Научная статья на тему 'Основные аспекты современного политико-экономического сотрудничества между Россией и Казахстаном'

Основные аспекты современного политико-экономического сотрудничества между Россией и Казахстаном Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1437
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДКБ / ШОС / Евразийский экономический союз ЕАЭС / космодром «Байконур» / военная сфера / военное сотрудничество / космическая сфера / военно-техническое сотрудничество / энергетическое сотрудничество / экономическое партнёрство / инвестиции / предпринимательство / Таможенный кодекс ЕАЭС / CSTO / SCO / Eurasian eco- nomic Union of the EAEU / Baikonur cosmo- drome / military sphere / military cooperation / space sphere / military-technical cooperation / energy cooperation / economic partnership / in- vestment / entrepreneurship / Customs code of the EAEU

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Трокаль Тарас Владимирович

Целью данной статьи является анализ современных политико-экономических отношений между Россией и Казахстаном. Отношения между этими двумя странами стали складываться сразу же после распада СССР в 1992 году. В настоящий момент Россия и Казахстан активно сотрудничают между собой в области военно-технической сферы, космического строительства, торговли и промышленности. Особое внимание в статье уделено военно-техническому сотрудничеству, отношениям в сфере развития космических технологий, а также энергетическому сотрудничеству. В статье также отражён аспект политико-экономической интеграции между Россией и Казахстаном (в рамках ЕАЭС). Автор статьи, проанализировав основные аспекты военно-политических и экономических отношений между Россией и Казахстаном, приходит к выводу, что на сегодня они находятся на подъёме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN ASPECTS OF MODERN POLITICAL AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND KAZAKHSTAN

The purpose of this article is to analyze the current political and economic relations between Russia and Kazakhstan. Relations between the two countries began to develop immediately after the collapse of the USSR in 1992. Currently, Russia and Kazakhstan are actively cooperating in the field of military-technical sphere, space construction, trade and industry. Particular attention is paid to military-technical cooperation, relations in the field of space technology development, as well as energy cooperation. The article also reflects the aspect of political and economic integration between Russia and Kazakhstan (within the EAEU). The author of the article, having analyzed the main aspects of military-political and economic relations between Russia and Kazakhstan, concludes that at the moment they are on the rise.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты современного политико-экономического сотрудничества между Россией и Казахстаном»

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ

СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КАЗАХСТАНОМ

Т.В. Трокаль

Российской Новый Университет (РосНОУ), Москва, Россия

Аннотация. Целью данной статьи является анализ современных политико-экономических отношений между Россией и Казахстаном. Отношения между этими двумя странами стали складываться сразу же после распада СССР в 1992 году. В настоящий момент Россия и Казахстан активно сотрудничают между собой в области военно-технической сферы, космического строительства, торговли и промышленности. Особое внимание в статье уделено военно-техническому сотрудничеству, отношениям в сфере развития космических технологий, а также энергетическому сотрудничеству. В статье также отражён аспект политико-экономической интеграции между Россией и Казахстаном (в рамках ЕАЭС).

Автор статьи, проанализировав основные аспекты военно-политических и экономических отношений между Россией и Казахстаном, приходит к выводу, что на сегодня они находятся на подъёме.

Ключевые слова: ОДКБ, ШОС, Евразийский экономический союз ЕАЭС, космодром «Байконур», военная сфера, военное сотрудничество, космическая сфера, военно-техническое сотрудничество, энергетическое сотрудничество, экономическое партнёрство, инвестиции, предпринимательство, Таможенный кодекс ЕАЭС.

MAIN ASPECTS OF MODERN POLITICAL AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND KAZAKHSTAN

T.V. Trokal

Russian New University (RosNOU) Moscow, Russia

1 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией (Москва, 25 мая 1992 г., с изменениями и дополнениями от 07.06.2012 г.) [Электронный

Abstract. The purpose of this article is to analyze the current political and economic relations between Russia and Kazakhstan. Relations between the two countries began to develop immediately after the collapse of the USSR in 1992. Currently, Russia and Kazakhstan are actively cooperating in the field of military-technical sphere, space construction, trade and industry. Particular attention is paid to military-technical cooperation, relations in the field of space technology development, as well as energy cooperation. The article also reflects the aspect of political and economic integration between Russia and Kazakhstan (within the EAEU).

The author of the article, having analyzed the main aspects of military-political and economic relations between Russia and Kazakhstan, concludes that at the moment they are on the rise.

Keywords: CSTO, SCO, Eurasian economic Union of the EAEU, Baikonur cosmodrome, military sphere, military cooperation, space sphere, military-technical cooperation, energy cooperation, economic partnership, investment, entrepreneurship, Customs code of the EAEU.

Казахстан является ближайшим военно-политическим союзником России в Центральной Азии. Союзнические отношения между нашими двумя странами начались ещё в 1992 г.1 После распада СССР страны договорились о создании единого военно-стратегического пространства и совместном использовании военных объектов в случае угроз одному из партнёров. Помимо этого, вопросы совместного обеспечения безопасности регулируются Договором «О военном сотрудничестве» и более чем 60 двусторонними соглашениями и договорами последующих лет.

После распада СССР между силовыми ведомствами двух государств установились партнёрские связи, которые характеризуются проводящимися на регулярной основе рабочими встречами на различных уровнях, выработкой общих подходов к ряду

ресурс] // Информационная система «ПАРАГРАФ». - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/ (дата обращения 05.04.2019).

вопросов, затрагивающих взаимные интересы в сфере безопасности. Как в рамках ОДКБ и ШОС, так и в двустороннем формате регулярно проводятся совместные учения частей и подразделений армий России и Казахстана.

Подготовка военных кадров Казахстана в Российской Федерации представляет собой важный элемент сотрудничества в военной сфере. Казахстанцы составляют около трети от всех граждан СНГ, получивших военное и специальное образование в России. Обучение граждан Казахстана производится по единым программам с российскими военнослужащими.

Материальной базой для активно развивающегося военного сотрудничества между нашим странами является то, что на территории Казахстана находятся крупнейшие в ближнем зарубежье военные объекты - наследие СССР, представляющие собой важный компонент обеспечения обороноспособности России.

Российская Федерация продолжает эксплуатировать ряд крупных объектов в Казахстане на основе двусторонних соглаше-ний1. В их числе:

1. Испытательные полигоны 929 государственного лётно-испытательного центра МО России им. Чкалова в Западно-Казахстанской и Атырауской областях;

2. 20-ая отдельная испытательная станция Четвёртого государственного центрального межвидового испытательного полигона «Капустин Яр» МО России в Западно-Казахстанской области (служит для проведения испытаний ракетной техники и боеприпасов);

3. 10-й государственный испытательный полигон МО России «Сары-Шаган» на территориях Карагандинской, Жам-былской, Актюбинской и Кзыл_Ордин-ской областей (предназначен для испытаний зенитно-ракетных комплексов противоракетной и противовоздушной

1 Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве (Москва, 28 марта 1994 г.) [Электронный ресурс] // ЗАО «Кодекс». - Режим доступа: https://online.zakon.kz/documenty (дата обращения 06.04.2019).

2 Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и

обороны, был включен в качестве структурного подразделения в состав вышеупомянутого Четвёртого полигона МО России;

4. 5580-я база обеспечения испытательных работ (бывший 11-й государственный испытательный полигон МО России «Эмба») в Актюбинской области (для проведения учебно-боевых стрельб, научно-исследовательских работ и испытаний образцов вооружений войск ПВО);

5. Отдельный радиотехнический узел Третьей отдельной армии ракетно-космической обороны Космических войск ВС России (объект «Балхаш-9») в Приозёр-ске (входит в единую систему предупреждения о ракетном нападении);

6. Военный аэродром в г. Костанай, являющийся местом дислокации Отдельного полка транспортной авиации ВВС России, который осуществляет транспортную поддержку мероприятий, проводимых на других военных объектах;

7. Пятый государственный испытательный полигон МО России в Кзыл-Ордин-ской области, более известный как космодром «Байконур», значение которого для РФ трудно переоценить.

В 1994 г. между правительствами наших стран было заключено соглашение об аренде Российской Федерацией космодрома «Байконур» на 20 лет2, в 2004 г. продлённое до 2050 г. на более выгодных для Казахстана основаниях.

Одной из наиболее дискуссионных тем, связанных с «Байконуром», является перспектива его дальнейшего функционирования. В 2013 г. было достигнуто соглашение о дальнейшей судьбе «Байконура», согласно которому Россия планирует постепенно отказаться от аренды ряда объектов и передать их Казахстану, а космодром будет использоваться совместно. 24 декабря 2014 г. была подписана Дорожная карта по

Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.) [Электронный ресурс]//Консорциум «КОДЕКС». - Режим доступа:

http://docs.cntd.ru/document/ (дата обращения 07.04.2019).

совместному использованию комплекса «Байконур» на 2014-2016 гг.

Россия считает для себя перспективным перенос пилотируемых пусков на новый российский космодром «Восточный» в Амурской области. Таким образом, в 2020-х - 2040-х гг. с Байконура будут запускаться автоматические космические аппараты (на ракетах-носителях «Союз-2», «Зенит»). К 2030 г. 90% космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов Плесецк и Восточный, доля Байконура упадёт с 75% до 10%.

Казахстан в настоящее время прорабатывает вопросы самостоятельной эксплуатации «Байконура» после окончательного переноса стартов в Амурскую область и прекращения аренды космодрома «Байконур» Российской Федерацией (на период после 2050 г.). По одной из неподтверждённых версий, после 2050 г. космодром будет реконструирован в международный центр космических полётов совместно с Европейским и Израильским космическими агентствами1.

Несмотря на все разногласия, сотрудничество в космической отрасли активно развивается, нашими странами реализуется значительное количество совместных проектов. Так, в 2011 г. состоялся пуск казахстанского спутника связи и вещания «Каз-сат-2», в 2014 - «Казсат-3», разработанных крупнейшими предприятиями российской ракетно-космической промышленности ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва».

Казахстанские космонавты-испытатели включаются в составы космических экипажей Международной космической станции. Так, 2 сентября 2015 г. «Союз ТМА-18М» доставил на МКС казахстанца Айдына Аимбетова в составе международного эки-пажа2.

1 Каримова М. Как развивается экономическое сотрудничество Казахстана с Россией // Казахстан 2050. Наша сила [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://strategy2050.kz/ru/news (дата обращения 09.04.2019).

2 Итоги 2015: Топ-10 самых значимых общественно-

политических событий уходящего года [Электронный ресурс]//Информационный портал Казахстана

Ещё в 2004 г. было подписано соглашение о создании казахстанско-российского современного ракетно-космического комплекса «Байтерек». Реализация проекта затянулась, в том числе и по причине российско-украинского кризиса, и строительство комплекса запланировано на 2021 г.3

Создание космических аппаратов, оснащённых ядерными электроракетными двигательными установками на базе термоэмиссионного реактора-преобразователя, может стать перспективным направлением сотрудничества России и Казахстана. В 2006 г. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» и Национальный ядерный центр Казахстана создали совместную научно-производственную группу.

Наконец, партнёрство Казахстана и России в космической сфере также скреплено договорённостями о совместном использовании Глобальной навигационной спутниковой системы - ГЛОНАСС.

В последние годы заметно активизировалось и военно-техническое сотрудничество Казахстана и России. В первые годы независимости для Казахстана не было острой нужды в закупках дополнительной военной техники и боеприпасов для своих вооружённых сил. После распада СССР Казахстану досталась почти вся материально-техническая база Среднеазиатского военного округа (САВО), частью которого являлась Казахская ССР, но к концу 1990-х гг. потребность в обновлении износившегося парка техники ВС Казахстана стала расти, что повлекло за собой увеличение спроса на поставки современного вооружения.

В феврале 2000 г. между «Казспецэкс-портом» и «Росвооружением» было подписано генеральное соглашение, определившее главные направления военно-технического сотрудничества, а с января 2001 г. начала свою работу соответствующая двусторонняя комиссия, стали осуществляться

Zakon.kz. - Режим доступа: https://www.zakon.kz/ (дата обращения 08.04.2019).

3 Создание космического ракетного комплекса «Бай-терек» начнётся в 2021 году [Электронный ресурсу/информационное агентство России «ТАСС». - 2015. - 2 июня. - Режим доступа: https://tass.ru/kosmos/ (дата обращения 05.04.2019).

поставки российского вооружения, военной техники, запасных частей и комплектующих. С 2004 г. продукция военного назначения продаётся Казахстану по российским внутригосударственным ценам.

Одним из наиболее действенных инструментов российской внешней политики на постсоветском пространстве является политика экономической интеграции, что находит своё отражение в создании политико-экономических союзов (например, Евразийский экономический союз ЕАЭС). Созданию ЕАЭС предшествовала работа в форматах СНГ, ЕврАзЭс, Единого экономического пространства, Таможенного союза. В ЕАЭС вошли участники Таможенного союза - Россия, Белоруссия, Казахстан. Чуть позже к ним присоединились Армения и Киргизия. Союз предполагает создание единого рынка товаров, услуг, капитала и труда, а также проведение согласованной макроэкономической, торговой и миграционной политики.

Между Россией и Казахстаном действуют программы экономического сотрудничества на 2012-2020 гг. В Казахстане работает 20 крупных российских компаний, а всего действует 5600 компаний с российским участием, в основном, в сфере добычи нефти и газа, обрабатывающей промышленности, транспорта, связи, машиностроения, сотрудничества в космической сфере и мирном использовании атомной энергии.

Россия продолжает являться ключевым внешнеэкономическим партнером Казахстана. Несмотря на некоторое снижение динамики взаимной торговли в 2018 г. по сравнению с 2017 г., стратегический характер двустороннего экономического сотрудничества сохраняется как в отраслевом, так и в межрегиональном разрезах.

Товарооборот между РК и РФ за 2018 г. составил 17,6 млрд долл., что соответствует росту на 7,2% по сравнению с 2017 г., при этом, объем экспорта составил 5,2 млрд долл. (+11,3%), импорта - 12,4 млрд долл. (+5,6%).

Доля России во внешнеторговом обороте Казахстана составляет 18,8%, страна занимает 1 -место по объему импорта в РК -38,1% и 4-место по объему экспорта казахстанской продукции - 8,5%.

В январе 2019 г. товарооборот составил 1,2 млрд долл., рост в сравнении с аналогичным периодом 2018 г. - 1,9%.

Накопленный объем прямых инвестиций с 2005г. по третий квартал 2018 г. (по данным Национального банка РК) составил 3,8 млрд. долл. - из РК в РФ и 12,9 млрд. долл. - из РФ в РК. Россия занимает 3-е место по оттоку прямых инвестиций казахстанских инвесторов и 7-е место по притоку прямых инвестиций в Казахстан.

В Казахстане на сегодняшний момент насчитывается 6 081 действующих предприятий с участием российского капитала (по состоянию на 01.04.2019 г.), что составляет более трети (37,7%) от общего числа предприятий с иностранным капиталом в Казахстане.

По числу зарегистрированных и действующих в Казахстане компаний с иностранным участием Россия занимает лидирующее место (Таблица 1).

Таблица 1

Топ-5 стран. Зарегистрированные и действующие юридические лица, филиалы

и представительства с иностранным

участием (на 01.10.20 118 г.).

Страна-участник Зарегистрирован-ные предприятия Действующие предприятия

Россия 9 865 6 081

Турция 3 430 1 579

Китай 2 414 876

Узбекистан 1 796 921

Украина 1 082 716

Источник: составлено по данным Комитета по статистике МНЭ РК

Успешному развитию отношений способствует межрегиональное сотрудничество, осуществляемое на основании Программы межрегионального и приграничного сотрудничества между Правительством РК и Правительством РФ на 20182023 гг. и более 200 договоров и соглашений, заключенных между регионами двух стран.

XV Форум межрегионального сотрудничества с участием глав государств, состоявшийся 9 ноября 2018 г. в Петропавловске, традиционно стал ключевым мероприятием двусторонней экономической

повестки. Президенты утвердили План совместных действий РК и РФ на 2019-2021 гг. Кроме этого, подписано 36 межправительственных, межрегиональных и коммерческих документов.

Вторым, не менее важным направлением экономической политики России в Каспийском регионе является энергетическая политика. В настоящее время энергетическая политика России на Каспии сконцентрирована вокруг следующих позиций:

• стремление к контролю как можно большего объёма углеводородов, экспортируемых из региона;

• расширение своего участия в нефте- и газодобывающих проектах в Каспийском регионе (преимущественно в секторе акватории, принадлежащей Казахстану).

Одним из компонентов энергетического сотрудничества России со странами Каспийского региона является взаимная торговля нефтью, нефтепродуктами и природным газом, анализ которой показывает, что тесные связи сохраняются только с Казахстаном. Россия является для Казахстана и главным стратегическим партнером в области энергетики. Новые перспективы российско-казахстанскому сотрудничеству в нефтегазовой сфере открыл подписанный в мае 2002 г. Протокол к Соглашению о разграничении дна северной части Каспийского моря, который конкретизирует линию разграничения северной части Каспия между Россией и Казахстаном, устанавливает порядок совместного освоения ресурсов геологических структур «Курмангазы» (Казахстан), «Центральная» (Россия) и месторождения «Хвалынское» (Россия). Казахстанская нефть транспортируется по трубопроводу Атырау - Самара. Ежегодный объем прокачки нефти составляет более 15 млн. т. Наши страны также являются основными акционерами Каспийского трубопроводного консорциума.

В последние годы, в связи с увеличением добычи и реализации казахстанского газа активизировалось взаимодействие по переработке газа в России и использованию российской транспортной инфраструктуры для его экспорта. Важное значение имеет создание Оренбургского

газоперерабатывающего завода, на котором предполагается перерабатывать газ с Кара-чаганакского месторождения. В перспективе объем переработки казахстанского газа должен составить 15 млрд. куб. м в год. В области транспортировки среднеазиатского газа Россия и Казахстан совместно участвуют в проекте модернизации газотранспортной системы Средняя Азия -Центр (САЦ). В частности, в рамках программы реконструкции системы газопроводов в настоящее время предусматривается постепенное увеличение мощности САЦ с существующих 54,6 млрд. куб. м до 80 млрд. куб. м в год.

Наибольшей обеспеченностью перспективными ресурсами нефти характеризуется казахстанский сектор Каспийского моря. Свидетельством этому является ряд достаточно крупных месторождений, таких как «Тенгиз», «Астраханское», «Кашаган», месторождения полуострова Бузачи и др.

Одним из важных итогов 2018 г. для сотрудничества в топливно-энергетической сфере стало подписание 3 октября 2018 г. межправительственного Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РК и Правительством РФ о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 года. Внесенные изменения, как ожидается, позволят улучшить механизмы регулирования поставок нефтепродуктов между РК и РФ, а также из Казахстана за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Решению практических вопросов по всем отраслям двустороннего экономического взаимодействия способствует работа Межправительственной комиссии по сотрудничеству между РК и РФ и входящих в ее состав 7 подкомиссий по направлениям сотрудничества: межбанковское и инвестиционное; транспортное; межрегиональное и приграничное; военно-техническое; в области ТЭК; в сфере науки и новых технологий; в сфере промышленности. Кроме того, по приоритетным направлениям двустороннего сотрудничества функционируют Комиссия по совместному

использованию и охране трансграничных водных объектов, Смешанная казахстан-ско-российской комиссии по вопросам окружающей среды по реализации Соглашения между правительством РК и Правительством РФ о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и Казахстан-ско-российская комиссия по сохранению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык.

В последнее время наблюдается тенденция переноса традиционных вопросов двустороннего сотрудничества в многосторонний интеграционный формат Евразийского экономического союза.

С 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Разработанный совместно с деловым обществом, кодекс включил в себя почти 70% поступивших предложений и инициатив. Один из основных посылов документа - переход на электронный документооборот. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершать через Интернет, взаимодействуя напрямую с информационной системой таможенного органа. В результате время регистрации декларации сократилось вдвое, время выпуска товаров - в шесть раз.

Ведется работа по формированию общих рынков энергетических ресурсов, планируется подписание Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС. Разрабатывается Концепция формирования общего финансового рынка. Помимо целей, принципов и задач, ожидаемых результатов и основных направлений формирования общего финансового рынка в Концепции будут отражены вопросы полномочий и функций наднационального органа по регулированию общего финансового рынка. В соответствии со статьей 103 Договора о ЕАЭС, наднациональный орган будет функционировать с 2025 г. с месторасположением в г. Алматы.

Таким образом, на протяжении более 25 лет отношения между Казахстаном и Россией способствуют укреплению основы взаимовыгодного сотрудничества во многих сферах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Касымова Б.К. Военно-политическое взаимодействие России и Казахстана: состояние и основные направления раз-вития/Б.К.Касымова//Вестник Военного университета. - 2007. - №3(11). - с.52-56.

2. Парамонов В. Россия и страны Центральной Азии: двустороннее сотрудничество в сфере безопасности/ В.Парамонов, О.Столповский// Центральная Азия и Кавказ. - 2009.- № 2(62). - с. 61-75.

3. Россия - Казахстан [Электронный ресурс]// Сайт Посольства РФ в Казахстане. - Режим доступа: http://www.rfembassy.kz/lm/dvustoronnie _otnosheniya/rossiya-kazakhstan/ (дата обращения 09.04.2019).

4. Сабиров Р.Г. Эволюция военной политики России в отношении отдельных стран СНГ: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан/ Р.Г.Сабиров//Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т.17, № 1. - с. 366-369.

5. Шапкин М.Н. Тенденции и перспективы российско-казахстанского сотрудничества в современных политических условиях (автореферат диссертации кандидата политических наук). МГУ, Москва, 2017. С. 3-25.

Сведения об авторе: Трокаль Тарас

Владимирович - кандидат исторических

наук, старший преподаватель колледжа

Российского Нового Университета (e-mail:

taras142@mail.ru).

REFERENCES

1. Kasymova B. K. Military-political interaction between Russia and Kazakhstan: state and main directions of development/B. K. Kasymova//Bulletin of the Military University. - 2007. - №3(11). - p. 52-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Paramonov V. Russia and Central Asian countries: bilateral security cooperation/ V. Paramonov, O. stolpovsky// Central Asia and the Caucasus. - 2009.- № 2(62). - p. 61-75.

3. Russia - Kazakhstan [Electronic resource]// Website of the Russian Embassy in Kazakhstan. - Mode of access: http://www.rfembassy.kz/lm/dvustoron-nie_otnosheniya/rossiya-kazakhstan/ (accessed 09.04.2019).

4. Sabirov, R. G. Evolution of Russia's military policy in the separate countries of the CIS: Kazakhstan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Republic of/ R. G. Sabirov//Vestnik Ka-zanskogo tekhnologicheskogo universi-teta. - 2014. - Vol. 17, № 1. - p. 366-369.

5. The creation of the space rocket complex "Baiterek" will begin in 2021 [Electronic resource].//Russian news Agency "TASS". - 2015. - June 2. - Mode of access: https://tass.ru/kosmos/ (accessed 05.04.2019).

6. Shapkin M. N. Trends and prospects of Russian-Kazakh cooperation in modern political conditions (thesis abstract of candidate of political Sciences). Moscow state University, Moscow, 2017. P. 3-25.

Author information: Trokal ' Taras Vla-dimirovich - cand. historical. sciences, senior lecturer of the College of the Russian New University (e-mail: taras142@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.