КОМПЛЕКС «БАЙКОНУР» -ГЛАВНАЯ ПЛАТФОРМА КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОСВОЕНИИ КОСМОСА
Т.Ж. Имаш
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Нур-Султан, Республика Казахстан
Аннотация. В данной статье рассматриваются история создания космодрома «Байконур», особенности его правового статуса в отношении осуществления юрисдикции, а также вопросы, касающиеся предоставления населению услуг здравоохранения, получения образования. Кроме того, особое внимание уделяется вопросу важности космодрома «Байконур» на фоне появления у Российской Федерации собственного космического порта. Определение значения космодрома «Байконур» для Казахстана и России с экономической и научно-технической точки зрения автор рассматривает необходимым элементом в общей структуре работы.
Самым главным составным звеном космической инфраструктуры в сотрудничестве между Казахстаном и Россией в освоении космоса является космодром, представляющий из себя «комплекс сооружений, оборудования и земельных участков, предназначенный для приёма, сборки, подготовки к пуску и пуска космических ракет»1.
Связующим объектом казахстанско-российского сотрудничества в космической области является космодром «Байконур» - старейший в мире космодром, который и по сей день остается самым крупным по количеству запусков и проектов, осуществляемых на нем.
Ключевые слова: Казахстан, Российская Федерация, Байконур, сотрудничество, освоение космоса.
1 Большая советская энциклопедия [электронный ресурс] / Справочник. Словари и энциклопедии «my-dict.ru». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://my-dict.ru/dic/bolshaya-sovetskaya-enciklopediya (Дата обращения 05.03.2019)
BAYKONUR COMPLEX - LEADING
PLATFORM OF KAZAKHSTAN-RUSSIAN COOPERATION IN SPACE EXPLORATION
T.Zh. Imash
L.N. Gumilyov Eurasian National University,
Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan
Abstract. This article discusses the history of the Baikonur cosmodrome creation, the specifics of its legal status with regard to the exercise of jurisdiction, as well as issues related to the provision of public health services and education. In addition, special attention is paid to the importance of the Baikonur cosmodrome taking into consideration the appearance of the new space port in the Russian Federation. Determining the value of the Baikonur cosmodrome for Kazakhstan and Russia from an economic, scientific and technical point of view, the author considers a necessary element in the overall structure of the work.
The main component of the space infrastructure in the matter of cooperated space exploration between Russia and Kazakhstan is the cosmodrome, which is a «complex of structures, equipment and land plots intended for receiving, assembling, preparing for launch and launching space rockets».
The connecting object of Kazakhstani-Russian cooperation in space is the Baikonur cosmodrome, the world's oldest cosmodrome, which to this day remains the largest in terms of the number of launches and projects carried out on it.
Key words: Kazakhstan, Russian Federation, Baikonur, cooperation, space exploration.
12 февраля 1955 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 292-181 о создании секретного испытательного полигона для создания, развития и испытаний межконтинентальных баллистических ракет [Пономарев 2010: 13].
После ратификации Министерством обороны 2 июня 1955 г. полигон получил название Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 (НИИП-5) в районе железнодорожного разъезда Тюра-Там Кзыл-Ординской области Казахской ССР.
Преимуществами при выборе этого места послужили - близость к экватору, где скорость вращения Земли наиболее быстрая; равнинная местность, подходящая советским радио-коммуникационным системам, которые посылают непрерывные сигналы на сотни километров между наземными пунктами управления; железнодорожный и автомобильный разъезды, обеспечивающие хорошую логистику; расположение близко к воде (река Сырда-рья); и конечно, малонаселенность региона. В период строительства для обеспечения секретности полигону было присвоено название небольшого городка Байконур, находящегося в 320 км от космодрома.
«Байконур» с начала 1960-х по 1980-е гг. был главным оперативным центром амбициозной космической программы Советского Союза и оснащен полным комплектом средств для запуска пилотируемых и беспилотных космических аппаратов. Сам космодром с поддерживающим его жизнедеятельность поселком первоначально был построен в середине 1950-х годов как стратегический центр для испытаний ракет дальнего радиуса действия, но позднее был расширен и включал в себя также космические объекты.
Именно на космодроме «Байконур» были совершены исторические полеты в космос: в 1957 г. был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, в 1961 г. Ю. Гагариным был совершен первый пилотируемый орбитальный полет, а в 1963 г. В. Терешкова стала первой женщиной, полетевшей в космос. «Байконур» оставался основной базой для осуществления советской космической программы вплоть до развала СССР в 1991 г.
Космодром «Байконур» предназначен для запусков самого большого числа ракет-носителей, странами-производителями которых являются страны СНГ: это «Протон», «Рокот», «Союз», «Молния», «Циклон» и «Зенит».
Космодром «Байконур» с каждым годом возвращает себе лидерские позиции по общему количеству запусков космических аппаратов на околоземную орбиту. С 1991 г. по 2016 г. всего из космодрома «Байконур» было произведено триста
пятьдесят два пуска ракет-носителей. Из них четыре запуска были аварийными, три - частично успешными и десять пусков оказались неуспешными1.
В 2013 и 2015 гг. космодром «Байконур» уверенно занял мировое лидерство по количеству всех запусков (двадцать три и восемнадцать соответственно). Именно возможность осуществлять большое количество запусков придает космодрому важное значение стратегического объекта, потому что это позволяет России удерживать лидерство по оказанию пусковых услуг в рамках космического рынка.
31 августа 1991 г., вскоре после августовского путча, Назарбаевым Н. был подписан указ об установлении Казахстаном юрисдикции в отношении «Байконура». В Минском соглашении СНГ от 30 декабря 1991 г. была признана ценность «Байконура» и необходимость сохранения его объектов во благо всех государств-участников Содружества. Однако, последующие три года были отмечены значительными разногласиями относительно дальнейшего развития космодрома. К тому же, в это время на космодроме «Байконур» и прилегающем к нему городе Ленинск отмечались ухудшение общей социальной ситуации, а также предупреждения о деградации технических объектов. Эти события привели к подписанию в 1994 г. арендного соглашения между Казахстаном и Россией, согласно которому комплекс «Байконур» передавался под контроль Российской Федерации взамен ежегодной платы в размере 115 млн. долл.
Как пишет Strauss Michael J. в работе «Аренда территорий в дипломатии и международном праве», заключение арендных договоров позволяют государству получить различную степень контроля над территорией, расположенной в других государствах [Strauss 2015: 7]. Согласно историческому опыту в области аренды территорий, обычно такие соглашения становят-
1 Запуски [электронный ресурс] / Официальный сайт Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». [Электронный ресурс] -Режим доступа:
https://www.roscosmos.ru/launch/2017/ (Дата обращения 03.02.2019)
ся важными дипломатическими механизмами, предотвращающими столкновение интересов нескольких государств в обладании данной конкретной территорией.
Так, посредством заключения Договора аренды от 1994 г., идея Казахстана о создании международного консорциума на космодроме «Байконур» была отложена на период аренды комплекса.
Предмет арендных отношений Российской Федерации и Республики Казахстан комплекс «Байконур» представляет из себя научно-технический и социальный комплекс, включающий космодром «Байконур», а также город Байконур (или Байко-ныр, до 1995 г. Ленинск1), где основную часть населения составляют граждане, обеспечивающие непрерывную деятельность космодрома. Общая площадь космодрома «Байконур» составляет 6717 кв. км.
На сегодняшний день космодром состоит из следующих объектов: девять пусковых площадок (из них пять действующих), четыре пусковых установок для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, тринадцать монтажно-испытательных комплекса (включает в себя тридцать четыре технических комплекса для предстартовой подготовки космических аппаратов и заправочные станции), измерительный комплекс для контроля полетов и управления космическими аппаратами, шестьсот трансформаторных подстанций, два аэродрома, железнодорожные пути, автомобильные дороги, линии электропередач, а также линии связи2.
Согласно Договору аренды 1994 г. город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, которая на время аренды передается под юрисдикцию Российской Феде-
1 Указ Президента Республики Казахстан от 20 декабря 1995 года № 2695 «О переименовании города Ленинск Кзыл-Ординской области». Информационная система «Параграф». [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1004942#po s=0;150 (Дата обращения 21.02.2019)
2 Государственная корпорация по космической дея-
тельности «Роскосмос». Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://en.roscosmos.ru/479/ (Дата обращения 05.03.2019)
рации. Городу был временно присвоен статус города федерального значения РФ, так как комплекс «Байконур» является объектом стратегического назначения. Россия взяла на себя обязательства поддерживать научно-технологическую базу всего комплекса, а также вносить вклад в развитие его социально-экономической, культурной и образовательной сфер деятельности.
Администрация города Байконур состоит из числа граждан РФ.
По состоянию на 1 января 2017 г. население Байконура составляет 76255 человек, из них более 45 тыс. граждан Республики Казахстан3. Для обеспечения казахстанских граждан основными конституционными правами на территории комплекса действуют суд, прокуратура, представительство МВД РК и другие представительства Казахстана. Однако, одной из крупнейших проблем в социально-экономической сфере является невозможность проводить государственные программы РК по развитию социальной жизни местного населения вследствие превалирующей российской юрисдикции на всей территории комплекса.
Особое внимание при изучении казах-станско-российских отношений по комплексу привлекает уникальный правовой статус космодрома «Байконур», являющегося объектом мирового значения.
До распада Советского Союза в 1991 г. космодром «Байконур» представлял из себя военный объект закрытого режима. С обретением независимости бывших советских республик и установления права собственности на «Байконур» Казахстаном произошли серьезные изменения, требовавшие трансформации всего международного-правового статуса космодрома.
Возникший вопрос удалось решить только спустя три года, в 1994 г., когда был подписан Договор аренды комплекса «Байконур» между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Уникальность «Байконура» характеризуется следующими
3 Администрация города Байконур. Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.baikonuradm.ru/index.php?mod=95 (Дата обращения 05.03.2019)
факторами: комплекс фактически имеет двойную принадлежность - одновременно являясь административно-
территориальной единицей Казахстана, но в то же время и городом федерального значения России; на территории единого комплекса независимо сосуществуют представители органов исполнительной и судебной властей обоих государств, что является беспрецедентным явлением; кроме того, под арендные условия подпадают не только сам космодром с его научно-технической базой, но также прилегающий город с семидесятитысячным населением, состоящим из граждан Республики Казахстан и Российской Федерации.
Наряду с положительными сторонами аренды как сохранение научно-технической и производственной базы, находящейся на территории комплекса, существуют ряд проблем на основе сложной системы правового регулирования.
Среди проблем, е которыми сталкивается местное население - ухудшение жи-лищно-бытовых условий, сокращение рабочих мест, а также вопросы, касающиеся получения казахстанскими гражданами постоянной прописки («все работники обеспечиваются жильем в основном только на время работы в предприятиях, в основном - российских»1).
Для решения широкого круга социально-экономических задач в 2012 г. решением глав государств РК и РФ была возобновлена работа Межправительственной комиссии по комплексу «Байконур»2. Решение вышеназванных проблем, а также пересмотр условий Договора об аренде
1 В 2016 году в г. Байконур ожидаются очередные сокращения казахстанских специалистов [электронный ресурс] / Сетевое издание «2акоп^», 11 января 2016 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.zakon.kz/4767659-v- 2016-godu- v-g.bajjkonш- ozhidajutsja.html (Дата обращения 04.03.2019)
2 Постановление Правительства РФ N 1301 от 13 декабря 2012 года «О Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravo.gov.rш/proxy/ips/?doеbody=&pr evDoе=102045118&baеklink=1&&nd= 102161552 (Дата обращения 25.02.2019)
1994 г. относительно юрисдикции над городом Байконур являются основными направлениями деятельности комиссии.
На сегодняшний день было проведено четыре заседания, на которых представители обеих сторон постепенно решают возникшие проблемные вопросы по комплексу «Байконур» путем создания рабочих групп по основным направлениям двустороннего сотрудничества.
Образовательная система начальных и средних учебных заведений г. Байконур существенно отличается, так как в ряде школ обучают по казахстанской системе образования, а в остальных пятнадцати -по российской. В рамках заключенного Соглашения между правительствами РФ и РК «О передаче образовательных организаций города Байконур»3 в 2015 г. шесть школ и детский сад «Байтерек» с казахским языком обучения перешли на казахстанские стандарты образования и были взяты под контроль Министерства образования и науки РК.
Система здравоохранения в г. Байконур находится также под юрисдикцией Российской Федерации. Медицинские услуги предоставляются населению на основе федеральной программы РФ обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день существует три медицинских учреждения, направленных на обслуживание местного населения - это Больница №1, Поликлиника №2 и Детская поликлиника, находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства России4.
В рамках работы казахстанско-российской Межправительственной комиссии в 2016 г. стало возможным откры-
3 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан «О передаче образовательных организаций города Байконур» от 23 декабря 2014 года. Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/intemational_contra еts/2_еontraеt/-/storage- viewer/bilateral/page-22/44009 (Дата обращения 25.02.2019)
4 Администрация города Байконур. Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.baikonuradm.ru/index.php?mod=95#здрав (Дата обращения 06.03.2019)
тие казахстанского роддома в качестве филиала Кызылординского областного медицинского центра, строительство которого началось еще в 2007 г.
Согласно двустороннему соглашению «О порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур»1, жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур» от 2009 г. финансирование медицинских учреждений города Байконур осуществляется Россией, в то время как на содержание медицинских учреждений поселков Торетам и Акай выделяет средства Казахстан.
Одним из проблемных вопросов является взаимодействие государственных органов РК и РФ на комплексе «Байконур». По мнению В.В. Тимофеева, увеличение количества государственных органов власти и управления Республики Казахстан в городе Байконур создает предпосылки к возникновению двоевластия на территории города, что может привести к конкуренции юрисдикции РК и РФ [Тимофеев 2010: 149].
Расширение присутствия Казахстана, как он считает, нарушает все международно-правовые нормы, на которых существует действующая договорная система по аренде комплекса «Байконур». Тем не менее, В.В. Тимофеев утверждает, что за годы аренды стороны смогли взаимодействовать на основе достаточно сбалансированной и взаимовыгодной системы.
Как считает Аселкан Н., решением проблемы определения юрисдикции станет выведение ряда объектов комплекса из-под аренды, среди них значится город Байконур, а также неиспользуемые Россией стартовые площадки, требующие рекон-
1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур» от 17 ноября 2009 года (вступило в силу в 2012). Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contra cts/2_contract/-/storage- viewer/bilateral/page-
90/45394 (Дата обращения 26.02.2019)
струкции, либо полной утилизации. Выведение из аренды города Байконур, где на сегодняшний день более половины населения являются гражданами Казахстана, позволит предупредить конфликты, связанные с социальном поддержкой2.
Кроме того, данное решение будет выгодным и для России, которая может сократить финансирование комплекса, передав казахстанской стороне две трети практически неиспользуемого космодрома и примыкающий город. Так, у РФ появится возможность выделить больше времени, финансов и внимания развитию внутренней космической отрасли, в рамках которой сейчас осуществляется строительство нового космодрома на Дальнем Востоке.
В 2007 г. Путин В., будучи президентом РФ, подписал Указ «О космодроме «Восточный», по которому на территории Амурской области РФ создавался новый комплекс с космодромом и примыкающим городом для специалистов ракетно-космической сферы.
Для космодрома «Байконур» это означало появление космодрома, имеющего схожие характеристики, но что еще более важно - находящегося непосредственно на территории Российской Федерации.
Географические широтные показатели космодрома «Восточный» - 51 градус северной широты («Байконур» - 45 градусов 57 минут северной широты), а также нахождение на малозаселенной территории Дальнего Востока дает новому космодрому практические идентичные с «Байконуром» преимущества.
Кроме всего прочего, самым главным преимуществом космодрома «Восточный» является предоставление России независимого доступа в космос [Комаров 2015: 10]. Это позволит вложить больше финансовых, человеческих и интеллектуальных ресурсов в создание космодрома с новейшими технологиями, а также производить
2 Интервью Аселкан Н. «Космический вызов. Какая судьба может ждать Байконур в свете планов «Рос-космоса» и заявлений «Казкосмоса?» [электронный ресурс] / Татиля К., интернет-издание «Dialog», 19 декабря 2012 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dialog.kz/comment/47062 (Дата обращения 23.02.2019)
любое количество запусков, не опасаясь наложения запрета со стороны иностранного государства. Данный пункт является особенно важным для России на фоне ограничения Казахстаном осуществления запусков некоторых ракет-носителей, которое препятствует реализации Россией коммерческих контрактов с иностранными заказчиками.
Строительство космодрома «Восточный» призвано решить также некоторые внутренние насущные проблемы Российской Федерации. Они связаны с развитием региона Дальнего Востока, являющегося наименее заселенным и, как следствие, имеющего менее сильную экономику по сравнению с европейской и центральной частями России. Как пишут Капитанец Я. и Корепанова Е., создание дальневосточного центра, в котором будут сконцентрированы космодром, отраслевые предприятия, научные организации и интеллектуальный потенциал, откроет новые перспективы развития области и укрепит его позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе [Капитанец, Корепанова 2015: 307].
Наличие у России собственного космодрома ставит «Байконур» в не очень-то и выгодную позицию. Факт, что за двадцать два года сдачи комплекса в аренду Казахстан не в полной мере смог извлечь пользу в виде непосредственного участия в запусках, создания собственной отрасли высоких технологий, подготовки казахстанских специалистов на действующих пусковых площадках и в сфере ракетно-космических разработок, осуществления партнерских проектов не только с Россией, но и Украиной, США, странами ЕКА.
Многие казахстанские специалисты обеспокоены тем, что после ухода России Казахстан не сможет своими силами обеспечить космодрому полноценную работоспособность, особенно с точки зрения необходимых кадров и технологий.
Несмотря на все неположительные факторы в связи со строительством нового российского космодрома, у «Байконура» есть свои преимущества, которые в ближайшие десять лет сохранят актуальность использования исторического космодрома.
Так, например, космодром позволяет производить до нескольких десятков запусков в год. По состоянию на начало 2015 г., 74,6% всех российских запусков были совершены именно из «Байконура». В 2015 г. космодром «Байконур» стал мировым лидером по количеству запусков, предоставив площадки для восемнадцати запусков ракет-носителей в космическое пространство.
Одним из коммерческих плюсов для российской стороны является то, что неэкологичные ракеты-носители «Протон» будут запускаться исключительно с «Байконура», потому что на «Восточном» для них не будет строиться отдельная стартовая площадка. К тому же «Протоны» хоть и вредят экологии, но с коммерческой точки зрения являются наиболее недорогими и проверенными средствами доставки на орбиту космических аппаратов. В настоящее время казахстанской стороной прорабатываются вопросы относительно полного прекращения запусков гептиловых ракет, но в ближайшей перспективе можно ждать только постепенного уменьшения количества их запусков.
Преимуществом «Байконура» перед «Восточным» состоит в относительной близости космодрома к ракетно-космическим предприятиям России, в то время как расположение космодрома «Восточный» является не совсем удобным в отношении доставки ракет к пусковым установкам. Однако, согласно решению российских властей, в дальнейшей перспективе существует проект по превращению города Благовещенска на Дальнем Востоке в современный ракетно-космический центр России. Это позволит не только приблизить космические производственные мощи к космодрому, но также обеспечить расширение сотрудничества в космической сфере со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках политики «поворота на Восток», проводимой Российской Федерацией вследствие возникшего украинского кризиса и последовавших западных санкций.
Одним из неоспоримых плюсов «Байконура» является возможность реализации пилотируемых запусков «Союз» для от-
правки космонавтов на Международную космическую станцию, которая не сможет существовать без постоянного управления на борту. Кроме того, на сегодняшний день, они являются единственным способом доставки космонавтов на орбитальную станцию. Весной 2016 г. вице-премьер РФ Рогозин Д. заявил, что пилотируемые запуски с «Восточного» начнутся в 2023 г., когда космодром будет осуществлять полноценную деятельность. Также он отметил, что Россия намерена использовать «Байконур» до 2030 г. точно.
Эти планы российских властей непременно должны сподвигнуть Казахстан на немедленную разработку космической программы, где будут четко определены временные рамки создания отрасли высоких технологий и подготовку высококвалифицированных кадров, которые после ухода России из «Байконура» смогут самостоятельно обеспечить его деятельность.
По словам Нургужина М., вице министра оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, в 2016 г. удалось решить вопрос о допуске казахстанских специалистов к совместному использованию с Россией действующего космического ракетного комплекса «Протон-М». Всего на космодроме «Байконур» на данный момент задействованы 92 казахстанских специалиста из АО «СП Байтерек»1.
Так, с началом реальной эксплуатации космодрома «Восточный», казахстанское космическое агентство начало вести активную деятельность по вовлечению Казахстана непосредственно в текущую деятельность космодрома «Байконур».
На сегодня перед Казахстаном и Россией стоит задача инфраструктурной модернизации космодрома. Специалисты признают, что техническое состояние некоторых объектов космического порта значительно ухудшилось в результате не-
1 Интервью Нургужина М. «Космическое ведомство Казахстана: «Байтерек» стартует в 2025 году» [электронный ресурс] / Интернет-издание «Sputnik Kazakhstan», 06 марта 2017 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://ru.sputniknews.kz/space/20170306/1715782/kos micheskoe-vedomstvo-kazahstana-bajterek-startuet-v-2025-godu.html (Дата обращения 13.03.2019)
прерывной работы космодрома на протяжении шестидесяти одного года. Как отметил Идрисов Е. в декабре 2016 г., в рамках казахстанско-российской Межправительственной комиссии уже обсуждаются вопросы укрепления космического сектора как в сфере инфраструктуры, так и в развитии совместных космических проектов, среди которых значится создание космического ракетного комплекса «Байтерек» на основе экологически чистой ракеты-носителя.
Несомненно, «Байконур» в ближайшие десятилетия останется основной опорной точкой для казахстанско-российского сотрудничества в космической сфере. Значение космодрома «Байконур» для России и Казахстана в рамках растущего космического рынка трудно переоценить.
Для России космодром «Байконур» имеет стратегическое значение, потому что его наличие позволяет обладать полноценно развитой космической инфраструктурой, с помощью которой можно самостоятельно оказывать основные космические услуги. Наряду с США и Китаем, Россия осуществляет космическую деятельность по всем направлениям, включая проекты по пилотируемой космонавтике. Примечательно, что на сегодняшний день пилотируемые космические аппараты «Союз» запускаются исключительно из космодрома «Байконур».
Кроме того, благодаря коммерческим запускам ракет-носителей «Протон» для транспортировки на орбиту собственных и иностранных космических аппаратов, Россия остается мировым лидером по предоставлению пусковых услуг2. По этому поводу, в 2016 г. вице-премьер РФ Рогозин Д. отметил, что до 2023 г. международные коммерческие и пилотируемые пуски будут обеспечиваться с космодрома «Байконур», тогда как осуществление внутренних коммерческих пусков продолжится до 2030 года. Тем самым, он подтвердил стремление Российской Федерации и
2 Дотянуть до Восточного / Газета «Коммерсантъ», 22 апреля 2013 года. - №70/П. - С. 4.
дальше сотрудничать с Республикой Казахстан по вопросу аренды космодрома1.
Для Республики Казахстан, являющейся развивающейся страной с переходным типом экономики, на данный момент особенно важно развивать социально-экономическую и научно-техническую сферы. Использование результатов космических исследований в самых разнообразных отраслях производства несет в себе определенную экономическую миссию. Огромное количество полезной информации научно-технического характера получают и используют в своей деятельности многие отрасли экономики, тем самым способствуя инновационному развитию страны во благо общества и граждан Республики Казахстан.
В этой связи укрепление международного сотрудничества с Российской Федерацией в области совместного использования космодрома «Байконур» является приоритетным направлением политики Республики Казахстан по исследованию и освоению космического пространства.
Казахстан построил довольно амбициозные планы в сфере космоса, а его успехи в других областях экономики показывают, что страна настойчиво добивается достижения поставленных целей. Обладание космодромом «Байконур» на своей территории, отличная инфраструктура, достаточные ресурсы, тесное сотрудничество с опытным партнером в лице России и другие факторы непременно способствуют воплощению в жизнь космических планов республики.
В 2013 г. Министр иностранных дел РК Идрисов Е. заявил, что Казахстан всегда был заинтересован участием в деятельности космодрома «Байконур» с перспективой создания и развития своего собственного космического потенциала. По его мнению, для Казахстана было бы ошибочным упускать возможность сотрудничества с таким важнейшим игроком миро-
1 У России нет планов отказываться от космодрома «Байконур» / Интернет-издание «Интерфакс», 11 апреля 2016 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/503214 (Дата обращения 19.03.2019)
вой космической индустрии, как Российская Федерация.
Как отметил В.В. Путин, «Байконур» сохранил свое значимое место в современной космонавтике за счет тесного взаимодействия двух стран, которое в свою очередь стало возможно благодаря «принципиальной и дальновидной политике руководства Казахстана» [Султанов, Музапаро-ва 2005: 74]. Так, космодром «Байконур» можно рассматривать как символ прочности двусторонних отношений Республики Казахстан и Российской Федерации.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что космодром «Байконур» по сей день остается основным связующим звеном в казахстанско-российских отношениях в области исследования и освоения космического пространства. Именно «Байконур» позволил России продолжать развитие своей космической программы после распада СССР, а Казахстану предоставил возможность присоединиться к числу государств, входящих в космический клуб. В рамках развития Евразийского экономического союза существует вероятность, что «Байконур» станет центром космического развития не только Казахстана и России, но также и других стран-членов единого евразийского экономического пространства. Обладая знаниями о безграничных возможностях использования результатов космических исследований, расширение международного сотрудничества на космодроме «Байконур» позволит нашим странам внести неоспоримый вклад в развитие социально-экономической, научно-технической, а также научно-технологической сфер жизни.
Таким образом, комплекс «Байконур» является довольно сложной в управлении объектом, так как включает в себя не только космодром с научно-технической и кадровой базой, но также город и прилегающие окрестности с населением, требующим обеспечения социально-экономического развития и предоставления всех необходимых прав и свобод в качестве граждан как России, так и Казахстана. Существование ряда проблем социального, экономического, инфраструктурного характера требует их незамедлитель-
ного решения со стороны РК и РФ, что возможно лишь на основе конструктивного взаимодействия двух государств. Стоит отметить, что соответствующие действия со стороны РК и РФ уже проводятся в рамках Межправительственной комиссии по Байконуру. В условиях строительства нового российского космодрома перед Казахстаном стоит задача форсированного развития космической отрасли и подготовки кадров для возможности самостоятельного обеспечения жизнедеятельности космодрома «Байконур» после теоретически вероятного ухода Российской Федерации с этой площадки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Strauss Michael J. Territorial Leasing in Diplomacy and International Law. Leiden, BRILL Publishers, 2015. 266 p. P. 7.
2. Батырбекова С.Е. Экологические проблемы Центрального Казахстана в связи с ракетно-космической деятельностью комплекса «Байконур» // Новости науки Казахстана. - Алматы, 2004. -№2. - С. 124-130
3. Епифанов И.К., Дорошина С.В. Классификация направлений негативного воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - №32. - С. 44-51
4. Имаш Т. Национальные концепции по развитию космонавтики в Республике Казахстан и Российской Федерации // Постсоветские исследования, 2019. Т. 1. №1. С. 107-118.
5. Имаш Т. Проблемы и перспективы двустороннего сотрудничества Казахстана и России в области исследования и освоения космического // Постсоветские исследования, 2019. Т. 1. №7. С. 688-697.
6. Кравченко Д.Б., Бауров А.Ю. Государственно-частное партнерство в сфере космической деятельности в период структурной реформы отрасли [электронный ресурс] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». - СПб, 2016. - №3 (245). - С. 48-58.
7. Пономарев Г.П. Байконур. Прыжок в космическую бездну. - Киев, 2010. -800 с. С. 13.
8. Сабитов Д. Казахстанский космос: реальность и перспективы. Алматы, 2016. 40 с. С. 29-31.
9. Сагиндиков Р.Е. Международное значение сотрудничества России и Казахстана по использованию космодрома «Байконур» // РУДН. Серия: Международные отношения. 2016, Т. 16, №2. С. 323-333.
10. Султанов Б.К., Музапарова Л.М. Становление внешней политики Казахстана: история, достижения и взгляд в будущее / Под. ред. М. С. Ашимбаева. -Алматы: Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, 2005. - 356 с. С. 74.
Сведения об авторе: Имаш Тогжан
Жумашкызы - магистр в области международных отношений (e-mail:
REFERENCES
1. Strauss Michael J. Territorial Leasing in Diplomacy and International Law. Leiden, BRILL Publishers, 2015. 266 p. P. 7.
2. Batyrbekova S.E. EHkologicheskie prob-lemy Central'nogo Kazah-stana v svyazi s raketno-kosmicheskoj deyatel'nost'yu kompleksa «Bajkonur» // Novo-sti nauki Kazahstana. - Almaty, 2004. - №2. - S. 124-130
3. Epifanov I.K., Doroshina S.KKlassi-fikaciya napravlenij negativnogo vozdejstviya raket-no-kosmicheskoj deyatel'nosti na okruzhayushchuyu sredu // Nacional'nye interesy: prioritety i be-zopasnost'. - 2011. - №32. - S. 44-51
4. Imash T. Nacional'nye koncepcii po razvitiyu kosmonavtiki v Respublike Ka-zahstan i Rossijskoj Federacii // Postso-vetskie issledovaniya, 2019. T. 1. №1. S. 107-118.
5. Imash T. Problemy i perspektivy dvustor-onnego sotrudnichestva Kazakhstana i Rossii v oblasti issledovaniya i osvoeniya kosmicheskogo // Postsovetskie issledovaniya, 2019. T. 1. №7. S. 688-697.
6. Kravchenko D.B., Baurov A.Yu. Gosudar-stvenno-chastnoe partner-stvo v sfere kosmicheskoj deya-tel'nosti v period
strukturnoj reformy otrasli [ehlektronnyj resurs] // Nauchno-tekhnicheskie ve-domosti SPbGPU. Seriya «EHkonomich-eskie nauki». - SPb, 2016. - №3 (245). -S. 48-58.
7. Ponomarev G.P. Bajkonur. Pryzhok v kosmicheskuyu bezdnu. - Kiev, 2010. -800 s. S. 13.
8. Sabitov D. Kazahstanskij kosmos: real'nost' i perspektivy. Al-maty, 2016. 40 s. S. 29-31.
9. Sagindikov R.E. Mezhdunarodnoe znachenie sotrudnichestva Rossii i Kazah-stana po ispol'zovaniyu kosmodroma «Bajkonur» // RUDN. Seriya: Mezhdu-narodnye otnosheniya. 2016, T. 16, №2. S. 323-333.
10. Sultanov B.K., Muzaparova L.M. Stanovlenie vneshnej politiki Kazahstana: istoriya, dostizheniya i vzglyad v budush-chee / Pod. red. M. S. Ashimbaeva. - Almaty: Institut mirovoj ehkonomiki i politiki pri Fonde Pervogo Prezidenta RK, 2005. - 356 s. S. 74.
About the author: Imash Togzhan Zhu-mashkyzy - master's in International Relations (e-mail: [email protected]).