2011 Экономика №4(16)
УДК 330.3
Н.А. Старшинова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Раскрывается необходимость и объективная основа усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В качестве отражения этих процессов исследуется роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Автор показывает природу и значение образования Таможенного союза для экономики трех стран. Важным аспектом анализа в статье является характеристика этапов развития интеграционного сотрудничества, направлений совершенствования его правовой базы и проблем, которые возникают на этом пути.
Ключевые слова: интеграция, Таможенный союз, Единое экономическое пространство.
Интеграционные процессы в мировом хозяйстве в современный период являются одной из основных закономерностей развития мирохозяйственных связей, но вместе с этим одним из главных путей разрешения проблем, порожденных глобализацией. Преимущества, обусловленные интеграцией, объединением экономических потенциалов государств с целью получения эффекта развития для национальных экономик, могут выступить серьезным подспорьем в урегулировании противоречий, имеющих место на постсоветском пространстве. Поэтому важным аспектом анализа в настоящее время являются те условия, факторы, зависимости и проблемы, которые возникли между странами, строящими новый характер отношений. В том числе существует необходимость определения тех перспектив, которые ожидают созданный недавно Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
После получения суверенитета в результате распада СССР страны неизбежно приходят к новому витку взаимоотношений, знаменующих интеграционное сотрудничество. Постсоветское пространство в плане состояния и перспектив развития интеграционных процессов имело свои особенности. Они вытекали не только из нашей общей истории и соответствующих народнохозяйственных связей, но и характера уже сложившихся в постсоветский период межгосударственных отношений. Государствам пришлось выстраивать совершенно новую стратегию торгово-экономического сотрудничества, в значительной степени восстанавливать разорванные связи и создавать принципиально новые механизмы взаимодействия, которые соответствовали бы современным геополитическим реалиям.
Тенденции к интеграции выступают объективным, закономерным процессом. Однако продвижение по пути интеграции от одного этапа к другому должно быть подготовлено с политической, правовой, экономической, организационной и социальной стороны. Центробежные тенденции, проявившиеся за почти двухдесятилетний период существования СНГ, определили необ-
ходимость более строгого и взвешенного подхода к декларированию положений о новом уровне интеграции.
Учреждение в 2000 г. Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) стало свидетельством единства политической воли руководителей пяти государств, которые заявили о стремлении решительно продвигаться по пути взаимного, многопланового сотрудничества и реальной экономической интеграции. Истекшее десятилетие показало востребованность и жизненную силу ЕврАзЭС. За эти годы была сформирована (создана) фундаментальная база для реализации инициатив в самых разных сферах сотрудничества, в основе которых лежит прагматизм, координация подходов, нацеленность на эффективное использование потенциалов стран сообщества (Белоруссии, Казахстана, Кыргыстана, России и Таджикистана). Были достигнуты высокие макроэкономические результаты. В среднем по ЕврАзЭС в 2009 г. по сравнению с 2000 г. рост ВВП составил 156%, промышленной продукции - 140%, продукции сельского хозяйства - 145%, инвестиций в основной капитал -231% [1].
5 июля 2010 г. в Астане состоялось знаковое событие. На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС были не только подведены итоги десятилетнего периода функционирования Сообщества и намечены планы работы Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС, но и провозглашены новые, ещё более амбициозные интеграционные инициативы и прежде всего объявлено о запуске в жизнь Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.
Таможенный союз (ТС) - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от Зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в ТС. В связи с этим государствам - участникам Таможенного союза необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Таможенный союз должен обеспечить реальную закалку для бизнеса трех стран, создать стимулы к совершенствованию производства, снижению расходов и увеличению производительности труда.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана объединяет пространство, на котором проживают 167 млн человек. Страны, входящие в Таможенный Союз, обладают почти 82% экономического потенциала бывшего СССР. Совокупный ВВП трех стран составляет примерно 2 трлн долл., а совокупный товарооборот - 900 млрд долл. Следует констатировать, что на настоящий момент наблюдаются значительные различия в потенциале и в доле отдельных стран в ВВП. Так, удельный вес Белоруссии и Казахстана во внешнеторговом обороте РФ ограничивается 4,7 и 2,3%, доля России и Казахстана в белорусском товарообороте составляет примерно 47 и 0,8%, доля России и Белоруссии в казахстанском товарообороте - 24 и 0,7% [2]. В 2010 г. страны интеграционного объединения решили не ограничиваться этапом Таможенного союза, а двигаться дальше по пути развития интеграции.
Становление Таможенного союза, определяющего свободу движения товаров, - это первый шаг к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). ЕЭП предусматривает следующие основные элементы интеграционного сотрудничества: свободу движения через границы государств товаров, услуг, рабочей силы и капитала. В реальности свобода обмена услугами должна основываться на реализации Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках ЕЭП. В свою очередь, свобода передвижения рабочей силы предусматривает введение в действие Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и Соглашения о правовом статусе трудящихся - мигрантов и членов их семей. И наконец, свобода движения капитала предполагает реализацию положений Соглашения о создании благоприятных условий на финансовых рынках и Соглашения о согласованных принципах валютной политики.
ЕЭП должно реально начать функционировать с 1 января 2012 г., когда исчезнут не только таможенные границы между странами, но и будут применяться единые принципы работы бизнеса. Создание ЕЭП придаст новый импульс развитию более тесной интеграции, сближению экономик государств-участников в целях ускорения социально-экономического прогресса, роста благосостояния народов. Становление ТС и ЕЭП, в свою очередь, будет представлять реальный путь к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и организациями.
Формирование Евразийского экономического союза будет основываться на введении в жизнь следующих соглашений: Соглашение о согласованной макроэкономической политике; Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий; Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти и нефтепродуктов РБ, РК и РФ; Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы тарифной политики; Соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам; Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики; Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции; Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий; Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства; Соглашение о государственных (муниципальных) закупках; Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в РБ, РК и РФ; Соглашение о единых принципах и правилах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.
Для разработки ряда положения ЕЭП было взято европейское законодательство и учтен европейский опыт. Дефицит государственного бюджета в каждой из трех стран не должен превышать 3% ВВП, уровень госдолга - 50% ВВП. В свою очередь, темп роста цен за год не должен превысить более чем
на пять процентных пунктов самый низкий в ЕЭП прогноз инфляции. Вступить в силу общие параметры должны с 2013 г.
Завершение формирования правовой базы ЕЭП является этапным событием в интеграционном процессе на постсоветском пространстве. Однако далее предстоит, возможно, самое трудное - это реализация на практике задуманного на высшем уровне.
В кризисном 2009 г. произошло не только сокращение макроэкономических показателей, характеризующих производство в странах постсоветского пространства, но и падение товарооборота между ними по сравнению с 2008-м. Так, по итогам 2009 г. товарооборот между Россией и Белоруссией составил
23.4 млрд долл., в том числе экспорт России в Белоруссию - 16,7 млрд долл. (сокращение по сравнению с предыдущим годом на 28,9%), импорт - 6,7 млрд долл. (сокращение на 36,4%); общее сокращение товарооборота составило 31,2%. Первый год функционирования Таможенного союза дал положительные результаты. За 10 месяцев 2010 г. товарооборот между странами ТС вырос на 19,5%, экспорт - на 47,8%, импорт - на 7,7%. За 10 мес 2010 г. товарооборот Казахстана с Россией возрос в 1,3 раза, с Республикой Беларусь - в
1.4 раза. Экспорт Казахстана в Россию увеличился на 38,7%, в Белоруссию -в 3,2 раза, импорт - соответственно на 26,4 и 20,8% [3]. За январь-сентябрь 2010 г. товарооборот Белоруссии со странами Таможенного союза возрос по сравнению с таким же периодом 2009 г. на 19,5% и превысил 20 млрд долл. Объем экспорта белорусских товаров в страны ТС увеличился на 48,7%, импорта - на 7,2%. Экспорт белорусских товаров в Россию вырос на 48,6% (7млрд долл.), импорт - на 5,6% (12,4 млрд долл.). Экспорт белорусских товаров в Казахстан вырос на 51,8% (357,6 млн долл.), импорт - в 4,6 раза (239,2 млн долл.) [4]. По оценкам специалистов, дополнительный прирост ВВП трех стран к 2015 г. должен составить 15% (400 млрд долл. для России и 16 млрд долл. - для Белоруссии и Казахстана) [5].
Однако образование и функционирование Таможенного союза не только открыло перспективы, но и породило ряд проблем, требующих своего разрешения. Возрастание конкуренции может привести к тому, что российским импортерам экономически выгодными станут иные маршруты ввоза товаров на территорию нашей страны, чем сложившиеся ранее. Существенным барьером российского импорта является бумажная волокита, которая воплощается в том, что реальное оформление документов занимает от 10 суток до нескольких месяцев. В то время как в Белоруссии на эту процедуру отводится всего несколько часов. Подобная ситуация может характеризоваться затуханием деятельности на некоторых российских таможенных территориях.
В настоящее время в России имеются существенные диспропорции с точки зрения доступа к конкуренции. Вместе с образованием Таможенного союза конкуренция должна быть свободной на всем пространстве Союза. Полтора года предусмотрено на гармонизацию законодательства в области конкуренции. По опыту ЕС был образован специальный орган - Комиссия ТС, которой были переданы полномочия надзора за конкуренцией. Реально борьба с недобросовестной конкуренцией начнется на транснациональном уровне через 20 месяцев после подписания договора, борьба с картельными сговора-
ми - через 22 месяца, со злоупотреблением доминирующим положением -через 24 месяца.
По данным Министерства экономического развития, до начала работы ТС Белоруссия была «лидером» по числу ограничительных мер против российских товаров. В ЕС их было 17, в Украине - 10, а в Белоруссии - 23. Кроме того, белорусские производители молочной продукции заходили на российский рынок с ценами ниже себестоимости, т.е. использовали демпинговые цены. К тому же существовала серьезная поддержка национальных производителей со стороны белорусского государства, которое субсидировало отечественных производителей, в частности создателей и продавцов сельскохозяйственной техники (комбайны) [6].
На 1 июня 2011 г. намечено создание внешнего контура ТС, который позволит перенести таможенный и иной государственный контроль с российско-казахстанской границы, чтобы воспрепятствовать движению некачественного китайского товара через Казахстан в Россию.
Устранение внутренних экономических границ существенно облегчит создание кооперационных связей (цепочек). Так как конкуренция возрастёт, то вместе с этим возрастет качество продукции и востребованность инноваций, а следовательно, это будет стимулировать инвестиции в создание новых и модернизацию существующих производств.
Первой стадией формирования Таможенного союза стало введение с 2010 г. единых для трех стран импортных пошлин. За основу были взяты ставки российского таможенного тарифа (80%). Проблемным вопросом стала отмена нефтяных пошлин для Белоруссии. После подписания Белоруссией документов о ЕЭП Россия отменит нефтяные пошлины. По расчетам экспертов, из-за отмены пошлин на нефть Россия недосчитается 4,4 млрд долл., но около 2,5 млрд долл. получит от экспортных пошлин нефтепродуктов, произведенных из российского сырья, которые полностью будут перечислены в российский бюджет. В 2011 г. Россия обязалась поставлять в Белоруссию нефть без уплаты экспортной пошлины, но белорусские партнеры должны были уплачивать российской стороне 100% экспортной пошлины за нефтепродукты, если они вывозятся в третьи страны и при этом произведены из российского сырья. Поставки российской нефти носят регулярный характер и занимают весомую долю во внешних поставках на территорию Белоруссии (7,6 млн т в год). Между тем поставки нефти другими странами являются незначительными в структуре белорусского импорта. Венесуэла к тому же поставляет нефть в Белоруссию не регулярно. Предыдущий год показал, что возвращение экспортной пошлины за бензин и нефтепродукты задерживалось, так как белорусская сторона заявляла, что эти товары произведены не из российского сырья.
Таким образом, из-за отмены пошлин российский бюджет недосчитался солидной суммы доходов. Но, по оценкам специалистов, если реально будут воплощены в жизнь механизмы ТС и ЕЭП, то за счет интеграции и льготных условий перемещения продукции произойдет увеличение товарооборота, а следовательно, должны возрасти и доходы государственного бюджета.
Важной стороной начального этапа интеграции является унификация технических регламентов для стран Таможенного союза. Национальные нормы, требования к качеству и безопасности продукции постепенно будут уходить в прошлое. Также единой должна стать и маркировка продукции. Право на принятие технических регламентов делегируется Комиссии Таможенного союза. Система технического регулирования в ТС будет схожа с европейской системой, как наиболее оптимальной. К 2012 г. все национальные технические регламенты должны замениться союзными, тем самым будут устранены все технические барьеры, а следовательно, и товары будут перемещаться свободно, без ущерба качеству и безопасности.
Меняя модель технического законодательства, необходимо одновременно выравнивать и наказания за невыполнение его норм. Поэтому предполагается создать Координационный совет генеральных прокуроров стран-участниц ТС и гармонизировать их уголовные кодексы. Однако определенное время на территории ТС будут существовать внутренние таможенные кордоны из-за наличия «изъятий» в виде пониженных пошлин, касающихся «жизненно важных» товаров применительно к каждой стране. Следует учитывать тот факт, что в новую систему технического регулирования будет особенно непросто вписаться небольшим предприятиям, которые работают исключительно на местный рынок, лишены возможности приобретать дорогостоящее испытательное оборудование и не могут обеспечить лабораторный контроль.
ТС и ЕЭП открыты для других государств. Такие страны, как Таджикистан и Кыргызстан, объявили о своем желании присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Однако важно не повторить ошибок Евросоюза, когда к ЕС присоединились страны, обладающие более низким уровнем социально-экономического развития. В период последнего кризиса эти страны выправляли ситуацию и выживали за счет более сильных и стабильных стран.
В конечном итоге будущее ЕврАзЭС и ЕЭП трех стран в решающей степени будет зависеть от состояния экономики России. Если ситуация в России не улучшится, то всё задуманное с ТС и ЕЭП останется лишь намерениями, а все созданные структуры придут в упадок. Если же произойдет движение по поступательной, то ЕЭП станет реальным «игроком» на мировой арене.
Литература
1. Мансуров Т. 10 лет реальной интеграции // Известия. 2010. 8 окт.
2. Таможенный союз: первые итоги. ИА «Regnum». 18.11.2010. URL: http:// regfor-trade.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=844:2010-11-19-12-06-43 8catid= 1 :latest-news&Itemid.-148
3. Независимая газета. 2010. 14 дек. URL: http://www.newskaz.ru/ economy/ 20101214/ 99068html
4. Товарооборот Беларуси со странами Таможенного союза за 9 месяцев возрос на 19,5% до $20 млрд. URL: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Tovarooborot-Belarusi-so-stranami-Tamozhennogo-sojuza-za-9-mesjatsev-vozros-na-195-do-20-mlrd_i_529884.html
5. Таможенный союз РФ, Белоруссии и Казахстана увеличит ВВП на 15%. URL: http://www.rian.ru/politics/20100104/202835596.html
6. Казмин Д., Стеркинг Ф. Как в Европе // Ведомости. 2010. 19 окт.