Научная статья на тему 'Проблема цифрового разрыва и международные инициативы по ее преодолению'

Проблема цифрового разрыва и международные инициативы по ее преодолению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5922
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ICT / INFORMATIONAL SOCIETY / LEARNING SOCIETY / DIGITAL DIVIDE / SOCIAL DIFFERENTIATION / SOCIAL INEQUALITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перфильева Ольга Владимировна

Распространение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), несмотря на очевидные преимущества, является причиной ряда негативных последствий для развития социально-экономической и культурной сфер. Как движущая сила развития, с одной стороны, с другой ИКТ оказываются источником экономической дифференциации стран. Открывая возможности экономического роста для развивающихся стран и дальнейшего наращивания потенциала для развитых, ИКТ лишь увеличивают существовавший между ними разрыв, преодолеть который в короткие сроки в условиях глобализации не представляется возможным. Рассматривая проблему цифрового развития как глобальное явление, статья обращается к анализу национальных и международных аспектов его возникновения и усугубления и оценке роли международных институтов и организаций в его преодолении на основе эффективных механизмов международного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Getting over Digital Divide: the international organizations contribution

Although obvious advantages, the new ICT on-going significant diffusion causes a number of consequences negative for the socio-economic and cultural development within different countries and beyond. Being a strong impetus for the future progress development on the one hand, the ICT stipulate the economic differentiation of the counties on the other. Providing the capabilities for economic development and growth for developing countries and further strengthening the power of those who are economically strong and progressive the ICT just increasing and deepening the gap existing between them. To overcome this gap, to make it less sharp in the context of globalization is the long-term task not only for national governments but also for the international organizations and institutions. Paper highlights the international organizations experience on the digital divide reduction on the basis of effective instruments of international cooperation.

Текст научной работы на тему «Проблема цифрового разрыва и международные инициативы по ее преодолению»

ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОГО РАЗРЫВА

И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЮ

О.В. Перфильева*

Интенсивное развитие и распространение информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) привнесли в процесс развития современных обществ немало преимуществ, обеспечив более развитым странам возможность закрепить свои и без того сильные позиции в мировом геополитическом пространстве, а менее развитым странам - преодолеть в своем развитии сразу несколько промежуточных стадий. В то же время, несмотря на очевидные преимущества, развитие и распространение ИКТ ведут к ряду негативных последствий в социально-экономической и культурной сферах. Выступая движущей силой развития, ИКТ оказываются источником глубокой дифференциации стран по уровню экономического развития. Открывая возможности экономического роста для развивающихся стран и дальнейшего наращивания потенциала для развитых, ИКТ лишь увеличивают существовавший между ними разрыв, преодолеть который в короткие сроки в условиях глобализации не представляется возможным.

Межстрановой разрыв в экономическом развитии усугубляется усилением процессов социальной изоляции и маргинализации, «выключением» целых наций из процесса производства и использования информации как обязательного условия современного конкурентоспособного существования. Интенсификация подобных процессов происходит как внутри одной страны, так и между странами, что позволяет говорить о глобальном характере проблемы цифрового разрыва, требующей для своего разрешения выработки эффективных механизмов международного взаимодействия.

Цифровой разрыв (Digital divide) - понятие, в последнее время получившее широкое распространение в связи с возросшим значением новых информационно-коммуникационных технологий, усилением процессов глобализации, становлением информационного общества и переходом к глобальной экономике,

основанной на знаниях. Появление нового понятия связано не только с необходимостью обозначения некоторого нового явления, но и с потребностью объяснить изменения, происходящие в окружающей действительности и носящие международный характер. Появление термина "digital divide" сопровождается в международных научных и экспертных кругах полемикой вокруг его контекстуального использования, что в свою очередь осложняет выработку четкого и всеобъемлющего определения данного термина. Подобная полемичность, тем не менее, закономерна, поскольку характеризует трудоемкий и сложный процесс производства знания, в том числе и научного. Так, в международных научных кругах до сих пор идут споры вокруг определения понятия «информационное общество», и каждая сформировавшаяся на этом фоне научная школа доказывает правильность именно своего подхода к определению данного понятия. Кто знает, может быть, в ближайшем будущем это произойдет и с рассматриваемым нами термином?

Английскому термину "digital divide" или "digital gap" в русском языке соответствуют такие понятия, как «цифровой барьер», «цифровое неравенство», «цифровое разделение», «цифровой разрыв», «цифровой дисбаланс», а также «информационная изоляция» и «информационное неравенство». Несмотря на то, что использование того или иного понятия, эквивалентного терминам "digital divide" или "digital gap", контекстуально обусловлено, каждый из них описывает и обозначает одно явление (или один процесс), а именно ограниченный доступ/ограничение доступа к современным средствам коммуникации и информации. Согласно наиболее распространенному определению, "digital divide" рассматривается как «разрыв между теми, кто располагает регулярным и эффективным доступом к современным информационно-коммуникационным технологиям, и теми, кто подобным доступом не располагает»1.

В более широком контексте социальных отношений понятие "digital divide" может быть рассмотрено как один из факторов, влияющих на

* В знак глубокого уважения и благодарности друзьям и коллегам по работе.

1 WikipediA. Digital divide // The Free Encyclopedia (http://en.wikipedia.org/wiki/Digital_divide).

усиление процессов социальной дифференциации, и соответствует термину «цифровое неравенство».

В настоящее время современные общества наряду с экономическим, социальным и культурным неравенством испытывают неравенство, связанное с неравномерным распределением информации и современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Среда распространения цифрового неравенства формируется под воздействием развития информационного общества как новой формы организации социально-экономического пространства. Не так давно главными критериями экономической, а соответственно, и социальной дифференциации выступали материальная собственность и финансовый капитал, определяющие характер национальной экономической и социальной структуры. Переход от промышленного производства к производству наукоемких технологий и развитие сферы услуг постепенно трансформировали привычное понимание экономического и социального капитала. Уже в середине XX в. мировое научное сообщество начинает говорить о приоритете информации как формы социального капитала перед остальными формами капитала. Обладание знанием и информацией становится ценностью, а значит, и новым критерием, дифференцирующим общество (а также общества разных стран) на социальные группы и слои, неравные между собой. Несмотря на различные подходы к определению происхождения информационного общества как новой формы общественной организации, М. Кастельс, Д. Белл и многие другие сторонники концепций постиндустриального общества сходятся во мнении, что так называемая «информатизация» современного общества должна, может и уже приводит к определенным социальным изменениям2. Это дает основание рассматривать цифровое неравенство, с одной стороны, как результат определенных социальных изменений, а с другой - как один из факторов социальной дифференциации.

Цифровое неравенство так же, как, например, неравенство социальное, формируется на основании неравномерного распределения определенных социальных благ, доступ к которым ограничен. Цифровое неравенство в обществе выражается в ограниченном доступе к информации, а также в неравномерном раз-

витии соответствующей инфраструктуры, под которой, в том числе, понимается обеспечение свободного, беспрепятственного доступа к информационным ресурсам.

Проблема усиления цифрового разрыва на страновом и межстрановом уровнях в силу значимости своих последствий для социального и экономического развития уже более десяти лет разрабатывается ведущими международными организациями и институтами, которые придерживаются целей глобального развития и способствуют формированию общества знаний.

Согласно мировой практике преодоления глобального цифрового разрыва, эффективность и действенность результатов политических усилий и предпринимаемых мер может быть достигнута посредством тесного сотрудничества и объединения усилий всех заинтересованных сторон, включая органы власти, международные организации, институты гражданского общества, общественность и частный сектор экономики.

В своей деятельности по сокращению цифрового разрыва международные организации и институты учитывают принцип свободы информации, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми способами и независимо от государственных границ»3, а также придерживаются положений ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности, и при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе»4.

2 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект-Пресс, 2004.

3 Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. Ст. 19 (http://www.un.org/russian/documen/declarat/

declhr.htm).

4 Там же. Ст. 29.

Рассмотрим ряд инициатив, направленных на преодоление существующего цифрового разрыва как внутри стран, так и между странами, обратившись к практикам некоторых ведущих международных организаций и институтов (ООН, «Группа восьми», ОЭСР).

Как было отмечено, проблема преодоления цифрового неравенства является одним из приоритетных направлений деятельности многих международных организаций и институтов. Особенности функционирования каждого из них определяют используемые ими методы, механизмы и подходы к решению проблем преодоления информационного неравенства в современном мире. Однако все институты так или иначе рассматривают проблему «цифрового неравенства» как глобальную, требующую для своего решения консолидации усилий различных стран и их объединений.

Комплексное решение проблем цифрового разрыва при широком представительстве и максимальном учете мнений и интересов всех стран мира обеспечивает Организация Объединенных Наций.

В преддверии Тунисского раунда Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества 2005 г., занимавший в то время пост Генерального секретаря ООН Кофи Аннан в своем докладе «К вопросу о цифровом разрыве», признавая роль новых информационно-коммуникационных технологий в глобальном развитии, указал на увеличение межстранового разрыва в уровне доступа и использования современных ИКТ, исключающего из глобальных экономических процессов страны, не достигшие в своем развитии уровня высокоразвитых промышленных стран. Преодоление цифрового разрыва посредством справедливого распределения и беспрепятственного доступа к ИКТ, по мнению Кофи Ан-нана, позволит развивающимся странам достичь современного уровня развития не только в самые быстрые сроки, но и безболезненно, избежав трудностей «переходного периода». Обращаясь к участникам Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, Кофи Аннан призвал ведущих производителей современных наукоемких и информационно-коммуникационных техноло-

гий расширить горизонт своей деятельности, сосредоточив усилия на оказании помощи развивающимся странам в их инновационном развитии. Эффективность и устойчивость новой экономической модели (экономики, основанной на знаниях), по словам бывшего генерального секретаря ООН, возможны лишь при всемирном распространении ее принципов, максимальном удовлетворении потребностей человечества в коммуникации и информации и всеобщей заинтересованности стран в достижении Целей тысячелетия5 при соблюдении Всеобщей декларации прав человека.

Серьезный вклад в решение проблем цифрового разрыва на международном уровне вносит Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Инициатива проведения встречи принадлежит Комитету по информации ООН, действующему в соответствии с глобальными задачами повестки дня ООН, в числе которых - развитие и глобальное распространение информационных технологий.

К настоящему времени состоялись два этапа Всемирной встречи по вопросам информационного общества, завершившиеся международными конференциями в Женеве (декабрь 2003 г.) и Тунисе (ноябрь 2005 г.). Историческое значение для претворения в жизнь цели создания открытого для всех информационного общества имел женевский этап встречи6, в работе которого приняли участие делегации высокого уровня почти 200 стран, в том числе 50 глав государств и правительств. Итогом этапа стало принятие Декларации принципов и Плана действий по обеспечению развития информационного общества в глобальной перспективе.

В Декларации принципов «Построение информационного общества - глобальная задача нового тысячелетия»7, заложившей фундамент зарождающегося информационного общества, нашли отражение общая концепция информационного общества и его основные принципы.

Согласно принятой Декларации, наряду с развитием и наращиванием человеческого потенциала, повышением доверия и безопасности при использовании ИКТ, созданием на

5 Цели в области развития Декларации тысячелетия ООН (http://www.un.org/russian/goals/).

6 Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женевский этап (http:// www.un.org/russian/conferen/wsis/geneva.htm).

7 Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии». 12 декабря 2003 г (http://www.un.org/russian/conferen/wsis/dec.pdf).

всех уровнях благоприятной среды, разработкой приложений ИКТ и расширением сфер их применения, содействием культурному разнообразию и его уважением, признанием роли средств массовой информации и этических аспектов информационного общества при поощрении регионального и международного сотрудничества, одним из необходимых элементов открытого для всех информационного общества должно стать обеспечение свободного и равного доступа к информации, идеям и знаниям.

Неравномерное распределение результатов научно-технического прогресса между развитыми и развивающимися странами, а также внутри стран, влияющее на углубление межстранового и внутристранового цифрового неравенства, побудило страны, поддержавшие Декларацию, начать работу по «превращению разрыва в цифровых технологиях в цифровые возможности для всех, прежде всего, для тех, кому грозят отставание и дальнейшая маргинализация»8. Первым шагом в направлении сокращения цифрового разрыва внутри и между странами стал план практических шагов по обеспечению равного и открытого доступа к информации и знаниям, содержащийся в Плане действий9, одобренном вслед за Декларацией принципов на ВВУИО в Женеве.

В соответствии с задачами Плана действий по построению открытого информационного общества, в число которых входит и «обеспечение доступа к ИКТ в пределах досягаемости более чем для половины населения планеты», все страны, поддержавшие Декларацию принципов, согласились:

• Разрабатывать политические руководящие принципы для развития и популяризации информации, являющейся публичным достоянием, как важный международный инструмент содействия доступу населения к информации.

• Призывать органы государственного управления к обеспечению посредством различных ресурсов связи, в первую очередь Интернет, надлежащего доступа к официальной информации, являющейся публичным достоянием. Поощрять разработку законодательства относительно доступа к информации и

сохранения являющихся публичным достоянием данных, особенно в области новых технологий.

• Поддерживать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, с тем чтобы содействовать доступности ИКТ для всех, в том числе для находящихся в неблагоприятных условиях маргинализированных и уязвимых групп населения.

• Призывать органы государственного управления и другие заинтересованные стороны к созданию устойчиво функционирующих многоцелевых публичных пунктов коллективного доступа, предоставляющих гражданам по приемлемым ценам или бесплатно доступ к различным ресурсам связи, в первую очередь Интернет, при соблюдении прав интеллектуальной собственности (ПИС) и поощрении использования информации и обмена знаниями.

• Поощрять исследования и содействовать осведомленности всех заинтересованных сторон о возможностях, предоставляемых различными моделями программного обеспечения, и о средствах его создания, включая программное обеспечение, разрабатываемое отдельными компаниями, с тем чтобы расширить конкуренцию, разнообразие выбора и повысить ценовую приемлемость.

• Активно содействовать применению гражданами своих стран и местными органами власти ИКТ в качестве основного рабочего инструмента.

• Поощрять исследования по вопросам информационного общества, в том числе по инновационным формам создания сетей, адаптации инфраструктуры ИКТ, инструментов и приложений на базе ИКТ, содействующим доступности ИКТ для всех, в частности, для групп населения, находящихся в неблагоприятном положении.

• Поддерживать создание и развитие публичной библиотечной и архивной цифровой службы, адаптированной к информационному обществу, способ-

8 Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии». 12 декабря 2003 г. (http://www.un.org/russian/conferen/wsis/dec.pdf).

9 Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева. 2003. План действий (http://www.minsvyaz.ru/site.shtml?id=2078).

ствуя сотрудничеству библиотек на всемирном уровне.

• Поощрять инициативы по содействию свободному и приемлемому в ценовом отношении доступу к не являющимся секретными журналам, книгам и открытым архивам научной информации.

• Поддерживать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области проектирования полезных инструментов для всех заинтересованных сторон с целью повышения осведомленности, проведения анализа и оценки различных моделей программного обеспечения и соответствующего лицензирования, с тем чтобы обеспечить оптимальный выбор надлежащего программного обеспечения, которое бы наилучшим образом способствовало достижению целей развития в местных условиях.

Страны, поддержавшие Декларацию принципов, договорились о реализации Женевского плана действий на национальном, региональном и международном уровнях в рамках целостного и согласованного подхода, предусматривающего участие всех заинтересованных сторон в рамках партнерских отношений.

В ходе реализации Женевского плана действий обнаружились серьезные проблемы в преодолении межстранового и внутристра-нового цифрового разрыва, связанные, прежде всего, с отсутствием устойчивых инвестиций в развитие инфраструктуры и соответствующих услуг на базе ИКТ, а также необходимого потенциала передачи технологий и знаний о них в долгосрочной перспективе. В связи с этим центральным пунктом повестки дня Тунисского этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, прошедшего в ноябре 2005 г., оказались вопросы, связанные с совершенствованием механизмов финансирования в области ИКТ в целях развития и сокращения цифрового разрыва между передовыми и отстающими странами, решения по которым нашли отражение в Тунисской программе для информационного общества10.

Целевая группа по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) также

представляющая инициативу ООН, была создана в 2000 г. на основе решения межправительственного органа ООН с целью способствовать преодолению цифрового разрыва и развитию цифровых возможностей на глобальном уровне и реализации принятых на международном уровне целей и задач развития, в том числе содержащихся в Декларации тысячелетия. В состав Целевой группы по ИКТ вошли представители правительств, гражданского общества (включая частный сектор, некоммерческие и неправительственные организации и академические круги), организации системы ООН. Все члены Целевой группы по ИКТ располагают равными правами при принятии решений. В число основных задач Целевой группы, помимо содействия в развитии наименее развитым странам, также входит задача развития глобального сообщества на основе сетевого взаимодействия и сотрудничества с различными международными организациями и институтами (например, «Группой восьми»)11.

Стремительное технологическое развитие расширяет возможности распространения информации. Однако усиливающаяся технологическая конвергенция различных видов, источников и способов передачи информации не предполагает и не обеспечивает встречный процесс сближения разнообразных этических, культурных и социальных ценностей, наличествующих в современном мире. В складывающихся таким образом условиях многие развивающиеся страны не получают возможности полноценного участия в жизни глобального общества и эффективного использования информации.

Осознавая необходимость сокращения усиливающегося разрыва между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами и поддерживая инициативы других международных организаций, в 2000 г. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО начала новую программу «Информация для всех», объединившую две крупные программы ЮНЕСКО предыдущего десятилетия: «Общую программу по информации» и «Межправительственную программу по информатике».

Программа «Информация для всех» призвана «содействовать созданию возможнос-

10 Тунисская программа для информационного общества. 15 ноября 2005 г. (http://www.minsvyaz.ru/upload/ docsZ20051202113847.pdf).

11 Более подробно о Целевой группе по ИКТ ООН см.: http://www.un.org/russian/esa/ict/facts.htm

тей для «образования для всех», «свободного обмена мыслями и знаниями», а также «расширения связи между... народами»12 в тесном сотрудничестве с учреждениями и органами ООН, другими межправительственными и неправительственными организациями и частным сектором, создавая основу для международных дискуссий и выработки политики по сохранению информации и обеспечению всеобщего доступа к ней.

В программу «Информация для всех» в настоящее время входит пять приоритетных областей:

• разработка международной, региональной и национальной политики в области информации;

• развитие человеческого капитала и укрепление потенциала в эпоху информации;

• укрепление учреждений, обеспечивающих доступ к информации;

• создание средств и систем обработки и управления информацией;

• развитие информационных технологий для целей образования, науки, культуры и коммуникации.

Реализация приоритетных направлений осуществляется в соответствии с ключевыми целями программы, предполагающими: достижение лучшего понимания этических, правовых и социальных последствий ИКТ; совершенствование доступа к информации, являющейся общественным достоянием, и непосредственное сохранение информации для построения и развития информационного общества для всех.

Инициатива по обеспечению всеобщего доступа к информации подтверждает высокую приверженность ЮНЕСКО принципам уважения прав человека и так же, как и вся деятельность ЮНЕСКО, призвана улучшить качество жизни людей во всем мире.

Сокращение глобального цифрового разрыва также входит в число приоритетов повестки дня саммитов «Группы восьми». Вопросы цифрового неравенства поддерживаются главами стран-членов «Группы восьми» и признаются чрезвычайно актуальными в современных условиях глобального развития.

В период председательства в «Группе восьми» в 2000 г. Япония выбрала развитие информационно-коммуникационных технологий в качестве одного из приоритетных направлений международного сотрудничества. Тогда же вопрос о необходимости развития ИКТ и обеспечения более открытого доступа к ним в контексте мировых глобализационных процессов впервые был рассмотрен в рамках саммита стран-членов «Группы восьми» на Окинаве.

Осознавая историчность и значимость саммита, состоявшегося на рубеже столетий, страны-члены «Группы восьми» высказали серьезное намерение противостоять вызовам, сопровождающим новый этап развития цивилизации, и преодолевать трудности усиливающихся глобализационных процессов во взаимодействии друг с другом и в партнерских отношениях со странами, не входящими в «Группу восьми», международными организациями, гражданским обществом, частным сектором и НПО.

В соответствии с обозначенными намерениями, в ходе саммита на Окинаве был принят ряд официальных документов, содержащих заявления «Группы восьми» относительно развития и повсеместного распространения современных информационных технологий. К ним относятся Коммюнике совещания «Группы восьми» и Хартия глобального информационного общества, определившие основные направления политики государств-членов в формировании общества знаний, преодолении глобального цифрового разрыва и обеспечении гармоничного и справедливого общемирового развития.

Согласно Коммюнике совещания «Группы восьми»13, приоритетной целью работы международного клуба, связанной с ИКТ, является обеспечение всеобщего доступа к возможностям цифровых технологий. В поддержку поставленной цели страны-члены «Группы восьми» отметили важность совместных действий, направленных на максимальное увеличение выгод от информационных технологий и приняли на себя обязательство по реализации принципов глобального информационного общества, изложенных в Окинавской хартии.

Окинавская хартия глобального информационного общества14, призывая страны-

12 Программа «Информация для всех» (http://www.ifap.ru/).

13 Коммюнике совещания «Группы восьми». Окинава, 2000 (http://www.g8russia.ru/g8/history/ okinawa2000/5/).

14 Окинавская хартия глобального информационного общества (http://www.g8russia.ru/g8/history/ okinawa2000/4/).

члены «Группы восьми» и все заинтересованные стороны к ликвидации международного разрыва в области информации и знаний с целью социально-экономического развития, провозглашает всеобщее право доступа к информационным и коммуникационным сетям и указывает на необходимость выработки последовательной стратегии развития информационного общества.

Хартия определила ключевые составляющие стратегии обеспечения всеобщего доступа к информации и знаниям для всех, в числе которых:

• содействие установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления услуг в области коммуникаций;

• организация дополнительных возможностей доступа к коммуникациям через публичные учреждения;

• совершенствование сетевого доступа, прежде всего в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;

• выработка программ поддержки для социально уязвимых групп населения;

• развитие мобильного, беспрепятственного доступа к сети Интернет.

Важным результатом работы саммита в отношении развития информационных технологий стала договоренность стран-членов «Группы восьми» об учреждении «Целевой группы по возможностям использования цифровых технологий» (Digital Opportunity Task Force, DOT). Основные задачи Группы DOT зафиксированы в Окинавской хартии глобального информационного общества. Согласно пункту 18 Хартии, Группа ДОТ, учитывая потребности развивающихся стран, призвана:

• Активно содействовать диалогу с развивающимися странами, международными организациями и другими участниками для продвижения международного сотрудничества с целью формирования политического, нормативного и сетевого обеспечения, а также улучшения технической совместимости, расширения доступа, снижения затрат, укрепления человеческого потенциала и поощрения участия в глобальных сетях электронной торговли.

• Поощрять усилия стран «Группы восьми» в целях сотрудничества в осуществлении экспериментальных программ и проектов в области информационных технологий.

• Содействовать более тесному политическому диалогу между партнерами и работать над тем, чтобы мировая общественность была более широко осведомлена о стоящих перед ней задачах и имеющихся возможностях.

• Изучить, какой вклад вносят частный сектор экономики и другие заинтересованные группы в процесс ликвидации цифрового разрыва.

• Представить доклад по итогам работы на следующей встрече стран «Группы восьми» в Генуе в 2001 г.

Создание Группы DOT явилось стратегически важным решением, отразившим серьезные намерения ведущих мировых держав преодолеть проблемы нищеты, цифрового разрыва и маргинализации развивающихся стран за счет объединения усилий, налаживания новых форм партнерства и сотрудничества между национальными правительствами, частным сектором, некоммерческими организациями, общественностью и другими заинтересованными сторонами.

Согласно оценкам Исследовательской группы «Группы восьми» университета Торонто, саммит Г7/Г8 в 2000 г. на Окинаве оказался чрезвычайно продуктивным по количеству специфических, конкретизированных и ориентированных в будущее обязательств, которые нашли отражение в отмеченных выше официальных документах.

Всего в ходе саммита главами государств «Группы восьми» было принято 169 обязательств. Примечательно, что почти треть от общего числа принятых обязательств (54) имели отношение к сфере ИКТ и вопросам реализации Окинавской хартии глобального информационного общества. Из них 14 были направлены на оценку и измерение цифровых возможностей; 11 - на преодоление и сокращение цифрового разрыва; 7 - на разработку дальнейших совместных действий, способствующих преодолению цифрового неравенства; 6 - на формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения; 7 - на улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат; 5 обязательств касались укрепления потенциала человеческих ресурсов через лучший доступ к ИКТ; 3 обязательства затронули вопросы поддержки и поощрения участия в работе глобальных сетей электронной торговли.

Внимание, обращенное к вопросам ИКТ, и принятие Окинавской хартии глобального информационного общества на высшем уровне

позволили экспертам из Исследовательской группы «Группы восьми» университета Торонто сделать вывод, что саммит Г8 на Окинаве в значительной степени представлял собой саммит глобальных проблем развития и распространения цифровых технологий15. 11 принятых обязательств по преодолению и сокращению цифрового неравенства подтвердили глобальный характер проблем информационного неравенства.

В числе прочих для анализа эффективности саммита на Окинаве и оценки исполнения принятых обязательств в сфере ИКТ эксперты Исследовательской группы университета Торонто остановились на обязательстве, посвященном учреждению Целевой группы по возможностям использования цифровых технологий (Группа DOT):

«Мы договорились об учреждении Целевой группы по возможностям использования цифровых технологий, призванной обеспечить разработку политических рекомендаций по преодолению международного информационного неравенства и неравномерного распространения знания на глобальном уровне и доложить о результатах реализованных инициатив на нашей следующей встрече (Саммит Г8 в Генуе. - Прим. авт. статьи)»16.

Оценка исполнения данного обязательства выявила активное включение всех стран «Группы восьми», прежде всего, в информационное обеспечение деятельности группы DOT на страновом уровне. Все страны-члены Г8 по исполнению обязательства по учреждению Целевой группы DOT получили оценку «+1», что означает полное выполнение принятого обязательства17.

На протяжении всего периода до следующего саммита Г8 в Генуе страны предприняли ряд инициатив по реализации данного обязательства, среди которых: проведение многосторонних встреч, направленных на об-

суждение задач группы DOT по преодолению цифрового разрыва; организация консультаций (в том числе и он-лайн) с представителями различных заинтересованных сторон, прежде всего, бизнес-сообщества и институтов гражданского общества, и проведение тематических рабочих групп; обеспечение информационной поддержки Группы DOT через создание веб-сайтов. Специальные электронные ресурсы, посвященные деятельности Группы DOT, были созданы в России, Великобритании и Канаде18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность Группы DOT в период подготовки к следующему саммиту стран «Группы восьми» в Генуе явилась беспрецедентной по составу участников рабочей группы, количеству проведенных пленарных совещаний, неформальных консультаций, а также по количеству достигнутых реальных результатов в области развития и глобального распространения ИКТ.

Эксперты Группы DOT определили цифровой разрыв как «отражение существующего более широкого социально-экономического неравенства, выраженного в недостаточном развитии инфраструктуры, высокой стоимости доступа, несоответствующих или слабых политических режимах, неэффективности в обеспечении телекоммуникационными сетями и услугами, отсутствии информации на местном уровне, а также неравных возможностях в получении экономических и общественных благ от информационно-ёмкой деятельности»19. Такая постановка вопроса свидетельствует о понимании проблематики цифрового разрыва во взаимосвязи с процессами усиления социально-экономического и цифрового неравенства между странами и социальными группами внутри стран. «При разумном применении, - уверены эксперты, - ИКТ открывают огромные возможности для сокращения социально-экономического неравенства... и содействия тем самым достижению более широ-

15 Kokotsis E., Kirton J., Juricevic D. Commitments from the G7 Statement. Okinawa, July 21, 2000: The G7/G8 Commitments Report 2000 (http://www.g7.utoronto.ca/evaluations/2000okinawa/okinawa_commitments.html).

16 Окинавская хартия глобального информационного общества (http://www.g7.utoronto.ca/summit/ 2000okinawa/gis.htm).

17 О методологии оценки исполнения обязательств, принятых в рамках саммитов «Группы восьми», см.: Промежуточный отчет об исполнении обязательств стран-членов «Группы восьми», принятых на саммите 2005 г. в Глениглсе // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 2; Горбунова Е.М., Ларионова М.В. Эволюция проблематики образования в контексте приоритетов и обязательств «Группы восьми» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 3.

18 G8 Compliance Report Okinawa 2000: Dot Force (http://www.g7.utoronto.ca/evaluations/2001compliance/ 2001reportDot.pdf).

19 «Возможности цифровых технологий для всех: Решение задачи». Доклад Рабочей группы по возможностям цифровых технологий (Группа ДОТ), включая предложение о Генуэзском плане действий. Генуя, 2001. С. 5 (http://www.iori.hse.ru/g8/documents.shtm).

ких целей развития, которые поставило перед собой международное сообщество»20. Решающим фактором в данном случае должно стать эффективное и рациональное использование возможностей новой экономики и инноваций.

Придерживаясь Окинавской хартии глобального информационного общества, к очередному саммиту стран «Группы восьми» в Генуе (2001 г.) Целевая группа по возможностям цифровых технологий подошла с разработанным Планом действий, ознаменовавшим переход от заявлений и обязательств, принятых странами-членами на Окинавском саммите, к реализации практических мер и шагов по исполнению этих обязательств. Представляя разработанный план конкретных действий, получивший название «Генуэзский план действий», члены Группы DOT отметили, что в контексте растущей интеграции мировой экономики План действий обеспечит основу для развития экономики в целях достижения устойчивого, стимулированного ИКТ экономического и социального развития21.

Согласно «Генуэзскому плану действий», основу осуществления устойчивого социально-экономического развития составят следующие практические шаги:

1. Помощь в создании и поддержка национальных «электронных стратегий» развивающихся стран и новых государств.

2. Улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат.

3. Усиление развития человеческого потенциала, накопление и распространение знаний.

4. Поощрение частной инициативы и предпринимательства в интересах устойчивого экономического развития.

5. Обеспечение и поддержка всеобщего участия в решении вопросов новой международной политики и технических проблем, возникших в связи с появлением сети Интернет и ИКТ.

6. Выработка и поддержка специальных инициатив в целях предоставления доступа к ИКТ наименее развитым странам.

7. Развитие ИКТ для целей здравоохранения и содействия борьбе с ВИЧ/СПИДом и

другими инфекционными и контагиозными заболеваниями.

8. Содействие на национальном и международном уровнях созданию местных информационных ресурсов и прикладных программ.

9. Придание приоритетности проблематике ИКТ в деятельности «Группы восьми» и других мероприятиях и программах, содействующих развитию; усиление координации многосторонних инициатив22.

В итоговом документе саммита «Группы восьми» в Генуе главы государств резюмировали:

«ИКТ обладают огромным потенциалом в плане оказания развивающимся странам помощи по ускорению роста, повышению уровня жизни и решению других первоочередных задач развития. Мы одобряем доклад Группы по возможностям цифровых технологий (DOT) и ее Генуэзский план действий, что является успешным выполнением мандата Окинавы. Уникальной формулой обеспечения использования цифровых технологий для удовлетворения потребностей развития является непосредственное участие представителей государственного, частного и некоммерческого секторов, а также правительств развивающихся стран. Мы и впредь будем поддерживать этот процесс и призываем все заинтересованные стороны проявлять чувство собственной ответственности, мобилизовывать знания и ресурсы и наращивать успешное сотрудничество. На нашей следующей встрече на высшем уровне мы подведем итоги процесса реализации Генуэзского плана действий на основе доклада, подготовленного председательством «Восьмерки». Мы также призываем разработать план действий по применению цифровых технологий государственной властью для укрепления демократии и верховенства права путем расширения прав граждан и повышения эффективности выполнения основных государственных функций»23.

Через год на саммите в Кананаскисе 2002 г. страны-члены «Группы восьми» сдержали обещание и рассмотрели отчет о выполнении Генуэзского плана действий, отметив:

20 «Возможности цифровых технологий для всех: Решение задачи». Доклад Рабочей группы по возможностям цифровых технологий (Группа ДОТ), включая предложение о Генуэзском плане действий. Генуя, 2001. С. 2.

21 Там же. С. 12.

22 Там же. С. 314.

23 Коммюнике глав государств и правительств «Группы восьми». Генуя, 2001 (http://g8russia.ru/g8/history/ genova2001/1/).

«Мы рассмотрели ход реализации Генуэзского плана действий Целевой группы по возможностям цифровых технологий (DOT) и приветствовали выработанные ею инициативы в области электронного развития, в частности, электронную модель, созданную в целях обеспечения эффективности государственного управления и повышения транспарентности национальных бюджетов»24.

В 2006 г. на саммите в Санкт-Петербурге лидеры восьми ведущих стран мира обратились к вопросам развития информационного общества через преодоление цифрового разрыва, акцентировав внимание на необходимости совершенствования системы образования на мировом уровне. Высоко оценивая роль образования в развитии инновационного общества, руководители стран «Группы восьми» отметили:

«Развитие глобального инновационного общества зависит от мобильности и интеграции людей, знаний и технологий во всех государствах. По мере глобализации науки, техники и экономики международное сотрудничество в подготовке высококвалифицированных кадров и накоплении знаний становится необходимым для ответа на глобальные вызовы»25, подтвердив таким образом свое обязательство «более эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании в соответствии с Окинавской хартией глобального информационного общества «Группы восьми» и Заявлением об информационном обществе по итогам Всемирного саммита в Тунисе. ИКТ играют решающую роль в деле удовлетворения образовательных потребностей высокотехнологичной экономики. Доступные образовательные ресурсы - важный инструмент создания более справедливой и эффективной глобальной информационной среды»26.

Несмотря на сходство приоритетных направлений, подход, используемый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР^ для достижения целей глобального развития, значительно отличается от подходов других международных организаций и предусматривает деятельность по сбору статистической информации, разработку сопоставимых в международном масштабе индикаторов и прак-

тических рекомендаций для различных сфер государственной политики. Основу работы ОЭСР составляет участие и тесное сотрудничество стран-членов и стран-партнеров ОЭСР в реализации разнообразных исследовательских инициатив, мероприятий и программ.

В соответствии с профилем организации, вопросы преодоления цифрового разрыва рассматриваются в тесной взаимосвязи с вопросами образовательной политики и проблематикой экономического и научно-технического развития стран-членов и стран-партнеров ОЭСР и разрабатываются совместными усилиями нескольких профильных комитетов ОЭСР, в частности, Комитетом ОЭСР по информационной, компьютерной и коммуникационной политике, Комитетом ОЭСР по образовательной политике, Комитетом ОЭСР по научно-технической политике и Экономическим департаментом ОЭСР. Подобный подход обеспечивает координацию и эффективность взаимодействия по вопросам цифрового и информационного неравенства как внутри организации (между различными профильными комитетами и подразделениями), так и вовне - на уровне партнерских отношений с другими международными институтами и заинтересованными сторонами, включая институты гражданского общества правительственные структуры, некоммерческие организации, промышленные и бизнес-структуры и общественность.

Большое значение для понимания современных тенденций, связанных с неравномерным распространением современных информационно-коммуникационных технологий в мире, имеют международные сравнительные исследования развития современных ИКТ, регулярно проводимые ОЭСР.

Так, в 2002 г. в Обзоре развития информационных технологий (OECD Information Technology Outlook) в рамках исследования распространения современных ИКТ и их роли в становлении информационной экономики был проведен анализ доступности и использования современных средств коммуникации в странах-членах ОЭСР.

Согласно представленным данным, с середины 1990-х гг. в большинстве стран-членов ОЭСР наблюдалось расширение доступа

24 Итоговое резюме председателя. Кананаскис, 2002 (http://www.g8russia.ru/g8/history/kananaskis2002/3/).

25 Образование для инновационных обществ в XXI в. Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г. (http://g8russia.ru/ docs/12.html).

26 Там же.

%

80 _| 70 _ 60 _ 50 _ 40 _ 30 _ 20 _ 10 _ 0 _

1994

1995

Дания

1996

1997

1998

1999

2000

2001

--•-- Великобритания --*-- Корея

- -а— - Австралия ------Япония

- Новая Зеландия--Финляндия

-х- - США ---Франция

* Данные за I квартал 2001 г

Источник: OECD Information Technology Outlook. 2002. P. 191.

Рис. 1. Доступность домашних персональных компьютеров в некоторых странах ОЭСР (1994-2001 гг. *)

к современным средствам коммуникации. Так, общий уровень доступности персональных компьютеров в расчете на домохозяйство в период с 1994 по 2001 г. увеличился в 2 раза. При этом среди некоторых европейских стран по данному показателю выявлены серьезные межстрановые различия: лидировали в этот период Скандинавские страны, опережая по данному показателю страны Средиземноморья и Францию, где расширение доступа к персональным компьютерам шло недостаточно быстрыми темпами (Рис. 1).

В это же время, несмотря на некоторое отставание от темпов распространения персональных компьютеров, в странах-членах ОЭСР отмечается резкий рост количества подключений домохозяйств к услугам Всемирной сети Интернет (Рис. 2).

В четырех странах ОЭСР - Швеции, Норвегии, Дании и США - в 2000 г. более 40% домохозяйств имели доступ к сети Интернет, тогда как в странах, где значения данного показателя были гораздо ниже показателей ука-

занных стран, в уровне доступности сети Интернет на момент проведения исследования также происходили серьезные изменения в сторону увеличения (Рис. 3).

Межстрановые различия в уровне доступности интернет-связи в указанный период во многом объяснялись стоимостью данного вида услуг, также дифференцированной по странам. Уровень цен на услуги интернет-связи на внутреннем рынке во многом определял не только уровень доступности данного вида услуг для отдельных домохозяйств, но также возможности их использования в промышленности, различных видах производств, т. е. в экономических целях на страновом и межстрановом уровне. Ситуация на рынке услуг интернет-связи в этот период складывалась таким образом, что уровень цен, зафиксированный в Канаде, на 10% превышал показатели США, тогда как стоимость данного вида услуг в других странах ОЭСР варьировалась в диапазоне от 30% до 75% выше уровня цен, установленных в США27.

27 OECD Information Technology Outlook 2002: ICT and the Information Economy. OECD, 2002. P. 190.

%

---- Швеция - Дания —х— США ---Канада

Австралия---Финляндия ----- Япония

Примечание. Для Дании представлены показатели доступности интернет-связи через домашний компьютер, для всех остальных стран - через любые другие технические устройства и приспособления (компьютер, телефон, телевизор и т. д.).

Источник: OECD Information Technology Outlook. 2002. P. 192.

Рис. 2. Доступность интернет-связи среди домохозяйств в некоторых странах ОЭСР (1996-2001 гг.)

Придерживаясь целей содействия глобальному (всеобщему) развитию, ОЭСР рассматривает преодоление причин и последствий цифрового неравенства как одно из основных и естественных условий конкурентоспособности стран в условиях инновационной, основанной на знаниях экономике. С 2000 г. в рамках исследовательской деятельности ОЭСР отчетливо прослеживаются два направления в изучении проблематики цифрового разрыва.

Согласно первому направлению, неравенство в доступе и использовании современных ИКТ определяется образовательными возможностями с учетом уровня и качества жизни населения. По мнению экспертов, разрабатывающих данное направление, дальнейшее развитие новейших технологий может оказаться бессмысленным и бесполезным при отсутствии комплексных знаний и навыков о способах и возможностях их использования. На «взращивание» такого рода компетенций должны быть направлены образовательные

28 Learning to Bridge the Digital Divide. OECD, 2000.

программы различных образовательных учреждений и, прежде всего, учреждений начального, среднего и среднеспециального образования, составляющих основу развития образования в течение всей жизни (непрерывного образования). И «поскольку образование и обучение являются "живой тканью" общества XXI в., постольку современные информационно-коммуникационные технологии должны стать неотъемлемой частью общественной жизни и движущей силой социально-экономического развития»28.

Согласно второму направлению, цифровой разрыв является результатом неравномерного распространения современных ИКТ и недостаточной технической оснащенности. Количество оборудования, качество технического оснащения, а также количество единиц техники на душу населения при таком подходе лежат в основе международных сопоставительных исследований и являются ключевыми индикаторами сокращения или увеличения

Швеция Норвегия Дания США Канада Австралия Великобритания Финляндия Ирландия Япония Австрия Италия Германия Франция Турция

Ш

«

ШЯ

шла

%

10

20

30

40

50

60

70

2000

2001

* Только для некоторых стран.

Примечание. Для Дании, Ирландии и Великобритании представлены показатели доступности интернет-связи через домашний компьютер, для всех остальных стран - через любые другие технические устройства и приспособления (компьютер, телефон, телевизор и т. д.). Источник: OECD Information Technology Outlook. 2002. P. 193.

Рис. 3. Доступность интернет-связи для домохозяйств (2000-2001 гг.*)

цифрового разрыва внутри и между странами-членами и странами-партнерами ОЭСР.

Последующая работа в обозначенных направлениях убедила экспертное сообщество в множественности оснований для возникновения цифрового разрыва и, следовательно, в необходимости комплексного изучения этой проблемы.

Анализ развития информационных технологий, представленный в последующих обзорах ОЭСР (2004-2006 гг.), подтвердил многомерность и социальную природу феномена цифрового разрыва. Проблема неравномерности развития современных ИКТ рассматривается в обзорах в контексте неравного использования современных средств связи в странах-членах ОЭСР. И снова в центре внимания экспертов оказались проблемы распространения современных ИКТ С их точки зрения, характер рас-

пространения ИКТ не является гомогенным и по своим результатам не равномерен. Если в одних странах ОЭСР персональные компьютеры и Интернет получили широкое распространение и продолжают свое «триумфальное шествие» в соответствии с целями становления и развития информационной экономики и экономики, основанной на знаниях, то в других этот процесс идет значительно медленнее, усиливая их мар-гинальность по отношению к более успешным странам. На уровне отдельных стран также сохраняется серьезный разрыв среди пользователей новых средств связи. Факторами, определяющими «портрет» пользователя, по-прежнему выступают: уровень дохода, профессиональная деятельность, уровень полученного образования, наличие персонального компьютера, а также возможность использования интернет-связи в рабочих или домашних условиях29.

29 OECD Information Technology Outlook 2004. OECD, 2004. P 141.

Для понимания межстрановой дифференциации по уровню доступности современных ИКТ интересен также анализ эволюции распространения инноваций в странах ОЭСР, представленный в Обзоре развития информационных технологий за 2004 г. Как заметили эксперты, распространение инноваций в обществе - процесс далеко не однозначный, требующий значительного времени для интеграции какой-либо инновации в общественную жизнь и ее последующего использования, и представленный в разных странах ОЭСР с различной интенсивностью. Так, например, процесс распространения персональных компьютеров в странах ОЭСР, начиная с середины 1980-х гг., шел медленно и по степени интенсивности отставал от идущей параллельно интеграции в общественную жизнь таких инноваций, как цветное телевидение и кассетные видеомагнитофоны: для того чтобы 40% домохозяйств Японии и США и 20% домохо-зяйств Франции начали широко использовать персональные компьютеры, потребовалось более 13 лет, тогда как «адаптация» цветных телевизоров и видеомагнитофонов в 60% домохозяйств США и Франции была осуществлена всего за 10 лет; в Японии же 80% домохозяйств приобщились к цветному телевидению всего за 5 лет30. С другой стороны, процесс распространения интернет-связи развивался гораздо динамичнее процесса распространения персональных компьютеров и по степени интенсивности сопоставим с показателями распространения в странах ОЭСР цветного телевидения31.

Среди причин подобного отставания и неравномерного распространения инноваций среди населения стран ОЭСР эксперты отмечают, прежде всего, высокую стоимость новых технологий и средств связи, а также, как в случае с персональными компьютерами, отсутствие «технологической базы», на основе которой могли бы произойти трансформация имеющихся и формирование новых знаний, навыков и компетенций, необходимых для широкого использования и применения современных технологий.

В настоящее время разработка проблематики цифрового разрыва в рамках деятельности ОЭСР идет, прежде всего, в направлении оценки уровня межстрановой дифференциации, оценки влияния качества технической ос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нащенности на условия и результаты обучения, а также выработки практических рекомендаций по сокращению негативных последствий от неравномерного распространения современных ИКТ и использования их потенциала на благо социально-экономического развития за счет совершенствования государственной политики. Роль государства во взаимодействии с другими заинтересованными сторонами в сокращении отставания по уровню развития и внедрения ИКТ в жизненно важные сферы общества неоспорима и признается как на национальном, так и на международном уровне.

***

Рассмотренные инициативы некоторых международных организаций свидетельствуют о глубоком осознании проблемы цифрового разрыва и ее последствий для дальнейшего развития информационного общества среди ведущих развитых стран.

Ввиду интенсивного развития современных информационно-коммуникационных технологий разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, как показывает время, со временем способен лишь увеличиваться, усиливая отставание и маргинализацию наименее развитых стран от сверхмощных технологически развитых держав. Тем не менее объединение ресурсов и инициатив информационно развитых стран способно привести если не к полному устранению информационного неравенства как между, так и внутри отдельных стран, то к значительному его сокращению.

Эффективность международных инициатив по преодолению цифрового разрыва во многом будет зависеть (так же как и в настоящее время) от понимания масштабов складывающегося информационного неравенства, и здесь серьезную роль играют международные сопоставительные исследования, реализуемые такими международными организациями, как ОЭСР и Всемирный банк, чья деятельность, в том числе, направлена на изучение проблем развития и диагностику состояния как развитых, так и развивающихся стран.

Уровень заинтересованности и обеспокоенности международных организаций и, соответственно, лидеров стран, выступающих в данных организациях в качестве членов или наблюдателей, наглядно демонстрирует

30 OECD Information Technology Outlook 2004. OECD, 2004. P 141.

31 Ibid. P. 142.

международный и даже глобальный характер затронутых выше вопросов. Национальная специфика, естественно, присутствует и может быть описана, в том числе, и степенью актуальности, «насущности» проблемы для того или иного государства. Для одних стран крайне остро стоит вопрос равномерного распространения и, по возможности, обеспечения всеобщей доступности современных ИКТ для достижения формального уровня соответствия западным странам. Для других же источником оживленных политических диспутов является вопрос качества и новизны информационно-телекоммуникационных технологий, внедрения на их основе более совершенных моделей обучения, обеспечивающих всестороннее развитие личности, стремящейся к познанию.

Однако рассмотренные выше практики некоторых международных организаций позволяют предположить, что сотрудничество стран, международных организаций и других заинтересованных сторон, опирающееся на результаты международных сопоставительных исследований, определяет успешность реализации глобальных инициатив по сокращению цифрового разрыва.

Для России, так же как и для других стран, демонстрирующих положительную динами-

ку экономического развития, вопросы преодоления неравномерности распространения новейших технологий и, прежде всего, современных средств информационно-технической коммуникации, являются чрезвычайно актуальной задачей. Включившись в процессы глобализации, Россия с середины 1990-х гг. столкнулась с проблемами и вызовами, характерными для большинства развитых стран. Несмотря на трудности переходного периода, необходимость преодоления кризисов, связанных с внутригосударственными преобразованиями, реформированием и модернизацией, Россия активно включилась в процесс построения информационного общества. Более того, именно широкое распространение и эффективное использование ИКТ в различных сферах социально-экономической и политической деятельности во многом были и остаются залогом успешной и быстрой модернизации, позволяющей России вплотную приблизиться к наиболее экономически развитым странам. Активное участие России в деятельности различных международных институтов, занимающихся проблемами «цифрового неравенства», способно помочь нашей стране решить не только внутренние задачи, но и укрепить свое влияние на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.