исторические науки и археология
http://dosaaf34.ru/?page_id= 69 (data obrashhenija: 03.04.2015).
7. Materialy o provedennoj rabote po voenno-patrioticheskomu vospitaniju molodezhi v oblasti (otchety, spravki, doklady) za 1967 god // GAVO. F.R. 5819. Op. 3. D. 223.
8. Materialy o rabote po voenno-patrioticheskomu vospitaniju v oblasti (Spravki, otchety i dr.) za 1973 god // GAVO. F. 5819. Op. 3. D. 336.
9. Otchetnaja spravka o rabote komsomol'skih organizacij po vospitaniju molodezhi na revoljucionnoj, boevoj i trudovoj tradicijah, podgotovke molodezhi k sluzhbe v rjadah Sovetskoj Armii za 1967 god // CDNIVO. F. 144. Op. 21. D. 89.
10. Postanovlenie CK KPSS i Soveta Ministrov SSSR ot 7 maja 1966 g. № 349 «O sostojanii i merah po uluchsheniju raboty Vsesojuznogo dobrovol'nogo obshhestva sodejstvija armii, aviacii i flotu (DOSAAF SSSR)» // Sbornik Postanovlenij Pravitel'stva SSSR. 1966. № 23. St. 205.
11. Spravka o provedenii pohodov po mestam boevoj slavy Volgogradskoj oblasti za 1966 god // GAVO. F.R. 5819. Op. 3.D. 197.
12. Svodnyj godovoj otchet obkoma DOSAAF i godovye statisticheskie otchety podvedomstvennyh organizacij DOSAAF za 1985 god // GAVO. F.R. 5819. Op. 3. D. 1177.
13. Spravki, otchety, informacii gorkomov, rajkomov, komitetov komsomola obkomu VLKSM po itogam III smotra patrioticheskih del molodezhi oblasti «Komsomol - Velikomu Oktjabrju». 1977 g. // CDNIVO. F.R. 114. Op. 32. D. 52.
14. Spravka o rabote Volgogradskoj oblastnoj organizacii DOSAAF. 1971 - ijul' 1972 gg.// GAVO. F. 5819. Op. 3. D. 336.
15. Teksty lekcij i drugie metodicheskie posobija v pomoshh' lektoru po propagande voennyh znanij i voenno-patrioticheskomu vospitaniju, izdannye oblastnoj organizaciej obshhestva «Znanie» za 1986 god // CDNIVO. F. 6533. Op. 2. D. 514.
Activities of the Volgograd Regional Organization "Voluntary Society for Assisting Army" in military and patriotic education of people in the 1960 1980s
There are regarded the activities of the Volgograd organization VSAA in military and patriotic education of theyouth. There are marked out the main forms and methods of its work, the goals and tasks, the correlation with other public organizations.
Key words: military and patriotic education, propaganda, VSAA, Komsomol.
(Статья поступила в редакцию 16.04.2015)
Р.Е. САГИНДИКОВ (Москва)
некоторые аспекты российско-кАЗАхстАнского сотрудничества: успехи и проблемы
Рассматриваются основные приоритетные направления и предпосылки российско-казахстанского сотрудничества после распада СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ). Показаны позитивные и негативные стороны развития экономических отношений между двумя ведущими государствами Содружества. Выявляется нормативно-правовая база российско-казахстанского сотрудничества в сфере экономики, совместного использования космического комплекса «Байконур», формирования Таможенного союза, единого экономического пространства и т.д.
Ключевые слова: экономическое сотрудничество, Республика Казахстан, Российская Федерация, промышленность, договорно-правовая база, соглашения, двусторонние связи, торговля, поставки, производство.
После распада СССР вопросы экономического сотрудничества в рамках СНГ получили жизненно важное значение. Для Российской Федерации особо важное значение имело развитие экономических отношений в пределах постсоветского пространства, прежде всего с Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Объективными предпосылками их интеграции являлись общие корни, религия, культура, многовековая история, т. к. русские, украинцы и белорусы являются отдельными национальными группами-субэтносами одного народа-этноса, они имеют схожую территориально-отраслевую структуру, что является основой для развития межреспубликанской специализации и кооперирования производства. Кроме этого, важнейшие коммуникации в западном направлении, обеспечивающие внешнеэкономические связи России, проходят по территории Украины и Белоруссии и т.д.
Аналогичные предпосылки для развития экономических связей имеются у России и Казахстана. При этом 50% граждан Казахстана составляет русскоязычное население. По
© Сагиндиков Р.Е., 2015
ИЗВЕСТИЯ вгпу
территории Северного и Центрального Казахстана проходят жизненно важные для России коммуникации: железнодорожные, в том числе Главная Транссибирская магистраль, автомагистрали, ЛЭП высокого напряжения, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. Российские территориально-производственные комплексы, расположенные по периметру границ с Казахстаном, ориентированы на получение казахстанского сырья и топлива. В свою очередь, развитие горнодобывающей и топливной промышленности Казахстана в наибольшей степени ориентировано на нужды российской индустрии. Все это позволяет многим российским и казахстанским машиностроительным предприятиям находиться в тесной взаимосвязи.
тем не менее в последнее время ситуация в области экономических отношений между Россией и Казахстаном несколько ухудшилась. Правительство Казахстана начало осуществлять политику по приватизации крупных государственных предприятий - горнодобывающих, цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса, машиностроительных и др., которые имели наиболее тесные связи с российской промышленностью. При этом российские фирмы принимают довольно пассивное участие в приватизации крупных предприятий промышленности Казахстана, уступая инициативу западноевропейским, американским, японским и южнокорейским компаниям. А это свидетельствует о том, что управление тяжелой промышленностью Казахстана постепенно переходит в руки владельцев из третьих стран, которые мало заинтересованы в сохранении и развитии тесных экономических отношений России и Казахстана.
Однако, несмотря на это, уровень отношений между Россией и Казахстаном является одним из самых высоких в СНГ. Между ними наблюдается значительный рост взаимной торговли, львиная доля казахстанской нефти поступает на мировой рынок через территорию России и т.д. В этой связи необходимо отметить, что формирование взаимосвязей Российской Федерации и Казахстана гарантируется договорно-правовой базой, которая состоит из 356 двусторонних документов, подписанных за последние 10 лет. Ее основой считается Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г., заложивший базу межгосударственных правовых взаимоотношений Казахстана и Российской Фе-
дерации, которая определила принципы двусторонней совместной работы в политической, экономической, военной, культурной и других сферах.
В январе 1995 г. лидеры Казахстана и России подписали два документа в сфере гражданства - Договор о правовом статусе граждан двух государств, постоянно проживающих на территории друг друга, и Соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами двух государств, прибывающими для постоянного проживания в эти государства [8].
Принятые важные документы, реальное казахстанско-российское сотрудничество позволили в ходе визита Президента Казахстана Н.А.Назарбаева в Российскую Федерацию подписать еще 6 июля 1998 г. широкомасштабный политический документ - Декларацию между Республикой Казахстан и Россией о вечной дружбе и союзничестве, направленном в XXI век. Было также подписано важное казахстанско-российское соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование - первый документ о сотрудничестве на Каспии, который главным образом воздействовал на активизацию переговорного процесса по урегулированию правового статуса Каспийского моря.
В октябре 1998 г. президенты Казахстана и России подписали Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг. с программой конкретных мероприятий по реализации этого документа. Кроме того, главы двух государств подписали соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией «Об урегулировании взаимных финансовых вопросов», в соответствии с которым были погашены взаимные финансовые обязательства, в том числе и задолженность России по арендной плате за использование комплекса «Байконур» и военно-испытательных полигонов. Это позволило им продолжить эффективное сотрудничество в экономической и других сферах. Значительная часть межгосударственных и межправительственных документов посвящена развитию сотрудничества между Казахстаном и Россией в экономической, культурно-гуманитарной, военно-технической и других сферах.
Состоявшиеся в 2010 г. визиты Н.А. Назарбаева в Москву и В.В. Путина в Астану также дополнили договорно-правовую базу,
доказали высокий уровень динамично развивающихся казахстанско-российских отношений. Развитию и укреплению их способствовали интенсивные контакты на высшем уровне. Из хроники визитов глав двух государств следует, что за период с августа 1991 г. по апрель 1999 г. их состоялось 36. Президенты Казахстана и России подписали 40 совместных документов. В целом же за этот период было подписано около 320 соглашений и договоров [6].
Данные документы свидетельствуют о том, что с момента обретения суверенитета Казахстану и Российской Федерации удалось заложить значительную базу для развития между ними отношений стратегического партнерства, дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества на новой основе. Разнообразные исторически образовавшиеся двусторонние связи сегодня развиваются в духе принципиальных положений Декларации о вечной дружбе и союзничестве, ориентированной на XXI в. Это объективная позиция, обусловленная всем ходом жизни двух стран и народов. Как подчеркнул президент н. назарбаев в своем Послании народу Казахстана 15 декабря 1999 г., «партнерские отношения с Россией будут в грядущем столетии одним из непременных условий обеспечения стратегической безопасности нашей страны» [5]. Основой дальнейшего поступательного становления казахстанско-российских взаимоотношений являются Программа экономического сотрудничества на 2010-2015 гг. и конкретный план мероприятий по ее реализации.
Примером конструктивного взаимовыгодного сотрудничества наших стран являются двусторонние договоренности по космодрому «Байконур», главными из которых выступают соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома и договор аренды. Два аварийных пуска ракетоносителя «Протон» (5 июля и 27 октября 1999 г.) вызвали необходимость пересмотра некоторых принципов использования космодрома. Оперативное рассмотрение правительственными комиссиями Казахстана и России материалов по аварийным пускам потребовало внести коррективы в некоторые документы, определяющие функционирование космодрома. В этой связи были дополнительно подписаны соглашения о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома «Байконур», а также о порядке представления и получения
заключения (согласования) по планам запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет [1].
Казахстаном и Россией была найдена, по существу, уникальная формула разрешения проблем в весьма деликатной сфере гражданства, которая послужила важным прецедентом успешного их урегулирования во взаимоотношениях государств в рамках Таможенного союза, а в будущем, возможно, и всего Содружества Независимых Государств. Здесь имеются в виду Договор о правовом статусе граждан двух государств, постоянно проживающих на территории друг друга, и Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами двух государств, прибывающими для постоянного проживания в эти государства. О том, насколько это было важным в плане дальнейшей гармонизации межгосударственных отношений, свидетельствует тот факт, что в Казахстане в настоящее время проживает около 5 млн русских, а в России -более миллиона казахов.
Долгосрочным национальным интересам двух государств отвечает развитие тесных связей в рамках СНГ. Повышение интеграционного потенциала Содружества в значительной степени зависит от успехов в становлении Таможенного союза и единого экономического пространства. В качестве председателя межгоссовета Таможенного союза президентом Казахстана еще в январе 1998 г. было внесено предложение принять Заявление «О десяти простых шагах навстречу простым людям», Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве. Кропотливая работа над этими документами была завершена и они были подписаны на заседании межгоссовета в феврале 1999 г. Позднее между субъектами Российской Федерации и областями Республики Казахстан, а также городами обоих государств было подписано 116 соглашений по различным направлениям экономического и гуманитарного сотрудничества [5].
Именно в сфере экономических взаимоотношений России и Казахстана наиболее отчетливо видны уже работающие «активы». Кроме достижений, обозначились также определенные проблемы в транспортной и тарифной областях, мерах технического регулирования, торговле, таможенном и пограничном регулировании и т.д. Так, например, в рамках сотрудничества приграничных территорий, с одной стороны, высока концентрация экономических интересов, с другой - достаточное чис-
ло не до конца решенных вопросов, хотя на долю, например, только приграничных с Казахстаном субъектов Российской Федерации приходится около 60% внешнеторгового оборота России с Казахстаном [6, с. 26].
В целом удельный вес Республики Казахстан в общем объеме российской внешней торговли в последние годы не превышал 3-4% при общем товарообороте России со странами СНГ 18%. На долю России, в свою очередь, приходится около трети общего объема внешней торговли Казахстана. По ряду товарных позиций казахстанский рынок является важнейшим для российских экспортеров и импортеров. Из 97 товарных групп товарной номенклатуры ВЭД по 38 группам доля Казахстана в российском экспорте превышает 10%, по 23 группам - 25%, а по 9 товарным группам - 50% [8].
В результате казахстанский рынок является основным внешним рынком для российских производителей пищевой продукции, средств железнодорожного транспорта, автомобилей, взрывчатых веществ и т.д. В свою очередь, из Казахстана поступает около 1/4 импортируемых Россией руд, свыше половины минерального топлива, около 50% химических соединений, металлов и др. В то же время необходимо отметить, что объем товарооборота между нашими странами в стоимостном выражении сократился в последние годы на 9,4% и составил 4,3 млрд долл. При этом российский экспорт снизился на 13,2% и составил 2,4 млрд долл., а импорт казахстанских товаров - на 4% (1,9 млрд долл.). В результате в среднем почти в 2 раза уменьшились поставки по всем основным продовольственным товарам - мясу, молочной продукции, жирам и маслам, переработанным овощам, сахару, рыбе и др. Поставки машино-технической продукции сократились в 1,5 раза (механическое оборудование, электрооборудование, средства железнодорожного транспорта, бульдозеры, экскаваторы и т.д.).
В этот период сократились также поставки из Казахстана минеральных продуктов на 27%, продукции химической промышленности - на 17%, металлов - на 6%. Почти в 2 раза уменьшились поставки мяса и мясопродуктов, рыбы, зерна, табака, фармацевтики, каучука и резины, текстильных изделий. Прежде всего, такое положение объяснялось снижением цен на энергоносители и ряд других сырьевых товаров, сезонными и конъюнктурными колебаниями.
В результате даже фактическое увеличение ввоза из России некоторых товаров не пе-
рекрыло снижение в стоимостном выражении. Так, кокса и полукокса ввозилось в Казахстан в физическом объеме на 7,5% больше, чем годом раньше, а в стоимостном выражении - на 16% меньше. Нефти и газового конденсата в физическом объеме ввезено на 38% больше, а по стоимости - на 5% меньше [2]. Аналогичное положение и по многим другим позициям. К тому же в начале этого года поставки минерального сырья выросли, но это не более чем последствия суровой зимы. Ценовые данные выглядят на первый взгляд убедительно. однако при расширении временного горизонта за пределы одного года, например, до 3-5 лет, становится ясно, что колебания цен, равно как и сезонные колебания, нивелируются и не оказывают решающего влияния на состояние торговых отношений.
Рост собственного производства в секторах экономики наших стран активизировал процесс импортозамещения во взаимной торговле. В результате производство пищевых продуктов в Казахстане увеличилось на 13%, товаров текстильной и швейной промышленности - в 1,7-2,6 раза, нефтепродуктов - на 7%, труб большого и малого диаметров из черных металлов - в 1,3 раза. В машиностроении значительно возросло производство нефтепромыслового оборудования - в 1,7 раза, сельскохозяйственной техники - в 2 раза [4].
Рост сельхозпроизводства в России привел к тому, что только в 2004 г. Россия закупила в Казахстане зерна на сумму 13,3 млн долл., тогда как в предыдущем было закуплено зерна на сумму 85,5 млн долл. Одной из причин такого положения стали особенности косвенного налогообложения (НДС) в России и (акцизов) в Казахстане, которые создавали серьезные барьеры. Мы, с одной стороны, пытаемся выровнять таможенные тарифы для наших стран, но одновременно вводим нетарифные, налоговые, технические меры в двухстороннюю торговлю. Их реализация способствует ужесточению конкуренции, освобождая место для товаров из третьих стран. Например, при сокращении импорта легковых автомобилей из России почти в 1,5 раза их импорт из Японии увеличился в 1,5 раза, из Чехии - в 4,5 раза. Такая же картина наблюдалась и при поставках других товаров промышленного назначения, в том числе машин и оборудования, строительных конструкций [3].
В целом надо отметить, что выявление уровня либерализации торгово-экономического сотрудничества между Россией и Казах-
станом, реального состояния этих отношений является актуальной проблемой, особенно, например, для Омской области - региона, граничащего с Республикой Казахстан. Общая протяженность границ Российской Федерации с республиками СНГ, составляющая 13 тыс. км, из которых 7 тыс. приходится на Казахстан, являющийся стабильно третьим по объемам торгового оборота партнером России на постсоветском пространстве после Украины и Белоруссии. Россия - главный внешнеторговый партнер Казахстана в СНГ, соблюдающий демократические принципы экономического сотрудничества [9].
Исходя из текстов официальных документов, принятых на межправительственном уровне, отношения России и Казахстана после распада СССР шли по пути их восстановления и укрепления. Последовательно этими государствами были пройдены этапы режима наибольшего благоприятствования, платежного, таможенного союзов. Они заявляли о намерениях создать зону свободной торговли и экономический союз между странами СНГ, но эти намерения не были в полной мере реализованы: достаточно отметить отсутствие единого таможенного тарифа, что является необходимым условием экономической интеграции между двумя странами.
С точки зрения теории, например, Таможенный союз и сформированное на его базе Евразийское экономическое сообщество предполагали достаточно высокий уровень взаимного товарооборота, отсутствие ограничений в торговле и пошлин, упрощенное таможенное оформление грузов. Таможенный союз также предполагал, что товарооборот между его участниками станет больше, чем с третьими странами. Анализ показателей торговли России с Казахстаном, входящим в Таможенный союз, и Украиной, которая к нему не присоединилась, свидетельствует о том, что с развитием интеграционных отношений ситуация во внешней торговле изменилась не в той степени, в которой ожидалось [11].
Несмотря на то, что соглашение о Таможенном союзе формально начало действовать с 1995 г., на практике его положения корректировались неоднократно. Так, например, Республика Казахстан в одностороннем порядке вводила запрет на импорт определенных категорий товаров и продовольствия из России. Эта мера была предпринята в связи с тем, что после девальвации рубля российское продовольствие стало намного дешевле, чем у ка-
захстанских производителей. Россия воздержалась от введения аналогичных мер. И хотя в этот период был девальвирован тенге (национальная казахстанская валюта), однако конфликт не был исчерпан.
В частности, министр энергетики, индустрии и торговли Казахстана М. Аблязов обещал провести антидемпинговое расследование в отношении России. Он обвинил российское правительство в субсидировании своих товаропроизводителей через низкие внутренние цены на энергоносители и железнодорожные тарифы. Одновременно правительство Казахстана с целью защиты отечественных сель-хозпроиодителей ввело временные ограничения на экспорт дизельного топлива. В феврале 2000 г. постановлением № 296 в одностороннем порядке Казахстан ввел временную защитную 30%-ную пошлину на некоторые строительные материалы, что способствовало началу разногласий в торговой сфере между государствами, близкими политически и географически.
Принципам интеграции противоречат в некоторой степени и отношения двух стран в вопросе о границе. Еще в 1999 г. активизировался процесс по делимитации и демаркации границы между Россией и Казахстаном. А ведь известно, что интеграционные процессы в условиях единого рынка товаров, труда и капитала не предполагают проведения границ. В российско-казахстанских отношениях вопрос о делимитации и демаркации границы сохраняет свою актуальность до сих пор, что противоречит заявлениям о демократизации двусторонних отношений [3].
Определенные проблемы имеются и в сближении национальных валютных систем. Из-за отсутствия свободной конвертируемости рубля и тенге оба государства используют евро и доллар США. Кроме того, значительная часть товарооборота (45 - 50%) обслуживается бартером и двусторонним клирингом, что требует гибкости и разумного подхода к российско-казахстанским экономическим связям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сотрудничество России и Казахстана развивалось в последнее десятилетие в целом позитивно, хотя имелись и до сих пор не преодолены некоторые проблемы, особенно в экономической области.
Несмотря на предоставление некоторой экономической самостоятельности административным областям Казахстана, республи-
ка продолжает оставаться в гораздо большей степени, по сравнению с Российской Федерацией, централизованным государством. Поэтому усилия российских и казахстанских, например, региональных лидеров по восстановлению и развитию хозяйственных связей между подведомственными им территориями не всегда заканчиваются положительно. Наиболее актуальным в этой связи является вопрос обеспечения режима беспошлинной взаимной торговли, беспрепятственного пересечения границы и др.
Серьезной причиной ослабления долгосрочных экономических связей между предприятиями России и Казахстана является переход важнейших объектов тяжелой промышленности Казахстана к владельцам из третьих стран, не всегда заинтересованных в сохранении их ориентации на российский рынок. Что касается российских компаний, как частных, так и государственных, то они должны активно принимать участие в приватизации предприятий тяжелой индустрии Казахстана, что позитивно скажется на результатах российско-казахстанского экономического сотрудничества в перспективе.
список литературы
1. URL: www.avai.ru - Независимое российское аналитическое агентство.
2. URL: www.cisstat.com - Межгосударственный статистический комитет СНГ.
3. URL: www.diasp.ru Планета диаспор.
4. URL: www.economy.gov.ru - Министерство экономического развития и торговли.
5. Евпланов А. Таможенное трио // Рос. газ. 2004. 13 янв.
6. Зиядуллаев Н. Экономика стран Содружества в условиях глобализации // Вопр. экономики. 2002. № 3. С. 49.
7. Основы внешнеэкономических знаний / под ред. И.П. Фаминского. М., 2000.
8. Раимов В. На пути к интеграции: успехи и проблемы. Алматы, 2012. С. 44.
9. Ситарян С.А. Некоторые проблемы участия субъектов РФ во внешнеэкономической деятельности // Проблемы прогнозирования. 1999. №6.
10. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. №190 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №33. Ст. 2003.
11. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. №164 - ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №21. Ст. 2168.
12. Халидуллин Б. Экономические перспективы Казахстана. Актобе, 2013. С. 86.
* * *
1. URL: www.avai.ru - Nezavisimoe rossijskoe analiticheskoe agentstvo.
2. URL: www.cisstat.com - Mezhgosudarstvennyj statisticheskij komitet SNG.
3. URL: www.diasp.ru Planeta diaspor.
4. URL: www.economy.gov.ru - Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija i torgovli.
5. Evplanov A. Tamozhennoe trio // Ros. gaz. 2004. 13 janv.
6. Zijadullaev N. Jekonomika stran Sodruzhestva v uslovijah globalizacii // Vopr. jekonomiki. 2002. № 3. S. 49.
7. Osnovy vneshnejekonomicheskih znanij / pod red. I.P. Faminskogo. M., 2000.
8. Raimov V. Na puti k integracii: uspehi i problemy. Almaty, 2012. S. 44.
9. Sitarjan C.A. Nekotorye problemy uchastija sub#ektov RF vo vneshnejekonomicheskoj dejatel'-nosti // Problemy prognozirovanija. 1999. №6.
10. Federal'nyj zakon «O finansovo-promyshlennyh gruppah» ot 30 nojabrja 1995 g. №»190 -FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1995. №33. St. 2003.
11. Federal'nyj zakon «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovanija vneshnetorgovoj dejatel'nosti» ot 8 dekabrja 2003 g. №164 - FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2003. №21. St. 2168.
12. Halidullin B. Jekonomicheskie perspektivy Kazahstana. Aktobe, 2013. S. 86.
Some aspects of Russian and Kazakhstan cooperation: success and problems
There are considered the basic priority directions of the Russian and Kazakhstan cooperation after the USSR collapse and the CIS creation. Special attention is paid to the analysis of the main prerequisites of this cooperation, there are shown the positive and negative aspects of development of the economic relations between the two leading states of the CIS. There is revealed the regulatory and legal basis of the Russia-Kazakhstan cooperation in the sphere of economics, common use of the space complex "Baikonur", formation of the customs union, the united economic space and so on.
Key words: economic cooperation, Republic of Kazakhstan, Russian Federation, industry, legal basis, agreements, two-way communications, trade, supplies, production.
(Статья поступила в редакцию 16.04.2015)