Научная статья на тему 'Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: содержание, проблемы и перспективы'

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: содержание, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3118
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTEGRATION COOPERATION / CUSTOMS UNION / INTEGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Старшинова Наталья Александровна

Раскрывается необходимость и объективная основа усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В качестве отражения этих процессов исследуется роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Автор показывает природу и значение образования Таможенного союза для экономики трех стран. Важным аспектом анализа в статье является характеристика этапов развития интеграционного сотрудничества, направлений совершенствования его правовой базы и проблем, которые возникают на этом пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs Union of Russia, Byelorussia and Kazakhstan: content, problems and prospects

The article reveals the necessity and the objective principles of strengthening integration processes in the former Soviet Union. As a reflection of these processes, the role of the Customs Union of Russia, Byelorussia and Kazakhstan is investigated. The author shows a nature and a meaning of Customs Union formation for the economy of three countries. The main aspect of the article is a characterization of development stages in integration cooperation, of improving its legal framework directions and the description of the problems, which sprung up on this way.

Текст научной работы на тему «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: содержание, проблемы и перспективы»

2011 Экономика №4(16)

УДК 330.3

Н.А. Старшинова

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Раскрывается необходимость и объективная основа усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В качестве отражения этих процессов исследуется роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Автор показывает природу и значение образования Таможенного союза для экономики трех стран. Важным аспектом анализа в статье является характеристика этапов развития интеграционного сотрудничества, направлений совершенствования его правовой базы и проблем, которые возникают на этом пути.

Ключевые слова: интеграция, Таможенный союз, Единое экономическое пространство.

Интеграционные процессы в мировом хозяйстве в современный период являются одной из основных закономерностей развития мирохозяйственных связей, но вместе с этим одним из главных путей разрешения проблем, порожденных глобализацией. Преимущества, обусловленные интеграцией, объединением экономических потенциалов государств с целью получения эффекта развития для национальных экономик, могут выступить серьезным подспорьем в урегулировании противоречий, имеющих место на постсоветском пространстве. Поэтому важным аспектом анализа в настоящее время являются те условия, факторы, зависимости и проблемы, которые возникли между странами, строящими новый характер отношений. В том числе существует необходимость определения тех перспектив, которые ожидают созданный недавно Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

После получения суверенитета в результате распада СССР страны неизбежно приходят к новому витку взаимоотношений, знаменующих интеграционное сотрудничество. Постсоветское пространство в плане состояния и перспектив развития интеграционных процессов имело свои особенности. Они вытекали не только из нашей общей истории и соответствующих народнохозяйственных связей, но и характера уже сложившихся в постсоветский период межгосударственных отношений. Государствам пришлось выстраивать совершенно новую стратегию торгово-экономического сотрудничества, в значительной степени восстанавливать разорванные связи и создавать принципиально новые механизмы взаимодействия, которые соответствовали бы современным геополитическим реалиям.

Тенденции к интеграции выступают объективным, закономерным процессом. Однако продвижение по пути интеграции от одного этапа к другому должно быть подготовлено с политической, правовой, экономической, организационной и социальной стороны. Центробежные тенденции, проявившиеся за почти двухдесятилетний период существования СНГ, определили необ-

ходимость более строгого и взвешенного подхода к декларированию положений о новом уровне интеграции.

Учреждение в 2000 г. Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) стало свидетельством единства политической воли руководителей пяти государств, которые заявили о стремлении решительно продвигаться по пути взаимного, многопланового сотрудничества и реальной экономической интеграции. Истекшее десятилетие показало востребованность и жизненную силу ЕврАзЭС. За эти годы была сформирована (создана) фундаментальная база для реализации инициатив в самых разных сферах сотрудничества, в основе которых лежит прагматизм, координация подходов, нацеленность на эффективное использование потенциалов стран сообщества (Белоруссии, Казахстана, Кыргыстана, России и Таджикистана). Были достигнуты высокие макроэкономические результаты. В среднем по ЕврАзЭС в 2009 г. по сравнению с 2000 г. рост ВВП составил 156%, промышленной продукции - 140%, продукции сельского хозяйства - 145%, инвестиций в основной капитал -231% [1].

5 июля 2010 г. в Астане состоялось знаковое событие. На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС были не только подведены итоги десятилетнего периода функционирования Сообщества и намечены планы работы Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС, но и провозглашены новые, ещё более амбициозные интеграционные инициативы и прежде всего объявлено о запуске в жизнь Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.

Таможенный союз (ТС) - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от Зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в ТС. В связи с этим государствам - участникам Таможенного союза необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Таможенный союз должен обеспечить реальную закалку для бизнеса трех стран, создать стимулы к совершенствованию производства, снижению расходов и увеличению производительности труда.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана объединяет пространство, на котором проживают 167 млн человек. Страны, входящие в Таможенный Союз, обладают почти 82% экономического потенциала бывшего СССР. Совокупный ВВП трех стран составляет примерно 2 трлн долл., а совокупный товарооборот - 900 млрд долл. Следует констатировать, что на настоящий момент наблюдаются значительные различия в потенциале и в доле отдельных стран в ВВП. Так, удельный вес Белоруссии и Казахстана во внешнеторговом обороте РФ ограничивается 4,7 и 2,3%, доля России и Казахстана в белорусском товарообороте составляет примерно 47 и 0,8%, доля России и Белоруссии в казахстанском товарообороте - 24 и 0,7% [2]. В 2010 г. страны интеграционного объединения решили не ограничиваться этапом Таможенного союза, а двигаться дальше по пути развития интеграции.

Становление Таможенного союза, определяющего свободу движения товаров, - это первый шаг к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). ЕЭП предусматривает следующие основные элементы интеграционного сотрудничества: свободу движения через границы государств товаров, услуг, рабочей силы и капитала. В реальности свобода обмена услугами должна основываться на реализации Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках ЕЭП. В свою очередь, свобода передвижения рабочей силы предусматривает введение в действие Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и Соглашения о правовом статусе трудящихся - мигрантов и членов их семей. И наконец, свобода движения капитала предполагает реализацию положений Соглашения о создании благоприятных условий на финансовых рынках и Соглашения о согласованных принципах валютной политики.

ЕЭП должно реально начать функционировать с 1 января 2012 г., когда исчезнут не только таможенные границы между странами, но и будут применяться единые принципы работы бизнеса. Создание ЕЭП придаст новый импульс развитию более тесной интеграции, сближению экономик государств-участников в целях ускорения социально-экономического прогресса, роста благосостояния народов. Становление ТС и ЕЭП, в свою очередь, будет представлять реальный путь к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и организациями.

Формирование Евразийского экономического союза будет основываться на введении в жизнь следующих соглашений: Соглашение о согласованной макроэкономической политике; Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий; Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти и нефтепродуктов РБ, РК и РФ; Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы тарифной политики; Соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам; Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики; Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции; Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий; Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства; Соглашение о государственных (муниципальных) закупках; Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в РБ, РК и РФ; Соглашение о единых принципах и правилах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

Для разработки ряда положения ЕЭП было взято европейское законодательство и учтен европейский опыт. Дефицит государственного бюджета в каждой из трех стран не должен превышать 3% ВВП, уровень госдолга - 50% ВВП. В свою очередь, темп роста цен за год не должен превысить более чем

на пять процентных пунктов самый низкий в ЕЭП прогноз инфляции. Вступить в силу общие параметры должны с 2013 г.

Завершение формирования правовой базы ЕЭП является этапным событием в интеграционном процессе на постсоветском пространстве. Однако далее предстоит, возможно, самое трудное - это реализация на практике задуманного на высшем уровне.

В кризисном 2009 г. произошло не только сокращение макроэкономических показателей, характеризующих производство в странах постсоветского пространства, но и падение товарооборота между ними по сравнению с 2008-м. Так, по итогам 2009 г. товарооборот между Россией и Белоруссией составил

23.4 млрд долл., в том числе экспорт России в Белоруссию - 16,7 млрд долл. (сокращение по сравнению с предыдущим годом на 28,9%), импорт - 6,7 млрд долл. (сокращение на 36,4%); общее сокращение товарооборота составило 31,2%. Первый год функционирования Таможенного союза дал положительные результаты. За 10 месяцев 2010 г. товарооборот между странами ТС вырос на 19,5%, экспорт - на 47,8%, импорт - на 7,7%. За 10 мес 2010 г. товарооборот Казахстана с Россией возрос в 1,3 раза, с Республикой Беларусь - в

1.4 раза. Экспорт Казахстана в Россию увеличился на 38,7%, в Белоруссию -в 3,2 раза, импорт - соответственно на 26,4 и 20,8% [3]. За январь-сентябрь 2010 г. товарооборот Белоруссии со странами Таможенного союза возрос по сравнению с таким же периодом 2009 г. на 19,5% и превысил 20 млрд долл. Объем экспорта белорусских товаров в страны ТС увеличился на 48,7%, импорта - на 7,2%. Экспорт белорусских товаров в Россию вырос на 48,6% (7млрд долл.), импорт - на 5,6% (12,4 млрд долл.). Экспорт белорусских товаров в Казахстан вырос на 51,8% (357,6 млн долл.), импорт - в 4,6 раза (239,2 млн долл.) [4]. По оценкам специалистов, дополнительный прирост ВВП трех стран к 2015 г. должен составить 15% (400 млрд долл. для России и 16 млрд долл. - для Белоруссии и Казахстана) [5].

Однако образование и функционирование Таможенного союза не только открыло перспективы, но и породило ряд проблем, требующих своего разрешения. Возрастание конкуренции может привести к тому, что российским импортерам экономически выгодными станут иные маршруты ввоза товаров на территорию нашей страны, чем сложившиеся ранее. Существенным барьером российского импорта является бумажная волокита, которая воплощается в том, что реальное оформление документов занимает от 10 суток до нескольких месяцев. В то время как в Белоруссии на эту процедуру отводится всего несколько часов. Подобная ситуация может характеризоваться затуханием деятельности на некоторых российских таможенных территориях.

В настоящее время в России имеются существенные диспропорции с точки зрения доступа к конкуренции. Вместе с образованием Таможенного союза конкуренция должна быть свободной на всем пространстве Союза. Полтора года предусмотрено на гармонизацию законодательства в области конкуренции. По опыту ЕС был образован специальный орган - Комиссия ТС, которой были переданы полномочия надзора за конкуренцией. Реально борьба с недобросовестной конкуренцией начнется на транснациональном уровне через 20 месяцев после подписания договора, борьба с картельными сговора-

ми - через 22 месяца, со злоупотреблением доминирующим положением -через 24 месяца.

По данным Министерства экономического развития, до начала работы ТС Белоруссия была «лидером» по числу ограничительных мер против российских товаров. В ЕС их было 17, в Украине - 10, а в Белоруссии - 23. Кроме того, белорусские производители молочной продукции заходили на российский рынок с ценами ниже себестоимости, т.е. использовали демпинговые цены. К тому же существовала серьезная поддержка национальных производителей со стороны белорусского государства, которое субсидировало отечественных производителей, в частности создателей и продавцов сельскохозяйственной техники (комбайны) [6].

На 1 июня 2011 г. намечено создание внешнего контура ТС, который позволит перенести таможенный и иной государственный контроль с российско-казахстанской границы, чтобы воспрепятствовать движению некачественного китайского товара через Казахстан в Россию.

Устранение внутренних экономических границ существенно облегчит создание кооперационных связей (цепочек). Так как конкуренция возрастёт, то вместе с этим возрастет качество продукции и востребованность инноваций, а следовательно, это будет стимулировать инвестиции в создание новых и модернизацию существующих производств.

Первой стадией формирования Таможенного союза стало введение с 2010 г. единых для трех стран импортных пошлин. За основу были взяты ставки российского таможенного тарифа (80%). Проблемным вопросом стала отмена нефтяных пошлин для Белоруссии. После подписания Белоруссией документов о ЕЭП Россия отменит нефтяные пошлины. По расчетам экспертов, из-за отмены пошлин на нефть Россия недосчитается 4,4 млрд долл., но около 2,5 млрд долл. получит от экспортных пошлин нефтепродуктов, произведенных из российского сырья, которые полностью будут перечислены в российский бюджет. В 2011 г. Россия обязалась поставлять в Белоруссию нефть без уплаты экспортной пошлины, но белорусские партнеры должны были уплачивать российской стороне 100% экспортной пошлины за нефтепродукты, если они вывозятся в третьи страны и при этом произведены из российского сырья. Поставки российской нефти носят регулярный характер и занимают весомую долю во внешних поставках на территорию Белоруссии (7,6 млн т в год). Между тем поставки нефти другими странами являются незначительными в структуре белорусского импорта. Венесуэла к тому же поставляет нефть в Белоруссию не регулярно. Предыдущий год показал, что возвращение экспортной пошлины за бензин и нефтепродукты задерживалось, так как белорусская сторона заявляла, что эти товары произведены не из российского сырья.

Таким образом, из-за отмены пошлин российский бюджет недосчитался солидной суммы доходов. Но, по оценкам специалистов, если реально будут воплощены в жизнь механизмы ТС и ЕЭП, то за счет интеграции и льготных условий перемещения продукции произойдет увеличение товарооборота, а следовательно, должны возрасти и доходы государственного бюджета.

Важной стороной начального этапа интеграции является унификация технических регламентов для стран Таможенного союза. Национальные нормы, требования к качеству и безопасности продукции постепенно будут уходить в прошлое. Также единой должна стать и маркировка продукции. Право на принятие технических регламентов делегируется Комиссии Таможенного союза. Система технического регулирования в ТС будет схожа с европейской системой, как наиболее оптимальной. К 2012 г. все национальные технические регламенты должны замениться союзными, тем самым будут устранены все технические барьеры, а следовательно, и товары будут перемещаться свободно, без ущерба качеству и безопасности.

Меняя модель технического законодательства, необходимо одновременно выравнивать и наказания за невыполнение его норм. Поэтому предполагается создать Координационный совет генеральных прокуроров стран-участниц ТС и гармонизировать их уголовные кодексы. Однако определенное время на территории ТС будут существовать внутренние таможенные кордоны из-за наличия «изъятий» в виде пониженных пошлин, касающихся «жизненно важных» товаров применительно к каждой стране. Следует учитывать тот факт, что в новую систему технического регулирования будет особенно непросто вписаться небольшим предприятиям, которые работают исключительно на местный рынок, лишены возможности приобретать дорогостоящее испытательное оборудование и не могут обеспечить лабораторный контроль.

ТС и ЕЭП открыты для других государств. Такие страны, как Таджикистан и Кыргызстан, объявили о своем желании присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Однако важно не повторить ошибок Евросоюза, когда к ЕС присоединились страны, обладающие более низким уровнем социально-экономического развития. В период последнего кризиса эти страны выправляли ситуацию и выживали за счет более сильных и стабильных стран.

В конечном итоге будущее ЕврАзЭС и ЕЭП трех стран в решающей степени будет зависеть от состояния экономики России. Если ситуация в России не улучшится, то всё задуманное с ТС и ЕЭП останется лишь намерениями, а все созданные структуры придут в упадок. Если же произойдет движение по поступательной, то ЕЭП станет реальным «игроком» на мировой арене.

Литература

1. Мансуров Т. 10 лет реальной интеграции // Известия. 2010. 8 окт.

2. Таможенный союз: первые итоги. ИА «Regnum». 18.11.2010. URL: http:// regfor-trade.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=844:2010-11-19-12-06-43 8catid= 1 :latest-news&Itemid.-148

3. Независимая газета. 2010. 14 дек. URL: http://www.newskaz.ru/ economy/ 20101214/ 99068html

4. Товарооборот Беларуси со странами Таможенного союза за 9 месяцев возрос на 19,5% до $20 млрд. URL: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Tovarooborot-Belarusi-so-stranami-Tamozhennogo-sojuza-za-9-mesjatsev-vozros-na-195-do-20-mlrd_i_529884.html

5. Таможенный союз РФ, Белоруссии и Казахстана увеличит ВВП на 15%. URL: http://www.rian.ru/politics/20100104/202835596.html

6. Казмин Д., Стеркинг Ф. Как в Европе // Ведомости. 2010. 19 окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.