И.А. Баскакова
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
В статье рассматривается опыт приграничного сотрудничества России и Казахстана, оценивается влияние Таможенного союза на развитие двусторонних контактов в приграничной регионах и анализируются иные способы увеличения объемов сотрудничества с учетом мирового опыта и специфики двух стран (создание макрорегионов, формирование инновационных кластеров).
Ключевые слова: Россия, Казахстан, Таможенный союз, приграничные регионы макрорегион, инновационный кластер.
Формирование Таможенного союза (ТС) трех государств - Белоруссии, Казахстана и России - стало настоящим интеграционным прорывом на постсоветском пространстве. Интеграция является актуальным трендом в развитии многих регионов мира, а постсоветское пространство до последнего времени в значительной степени было вне этого процесса (опыт СНГ и даже ЕврАзЭС вряд ли можно считать удачным). В полной мере нормативы и законодательные акты ТС начали применяться в июле 2010 г., когда во всех странах-участницах вступил в силу единый Таможенный кодекс (ТК), определяющий порядок и процедуры функционирования ТС. В соответствии с ТК в рамках ТС действует единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле участников не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера (за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер), а также используется единый таможенный тариф и другие меры регулирования торговли товарами с третьими странами1.
© Баскакова И.А., 2013
Действие ТС, в результате организации которого был создан единый рынок емкостью 170 млн человек, способно стать мощным стимулом для дальнейшего развития экономики стран-участниц. Так, по оценкам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, отмена пошлин и снятие внешнеторговых ограничений в пределах ТС обеспечат России, Белоруссии и Казахстану прирост ВВП примерно на 15 % в ближайшие 10 лет при одновременном существенном увеличении в них уровня деловой и инвестиционной активности2.
Следующим этапом углубления интеграции стало формирование участниками Таможенного союза Единого экономического пространства (ЕЭП), в рамках которого будут действовать однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, единая транспортная, энергетическая и информационная инфраструктуры, согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика. В совокупности все это обеспечит условия для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между государствами, входящими в ЕЭП. Планируется, что разработка правовой базы для перехода к Единому экономическому пространству в основном завершится к концу 2015 г. Создание ЕЭП ознаменует поступательное развитие экономической интеграции трех ведущих стран СНГ от зоны свободной торговли (беспошлинная торговля) через таможенный союз (единый таможенный тариф в отношении товаров стран, не входящих в союз) к общему рынку государств-участников.
При этом в некоторой степени Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии может рассматриваться как оборонительный инструмент внешних политик указанных стран. Россия, объявив постсоветское пространство сферой своих привилегированных интересов, выстраивает глубоко эшелонированную оборону. Казахстан проявляет заинтересованность в создании этой оборонительной системы не меньшую, чем Россия, хотя и пытается строить ее с учетом своих собственных интересов.
Для Казахстана это оборона от китайской экономической экспансии как на двустороннем уровне, так и в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Напомним, что вступление Казахстана в ВТО откроет казахстанский рынок в первую очередь для китайских товаров. И именно Китай продвигает идею создания в рамках ШОС зоны свободной торговли3. Отчасти этим обусловлено желанием Киргизии, которая уже давно является членом ВТО, вступить в Таможенный союз4.
Кроме решения стратегических задач, Таможенный союз, разумеется, имеет и практические выгоды не только для российской, но и для казахстанской стороны. Москва получает два новых рынка сбыта сопоставимых по объемам с крупным российским федеральным округом5. Устранение лишней границы и увеличение грузопотоков будет выгодно также Казахстану и Белоруссии -странам-транзитерам для России. Экспортеры сырья, поставляющие продукцию российским переработчикам, тоже останутся в выигрыше - например, казахстанские угольщики, снабжающие уральские электростанции, и горняки, отсыпающие руду российским металлургам.
Ряд казахстанских экспертов предупреждали об опасности роста цен вследствие вытеснения товаров из стран дальнего зарубежья их российскими аналогами. Но это может быть компенсировано увеличением числа совместных предприятий с российскими или белорусскими партнерам, тем более что в Казахстане более благоприятный налоговый режим, чем в РФ. Трудности ожидают лишь те предприятия, которые производят продукцию, аналогичную российской или белорусской, но с большими издержками. Хотя «если мы не сможем конкурировать в рамках трех государств, тогда нам ни к чему лезть в ВТО», считает член совета Форума предпринимателей Казахстана Евгений Бессонов6.
Из трех стран - участниц ТС именно Казахстан имеет ряд неоспоримых преимуществ для иностранных инвесторов.
- налогообложение в Казахстане значительно либеральнее, чем в остальных двух странах;
- Казахстан имеет преимущество по таким основным видам ставок налогообложения, как НДС, налог на прибыль (КПН) в виде дивидендов, полученных резидентом страны-участницы Таможенного союза, КПН нерезидентов от страхования, перестрахования и международных перевозок, налог на прибыль физических лиц. Наряду с этим только в Казахстане взимается социальный налог, который отменен в других странах-участницах союза;
- еще одним преимуществом Казахстана для привлечения потенциальных инвесторов является наличие Специальных экономических зон (СЭЗ). Условия осуществления деятельности в казахстанских СЭЗах являются более выгодными, чем в экономических зонах других членов Таможенного союза (участники СЭЗ Казахстана освобождены от всех видов налогов, тогда как в России взимается налог на прибыль, минимальный размер которого составляет 13,5%, а в Белорус-
сии взимается налог на прибыль и НДС - 12% и 10% соответственно. Также одним из ключевых отличий казахстанских СЭЗ от российских ОЭЗ является возможность разработки недр. В частности, в Кызылординской СЭЗ Казахстана работают совместные предприятия по добыче нефти и газа)7.
На данный момент уже очевидны позитивные изменения в объемах внешнеэкономической деятельности России и Казахстана в целом, ставшие результатом создания Таможенного союза. В период с января 2010 г. наблюдался устойчивый рост объемов взаимной торговли (исключая небольшое снижение в 1 квартале 2013 г.)8. Однако рост внешнеторгового товарооборота в период посткризисного восстановления мировой экономики наблюдался не только в рамках ТС, но и во всех странах мира. Намного важнее, что с начала 2011 г., т. е. в период после начала полноценного функционирования ТС, отмечался количественный и качественный прогресс большинства макроэкономических показателей, включая рост ВВП; инвестиционное сотрудничество со странами ТС; притока инвестиций в прогрессивные отрасли казахстанской экономики; уменьшение относительных размеров торгового дефицита Казахстана в торговле с Россией; замедление темпов инфляции; рост налоговых поступлений9.
За период с 2009 по 2012 г. количество предприятий с участием российского капитала в Казахстане выросло в два с половиной раза, с 4000 до 9700. За этот же период количество торгово-экономических миссий, проведенных с участием российских территориальных палат, увеличилось почти в 3 раза, с 12 в 2009 г. до 34 в 2012 г. Количество предприятий, зарегистрированных в Казахстане с российским участием, значительно превышает количество предприятий с участием других стран10.
Особое место в развитии казахстанско-российского сотрудничества занимают экономические связи между приграничными областями (считаем необходимым напомнить, что приграничными регионами являются 12 российских и 7 казахстанских областей, общая протяженность границы - 7512 км). Здесь действуют более 3100 совместных предприятий, включая такие крупные, как «Каз-росхим» и «Коксохим». Во многом развитие казахстанско-рос-сийского приграничного сотрудничества обязано тому вниманию, которое уделяют ему главы двух государств. Свидетельством этого являются проводимые ежегодно с 2003 г. форумы приграничных регионов Казахстана и России11. На IX Форуме межрегионального сотрудничества в г. Павлодар (сентябрь 2012 г.) были подписаны четыре двусторонних международных документа и 27 договоров
по проектам на сумму около 2 млрд дол. (включая соглашение о реализации совместного проекта компаний «АзияАвто» (Казахстан) и «АвтоВАЗ» (Россия) по строительству нового автозавода в Казахстане, достижение договоренности о создании совместного предприятия по сборке гражданских вертолетов Ка-226)12.
Вместе с тем развитие приграничных торгово-экономических связей в течение многих лет сдерживалось низким уровнем инвестиционного сотрудничества, отсутствием надежных механизмов взаиморасчетов и урегулирования экономических споров, а также высокими транспортными тарифами, различными требованиями к сертификации продукции, необорудованностью погранперехо-дов13. Значительная часть этих проблем была решена с созданием Таможенного союза.
Начало функционирования ТС и единой таможенной территории создало благоприятные условия для развития торгово-производственных связей приграничных регионов России и Казахстана:
- существенно упростился режим международной торговли, как двусторонней (между Россией и Казахстаном), так и с участием третьих стран. Для российских и казахстанских предприятий повысилась степень взаимной доступности национальных рынков двух стран и рынков за пределами ТС;
- возросла скорость транспортировки грузов и пассажиров;
- появились новые возможности для развития многоплановых кооперационных связей между российскими и казахстанскими предприятиями (создание совместных производств, рост объемов поставок сырья, комплектующих и готовой продукции). Созданы благоприятные условия для совместной эксплуатации, модернизации и увеличения мощности (пропускной способности) объектов инженерно-энергетической и транспортной инфраструктур, связывающих две страны;
- созданы важные предпосылки для улучшения хозяйственного климата и инвестиционной привлекательности приграничных регионов России и Казахстана, которые рассматриваются как главная зона углубления интеграционных процессов между двумя странами. В числе таких предпосылок можно отметить потенциально положительное значение конкуренции юрисдикций, позволяющее в рамках общего рынка выбирать более привлекательные условия ведения бизнеса, в том числе режим налогообложения14.
Тем не менее существенные торговые и структурные эффекты в приграничье РФ и Казахстана проявились пока не в полной мере.
Ассортимент и структура приграничного экономического взаимодействия не отличаются значительным разнообразием. Большая доля в приграничном сотрудничестве приходится на сырьевой сектор, экспортно-импортные операции с сырьем. В западных регионах Казахстана, граничащих с российскими территориями, это прокачка и поставки сырой нефти, очень существенное количество которой приходится на структуру Каспийского трубопроводного консорциума, проходящего с запада Казахстана до Новороссийского порта. Безусловно, физическая масса товарооборота есть, но в ограниченном ассортименте. Похожие выводы можно сделать, основываясь на примере Омской области. Основные показатели по взаимодействию Казахстана с Омской областью дает Омский НПЗ, который получает поставки казахстанского сырья. Показатели подобного рода подтверждают, что рост физического объема регионального сотрудничества наших государств достигается за счет сырьевого ассортимента.
Ситуация отличается только в Восточно-Казахстанской области, в которой сосредоточены основные промышленные гиганты Казахстана. В этом регионе местная администрация ориентирована на развитие более высокотехнологичных проектов, обмен готовыми изделиями и на привлечение российских инвестиций. В остальных случаях составляющая по расширению совместных технологических проектов ничтожно мала, что очень характерно для северных и восточных регионов Казахстана и граничащих с ними областей РФ. Аналогичной является ситуация в российских регионах, в сопредельных с Казахстаном, откуда экспортируется в основном агросырье и продукция для казахстанского машиностро-ения15. Также необходимо учитывать, что формальный уровень либерализации взаимного торгово-экономического сотрудничества был достаточно высок еще до создания Таможенного союза, поэтому в краткосрочной перспективе не следует ожидать радикальных изменений в условиях взаимного доступа стран-участниц ЕЭП на рынки друг друга.
Кроме общеэкономических рекомендаций по изменению ситуации - устранение имеющихся ограничений доступа на национальные рынки; проведение координированной макроэкономической, налоговой, денежно-кредитной, торговой, таможенно-тарифной политики; сближение национальных режимов стран-участниц ТС через унификацию национальных режимов, либо путем установления прямых норм в соглашениях ЕЭП и наднациональных регуляторов; создание единых транспортных, энергетических и информационные систем; разработка единых принципов и правил
конкуренции в рамках ЕЭП и др.16 большое значение для развития и качественного роста приграничного сотрудничества России и Казахстана мог бы иметь европейский опыт создания макрорегионов и формирования инновационных кластеров.
Идея создания макрорегионов основывается на примере еврорегионов, работающих в приграничных зонах европейских государств, где не только практически устраняются таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы, но и создаются условия, позволяющие его участникам создавать совместные экономические структуры, развивать приграничную торговлю, реализовывать различные проекты в области туризма, экологии, спорта и культуры17. Со временем подобную систему можно создать и в рамках Таможенного или уже Евразийского союза. Хотя на данный момент даже в рамках российско-казахстанского сотрудничества рано говорить о формировании подобных макрорегионов. Поэтому повышение функциональности экономических связей российско-казахстанского приграничья является важным звеном инфраструктурного и иного развития как для двустороннего сотрудничества, так и для укрепления ЕЭП18.
Формирование в приграничных регионах инновационных кластеров логически связано с идеей макрорегионов. Под кластером в данном случае понимается, согласно определению Минэкономразвития России, совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности); механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации19.
Кластеры лучше, чем отрасли, используют важные связи, взаимодополняемость отраслей, распространение технологии, опыта, а также лучшие осознают нужды потребителя. Кластер обеспечивает возможность ведения конструктивного диалога между компаниями, правительством, университетами и исследовательскими институтами. Участие в кластере дает преимущества в доступе к новым технологиям благодаря постоянным взаимоотношениям с другими участниками кластера. Именно поэтому необходимо повышать эффективность использования инновационных кластеров как одного из приоритетных направлений активизации интеграционных процессов20.
Проекты по созданию и развитию инновационных кластеров уже реализуются в многих российских регионах21, в Казахстане начата подготовка концепции формирования национальных перспективных кластеров22, в ближайшие годы первый из них будет создан при Назарбаев Университете23.
В этот процесс необходимо вовлечь приграничные регионы двух стран, например, предприятия из Саратовской, Самарской и Оренбургской областей в сотрудничестве с партнерами из Западно-Казахстанской области имеют значительный потенциал для создания инновационных кластеров в транспортно-логистической сфере, производстве нефтегазового оборудовании и сельском хозяйстве. Объединив возможности предприятий и НИИ Алтайского края, Астраханской и Новосибирской областей и Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей можно сформировать крупный научный кластер, инновационный кластер в сфере машиностроения, туристический кластер а также другие.
Трансграничные кластеры способны обеспечить рост экспорта в двух странах (посредством реализации совместных программ маркетинга и сбыта продукции за рубежом), активизировать инновационно-инвестиционную деятельность в результате совместных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, увеличить привлекательность приграничных регионов для иностранных инвесторов и стимулировать деловую активность посредством реализации программ трансграничного сотрудничества24.
В приграничных областях России и Казахстана накоплен значительный опыт экономического сотрудничества, однако создание Таможенного союза и Единого экономического пространства на данный момент оказало недостаточное влияния на развитие экономических связей в приграничном регионе. Поэтому в рамках развития интеграционных процессов необходимо стимулировать развитие макрорегионов и инновационных кластеров, способных стимулировать рост двухсторонних связей и экономической активности в соседних областях двух государств.
Примечания
Таможенный союз и ЕЭП [Электронный ресурс] // Евразийское экономическое сообщество. URL: http://www.evrazes.com/customunion/about (дата обращения: 03.09.2013).
Кондратов Д. Перспективы углубления экономической интеграции стран СНГ [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития. URL: http://www.
eabr.org/general/upload/CII - izdania/ЕвразЭкИнтеграция/номер 1_19_2013/
EEI_2_2013_kondratov.pdf (дата обращения: 03.09.2013).
Движение важнее цели // Эксперт-Казахстан. URL: http://expertonline.kz/ a3888/ (дата обращения: 03.09.2013).
Киргизия изучает возможность вступления в Таможенный союз [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/politics/20091203/196755757.html (дата обращения: 03.09.2013).
Каждому - по союзу [Электронный ресурс] // Эксперт-Казахстан. URL: http://expertonline.kz/a3378/ (дата обращения: 03.09.2013). Домнин С., Калабин В. Таможенный союз сытых волков и целых овец [Электронный ресурс] // ЦентрАзия. URL: http://www.centrasia.ru/news2. php?st=1260162480 (дата обращения: 03.09.2013).
Россия - Казахстан. Пути сотрудничества [Электронный ресурс] // ТПП-Информ. URL: http://www.tpp-inform.ru/corpanalitic/7733.html (дата обращения: 03.09.2013).
Аналитические материалы [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.tsouz.ru/db/stat/Analitycs_trade/Pages/ default.aspx (дата обращения: 03.09.2013).
Додонов В.Ю. Предварительные макроэкономические итоги участия Казахстана в Таможенном союзе // Таможенный союз и Единое экономическое пространство: проблемы экономической интеграции: Сб. науч. трудов. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2013. С. 68. Россия - Казахстан. Пути сотрудничества...
Форумы приграничных регионов России и Республики Казахстан [Электронный ресурс] // Портал правительства Оренбургской области. URL: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/forum/forumi.html (дата обращения: 03.09.2013).
Оразбаков Г. Казахстан - Россия: стратегическое сотрудничество в новых условиях [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. URL: http://www.ia-centr.ru/expert/15230/ (дата обращения: 03.09.2013). Рахматулина Г.Г. Влияние интеграционных процессов на развитие агропромышленного комплекса Республики Казахстан // Таможенный союз и Единое экономическое пространство... С. 143-166.
Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития. URL: http://www.eabr. org/general/upload/CII%20-%20izdania/Doklad_TS_RF_KR.pdf (дата обращения: 03.09.2013).
Исабеков Б.Н. Исследование инноваций на уровне приграничных территорий Республики Казахстан и Российской Федерации [Электронный ресурс] // G-Global. URL: http://www.group-global.org/publication/view/2028 (дата обращения: 03.09.2013).
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России... Aims and Tasks of AEBR [Электронный ресурс] // Site of Association of European Border Regions. URL: http://www.aebr.eu/en/proflle/aims_tasks.php (дата обращения: 03.09.2013).
Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России. Порядок формирования перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. URL: http://www.hse.ru/data/2012/07/12/1254653718/Порядок формирования перечня пилотных программ развития ИТК^с (дата обращения: 03.09.2013).
Тулепбекова А., Байтулаков А. Перспективы формирования инновационных кластеров в приграничных регионах Казахстана и России // Евразийская экономическая интеграция. 2013. № 2 (19). С. 50.
Подробнее см.: Российская кластерная обсерватория [Электронный ресурс]. URL: http://cluster.hse.ru/ (дата обращения: 03.09.2013).
Концепцию формирования перспективных кластеров распорядился разработать в Казахстане Назарбаев [Электронный ресурс] // Meta.kz. URL: http://www.meta.kz/novosti/kazakhstan/763387-koncepciyu-formirovaniya-perspektivnyh-klasterov-rasporyadilsya-razrabotat-v-kazahstane-nazarbaev.html (дата обращения: 03.09.2013).
В Назарбаев Университете будет создан интеллектуально-инновационный кластер [Электронный ресурс] // Zakon.kz. URL: http://www.zakon. kz/4562917-v-nazarbaev-universitete-budet-sozdan.html (дата обращения: 03.09.2013).
Тулепбекова А., Байтулаков А. Указ. соч. С. 56.
16
17
18
19
20
21
22
23
24