Научная статья на тему 'Международно-правовые вопросы участия России в деятельности юнеско'

Международно-правовые вопросы участия России в деятельности юнеско Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
432
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / ООН / UN / ЮНЕСКО / UNESCO / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF SCIENCE AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иглин Алексей Владимирович

Актуальность и цели. Статья посвящена участию РФ в работе ЮНЕСКО. Автором рассматриваются актуальные вопросы международного сотрудничества с ЮНЕСКО как крупнейшей межправительственной организацией ООН, которая играет исключительно важную роль в социально-экономическом и технологическом прогрессе, развитии человеческого потенциала, прежде всего в решении проблем сохранения Всемирного наследия, всеобщей грамотности, подготовки специалистов для будущего и формирования поколения людей в духе мира, взаимопонимания, толерантности и демократии. Цели деятельности ЮНЕСКО приобретают особую актуальность в условиях глобализации мировой экономики и информационных технологий. Значителен, хотя еще не вполне востребован, потенциал ЮНЕСКО в вопросах обеспечения мира и международной стабильности. Цель работы определить место РФ в системе ЮНЕСКО как участника международных программ и мероприятий. Материалы и методы. Используется диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов. Сравнительно-правовой метод и диалектика определили выбор конкретных методов исследования: компаративного и формально-юридического. Результаты. На основе анализа международно-правовых актов, регулирующих статус и функции ЮНЕСКО, рассмотрено развитие межгосударственных отношений в системах универсальной и региональной концепции науки, культуры и образования, информации и безопасности. Сделан вывод об особом характере программ ЮНЕСКО как факторе устойчивого развития современного государства и миропорядка. Выводы. В статье впервые на основе использования комплекса классических и постклассических методов исследована роль международных, специально-экономических и национально-правовых норм в развитии концепции программ ЮНЕСКО. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития современного международного права. РФ следует активно участвовать в реализации всех международно-правовых программ под эгидой ЮНЕСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL QUESTIONS OF PARTICIPATION OF RUSSIA IN ACTIVITY OF UNESCO

Background. Article is devoted to participation of the Russian Federation in work of UNESCO. The author considers topical issues of the international cooperation with UNESCO as largest intergovernmental organization of the UN which plays an extremely important role in social and economic and technological progress, human development, first of all, in the solution of problems of preservation of the World heritage, general literacy, training of specialists for the future and formation of generation of people in the spirit of the world, mutual understanding, tolerances and democracy. The purposes of activity of UNESCO gain special relevance in the conditions of globalization of world economy and information technologies. It is considerable though it isn't quite demanded, the capacity of UNESCO in questions of providing the world and the international stability. The purpose of work consists in determining the place of Russia in UNESCO as a participant in international programs and activities... Background. Article is devoted to participation of the Russian Federation in work of UNESCO. The author considers topical issues of the international cooperation with UNESCO as largest intergovernmental organization of the UN which plays an extremely important role in social and economic and technological progress, human development, first of all, in the solution of problems of preservation of the World heritage, general literacy, training of specialists for the future and formation of generation of people in the spirit of the world, mutual understanding, tolerances and democracy. The purposes of activity of UNESCO gain special relevance in the conditions of globalization of world economy and information technologies. It is considerable though it isn't quite demanded, the capacity of UNESCO in questions of providing the world and the international stability. The purpose of work consists in determining the place of Russia in UNESCO as a participant in international programs and activities. Materials and methods. The dialectic approach to knowledge of the social phenomena allowing to analyse them in historical development and functioning in the context of set of objective and subjective factors. The comparative and legal method and dialectics defined a choice of concrete methods of research: comparative and legal. Results. On the basis of the analysis of the international legal acts regulating the status and functions of UNESCO development of the interstate relations in systems of the universal and regional concept of science, culture and education, information and safety is considered, the conclusion is drawn on special character of programs of UNESCO as a factor of a sustainable development of the modern state and a world order. Conclusions. In article for the first time on the basis of use of a complex of classical and post-classical methods the role international, special and economic and national precepts of law in development of the concept of programs of UNESCO is investigated. Basic provisions and conclusions of article can be used in scientific and pedagogical activity by consideration of questions of essence and tendencies of development of modern international law. To the Russian Federation it is necessary to participate actively in implementation of all international legal programs under the auspices of UNESCO. Key words : international relations, UN, UNESCO, cultural heritage, international cooperation, development of science and education. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Международно-правовые вопросы участия России в деятельности юнеско»

УДК 341

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕСКО

А. В. Иглин

INTERNATIONAL LEGAL QUESTIONS OF PARTICIPATION OF RUSSIA IN ACTIVITY OF UNESCO

A. V. Iglin

Аннотация. Актуальность и цели. Статья посвящена участию РФ в работе ЮНЕСКО. Автором рассматриваются актуальные вопросы международного сотрудничества с ЮНЕСКО как крупнейшей межправительственной организацией ООН, которая играет исключительно важную роль в социально-экономическом и технологическом прогрессе, развитии человеческого потенциала, прежде всего в решении проблем сохранения Всемирного наследия, всеобщей грамотности, подготовки специалистов для будущего и формирования поколения людей в духе мира, взаимопонимания, толерантности и демократии. Цели деятельности ЮНЕСКО приобретают особую актуальность в условиях глобализации мировой экономики и информационных технологий. Значителен, хотя еще не вполне востребован, потенциал ЮНЕСКО в вопросах обеспечения мира и международной стабильности. Цель работы - определить место РФ в системе ЮНЕСКО как участника международных программ и мероприятий. Материалы и методы. Используется диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов. Сравнительно-правовой метод и диалектика определили выбор конкретных методов исследования: компаративного и формально-юридического. Результаты. На основе анализа международно-правовых актов, регулирующих статус и функции ЮНЕСКО, рассмотрено развитие межгосударственных отношений в системах универсальной и региональной концепции науки, культуры и образования, информации и безопасности. Сделан вывод об особом характере программ ЮНЕСКО как факторе устойчивого развития современного государства и миропорядка. Выводы. В статье впервые на основе использования комплекса классических и постклассических методов исследована роль международных, специально-экономических и национально-правовых норм в развитии концепции программ ЮНЕСКО. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития современного международного права. РФ следует активно участвовать в реализации всех международно-правовых программ под эгидой ЮНЕСКО.

Ключевые слова: международные отношения, ООН, ЮНЕСКО, культурное наследие, международное сотрудничество, развитие науки и образования.

Abstract. Background. Article is devoted to participation of the Russian Federation in work of UNESCO. The author considers topical issues of the international cooperation with UNESCO as largest intergovernmental organization of the UN which plays an extremely important role in social and economic and technological progress, human development, first of all, in the solution of problems of preservation of the World heritage, general literacy, training of specialists for the future and formation of generation of people in the spirit of the world, mutual understanding, tolerances and democracy. The purposes of activity of UNESCO gain special relevance in the conditions of globalization of world economy

and information technologies. It is considerable though it isn't quite demanded, the capacity of UNESCO in questions of providing the world and the international stability. The purpose of work consists in determining the place of Russia in UNESCO as a participant in international programs and activities. Materials and methods. The dialectic approach to knowledge of the social phenomena allowing to analyse them in historical development and functioning in the context of set of objective and subjective factors. The comparative and legal method and dialectics defined a choice of concrete methods of research: comparative and legal. Results. On the basis of the analysis of the international legal acts regulating the status and functions of UNESCO development of the interstate relations in systems of the universal and regional concept of science, culture and education, information and safety is considered, the conclusion is drawn on special character of programs of UNESCO as a factor of a sustainable development of the modern state and a world order. Conclusions. In article for the first time on the basis of use of a complex of classical and post-classical methods the role international, special and economic and national precepts of law in development of the concept of programs of UNESCO is investigated. Basic provisions and conclusions of article can be used in scientific and pedagogical activity by consideration of questions of essence and tendencies of development of modern international law. To the Russian Federation it is necessary to participate actively in implementation of all international legal programs under the auspices of UNESCO.

Key words: international relations, UN, UNESCO, cultural heritage, international cooperation, development of science and education.

ЮНЕСКО - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, основано 16 ноября 1945 г. В сфере его компетенции находятся не только строительство школ в разоренных странах или публикации научных работ. Образование, наука, культура и коммуникации являются средствами для достижения гораздо более амбициозной цели - укоренить идею мира в сознании людей.

Сегодня ЮНЕСКО функционирует как идейная и устанавливающая стандарты лаборатория по реализации всемирных соглашений по возникающим этическим вопросам. Организация также является информационным центром, который распространяет информацию и знания, помогая странам-участницам усиливать их гуманитарный и институциональный потенциал по различным направлениям. ЮНЕСКО работает над созданием условий для открытого диалога, основанного на уважении всеобщих ценностей и достоинства каждой цивилизации и культуры. Эта роль особенно важна перед лицом терроризма, который представляет собой угрозу всему человечеству. Мир незамедлительно требует глобального видения устойчивого развития, основанного на соблюдении прав человека, взаимном уважении и преодолении бедности. Все это составляет основу миссии и деятельности ЮНЕСКО [1].

Посредством своей стратегии и деятельности ЮНЕСКО активно осуществляет цели развития Организации Объединенных Наций на третье тысячелетие. ЮНЕСКО является единственным специализированным учреждением ООН, которое обладает системой Национальных комиссий в 193 странах-участницах и ассоциированных государствах. Комиссии осуществляют важную связь между гражданским обществом и организацией. Национальные комиссии обеспечивают понимание программы организации в странах-участницах и помогают осуществить многочисленные проекты, включая тренинги, обучение, поддержку СМИ и кампаний по привлечению общественного внимания. Комиссии также способствуют развитию новых партнерских

связей с частным сектором, который может предоставить значительную техническую экспертизу и финансовую поддержку. ЮНЕСКО играет существенную роль в системе ООН и тесно сотрудничает с рядом региональных и национальных организаций. Около 350 неправительственных организаций (НПО) поддерживают официальные отношения с ЮНЕСКО, а сотни других работают с ЮНЕСКО по определенным проектам.

Активное подключение российской науки к программной деятельности ЮНЕСКО создает возможность получения экспертной поддержки организации при реализации российских научных проектов, служит средством расширения нашего участия в международном научном сотрудничестве и обмене научной информацией, привлечении интеллектуального и материально-технического потенциала других стран, получении доступа к результатам и методикам новейших научных исследований.

В частности, достижение программы «Образование для всех» является главной целью основных мероприятий ЮНЕСКО в сфере образования, среди которых:

- оказание помощи странам в разработке образовательной политики;

- издание и распространение учебников, методических материалов, посвященных целому ряду тем (от устойчивого развития до образования в интересах мира);

- разработка новых норм и стандартов, например в сфере технического и профессионального образования, а также достижение всеобщего признания квалификаций в высшем образовании;

- определение новых тенденций и выработка соответствующих стратегий в сфере образования для борьбы с такими острыми проблемами, как СПИД;

- повышенное внимание к Африке, наименее развитым странам и девяти многонаселенным странам: Бангладеш, Бразилии, Китаю, Египту, Индии, Индонезии, Мексике, Нигерии и Пакистану, в которых проживает более 70 % всего неграмотного взрослого населения и почти половина детей школьного возраста, не посещающих школу;

- разработка инновационных способов обучения людей с особыми потребностями, бездомных, а также людей, проживающих в зонах конфликтов и стихийных бедствий;

- развитие партнерства между общественными, частными и неправительственными организациями для того, чтобы наилучшим образом координировать общие усилия.

ЮНЕСКО играет первостепенную роль в международной деятельности по охране всемирного наследия. Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 г., основана на том положении, что некоторые ценности культурного и природного наследия представляют исключительный интерес и поэтому должны быть сохранены как часть всемирного наследия всего человечества. Полностью уважая суверенитет государств и не ущемляя прав собственности, предусмотренных национальным законодательством, государства-стороны настоящей Конвенции признают, что охрана Всемирного наследия - это долг всего международного сообщества. В настоящее время список всемирного наследия включает 754 объекта природного и культурного наследия от Тадж-Махала в Индии до древнего

города Томбукту в Мали, а также такие чудеса природы, как Большой Барьерный Риф в Австралии. Центр всемирного наследия является постоянным секретариатом Конвенции.

Предпринята новая инициатива в Афганистане, культурное наследие которого является одним из богатейших в мире. Эти памятники и природные объекты представляют собой лишь одно измерение нашего общего наследия. Огромное богатство выражения культурного разнообразия можно встретить, в особенности в развивающихся странах, в форме нематериального наследия -фестивалей, песен, языков, а также мероприятий, которые способствуют развитию творчества и солидарности. ЮНЕСКО разрабатывает первый международный нормативный акт по охране этого наследия. Международное жюри провозгласило первые девятнадцать шедевров устного и нематериального наследия человечества в 2001 г. и регулярно будет пополнять этот список, созданный для юридической и финансовой поддержки.

Организация разработала и несколько международных программ, призванных улучшить управление ресурсами Земли.

Вода является приоритетной сферой деятельности ЮНЕСКО. Международная гидрологическая программа (МГП) имеет своей целью распространение научных знаний, обучающих программ и рекомендаций по управлению водными ресурсами. МГП занимается разработкой инструментов и стратегий для предотвращения меж- и внутригосударственных конфликтов из-за водных ресурсов. Институт ЮНЕСКО-ИГЕ по образованию в области водных ресурсов в Дельфте (Нидерланды) возглавляет глобальную сеть учреждений по образованию и созданию потенциала в области водных ресурсов [2].

Межправительственная океанографическая комиссия (МОК), координируя исследования учреждений и институтов ООН, постоянно наблюдает за состоянием океана в целях совершенствования прогнозирования погоды и климата, своевременного предупреждения о приближении цунами и штормов. МОК также способствует созданию Глобальной системы наблюдений за океаном на основе данных специальных буйков, кораблей и спутников, необходимой для лучшего понимания связи между течениями океана и климатом. Участие России в системе Международного обмена океанографическими данными (МООД) за период деятельности МОК дало существенный экономический эффект. Самостоятельный сбор данных аналогичного объема, необходимых для различных отраслей экономики нашей страны, потребовал бы, по оценкам специалистов, затрат на десятки миллионов долларов.

Программа «Человек и биосфера» представляет план работ для междисциплинарных исследований, призванных улучшить взаимодействие человека с его природным окружением. Сеть из более чем 400 заповедников включает в себя практически все разновидности природных экосистем мира. Биосферные заповедники представляют собой «живые лаборатории», где проходят проверку способы управления природными ресурсами, способствующие экономическому развитию.

Международная программа геологической корреляции (МПГК) была создана в 1972 г. как долгосрочная программа ЮНЕСКО и Международного союза геологических наук (МСГН) с целью стимулирования международных научных исследований в области корреляции геологических явлений и процессов в интересах разумного использования нашей планеты как места оби-

тания человека и источника природных ресурсов. При помощи Международного союза геологических наук ученые из более чем 150 стран работают над улучшением способов оценки состояния энергетических и минеральных ресурсов, пополняя базу данных о геологических процессах Земли и снижая риски природных бедствий.

Платформа действий в интересах прибрежных регионов и малых островов: благодаря инновационному использованию новых информационных технологий малые острова получают право голоса в современном обществе знаний при разработке и распространении «системы знаний островного населения».

Под руководством директора Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН академика В. Н. Большакова (член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО) успешно работает Российский комитет программы «Человек и биосфера» (МАБ). Российский представитель заместитель председателя Российского комитета МАБ В. М. Неронов является вице-президентом руководящего органа программы - Международного координационного совета. Комитет представляет Российскую Федерацию в двух региональных сетях МАБ - Европейской и Восточно-Азиатской.

По инициативе России в 2003 г. была учреждена Международная программа по фундаментальным наукам, заместителем председателя Научного совета которой является академик В. Е. Фортов (член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО). 35-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО высказалась за укрепление с помощью МПФН естественнонаучного образования, деятельности по созданию человеческого и институционального потенциала в области фундаментальных наук, создание потенциала и внедрение инноваций в области инженерных наук, разработку политики в области возобновляемых и альтернативных источников энергии. Ген-конференция поддержала инициированный Россией проект создания научно-образовательного спутника ЮНЕСКО. Научный совет МПФН включил в программу российское проектное предложение «Фундаментальные проблемы физики и технологии плазмы». В 2008 г. в Москве создан Международный центр устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО - первый юнесковский институт категории II в нашей стране [3].

Международная программа по геонаукам (МПГК) является одной из старейших программ ЮНЕСКО в области геологии, исследования и охраны природной среды и ее ресурсов. Программа успешно разрабатывается более 30 лет, охватывает специалистов более 150 стран. Российские ученые принимают участие в исследованиях по 25 проектам (из 38 действующих), являясь руководителями некоторых из них. В рамках Программы деятельность ЮНЕСКО направлена на развитие партнерских связей в области наблюдения за Землей из космоса в целях экологического мониторинга, моделирования природных ресурсов и планирования политики устойчивого развития; укрепление институционального и людского потенциала государств-членов в областях наук о Земле; уменьшение опасности стихийных бедствий. МПГК представляет исключительную возможность для совместного изучения уникальных геологических объектов и месторождений во всем мире. Программа вносит большой вклад в решение глобальных проблем геологии, исследование

природных ресурсов, предсказание природных и экологических катастроф, разработку новых геотехнологий [4].

Коммуникация, информация и знания являются движущей силой устойчивого развития. По мнению ЮНЕСКО, они также должны стать базовым инструментом для бедных стран, чтобы с их помощью улучшить уровень жизни. С целью построения общества знаний ЮНЕСКО уделяет особое внимание человеческому фактору в решении проблемы разрыва в уровне цифровых технологий, а именно культурному и языковому разнообразию, доступу и укреплению гражданского общества.

Ключевая часть этой стратегии связана с обеспечением доступа к информации с помощью целого ряда средств. Например, ЮНЕСКО создает возможности обучения информационным и коммуникативным технологиям (ИКТ), в особенности для женщин и молодежи, путем развития и распространения бесплатного программного обеспечения. ЮНЕСКО также поддерживает общественные мультимедийные и телецентры в удаленных районах развивающихся стран. В целях сокращения разрыва в цифровых технологиях ЮНЕСКО способствует распространению свободы выражения мнений и свободы прессы как основного права человека. Организуя консультации по вопросам политики и развития коммуникационных сетей, ЮНЕСКО поддерживает правительства стран в области разработки стандартов и законодательных инструментов по защите этих принципов. ЮНЕСКО также осуществляет прямую поддержку независимых и плюралистических СМИ в странах переходного периода, конфликтных и постконфликтных зонах. Например, в Афганистане ЮНЕСКО сотрудничает с правительством и специалистами в области СМИ с целью разработки законов, благоприятствующих свободе прессы путем оказания прямого содействия возобновлению работы независимой газеты КаЬи^ееЫу и национального агентства новостей. ЮНЕСКО стоит на страже свободы прессы, публично осуждая серьезные нарушения, к которым относятся убийства и задержания работников СМИ.

Деятельность ЮНЕСКО направлена на защиту личности в случае угроз через дипломатические каналы. Ежегодно отдельным лицам и учреждениям, которые с риском для себя отстаивают свободу слова, вручается Всемирная премия ЮНЕСКО имени Гильермо Каноа за вклад в дело свободы печати в размере 25 000 долларов США. Целями Международной программы развития коммуникаций (МПРК) являются улучшение технического обеспечения и повышение квалификации персонала независимых и плюралистических СМИ в развивающихся странах и странах переходного периода. МПРК помогает финансировать ряд проектов - от обучающих семинаров по модернизации агентств новостей и телерадиовещательных компаний до поддержки общественных СМИ. Программа ЮНЕСКО по развитию творческого содержания (Programme for Creative Content) способствует внедрению инноваций в содержание программ местных телерадиокомпаний и новых СМИ в развивающихся странах. С помощью пропаганды культурного и языкового разнообразия ЮНЕСКО способствует построению общества знаний, в котором могут полноправно участвовать социально незащищенные слои общества.

ЮНЕСКО работает на всех уровнях, делает все возможное для того, чтобы права человека и борьба против дискриминации и нетерпимости стали важными составными частями научных исследований и политических реше-

ний. Способствуя реализации международных конвенций и инструментов, связанных с Всеобщей декларацией по правам человека, организация также поощряет исследования такой малоизученной стороны прав человека, обусловленной культурными и социальными причинами, как, например, гендер-ное равенство и право на образование.

В целях укрепления связей с мировой общественностью ЮНЕСКО активно использует существующую в рамках системы ООН форму назначения Послов доброй воли, Посланников и Артистов мира из числа выдающихся представителей гражданского общества.

Высший уровень признания общественно значимой роли этих представителей соответствует рангу Послов доброй воли ЮНЕСКО (всего 40 человек). От России в эту категорию вошли Президент Российской академии художеств З. К. Церетели, Президент Всемирного армянского конгресса А. А. Абрамян и Генеральный директор ИТАР-ТАСС В. Н. Игнатенко.

Звания Артиста мира ЮНЕСКО удостоены В. А. Гергиев, В. Т. Спиваков и С. Н. Маркаров. В области физического воспитания Чемпионом ЮНЕСКО по спорту является трехкратный олимпийский чемпион В. А. Фетисов.

Эти представители принимают участие в программной деятельности ЮНЕСКО, развитии диалога между цивилизациями и укреплении разносторонних международных связей, а также оказывают содействие в привлечении внебюджетного финансирования крупных мероприятий в области культуры, образования и науки.

Почетной наградой ЮНЕСКО - медалью В. А. Моцарта - отмечены выдающиеся деятели искусства России: М. М. Плисецкая, И. А. Моисеев, М. Л. Ростропович, Ю. П. Любимов. Почетного звания «Покровительница ген-дерного равенства» удостоена известная российская теннисистка В. И. Звона-рева.

СССР вступил в ЮНЕСКО 21 апреля 1954 г. С декабря 1991 г. Россия заняла место СССР в ЮНЕСКО как «государство-преемник».

В соответствии с Уставом ЮНЕСКО органом, координирующим участие государства в деятельности организации, является национальная комиссия. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (правительственный координационный орган) создана постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992 г. В девяти субъектах Федерации созданы региональные комитеты Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Важной составной частью деятельности Комиссии является работа с российскими университетами и научными центрами, в которых создана 51 кафедра ЮНЕСКО, а также с российскими ассоциированными школами ЮНЕСКО, общественными центрами и клубами ЮНЕСКО. Руководитель Комитета кафедр - бывший ректор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации В. К. Егоров (член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО). Сеть кафедр ЮНЕСКО аккумулирует передовой опыт и способствует его распространению в России в интересах устойчивого развития.

«Всемирный доклад по образованию», публикуемый на русском языке, предоставляет в распоряжение правительственных ведомств России, вузов, неправительственных организаций и исследователей в области образования

надежную информацию и статистические данные, необходимые для формирования национальной стратегии и политики в этой сфере.

Российским государственным органом внешних сношений, осуществляющим представительство Российской Федерации в ЮНЕСКО, является Постоянное представительство Российской Федерации при этой организации. Постоянное представительство обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в соответствующей международной организации и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию участия в деятельности органов международной организации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов.

За последние годы в ЮНЕСКО сформировались философия и стиль международного сотрудничества, которые в высокой степени отвечают концептуальным установкам российской внешней политики. ЮНЕСКО можно рассматривать как модель миропорядка, составными элементами которого являются равноправие государств, уважение многообразия культур, предпочтение решать проблемы, хотя и нелегким, но в конечном итоге оправдывающим себя путем диалога. В условиях бурно развивающихся процессов глобализации международной жизни ЮНЕСКО воплощает в себе прообраз «единого в многообразии», взаимосвязанного и взаимозависимого мира.

Актуальной представляется работа специальных сетевых программ ЮНЕСКО. Так, сеть ЮНЕВОК, созданная в 1992 г., объединяет более 260 центров в 163 странах мира и распространяет передовую практику в области профессионально-технического образования и подготовки. Сеть содействует обмену опытом в этой сфере, а также облегчает доступ к базам данных и информации. В Российской Федерации действуют три центра ЮНЕВОК.

Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» был инициирован ЮНЕСКО в 1953 г. и на сегодняшний день является одним из наиболее успешных и продолжительных проектов Организации. Он объединяет 7500 учреждений (дошкольных учебных заведений, школ, педагогических колледжей) в 174 странах. В России 189 образовательных учреждений имеют статус ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Большое значение имеют также следующие программы:

1. Программа ЮНЕСКО по биоэтике (основана в 1993 г.) В ее рамках функционируют два совещательных органа:

• Международный комитет по биоэтике (МКБ), объединяющий 36 независимых экспертов, в который в личном качестве входит руководитель отдела НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, профессор О. И. Кубарь, являющаяся учредителем Форума комитетов по этике государств-участников СНГ;

• Межправительственный комитет по биоэтике (МПКБ), состоящий из представителей 36 государств-членов ЮНЕСКО. Россия была избрана в состав МПКБ на 34-й сессии Генконференции ЮНЕСКО в октябре 2007 г.

Соблюдение этических норм и прав человека в области биомедицины -насущная задача, требующая квалифицированного экспертного подхода. Решению этой задачи будет способствовать участие российских ученых (медиков, биологов, философов, юристов) в разработке как внутреннего законода-

тельства, так и международных норм в этой области. Только широкое общественное обсуждение биоэтических вопросов способно адекватно задать нравственные ориентиры для науки с последующей их кодификацией.

2. Программа «Управление социальными преобразованиями» (МОСТ). По этой программе создана база данных и сети мониторинга процессов, происходящих в странах, переживающих период глубинных социальных трансформаций. Координацию работы по программе МОСТ в России осуществляет директор Института этнологии и антропологии РАН, академик РАН В. А. Тишков (член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО).

Участие в международных проектах, осуществляемых в рамках программы, представляет прямой интерес с точки зрения привлечения зарубежных методик и средств к исследованиям социально-экономических процессов, происходящих на пространстве бывшего СССР (проблемы миграции, социальной инфраструктуры мегаполисов, роль местных органов власти и управления в выработке социальной политики, борьбе с нищетой и т. п.).

3. Борьба с допингом в спорте. С момента вступления в силу Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте (1 февраля 2007 г.) к ней присоединились 128 государств. Таким образом, принятие адекватных мер в области антидопинга приобрело статус международного правового обязательства. Для реализации соответствующих проектов в нуждающихся странах учрежден Международный фонд по искоренению допинга в спорте, крупнейшим участником которого является Россия. Успех Конвенции в значительной мере связан с российским председательством: с 2007 по 2009 гг. бюро Конференции ее сторон возглавлял Чемпион ЮНЕСКО по спорту В. А. Фетисов (член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО). На прошедшей в октябре 2009 г. 2-й сессии Конференции сторон Россия была избрана в состав бюро, а также вошла во вновь созданный Комитет по отбору заявок для финансирования из Фонда [5].

4. Международная коалиция городов против расизма. Этот проект ЮНЕСКО имеет целью объединить усилия городских властей по всему миру в целях нормализации межэтнических и межконфессиональных отношений в городах. Проект объединяет региональные коалиции городов, которые в качестве своих уставных документов приняли «десятипунктовые планы действий», охватывающие все сферы деятельности в городской среде (образование, трудоустройство, обеспечение жильем и т.д.). Наиболее активно работает Европейская коалиция городов против расизма (ЕКГПР). В ее состав входят более ста городов Европы, среди которых два российских - Санкт-Петербург и Дербент.

Участие российских городов в этом проекте будет стимулировать муниципальные власти в нашей стране к принятию эффективных мер по противодействию этнической нетерпимости и дискриминации во взаимодействии с гражданским обществом. Со своей стороны российские города получат возможность принимать активное участие в формировании политики этих независимых объединений, поиске партнеров, разработке механизмов стимулирования и мониторинга.

Таким образом, проекты и мероприятия ЮНЕСКО как в мире, так и в России несут в себе гигантский потенциал. Наблюдается усиление внимания этой организации к проблемам культурного и социального строительства в

России, развиваются обмены и контакты в сфере культуры, информации и образования на международном уровне. Участие России в программах и проектах ЮНЕСКО по линии естественных, социальных и гуманитарных наук дает российским и зарубежным ученым возможность проведения совместных исследований геофизических, социологических и общегуманитарных проблем регионального и глобального характера, обмена опытом по целому ряду актуальных вопросов.

Список литературы

1. Официальный сайт Бюро ЮНЕСКО в Москве. - URL: http://www.unesco.org/ new/ru/moscow/

2. Российское участие в МГП ЮНЕСКО обеспечивает национальный комитет МГП. -URL: http://www.ihp-russia.ru

3. Национальный комитет МПФН. - URL: http://www.unesco-ibsp.ru

4. Российский комитет Программы по геонаукам. - URL: http://www.igcpc.ru

5. Иглин, А. В. Спорт и право (международный аспект) / А. В. Иглин. - М., 2012.

Иглин Алексей Владимирович кандидат юридических наук, профессор Российской академии естественных наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Ульяновский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: iglin-av@list.ru

Iglin Aleksey Vladimirovich

candidate of legal sciences,

professor of Russian Academy

of natural Sciences,

head of the sub-department

of the theory and history of state and law,

Ulyanovsk branch of the Russian

Academy of National Economy

and Public Service

at the Russian President

УДК 341 Иглин, А. В.

Международно-правовые вопросы участия России в деятельности

ЮНЕСКО / А. В. Иглин // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 4 (16). - С. 227-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.