Научная статья на тему 'Интеграционные процессы экономического сотрудничества Республики Казахстан и российской Федерации на современном этапе'

Интеграционные процессы экономического сотрудничества Республики Казахстан и российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зарубежные инвесторы / внешняя и внутренняя политика / Межгосударственный экономический комитет / Таможенный союз / финансово-промышленные группы / торгово-экономический партнер / foreign investors / foreign and domestic policy / Interstate Economic Committee / the Customs Union / financial and industrial groups / trade and economic partner

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагиндиков Рустем Елеусинович

В статье на большом фактическом материале показаны основные направления российско-казахстанского сотрудничества в сфере национальной экономической безопасности Российской Федерации и Республики Казахстан на современном этапе их развития. Автор раскрывает и анализирует основные этапы этого процесса, рассматривает меры, принимаемые руководством двух государств по либерализации внешней и внутренней политики экономических направлений в сфере импорта и экспорта. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению поэтапного формирования Таможенного союза, единого экономического пространства и т.д. на основе широкой нормативно-правовой базы, где основным документом является Декларация о вечной дружбе и сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION PROCESSES AND ECONOMIC COOPERATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

The article on the extensive factual material showing the main directions RosiyskoeKazakh cooperation in the field of national economic security of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan at the present stage of their development. The author reveals and analyzes the main stages of this process, consider the action taken by the leadership of the two countries to liberalize the foreign and domestic policies of economic trends in the field of import and export. Particular attention is given to the consideration of the gradual formation of the Customs Union and the single economic space, etc. based on a broad regulatory framework, where the main document is the Declaration of Eternal Friendship and Cooperation.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы экономического сотрудничества Республики Казахстан и российской Федерации на современном этапе»

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Р.Е. Сагиндиков

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье на большом фактическом материале показаны основные направления российско-казахстанского сотрудничества в сфере национальной экономической безопасности Российской Федерации и Республики Казахстан на современном этапе их развития. Автор раскрывает и анализирует основные этапы этого процесса, рассматривает меры, принимаемые руководством двух государств по либерализации внешней и внутренней политики экономических направлений в сфере импорта и экспорта.

Особое внимание в статье уделяется рассмотрению поэтапного формирования Таможенного союза, единого экономического пространства и т.д. на основе широкой нормативно-правовой базы, где основным документом является Декларация о вечной дружбе и сотрудничестве.

Ключевые слова: зарубежные инвесторы, внешняя и внутренняя политика, Межгосударственный экономический комитет, Таможенный союз, финансово-промышленные группы, торгово-экономический партнер.

В настоящее время экономическая ситуация в Казахстане и России в целом отражает благоприятные тенденции для развития международного сотрудничества. В Казахстане по данным Агентства РК по статистике в январе-ноябре 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. увеличилась добыча угля, природного газа и металлических руд. Так, природного газа произведено 36,7 млрд кубометров, ферросплавов - 1,6 млн тонн, рафинированной меди - 332,6 тыс. тонн и т.д. В целом индекс физического объема (ИФО) промышленной продукции составил 100,4%. В этот же период возросло производство продуктов питания и напитков, продукции химической и легкой промышленности, машиностроения и строительных материалов. Рост производства наблюдался в 12 регионах РК, снижение - в Атырау-ской, Карагандинской, Мангыстауской областях и г. Астане [4].

В 2013 г., несмотря на нестабильную ситуацию на внешних рынках, удалось обеспечить рост экономики на уровне 6%. Этому способствовала реализация комплекса задач, обозначенных Главой государства на первый год

реализации установок новой стратегии государства - Казахстан-2050. При этом в 2013 г. ВВП на душу населения сложился в пределах 13 тысяч долларов, что на 6,7% выше, чем в 2012 г. Министерство экономики и бюджетного планирования считает, что рост экономики был обеспечен за счет высокой инвестиционной активности, значительного роста в машиностроении и в производстве услуг. Порядка 65% прироста ВВП обеспечено за счет производства услуг, в частности, в торговле - 12,7%, транспорте - 7,5% и связи - 14%. В итоге доля услуг в ВВП составила 52,6% [8].

В результате активной реализации инвестиционных проектов Карты индустриализации, роста расходов крупных предприятий на строительство, приобретение машин и оборудования объемы инвестиций в основой капитал компаний выросли на 6,5%. На 1 января 2014 г. международные резервы и активы Национального фонда (70,5 млрд долларов) составили 95,2 млрд долларов, что на 10,7% больше уровня предыдущего года.

В целях оперативного и адекватного реагирования на возможные кризисные явления министерством экономики и бюджетного планирования в 2013 г. разработан и утвержден «Пошаговый план многоуровневого антикризисного реагирования». В рамках плана на постоянной основе ведется мониторинг состояния основных индикаторов, определяющих устойчивость экономики. Всего отслеживалось 15 пороговых индикаторов, из них 3 основных и 12 дополнительных. По итогам 2013 г. из 12 дополнительных индикаторов 10 находятся за пределами неблагоприятного развития, 2 - в зоне риска, это индикаторы экспорта и отношения сальдо текущего счета к ВВП. Кроме того, в 2013 г. приняты законодательные меры для обеспечения эффективности бюджетного планирования, повышения качества государственных услуг, оптимизации квазигосударственного сектора и решения других задач. Таким образом, по итогам 2013 г. сохранена макроэкономическая стабильность и положительная динамика роста экономики.

На текущий 2014 г. Правительство определило ряд задач, часть из которых относится к деятельности Минэкономики и бюджетного планирования. Это - завершение разработки Плана по реализации Концепции вхождения Казахстана в число 30 развитых стран мира. Насущной задачей является повышение эффективности использования бюджетных средств, так как «до сих пор имеются факты нерационального использования бюджетных средств, особенно при строительстве социальных объектов. Необходимо провести инвентаризацию бюджетных расходов и субсидий на предмет эффективности с разработкой нового формата бюджетных заявок и программ» [8].

В связи с недавним изменением курса национальной валюты поручено произвести пересмотр макроэкономического прогноза и бюджета текущего года. Это необходимо сделать в кратчайшие сроки, так как все социальные обязательства должны быть выполнены в полном объеме. Вопросом номер один для Правительства в 2014 г. является насыщение внутреннего рынка социально значимыми продуктами, с установлением предельно допустимых

розничных цен и использованием продукции стабилизационных фондов. Для поддержки доходов населения по поручению Президента РК с 1 апреля вводится ежемесячная доплата к должностному окладу гражданских служащих, врачей, учителей и других работников социальной сферы госсектора в размере 10%, намечено также повышение пенсионных и государственных социальных выплат, адресной социальной помощи, стипендий [10].

В стратегическом аспекте решения социальных проблем в текущем году важной задачей министерства является ускорение процедуры внесения проекта «Концепции социального развития страны до 2030 года» на утверждение в Правительство и завершение разработки «Концепции модернизации пенсионной системы».

В предпринимательском секторе ситуация в целом характеризуется позитивной динамикой. По данным Агентства по статистике, руководители промышленных предприятий отметили в январе 2014 г. по сравнению с предыдущим месяцем снижение спроса на готовую продукцию, а также неизменность объемов производства и их деловой активности [5]. Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий изменение деловой активности, остался на уровне предыдущего месяца (+3)%. По оценкам большинства руководителей промышленных предприятий, в ближайшей перспективе, до апреля 2014 г. ожидается их рост деловой активности. По оценкам руководителей предприятий торговли, потребительский спрос и деловая активность в январе 2014 г. по сравнению с предыдущим месяцем уменьшились. Индекс предпринимательской уверенности уменьшился на 11 процентных пунктов и составил (-2)%. До апреля 2014 г. 58% предприятий прогнозировали неизменность в финансово-хозяйственной деятельности по сравнению с текущим моментом.

Их ожидания укрепились с принятием Указа Президента РК от 28 февраля 2014 г. «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» [5]. Согласно этому документу, до 1 января 2015 г., начиная с апреля, объявляется мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Правительству поручено принять конкретные меры в целях дальнейшего улучшения условий для ведения бизнеса казахстанцами. Это меры в сфере контрольной деятельности, в сфере разрешительных процедур, в институционально-законодательной сфере и др. Таким образом, в сфере предпринимательства уже проводятся серьезные изменения. Согласно Указу Президента от 2 апреля текущего года прекращаются все проверки малого и среднего бизнеса. В вопросах совершенствования проверок формируется новая государственная политика.

Одним из ведущих направлений экономического сотрудничества двух стран по-прежнему остается инвестиционное сотрудничество. С момента создания ТС на 88% возросли иностранные инвестиции, привлеченные в обрабаты-

вающую промышленность РК, отмечается рост физических объемов экспорта из Казахстана отдельных видов машин и оборудования [11. С. 8].

Этому способствует то, что в регионах Казахстана успешно реализуют свои проекты более 20 крупных российских компаний, включая «ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Русал», ОАО «Мечел», ОАО «АвтоВаз», МХК «Еврохим» и др. В 2013 г. особое внимание уделялось реализации ин-вестпроектов между российскими и казахстанскими компаниями в сфере модернизации экономики. По оценке торгового представительства РФ в РК, только в 2013 г. валовой приток прямых российских инвестиций в экономику РК составил 1,3 млрд долларов.

В сфере малого и среднего бизнеса в Казахстане зарегистрировано около 10,5 тысяч представительств и предприятий с участием российского капитала, хотя еще пять лет назад их было около 4 тысяч. При этом российское предприятие, войдя в Казахстан, становится не только работодателем, но и казахстанским налогоплательщиком. Кроме того, евразийская интеграция позволяет странам-участницам минимизировать издержки, увеличить масс-штабы производства и расширить научно-техническую базу стран-участниц. Это позволит активизировать научно-технический потенциал и расширить масштабы производства высокотехнологичной продукции с добавленной стоимостью. Таким образом, анализ обшей экономической ситуации в Казахстане и России наглядно демонстрирует устойчивый экономический рост на основе углубления двухсторонних партнерских отношений по всем направлениям и сферам экономической деятельности.

Очевидно, что двухстороннему казахстанско-российскому экономическому сотрудничеству новый импульс придал запуск интеграционных механизмов в рамках Таможенного союза (ТС) и процесса формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). В теоретическом разделе монографии уже было отмечено, что процесс экономической интеграции проходит ряд последовательных этапов, что подтверждает и опыт постсоветских государств. Первый этап связан с формированием зоны свободной торговли (ЗСТ), в рамках и пределах которой осуществляется свободное движение товаров, произведенных на территориях государств-участников.

В Соглашении о создании ЗСТ, в которое в 1994 г. вступили Беларусь, Казахстан и Россия и другие государства - участники СНГ, исходя из поэтапности создания Экономического союза, было определено, что создание зоны свободной торговли является переходным этапом к формированию Таможенного союза [3. С. 17]. Новый международный договор - Договор о зоне свободной торговли - государства-участники СНГ заключили в октябре 2011 г. Принципиальная новизна нового документа состоит в том, что одной из ее основных целей определено формирование условий для свободного движения товаров, а также констатировано положение о необходимости интеграции в мировую экономику и международную торговую систему [3. С. 14].

На втором этапе экономической интеграции государства-участники создают Таможенный союз. В этом случае образуется единая таможенная территория. В ее пределах во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Соглашение о Таможенном союзе между Беларусью, Казахстаном и Россией было подписано главами правительств в январе 2007 г., а уже в октябре того же года Главы государств подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Его формирование шло в точном соответствии с утвержденным планом действий. Для начала его функционирования необходимые правовые условия были созданы к 1 января 2010 г. Функции внешнеторгового регулирования были переданы Комиссии Таможенного союза. В соответствии с новым Договором о зоне свободной торговли Казахстан, как и Россия, стали уделять больше внимания созданию условий для развития торговли и торгового сотрудничества и активизации мер по вступлению в ВТО.

Таблица 1

Сравнительные данные внешней торговли Республики Казахстан со странами Таможенного союза (млн долларов США) [1]

Январь-ноябрь 2012 г. Январь-ноябрь 2011 г. %

Всего 22 147,4 21 132,6 104,8

Экспорт 6 255,6 6 746,4 92,7

Россия 6 169,4 6 647,6 92,8

Беларусь 86,2 98,8 87,2

Импорт 15 891,8 14 386,2 110,5

Россия 15 286,7 13 838,8 110,5

Беларусь 605,1 547,4 110,5

Следует отметить, что этой сфере внешнеэкономических отношений и Казахстан и Россия традиционно уделяют большое внимание. Эти вопросы постоянно освещаются в печати, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в казахстанских и российских СМИ (1).

Обобщая данные названных и других источников, можно констатировать, что в настоящее время ситуация выглядит следующим образом. В Российской Федерации внешняя торговля к концу 2013 г. несколько затормозилась, на что обращают внимание публикации в российской прессе [6. С. 6]. По данным статистики и опубликованным данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в ноябре 2013 г. за январь-сентябрь того же года внешнеторговый оборот РФ фактически остался на уровне того же периода 2012 г. Он составил 617,3 млрд долларов, то есть прирост всего 0,6%. Оборот со странами дальнего зарубежья - 534,2 млрд долларов, со странами СНГ - 83,1 млрд долларов.

По итогам трех кварталов объемы экспорта застыли на уровне января-сентября прошлого года - 385,6 млрд долларов. Его основу в страны дальнего зарубежья составила продукция ТЭК - 74,8% всего вывоза (за девять месяцев 2012 г. - 73,2%). На металлы и изделия из них пришлось 7,5% экспорта (8,8%). Доля технологического экспорта по-прежнему невелика - на машины и оборудование в январе-сентябре 2013 г. пришлось 3,3% вывоза товаров (3,4% годом ранее).

Итак, для того, чтобы Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана заработал более эффективно, развитию взаимной торговли и торговых отношений необходимо было придать новые импульсы.

Как ранее уже отмечалось, в России значительно активизировали свою работу Торгово-промышленные палаты (ТИП) во всех регионах, которые стали практиковать проведение выездных торгово-экономических миссий и других мероприятий в Казахстане. Казахстанская сторона для усиления позиций в сфере взаимной торговли с РФ активизировала политику продвижения казахстанских товаров на российский рынок. В этих же целях ранее было создано Торговое представительство Республики Казахстан в Российской Федерации, которому не так давно исполнилось десять лет [7. С. 6].

За минувший период Торгпредством проделана серьезная работа. Главным результатом его деятельности можно считать накопление значительного числа контактов. Пожалуй, это самый ценный вклад этой структуры в содействие развитию торгово-экономических связей между предпринимателями двух стран. Благодаря установленным связям торгпредству, при необходимости, удается быстро и эффективно осуществлять поиск партнеров, как для казахстанских, так и для российских компаний. Широкая работа проводится по информированию предпринимателей двух стран. Для российского бизнеса проведены консультации о деятельности казахстанских товарных бирж. АО «Казахстанская международная товарно-сырьевая универсальная биржа "БЬ КЛ2УКЛ"» сотрудничает с 12 российскими предприятиями, рядом отраслевых ассоциаций.

Целенаправленная работа проводится по поиску новейших научных разработок в ведущих российских научных центрах. В этих целях были организованы партнерские встречи казахстанских горно-металлургических и металлургических компаний, технических вузов с Московским институтом стали и сплавов в Москве; научно-практическая конференция «Инновационное сотрудничество: выход на новые рынки»; налажено взаимодействие с российским фондом «Сколково». В 2013 г. было запланировано провести в Москве еще две международные конференции. Изданы специальные выпуски журналов о Казахстане.

Большая работа проведена по вопросу организации казахстанского тор-гово-выставочного центра на ВВЦ в павильоне № 11 «Металлургия», принадлежавшего в свое время КазССР. В павильоне организована постоянно действующая выставка казахстанских производителей товаров и услуг.

За последние два года было проведено несколько крупных международных мероприятий и в самом Казахстане, в том числе - презентации инвестиционных проектов и экспортного потенциала Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Манги-стауской и Павлодарской областей.

Практическому продвижению казахстанского бизнеса на российский рынок содействует создание Института уполномоченных торгпредства Казахстана в регионах России.

Сейчас его уполномоченные работают на общественных началах в 12 приграничных регионах России, а также в Свердловской, Томской областях, Башкортостане и Санкт-Петербурге. Они оперативно и реально содействуют созданию на местах совместных предприятий, число которых только в приграничных регионах превысило 400. В Саратовской, Самарской и Тюменской областях, Алтайском крае созданы торговые дома и дилерские центры по реализации товаров казахстанского производства. Обеспечены поставки мяса в города Сибири, а также продовольственных товаров в другие регионы России. Институт уполномоченных стал действенным инструментом установления прямых контактов между хозяйствующими субъектами. Благодаря этому произошло увеличение межрегионального товарооборота, удельный вес которого в общем товарообороте за последние годы поднялся с 20% до 70%. Поэтому в сентябре текущего 2012 г. было ратифицировано Соглашение между Правительством РК и Правительством РФ об открытии отделений торговых представительств в крупных субъектах и регионах России.

Уже в 2011 г. объем взаимной торговли государств - членов ТС в 2011 г. составил 62,3 млрд долларов и по сравнению с 2010 г. увеличился на 35,9%. А совокупный ВВП Таможенного союза достиг 1,9 трлн долларов, показатели товарооборота составляют 900 млрд долларов. Согласно данным анализа в области взаимного товарооборота трех стран именно Казахстан остается страной, наименее ориентированной на рынок ТС. В связи с этим казахстанская сторона должна принять более эффективные меры для того, чтобы «выровнять» эту ситуацию.

Продвижение казахстанского экспорта является одной из основных задач названного выше торгпредства РК. По его инициативе в Москве были организованы встречи АО «KAZNEX INVEST» и АО «КазАгроЭшм» с ведущими российскими потребителями, торговыми операторами и сетевыми ритейлерами мясопродуктов; АО «НУХ «КазАгро» и АО«КазАгро0шм» -с российской Ассоциацией компаний розничной торговли, а также представителями крупных мясоперерабатывающих предприятий и торгово-распре-делительных центров. В результате такие крупные компании, как группа компаний ООО «ПродРезерв», ЗАО «МИЗ», ЗАО «Микояновский мясокомбинат», группа «Черкизово», группа «Мяснов» и холдинг «Мираторг», компании Челябинской области и сетевые ритэйлеры Свердловской области вы-

разили заинтересованность закупать казахстанское мясо и мясную продукцию в значительных объемах - до 40-50 тыс. тонн в год. Дело за казахстанскими производителями.

Таким образом, меры по активизации условий для торгово-экономического сотрудничества с обеих сторон приносят позитивные результаты, что подтверждают данные статистики и других экономических структур [2. С. 5].

Снижение объема взаимной торговли обусловлено существенным сокращением поставок нефтепродуктов из Российской Федерации в Республику Беларусь. Без учета топливно-энергетических товаров объем взаимной торговли государств - членов ТС и ЕЭП по сравнению с январем-декабрем 2012 г. увеличился на 0,3% [2. С. 5]. Итоги внешней и взаимной торговли товарами Таможенного Союза и Единого экономического пространства за январь-декабрь 2013 г. отражены также на диаграмме, представленной в материалах газеты «Казахстанская правда». Из приведенных примеров можно резюмировать, что важным фактором увеличения товарооборота между Россией и Казахстаном стало создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Итак, теперь уже не только зарубежная практика, но и собственный опыт доказывают, что региональная интеграция во всем мире является единственным эффективным ответом кризису глобализации.

Следующим фактором активизации казахстанско-российского сотрудничества на современном его этапе стал переход к новому уровню экономической интеграции, которая связана с формированием Единого экономического пространства (ЕЭП). Проблемы организации и расширения ЕЭП широко обсуждаются экономической общественностью в печати [9. С. 8].

Согласно теоретическим обоснованиям, и с учетом зарубежного опыта в рамках единого экономического пространства необходимо обеспечить действие четырех свобод - движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы на всей территории Единого экономического пространства. Кроме того, формирование ЕЭП предполагает координацию экономической политики государств-членов в отношении ключевых отраслей - макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, промышленности и агропромышленного комплекса, торговли и др.

Поэтому для того, чтобы единое экономическое пространство заработало, все механизмы работы в рамках ТС должны были быть отлажены. В июле 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс, с 1 июля 2011 г. был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. К концу 2011 г. было подписано свыше 70 международных договоров и принято более 900 решений Комиссии Таможенного союза, а, следовательно, и была создана договорно-правовая база ТС. Таким образом, к началу ЕЭП в рамках ТС был сформирован единый рынок для 170 млн потребителей. На нем применяются нормы единого Таможенного кодекса, действует единый таможенный тариф, единая система внешнеторгового и таможенного регулирования и др.

Решением высшего органа Таможенного союза 19 декабря 2010 года был принят План действий по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, в соответствии с которым был подписан пакет соответствующих международных договоров. А ровно через год решением Высшего евразийского экономического совета были введены в действие с 1 января 2012 г. 17 базовых международных договоров, формирующих Единое Экономическое пространство [3. С. 19]. Всего было принято 17 таких соглашений, среди которых большую значимость имеют Соглашение о государственных (муниципальных) закупках; Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей; Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств; Соглашение о согласованной макроэкономической политике; Соглашение о согласованных принципах валютной политики; Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.

Евразийская экономическая Комиссия привела также официальные итоги работы Таможенного союза и Единого экономического пространства за три года, отраженные ниже в таблице [3. С. 17].

Таблица 2

Итоги работы Таможенного союза и Единого экономического пространства

2011 2012 2013

1. Суммарный объем внешней 907,2 934,6 931

торговли товарами государств- млрд долл. млрд долл. млрд долл.

членов ТС с третьими странами США США США

В том числе:

593,7 585,4

экспорт товаров составил - млрд долл. млрд долл.

США США

340,9 345,6

импорт - млрд долл. млрд долл.

США США

63,1

млрд долл.

2. Объем взаимной торговли США 67,9

товарами (сумма стоимостных (по сравнению млрд долл. 64,1

объемов экспортных операций с 2010 годом США или млрд долл.

государств ТС во взаимной объем взаим- 107,5% США

торговле) составил ной торговли к уровню 2011 г.

увеличился

на 33,9%)

Таким образом, приведенные данные в сфере взаимной торговли и торговли ТС с третьими странами наглядно свидетельствуют о совместном поступательном движении трех стран по пути евразийской интеграции. Имен-

но этот путь является единственно возможным эффективным ответом на вызовы доминирующей модели глобализации мировой хозяйственной системы.

Таким образом, в последние годы наиболее существенный вклад в развитие торгово-экономических связей двух стран внесло образование и функционирование Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, в рамках которого создана солидная договорно-правовая база, а также работа Единого экономического пространства. Преимущества новых условий уже оценили деловые круги наших стран, что выражается в показателях товарооборота, взаимных инвестиций, росте числа совместных предприятий и проектов, как в производственной сфере, так и сфере услуг. Выход на новую ступень эффективной организации сотрудничества и экономической интеграции Казахстана и России связывают с созданием ЕАЭС, начало работы которого предусматривается уже с 1 января 2015 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Среди последних публикаций можно назвать следующие: Муканова А. Развивая экспортный потенциал. Казахстанская правда, 2 ноября 2012 г. С. 14; Калымов А. Экспорту - зеленый свет. Казахстанская правда, 13 ноября 2012 г. С. 7; Биданова А. Взаимодействие и конкуренция. Казахстанская правда, 14 ноября 2012 г. С. 2; Миронов А. Казахстанские товары - на российский рынок. Казахстанская правда, 28 декабря 2012 г. С. 6; Дементьева А. От общих задач - к единой торговой политике. Казахстанская правда, 18 января 2013 г. С. 12; Аязбеков К. Цепная реакция. Литер, 6 января 2014 года. С. 4; Копырова К. Инструкция для экспортеров. Казахстанская правда, 17 января 2014 г. С. 3 и др.

ЛИТЕРАТУРА

[1] БуркаеваМ. О взаимной торговле // Казахстанская правда. № 18-19. 18.01.2013.

[2] Гасанов А. Сальдо с плюсом // Казахстанская правда. 27.02.2014.

[3] Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты. ЕЭК, Москва, 2014.

[4] Казахстанская правда. 14.12.2012.

[5] Казахстанская правда. № 41. 28.02.2014.

[6] Коммерсант. № 207. 12.11.2013.

[7] Миронов А . Казахстанские товары - на российский рынок // Казахстанская правда. 28.12.2012.

[8] НургалиевД. Концептуальный формат // Казахстанская правда. № 42. 01.03.2014.

[9] Осанов С. ЕЭП: пять основных направлений // Казахстанская правда. 28.03.2014.

[10] ТусупбековаЛ. Приоритет инновациям // Казахстанская правда. № 43. 04.03.2014.

[11] Яковлев А. Казахстан-Россия: партнерство по всем направлениям КП. 23 мая (№ 100).

REFERENCES

[1] BurkaevaM. O vzaimnoj torgovle // Kazahstanskaja Pravda. № 18-19. 18.01.2013.

[2] Gasanov A. Sal'do s pljusom // Kazahstanskaja Pravda. 27.02.2014.

[3] Evrazijskaja jekonomicheskaja integracija: cifry i fakty. EJeK, Moskva, 2014.

[4] Kazahstanskaja pravda. 14.12.2012.

[5] Kazahstanskaja Pravda. № 41. 28.02.2014.

[6] Kommersant. № 207. 12.11.2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] MironovA. Kazahstanskie tovary - na rossijskij rynok // Kazahstanskaja Pravda. 28.12.2012.

[8] NurgalievD. Konceptual'nyj format // Kazahstanskaja Pravda. № 42. 01.03.2014

[9] Osanov S. EJeP: pjat' osnovnyh napravlenij // Kazahstanskaja Pravda. 28.03.2014.

[11] TusupbekovaL. Prioritet innovacijam // Kazahstanskaja Pravda. № 43. 04.03.2014.

[12] Jakovlev A. Kazahstan-Rossija: partnerstvo po vsem napravlenijam KP. 23 maja (№ 100).

INTEGRATION PROCESSES AND ECONOMIC COOPERATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION

AT THE PRESENT STAGE

Rustem E. Sagindikov

Department of Russian History Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The article on the extensive factual material showing the main directions Rosiyskoe-Kazakh cooperation in the field of national economic security of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan at the present stage of their development. The author reveals and analyzes the main stages of this process, consider the action taken by the leadership of the two countries to liberalize the foreign and domestic policies of economic trends in the field of import and export.

Particular attention is given to the consideration of the gradual formation of the Customs Union and the single economic space, etc. based on a broad regulatory framework, where the main document is the Declaration of Eternal Friendship and Cooperation.

Key words: foreign investors, foreign and domestic policy, Interstate Economic Committee, the Customs Union, financial and industrial groups, trade and economic partner.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.