Научная статья на тему 'Приоритетные направления деятельности международных организаций журналистов'

Приоритетные направления деятельности международных организаций журналистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2768
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЖУРНАЛИСТ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Козлов С. Г.

Изложены актуальные аспекты деятельности наиболее известных международных организаций журналистов, а также приоритетные направления работы таких учреждений, как Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов, «Репортёры без границ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления деятельности международных организаций журналистов»

УДК 327.7

С.Г. Козлов, аспирант, (4862) 43-41-16, [email protected] (Россия, Орёл, ОРАГС)

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖУРНАЛИСТОВ

Изложены актуальные аспекты деятельности наиболее известных международных организаций журналистов, а также приоритетные направления работы таких учреждений, как Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов, «Репортёры без границ».

Ключевые слова: международная организация, журналист, сотрудничество.

В настоящее время мировое сообщество является свидетелем глобальных политических процессов, символизирующих развитие информационного общества. Особое значение в этих условиях приобретает взаимодействие государств в рамках международных организаций, в том числе и неправительственных, объединяющих журналистов разных стран и оказывающих существенное влияние на мировые процессы современности.

В связи с этим представляется необходимым систематизировать деятельность международных неправительственных организаций (далее МНПО) журналистов. Само понятие «международная организация» возникло ещё в XIX веке. Специалисты в области истории международных организаций отмечают, что в 1831 г. в результате работы Венского конгресса на многосторонней основе была создана первая международная (межправительственная) организация в её классическом понимании - Комиссия по вопросам навигации на реке Рейн, а в 1886 г. на Парижском конгрессе появилась аналогичная Комиссия по проблемам Дуная. Эти организации послужили прообразом для современных МНПО экологического характера.

В 1839 г. в Константинополе был создан Высший совет здравоохранения, базовым документом для которого послужила Парижская санитарная конвенция.

Вторая половина XIX века стала временем основания таких организаций, как Международный союз для измерения земли (1864г.), Всемирный телеграфный союз (1865г.), Всемирный почтовый союз (1874г.), Международное бюро мер и весов (1875г.), Международный союз для защиты международной и художественной собственности и др. Как отмечают исследователи, именно в этот период взаимодействие государств стало охватывать всё большие сферы жизни [1, с. 38-40]. В связи с этим численность международных организаций неправительственного характера в XX в. возрастала в геометрической прогрессии. Так, если в 1914 г. количество МНПО едва превышало 200, то в 1977 г. их насчитывалось уже более 3,5

тыс., в то время как всего в мире функционировало 4,5 тыс. организаций различных типов.

В 1988 г. было зарегистрировано уже более 5 тыс. МНПО, а в настоящее время их количество превышает 7 тыс., причём около 900 из них имеют консультативный статус в ООН и её специализированных учреждениях, прямо или косвенно воздействуя на процесс принятия решений, касающихся предмета их деятельности [2].

Понятие «организация», гласит статья словаря под редакцией А.Н. Азрилияна, происходит от франц. organisation, что в переводе означает «учреждение, объединение, в том числе общественное» [3, с. 503].

По определению, данному в Юридическом словаре, «международная организация - это постоянное объединение межправительственного и неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия разрешения международных проблем» [4, с. 484], но существуют и другие, на наш взгляд, определения, которые также правомерны и заслуживают внимания исследователей. Так, известный политолог И.И. Лукашук считает, что «международная организация - это организация, учреждённая договором государств-членов, придавших ей статус международной» [5, с. 159].

Автор статьи под «международной организацией» предлагает понимать такую организацию, которая создана на основе документов программного или нормативного характера для достижения определённых целей. Особое внимание при этом следует обратить на то, что термин «международная организация» применяется не только при обозначении межгосударственных (межправительственных), но и неправительственных организаций, несмотря на то, что юридическая природа этих понятий различна.

Нам также представляется уместным сказать о различных системах классификации, позволяющих на основании группы признаков отнести ту или иную организацию к определённому виду, что позволяет исследователю определить круг интересующих его МНПО.

Так, отечественные политологи, в том числе профессор В.В. Круглов, утверждают, что при определении вида международной организации в первую очередь следует исходить из её юридической природы, учитывать масштаб деятельности организации и, наконец, рассматривать предмет её деятельности. Таким образом, согласно признакам, предложенным В.В. Кругловым, необходимо выделить следующие виды международных организаций:

- межгосударственные организации универсального характера, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира (к ним относится ООН и её специализированные учреждения);

- межгосударственные организации регионального типа по разным вопросам (экономическим, финансовым, средства массовой информации (далее СМИ) и К), создаваемые государствами одного географического ре-

гиона, например, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Европейский союз, Азиатско-Тихоокеанский экономический союз (АТЭС), занимающихся проблемами формирования информационного общества в регионе [6];

- МНПО, к которым относятся все без исключения международные организации журналистов, в том числе Международная организация журналистов (далее МОЖ), Международная федерация журналистов (далее МФЖ), «Репортёры без границ» (Reporters Without Borders) и др.

Очевидно, что все они соответствуют характерным признакам МПО, приведённым В.В. Кругловым [7, с. 199-200], что позволяет выделить эти организации из всех международных и сделать их объектом нашего исследования.

Работая с материалами, характеризующими деятельность МНПО журналистов, автор апробировал указанную систему классификации в своём исследовании и пришёл к выводу, что данная система является оптимальной при определении вида международной организации (как МПО, так и МНПО), однако не позволяет систематизировать и анализировать деятельность журналистских МНПО, представляющих научный интерес для автора данной статьи.

Вместе с тем, систему классификации международных организаций по видам существенно дополняют такие основания, как членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов; круг участников, порядок вступления, характер членства, компетенция и полномочия, цели и задачи. Совокупность этих признаков существенно расширяет возможности анализа деятельности международных организаций. Многие из названных признаков классификации применимы для МНПО в целом, однако, по нашему мнению, наиболее существенными для журналистских организаций являются характер деятельности и её приоритетные направления. Подтверждением этому может служить анализ деятельности наиболее авторитетных организаций: Международной организации журналистов, Международной федерации журналистов, Комитета по защите прав журналистов, МНПО «Репортёры без границ» и сети экологических журналистов Центральной Азии (ЦАСЭЖ).

Организация «Репортёры без границ» известна, прежде всего, тем, что, начиная с 1985 г. помогает журналистам и СМИ в сложных ситуациях, предоставляя им финансовую помощь и оказывая моральную поддержку.

Особое внимание «Репортёры...» уделяют тем журналистам, которые вынуждены покинуть пределы своей страны и, как следствие, сталкиваются за границей с многочисленными проблемами. В таких случаях организация участвует в судьбе журналиста с того момента, когда он оставляет свою страну, и оказывает содействие до тех пор, пока ему не будет обеспечена международная или национальная защита.

Тщательно продумана и чётко отработана схема действий «Репортёров...», выполняющих свою правозащитную функцию: после подтверждения факта угрозы журналисту организацией подаётся запрос Верховно м ко шссару ООН по делам беженцев и нацио мльным властям в третьих странах. В результате этих действий журналист может получить безопасное место жительства и юридическую защиту. Кроме того, организация занимается поиском временного размещения для журналистов, которые нашли убежище в Европе, а также их обучением и трудоустройством в развивающихся компаниях с различными специализациями [8].

Как известно, ежегодно в мире погибают десятки журналистов. Их гибель чаще всего связана с выполнением профессионального долга в зоне военных действий. Война в Ираке стала за последнее время одним из самых смертоносных для представителей СМИ конфликтов и сделала ещё более очевидной необходимость в их защите. В связи с этим «Репортёры без границ» предлагают журналистам обучающие курсы и оборудование для обеспечения безопасности жизни: бронежилеты, шлемы, маяки бедствия и пакеты первой помощи, а также экстренную связь для находящихся в опасности [9]. Ими организована «горячая линия» для журналистов - SOS Presse, которая работает круглосуточно, что позволяет журналистам, оказавшимся в экстремальной ситуации, при помощи American Express быстро установить связь с «Репортёрами без границ» [10].

Очевидно, что такая деятельность «Репортёров...» является результативной поддержкой для работников СМИ и может служить примером оперативности и ответственности для других международных учреждений, имеющих правозащитный статус. Организация также взяла на себя ответственность за обеспечение страхования внештатных сотрудников СМИ, которые часто отправляются на территорию военных действий без страховки, что связано с её высокой стоимостью и недостаточной осведомлённостью об её преимуществах. В связи с этим «Репортёрами.» заключено соглашение с Audiens group, в компании с ACE Europe, позволяющее предоставлять внештатным сотрудникам «дешёвые нормы» страхования. Реализация этой программы началась в 2002 г. К настоящему времени застрахована жизнь около 300 человек, работающих в опасных зонах. В основном, страховкой обеспечены те, кто направлялся в Афганистан, Ирак, Ливан и Судан [11].

«Репортёры без границ» имеют договорённость с французским «Красным Крестом», специалисты которого обеспечивают обучение журналистов, длительное время находящихся в опасных зонах, оказанию первой и неотложной медицинской помощи. Курсы, которыми организация руководит совместно с франкоязычной секцией бельгийского «Красного Креста», проводятся в учебном центре Albaron (Modane, французские Альпы), основное внимание в них уделяется безопасности и уважению международного гуманитарного закона (IHL). Среди тех, кто проводит обучение,

- эксперты IHL, доктора тропической медицины, преподаватели французского языка, чиновники «Красного Креста» и сотрудники журналистской организации [12].

Совместно с ЮНЕСКО «Репортёры.» разработали Практическое Руководство для журналистов, в котором перечислены международные нормы, защищающие их права, и содержатся практические советы по личной безопасности и действиям в экстремальных ситуациях [13].

Сфера защиты свободы слова и прессы является также приоритетным направлением деятельности Комитета по защите журналистов (The Committee to Protect Journalists; CPJ), существующего с 1981 г. Цели, которые ставит перед собой Комитет - пропаганда свободы слова в мире и защита права журналистов на освещение событий без опасения репрессий. Эта организация взяла на себя обязательство составлять и публиковать ежегодный отчёт о положении свободы СМИ в мире, однако её правозащитная деятельность не ограничивается этим направлением.

В качестве другого примера рассмотрим деятельность МОЖ - одной из старейших международных организаций журналистов, основанной в 1946 г. на конгрессе в Копенгагене представителями 21 страны антигитлеровской коалиции.

Целями данной организации являются: сохранение мира и укрепление дружбы и сотрудничества народов путём свободного, правдивого и честного информирования общественности; борьба против пропаганды войны, фашизма, национальной и расовой дискриминации, а также разного рода конфликтов; охрана свободы печати и журналистов от влияния монополий и финансовых групп; защита права журналистов писать в соответствии с их совестью и убеждениями, борьба с ложью, клеветой и дезинформацией со стороны прессы; охрана прав журналистов и борьба за улучшение материальных условий их существования. МОЖ имеет консультативный статус в ЮНЕСКО и в Эконо мзческом и социальном совете ООН (ЭКОСОС).

Существенным для нашего исследования является тот факт, что организация отслеживает профессиональную деятельность журналистов, способствующую сохранению мира и развитию сотрудничества и единства журналистов. Работников СМИ, которые продуктивно занимаются этой деятельностью, МОЖ награждает именными премиями и медалями.

Представляет интерес сотрудничество МОЖ с другими демократическими организациями, с которыми она совместно борется за универсальные ценности гуманизма и соблюдение норм международного права. Кроме того, члены этой организации избрали приоритетным направлением своей деятельности всестороннюю поддержку принципов уважения к таким институтам мирового сообщества, как ООН и др. МПО.

Объединяя более 420 тыс. профессионалов СМИ, действующих во многих странах мира, «Репортёры без границ» принимают в свои ряды как

национальные союзы журналистов, так и желающих вступить в неё индивидуально [14].

Отличительной чертой этой журналистской МНПО, на наш взгляд, следует считать многостороннее взаимодействие и сотрудничество с другими международными организациями и правительствами стран мирового сообщества, а также оценку профессионального уровня журналистов с их последующим поощрением. Приведённые факты говорят о том, что МОЖ оказывает непосредственное влияние на качество работы журналистов во всём мире.

Рассматривая МНПО журналистов с точки зрения приоритетных направлений их деятельности, особое внимание обращает на себя крупнейшая в мире организация профессиональных работников СМИ - МФЖ, основанная в 1926 г. В настоящее время она представляет собой около 500 тыс. журналистов из более чем 100 стран мира. МФЖ защищает социальные и профессиональные права журналистов, работающих в печатной и электронной прессе, а также имеет консультативный статус в таких организациях системы ООН, как ЮНЕСКО, МОТ, ВОИС, Комитет по правам человека, а также в Совете Европы и др . международных ор тнизациях [15].

В настоящее время всё более актуальными становятся проблемы экологии, однако информация о них не всегда объективна и общедоступна. В связи с этим международной программой ЮНЕСКО по развитию коммуникаций (МПРК) была поддержана идея создания сети экологических журналистов Центральной Азии - ЦАСЭЖ. Проект призван способствовать обеспечению свободы слова и доступа к экологической информации, что является главным принципом Орхусской конвенции. Кроме того, одной из целей проекта является повышение информированности журналистов по экологическим проблемам Центральной Азии, а также расширение их возможностей для освещения в СМИ природоохранных проблем. По сути, это - региональная МНПО, способствующая развитию механизмов сотрудничества между СМИ и государственными структурами Центральной Азии и повышению оперативности и качества журналистских материалов. Деятельность ЦАСЭЖ направлена не только на освещение экологических проблем, но и на соблюдение гражданских прав на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии [16].

Исходя из приведённых фактов, автор считает возможным констатировать, что общим направлением деятельности рассмотренных организаций наряду с защитой прав журналистов является защита прав человека и гражданина вообще независимо от его национальной, профессиональной или иной принадлежности. И поскольку специализированные международные организации заслужили авторитет в мировом сообществе и приобрели статус элементов системы межгосударственных отношений, очевидно, что эта система не сможет нормально функционировать без их участия.

Вследствие этого организации журналистов оказывает непосредственное влияние на государственную политику и происходящие в мире политические процессы.

Таким образом, по мнению автора статьи, из материалов исследования можно сделать вывод, что такие всемирно известные МНПО журналистов, как «Репортёры без границ», Комитет по защите журналистов, МОЖ, МФЖ, деятельность которых выходит за рамки направлений, обозначенных в уставах этих организаций, следует считать универсальными, аналогично многим МПО.

Ввиду того, что среди проанализированных теоретических исследований не удалось обнаружить чёткой системы классификации специализированных МНПО, автор данной статьи предпринял попытку выделить признаки, наиболее характерные для направлений деятельности международных журналистских организаций, среди которых:

• борьба за ценности гуманизма;

• борьба за соблюдение норм международного права;

• защита социальных и профессиональных прав как журналистов, так и человека и гражданина в целом;

• консультирование граждан, охватывающее широкий спектр актуальных для своего времени вопросов;

• мониторинг профессиональной деятельности журналистов;

• обучение журналистов в рамках специализированных курсов;

• оказание журналистам финансовой помощи, в том числе на

грантовой основе;

• обеспечение страхования журналистов, направляющихся в опасные для жизни зоны и др.

На основе проведённого анализа к наиболее существенным результатам функционирования МНПО журналистов автор относит следующие:

1. позитивное воздействие на общемировое развитие посредством оказания влияния на государственную политику;

2. защиту социальных и профессиональных прав граждан всех государств мирового сообщества;

3. освещение экологических проблем и профессиональный вклад в их решение.

Обзор, сделанный в статье, на наш взгляд, доказывает, что МНПО журналистов на практике способны противостоять беззаконию и нарушению основных принципов мировой демократии, оказывая влияние на формирование общественного мнения по поводу решения возникающих социально значимых проблем.

Библиографический список

1. Улахович В.Е. Международные организации: справочное пособие. М.: АСТ, 2005.

2. URL: http://finansbanki.ru/?p=328 (дата обращения: 29.05.2009).

3. Экономический и юридический словарь / под ред. А.Н. Азрилия-на. М.: Институт новой экономики, 2004.

4. Малько А.В. Краткий юридический словарь. М., 2007.

5. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М.: Вольтере Клувер, 2005.

6. Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества

(АТЭС) [Электронный ресурс]. URL:

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/aziatsko-tihookeanski_forum_ekonomicheskogo_sotrudnichestva_ates.html (дата обращения: 29.05.2009).

7. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Науч. ред. д-р. эконом. наук, профессор В.В. Круглов. М.: ИНФРА-М, 1998.

8. Reporters Sans Frontières [Электронный ресурс]. URL:

http://www.rsf.org/rubrique.php3?id_rubrique=763 (дата обращения:

29.05.2009).

9. URL: http://www.rsf.org/rubrique.php3?id_rubrique=692 (дата обращения: 29.05.2009).

10. A hotline for journalists in danger [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsf.org/article.php3?id_article=21749 (дата обращения:

29.05.2009).

11. Insurance for freelance journalists [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsf.org/article.php3?id_article=21746 (дата обращения:

29.05.2009).

12. Training for journalists on dangerous assignments [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsf.org/article.php3?id_article=21750 (дата обращения: 29.05.2009).

13. The Practical Guide for journalists [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsf.org/article.php3?id_article=21744 (дата обращения:

29.05.2009).

14. Нина Нарыкова. 62 года исполняется сегодня Международной организации журналистов [Электронный ресурс] // Информационное агентство Республики Татарстан «Татар-информ». Казань. 8 июня 2008 г. URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2008/06/08/117993 (дата обращения:

29.05.2009).

15. Международная федерация журналистов - Википедия [Электронный ресурс]. URL:

ЬИр://ги.,шк1реё1а.с«^/’шк1/Международная_федерация_журналистов (дата обращения: 29.05.2009).

16. Сеть экологических журналистов Центральной Азии [Электронный ресурс]. URL: http://glipplanet.narcd.ru/eccl_jcumalist.htm (дата обращения: 29.05.2009).

S.G. Kozlov

Priority directions of activity the international organizations ofjournalists

The article is devoted to the actual aspects of activity of the most known international organizations of journalists, and also priority directions of work of such establishments as the International organization of journalists, the International federation of journalists, «Reporters without borders» are stated.

Получено 20.10.2009 г.

УДК 342.55 (4/9)

Д.А. Морозов, аспирант, (4872) 42-34-87,

[email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

СПЕЦИФИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

На основе анализа взаимоотношений государственных и общественных элементов в структуре местной власти, функционального назначения местного самоуправления, а также выявления первичного субъекта прав муниципии исследуется специфика местного самоуправления как социально-политического института.

Ключевые слова: политическая система, политический институт, гражданское общество, местное самоуправление, граждане, население, органы местного самоуправления, муниципальное образование, местное сообщество.

Институт местного самоуправления сравнительно недавно закрепился в современной российской политической системе. Данное обстоятельство актуализирует необходимость осуществления комплексного институционального анализа местного самоуправления как специфического политико-социального явления с учетом общенаучных теоретических концепций о его природе, а также особенностей становления рассматриваемого института в современной России.

Большинство современных исследователей специфики российского местного самоуправления так или иначе придерживаются концепции дуализма данного института, построенного и функционирующего на основе общественных и государственных начал. Однако до сих пор не выработа-

7

См.: Абрамов В.Ф Теория местного самоуправления на отечественной почве // Политические исследования. 1998. № 4; Головкин Н.Н., Емельянов Н.А., Емельянова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.