МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Р.Е. Сагиндиков
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198
В статье получила освещение многогранная деятельность Российской Федерации и Республики Казахстан по обеспечению совместной экономической безопасности после распада СССР и создания Содружества Независимых Государств. В частности, автор особенно подчеркивает тот факт, что эта многогранная межгосударственная деятельность основывалась на фундаментальной нормативно-правовой базе. Этот факт, по мнению автора, свидетельствует о приоритетном значении межгосударственного сотрудничества в сфере экономической безопасности России и Казахстана.
Одновременно в статье на конкретном фактическом материале показана работа двух государств по формированию новых приоритетов, составляющих основу их национальной экономической безопасности. Особое внимание автор уделяет укреплению двусторонних экономических связей с приграничными регионами России и Казахстана, которые также усиливают экономическую безопасность двух ведущих государств СНГ -России и Казахстана.
Ключевые слова: экономика, совместное сотрудничество, экономическая безопасность, двусторонние отношения, нормативно-правовая база, совместные предприятия, финансово-промышленные группы.
С первых дней после распада СССР и создания СНГ между Российской Федерацией и Республикой Казахстан стало активно развиваться межгосударственное сотрудничество по обеспечению их экономической безопасности. Этому способствовала фундаментальная нормативно-правовая база. В частности, только за первые пять лет суверенного развития между Россией и Казахстаном было заключено 52 договора и соглашения [7. C. 47], в которых в той или иной степени ставились вопросы становления, развития и совершенствования двусторонних межгосударственных экономических отношений. Наиболее значимыми из них были: договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией», договор «О дальнейшем углублении сотрудничества и интеграции между Россией и Казахстаном» (Алматы, 1993 г.), соглашения «О сотрудничестве в горно-металлургической промышленности» (Алматы, 1993 г.), «Об урегулировании взаимных неплатежей и формировании денежно-кредитной по-
87
литики» (М., 1993 г.), «О реализации двухсторонних соглашений и начале экономического сотрудничества» (М., 1994 г.), «О внесении изменений в организацию торгово-экономического сотрудничества» (Уральск, 1994 г.) и др.
Эти и другие нормативно-правовые документы свидетельствовали о том, что Российская Федерация и Республика Казахстан с первых дней своего суверенитета начали уделять приоритетное значение двухстороннему экономическому межгосударственному сотрудничеству в новых исторических условиях, что было подтверждено на встрече президентов России и Казахстана, состоявшейся 10 октября 1992 г. в казахстанском городе Кокчетаве. Основные вопросы, обсужденные на этой встрече, касались координации экономических связей, общего таможенного пространства, торгово-экономического оборота, кредитно-денежной политики, нарушений в организации взаимной торговли, урегулирования взаимоотношений между регионами двух государств, создания первых учреждений торговых представительств в Москве и Алма-Аты [2].
1993 г. был ознаменован заключением в гор. Омске широкомасштабных договоров между Россией и Казахстаном с участием правительственных делегаций, глав администраций приграничных областей двух государств. Одновременно были обсуждены многие приоритетные задачи в сфере экономического, научно-технического, гуманитарного и культурного сотрудничества сопредельных областей двух государств. Все это свидетельствовало о том, что они начали выходить на решение конкретных задач, стоящих перед их экономической безопасностью.
В результате экономических преобразований в России и Казахстане была создана в первой половине 1990-х гг. основа рыночных отношений, обеспечена определенная степень либерализации экономики, достигнута ее открытость, проведена приватизация и т.д. В итоге в начале второй половины 1990-х гг., как в Российской Федерации, так и в Республике Казахстан удалось достичь некоторого финансового благополучия. В частности, уменьшилась инфляция, окрепли рубль и теньге, увеличился ВВП и т.д. Все это позитивно сказалось на том факте, что Россия, как и Казахстан во второй половине 1990-х гг. добились некоторых положительных результатов, то есть сделали серьезную заявку на дальнейшее экономическое возрождение.
Однако экономический кризис августа 1998 г. показал слабость позиций экономических программ Российской Федерации, направленных на реальную стабилизацию ее экономики. Как известно, пиком этого кризиса стала многократная девальвация рубля с соответствующими последствиями. Кризис подтвердил, что реальной стабилизации экономик можно достичь как в России, так и в Казахстане лишь на основе восстановления собственного товаропроизводства, торгово-экономических связей между предприятиями двух стран, наполнения внутреннего рынка каждой из них, как и всех государств Содружества, товарами своего производства и постепенной смены сырьевой направленности экспорта в ближнее и дальнее зарубежье.
Увидев трудновыполнимость некоторых экономических соглашений, глава Республики Казахстан Н.А. Назарбаев предложил активизировать российско-казахстанское экономическое сотрудничество. Благодаря совместно проведенной работе уже к началу 1996 г. значительно возрос объем взаимной российско-казахстанской торговли, углубилось сотрудничество двух стран во многих других сферах, что оказало позитивное воздействие на укрепление их интеграционных связей в целом. В результате многие государственные программы республики Казахстан в двухстороннем сотрудничестве с Российской Федерацией стали основываться на четко выраженных приоритетных направлениях. В частности, к ним можно отнести: 1. Космодром «Байконур»; 2. Программу освоения казахстанского сектора Каспийского моря; 3. Программу развития телекоммуникаций Республики Казахстан; 4. Развитие атомной энергетики в республике Казахстан; 5. Программу развития нефтехимической промышленности республики Казахстан; 6. Программу развития электроэнергетики и многие другие [10. С. 5].
О тесном российско-казахстанском двустороннем сотрудничестве свидетельствует такой важный факт, только за 1995-2000 гг. был подписан ряд ключевых документов, связанных с жизнедеятельностью космического комплекса «Байконур». В результате совместной российско-казахстанской деятельности в космической области только в период с 1992 по 2000 г. с космодрома «Байконур» было запущено 135 космических аппаратов, что свидетельствует о тесном сотрудничестве наших стран в этой важной, имеющей большое политическое и экономическое значение, сфере. В результате состоялся 208-суточный полет международного состава космонавтом на орбитальном комплексе «Мир» во главе с казахстанским космонавтом Т. Муса-баевым. Во время этого исторического полета была выполнена сложная научная программа, включающая важнейшие научные эксперименты, связанные с геофизикой и медициной.
В результате визитов лидеров стран и регионов были достигнуты договоренности об увеличении квоты на пропуск казахстанской нефти через российские трубопроводы, о двустороннем сотрудничестве в нефтегазовом комплексе и электроэнергетике, а также сближении позиции по интеграции в рамках СНГ и Таможенного союза. Логическим завершением многочисленных контактов руководителей дух стран стали официальный визит 9 октября 2000 г. Президента В. Путина в Республику Казахстан и подписание пакета важнейших документов, среди которых договор «Об учреждении Евразийского экономического сообщества», Декларация между Российской Федерацией и Казахстаном «О сотрудничестве на Каспийском море» и др. В результате российские компании стали наиболее активно осваивать казахстанский рынок и в первую очередь нефтегазовый и энергетический.
Определяющую роль в межгосударственном сотрудничестве Российской Федерации и Республики Казахстан играли региональные экономические связи. Умеренный рост экономик двух государств создал положительные пред-
посылки для активизации торговли между двумя государствами. Совместные усилия их руководителей, регионов позволили разрешить имеющиеся противоречия по вопросам эксплуатации недр Северного Каспия, урегулирования взаимной задолженности, решения проблем по комплексу «Байконур», транзита казахстанской нефти и т.д., что открывало новые перспективы в развитии двустороннего сотрудничества. Только за 2000-2010 гг. было подписано 160 документов по двустороннему межрегиональному сотрудничеству [5]. Однако для дальнейшего совершенствования этих задач имеющейся нормативно-правовой базы уже не хватало. Эту проблему, а также закрепление двусторонних отношений обсуждали президенты обоих государств во время визита главы Казахстана в Российскую Федерацию.
Все это способствовало формированию прочной законодательной базы в целях динамичного развития межгосударственных отношений между Россией и Казахстаном, формированию качественно нового этапа интеграции двух государств во многих областях двустороннего сотрудничества, и прежде всего, в экономической и социальной сферах, а в целом укрепляло экономическую безопасность двух стран.
Одним из ключевых документов, определяющих двустороннее сотрудничество России и Казахстана по обеспечению национальной безопасности, явился широкомасштабный договор «Об экономическом сотрудничестве Российской Федерации и Республики Казахстан на 1998-2007 годы», подписанный Президентами России и Казахстана 12 октября 1998 г. во время визита Б.Н. Ельцина в Алма-Ату. В нем были зафиксированы конкретные действия и механизмы по реализации дальнейшего российско-казахстанского сотрудничества в топливно-энергетической, металлургической, машиностроительной, транспортной, агропромышленной и др. областях народного хозяйства [11. С. 54], то есть основные отрасли, от которых зависела экономическая безопасность государств. Одновременно в Договоре были предусмотрены прямые связи сотрудничества на межрегиональном уровне, то есть между предприятиями и организациями двух стран.
В этой связи необходимо выделить некоторые из конкретных форм и механизмов российско-казахстанского межгосударственного экономического сотрудничества. В частности, одним из приоритетных его направлений явилось инновационное сотрудничество, которое значительно активизировалось после принятия Единого экономического пространства и вступления в него Российской Федерации. Российско-казахстанское двустороннее сотрудничество, напомним, формировалось исторически и имеет достаточно прочные связи. Начиная с 2000 г., Республика Казахстан начала особенно активно сотрудничать с Российской Федерацией в сфере инновационного развития. При этом правительство республики проявило особый интерес к изучению и использованию российского опыта по формированию инновационной экономики и привлечения российских новых технологий в экономику своего государства.
С целью поддержания своей конкурентоспособности Казахстану была необходима консолидация научных и производственных сил двух стран в инновационном направлении, что позволило бы, по нашему мнению, обеспечить конкурентоспособность национальных экономик на мировом уровне, активизировать научно-технологические связи и т. д. В этой связи как в Российской Федерации, так и в Республике Казахстан возлагали большие надежды на реализацию в перспективе совместной межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ, которая была рассчитана до 2020 г. Примечательно, что данная программа направлена на обеспечение условий осуществления конкурентоспособности национальных экономик России и Казахстана, их трансформации в социально-ориентированную экономику, а также плодотворное взаимодействие инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве. Все это предполагало возможность реализовать российско-казахстанский научно-технический потенциал и обеспечить совместную межгосударственную кооперацию в инновационной области двух государств.
Кроме этого двусторонние российско-казахстанские связи, как уже отмечалось, получали всестороннее развитие и обогащение в процессе реализации основных их направлений, которые постоянно укреплялись и расширялись. Так, в сентябре 2011 г. была принята совместная программа долгосрочного экономического сотрудничества между правительствами России и Казахстана на период до 2020 г., рассчитанная на дальнейшее укрепление экономической безопасности двух государств, активизацию экономического сотрудничества, укрепление и диверсификацию торгово-экономических связей на основе взаимных интересов между странами. Примером такого сотрудничества стал Каспийский трубопроводный консорциум - КТК, который по праву стал крупнейшим международным нефтетранспортным проектом, в создании которого принимали участие Россия, Казахстан, а также другие ведущие нефтедобывающие компании. Он был создан для совместного сотрудничества и эксплуатации магистральных трубопроводов протяженностью около 1,5 тыс. км. [1. С. 11].
В целом Каспийский трубопроводный консорциум явился передовым предприятием, который осуществлял свою деятельность по современным технологиям. В его систему поступали нефтяные потоки с месторождений Западного Казахстана и одновременно российское сырье. Объемы этой нефти постоянно возрастали и в 2010 г. составили 30 млн т. [1. С. 12]
Вся эта масштабная работа была направлена на совместное российско-казахстанское сотрудничество, которое должно значительно активизировать развитие и реализацию современных наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечив обоим государствам более эффективную программу научно-технического и интеллектуального потенциала, что значительно усиливает экономическую безопасность двух государств.
Таким образом, как видим, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан сложились не только добрососедские, дружественные отношения, но и поистине деловое, взаимовыгодное сотрудничество, которое стабилизировало их экономическую безопасность. И в этой связи главы государств Н.Н. Назарбаев и В.В. Путин продолжали деятельность по укреплению и расширению достигнутых результатов. В частности, на встрече, состоявшейся 7 июня 2012 г. с Президентом Н.А. Назарбаевым, В.В. Путин подчеркнул, что «добиться всех запланированных результатов можно за счет снятия, в первую очередь, административных барьеров, что будет являться результатом интеграции между Россией и Казахстаном». Он заверил, что «страны и дальше будут двигаться в данном направлении, и следующим шагом станет создание Евразийского Союза» [3. С. 37].
Укрепляя экономическую безопасность, Россия и Казахстан уделяли особое внимание формированию двусторонних перспективных направлений совместной производственной, научно-технической и промышленной деятельности предприятий. В этих целях руководство Российской Федерации и Республики Казахстан способствовали созданию и деятельности совместных финансово-промышленных групп, производственных транснациональных корпораций, ассоциаций, союзов, совместных предприятий, коммерческих (торговые дома и пр.), финансово-кредитных и страховых учреждений и организаций [5. С. 153-155].
В этих целях были созданы следующие совместные приоритетные финансово-промышленные группы (ФПГ): 1. По добыче хромовых руд и производству хромистых ферросплавов; 2. По производству черных металлов и проката; 3. По производству алюминия и алюминиевого проката; 4. По производству редких и редкоземельных металлов; 5. По производству машиностроительной продукции (на базе завода «Кустанайдизель»); 6. По производству продукции нефтепереработки и нефтехимии (на базе ПО «Омскнеф-теоргсинтез»); 7. По оборонно-промышленному комплексу и т.д. Для реализации этих проектов была создана совместная российско-казахстанская группа [5. С. 174-175].
Здесь уместно отметить, что совместные российско-казахстанские финансово-промышленные группы позволили восстановить производственные и технологические связи, расширить и углубить промышленную интеграцию, сформировать евразийский рынок и согласованно выступить на мировом рынке. Одновременно была определена система льгот для повышения заинтересованности предприятий, объединяющих свои финансовые и производственные возможности, предусмотрены правительственные гарантии для привлечения иностранных инвестиций в приоритетные проекты развития предприятий, создаваемых финансово-промышленными группами; сформированы условия для привлечения финансовых структур для инвестирования предприятий ФПГ, формирования Министерства финансов России и Казахстана, обоснования системы формирования консолидированного баланса и распре-
деления прибыли предприятий ФПГ [5. С. 91]. Но, как показывает практика, ослабление хозяйственных и кооперационных связей, которыми сопровождались радикальные экономические реформы в обеих странах в первые годы их независимости, не принесло ожидаемых результатов в структуре национальных экономик Казахстана и России, а напротив, имело некоторое негативное влияние. К началу ХХ1 столетия обе стороны вплотную подошли к пониманию целесообразности сближения позиций по ключевым двусторонним проблемам торгово-экономических и деловых отношений [6].
Одновременно приоритеты двустороннего сотрудничества России и Казахстана по обеспечению своей экономической безопасности, можно проследить на примере Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и «УралМеталлинвеста» - крупнейшего в Казахстане предприятия по торговле металлопрокатом и трубной продукцией, находящегося в г. Уральске. Между ними было подписано дилерское соглашение в мае 2009 г. Надо отметить, что оба производства связывают многолетние устойчивые партнерские отношения. В 2010 г. доля продукции ММК в продажах «УралМетал-линвеста» была в пределах 70-75%, что составляло 3,5-5 тысяч тонн арматуры, уголка, швеллера, труб, горячепрокатного и холоднопрокатного листа в месяц. При этом в перспективе объем ежемесячных закупок планировался увеличить до 7-8 тысяч тонн. Для Казахстана особо важным в плане экономической безопасности являлся тот факт, что большая часть поставляемой Магниткой продукции использовалась при строительстве объектов, связанных с нефте- и газодобычей, а также в строительстве буровых установок. Кроме этого, из металлопродукции возводили промышленные и гражданские объекты в таких казахстанских городах, как Уральск, Актау, Атырау, Аксай, Актобе и др.
15 февраля 2001 г. в Астане состоялось 5-е заседание Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Отмечая необходимость дальнейшего наращивания стратегического партнерства между Россией и Казахстаном, на заседании были также рассмотрены вопросы сотрудничества в торгово-экономической сфере, топливно-энергетическом комплексе, военно-технических связей и др.
Продолжением инициатив, которые озвучили Президенты Казахстана и России на 7 форуме межрегионального сотрудничества, прошедшем в Усть-Каменогорске 6-7 сентября 2010 г., стал визит официальной делегации Усть-Каменогорска в города Сибири: Томск, Новосибирск, Барнаул. В ходе визита был подписан ряд соглашений. Способствовало также укреплению связей с приграничными регионами России участие предприятий области в выставках, ярмарках, смотрах-конкурсах продукции, в т.ч. международных, проводимых Российской Федерацией. Хозяйствующие субъекты сопредельных регионов России, в свою очередь, участвовали в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в Восточно-Казахстанской области. Результатом уча-
стия представителей бизнеса приграничных регионов являлись подписанные договоры об экономическом и других видах сотрудничества.
Приоритетными направлениями двустороннего сотрудничества России и Казахстана по обеспечению национальной экономической безопасности являлись в исследуемые годы: торгово-экономические отношения, укрепление интеграционных процессов в области транзита газа и освоение углеводородов на Каспийском море. В частности, наши исследования российско-казахстанского сотрудничества в нефтегазовом комплексе показали, что оба государства значительно расширили использование каспийского трубопроводного консорциума, мощность которого была направлена через российскую территорию и составляла в 2011 г. 67 млн т. [4. С. 111-112].
Основным направлением укрепления экономической безопасности двух стран является совместное участие в развитии атомной промышленности. Здесь можно отметить крупные государственные проекты с участием Российской Федерации по разработке урановых месторождений в Республике Казахстан, главная задача которых состояла в налаживании процесса получения ядерного материала из урановой руды. В перспективе планируется строительство на казахстанской территории современного ядерного комплекса.
Эти и другие факты свидетельствуют о том, что активизации двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по обеспечению национальной экономической безопасности способствовала Декларация о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированной на XXI в. При подписании этого исторического документа 6 июля 1998 г. главами России и Казахстана было подтверждено, что с этого дня в отношениях двух государств начался качественно новый этап двустороннего сотрудничества. Декларация о вечной дружбе и союзничестве включила потенциал, заложенный в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1992 г. Анализ Декларации свидетельствует о том, что главы двух стран нашли правовую форму одновременного функционирования двух важнейших документов, регламентирующих нормативно-правовую основу сотрудничества России и Казахстана, направленную на большую перспективу.
В частности, в 2014 г. исполнилось 22 года со дня заключения Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, который явился важнейшим международным документом по установлению и дальнейшему укреплению добрососедских отношений, дружбы, сотрудничества и взаимопомощи между Российской Федерацией и республикой Казахстан. В результате с первых дней после создания Содружества Независимых Государств между Россией и Казахстаном была образована тесная историческая и экономическая связь. При этом межгосударственные совместные отношения подразумевали не только политическое, но и взаимовыгодное экономическое сотрудничество. В этом контексте реальному процессу интеграционного развития между двумя круп-
нейшими государствами мира способствовало создание и функционирование в исследуемые годы многих перспективных направлений экономической безопасности, в частности, таких, как Единое экономическое пространство и Таможенный союз.
Опыт функционирования СНГ показал, что Россия является для Республики Казахстан основным стратегическим партнером, и прежде всего в сфере экономического сотрудничества. В результате Российская Федерация по праву занимает первое место в составе приоритетных мировых партнеров Казахстана. Только по итогам одного 2011 г., объем товарооборота между ними достиг $ 23,8 млрд, что составило 18,9% от внешней общей торговли Республики Казахстан. Необходимо отметить, что в 2010 г. этот показатель составлял лишь $ 15,8 млрд и 17,8% соответственно, т.е. всего за год объем торговли увеличился более чем на $ 8 млрд [1. С. 5]. Все это убедительно свидетельствует, что между нашими странами осуществляется стабильное двустороннее экономическое сотрудничество. Об этом свидетельствует и начавшаяся в 2011 г. реализация программы долгосрочного экономического сотрудничества между правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан, которая ориентирована до 2020 г. В рамках этой программы намечено дальнейшее укрепление экономической интеграции, развитие и диверсификация торгово-экономических связей, и, как следствие, стабильность экономической безопасности двух сторон.
Другим официальным документом явилась Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между РФ и Республикой Казахстан на 2012-2017 гг., принятая в 2011 г. на прошедшем III форуме межрегионального сотрудничества в Астрахани. Как отмечалось выше, подобные ежегодные форумы являются составной частью интеграционного экономического процесса, своеобразных союзнических отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, так как приграничные регионы играют приоритетную роль в торгово-экономическом сотрудничестве наших стран. В частности, в 2012 г. состоялся IX форум межрегионального сотрудничества в г. Павлодаре, тематика которого была посвящена развитию инновационного сотрудничества между Российской Федерацией и Казахстаном.
В этой связи уместно подчеркнуть, что казахстанский город Павлодар был выбран для проведения форума не случайно. Здесь функционирует ряд крупнейших индустриальных предприятий, которые способствуют взаимовыгодному межрегиональному сотрудничеству с промышленно развитыми предприятиями Российской Федерации. В рамках IX форума были проведены казахстанско-российские бизнес-форумы и выставка, этим самым был подчеркнут деловой характер между бизнесменами как с казахстанской, так и с российской сторонами. История и содержательная часть форумов межрегионального сотрудничества свидетельствуют о большом интересе общественности и бизнес-сообществ двух государств, поскольку они дают уникальную возможность обсудить проблемы межрегионального и пригранич-
ного сотрудничества казахстанско-российских партнеров, что позитивно сказывалось на экономической безопасности двух стран.
В то же время в развитии двустороннего сотрудничества России и Казахстана по обеспечению национальной экономической безопасности имелись в исследуемый период недостатки и упущения. Так, например, за первое десятилетие Российской Федерацией и Республикой Казахстан в составе СНГ было принято более 150 крупных документов, направленных на дальнейшее укрепление двустороннего сотрудничества в экономической сфере. Всего же за это время было заключено более 200 совместных соглашений, договоров и т. д. Как видим, на этой основе была создана довольно солидная нормативно-правовая база. Однако многие документы не были до конца реализованы, что можно проследить на конкретных примерах внутриотраслевой интеграции [9].
В частности, еще в Уральске было решено создать первые казахстанско-российские финансово-промышленные группы (ФПГ), такие как «Титан», «Алюминий», «Олтех» и др. В развитии этого последовали соглашения о формировании транснациональной акционерной автомобильной компании АО «Уральский автомобильный завод», АО «Кустанайский дизельный завод» и др. Позднее в Алматы был подписан протокол об объединении в ФПГ российских нефтеперерабатывающих заводов в Омске и Орске с Павлодарским НПЗ и Карачаганакским газоконденсатным месторождением в Казахстане. Наконец, 9 сентября 1994 г. в г. Алматы на правительственном уровне принимается базовое Соглашение «О создании межгосударственной финансово-промышленной группы». Но практическое воплощение их в жизнь не состоялось. Все попытки казахстанских и российских предприятий, несмотря проработанную правовую базу, наталкивались на бюрократические препоны, преодолеть которые не было никакой возможности. Сизифов труд бесконечных согласований, которым мастерски владели казахстанские высокие инстанции, топил любую инициативу.
Тем не менее, российско-казахстанское сотрудничество в сфере экономической безопасности является примером для стран СНГ. Оно постоянно углубляется, расширяется и приносит эффективные результаты для обоих государств.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Вестник промышленности и торговли. Информационно-аналитический журнал. -Август 2012. - № 10.
[2] Двустороннее сотрудничество России и Казахстана в экономической сфере. - М., 1996.
[3] Информационно-аналитический журнал. - Август 2012. - № 10.
[4] Исмаил-Заде. Каспийский феномен. - Астана, 2012.
[5] Казахстанско - российские отношения. 1991-2001.
[6] Комсомольская правда, 30 июня 2013 г.
[7] Максутов Е.Т. Российско-казахстанское сотрудничество: итоги, перспективы // Аль Пари, 1995.
[8] НА РК. - Ф. 10. - Д. 65. - Ед. хр. 2. - Л. 32.
[9] НА РК. - Ф. 111. - Д. 84. - Ед. р. 3. - Л. 3-4.
[10] Россия и Казахстан: анализ товарооборота. - М., 2011.
[11] Экономика стран СНГ: итоги, перспективы. - Минск, 2000.
REFERENCES
[1] Vestnik promyshlennosti i torgovli. Informacionno-analiticheskij zhurnal. - Avgust 2012. - № 10.
[2] Dvustoronnee sotrudnichestvo Rossii i Kazahstana v jekonomicheskoj sfere. - M., 1996.
[3] Informacionno-analiticheskij zhurnal. - Avgust 2012. - № 10.
[4] Ismail-Zade. Kaspijskij fenomen. - Astana, 2012.
[5] Kazahstansko - rossijskie otnoshenija. 1991-2001.
[6] Komsomol'skaja pravda, 30 ijunja 2013 g.
[7] Maksutov E.T. Rossijsko-kazahstanskoe sotrudnichestvo: itogi, perspektivy // Al' Pari, 1995.
[8] NA RK, f. 10, d. 65, ed. hr. 2, l. 32.
[9] NA RK, f.111, d. 84, ed. r. 3, l. 3-4.
[10] Rossija i Kazahstan: analiz tovarooborota. - M., 2011.
[11] Jekonomika stran SNG: itogi, perspektivy. - Minsk, 2000.
INTERSTATE RUSSIAN-KAZAKH COOPERATION IN ECONOMIC SECURITY
Rustem E. Sagindikov
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 10-2, Moscow, Russia, 117198
The article was highlighted multifaceted activities of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan to ensure the economic security of the joint after the collapse of the USSR and the creation of the Commonwealth of Independent States. In particular, the author especially emphasizes the fact that this multifaceted interstate activity was based on the fundamental legal framework. This fact, according to the author, reflects the priority importance of international cooperation in the sphere of economic security of Russia and Kazakhstan.
At the same time in an article on a particular factual material shows the operation of the two states on the formation of new priorities that form the basis of their national economic security. Particular attention is paid to the strengthening of bilateral economic ties with neighboring regions of Russia and Kazakhstan, which also enhance the economic security of the two leading states of the CIS - Russia and Kazakhstan.
Key words: economy, joint cooperation, economic security, bilateral relations, legal and regulatory framework, joint ventures, financial and industrial groups.