Научная статья на тему 'Опыт и перспективы приграничного сотрудничества Казахстана и России'

Опыт и перспективы приграничного сотрудничества Казахстана и России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1069
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫ РЕСУРСНЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСНЫ / ARE INTELLECTUAL РЕСУРСНЫ / PRODUCTION РЕСУРСНЫ / BORDER COOPERATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ювица Николай Владимирович

В статье рассмотрены вопросы приграничного сотрудничества Казахстана и России. Сформулированы приоритетные для обоих государств, направления дальнейшего развития интегра-ци. Значительного синергетического эффекта можно достичь при объединении интеллектуальных, производственных и ресурсных возможностей сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF BORDER COOPERATION OF KAZAKHSTAN AND RUSSIA

In article questions of border cooperation of Kazakhstan and Russia are considered. The directions of further development of integration are formulated priority for both states. The considerable synergetic effect can be reached at association of intellectual, production and resource capabilities of the parties.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы приграничного сотрудничества Казахстана и России»

Ювица Н.В.

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, г. Астана

Е-mail: [email protected]

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

КАЗАХСТАНА И РОССИИ

В статье рассмотрены вопросы приграничного сотрудничества Казахстана и России. Сформулированы приоритетные для обоих государств, направления дальнейшего развития интегра-ци. Значительного синергетического эффекта можно достичь при объединении интеллектуальных, производственных и ресурсных возможностей сторон.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, интеграция, интеллектуальны ресурсны, производственные ресурсны.

Казахстанско-российские отношения признаны эталоном межгосударственного сотрудничества на постсоветском пространстве. Особенностью современного этапа является цивилизованная форма организации и координации связей двух стран в различных сферах. В соответствии с международными принципами они строятся на основе вертикального и горизонтального партнерства; субсидарности, посредством делегирования полномочий в региональный и местный уровни власти; разработки концепций развития международного сотрудничества, определяющих стратегию регионов и др. Таким образом, насчитывающие тысячелетние традиции и прошедшие проверку временем тесные связи казахстанских и российских регионов в новейшей истории двух стран нашли достойное продолжение.

Актуальность проблемы состоит в том, что для практики важно определить, в каких аспектах сотрудничества заинтересована каждая сторона, и на что сегодня должны обратить внимание партнеры с другой стороны границы. Дальнейшее развитие межгосударственного сотрудничества двух стран и управление этим процессом представляет определенный интерес и для различных наук. Цель данной статьи состоит в том, чтобы опираясь на анализ экономической литературы и опыт межрегионального и приграничного сотрудничества двух стран, выявить его наиболее перспективные направления в изменившихся условиях начала второго десятилетия XXI века. Разнообразие точек зрения может представлять реальный интерес для правительств двух стран, а также для межрегиональных подкомиссий при формировании повестки дня предстоящего в Екатеринбурге X форума по приграничному и межрегионально-

му сотрудничеству Казахстана и России. Тем более, что каждый из 9-ти предшествующих казахстанско-российских приграничных форумов стал заметным событием в сотрудничестве двух стран и заслуживает специального рассмотрения. Первые форумы приграничных регионов состоялись в - Омске (2003 г.); Челябинске (2005 г.); Уральске (2006 г.); Новосибирске (2007 г.). Их опыт и перспективы сотрудничества казахстанско-российских регионов были обобщены автором для участников У форума, который состоялся в 2008 г. в г. Актобе, в брошюре «От Омска до Актобе:российско-казахстанские форумы приграничных регионов [1]».

Некоторые аспекты этой проблемы и в дальнейшем затрагивались в научных публикациях автора и других исследователей [2]. Они позволяют сделать вывод, что совместные форумы приграничного и межрегионального сотрудничества являются эффективной и перспективной формой координации казахстанско-российских экономических, деловых, научных, социально-культурных и иных связей.

Подтверждением результативности такой формы координации межрегиональных и межгосударственных связей могут служить различные экономические и социальные показатели. К их числу относятся, например, развитие внешней торговли и укрепление интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Об усилении экономических интересов Казахстана к развитию торговли с Россией говорит, например, создание Торгового представительства РК в РФ. В республиканской прессе этот шаг оценивается как одно из стратегически верных решений правительства. Свидетельством этого является рост взаимного товарооборота. С 2002 по 2011 год он вырос в 5,9 раза. Объем ка-

захстанского экспорта в РФ за этот период вырос в 5 раз, а объем импорта российских товаров в РК - в 6,4 раза.

За два года, прошедших с момента создания, торгпредство накопило значительное число контактов, что относится к числу важных показателей содействия развитию торгово-экономических связей между предпринимателями двух стран. Банк данных дает возможность быстро и эффективно осуществлять поиск партнеров для казахстанских и российских компаний. Большая работа проводится по информированию российского бизнеса о деятельности казахстанских товарных бирж. АО «Казахстанская товарно-сырьевая универсальная биржа «ELKAZYNA» сотрудничает с 12 российскими предприятиями, рядом отраслевых ассоциаций. Большой интерес сторон вызвали презентации инвестиционных проектов в Актюбинской, Атырауской, ВКО, ЗКО, Карагандинской, Мангыстауской и Павлодарской областях.

Представители торгпредства на местах реально содействуют установлению прямых контактов между хозяйствующими субъектами и созданию СП, которых только в приграничных регионах действует уже более 400. Уполномоченные Торгпредства работают на общественных началах в 12 приграничных регионах РФ, а также в Свердловской, Томской областях, Башкортостане, Санкт-Петербурге. В Саратовской, Самарской и Тюменской областях, Алтайском крае созданы торговые дома и дилерские центры по реализации товаров казахстанского производства. Обеспечены поставки мяса в города Сибири, а также продовольственных товаров в другие регионы РФ. Эта работа способствовала увеличению межрегионального товарооборота, удельный вес которого в общем товарообороте за последние годы поднялся с 20 до 70%.

К числу еще более важных, а главное качественных результатов, развития двустороннего сотрудничества за эти годы относится реальный сдвиг в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Заработал Таможенный союз (ТС) трех стран - Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь. На их территории применяются нормы единого Таможенного Кодекса, действует Единый Таможенный тариф, создана единая система внешнеторгового и таможенного регу-

лирования и единое правовое поле в области технического регулирования. Хотя с момента создания ТС прошло не так много времени, результаты этой интеграции хорошо видны уже сегодня. Только объем взаимной торговли государств-членов ТС увеличился в 2011 г. до 62,3 млрд долл. и, по сравнению с 2010г., увеличился на 35,9%. А совокупный ВВП ТС достиг 1,9 триллионов долларов, показатели товарооборота составляют 900 млн долл. [3].

По данным Агентства РК по статистике по итогам минувшего 2012 г. ситуация в сфере взаимной торговли выглядит следующим образом (см. табл. 1). В ноябре 2012 г. взаимная торговля РК со странами ТС составила 22 147,4 млн долл. (что на 4,8% больше, чем январе ноябре 2011 г.). В структуре экспорта Казахстана преобладают минеральные продукты (39,1% к общему объему экспорта в страны ТС), металлы и изделия из них (30,5%), продукция химической промышленности (14,7%). Из России и Беларуси в большей степени вывозятся минеральные продукты (26,7% к общему объему импорта из стран ТС), машины и оборудование (26,3%), металлы и изделия из них (13,5%), продукция химической промышленности (11,6%) [4].

Наряду с этим, очевидно, что сегодня Казахстан, как и Россия, находятся в преддверии нового этапа развития межгосударственных и региональных связей. Это диктуется рядом новых условий, а также изменившимся положением двух стран в глобальной экономике. К числу позиций, характеризующих новые экономические условия, относится, прежде всего, то что уже два с лишним года экономические связи партнеров осуществляются в условиях функционирования ТС и ЕЭП, а также в период вхож-

Таблица 1. Взаимная торговля Республики Казахстан со странами Таможенного союза*, предварительные данные (млн долл. США)

Январь -ноябрь 2012 г. Январь -ноябрь 2011 г. %

Всего 22 147,4 21 132,6 104,8

экспорт 6 255,6 6 746,4 92,7

Россия 6 169,4 6 647,6 92,8

Беларусь 86,2 98,8 87,2

импорт 15 891,8 14 386,2 110,5

Россия 15 286,7 13 838,8 110,5

Беларусь 605,1 547,4 110,5

* Составлено по данным Агентства РК по статистике

дения обоих государств в ВТО. Россия уже является членом Всемирной Торговой Организации, а возможности вступления в нее Казахстана уже в текущем 2013 году, объявили эксперты этой международной организации.

Новые условия экономического сотрудничества определяются также тем, что Казахстан и Россия сегодня решают сложные задачи модернизации своих национальных систем хозяйствования. Это требует пересмотра традиционных, а также развития новых и более тесных форм партнерства в промышленной сфере. Так, например, на прошедшем в сентябре прошлого 2012 года в Павлодаре - крупнейшем промышленном центре Казахстана - IX форуме приграничных казахстанско-российских регионов приоритетными сферами сотрудничества были обозначены - машиностроение, новые технологии и образование. Там же отмечалось и то, что современный этап развития приграничных связей двух стран оценивается как принципиально новый уровень, который требует взаимной корректировки по многим направлениям.

Новые условия интеграционного развития и наступление нового этапа сотрудничества двух стран подтверждает и то, что Казахстан и Россия решили обновить Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Во время визита в Москву в октябре 2012 г. Президент РК Н. Назарбаев, обосновал необходимость этого тем, что Договор должен учитывать современные реалии, когда «укрепляется сотрудничество по всем сферам взаимодействия». Новый Договор о добрососедстве и союзничестве Казахстана и России в XXI веке поручено разработать правительствам в течение 2013 года. Скорее всего, новый Договор может быть подписан в Екатеринбурге на юбилейном X форуме.

Таким образом, в настоящее время существует настоятельная необходимость более тщательного определения наиболее перспективных направлений долгосрочного казахстанско-российского сотрудничества в новых условиях развития двух государств. Часть из них может быть рассмотрена уже в ближайшее время на X форуме в Екатеринбурге, подготовка к которому уже началась. Очевидно, что наиболее перспективным направлением взаимосотрудничества между Казахстаном и Россией останутся межрегиональные связи.

Приоритет развития приграничного сотрудничества между соседними областями особо подчеркивается в декабрьском (2012 г.) Послании Президента РК Н. Назарбаева казахстанскому народу [5]. Тем более, что и российские партнеры в регионах уже осознали преимущества сотрудничества с Казахстаном, который является надежным союзником, реализует все свои планы и выполняет все обещания.

В казахстанской печати констатируется, что в условиях действия Таможенного союза и Единого экономического пространства деловые контакты и укрепление добрососедских отношений приграничных регионов развиваются более интенсивно и с равным ускорением. Например, по сравнению с 2011 годом, во всех областях Казахстана в 2012 году возросло число предприятий МСП, число занятых в этой сфере производства, а также объем выпущенной и реализованной продукции. Снятие на границе России и Казахстана таможенных барьеров позволяет наращивать сотрудничество равноускоренными темпами, хотя и выявило узкие места. Бизнес-сообщества России и Казахстана имеют возможность вносить предложения о поправках в законодательство. Так, в синхронизации нуждается система лицензирования -выданные лицензии должны признаваться на территории всего ТС. Нуждаются в поправках и правила государственных закупок. В деловых кругах считают, что оптимизация законодательства может реально осуществляться в РК - через региональные структуры и филиалы НЭПК «Атамекен» и через Торгово-промышленные палаты - в регионах РФ.

Перспективным направлением приграничного и межрегионального сотрудничества во внешнеэкономических связях на новом этапе является необходимость перехода к единой торговой политике участников Таможенного Со-юза.Такой вывод содержится в докладе «Единая торговая политика и решение модерниза-ционных задач ЕЭП», который был подготовлен центром интеграционных исследований Евразийского банка развития при участии ведущих экспертов России, Казахстана и Беларуси [6]. В докладе отмечается, что государственные программы развития стран ЕЭП ставят схожие задачи: повышение производительности предприятий и увеличение доли наукоемких и высокотехнологичных отраслей в ВВП, при-

влечение инвестиций в обрабатывающие производства, инфраструктуру, энергоснабжение, эффективное использование ресурсов, поддержка экспорта в отраслях с высокой добавленной стоимостью, развитие малого бизнеса.

Предложенные в докладе инструменты единой торговой политики разбиты на три группы: а) краткосрочные меры - упрощение возврата НДС и таможенных процедур; б) среднесрочные меры- согласование структуры таможенных пошлин, техническое регулирование и разработка систем сбора статистических данных о торговле внутри ТС; в) долгосрочные меры - поддержка экспорта, антидемпинговая политика и привлечение прямых иностранных инвестиций. Здесь же проанализированы возникающие в этих процессах экономические риски, сформулированы предложения по направлениям единой торговой политики ЕЭП и названы меры ее согласованной реализации. Наряду с общими подходами, каждая сторона все более преследует свои долгосрочные интересы. В предыдущих публикациях мы отмечали рост активности в развитии казахстанско-российских отношений в 2012 году со стороны российских партнеров [7]. В большой степени это было связано со сменой в российском руководстве и с новым избранием В.В. Путина - Президентом РФ, что потребовало уточнения политического курса страны на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Традиционно важным аспектом для России, как и для Казахстана, является расширение инвестиционного сотрудничества. В этом направлении также уже достигнуты значительнее результаты, которые можно проследить по всей группе инвестиционных показателей двух стран. По опубликованным в печати данным в 2002 г. Россия инвестировала в экономику Казахстана 214,4 млн долларов, а в 2011 г. данный показатель увеличился в 2 раза - до 409,1 ил. долл. Рост казахстанских инвестиций в Российскую Федерацию с 2004 по 2011 г. еще более внушителен. Он вырос с 38 млн долларов в 2004 г. -до 144, 8 млн долл. в 2011 г. - или вырос в 3,8 раза.

В текущем, 2013 году, активизации новых инициатив и действий в развитии казахстанско-российских отношений можно ожидать с казахстанской стороны. Эта активность обусловлена, прежде всего, принятием в декабре 2012 г.

новой национальной Стратегии «Казахстан-2050».

К числу таких направлений, наряду со стремлением к сотрудничеству в промышленной сфере, относится повышенное внимание к вопросам, связанным с формированием основ инновационной экономики. Значительное число стипендиатов Президентской программы «Болашак» уже прошли обучение и переподготовку в ведущих научно-исследовательских центрах России.Со стороны казахстанских партнеров осуществляется целенаправленная работа по поиску новейших научных разработок в ведущих российских научных центрах и заключение договоров. Продолжается работа по развитию более тесных связей с научными учреждениями, включая крупнейший российский инновационный фонд «Сколково» и другими аналогичными структурами. В 2012 году были организованы встреча казахстанских горно-металлургических и металлургических компаний, технических вузов с Московским институтом стали сплавов. В апреле того же года состоялась конференция «Инновационное сотрудничество: выход на новые рынки». К числу таких мероприятий следует отнести и проведение настоящей конференции.

С начала 2013 года казахстанское руководство предприняло ряд мер по переходу к началу реализации Стратегии «Казахстан-2050». К их числу, прежде всего, относится реструктуризация государственных органов и реформа государственной службы. В Казахстане создано новое Министерства регионального развития, ответственное за местное управление, которому передается значительная часть полномочий из центра. По Указу Президента РК деятельность Минрегионразвития будет сконцентрирована на создании условий, обеспечивающих рост благосостояния казахстанцев на основе эффективного использования социально-экономического потенциала регионов и отраслей экономики. С присоединением двух агентств новое Министерство становится единым координатором по реализации государственных программ «Развитие регионов», «Развитие моногородов», «Доступное жилье-2020», «Дорожная карта бизнеса-2020», «Занятость-2020», «Ак-булак», модернизации ЖКX и др. [8]. С учетом того, что аналогичное Министерство было создано в РФ еще пять лет назад, и имен-

но оно курирует вопросы межрегиональных связей, есть основания предполагать, что и в РК новому министерству будут переданы адекватные внешние функции.

К новым направлениям в сфере государственного управления, относится усиление инструментов стратегического планирования и прогнозирования в деятельности Министерства экономики и бюджетного планирования и других министерств. В связи с подготовкой Казахстана к Международной выставке «ЭКСПО-2017», значительно усилены функции Министерства охраны окружающей среды. Это направление напрямую увязывается с осуществлением курса республики на инновационное развитие по новой модели и подготовкой к Третьей индустриальной революции. Как видно, реорганизация государственных структур связана с выполнением важных экономических задач в рамках новой стратегии Казахстана. К их решению, возможно, активное подключение экономического потенциала партнеров по Таможенному союзу. Недаром в Стратегии «Казахстан-2050» четко проводится мысль, что ближайшая цель для Казахстана - создание Евразийского экономического союза. Активные действия для того, чтобы полностью синхронизировать совместные шаги, убрать все бюрократические барьеры, причины, которые мешают развитию гуманитарных процессов, совместной евразийской экономики уже предпринимаются сторонами.

Ближайшие перспективы долгосрочного сотрудничества двух стран станут темой обсуждения форума в 2013 году в крупнейшем промышленном центре России на Южном Урале в городе Екатеринбурге. Подготовка к юбилейному 10 форуму казахстанско-российского приграничного сотрудничества уже началась. Она является объектом пристального внимания не только со стороны его организаторов, но и жителей приграничных регионов, ученых и общественности двух стран, членов международного сообщества, наблюдающих за становлением интеграционных процессов среди стран СНГ. Как показывает современная экономическая практика, региональная интеграция во всем мире стала сегодня единственным эффективным ответом кризису глобализации.

По нашему мнению, к числу важных задач предстоящего X казахстанско-российского фо-

рума относится дальнейшее согласование взаимных экономических интересов двух стран по упрочению интеграционных процессов в условиях инновационного развития. Xорошие возможности для этого представляет интеграционная площадка ТС и ЕЭП. Пока она в большей степени используется как торгово-производственная основа развития национальных экономик двух стран. Очевидно, что в дальнейшем она будет использоваться для создания благоприятных условий по расширению интеграционных связей и решению важнейших вопросов в управлении инновационными процессами, в соответствии с долгосрочными национальными стратегиями Казахстана и России.

С учетом высказанных в экономической литературе точек зрения, можно назвать приоритетные для обоих государств, направления дальнейшего развития интеграционного механизма приграничного и межрегионального сотрудничества РК и РФ. В том числе, это:

1. Создание условий для углубления интеграционных связей основных экономических агентов национальных экономик - производителей и потребителей - то есть укрепление экономического базиса партнерства.

2. Сближение законодательной и нормативно-правовой основы по развитию системы стимулов и механизмов, мотивирующих долгосрочный и устойчивый интерес интегрируемых государств к углублению взаимного сотрудничества.

3. Дальнейшее расширение инвестиционного присутствия стран-партнеров в инвестиционном пространстве ТС и ЕЭП через систему акционирования, биржевых торгов, совместных финансовых проектов и прямого финансирования экономически выгодных проектов.

4. Увеличение для партнеров взаимного доступа к активам, представляющим для них стратегический и экономический интерес, вовлечение партнеров по интеграции в совместные инновационные проекты по развитию коммуникаций, использованию природных ресурсов стран-участников, в том числе на основе механизма ГЧП.

5. Взаимовыгодное использование научного, образовательного и человеческого потенциала стран-партнеров для развития интеллектуальных и технологических возможностей России и Казахстана.

Итак, современный этап казахстанско-российского сотрудничества следует рассматривать в инновационном формате, позволяющем за счет совместной реализации долгосрочных стратегических задач, концентрации усилий и

опыта технологических наработок, а также объединения интеллектуальных, производственных и ресурсных возможностей сторон, достичь значительного синергетического эффекта.

10.05.2013

Список литературы:

1. Ювица, Н. В. От Омска до Актобе : российско-казахстанские форумы приграничных регионов. 2003-2008 годы /

Н. В. Ювица. - Астана, 2008. - 54 с.

2. Ювица, Н. В. Новый этап межрегионального сотрудничества Казахстана и России / Н. В. Ювица //Материалы Международной научно-практической конференции «Казахстан-Россия: стратегическое партнерство в 21 веке», посвященной 20-летию установления дипломатических отношений между РК и РФ / ЕНУ им. Л.Н.Гумилева. - Астана, 2012.

3. Казахстанские товары на российский рынок // Казахстанская правда. - 28 декабря 2012. - С. 6.

4.Казахстанская правда. - 18 января 2013. - № 18-19. - С. 10.

5. Назарбаев, Н. А. «Стратегия «Казахстан-2050» : новый политический курс состоявшегося государства» - Послание Президента Республики Казахстан-лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда. - 2012. -№ 437-438, 15 декабря. - С. 1-8.

6. Казахстанская правда. - 18 января 2013. - № 18-19. - С. 12.

7. Ювица, Н. В. Новый этап межрегионального сотрудничества Казахстана и России / Н. В. Ювица // Вестник ЕНУ, Серия «Международные отношения». - 2012. - № 1-2. - С. 18-19.

8. Эскперт Казахстан. - 2013. - № 4, 28 января - 3 февраля. - С. 12-14.

Сведения об авторе:

Ювица Николай Владимирович, профессор кафедры менеджмента ЕНУ пм. Л.Н. Гумплева,

доктор экономических наук г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]

UDC 334 Yuvitsa N. V.

Euroasian national university of name L.N. Gumilev, Astana, е-mail: [email protected] EXPERIENCE AND PROSPECTS OF BORDER COOPERATION OF KAZAKHSTAN AND RUSSIA

In article questions of border cooperation of Kazakhstan and Russia are considered. The directions of further development of integration are formulated priority for both states. The considerable synergetic effect can be reached at association of intellectual, production and resource capabilities of the parties.

Keywords: border cooperation, integration, are intellectual ресурсны, production ресурсны.

Bibliography:

1. Yuvitsa, N.V. Ot of Omsk to Aktobe: Russian-Kazakhstan forums of border regions. 2003-2008 / N.V. Yuvitsa. - Astana, 2008. - 54 pages.

2. Yuvitsa, N.V. New stage of interregional cooperation of Kazakhstan and Russia/N V. Yuvitsa//Materials of the International scientific and practical conference «Kazakhstan-Russia: strategic partnership in 21 centuries», devoted to the 20 anniversary of establishment of diplomatic relations between RK and RF/ENU of L.N.Gumilev. - Astana, 2012.

3. The Kazakhstan goods on the Russian market//the Kazakhstan truth. - December 28, 2012. - Page 6.

4. Kazakhstan truth. - January 18, 2013. - № 18-19. - Page 10.

5. Nazarbayev, N.A. «Strategy «Kazakhstan-2050»: new political policy of the taken place state» - the Message of the

President of the Republic leading Kazakhstan of the nation of N.A.Nazarbayev to the people of Kazakhstan//the Kazakhstan truth. - 2012. - № 437-438, 15 of December. - Page 1-8.

6. Kazakhstan truth. - January 18, 2013. - № 18-19. - Page 12.

7. Yuvitsa, N of Century. New stage of interregional cooperation of Kazakhstan and Russia/N V. Yuvitsa//Messenger of ENU, International Relations Series. - 2012. - № 1-2. - Page 18-19.

8. Eskpert Kazakhstan. - 2013. - № 4, 28 of January - on February 3. - Page 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.