Торгово-экономическое сотрудничество Республики Казахстан с КНР и влияние этого на
развитие интеграции в формате ЕАЭС
Д.С. Беделадзе, Д.В. Белоусова
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматривается современное положение казахстанско-китайского сотрудничества в области торговли и экономики, а также анализируется их последующее развитие в рамках интеграции Китайской Народной Республики в Евразийский экономический союз. Учитывая тот факт, что Казахстан является членом и основателем экономического союза с 2015 г. - участие Китая в данной экономической организации создает новый виток для взаимодействия между правительствами обоих стран. Помимо этого, важную роль играет и геополитическая близость рассматриваемых государств, поскольку усиление роли КНР на региональном уровне создает благоприятные возможности для реализации двусторонних проектов. При этом стоит отметить усиление взаимодействия в инвестиционном секторе, что с учетом появления такого инструмента как Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций -усиливает сложившуюся кооперацию в экономической среде. Таким образом, описанные изменения позволяют проследить динамику относительно дальнейшего развития торгового сектора, выявить и изучить возможные риски в осуществлении финансового взаимодействия, а также на основе имеющихся данных проанализировать последующие изменения в торгово-экономическом сотрудничестве как рассматриваемых стран в частности, так и на их развитие в рамках ЕАЭС. Причем казахстанское и китайское правительства активно сотрудничают на уровне транснациональных корпораций, что в совокупности с ростом прямых китайских капиталовложений в Евразийский экономический союз создает условия для изучения характера двусторонних связей КНР и Республики Казахстан в экономической среде. В статье рассматривается влияние интеграции Китая в ЕАЭС на ситуацию в казахстанско-китайских отношениях на данный момент и, за счет ориентации на современные процессы - выделяются превентивные риски, которые могут быть отмечены в будущем.
Ключевые слова: ЕАЭС, Казахстан, сотрудничество, КНР, интеграция, экономический сектор, торговля, Один пояс - один путь, ТНК, АБИИ, Шелковый путь
Trade and economic cooperation of the Republic of Kazakhstan with China and its impact on the development of integration in the EAEU format
D.S. Bedeladze, D.V. Belousova
Abstract. The article examines the current situation of Kazakh-Chinese cooperation in the field of trade and economy and analyze their subsequent development in the framework of the integration of China in the Eurasian Economic Union. Given the fact that Kazakhstan has been a member and founder of the economic union since 2015, China's participation in this economic organization creates a new round for interaction between the governments of both countries. In addition, the geopolitical proximity of the states under consideration plays an important role, since the strengthening of the role of China at the regional level creates favorable opportunities for the implementation of bilateral projects. At the same time, it is worth noting the strengthening of cooperation in the investment sector, which, taking into account the emergence of such a tool as the Asian Bank of Infrastructure Investments, strengthens the existing cooperation in the economic field. Thus, the described changes allow us to trace the dynamics regarding the further development of the trade sector, identify and study possible risks in the implementation of financial interaction, and also, on the basis of available data, analyze the subsequent changes in trade and economic cooperation of the countries in particular, and their development in EAEU framework. Moreover, the Kazakh and Chinese governments are actively cooperating at the level of transnational corporations, which, together with the growth of direct Chinese investment in the Eurasian Economic Union, creates conditions for studying the nature of bilateral relations between the PRC and the Republic of Kazakhstan in the economic environment. The article discusses the impact of China's
integration into the EAEU on the situation in Kazakh-Chinese relations now and, by focusing on modern processes, identifies preventive risks that may be noted in the future.
Keywords: EAEU, Kazakhstan, cooperation, China, integration, economic sector, trade, the One belt - one road, TNCs, AIIB, Silk Road.
Введение
Китайская Народная Республика и Республика Казахстан представляют собой довольно крупных игроков мировой арены, что в связи с близким расположением государств предопределило развитие их отношений в последующие годы. Более того, несмотря на имевшиеся противоречия относительно спорных территорий, торгово-экономическое сотрудничество между государствами наоборот представляется одним из наиболее динамичных и благоприятных. С того момента, как КНР обрела независимость Казахстан стал одним из главных стратегических партнеров страны не только в торговой сфере, но и по совокупному объему инвестиций.
При этом стоит отметить, что несмотря на положительные характеристики, данное партнерство подвергается изменениям в связи с интеграцией Китая в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Более того, особого внимания заслуживает и развитие
российско-казахстанских и российско-китайских отношений, поскольку оба государства представляют собой одних из ключевых партнеров для Российской Федерации и усиление кооперации РК и КНР также серьезно затронет российскую сторону. В связи с этим анализ ситуации на современном этапе позволит более точно определить дальнейший вектор развития данного сотрудничества и предположить, как вступление Китая в ЕАЭС повлияет на российскую экономику.
Текущая ситуация в экономическом и торговом секторах казахстанско-китайского сотрудничества.
Так, по данным Главного таможенного управления КНР 11 сентября 2019 г. Министерство сельского хозяйства РК (МСХ РК) и Главное таможенное управление КНР (ГТУ КНР) подписали несколько протоколов1 по инспекционным, карантинным и ветеринарно-санитарным требованиям.
Дата Между кем Суть протокола
12.11.2019 МСХ РК и ГТУ КНР Протокол по фитосанитарным требованиям к экспортным партиям пшеничной кормовой муки из Республики Казахстан в Китайскую Народную Республику
01.10.2019 МСХ РК и ГТУ КНР Протокол об инспекционных, карантинных и ветеринарно-санитарных требованиях к свинине, экспортируемой из Казахстана в Китай
23.09.2019 МСХ РК и ГТУ КНР Протокол по инспекции, карантину и ветеринарно-сэлитарным требованиям, предъявляемым к шерстянному сырью, экспортируемому из РК в КНР
23.09.2019 МСХ РК и ГТУ КНР Протокол о ветеринарно-санитарных требованиях к молочной продукции, экспортируемой из РК в КНР
26.02.2019 МСХ РК и ГТУ КНР Протокол по инспекционным, карантинным и ветерииарно-санитарным требованиям по утиному мясу, экспортируемому из Китайской Народной Республики в Республику Казахстан
Таблица 1. Документы между МСХ РК и ГТУ КНР за 2019 год по данным МСХ РК.
В том числе и «Протокол общего таможенного управления», которое включает в себя не только требования относительно ряда направлений их экспортной и импортной политик, но и вопросы по усилению
сотрудничества в области защиты прав интеллектуальной собственности, что знаменует собой новый виток развития данной кооперации.
1 Сайт главного управления таможни КНР. URL: http://english.customs.gov.cn/search/search (дата
обращения: 08.02.2020).
Более того, анализ данных сайта Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, показывает, что за 2019 г. между МСХ РК и ГТУ КНР было подписано 5 протокольных документов1 относительно описанных требований, что больше чем было отмечено за 2018 г .
Помимо этого, на открытии 6-го заседания Казахстанско-китайского делового совета президент Казахстана К.-Ж. Токаев сообщил2, что вложения КНР в республику составили около 20 млрд долл. прямых инвестиций, главными из которых выделяются транспортный сектор, инфраструктура, финансовая и страховая деятельность, а также нефтегазовая, строительная и
горнодобывающая отрасли. Причем подобная динамика отмечается не только в области инвестиционного партнерства, но и в их внешней торговле. Причем анализ данных за 2019 г. показывает, что товарооборот между данными странами в 2018 г. значительно увеличился. По сравнению с прошлогодними данным товарооборот КНР и РК вырос на
11,4%, составив тем самым 12 млрд долл. США3.
В соответствии с данными Международной торговой статистики ВТО можно отметить следующую тенденцию4. Так, несмотря на благоприятные показатели относительно товарооборота, торговый баланс за предыдущие годы оставляет надежду на лучшее. Суть состоит в том, что данные отражают достаточно спорную динамику. Проблема заключается в резком уменьшении торгового баланса на 50%, что говорит о сокращении экспорта и импорта товаров и услуг на момент 2018 г. и то, насколько удачными были шаги обоих государств в преодолении данного вопроса - будут отражать в себе данные последующих годов. Вместе с тем, нельзя говорить об этом как о серьезной проблеме, поскольку торговый баланс не представляет собой всю экономику и указывает лишь на необходимость более комплексного подхода к торговому сектору в казахстанско-китайских отношениях.
2014 2015 2016 2017 2018
Торговый баланс между КНР в РК 2.968.027 2.592,204 3.487,242 5.185,752 2,797.027
Таблица 2. Данные по торговому балансу между Китайской Народной Республикой и
Республикой Казахстан (2014-2018 г.)
При этом в соответствии с информацией UN Comtrade Database заметно, что на момент 2018 г. Китай импортировал из Казахстана товаров на сумму 8,5 млн долл., в то время как Казахстан 5,4 млн долл., что отражает благоприятную динамику с позиции внешней торговли обоих стран. Об этом свидетельствует и подписание в ноябре 2019 г.
представителями обоих государств Меморандума о продвижении товаров казахстанского производства в провинции Хубэй.
Действительно, на протяжении последних десятков лет, Китайская Народная Республика стала для Казахстана одним из самых крупных партнеров в области внешней торговли,
1 База данных документов между МСХ РК и ГТУ КНР на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан. URL: https://moa.gov.kz/ru/documents/427 (дата обращения: 08.02.2020)
2 Речь президента Казахстана Касым-Жомарт Токаева
на открытии 6-ого заседания Казахстанского делового
совета на официальном сайте президента Республики
Казахстан. URL: http://www.akorda.kz/ru/events/international_community/f oreign_visits/glava-gosudarstva-prinyal-uchastie-v-otkrytii-6-go-zasedaniya-kazahstansko-kitaiskogo-delovogo-
soveta#/upload/anounces/1642333f854788f1833be64a624 94b56.JPEG (дата обращения: 07.02.2020)
3 Казахстан и Китай за год нарастили товарооборот на 11% до $ 12 млрд URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/09/11/kazahstan-i-kitay-za-god-narastili-tovarooborot-na-11-do-12-mlrd (дата обращения: 07.02.2020)
4 Данные Международной торговой статистики ВТО по торговому балансу между КНР И РК за 2014-2018 г. URL:
https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1%7c 156%7c%7c398%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1 %7c1 %7c2%7c1 %7c1 %7c1 %7c1 (дата обращения: 08.02.2020)
поскольку уже к июлю 2019 г. товарооборот уже превысил 8 млрд. долл. Причем стоит отметить, что увеличивается как экспорт, так и импорт, что не могло не отразиться в целом на совокупном объеме продаж. Рассматривая основные направления, представляется очевидным, что для казахстанского экспорта базовыми отраслями торговли являются нефтегазовые продукты, руда и редкоземельные металлы. Не исключением является и сельская продукция, а пшеница стала одной из основных поставляемых в Китай зерновой культурой составив 550 тыс. тонн в прошлом году.
Импорт все же растет не столь быстро по сравнению с данными предыдущего года (на 14,2%). Хотя стоит отметить и то, что импорт из Китая гораздо более диверсифицирован. Так, он в большей степени представлен электронной техникой, строительными материалами, электрооборудованием,
трубами и определенными запчастями.
Инфраструктурные инвестиции и их влияние на экономическое сотрудничество РК и КНР.
Но если показатели в торговом сегменте характеризуются достаточно благоприятно, то нельзя исключать сотрудничество РК и КНР в области инфраструктуры и предоставляемые на инфраструктурные проекты инвестиции. Главы государств уже не раз утверждали, что казахстанская программа развития «Н^рлы жол» гармонично сопряжена с китайским проектом «Один пояс, один путь» [Гаспарян 2019: 1280-1291], а уже в апреле 2019 г. Н. Назарбаев подписал договор о реализации 55 проектов для Казахстана на сумму 27,6 млрд долл., в числе которых такие объекты как горно-химико-металлургический комплекс в Жамбылской области, сухой порт в Хоргосе, строительство солнечной, ветровой и ветряной электростанций, модернизация Тургусунской ГЭС-1, реконструкция Шымкентского НПЗ, вхождение Шанхайской фондовой биржи и Фонда Шёлкового пути в МФЦА и другие6. Что касается остальных проектов, то в данный момент они находятся на стадии подготовительной работы и требуют дополнительных инвестиций (например, завод
6 Что значит Китай для Казахстана? Цифры и факты URL:
по переработке опасных нефтяных отходов и создание биохимического кластера).
Причем по итогам заседания Китайско-казахстанского делового совета в сентябре 2019 г., инициатива «Один пояс, один путь» была отмечена как одна из важнейших программ в рамках современных отношений обоих стран, в связи с чем сопряжение программ ожидается приоритетным вектором взаимодействия стран на ближайшие 20202021 гг. Все это подкрепляется словами К.-Ж. Токаева о привлечении в Казахстан уже более 300 млрд долл. прямых инвестиций, что делает страну лидером по данному показателю во всем центрально-азиатском регионе.
Безусловно, подобная ситуация благоприятно сказывается на финансовом и торговом секторах, позволяя тем самым создать порядка 23 тыс. рабочих мест для граждан Казахстана, в рамках реализации данных проектов [Гаспарян 2019: 1280-1291]. Но несмотря на это, подобное сотрудничество имеет и свои негативные аспекты. Так, заметно, что КНР активно вкладывает собственные денежные и финансовые ресурсы в экономику РК, соответственно увеличивается и доля Китая в Казахстанской экономике увеличивая тем самым активность китайского капитала. В совокупности с предоставлением дешевых кредитов и контролем над рядом нефтегазовых и горнорудных объектов подобная ситуация в значительной степени может поставить РК в зависимое от Китая положение. Причем под вопросом находится и желание Китая минимизировать издержки по поддержанию своего продвижения в Центральной Азии, которое за счет расширения рынка сбыта китайских товаров создает барьеры для Казахстана, не позволяя ему реализовать потенциал в обрабатывающем секторе.
Проблема заключается также в том, что дальнейшая сырьевая направленность экспорта РК создает негативную тенденцию для страны и может привести в дальнейшем к застою национальной экономики страны. Однако подобная ситуация отмечается не только в казахстанско-китайских отношениях, поэтому не удивительно, что несмотря на имеющиеся негативные аспекты, оба
http s ://fo rbes.kz//process/expertise/chto_znachit_kitay_dly a_kazahstana/? (Дата обращения: 08.02.2020)
государства продолжают активно заключать ряд коммерческих соглашений по новым проектам. При этом подобные проблемы носят вполне объективный характер и осознаются руководством обоих государств. Это хорошо отражается в развитии промышленных производств, что создает условия для эффективной реализации приграничных торговых возможностей и позволяет сократить издержки от расширения осуществляемой торговли [Экономические стратегии ЕАЭС 2018].
Вместе с тем подобное усиление КНР на региональном поле обращает внимание Казахстана на изменение имеющихся механизмов взаимодействия. Это происходит потому что за счет китайской интеграции и усиления страны на международной арене -появляются новые торговые потоки и, желание Казахстана их использовать вынуждает правительство РК пересматривать имеющуюся инвестиционную и торговую политики ради обеспечения больших торговых потоков.
Причем отдельного внимания заслуживает и тот факт, что несмотря на значительное присутствие Китайской Народной Республики в регионе - инвестиции, которые оказывает государство не являются жесткой «долговой ловушкой». В первую очередь торговый оборот, как и экономическое положение Казахстана - зависят от успешной импортной
и экспортной политик, а судя по показателям - взаимные экономическое сотрудничество осуществляется весьма благоприятно для обоих сторон [Зуенко 20186 118-132]. Более того, подобное увеличение инвестиций прямо отражается и на росте заключаемых с казахстанскими компаниями договоров и меморандумов о сотрудничестве, как на государственном уровне, так и между частными компаниями.
В том числе следует добавить, что инвестиции в инфраструктуру стали одним из ключевых инструментов ведения Китаем внешнеполитической деятельности и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций также отразился на данной кооперации. Помимо того, что в 2015 г. Республика Казахстан официально вступила в АБИИ, 12 декабря 2019 г. АБИИ предоставит долговое финансирование проекта в области энергетики. Сам проект заключается в разработке, строительстве и эксплуатации ветровой электростанции мощностью 100 МВт в Южном Казахстане и при этом, она станет крупнейшей электростанцией подобного типа в центральноазиатском регионе7. Дополнительно, по своей сути это первый проект финансируемый АБИИ в Казахстане, что свидетельствует об углублении инвестиционной политики Китая в отношении республики.
PROJECT NAME BY SECTOR V Kazakhstan 1
Kazakhstan: Zhanatas 100 MW Wind Powor Plant
Approval Date: Dec. 12. 2019 READ MORE
SECTOR
Energy
REGION
Рисунок 1. Данные с официального сайта АБИИ по оказанию финансирования проекту в
области энергетики в Республике Казахстан
Наконец, стоит отметить и то, что подобное усиление сотрудничества заставляет соседние страны также быть более вовлеченными в осуществление
внешнеторговой деятельности как с Казахстаном, так и с Китаем. В первом случае,
страна обладает значимым географическим положением, а активизация страны на геополитической арене, с учетом стабильной кооперации с такими крупными игроками глобального поля, как КНР и Россия -заставляет другие страны углублять свое
7 Официальные данные сайта АБИИ по финансированию Казахстанского энергетического проекта. URL:
https://www.aiib.org/en/projects/approved/2019/_downloa d/kazakhstan/Kazakhstan- 100-MW-Zhantas-Wind-Power-Project.pdf (дата обращения: 04.02.2020)
сотрудничество с
18 13,5 9 4,5 0
республикой ради странам на уровне работы по совместным ^^ Объем перевозок (млн. тонн)
2016
2017
удержания своих позиций в рамках изменяющегося баланса сил на региональном уровне [Курылев, Мартыненко 2018: 19371948 .
Во-втором случае, КНР уже не первый год отображает стабильный рост относительно экономической динамики. Более того, его вовлеченность в глобальную экономику несмотря даже на такие факторы как «торговая война с США» - вынуждают соседние страны центральноазиатского региона создавать больше торговых и финансовых связей для достижения своих экономических интересов.
Таким образом становится очевидно, что расширение казахстанско-китайской
кооперации одновременно в экономическом, торговом и инвестиционном секторах не только способствует взаимному росту обоих государств, но также укрепляет их положение на рынке и коренным образом влияет на экономики соседних стран. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что инвестиционная политика КНР в казахстанские проекты и инфраструктуру, продолжает набирать высокие темпы, но в таком случае остается открытым вопрос - как именно данная кооперация будет развиваться в свете новых событий, а именно - интеграции Китая в Евразийский экономический союз.
Как интеграция Китая в ЕАЭС отразится на сотрудничестве с Казахстаном и Россией.
Безусловно, данный аспект
представляется весьма актуальным, поскольку уже 30 мая 2019 г. Парламент Казахстана ратифицировал соглашение о сотрудничестве ЕАЭС с Китайской Народной Республикой.
Как это повлияет? В первую очередь, это прямым образом отразится на инициативе «Один пояс - один путь», которая выгодна
вторым в СНГ. Китай является вторым торговым партнером Казахстана в мире.
2018 2019
торговым проектам, а для Казахстана - станет новым витком в казахстанско-китайском сотрудничестве. Причем анализируя то, как Китай предпочитает вести свою деятельность на мировой арене, вряд ли стоит ожидать ослабление сложившегося двустороннего формата между государствами. В условиях сопряжения ЭПШП и «Нурлы мол» разработан ряд индустриальных проектов, а именно 51 проект, по 25 из которых уже подписаны соглашения общей суммой в 23 млрд долларов [Хан Ма 2016: 86-90]. При этом изменения в торговом обороте КНР с другими странами так же не окажет негативного влияния на РК. Скорее наоборот, ситуация показывает, что при развитии инициативы «Один пояс - один путь» положение Казахстана может усилиться одновременно по нескольким направлениям.
В первую очередь, повышается уровень политической координации между Китаем и Казахстаном, а именно степень сопряжения государственных стратегий. Главы государств стран, премьер-министры неоднократно осуществляли взаимные визиты.
Во-вторых, это содействие
беспрепятственной торговли, улучшение торгово-экономической структуры. За первые полгода 2019 г. по сравнению с 2018 торговля между странами выросла на 31,2%1. Объем продаж в Китай составил 4,6 млрд долларов. Стоит отметить, что Казахстан входит в десятку мировых экспортеров
высококачественной пшеницы. В 2018 г. Китай импортировал пшеницу, семена подсолнечника и др. сельскохозяйственную продукцию казахстанского производства, общий объем которых превысил 500 тыс. т. Казахстан является первым торговым партнером Китая в Центральной Азии, и
1 Данные Торговой статистики ООН по экспорту и импорту между КНР и РК. URL:
https://comtrade.un.org/data/ 07.02.2020)
(дата
обращения:
Также развитие инициативы «Один пояс -один путь» позволяет ускорить и улучшить транспортно-логистическую сеть. На данный момент имеется прямое сообщение между 6-ю городами Китая и Казахстана, 5 постоянных встречных контрольно-пропускных пунктов, 5 трансграничных нефтегазопроводов, 2 трансграничной железнодорожной ветки и 1 международный центр приграничного сотрудничества.
В 2018 г., число прошедших через территорию Казахстана транзитных товарных рейсов из Китая в Европу превысило 1800, что составило более 60% от общего числа в тот же период. Такие транзитные перевозки принесли казахстанской стороне доход в размере 3-х млрд долларов США.
Развитие транспортно-логистической сети позволит Казахстану не только увеличить количество транзитных перевозок, но и позволит стать при этом одним из основных транзитных центров для Китая. С другой стороны, это предполагает строительство новой транспортной инфраструктуры, что благоприятно влияет не только на развитие придорожного бизнеса, но и требует инвестиций, а как показывают реалии инвестиционное сотрудничество стран уже представляет собой одну из крупнейших отраслей их взаимного партнерства. Наконец,
договоренности о проектах в рамках
важным элементом представляется сопряжение ряда транспортных стратегий стран ЕАЭС с Экономическим поясом Шелкового Пути, что лишь подтверждает позитивный характер последующего развития казахстанско-китайского сотрудничества.
Вместе с тем под вопрос ставится казахстанско-китайское и казахстанско-российское взаимодействие в экономике, поскольку Казахстан представляет собой одного из важнейших ключевых стратегических игроков как для России, так и для Китая, что прямо приводит к столкновению их торговых интересов [Курылев, Мартыненко 2019: 1937-1948]. Помимо этого, как говорилось выше сопряжение происходит в контексте развития экономической интеграции и двусторонних отношений Казахстана и КНР при сохранении членства Казахстана в ЕАЭС. Помимо этого, переориентирование государств на приоритеты ЭПШП происходит не только на основе укрепления их двусторонних отношений с КНР, но и в формате многосторонних организаций [Сапир, Сидорова 2015: 212-224].
В рамках механизмов сотрудничества Китая со многими странами Россия не обладает возможностью своевременно отслеживать двусторонние и многосторонние
Стоит отметить, что КНР продолжает
0
2016 2017
ЭПШП, которые могут составить конкуренцию скромным инвестиционным возможностям ЕАЭС. Таким образом, Россия и Казахстан - две «несущие» конструкции ЕАЭС - становятся естественными конкурентами в стремлении выиграть от сопряжения с китайским ЭПШП за счет своего географического положения и
дипломатического потенциала [Трокаль 2019: 1078-1084].
2018 2019
наращивать экономическое присутствие в странах ЕАЭС за счет постоянного роста прямых капиталовложений, что способствует большему привлечению инвестиций в производство и инфраструктурную систему, что активно дополняет имеющиеся проекты в рамках казахстанско-китайского
двустороннего партнерства. Основными получателями прямых капиталовложений китайских ТНК являются Казахстан и Россия. Львиная доля китайских ПИИ в странах ЕАЭС
традиционно сосредоточена в Казахстане [Экономические стратегии ЕАЭС 2019: Экономические стратегии ЕАЭС].
По итогам 2015 г. объем накопленных ПИИ Китая в Казахстане составил 21 млрд долл. (82% от всех накопленных китайских ПИИ в ЕАЭС). Для китайских компаний, инвестирующих в экономику Казахстана, наиболее привлекательными являются топливный комплекс (добыча нефти и газа), а также транспортировка углеводородов по магистральным трубопроводам. В
совокупности данные отрасли привлекли около 98% китайских инвестиций.
Другие секторы казахстанской экономики привлекли незначительный объем инвестиций от китайских ТНК. На финансовый сектор, цветную металлургию и оптовую и розничную торговлю приходится в общей сложности около 1% всего объема накопленных прямых инвестиций Китая в Казахстане. В то же время, стоит отметить, что сопряжение ЕАЭС с
инициативой «Один пояс - один путь» создает определенные риски для Казахстана, в числе которых отсутствие в государстве эффективных программ, которые могут поспособствовать более плавному вхождению Казахстана в новый виток развития инвестиционных и торговых отношений с Китаем. Причем вопрос стоит не только в том, насколько постепенным будет данный процесс, но и в том, насколько успешно Казахстан будет успевать за динамично-развивающимся азиатским соседом.
Практически со всеми экономическими партнерами у Казахстана просматривается улучшение динамики внешней" торговли. Если же возвращаться к России, то страна по-прежнему является ведущим торговым партнером Казахстана на международном рынке, несмотря на экономическое сближение республики со странами Европейского союза и Китаем [Курылев, Станис 2015: 13-18].
2017 2018 2019
За 9 месяцев 2019 года товарооборот России с Казахстаном 11803,7 13 374,8 14 051,1
Экспорт России в Казахстан за 9 месяцев 8529,3 9 448,6 9 967,7
Импорт России из Казахстана за 9 месяцев 3274,4 3 926,2 4 083,3
Доля Казахстана в экспорте России 2,9210 % 2,6717 % 3,2314 %
Таблица 3. Динамика внешней торговли России с Казахстаном в 2017-2019 гг. (млн.
долларов)
Таким образом, анализ инвестиционных вложений в совокупности с инициативой «Один пояс - один путь» позволяют улучшить экономические связи Республики Казахстан с КНР. Об этом свидетельствуют позиции государственных лидеров стран, которые неоднократно заявляли, о совместном развитии ЕАЭС, а также о необходимости еще
большего сближения в экономической сфере и поддержании дружеских союзнических отношений, о чем свидетельствуют многочисленные торгово-экономические соглашения, заключаемые между странами. Кроме того, осуществляется поддержка таких отношений на уровне межгосударственных
экономических организаций [Курылев, Рахимов 2016: 88-94].
Наличие данной тенденции
свидетельствует о том, что страны представляют друг для друга не только стратегических партнеров, но и ближайших союзников в политической сфере, а их отношения развиваются последовательно и успешно. Российская Федерация и Китайская Народная Республика заинтересованы в развитии добрососедских экономических и политических отношений друг с другом, это создает возможности развития и обеспечения безопасности, роста экономики и благосостояния граждан обеих стран. Заключение
Рассматривая торгово-экономическое сотрудничество республики Казахстан с КНР, стоит сказать о том, что данное сотрудничество приобретает более динамичный характер. Казахстан и КНР являются важным экономическими партнерами друг для друга, что можно проследить из динамики роста уровня товарооборота стран. Анализ структуры экспорта и импорта стран позволяет судить о степени положительной динамики взаимного обмена между странами. Так можно проследить стремительное увеличение объёмов импорта Китаем продукции сельского хозяйства, в особенности пшеницы из Казахстана, и увеличение объемов казахстанского экспорта нефтегазовой продукции.
Библиографический список
Гаспарян К. Участие Казахстана в инициативе Китая «Один пояс-один путь». // Постсоветские
исследования. 2019. Т.2. №5. С.1280-1291. Зуенко И.Ю. Один «Пояс», два пути: восприятие китайских интеграционных инициатив в России и Казахстане (2014-2017). // Институт Дальневосточного отделения РАН. 2018. № 1(99). С. 118-132.
Курылев К.П. Мартыненко Е.В. Российско-китайское экономическое сотрудничество в контексте проекта «один пояс, один путь». Фактор ЕАЭС и ШОС. // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 11 (56). С. 1937-1948. Курылев К.П. Рахимов К.Х. ЕАЭС как новый тип интеграции на пространстве СНГ: проблемы и перспективы развития // Вестник Таджикского национального университета. 2016. №3-6. С. 88-94.
Курылев К.П., Станис Д.В. Процесс развития евразийской интеграции: история, современные
проблемы и перспективы. // Современная наука. 2015. №2. С. 13-18. Сапир Е.В., Сидорова Е.А. О перспективах формирования Евразийской экономики знаний на пространстве евразийского экономического союза. // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. Т.15. №3. С. 212-224.
Немаловажной и прибыльной областью торгово-экономического сотрудничества двух стран остаются транспортные перевозки. Казахстан является главным транзитным государством на пути перевозок товаров из Китая в Европу, что приносит двум государства хороший доход и благоприятно влияет не только на развитие придорожного бизнеса, но и инвестиционного сотрудничества в целом. Таким образом благодаря совместным усилиям правительств и предприятий двух стран состояние торгово-экономических отношений являются благоприятными.
При этом нельзя исключать и тот факт, что несмотря на благоприятное влияние интеграции КНР в ЕАЭС на казахстанско-китайские отношения, подобное вхождение несет за собой определенные риски. В том числе это отражается на российско-казахстанских и российко-китайских взаимоотношениях. Более того, подобное усиление Китая в еще одном региональном институте создает опасения относительно быстрых темпов роста КНР в глобальной экономике, что в совокупности с рисками сопряжения ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь» создает для Казахстана и России необходимость проводить свою
внешнеполитическую деятельность с оглядкой на своего соседа при условии если оба государства намерены и далее играть ключевые роли в данном сотрудничестве.
Трокаль Т.В. Основные аспекты современного политико-экономического сотрудничества между
Россией и Казахстаном. // Постсоветские исследования. 2019. Т.2. №3. С. 1078-1084. Хан Ма. Концепции «Один пояс-один путь» и «Евразийская интеграция». Краткое содержание концепции «Один пояс - один путь». // Наука и практика Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2016. №3(23). С. 86-90. Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции // РУДН. 2018. - 382 с.
Сведения об авторе: Беделадзе Дарья Сергеевна - магистр в области международных отношений, РУДН (e-mail: [email protected]; Белоусова Дарья Витальевна - магистр в области международных отношений, РУДН (е-mail: [email protected]).
References
Gasparyan К. Uchastie Kazaxstana v iniciative Kitaya «Odin poyas-odin put». // Postsovetskie
issledovaniya. 2019. T.2. №5. S.1280-1291. Zuenko I.Yu. Odin «Poyas», dva puti: vospriyatie kitajskix integracionnyx iniciativ v Rossii i Kazaxstane
(2014-2017). // Institut Dalnevostochnogo otdeleniya RAN. 2018. № 1(99). S. 118-132. Kurylev K.P. Marty nenko E.V, Rossijsko-kitajskoe e konomicheskoe sotrudnichestvo v kontekste proekta «odin poyas, odin put». Faktor EAES i ShOS. // Voprosy nacionalnyx i federativnyx otnoshenij. 2019. T. 9. № 11 (56). S. 1937-1948. Kurylev K.P. Raximov K.X. EAES kak novyj tip integracii na prostranstve SNG: problemy i perspektivy
razvitiya // Vestnik Tadzhikskogo nacionalnogo universiteta. 2016. №3-6. S. 88-94. Kurylev K.P., Stanis D.V. Process razvitiya evrazijskoj integracii: istoriya, sovremennye problemy i
perspektivy. // Sovremennaya nauka. 2015. №2. S. 13-18. Sapir E.V., Sidorova E.A. O perspektivax formirovaniya Evrazijskoj ekonomiki znanij na prostranstve evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza. // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2015. T.15. №3. S.212-224. Trokal T.V. Osnovnye aspekty sovremennogo politiko-ekonomicheskogo sotrudnichestva mezhdu
Rossiej i Kazaxstanom. // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T.2. №3. S.1078-1084. XanMa. Koncepcii «Odin poyas-odin put» i «Evrazijskaya integraciya». Kratkoe soderzhanie koncepcii «Odin poyas - odin put». // Nauka i praktika Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plexanova. 2016. №3(23). S. 86-90. Ekonomicheskie strategii EAES: problemy i innovacii. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii // RUDN. 2018. - 382 s.
About the author: Bedeladze Daria Sergeevna - Master of International Relations, RUDN University (e-mail: [email protected]); Belousova Daria Vitalevna - Master of International Relations, RUDN University (e-mail: [email protected]).