металлов» (31%), «алюминий и изделия из него» (9%).

16% - Машины, оборудование и аппаратура: «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (62%), «электрические машины и обо-руд.; звукоаппаратура, телеаппаратура; их части» (38%).

10% - Минеральные продукты: «нефть и нефтепродукты» (67%), «руды, шлак и зола» (28%), «соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент» (5%).

10% - Пищевые продукты, напитки, табак: «продукты из круп, муки» (16%), «разные пищевые продукты» (13%), «табак» (13%).

9% - Транспорт: «средства наземного транспорта, кроме ж/д и трамв.состава; их части» (77%), «Ж/д локомотивы, трамваи; их части; путевое оборуд. для ж/д и трамв.путей» (23%).

8% - Продукция химической промышленности: «прочие химические продукты» (17%), «фармацевтическая продукция» (17%), «продукты неорганической химии» (14%).

7% - Пластмассы, каучук и резина: «пластмассы и изделия из них» (75%), «каучук, резина и изделия из них» (25%).

3% - Разные промышленные товары: «мебель; постельные принадлежности; лампы и освет. оборуд., световые вывески» (58%), «разные готовые изделия» (21%), «игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности» (20%).

3% - Изделия из камня, керамики и стекла: «керамические изделия» (38%), «изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды и др.» (33%), «стекло и изделия из него» (29%).

3% - Древесина и изделия из нее: «древесина и изделия из нее; древесный уголь» (100%)[7].

Между компаниями, расположенными на территории Российской Федерацией и компаниями, расположенными на территории Казахстана, заключаются различные Договоры в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014). Рассмотрим пример Договора поставки, где Заказчиком является строительная компания, зарегистрированная на территории Российской Федерации и завод, поставляющий необходимые детали на объект (далее по тексту -Товар) со стороны Республики Казахстан, который в связи с вступлением в силу с 01.01.2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе принимает нулевую ставку налога на добавленную стоимость.

При этом Заказчик, после получения Товара, обязан уплатить ввозной НДС в размере 20% сверх общей стоимости Договора и оформить платежи по месту постановки на налоговый учет в Налоговом органе РФ.

Между тем, в соответствии с п. 3 ст. 19 Договора о Евразийском экономическом союзе, местом пребывания Суда Союза является город Минск, Республика Беларусь [8].

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» была сформулирована правовая позиция, согласно которой при «толковании и применении норм права Союза, принятых в сфере таможенного регулирования, судам следует учитывать акты Суда ЕАЭС, вынесенные по результатам рассмотрения споров, связанных с реализацией положений Договора, иных международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции согласно главе IV Статута Суда».

Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года № 7 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» содержит следующие положениях[9]:

1. Судам следует иметь в виду, что на решения постоянно действующего регулирующего органа ЕАЭС - Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), принятые в рамках ее полномочий, распространяются положения статьи 4 Конституции о приоритете ратифицированных Республикой Казахстан международных договоров перед ее законами.

2. Согласно пункту 99 Статута Суда ЕАЭС (приложение № 2 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года) акты Суда ЕАЭС, вынесенные в соответствии с его компетенцией, обязательны для исполнения сторонами спора, по которому они вынесены. В этой связи акты Суда ЕАЭС должны учитываться судами при разрешении споров, связанных с применением норм права ЕАЭС, соответствие которых Договору о ЕАЭС было предметом рассмотрения в Суде ЕАЭС.

Традиционно доллару США принадлежит ключевая роль в расчетах международной торговли. На фоне действующих санкционных ограничений ряд стран начал выдвигать инициативы по избавлению от долларовой зависимости в международной торговле.

О переходе на торговлю в национальных валютах шла речь на Евразийском экономическом форуме в Баку в октябре 2022 г. Как заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов, это будет способствовать развитию международного транспортного коридора «Север — Юг».

Переход в расчетах на национальную валюту полностью соответствует интересам развития стран ЕАЭС.

Создается общая платежная инфраструктура, идет интеграция национальных систем.

В Министерстве экономического развития России сообщили, что с 1 декабря 2022 года снижена комиссия при переводах в валютах ЕАЭС через МСП Банк, который реализует программы министерства по поддержке бизнеса.

Несомненным приоритетом для Казахстана является развитие торговых отношений с Россией в силу большого рынка сбыта на территории нашего государства, а также примерного равенства экономик, чтоб облегчает торговые отношения и не так сильно зависит от колебаний мировых валют. В настоящее время на долю России приходится почти 25% всей внешней торговой деятельности Казахстана, а товарооборот между государствами составляет более 20 млрд. долларов в год [10], существенно расширяется и направление торговли, которая сегодня включает в себя не только продукцию, но и затрагивает сырьевой сектор, а также интеграционные процессы, имеющие важнейшее значение для развития дальнейшего взаимодействия между странами. Помимо торговой деятельности важным направлением сотрудничества является инвестиционная деятельность, которая позволяет развивать сотрудничество в металлургической и обрабатывающей промышленности [11].

Важным направлением развития торговых отношений являются вопросы транзита через территории государств. Со стороны Казахстана очевидна заинтересованность в выходе на Европейские рынки, а для России - на южно-азиатские направления, которые может обеспечить транзит через территорию Казахстана. В развитии транзитных отношений активное участие принимает и Китай, который получает возможность выхода через Казахстан как в регионы Центральной Азии, так и в Европейские страны через Казахстан и Россию. В настоящее время для реализации этих направлений

разработан проект «Экономический пояс Шелкового пути», который уже осуществляет 80% грузоперевозок с территории Китая в Европу через Казахстан и Россию[12].

Впервые за три года в очном формате в Бишкеке в декабре 2022 г. прошел саммит ЕАЭС. В заседании Высшего евразийского экономического совета приняли участие главы России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. На повестке различные актуальные вопросы: энергетика, единый рынок товаров и услуг, международная деятельность [13].

Лидеры «евразийской пятерки» обсуждали углубление интеграции и ответы на самые актуальные вопросы.

Были подведены итоги работы за весь год. Для пятерки он был связан с непростыми вызовами, но союз справился и даже нарастил свои показатели.

За это время партнерам удалось устранить препятствия на внутреннем товарном рынке, оживить единый рынок услуг, промышленную кооперацию и продолжить формирование общего рынка газа.

Евразийский союз остается одним из крупнейший экономических объединений планеты: это без малого 200 миллионов человек. В этом году совокупный ВВП организации вырос на 4,5% — теперь это больше двух триллионов долларов. При этом объем взаимной торговли между странами-участницами вырос сразу на 30%, а объем внешней торговли с третьими странами увеличился больше, чем на треть.

Кроме того, сегодня же руководители всех государств, входящих в ЕАЭС, подписали итоговую декларацию. Там стороны закрепили основные приоритеты в развитии союза до 2025 года. Этой официальной церемонией завершился год под председательством Киргизии в Евразийском экономическом союзе.

По итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке приняли 15 документов и подписали итоговую декларацию, в которой стороны закрепили основные приоритеты в развитии союза до 2025 года. В следующем году саммит пройдет в России — второй раз с момента его учреждения.

Государства-члены договорились о создании наднационального органа по регулированию финансового рынка с месторасположением в Казахстане к 2025 году, после завершения гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков.

В связи с последними событиями, связанными с РФ и Украиной, изменилась ситуация на международной арене, сотрудничество и доля товарооборота со странами Азиатского региона возрастает. Расширение рынка в этом направлении является актуальным и перспективным.

Объем взаимной торговли в 2021 году достиг максимума за период функционирования Евразийского экономического союза и составил 72,6 млрд долларов. Это на 31,9% больше, чем в 2020 году, и на 17,8% выше 2019 года. Но доля взаимной торговли в общем товарообороте «пятерки» оценивается максимум в 15%, что недостаточно для обеспечения стабильности внутреннего рынка (в похожих интеграционных объединениях — более 40%).

— Создание Таможенного союза и затем ЕАЭС остановило деградацию параметров взаимной торговли, и с 2017 года формирование цепочек добавленной стоимости постепенно, хотя и медленно переориентируется на взаимодействие стран-членов между собой, нежели с третьими странами [14].

По итогам первых шести лет существования ЕАЭС (2015-2020 годы) показатель комплементарности торговли (характеризует соответствие структуры экспорта струк-

туре импорта государств-членов) не вырос. Это свидетельствует о том, что интеграционное взаимодействие не ведет к адаптации товарной структуры торговли к особенностям взаимного спроса и потребностей стран «пятерки». Наращивание торгового сотрудничества носит скорее количественный, а не качественный характер. На это же указывает и отсутствие заметного роста показателей энтропии торговли, т.е. движения к более равномерному распределению торговых потоков между членами ЕАЭС.

Недостаточный уровень взаимной кооперации и специализации между экономиками «пятерки» стран не позволяет быстро подстроиться к потребностям рынка в условиях санкций. Хотя в ЕАЭС уже принимают антикризисные меры, касающиеся, в частности, снижения ставок ввозных таможенных пошлин и предоставления тарифных льгот на товары критического импорта. Однако встает вопрос баланса национальных и наднациональных интересов стран «пятерки» — в части рисков для их собственных экономических отношений с западными странами и угрозы вторичных санкций.

Сейчас в евразийском реестре значится 51 препятствие — 15 барьеров и 36 ограничений. При этом премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов говорил, что работа по их снятию порой носит формальный характер.

Трения между странами возникли и совсем недавно. В конце апреля на совещании в Евразийской экономической комиссии Казахстан выразил недовольство запретом России на экспорт зерна в страны ЕАЭС, за исключением Беларуси. В Казахстане посчитали такие действия России нарушением договора о ЕЭАС[15].

В свою очередь на экспорт ЕАЭС помимо западных санкций влияют и «старые» препятствия. В 2021 году было 88 ограничительных мер от основных торговых партнеров. Самое большое количество барьеров зафиксировано со стороны Китая (26), Евросоюза (9), США (5), Индии (5), Бразилии (5) и Японии (4).

Изъятие естественных монополий и некоторых других секторов из общего режима функционирования Единого рынка услуг также препятствует интеграции стран Евразийского экономического союза.

— В целом вывод транспортных, финансовых услуг, услуг в сферах естественных монополий и энергетики из общего режима функционирования Единого рынка услуг является существенным ограничением для интеграции стран ЕАЭС. Именно эти сферы могут способствовать глубокой интеграции экономик ЕАЭС.

Не свидетельствует пока об успешности экономической интеграции и динамика взаимных инвестиций — их общий накопленный объем в 2015-2021 годах снизился на 1,4% — с 17,05 млрд до 16,8 млрд долларов. Довольно заметное снижение пришлось на 2021 год — на 8,8% по сравнению с 2020-м. Прямые взаимные инвестиции за время существования ЕАЭС в основном росли, но практически весь их объем обеспечен вложениями из России, инвестиционный интерес остальных участников объединения за это время не вырос.

Выводы. Таким образом, торговые отношения между Россией и Казахстаном представляют собой стратегическое сотрудничество, базой для которого является проработанная правовая база и удобное расположение государств, которое обеспечивает качественную логистику.

Следует отметить, что несмотря на все проблемы и сложности, которые возникли между государствами после распада СССР, сотрудничество России и Казахстана остается на высоком уровне и продолжает развиваться, поскольку имеет важные

стратегические цели и влияет на развитие экономик не только Азиатского региона, но и Европы. В настоящее время Казахстан и Россия являются важными участниками всемирных процессов как в экономике, так и в политике, регулируя многие двусторонние вопросы и вопросы, касающиеся международного сотрудничества между другими государствами [16].

Таким образом, та модель сотрудничества, которая сложилась между Россией и Казахстаном, является наиболее интересной с точки зрения международного права и экономического развития государств, поскольку демонстрирует стабильный рост и укрепление взаимодействия между государствами по разным направлениям, что позволяет прогнозировать дальнейшее укрепление сотрудничества, его развитие и увеличение торговых оборотов между государствами.

Литература

1. Вноровский К. Аскар Мамин принял участие в I Каспийском экономическом форуме в Туркменистане [Электронный ресурс]: URL: https://www.zakon.kz/4981205-askar-mamin-prinyal-uchastie-v-i.html

2. Договор О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (с изменениями на 7 июня 2012 года) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravo.gov.ru

3. Доклад российской Высшей школы экономики (ВШЭ) «Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли-2022».

4. Ногмова А.Ш. Геополитические перспективы современной российской политики в Каспийском регионе // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2017. № 4 (14). С. 85-95.

5. Ногмова А.Ш. Формы и стратегии международного сотрудничества приграничных регионов Российской Федерации // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2018. № 2 (16). С. 50-59

6. Обзор влияния практики Суда ЕАЭС[Электронный ресурс]: https://courteurasian.org/upload/iblock/27c/

7. Позднякова Т.М. Внешнеторговое взаимодействие субъектов Российской Федерации и пограничных государств: состояние и тенденции // Вестник Евразийской науки. 2020. №5. С. 1-16.

8. Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан на 20182023 гг. // Собрание законодательства РФ. 2017. N 47. Ст. 7015.

9. Подписание членами ЕАЭС на саммите в Бишкеке итоговой декларации [Электронный ресурс]: URL: https://www.ntv.ru/novosti/2737458/

10. Позднякова Т.М. Внешнеторговое взаимодействие субъектов Российской Федерации и пограничных государств: состояние и тенденции // Вестник Евразийской науки. 2020. №5. С. 1-16.

11. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 19 декабря 2011 года № 583 «О формировании и организации деятельности Суда Евразийского экономического сообщества» одобрены Подходы к формированию и организации деятельности Суда, утвержден План мероприятий по его формированию и решено начать фактическую деятельность Суда с 1 января 2012 года.

12. Рубаев А. В., Никонов О. А. Россия и Казахстан: исторический опыт взаимоотношений и перспективы сотрудничества // Свободная мысль. 2021. №4 (1688). С. 171184

13. Сазонов С.Л. Транспорт КНР: место и роль в развитии национальной экономики. М. : ИДВ РАН, 2018. С. 38.

14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о межрегиональном и приграничном сотрудничестве" (Заключено в г. Усть-Каменогорске 07.09.2010) // Бюллетень международных договоров. 2012. N 8. С. 79 - 83.

15.Товарооборот между Россией и Казахстаном в 2022 году [Электронный ресурс]: URL: https://statimex.ru/statistic/all/oborot/2022-2022/KZ/RU/

16.Товарооборот между Россией и Казахстаном в 2022 году [Электронный ресурс]: URL: https://statimex.ru/statistic/all/oborot/2022-2022/KZ/RU/

International relations between Russia and Kazakhstan in the field of trade at the present time from the point of view of

international law Timofeeva A.A., Lutovinova N.V.

Russian State Social University

Cooperation between Russia and Kazakhstan continues to develop actively in all areas, which is associated with the historically established ties between the two states and the geographical location, which predisposes to mutual trade. The article deals with the development of cooperation between Russia and Kazakhstan in the field of trade; analyzes the main international legal acts regulating the interaction of the two states in the field of trade; direct trade and transit, considers priority areas of transit and trade between states and the impact of their interaction on the political and economic situation both in the Asian region and in Europe.

Keywords: Russia, Kazakhstan, trade, cooperation, interaction, transit, cross-border cooperation, economy. References

1. Vnorovsky K. Askar Mamin took part in the I Caspian Economic Forum in Turkmenistan [Electronic resource]: URL:

https://www.zakon.kz/4981205-askar-mamin-prinyal-uchastie-v-i.html

2. Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Assistance between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan (as

amended on June 7, 2012) // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]: URL: http://www.pravo.gov. en

3. Report of the Russian Higher School of Economics (HSE) "Assessment of the integration processes of the EAEU in the field of

trade-2022".

4. Nogmova A.Sh. Geopolitical prospects of modern Russian policy in the Caspian region // Bulletin of the Diplomatic Academy of

the Ministry of Foreign Affairs of Russia. Russia and the world. 2017. No. 4 (14). pp. 85-95.

5. Nogmova A.Sh. Forms and strategies of international cooperation of border regions of the Russian Federation // Bulletin of the

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. Russia and the world. 2018. No. 2 (16). pp. 50-59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Review of the impact of the practice of the EAEu Court [Electronic resource]: https://courteurasian.org/upload/iblock/27c/

7. Pozdnyakova T.M. Foreign trade interaction of subjects of the Russian Federation and border states: state and trends // Bulletin

of Eurasian Science. 2020. №5. pp. 1-16.

8. Program of interregional and cross-border cooperation between the Government of the Russian Federation and the Government

of the Republic of Kazakhstan for 2018-2023. // Collection of legislation of the Russian Federation. 2017. N 47. Art. 7015.

9. Signing by the members of the EAEU at the summit in Bishkek of the final declaration [Electronic resource]: URL:

https://www.ntv.ru/novosti/2737458/

10. Pozdnyakova T.M. Foreign trade interaction of subjects of the Russian Federation and border states: state and trends // Bulletin of Eurasian Science. 2020. №5. pp. 1-16.

11. Decision of the Interstate Council of the EurAsEC (at the level of heads of state) dated December 19, 2011 No. 583 "On the formation and organization of the activities of the Court of the Eurasian Economic Community", the Approaches to the formation and organization of the activities of the Court were approved, the Action Plan for its formation was approved and it was decided to start actual activities Vessels from January 1, 2012.

12. Rubaev A. V., Nikonov O. A. Russia and Kazakhstan: historical experience of mutual relations and prospects for cooperation // Svobodnaya thought. 2021. No. 4 (1688). pp. 171-184

13. Sazonov S.L. Transport of China: place and role in the development of the national economy. M. : IDV RAN, 2018. P. 38.

14. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Kazakhstan on interregional and cross-border cooperation "(Concluded in Ust-Kamenogorsk on 09/07/2010) // Bulletin of International Treaties. 2012. N 8. P. 79 - 83.

15. Trade turnover between Russia and Kazakhstan in 2022 [Electronic resource]: URL: https://statimex.ru/statistic/all/oborot/2022-

2022/KZ/RU/

16. Trade turnover between Russia and Kazakhstan in 2022 [Electronic resource]: URL: https://statimex.ru/statistic/all/oborot/2022-

2022/KZ/RU/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.