НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В 90-е ГГ. XX В.
В.З. КЕЦКО
Московский педагогический государственный университет 117571, Москва, tip. Вернадского,
В статье говори тся о некоторых аспектах российско-казахстанского экономического сотрудничества в ()0 с гг. XX в., об укреплении •жономичеекого сотрудничества Казахстана с Россией и о послецоттмп.иой ’жономичсской интеграции хозяйства государств СИГ. Активная жопомичеекая политика н России и Казахстане рассматривается как один из рычагов оздоровления экономик и создания условий ее подъема в перспективе достижения полноправного членства двух государств в мировом сообществе.
Необходимо отметить, что в 90-е гг. приоритетным направлением внешнеэкономической политики Казахстана является укрепление г-жономического сотрудничества с Россией, последовательная экономическая интеграция хозяйства государств СНГ. Это определяется традиционно сильными экономическими связями, высоким уровнем взаимодополняемости и взаимозависимости экономик некогда единого государства, емкостью рынков для сбыта товаров и схожестью решаемых экономических проблем.
Основой развития Казахстана, как и России и многих других стран СНГ, является экспорт природных ресурсов республики. В этой связи правительство ввело еще в 1994 г. Положение о лицензировании недр, одновременно был принят Закон о платежах за специальное природопользование. Именно тогда в целях развития топливно-энергетического комплекса началось активное привлечение внутренних и иностранных инвесторов. В результате началось освоение Тенгизского и Карачаганакского месторождений, ряда мелких месторождений нефти и газа. Продолжилось внедрение новых методов повышения нефтедобычи на освоенных месторождениях. Расширилась добыча угля открытым способом на Экибастузском, Майкубекском и Шубаркольском месторождениях Казахстана для постепенного сокращения его добычи подземным способом на низкорентабельных и убыточных шахтах Карагандинского бассейна.
В металлургической отрасли Казахстана продолжалось развитие производства черных металлов и его сырьевой базы: реконструкция с привлечением иностранных инвестиций Карагандинского металлургического комбината, его переориентация на железорудные окатыши Соколовско-Сарбайского горнопромышленного объединения; развитие производства нержавеющей стали и проката и строительство электрометаллургического завода по производству нержавеющих сталей в Актюбинске; дальнейшее развитие ферросплавного производства в городах Актюбинске и Аксу, его сырьевой базы - Донского ГОКа, перепрофилирование незагруженных мощностей АО «Химпром» на производство ферромарганца. Для насыщения рынка с 1994 г. проводились организационно-технические мероприятия по развитию огнеупорного производства .
Проведенные в республике меры по либерализации внешней и внутренней политики привели в указанные годы к незначительному сокращению экспорта по
сравнению с падением объемов валового внутреннего продукта. .Экспорт товаров, в основном поставлявшихся в страны СНГ, в том числе и Россию, составил только за 1994 г. около 3,3 млрд. долл. США, за 1995 г. - 4,97 млрд. долл. С ШЛ. а за 2000 г,-около 10 млрд. долл. Наибольший удельный вес в 'экспорте приходился на Российскую Федерацию, страны СНГ в целом2.
Во всем объеме импортных закупок Казахстана в с транах СИГ на Россию падает «львиная» доля - 70 %, на Туркменистан -■ 10 %, Узбекистан V %. Немаловажное значение имеет и 'тот факт, что на территории Казахстана рабо тает Полос 50 предприятий, обеспечивающих оборонные интересы России. Все основные магистрали России, проложенные на восток и юго-восток, в том числе Южсиб и Транссиб, проходят через Казахстан. С Казахстаном связаны и крупнейшие российские высоковольтные линии электропередачи, липни связи, трубопроводы .
'Экспортными статьями Казахстана н Россию остаются, как и раньше, сырьем материалы нефтяной и нефтехимической промышленности, черной и цистной металлургии. Значительную часть объема экспорта составляю! носишки черных металлов (35,2 %), медь и изделия из нее (15,1 %). Основными потребителями казахстанской нефти и продуктов ее переработки 40 % от общем' объема экспорта минеральных продуктов также являются предприятия России'1.
В то же время импорт в Казахстан продукции производственно технического назначения и товаров народного потребления из стран дальнего и ближнего зарубежья составил только в середине 90-х гг. 3,4 млрд. долл. США, позднее этот показатель увеличился на порядок. А наибольший объем импорта ввозился из России на сумму 1,3 млрд. долл. США и 1,8 млрд. долл. США соответственно. За счет ввоза из России потребности домашних хозяйств и предприятий республики обеспечивались более чем на 30% в сырьевых ресурсах, 70 % ~ в продукции производственно-технического назначения и товарах народного потребления, в том числе на 90 % в сложной бытовой технике, более 70 % - в продукции химико-лесного комплекса. В импортных поставках из России в Казахстан преобладают электроэнергия, машины и оборудование, механизмы и транспортные средства. Их удельный вес в общем потоке завезенных товаров составляет около 70 %. Ввозится также значительная часть продовольственного сырья и продуктов питания ~ 10,2 %, минеральные продукты и металлы — 10,1%, непродовольственных товаров народного потребления-7,8 %. Больше половины импортированных минеральных продуктов и черных металлов поступает также из Российской Федерации .
Всего же в экспортно-импортных операциях Казахстана и России удельный вес поставок за свободно конвертируемую валюту составил 6,5 % от объема экспорта, бартерных операций ~ 32,6 %, клиринговых и других видов расчетов - 60,9 %. При этом бартерные сделки, как правило, не обеспечивали сбалансированный и эквивалентный обмен. Анализ экспортно-импортных поставок по бартеру показывает, что сумма экспорта более чем в два раза превысила ввоз товаров. В результате таких сделок ежегодно оседают в России средства отечественных товаропроизводителей на сумму около 200-300 млн. долл. США6.
Рассмотренное выше развитие казахстанско-российских отношений показало, что между двумя государствами за этот период было принято большое количество документов, охватывающих широкий круг экономических вопросов. Их реализация в 90-е гг. создала условия, содействующие налаживанию экономических связей между хозяйствующими субъектами, развитию общего рынка с учетом экономических интересов Казахстана и России.
Взаимоотношения двух стран в экономической сфере развивались на фоне налаживания многостороннего сотрудничества в рамках СНГ. Международной юридической основой этого процесса послужил Договор о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г. Этот документ провозгласил в качестве перспективной цели добровольное и поэтапное воссоздание на новых, рыночных началах единого экономического пространства - общего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В развитие Договора была заложена солидная договорноправовая база. И уже 21 октября 1994 г. в Москве на заседании Совета глав государств СНГ был образован Межгосударственный экономический комитет (МЭК), а также подписан меморандум «Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств». Этими документами предусмотрено поэтапное формирование Таможенного союза, а также возможность равноскоростного движения стран к общему экономическому пространству б рамках Экономического союза.
Ныла достигнута договоренность оказывать государственную поддержку развитию прямых связей и кооперации между предприятиями, созданию финансово-промышленных групп, формированию благоприятных условий для взаимного допуска и защиты инвестиций, приобретения недвижимости. Одновременно были намечены меры по образованию общего научно-тсхнолошческого пространства для более рационального использования имеющегося интеллектуального, научного и технического потенциала.
Особое внимание главы России и Казахстана обращали в 1990-е гг. на вопросы соблюдения нрав и свобод личности, недопущения любых форм дискриминации по национальному и иному признаку. В тоге произошли существенные изменения в торгово-экономических отношениях Казахстана и России. Пересмотрено соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, в котором сделан акцент на развитие прямых связей непосредственно между производителями, что позволило значительно увеличить обмен продукцией. В то же время поступательное развитие двусторонних экономических отношений сдерживает ряд проблем, главнейшей из которых являются хронические взаимные неплатежи. Долг Казахстана за электроэнергию, получаемую из России, вырос почти в три раза. В свою очередь, Россия задолжала крупную сумму за экибастузский уголь. Нередко упускаются серьезные возможности для успешного взаимодействия предприятий топливно-энергетического комплекса, металлургии и других отраслей экономики Казахстана и России. Тесные производственные связи, например, сложились между входящим в «Оренбургскую нефтяную акционерную компанию» (ОНАКО) АО «Орскнефтесинтез» и АО «Актюбинскнефть». Руководители этих объединений постоянно проводят взаимные консультации и обосновало необходимость создания совместной нефтяной компании. Соответствующее обращение уже длительное время рассматривается Миннефтегазпромами Казахстана и России. Однако до настоящего времени решение по этому вопросу не принято.
Однако, несмотря на это, в России набирает темпы процесс образования финансово-промышленных групп (ФПГ). Итоги их работы позволяют сделать вывод о положительном влиянии интеграции промышленного и банковского капиталов на результаты экономического сотрудничества России и Казахстана. Для дальнейшего эффективного экономического сотрудничества Казахстана и России требуется постоянная систематическая работа по анализу и выработке механизма контроля за реализацией двусторонних казахстанско-российских договоров и соглашений.
Говоря о перспективах экономического сотрудничества Казахстана и России, взаимовыгодных и требующих согласованного решения правительств, следует выделить, на наш взгляд, следующие задачи: во-первых, стабилизацию экспорта сырьевых това-
ров, а в дальнейшем и увеличение ого как основы прироста валютных пос. п илений для Модернизации производства; во-вторых, диверсификацию экспорта; в-ipeibnx, привлечение дополнительных валютных и инвестиционных ресурсов для структурной перестройки экономики; в-четвертых, поддержание активной торговой политики на потенциальных рынках стран СНГ; в-пятых, обеспечение умеренного протекционизма но отношению к вновь создаваемым импортозамещающим производствам.
В этих условиях двум странам предстоит' решать новые проблемы экономической интеграции в рамках Таможенного союза и в системе мировых хозяйственных связен, поиска дополнительных финансовых ресурсов, необходимых ;ггч проведения структурных перестроек экономики и их сбалансированного роста, шшмгы интересов внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия мировой коныоикту-ры и иностранной конкуренции на этапе стабилизации экономик.
При выборе перспективной экспортной и импортной сиециазизашш Казахспша и России, с нашей точки зрении, необходимо отдавать иредпочкчше тиарам, испытывающим минимальные колебания рыночной конъюнктуры. Дим этою необходимо наладить регулярное отслеживание и иропюзнроваиие коньюиыуры рынков основных товаров импорта и экспорта, отдавать преимущеешо долюерочпым соглашениям о их закупке (сбыте) перед разовыми сделками.
В среднесрочной перспективе необходимо осуществить переход in политики ограничительной к политике поощрительной, последовательно содейещовап. формированию прогрессивной структуры экспорта и создать соответствующую систему его государственной поддержки.
Экономическая политика Казахстана и России в отношении eipaii <<6лижист зарубежья» в перспективе должна быть направлена на обеспечение следующих уст ановок:
- развитие и рационализацию кооперационных хозяйственных свичей с точки зрения минимизации затрат и повышения конкурентоспособное ти;
- использование транзитных коммуникаций, обслуживающих экспортно-импортные товароиотоки членов Таможенного союза в третьи страны;
- кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в структурных преобразованиях производства, в оптимизации размещения производительных сил.
Таким образом, активная экономическая политика в России и Казахстана рассматривается как один из рычагов оздоровления экономик и создания условий ее подъема в перспективе достижения полноправного членства двух государств в мировом сообществе. Особенно важным, па наш взгляд, в экономических отношениях Казахстана и России является создание условий для налаживания горизонтальных связей между субъектами рынка, использование новых форм экономического сотрудничества совместные предприятия, транснациональные производственные, коммерческие и финансовые структуры, совместные финансово-промышленные Iруины.
Таким образом, весь ход экономического сотрудничества Казахстана и России, его нынешнее состояние свидетельствуют о том, что альтернативы тесным, взаимовыгодным и конструктивным взаимоотношениям двух стран нет. Казахстану и России, как двум наиболее мощным в экономическом отношении Государствам Содружества, в новом XXI в. предстоит решить многие перспективные проблемы экономической интеграции.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Казахстанско-российские отношения. 1991 -1995 годы. - М., 1997. - С. 334-343.
2 См.: Садыков Т.С. Казахстан в системе СНГ. - Астана, 2001. - С. 38.
3 Там же. - С. 41.
4 Турсунбасв Т.А. Экономика Казахстана. - Алма-Аты, 2000. - С. 345.
5 См.: Береговой И.С. Экономика Казахстана и России: интеграция и перспективы. - Астана, 2002.-С. 4.
" 'Гам же. - С. 99.
7 См.: ТурсуШшеа Т.А. Экономика Казахстана. - С. 9.
SOME ASPECTS OF THE RUSSIAN-KAZAKHST AN ECONOMIC COOPERATION IN 90s YEARS OF THE XX CENTURY
V.Z. KKTSKO
Moscow Slate Pedagogical University (SVV, Vcrnadskiy Ave., Moscow, 117571 Russia
The article deals with some aspects of Russian-Kazakhstan economic collaboration in the 90's of XXI centuiy. The priority direction of the foreign economic policy of Kazakhstan is strengthening economic collaboration with Russia, the sequential economic integration of the economy of the states of the CIS. The basis of the development of Kazakhstan and Russia and other countries of the CIS, is the export of the natural resources of republic. Between Russia and Kazakhstan there was accepted a large quantity of documents in this period, which cover the wide circle of economic questions.