УДК 327.7
КОЗЛОВ С.Г. Международные организации в формирующемся едином информационном пространстве: актуальные аспекты взаимодействия
Статья посвящена анализу формирования единого информационного пространства с учётом присутствия в нём международных организаций, в том числе таких авторитетных, как ЮНЕСКО, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Всемирный почтовый союз, Международная федерация журналистов и др. В статье обозначены ведущие тенденции современных масс-медиа в условиях развития глобального информационного рынка. Речь идёт о Международной программе развития коммуникаций, Проекте дигитализации и др.
Ключевые слова: международные организации, информационное общество, масс-медиа, глобальный информационный рынок.
Рассматривая перспективы развития
средств массовой коммуникации в информационном обществе, Д. Белл подчеркивал тенденцию беспрецедентной активизации роли масс-медиа в постиндустриальном мире - более 30 лет назад основоположник теории информационного общества предвидел, что в недалеком будущем массовая коммуникация будет выступать как структурно оформившаяся сфера жизни и составная часть общества, с одной стороны, а с другой - как таинственная сила, имеющая над этим обществом все возрастающую власть1.
Как отмечал в докладе на VII Международной научной конференции "Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития" доктор политических наук, директор Института проблем либерального развития Ю.А. Нисневич, ни одна страна в постиндустриальном обществе не может занять достойное место в мировом сообществе, не уделяя особого внимания информационному развитию, которое становится таким же значимым, как экономическое, социальное, политическое и другие традиционные направления развития общества и государства.
По мнению учёного, информационное развитие - это кардинальная трансформация всех сфер человеческой деятель-
ности, общественных и государственных институтов в результате внедрения качественно новых информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), переход к новому типу социальной организации - информационному обществу, основой которого является открытая сетевая информационная среда2.
Анализируя основные тенденции развития современных масс-медиа, особое внимание обращают на себя процессы, свидетельствующие о формировании мирового информационно-коммуникативного пространства: углубляющаяся коммерциализация печатной и электронной прессы; рост концентрации медийной собственности, принадлежащей группе гигантских транснациональных корпораций; развитие глобального информационного рынка.
В информационном обществе, определяемом теоретиками постиндустриальной цивилизации как общество информации, общество знания, СМИ, владеющие информацией-знанием, создают свои медиапро-дукты, предлагают свои медиауслуги с целью получения прибыли - превращаются в предприятия медиаиндустрии, подчиняющиеся законам рыночной экономики.
По определению известного американского исследователя Д. МакКуэйла, рыночные стандарты трансформируются в "гло-
бальную культуру масс-медиа"3. Однако далеко не все страны мира вступают в единое информационное пространство (далее ЕИП) с равным потенциалом информационно-коммуникационных технологий. Причиной неравномерности развития ИКТ является в первую очередь различный уровень их экономического развития.
Кстати, Россия вступает в информационное общество с достаточно развитыми информационными структурами и их информационной насыщенностью новыми информационно-коммуникационными технологиями, но при этом не входит в "двадцатку" лидирующих стран, оставаясь "где-то посередине третьего десятка". Однако, по мнению Я.Н. Засурского, это "не так уж и плохо"4, поскольку позади нас остаются сотни стран, информационное поле которых в ещё меньшей степени подготовлено для того, чтобы "включиться" в мировое информационное пространство, предполагающее крайне высокий уровень развития ИКТ
Не подлежит оспариванию тот факт, что информационное общество нельзя построить без сформировавшегося ЕИП, которое обеспечивает равный доступ всех без исключения граждан к самим основам нового общества - знанию, информации, ИКТ Аналогично нельзя считать глобальным информационным пространством информационное поле отдельно взятой страны или континента (даже Западной Европы и таких сверхдержав, как США и Япония). Транснациональные корпорации тоже не могут самостоятельно сформировать мировое информационное пространство без участия масс-медиа всех стран мира: оно так и останется замкнутым информационным пространством страны, региона, континента, в которое не получат доступа все жители нашей планеты.
Итак, в связи с этим все государства стремятся к интеграции в единое информационное пространство, представляя, с какими серьёзными экономическими, политическими и социальными проблемами им придётся столкнуться на пути к ЕИП, но те преимущества, которые открываются перед его участниками, превосходят все трудности. Наши современники ста-
новятся очевидцами не только конкуренции масс-медиа на мировом информационном рынке, но и свидетелями небывалого развития международных связей, сотрудничества, партнёрства СМИ и журналистов, объединяющихся в организации, ассоциации, союзы.
Такая ситуация, в свою очередь, порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев - и надгосударственного) регулирования отношений, направленного на обеспечение свободного продвижения на мировом медиарынке товаров и услуг, предоставляемых СМИ, а также капитала, научно-технических идей, информационно-коммуникативных технологий.
По мнению авторитетных исследователей, вполне уместно сравнение такой ступени интеграции, как единый медиарынок, с процессами, происходящими в экономике: мировой медиарынок также призван обеспечить участникам - наряду со свободной взаимной торговлей медиапродуктами и медиауслугами - свободу передвижения капитала и рабочей силы, согласование не только экономической, но и информационной политики5. Однако становление всего нового неизбежно сопряжено с трудностями и проблемами. Разрешению их на международном уровне, минимизации издержек перехода к новому обществу способствуют международные организации, как межправительственные, так и неправительственные, представляющие особый интерес для нашего исследования.
Обратимся к мнению известного политолога В.В. Перской, отмечающей, что эволюционный процесс межгосударственного регулирования мирового хозяйства продолжается, однако основные институциональные звенья системы сложились в основном после окончания второй мировой войны и ожесточённого противостояния двух социально-экономических и политических систем: лагеря капитализма и социализма6. Как известно, в этих условиях система регулирования мирохозяйственных процессов подчинялась задаче обеспечения баланса сил, созданию реальных предпосылок равновесного противостояния двух полюсов мировой экономики, и их важную роль в системе регулирования ми-
рохозяйственных процессов играют международные организации7.
Чтобы в полной мере исследовать механизмы деятельности и влияния международных организаций на формирование ЕИП, на наш взгляд, представляется целесообразным в первую очередь обратиться к исследованию деятельности межправительственных организаций, несущих в себе саму суть устроения современного общества.
Итак, напомним, термин "международные организации"употребляется, как правило, применительно к международным межправительственным и неправительственным организациям, несмотря на то, что их юридическая природа различна. Для межгосударственных организаций характерны такие признаки, как членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянные органы, уважение суверенитета государств-членов. Исходя из этих признаков, замечаем, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учреждённое на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Подтверждение нашим выводам находим у И.И. Лукашука, который, определяя понятие международной организации, говорит, что это организация, учреждённая договором государств-членов, придавших ей статус международной организации8.
В отличие от межправительственных главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических или юридических лиц.
Для классификации международных организаций применяются различные критерии. Так, по характеру членства они также подразделяются на межгосударственные и неправительственные.В свою очередь, по кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН и её специализированные учреждения), и региональные, членами которых
могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции9.
Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (Всемирный почтовый союз, Международная организация журналистов, Международная журналистская федерация) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные, профессиональные.
Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, над-государственные организации. К межгосударственным относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества, а их решения адресуются государствам-членам.
Целью надгосударственных организаций является интеграция, которая представляет особый интерес для нашего исследования, а решения распространяются непосредственно на граждан и юридических лиц государств-членов. В этом смысле некоторые элементы надгосудар-ственности присущи, например, Европейскому Союзу (далее ЕС), однако большинство организаций являются именно межгосударственными, т.е. они не обладают надгосударственной властью, а их члены не передают им своих властных полномочий. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств10. Добавим, что все без исключения международные организации являются субъектами международного права.
Наиболее известными международными организациями общей компетенции являются ООН и "Большая Восьмёрка" - 0811.
Среди специализированных межправительственных и неправительственных
организаций, осуществляющих свою деятельность в области ИКТ, назовём ЮНЕСКО, Международный союз электросвязи, Всемирный альянс информационных технологий и услуг - VITSA и т. д.
Приоритетное место в системе международных организаций по праву принадлежит ООН, созданной в октябре 1945 года и в настоящее время насчитывающей более 190 стран-членов. Основные принципы, согласно которым ООН исполняет свои функции, - это обеспечение суверенного равенства всех членов; добросовестность исполнения принятых на себя согласно Уставу обязательств; разрешение споров мирными средствами и воздержание от использования силовых методов как против территориальной неприкосновенности или политической независимости, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН; невмешательство в дела, находящиеся в компетенции внутреннего ведения государства (за исключением применения принудительных мер в случае угрозы миру, актов агрессии и т.п.); обеспечение условий поведения других государств - не членов ООН на тех же принципах в целях обеспечения международного мира и безопасности12.
Кроме 6 главных органов, учрежденных Уставом ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат) в системе ООН существует ряд специализированных учреждений, членами которых является большинство государств-членов ООН. Все организации системы ООН занимаются решением вопросов, соответствующих их специализации, в том числе связанных с Интернетом и ИКТ.
Несмотря на свой "солидный возраст", ООН как межправительственная международная организация, по мнению большинства политологов, соответствует требованиям времени, и начиная с принятия 22 июля 2000 г. лидерами стран "Большой Восьмерки" Окинавской хартии глобального информационного общества все аспекты его развития, в том числе и формирование ЕИП, не остаются без внимания ООН. Под её эгидой проводятся между-
народные саммиты (Саммит средств массовой информации стран Азии), конференции, семинары, "круглые столы" по проблемам формирования информационного общества и ЕИП13.
Стало традицией, что к представителям стран-членов Организации Объединённых Наций Генеральный секретарь ООН ежегодно обращается с посланиями. Тема каждого из них - актуальная проблема современного мира и поиск путей её решения на международном уровне14. В качестве примеров, характеризующих заинтересованность ООН в решении проблем формирования информационного общества и ЕИП, можно привести выступления Генерального секретаря ООН Кофи Аннана на Саммите по информационному обществу, на заседании "круглого стола" "Ответственность в век информации", состоявшемся в Женеве в декабре 2003 г., и другие мероприятия и международные проекты, реализуемые под эгидой этой международной организации.
ИКТ - одно из четырех приоритетных направлений деятельности международной организации ЮНЕСКО, которой принадлежит особая роль в процессе формирования информационного общества. Особое внимание, на наш взгляд, привлекает Международная программа развития коммуникаций (далее МПРК), принятая на XXI сессии ЮНЕСКО ещё в 1980 г. Программа МПРК является составляющей общей программы ООН по формированию и развитию глобального информационного пространства и предусматривает оказание помощи развивающимся странам и странам "третьего мира" в разработке и осуществлении планов информатизации, создание инфраструктур различных видов коммуникаций с целью социального и культурного развития, а также принятие мер для преодоления политических, экономических, технико-технологических проблем, которые мешают свободному и сбалансированному обмену информацией, содействие заключению соглашений о сотрудничестве в этой области15. В наибольшей степени это выражается в обмене опытом в рамках теоретических и социологических исследований, международных научных конференций.
Начиная с 1995 г. МПРК постоянно обсуждается и дополняется на всех сессиях ЮНЕСКО: 28-я сессия - выработка программы "Новая стратегия" (предусматривает развитие международного сотрудничества в области научной и технической информации, библиотечного и архивного дела для более широкого доступа к знаниям); на 29-й сессии (1997 г.) принята программа "Коммуникация, информация и информатика", в которой речь идёт о свободном распространении информации, доступе к новым информационно-коммуникационным технологиям, развитии СМИ, интересы которых лежат в сфере образования и культуры. Так, на сессии ЮНЕСКО обсуждалась проблема неравноправного обмена информацией через Интернет. Например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе вопросы развития глобального информационного общества находятся в ведении Азиатско-Тихоокеанского экономического союза (АТЭС). Его рабочая группа по коммуникациям была озабочена проблемами "электронной коммерции"... И вопрос был вынесен на рассмотрение сессии ЮНЕСКО.
Генеральному директору ЮНЕСКО Ко-итиро Мацууре принадлежат слова, которые стали основой многих международных проектов: "Пока оружие используется, чтобы заткнуть рот журналистам, не может быть никакой реальной свободы выражения мнений". ЮНЕСКО неизменно остаётся гарантом свободы слова в мире масс-медиа как демократического завоевания современного общества и основы информационного общества и ЕИП. ЮНЕСКО является учредителем Всемирной премии за свободу печати, которая вручается на международных конференциях, где профессионалы масс-медиа разных стран мира и международных организаций по правам человека отстаивают свободу прессы перед лицом глобальных угроз, в том числе и терроризма.
Всемирная премия за вклад в дело свободы печати учреждена в 1997 г. в память о погибшем колумбийском журналисте Гиль-ермо Кано. Премия присуждается из Фонда, который носит его имя, за содействие свободе печати, особенно если деятель-
ность журналиста связана с риском. Церемония вручения премии происходит ежегодно в рамках проведения мероприятий Всемирного дня свободы печати16.
Среди 12 лауреатов премии Г. Кано есть и российская журналистка Анна Политковская. "Её преданность профессии, смелость в поиске истины являются примером для журналистики как в России, так и во всем мире", - считают эксперты ЮНЕСКО.
Лауреатами премии свободы слова не раз становились журналисты из Китая, Кубы, Израиля, Зимбабве, Мьянмы, Сирии, Мексики, Нигерии.
В 2007 году лауреатом премии свободы прессы назван ливанский антисирийский журналист Мэй Шидиак, получивший тяжелые ранения в результате теракта. В 2008 году лауреатом Всемирной премии ЮНЕСКО за вклад в дело свободы печати стала репортер ежедневной газеты "Голос Карибов" (Мексика) Лидия Качо Рибейро, удостоенная почетной премии за мужество, с которым она расследовала факты коррупции, организованной преступности и домашнего насилия, невзирая на угрозы жизни и преследования полиции. Она вела журналистские расследования и освещала причастность бизнесменов и политиков к детской порнографии и проституции17.
Ежегодный мировой рейтинг свободы слова проводится под эгидой ЮНЕСКО по 50-ти критериям, и на русском языке с его итогами можно ознакомиться в журнале "Россия в глобальной политике". Впервые рейтинг свободы слова был осуществлён в 2002 году: тогда Россия заняла 121-е место; в 2005 г. у России - 138-е место из 167 стран. Тогда Украина оказалась на 22 позиции выше, чем наша страна.
В 2007 году рейтинг РФ стал ещё ниже - 144-е место. Таким образом, по оценке экспертов ЮНЕСКО, ситуация со свободой слова в России за последние годы ухудшилась18.
Как одно из важных для формирования ЕИП направлений деятельности ЮНЕСКО следует отметить сохранение культурного наследия человечества на цифровых носителях (дигитализация). Решение об этом принято Генеральной конференцией ЮНЕСКО и нашло своё отражение в
Хартии "О сохранении цифрового насле-дия"19. На конференции также принят ряд принципиально важных документов, касающихся дальнейшего развития глобального информационного пространства, в том числе Рекомендация "О развитии и использовании многоязычия и всеобщего доступа к киберпространству"20.
Конкретные результаты деятельности ЮНЕСКО по вопросу дигитализации культурного наследия человечества очевидны уже сегодня. Так, в рамках международного проекта "Европеана", исполнителем которого стали Нидерланды, началась оцифровка книг, находящихся в фондах Голландской национальной библиотеки, произведений искусства, составляющих коллекции всемирно известных европейских музеев. В рамках проекта будут также оцифрованы фонды Российской государственной библиотеки (РГБ).
По сообщению российского медиа-холдинга "Истоки", в настоящее время оцифровано около 500 тысяч экземпляров раритетных изданий. К 2100 году дигитализации будет подвергнуто до 10 млн. книг и произведений искусства, которые составляют гордость Европейского континента и человеческой цивилизации.
В международном проекте дигитализации участвует также поисковая Интернет-система Ооод!е - она занимается созданием мировой научной библиотеки на цифровых носителях. Оцифровка началась с изданий американских авторов, в дальнейшем её пройдут и исследования наиболее авторитетных учёных других континентов, в том числе России.
В настоящее время проект ведётся на трёх языках - английском, немецком и французском, но через несколько лет он станет полиязычным и "заговорит" на 20 языках.
Научный интерес для нашего исследования представляют также тематические дебаты "ЮНЕСКО перед лицом глобализации" на сессии Исполнительного совета организации в Париже; семинар по проблемам независимых и плюралистических СМИ в Хорватии (Загреб); совместное Обращение ООН, ЮНЕСКО и Верховного Комиссариата ООН по правам человека по случаю Всемирного дня свободы печати -
каждый документ отражает поступательные шаги мировой журналистики в ЕИП21.
Мировые технические стандарты для передачи информации по новым каналам связи разрабатывает Международный союз электросвязи, деятельность которого способствует дальнейшему развитию информационно-коммуникационных технологий, необходимых для формирования ЕИП.
Разработку юридических норм в области электронной коммерции ведёт Комиссия ООН по вопросам права международной торговли.
На наш взгляд, следует отметить заслуги перед ЕИП Международной межправительственной организации"Всемирный почтовый союз" - ВПС, который образован почти полтора века назад (1874 г.) и с 1947 г. является специализированным учреждением ООН. Россия была одним из его учредителей.
В Союз входят более 190 стран-членов, он служит главным механизмом сотрудничества между почтовыми службами, даёт рекомендации, выступает посредником, оказывает техническую помощь. Главная миссия ВПС - содействие и развитие связи между жителями планеты. Таким образом, в результате своей многолетней деятельности ВПС создал предпосылки, необходимые для формирования глобального информационного пространства -пространство почтовой связи и содействует формированию ЕИП, увеличивая объёмы почтовых отправлений (в том числе газет, журналов и другой печатной продукции СМИ) за счёт внедрения новых почтовых услуг.
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) была создана на основании Конвенции, принятой на состоявшейся в 1967 г. в Стокгольме дипломатической конференции государств - членов Парижского союза по охране промышленной собственности, Бернского союза по охране произведений литературы и искусства и других специальных союзов. ВОИС провозгласила своей задачей поощрение творческой деятельности человека, содействие охране интеллектуальной собственности во всём мире, модернизацию и повышение эффективно-
сти деятельности отдельных международных организаций и союзов как в области промышленной, так и в области охраны произведений литературы и искусства. Деятельность ВОИС распространяется на все виды интеллектуальной собственности, в том числе права на художественные, научные и литературные произведения, к которым относится творчество журналистов.
В связи с тем, что интеллектуальная собственность - важный инструмент экономического, социального и культурного развития всех стран, стремящихся к вступлению в единое информационное пространство, ВОИС всемерно содействует эффективному использованию и охране интеллектуальной собственности, являющейся основным источником богатства в информационном обществе.
Одной из самых "молодых" МПО является Всемирный альянс информационных технологий и услуг - VITSA, регулирующий отношения между странами-участницами в области информационно-коммуникативных технологий.
Также стоит отметить и такой факт, что в силу экономических, политических, культурных, национальных, конфессионных традиций в эпоху формирования глобального информационного пространства важную роль играют МПО - региональные и межрегиональные международные организации. Так, в рамках деятельности Организации африканского единства (ОАЕ) реализуется возрастающий интерес государств Африканского континента к возможностям информационных технологий, применяемых сегодня в наиболее развитых странах мира. Без решения вопросов, которые рассматривает и решает ОАЕ -развитие информационно-технической базы и компьютерной грамотности населения и другие, - "включение" информационного пространства Африки как континента в мировое информационное пространство невозможно.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе вопросами развития глобального информационного общества занимается Азиатско-Тихоокеанский экономический союз (АТЭС), и в настоящее время его рабочая
группа по коммуникациям крайне озабочена проблемами электронной коммерции.
Итак, межправительственных организаций, заинтересованных в формировании ЕИП и курирующих деятельность мирового медиа-сообщества в настоящее время, на первый взгляд, вполне достаточно, однако наряду с ними возникают международные неправительственные организации, деятельность которых также связана с проблемами ИКТ, масс-медиа и журналистов в глобализующемся мире.
Чтобы глубже изучить и осмыслить причины их возникновения и сферы деятельности, обратимся к мнению учёных. Так, В.В. Перская полагает, что деятельность ООН страдает рядом исторических "анахронизмов"22. Среди них названо "право вето" у стран-победителей второй мировой войны и Китая - как государства с самым многочисленным народонаселением. По мнению автора, не следует упускать из виду и огромную роль фактора финансирования деятельности ООН, который фактически определяет уровень влияния государства на деятельность международной организации и направленность принимаемых ею решений. Так, на долю США приходится 25% всех финансовых поступлений, которые идут на содержание ООН; вторым "финансистом" ООН является Япония - её "вливания" составляют около 20%. Значительно меньшая доля в финансировании ООН принадлежит Германии - 9,8%, Франции - 6,5%, Великобритании - 5,1%, Испании - 2,6%; доля остальных стран-членов ООН составляет 25,7% финансирования - практически столько же, сколько поступает из США23.
Приведённые факты позволяют говорить о том, что масс-медиа большинства стран-членов ООН, которые находятся в неравных финансовых "весовых категориях" с США и Японией, не так просто стать полноправными участниками как международных проектов ООН, так и глобального информационного пространства. По мнению В.В. Перской, одна из основных причин - недостаточное экономическое развитие и, соответственно, развитие ИКТ24.
И это лишь одна из причин, в связи с которой возникает необходимость созда-
ния неправительственных международных организаций (МНПО), деятельность которых позиционируется в области ИКТ, масс-медиа, журналистики и работников СМИ. Кроме развития партнёрских отношений в различных областях и сферах масс-медиа, сотрудничества и содействия, МНПО гарантируют всем своим участникам равные права, независимые от экономического и политического статуса в мировом сообществе25.
Перед ними стоят и такие задачи, как гарантированное право доступа к глобальной информационной структуре каждого государства и каждого гражданина, недопущение дальнейшего разделения общества на тех, кто этим доступом обладает, и тех, кому он недоступен, а также политическая, экономическая и юридическая защита масс-медиа и их сотрудников перед лицом глобальных угроз, в том числе и терроризма.
1 Bell D. The Coming of Postindustrial Society. A venture in Social Forecasting. N.Y, Basic Books, Inc., 1973.
2 Нисневич Ю.А. Доклад на VII международной конференции "Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития". Москва: ИНИОН РАН, декабрь 2006.
3 McQual, D. & Windhal, S. Communication Models for the Study of Mass Communication. 2nd Edition. Longman, 1993. P. 146 - 147.
4 Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации. Искушение свободой. М.: МГУ, 2007. С. 52.
5 Пузакова Е. Международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: "МарТ", 2000. С. 290.
6 Смирнов П.С., Хребтов В.А. Россия на пути в ВТО // Политические исследования. 2007. № 3. С. 25.
7 Перская В.В. Глобализация и государство. Изд-е второе. М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 22-23.
8 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М.: Вольтере Клувер, 2005. С. 159.
9 Цыганов П.А., Дробот Г.А., Слива А.И., Фельдман Д.М., Хлопов О.А. Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие / Под ред. П.А. Цыганова. М.: Альфа-М, 2004. С. 102-103.
10 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М.: Вольтерс Клувер, 2005. С. 94.
11 www.un.org/russian.htm.
12 www.un.org/russian.htm. Самассеку Адама. Всемирный саммит по информационному обществу: Возникновение многостороннего партнёрства для созидания нового мира // Информационное общество. 2005. № 3. С. 6-8.
13 Самассеку Адама. Всемирный саммит по информационному обществу: Возникновение многостороннего партнёрства для созидания нового мира // Информационное общество. 2005. № 3. С. 6-8.
14 Курносов И.Н. Деятельность целевой группы ООН по информационно-коммуникационным технологиям и её Региональной сети для Европы и Центральной Азии // Информационное общество. 2005. № 3. С. 33-35.
15 http://www.rambler.ru/news/0/0/10055957. html.
16 http://www.rambler.ru/news/0/0/10055957. html.
17 http://www.rambler.ru/news/0/0/10055957. html.
18 http://www.rambler.ru/news/0/0/10055957. html.
19 Хартия "О сохранении цифрового наследия": http://www.minervaplus.ru/docums/ digit.htm.
20 Рекомендация "О развитии и использовании многоязычия и всеобщего доступа к ки-берпространству": http://www.minervaplus. ru/ docums/multcybr.htm.
21 http://www.rambler.ru/news/0/0/10055957. html.
22 Перская В.В. Глобализация и государство. Изд-е второе. М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 22-23.
23 Там же.
24 Перская В.В. Глобализация и государство. Изд-е второе. М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 22-23.
25 Стиглиц Д. Глобализация. Тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003. С. 31.