Научная статья на тему 'Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России и в мире (к 10-летию Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»)'

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России и в мире (к 10-летию Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2334
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" / Информационное общество / международная информационная политика / Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузьмин Евгений Иванович

Анализируется Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в контексте международной информационной политики. Описываются цель, структура и стратегический план ее развития на 2008-2013 годы. Раскрываются важнейшие приоритеты этой Программы: «Информация в целях развития», «Информационная грамотность», «Сохранение информации», «Информационная этика», «Доступность информации». Показывается вклад России в реализацию Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кузьмин Евгений Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России и в мире (к 10-летию Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»)»

УДК 316.325

ББК 60.550

Е. И. Кузьмин

ПРОГРАММА ЮНЕСКО «ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ»1 В РОССИИ И В МИРЕ (К 10-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО КОМИТЕТА ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО

«ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ»)

Анализируется Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в контексте международной информационной политики. Описываются цель, структура и стратегический план ее развития на 2008-2013 годы. Раскрываются важнейшие приоритеты этой Программы: «Информация в целях развития», «Информационная грамотность», «Сохранение информации», «Информационная этика», «Доступность информации». Показывается вклад России в реализацию Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

Ключевые слова: Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», информационное общество, международная информационная политика, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

E. I. Kuzmin

UNESCO INFORMATION FOR ALL PROGRAMME IN RUSSIA AND THE WORLD (TO THE 10 ANNIVERSARY OF THE RUSSIAN COMMITTEE FOR UNESCO'S

INFORMATION FOR ALL)

UNESCO's Information for All Programme is analyzed in the context of international information policy. The purpose, structure and strategic plan of development for 2008-2013 are described. The most important priorities of the Programme: «Information for Development», «Information Literacy», «Information Preservation», «Information Ethics», «Information Accessibility» - are characterized. Russia's contribution to the implementation of UNESCO's Information for All Programme is displayed.

Keywords: UNESCO Information for All Programme, Information Society, international information policy, the Russian Committee for UNESCO Information for All Programme

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в контексте международной информационной политики

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» - это реакция ЮНЕСКО на серьезные проблемы, порождаемые процессами формирования глобального информационного общества, и одновременно -на новые благоприятные возможности, открывающиеся благодаря бурному развитию информационных и коммуника-

ционных технологий (ИКТ). Программа была задумана в 1999 году, разработана в 2000-2001 годах и официально учреждена в 2001 году как флагманская межправительственная программа с тем, чтобы заложить основу для международного сотрудничества и партнерства в интересах «создания информационного общества для всех». Принимая эту программу, правительства государств-членов ЮНЕСКО обязались использовать новые возможности

1 Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» - UNESCO Information for All Programme (IFAP).

информационного века, чтобы создавать справедливое общество посредством расширения доступа к информации.

Развитие информационного общества - это мощный глобальный процесс, отчасти стихийный, отчасти планово реализуемый. Построение информационного общества для всех может быть осуществлено только в результате формирования и реализации соответствующей целенаправленной политики, последовательных действий как на глобальном уровне, так и на национальном. Построение такого общества связано с масштабной и трудоемкой интеллектуальной, политической, просветительской, организационной и практической работой в самых разных, но взаимосвязанных областях телекоммуникаций, технологий, науки, образования, культуры и т. д. При этом требуются согласованные, скоординированные усилия представителей всех этих сфер в рамках единой национальной (государственной) политики - комплексной, многоаспектной, сбалансированной. Проблема формирования именно такой политики остро стоит сегодня как на международном, так и на национальном уровне.

Цель Программы «Информация для всех» - помогать государствам-членам ЮНЕСКО в разработке и внедрении концептуальных основ этой политики - политики построения плюралистического инклюзивного информационного общества для решения таких сложных современных проблем, как управление, борьба с бедностью, здоровье человека, качественное образование, предотвращение катастроф, охрана окружающей среды и т. д. - путем сокращения неравенства между информационно бедными и информационно богатыми сообществами.

Эффективная политика построения плюралистического инклюзивного информационного общества (по-другому его называют «информационным обществом для

всех», нередко также говорят об «обществе/ обществах знаний») может формироваться исключительно на фундаментальной научной основе, трансдисциплинарных подходах и межсекторальном (межведомственном) взаимодействии. Она не должна строиться как простая арифметическая сумма локальных (узковедомственных, отраслевых), односторонних, часто откровенно лоббистских подходов, к тому же плохо осмысленных в их взаимосвязях, взаимообусловленности и совокупности. Партикуляристские (узкосекторальные) взгляды и подходы (свойственные почти всем специализированным агентствам и на международном, и на национальном уровне, включая министерства и ведомства) не позволяют ни выявить, ни сформулировать системные проблемы, ни организовывать на должном уровне их решение, а потому обречены на неудачу. Более того, на практике такие подходы чаще всего мешают решению системных проблем, препятствующих построению инклюзивного информационного общества. Специализированные агентства в большинстве случаев просто не видят ни общих проблем, ни причин, их порождающих и воспроизводящих, и оказываются не в состоянии наладить необходимое взаимодействие друг с другом.

К сожалению, на практике (в том числе и в России) мы чаще всего видим торжество именно частных, односторонних подходов, не учитывающих наиболее общие закономерности и проблемы развития, в данном случае - фундаментальные проблемы развития информационного общества. Именно поэтому во многих странах мира, особенно в странах с переходной экономикой и развивающихся, политика построения информационного общества как в теории, так и на практике страдает очевидной односторонностью. Основной акцент в ней делается на развитии технологий и телекоммуникационной инфраструк-

туры, в то время как другим важнейшим и необходимым компонентам (содержанию и доступности информации, состоянию информационных институтов и людям -потребителям и создателям информации) уделяется гораздо меньше внимания (или почти не уделяется). И это легко объяснимо. Решение комплексных проблем требует гораздо больших интеллектуальных и организационных усилий, затрат времени и ресурсов, нежели решение частных проблем.

Для создания и успешного развития гармоничных обществ знаний очень большое значение имеет существование на международном уровне такой программы, как ¡БАР, которая очерчивает рамки наиболее общих проблем и помогает тем, кто в этом заинтересован, преодолеть существующие и постоянно возникающие опасные перекосы - если не на практике, то хотя бы на уровне сознания.

ШАР - это единственная межправительственная программа в мире, которая ставит и комплексно изучает такие важные для построения плюралистического и инклюзивного информационного общества (общества знаний) гуманитарные проблемы, как доступность информации, сохранение информации, информационная этика, информационная грамотность, информация для развития. Все эти проблемы равно актуальны и для развитых, и для развивающихся стран, но особенно для стран с переходными политическими и экономическими системами, прежде всего, бывших стран социалистического лагеря.

Самыми сильными сторонами Программы «Информация для всех» являются ее масштабный охват и лежащие в ее основе междисциплинарный, межсекторальный и интегративный подходы, в рамках которых только и возможно сегодня добывать новое важное знание. Под эгидой 1БАР для совместной работы объединены ведущие мировые эксперты, известные

философы, деятели науки и образования, политики, представители международных федераций библиотек, музеев, архивов, издателей, контент-провайдеров и других специализированных агентств. Именно поэтому становится возможным осмыслить в рамках 1БАР разнородные и разноуровневые элементы политики построения информационного общества в их взаимосвязях. В этом смысле 1БАР открывает новые горизонты, и программ, подобных ей, в мире больше не существует.

Из всего множества структур, которые на глобальном и национальном уровне вовлечены в решение задач формирования политики построения информационного общества, только ЮНЕСКО, причем именно в рамках 1БАР, системно и последовательно изучает наиболее общие культурные, правовые, моральные, этические и социальные последствия процессов формирования информационного общества, старается увязывать отдельные элементы в единое целое. Именно поэтому ГБАР позволяет выявить позитивные и негативные черты происходящих процессов, особенно в их гуманитарных измерениях -и на международном, и на национальном уровне; сильные и слабые стороны той или иной политики, заявляющей своей целью построение информационного общества. ШАР обладает огромным потенциалом, особенно если его активно поддерживать и развивать, если переводить заложенные в 1БАР идеи на уровень национальных стратегий и практик.

1БАР призвана стать катализатором более глубокого понимания проблем, с которыми сталкиваются в процессе построения информационного общества все без исключения страны. Но, разумеется, 1БАР не может и не должна подменять деятельности правительств государств-членов, также как и их национальных институтов. ШАР должна работать на устранение пробелов и разрывов, которые неизбежно воз-

никают в силу ограниченных функций других международных организаций, и способствовать взаимодействию между ними. Она призвана оказывать содействие формированию (и формулированию!) коллективного видения будущего, наращивая свое участие в обсуждении глобальных проблем, способствуя решению национальных задач в разных странах путем мониторинга ситуации по всему миру, выявлению общих и специфических проблем, выявлению и продвижению передового опыта их решения.

ШАР помогает в новом ракурсе увидеть и очертить рамки целого ряда очень важных и злободневных проблем, возникающих в процессе формирования инклюзивного глобального информационного общества.

Структура Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

Межправительственный совет, состоящий из 26 государств-членов ЮНЕСКО, осуществляет руководство Программой в планировании и организации ее деятельности. Члены Совета избираются Генеральной конференцией ЮНЕСКО с учетом необходимости обеспечить равноправное географическое распределение и соответствующую ротацию.

Бюро Межправительственного совета состоит из восьми государств-членов, избираемых руководящим Советом, и один раз в год проводит заседания для оценки, отбора и утверждения проектов, а также для проведения тематических дебатов по важным для Программы проблемам. Председатель, избираемый в личном качестве, три заместителя председателя, три члена и докладчик составляют Бюро Программы, которое выполняет обязанности согласно просьбе Совета.

Секретариат Межправительственного совета назначается Генеральным директором ЮНЕСКО. Секретариат ока-

зывает необходимые услуги по подготовке сессий Совета и заседаний Бюро. Секретариат должен собирать предложения и замечания заинтересованных государств-членов ЮНЕСКО и международных организаций. Он отвечает за формулировки конкретных проектов и подготавливает их для изучения.

Инфраструктуру реализации Программы «Информация для всех» во всем мире образуют национальные комитеты Программы и их партнеры.

Стратегический план Программы «Информация для всех» и его приоритеты

В октябре 2008 года на 180-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО был принят Стратегический план действий Программы «Информация для всех» на 2008-2013 годы, в котором подчеркивается важнейшая роль Программы в деле достижения целей развития тысячелетия, выполнения решений Всемирного саммита по информационному обществу.

В соответствии с этим планом деятельность Программы «Информация для всех» должна быть главным образом направлена на помощь государствам-членам в создании и реализации политики в области информации и стратегии развития знаний в мире, в котором во все большей степени используются информационные и коммуникационные технологии.

При этом основное внимание Программы на 2008-2013 годы должно быть сосредоточено на пяти основных приоритетах: «Информация в целях развития», «Информационная грамотность», «Сохранение информации», «Информационная этика», «Доступность информации».

Каждый из этих приоритетов отражает, с одной стороны, новую злободневную глобальную проблему, а с другой - те области роста, развивая которые, учреждения образования, науки, культуры, организа-

ции сферы информации и коммуникации во всем мире смогут более эффективно адаптироваться к вызовам новой информационной среды и внести гораздо больший вклад в развитие каждой страны и всей человеческой цивилизации.

Информация в целях развития

Одна из главных задач, стоящих перед Программой «Информация для всех», заключается в том, чтобы разъяснять правительствам и обществу ценность и роль информации в решении вопросов развития, демонстрировать не только важное значение доступа к информации, но и ее актуальность и пользу. Посредством Программы «Информация для всех» ЮНЕСКО может сыграть в этом особую роль, поощряя на межправительственном уровне развитие Интернета как открытой платформы, где нет разделения на богатых и бедных пользователей. Деятельность в этой области включает содействие формированию массива знаний о важной роли информации в развитии наряду с обменом эффективным опытом; усилия по разъяснению и демонстрации тех преимуществ, которые дают инвестиции в развитие человеческого потенциала путем обеспечения доступа к информации и знаниям для обеспечения возможности их использования в целях развития; оказание поддержки новаторским формам использования информации для развития и др.

Информационная грамотность

В связи с быстрым развитием ИКТ информационная грамотность становится принципиально необходимым средством предоставления людям возможности эффективно искать, оценивать, использовать и создавать информацию для достижения личных, общественных, профессиональных и учебных целей. В мире цифровых технологий с ней тесно связаны еще два вида грамотности - компьютерная (навыки

работы с ИКТ) и медиаграмотность (понимание языка и смыслов различных видов сообщений СМИ). Информационная грамотность предполагает умения:

• четко формулировать свои информационные потребности;

• искать и находить требуемую информацию эффективно, с минимальными затратами времени и сил;

• структурировать и представлять полученную информацию в необходимых форматах, на необходимых носителях;

• использовать, создавать и распространять информацию;

• сохранять информацию для будущего использования или удалять ее.

Право на освоение информационной грамотности сегодня все больше осознается как фундаментальное право человека в цифровом мире; реализация этого права способствует усилению социального участия во всех странах. Для развития информационных навыков и умений каждого гражданина необходимо повысить общественное осознание того, что такое информационная грамотность и зачем она нужна (в первую очередь - среди правительств, образовательных учреждений, библиотек, коммерческих и некоммерческих организаций). Развитие информационной грамотности во всех странах будет способствовать образованию на протяжении всей жизни, укреплению и росту жизнеспособных сообществ, которые самостоятельно смогут обеспечивать свое социально-экономическое и культурное развитие.

Сохранение информации

Систематическое и планомерное сохранение информации есть основа доступа к ней и ее последующей передачи от поколения к поколению. Парадоксально, но факт: по мере развития ИКТ процесс сохранения информации не облегчается, а усложняется и затрудняется, поскольку срок жизни документов в электронной фор-

ме и их стабильность значительно уменьшаются. В отсутствие мер по сохранению информации, представленной в цифровом виде, многие важные документы в скором времени исчезнут или станут полностью недоступными. Часть коллективной памяти человечества будет утеряна.

Проблема сохранения информации -вызов информационного общества, особенно в том, что касается сохранения электронной информации. Раньше, в век информации на аналоговых носителях, эту проблему независимо друг от друга решали библиотеки, архивы, музеи, на международном уровне ей занимались (также разрозненно) ИФЛА, Международный совет архивов, Международный совет музеев. В век цифровой информации прежние подходы должны быть пересмотрены, усилия институтов памяти должны быть объединены, а ответственность между ними заново распределена, причем не только на уровне практики, но и на уровне политики и законодательства. К тому же вопросами сохранения информации сегодня все больше начинают заниматься и университеты, и правительственные агентства, и частный сектор, и неправительственные организации. ШАР позволяет объединить эти усилия.

На протяжении последних десятилетий ЮНЕСКО уделяет проблеме сохранения информации постоянное внимание, поддерживая различные инициативы библиотек и архивов в том, что касается повышения квалификации их работников, способствуя развитию программного обеспечения с открытым кодом в целях сохранения информации, разрабатывая такие документы, как Хартия сохранения цифрового наследия.

Несмотря на все эти усилия, структурные и функциональные характеристики институтов сохранения информации не соответствуют темпам технологического и социетального развития. Производство

информации растет экспоненциально, потребность в доступе к информации также растет по мере развития электронных сетей. К сожалению, сложность, острота, глубина, масштабы, многоаспектность и многоуровневость проблем сохранения информации большинству людей и даже большинству профессионалов, работающих в институтах памяти, почти не видны. Между тем, в процессы сохранения информации сегодня должны быть вовлечены не только традиционно занимающиеся этим библиотеки, музеи, архивы, но и университеты, частный сектор, научно-исследовательские институты.

Сохранение информации в цифровом формате одновременно содействует решению по крайней мере еще двух приоритетных задач Программы «Информация для всех» - обеспечению доступности информации в целях развития, а также открытого и многоязычного доступа к информации. Цифровые технологии открывают доступ к информации и знаниям на основе, в наибольшей степени свободной от любого рода дискриминации.

Деятельность в этой приоритетной области должна привлекать внимание как лиц, принимающих решения, так и самой широкой общественности к проблемам сохранения документального наследия, разработки новой правовой основы и стандартов сохранения информации, средств управления ею и т. д.

Информационная этика

Сегодня международная дискуссия по информационной этике (инфоэтике) касается этических, правовых и социальных аспектов применения ИКТ, которые получают все более широкое развитие и распространение и оказывают все большее влияние на жизнь людей. Этические принципы вытекают из Всеобщей декларации прав человека и включают право на свободу выражения мнений, всеобщий доступ

к информации, особенно к той, которая является общественным достоянием, право на образование, право на частную жизнь и право на участие в культурной жизни. Одним из наиболее острых вопросов в этой области является неравный доступ к ИКТ жителей разных стран, а также городских и сельских жителей в рамках одной страны.

С точки зрения IFAP, информационная этика - это широкая область критического восприятия принципов нормативной этики, касающихся многих аспектов информационного общества, в частности, производства, сохранения, распределения данных, информации и знаний, обеспечения доступа к ним и их использования.

Исходя из этого понимания информационной этики, ШАР строит свою деятельность в этой сфере следующим образом.

ШАР содействует организации серии различного уровня дискуссий, в ходе которых обсуждаются этические, правовые, социальные последствия постоянного нарастания объемов информации и массового проникновения ИКТ практически во все сферы человеческого существования.

ШАР способствует накоплению, упорядочению и наращиванию знаний и передового опыта в сфере информационной этики. ШАР и ее партнеры пополняют шесть баз данных в Глобальной этической обсерватории, созданной в 2005 году: «Эксперты по этике»; «Институты этики»»; «Учебные программы по этике»; «Законодательство и рекомендации, связанные с этикой»; «Кодексы поведения»; «Ресурсы в этике». В развиваемой ЮНЕСКО «Обсерватории информационного общества» есть специальный, посвященный инфоэтике раздел, который также пополняется актуальными материалами со всего мира.

При активном содействии ШАР формируется профессиональное сетевое взаимодействие в сфере информационной этики, с тем чтобы вовлечь учреждения науки и образования, а также молодежные

ассоциации в деятельность по повышению уровня информированности граждан в этой области.

За последние годы был выполнен ряд исследований, проведены региональные и международные конференции, результатом которых стали четыре итоговых документа, в которых нашли свое воплощение позиции и ожидания различных регионов мира в отношении информационной этики и, в связи с этим, в отношении деятельности ЮНЕСКО в целом и ШАР в частности.

Выпущены три важных книги:

• Этика и права человека в информационном обществе.

• Этические аспекты новых технологий. Обзор.

• Политика информационного общества: ограничение и сдерживание глобальных потоков данных.

И наконец, ШАР содействует выполнению нормотворческой роли ЮНЕСКО в отношении разработки норм для демократических, плюралистических и устойчивых обществ знаний.

В этой связи стоит подробнее остановиться на «Кодексе этики для информационного общества», создание которого стало примером подобной нормотворческой роли ЮНЕСКО.

Проект этого документа разработан в качестве общих рекомендательных рамок ответственного поведения в условиях информационного общества и сейчас обсуждается в различных кругах и на различных уровнях, в том числе и в режиме открытого обсуждения членами Межправительственного совета ШАР. В качестве этических оснований для этого документа были взяты соответствующие права человека, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека, - неприкосновенность частной жизни, свобода мысли, совести и религии, свобода убеждений и их выражения, право на образование, свобода участия в культурной жизни общества.

Кодекс этики содержит следующие разделы:

• Информация: этические требования.

• Права и свободы. Равенство.

- Доступ к сетям и службам.

- Доступ к созданию и использованию информации и контента.

- Возможности использования информационного аппаратного и программного обеспечения.

• Свобода выражения мнений.

• Частная жизнь.

• Свобода мирных собраний и ассоциаций.

• Свобода творческого использования технологий.

• Демократия.

• Круг ответственности. Безопасность.

• Защита закона.

• Права на интеллектуальную собственность.

• Круг ответственности провайдеров услуг.

Основной адресат Кодекса - правительства государств-членов ЮНЕСКО, так как в ходе предварительных исследований было выявлено, что в формировании политики информационного общества в большом числе стран особенно велика роль именно правительств. Однако в Кодексе есть соответствующие рекомендации и для международных организаций, представителей бизнеса, пользователей ИКТ и всех участников информационного общества в целом. Текст Кодекса размещен на сайте ШАР портала ЮНЕСКО http://www.unesco.org. В конце этого документа представлен перечень документов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Европейского союза, международных неправительственных организаций, декларации и заключительные документы наиболее крупных международных конференций по вопросам инфоэтики.

Доступность информации

Разработка и актуализация правовой основы развития ИКТ, в частности, распространение на киберпространство законодательства об интеллектуальной собственности, серьезно осложнило доступ к материалам научного и образовательного характера, которые в прошлом были предметом свободных обменов. Парадоксально, что все это происходит на фоне развития Интернета и других открытых платформ, которые предоставляют беспрецедентные возможности для совместного использования информации, развития языкового разнообразия и сохранения языков, находящихся под угрозой исчезновения.

В качестве основных документов ЮНЕСКО, направляющих деятельность Программы в этой области, стоит выделить Рекомендацию о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству и Руководящие принципы политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием.

Программа «Информация для всех» направлена на поощрение развития информации, являющейся общественным достоянием, обеспечение всеобщего доступа к этой информации в цифровой форме, что позволит представителям всех общин создавать местный (локальный) контент на своих языках.

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приоритеты Программы «Информация для всех» взаимосвязаны. Без сохранения информации и обретения должного уровня информационной грамотности, без эффективной и нацеленной на развитие информационной политики, без соблюдения всеми принципов информационной этики невозможен всеобщий доступ к качественной, актуальной информации. В отсутствие научно обоснованной политики, информационной этики, необходимого уровня информационной грамотности

членов общества невозможно обеспечить сохранение информации. Сохранение информации включает умения и навыки создавать метаданные для ее сохранения, хранить ее в верных форматах, своевременно и грамотно перезаписывать ее на более современные платформы, и эти навыки должны стать органичной составляющей информационной грамотности.

Таким образом, 1БАР помогает соединить разнородные и разноуровневые элементы международной и национальной политики в единое гармоничное целое. И это важно, поскольку до сих пор они зачастую рассматриваются изолированно один от другого.

Взгляд сверху, с позиций 1БАР, то есть с позиций общей политики построения информационного общества, а не только изнутри, помогает увидеть все эти крупные, но все-таки частные, секторальные вопросы в новых, порой неожиданных ракурсах, помогает осмыслить эти проблемы в их неразрывности и взаимосвязях, найти сбалансированные подходы к их решению.

Именно поэтому 1БАР должна и может сегодня сделать то, что в силу различных ограничений не в состоянии в одиночку сделать специализированные международные агентства, правительства государств-членов, государственные учреждения, неправительственные и коммерческие структуры.

За годы существования Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в ее рамках было выполнен целый ряд научных разработок; приняты важные международные документы, такие, в частности, как Рекомендации о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству, Хартия сохранения цифрового наследия. Проведено множество международных дискуссий, конференций, семинаров, рабочих групп, круглых столов по разным гуманитарным

проблемам построения информационного общества; подготовлен и издан целый ряд соответствующих книг.

Подробные сведения о работе, проделанной в рамках 1БАР до 2008 года, содержатся в отчетах Программы за 2004-2005 и 2006-2007 годы, переведенных на русский язык и доступных на сайте Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» www.ifapcom.ru

В 2008-2009 годах, когда председателем Программы «Информация для всех» был Кароль Якубович (Польша), действия Программы были направлены прежде всего на определение рамок национальной информационной политики, разработку соответствующих справочных материалов и рекомендаций для государств-членов ЮНЕСКО. Особого упоминания заслуживают три наиболее значимых результата на этом направлении:

• Книга «Национальная информационная политика: базовая модель», в которой представлены результаты изучения и анализа информационной политики разных стран (что позволило выявить и описать наиболее удачные с точки зрения раскрытия и развития человеческого потенциала элементы этих стратегий), а также сформулированы три основополагающих цели национальной информационной политики: демократизация доступа, развитие способностей, создание нормативных правовых рамок.

• Ежегодный всемирный доклад Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» «Политика информационного общества-2009», в котором дается обзор основных международных и национальных документов в области информационной политики и обозначаются главные направления и значимые тенденции развития информационного общества за последний год.

• Онлайновая обсерватория по информационному обществу (ИйрУ^ар^-

observatory.ittk.hu/), которая обеспечивает доступ к новейшим данным, связанным с приоритетными областями Программы «Информация для всех», и постоянно пополняется актуальными стратегическими документами, информацией о событиях, изданиями, накопленными знаниями, аннотациями и т. д.

Россия и IFAP

Россия с самого начала активно участвует в деятельности по реализации флагманской межправительственной Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Председатель только что созданного Российского комитета принимал участие в ее разработке. В 2000 году по инициативе Министерства культуры РФ при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО был создан Российский комитет ШАР. С 2001 по 2005 год Россия являлась членом Межправительственного совета Программы. В 2009 году наша страна снова была избрана членом Совета до 2013 года.

За прошедшие 10 лет при активной поддержке Министерства культуры РФ, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, ряда других российских министерств и ведомств, администраций субъектов РФ Российский комитет реализовал десятки проектов общенационального и международного уровня, получивших самые высокие оценки российских и зарубежных властей, руководства ЮНЕСКО.

Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура отмечал, что поддержка Программы «Информация для всех» со стороны Правительства России является образцовой, и призывал другие страны следовать примеру нашей страны.

После успеха инициированной Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу» в 2005 году К. Ма-

цуура в письме Президенту России В. В. Путину лично поздравил его с успехом этой конференции, выразил ему благодарность за проведение «этого международного форума, столь важного для России и для пропаганды этих важнейших вопросов в регионе», а также за помощь, которую Россия оказывает ЮНЕСКО, особо подчеркнув при этом, что «активная и плодотворная деятельность Российского комитета Программы "Информация для всех" по продвижению и развитию в России и соседних странах этой межправительственной программы ЮНЕСКО завоевала международное признание и достойна всяческой поддержки».

Реализация Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» оказала и продолжает оказывать большое влияние на содержание политики Министерства культуры РФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в таких сферах, как комплексная модернизация библиотек и их информатизация, сохранение фондов библиотек, поддержка и развитие чтения, создание на базе библиотек центров доступа к правовой и иной социально значимой информации, сохранение электронной информации, развитие культурного и языкового разнообразия в ки-берпространстве, формирование информационной культуры и информационной грамотности и т. д. Российские учреждения культуры получали новейшую информацию на русском языке о процессах, тенденциях, политике и стратегиях ЮНЕСКО и зарубежных стран, о позитивных и негативных последствиях формирования информационного общества и в силу этого могли успешнее адаптироваться к радикальным изменениям информационной среды. Благодаря реализации Программы «Информация для всех» установлено тесное сотрудничество Министерства культуры РФ со Спецсвязью ФСО России, которая бесплатно предоставляет общедоступным

библиотекам свои информационно-правовые базы данных «Законодательство России» и проводит обучение их сотрудников; с администрациями целого ряда субъектов Российской Федерации; с Европейской ко -миссией (в вопросах оцифровки и сохранения культурного и научного наследия).

Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» - это экспертно-консультативный орган при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, правительственной координационной структуре, обеспечивающей сотрудничество с ЮНЕСКО Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, а также ученых и специалистов.

Российский комитет является связующим звеном между Россией и Межправительственным советом Программы. В его состав входят представители органов государственной власти, учреждений образования, науки, культуры, организаций сферы информации и коммуникации, общественных объединений и коммерческих структур. Комитет участвует в формировании международной и национальной политики в области построения глобального информационного общества и обществ знаний; осуществляет информационный обмен и строит партнерские отношения с международными и национальными структурами других стран; распространяет в России информацию о мировых тенденциях и политике ЮНЕСКО в этой области. В 20012005 годах основные функции секретариата Комитета выполнял Отдел библиотек Министерства культуры РФ. С 2006 года рабочим органом Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» является Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС).

В соответствии с Положением о Российском комитете Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», в его задачи входят:

• продвижение Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», содействие реализации ее идей, задач, концептуальных положений и приоритетных направлений деятельности на национальном и международном уровне;

• содействие совершенствованию политики и нормативно-правовой базы в сфере культуры, образования, коммуникации и информации в целях построения информационного общества/обществ знаний;

• содействие развитию научно-теоретических и научно-методических разработок, формированию центров передового опыта и совершенствованию деятельности институтов в сфере построения информационного общества и обществ знания.

Для решения этих задач Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»:

• осуществляет сотрудничество с ведущими российскими и международными правительственными и неправительственными организациями и специалистами в сфере науки, образования, культуры, коммуникации и информации;

• инициирует и осуществляет проекты и мероприятия, направленные на реализацию целей Комитета и Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»;

• участвует в экспертизе проектов международных правовых документов, нормативных правовых актов Российской Федерации и других документов, относящихся к сфере деятельности Комитета;

• готовит аналитические доклады, обзоры, экспертные заключения, рекомендации;

• участвует в подготовке директив, указаний и материалов для российских делегаций на сессиях международных орга-

низаций, международных конференциях, переговорах и консультациях по вопросам, относящимся к сфере деятельности Комитета;

• участвует по поручению председателя или секретариата Комиссии в работе российских межведомственных органов.

Основные направления деятельности Комитета

• Информационно-издательская деятельность

Комитет совместно со своими партнерами осуществляет сбор, систематизацию и анализ актуальных публикаций и документов России, ЮНЕСКО, ООН и других международных организаций по гуманитарным вопросам формирования глобального информационного общества и построения информационного общества в России. Часть этих материалов, наиболее тесно связанных с проблематикой Программы «Информация для всех», переводится и издается на русском языке в печатном и электронном виде, а затем бесплатно распространяется среди федеральных и региональных библиотек, образовательных учреждений, научных и информационных центров России. В первую очередь осуществляется перевод тех материалов, которые могут сыграть наибольшую роль в формировании научных представлений о гуманитарных проблемах построения глобального информационного общества, способствовать формированию научно обоснованной политики построения информационного общества в России.

Все публикации осуществляются в рамках следующих серий:

Серия «Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" - общие вопросы»

• Политика информационного общества. Ежегодный всемирный доклад Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» за 2009 год (2010)

• Национальная информационная политика: базовая модель (2010)

• Стратегический план Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (2008-2013 годы) (2009)

• Отчет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» за 2006-2007 годы (2009)

• Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России: текущие и перспективные проекты (2006)

• Отчет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» за 2004-2005 годы (2006)

• Брошюра «Информация для жизни» (2006)

• UNESCO Information for All Programme in Russia (2004)

• Программа «Информация для всех» в России (2004)

Серия «ЮНЕСКО - Всемирный саммит по информационному обществу»

• Формирование информационного общества в XXI веке (2006)

• ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу (английское и русское издание) (2005)

• ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу: итоговый документ международной конференции (английское и русское издание) (2005)

• ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы (2004)

• Состояние исследований по проблемам информационного общества (2004)

• Мониторинг информационного общества и обществ знаний: статистические данные (2004)

• Образование в информационном обществе (2004)

• Наука в информационном обществе (2004)

• Гендерные проблемы в информационном обществе (2004)

• Культурное и языковое разнообразие в информационном обществе (2004)

• Формирование и сохранение культурного наследия в информационном обществе

• Всемирный саммит по информационному обществу (2004)

• Руководящие принципы политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием (2004)

Серия «Развитие многоязычия в киберпространстве»

• Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве. Сборник материалов Международной конференции (2010)

• Многоязычие в России: региональные аспекты (2008)

• Preservation of Linguistic Diversity: Russian Experience (2008)

• Переводческие технологии для Европы (2008)

• Представление языков народов России и стран СНГ в российском сегменте Интернета (2008)

• Измерение языкового разнообразия в Интернете (2008)

• Языковое разнообразие в киберпространстве: российский и зарубежный опыт (2008)

• Как обеспечить присутствие языка в киберпространстве (2008)

Серия «Публичные центры доступа к правовой и другой социально значимой информации (ПЦПИ)»

• Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития. Сборник материалов Международного форума (2005)

• Публичные центры правовой, деловой и муниципальной информации в России (2004)

• Доступ к экологической информации (правовые аспекты) (2004)

• Проблемы создания общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек (2001)

Серия «Информационная грамотность и информационная культура»

• Информационная грамотность: международные перспективы (2010)

• Стандарты ИКТ-компетентности для учителей: стратегические основы (2009)

• Стандарты ИКТ-компетентности для учителей: модули стандартов компетентности (2009)

• Стандарты ИКТ-компетентности для учителей: руководство по внедрению стандартов (2009)

• Принципы качества веб-сайтов по культуре. Руководство (2007)

• Руководство по разработке библиотечных программ грамотности (2006)

• Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины (2006)

• Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях (2002)

Серия «Информационная этика»

• Этика и права человека в информационном обществе (2009)

• Политика информационного общества: ограничение и сдерживание глобальных потоков данных (2008)

• Обзор «Этические аспекты новых технологий» (2007)

Серия «Национальная программа поддержки и развития чтения»

• Чтение в России-2008. Тенденции и проблемы (2008)

• Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения (2008)

• Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках

Национальной программы поддержки и развития чтения (2008)

• Рекомендации по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения (2007)

• Рекомендации по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне (2007)

• Организация конференций и семинаров

Комитет и его партнеры ежегодно организуют и принимают участие в подготовке и проведении различных мероприятий, способствующих реализации основных задач Комитета. За 10 лет организовано около 100 мероприятий регионального, межрегионального, национального и международного уровня, в которых принимали участие многие тысячи ведущих экспертов из 70 стран. В число крупнейших мероприятий входят следующие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первое консультативное совещание национальных комитетов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (Москва, 2009)

Первое подобное мероприятие в истории Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В совещании приняли участие руководители и представители наиболее активно действующих национальных комитетов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»: Австрии, Германии, Израиля, Иордании, Китая, Кот-д'Ивуара, Кубы, Литвы, Нигерии, Польши, России, Словакии, Таиланда, Франции, Филиппин и Чили, а также Республики Молдова. Программа Совещания включала:

• презентации Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и национальных комитетов Программы других стран;

• обсуждение текущего состояния Программы и перспектив ее реализации, вопросов усиления многосторонне-

го сотрудничества в рамках Программы, ее финансирования, публичности и эффективности;

• обсуждение рамок национальной политики в сфере информационного общества, предлагаемых ЮНЕСКО для содействия разработке моделей политики и стратегии в области информации/знаний.

Совещание было организовано Межправительственным советом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Секретариатом ЮНЕСКО, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и его рабочим органом - Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Министерства культуры РФ и корпорации Xerox.

Международная конференция «Языковое и культурное разнообразие в ки-берпространстве» (Якутск, 2008)

Конференция стала вкладом России в проведение объявленного ООН в 2008 году Международного года языков и обеспечила создание основы для системных взаимодействий в области сохранения лингвистического и культурного разнообразия. Конференция собрала выдающихся экспертов из пятнадцати стран пяти континентов: руководителей и представителей органов власти, профильных научных, образовательных и информационных институтов и учреждений, заинтересованных общественных организаций. Обсуждались следующие темы:

• политические, этические и правовые аспекты развития многоязычия в ки-берпространстве;

• Интернет и другие медиа;

• роль библиотек в сохранении языкового разнообразия;

• языки и образование;

• сохранение и развитие культурного разнообразия.

В заключение был принят итоговый документ, получивший название «Ленская

резолюция о языковом и культурном разнообразии в киберпространстве».

Мероприятие было организовано Правительством Республики Саха (Якутия), Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества, Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия), Национальным комитетом Республики Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО при поддержке Министерства культуры РФ, Бюро ЮНЕСКО в Москве и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.

Международная научно-практическая конференция «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» (Москва, 2006).

Конференция позволила российским специалистам продвинуться в понимании проблем формирования информационной грамотности и информационной культуры личности в динамичном, быстро меняющемся мире, в условиях построения глобального информационного общества. Обсуждались следующие темы:

• факторы, определяющие актуальность и социальную значимость формирования информационной культуры человека информационного общества;

• информационная культура личности как интегративное научное направление;

• концепция формирования информационной культуры личности;

• условия реализации концепции формирования информационной культуры личности;

• технология формирования информационной культуры личности на основе системы дифференцированных учебно-методических комплексов;

• механизм реализации концепции формирования информационной культуры личности на национальном, региональном и местном уровнях.

Мероприятие было организовано Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества, Центром по проблемам информатизации сферы культуры, Кемеровским государственным университетом культуры и искусств, НИИ информационных технологий социальной сферы Кузбасса, Государственным центром современного искусства, Российской государственной библиотекой по искусству, Торговым домом «Библио-Глобус» и Союзом «Гильдия Книжников» при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Международная конференция

«ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу» (Санкт-Петербург, 2005)

Конференция стала одним из главных мероприятий в рамках подготовки ЮНЕСКО к Тунисскому этапу Всемирного саммита по информационному обществу (ноябрь 2005 года). Конференция собрала около пятисот участников из пятидесяти стран, представляющих все континенты. Обсуждались следующие темы:

• построение информационного общества и общества знаний: концепции, стратегии, программы;

• человеческий потенциал для общества знаний. Информационная культура личности;

• образование для общества знаний;

• наука и инновации в обществе знаний;

• культурное разнообразие в кибер-пространстве;

• всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием;

• развитие коммуникаций и свобода выражения мнений;

• партнерство и сотрудничество заинтересованных сторон для развития информационного общества;

• создание благоприятной деловой среды для формирования общества знаний;

• технологии и инфраструктура информационного общества;

• политика в области оцифровки и сохранения культурного и научного наследия.

Мероприятие было организовано Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Министерством иностранных дел РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по культуре и кинематографии, ЮНЕСКО, Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО, Институтом развития информационного общества, Центром по проблемам информатизации сферы культуры.

Международный форум «Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития» (Брянск, 2004)

Форум стал первым международным мероприятием по проблемам доступа к экологической информации и формирования экологической культуры, организованным в России. Обсуждались следующие темы:

• обеспечение открытости и доступности экологической информации как необходимые условия в развитии общемировых интеграционных процессов для устойчивого развития;

• формирование гражданской позиции и общественного мнения по вопросам экологической безопасности с использованием ИКТ;

• определение и обоснование новых направлений в системе экологического образования;

• информационно-телекоммуникационные технологии в распространении экологических знаний, информации и культуры;

• консолидация усилий в решении проблем распространения экологических знаний, информации и культуры;

• экологические знания и информация в условиях техногенных катастроф (на примере аварии на Чернобыльской АЭС);

• развитие экотуризма и его информационная поддержка.

Форум был организован Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Министерством культуры РФ, Министерством природных ресурсов РФ, администрацией Брянской области, Российской государственной юношеской библиотекой и Брянской областной научной универсальной библиотекой им. Ф. И. Тютчева.

Международная конференция «Программа ЮНЕСКО "Информация для всех": всеобщий доступ к информации» (Санкт-Петербург, 2004)

Конференция представила Программу ЮНЕСКО «Информация для всех», зарубежный опыт ее реализации и особенности первых ее шагов в России специалистам из библиотечной, образовательной, информационной, музейной сферы, представителям общественных организаций и властных структур. Обсуждавшиеся темы:

• международная политика в области построения глобального информационного общества/обществ знаний и роль Программы в этом процессе;

• формирование, сохранение и использование электронных информационных ресурсов в целях социально-экономического развития;

• социальное партнерство учреждений культуры, образования и науки с органами государственной и муниципальной власти, а также с частным сектором;

• роль библиотек в формировании информационного общества;

• развитие гражданского общества и рыночной экономики.

Мероприятие было организовано Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Российской национальной библиотекой, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, администрацией Санкт-Петербурга, Центром ПИК, администрацией Смоленской области, Санкт-Петербургским государственным университетом, Библиотечной ассамблеей Евразии при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, Министерства по информационным технологиям и связи РФ, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Межпарламентской ассамблеи СНГ, Государственного Русского музея, Информационно-правового консорциума «Кодекс», Информационного центра ООН в РФ, Инвестиционного фонда поддержки культуры и партнерства для развития информационного общества на Северо-Западе России.

Международная конференция «Программа ЮНЕСКО "Информация для всех": развитие национальной и международной информационной политики» (Петропавловск-Камчатский, 2003)

Конференция стала одним из первых заметных мероприятий Комитета в преддверии Всемирного саммита по информационному обществу (Женева, декабрь, 2003). Обсуждались следующие темы:

• современная международная политика построения глобального информационного общества: состояние и перспективы;

• роль Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в построении глобального информационного общества;

• формирование и использование информационных ресурсов в социально-экономическом развитии регионов;

• партнерские связи - основа успешного международного сотрудничества;

• донорские организации в поддержку инициатив и творческих проектов

организаций образования, науки, культуры и коммуникаций;

• информационные технологии в помощь развитию образования, науки, культуры;

• социальное партнерство учреждений культуры, образования и науки с органами государственной и муниципальной власти;

• роль библиотеки в формировании глобального информационного общества, ее влияние на становление демократического государства, развитие гражданского общества и рыночной экономики.

Организаторами конференции выступили Министерство культуры РФ, администрация Камчатской области, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Институт «Открытое общество» и Камчатская областная научная библиотека им. С. П. Крашенинникова.

Всероссийский форум «Власть и общество: проблемы публичного доступа к официальной информации в Российской Федерации» (Москва, 2002)

Форум стал первым крупным совместным мероприятием Комитета и Министерства культуры РФ. Обсуждались следующие темы:

• предоставление в России свободного доступа к официальной информации с помощью общедоступных библиотек;

• реализация Общероссийской программы создания публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек;

• формирование правовой культуры и правового сознания населения.

Мероприятие было организовано Министерством культуры РФ, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Российской государственной библиотекой и Центром ПИК при поддержке Российского фонда правовых реформ и ФАПСИ.

* Развитие многоязычия в кибер-пространстве

Началом этого направления деятельности стала подготовка в 2007 году по поручению Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Национального доклада России «О выполнении Рекомендации ЮНЕСКО о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству». С тех пор Комитетом проведено исследование представленности языков народов России в российском сегменте Интернета, организован целый ряд специальных мероприятий на крупнейших российских и международных конференциях. Конференция «Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве» (Якутск, 2008) стала вкладом России в развитие многоязычия в киберпространстве и крупнейшим международным мероприятием объявленного ООН Международного года языков. Подготовлено и издано девять книг, в том числе издания ЮНЕСКО и Совета Европы в переводе на русский язык.

* Содействие формированию информационной культуры личности

Основным партнером Комитета на этом направлении деятельности с 2000 года является Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), в структуре которого для реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» был создан Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС). КемГУКИ стал первым институциональным партнером Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», причем еще на этапе формирования как самого Российского комитета, так и Программы.

Институт был создан совместным решением администрации Кемеровской области и Министерства культуры Российской Федерации, при финансовой поддержке ко -

торого стали проводиться работы по принципиально новому и актуальному в эпоху становления информационного общества направлению - формированию информационной культуры личности.

Сегодня НИИ ИТ СС КемГУКИ - это признанный центр теоретических исследований проблем формирования информационной культуры и связанных с этим прикладных работ. Разработанная и развиваемая здесь концепция формирования информационной культуры личности включает в себя обоснование общеметодологических принципов и условий организации информационного образования, модель учебного курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых, разработку условий организации информационного образования.

Все прошедшие десять лет КемГУКИ активно участвовал в деятельности Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», представляя результаты своих работ на крупнейших всероссийских и международных форумах. Особый вклад КемГУКИ внес в проведение Международной научно-практической конференции «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» в 2006 году, а также специальных мероприятий Российского комитета Программы «Информация для всех» в рамках ежегодных международных конференций «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» в Крыму.

С 2002 года КемГУКИ организует дни Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбассе, украшением которых является арт-проект «Идеи Программы "Информация для всех" в зеркале искусств».

По вопросам формирования информационной грамотности и информационной культуры Комитетом издано восемь книг - четыре из них подготовлены КемГУКИ.

* Развитие системы доступа к информации, являющейся общественным достоянием

Совместно со Спецсвязью ФСО России (ранее - ФАПСИ) и Министерством культуры РФ Комитет осуществляет деятельность по созданию общероссийской сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек. Участие в этой деятельности принимают также коммерческие организации, работающие в сфере оказания информационно-правовых услуг: Кодекс, КонсультантПлюс, Гарант. На основе ПЦПИ развернута большая работа по правовому информированию и правовому просвещению населения. Во многом благодаря этому информационная деятельность библиотек способствует продвижению основных направлений социальной политики на региональном и муниципальном уровнях.

К настоящему времени в России и за рубежом создано около 7000 центров доступа к правовой информации, где в электронной форме представлено все законодательство Российской Федерации. Россия - единственная страна в мире, создавшая такую инфраструктуру.

Комитет представляет и популяризирует эту деятельность на российском и международном уровне, в том числе в ЮНЕСКО, проводит конференции и семинары, осуществляет мониторинг состояния и проблем развития сети ПЦПИ, готовит и издает аналитические и статистические материалы.

В настоящее время Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» совместно с МЦБС реализует комплексный проект, включающий в себя проведение общероссийского мониторинга деятельности центров доступа к правовой и иной социально-значимой информации, созданных на базе общедоступных

библиотек, выборочные региональные обследования этих центров, проведение региональных семинаров и всероссийской конференции, подготовку аналитического доклада и разработку методических рекомендаций в целях совершенствования деятельности и взаимодействия таких центров.

Российское председательство в НАР: новые задачи и новые возможности

В 2010 году впервые в истории нашей страны представитель России -а именно председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» - был избран председателем Межправительственного совета Программы «Информация для всех». По словам министра иностранных дел Российской Федерации, председателя Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО С. В. Лаврова, это «явилось признанием достижений России и выражением надежд на то, что под руководством России Программа выйдет на новый уровень».

Председательство в ШАР накладывает новые серьезные обязательства не только на Российский комитет ШАР, но и на Россию в целом, прежде всего на Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО. Одно дело - работать в России в рамках Межправительственной программы, а другое -руководить этой Межправительственной программой во всемирном масштабе. В течение двух лет нам необходимо на должном уровне осуществлять весь комплекс связанных с этим работ.

До настоящего времени Российский комитет ШАР уделял довольно много внимания трем приоритетам - «Информация для развития», «Информационная грамотность», «Доступность информации», в то время как вопросы сохранения электронной информации и информационной этики оставались на периферии нашего

внимания из-за невыявленности в России сильных экспертов в этой области.

Таким образом, круг задач, которые предстоит решать Российскому комитету, существенно расширился.

Важно понимать, что председательство России в Программе «Информация для всех» - это не только большой труд и большая ответственность, но и новые благоприятные возможности. Необходимо извлечь из этого максимальную пользу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе нашего председательства нам необходимо активизировать участие российских специалистов во всех международных рабочих группах ШАР. Благодаря этому они получат новый неоценимый опыт и смогут в дальнейшем квалифицированно работать на международном уровне.

Столь благоприятные возможности надо в максимальной степени использовать и для усиления российского культурного и информационного влияния в мире, воздействия на характер диалога и партнерства между культурами, религиями и цивилизациями. Причем не только в рамках ЮНЕСКО, но и в рамках других международных организаций, с которыми ЮНЕСКО и Россия сотрудничают в гуманитарной сфере (Европейская комиссия, Совет Европы, международные федерации библиотек, музеев, архивов и т. д.). Это полностью соответствует Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом России Д. А. Медведевым.

В рамках Программы можно и нужно пропагандировать достижения России в области сохранения культурного и языкового разнообразия, построения информационного общества и правового государства.

Для решения этих задач предполагается организовать в 2011 году в рамках Программы «Информация для всех» под эгидой Правительства России и ЮНЕСКО крупные международные форумы по всем

приоритетам Программы «Информация для всех» (желательно, чтобы ряд форумов прошел в России - стране, председательствующей в ШАР), а также инициировать и запустить международные исследования и обеспечить активное участие российских специалистов в деятельности международных экспертных групп, работающих по каждому из приоритетов Программы и разрабатывающих соответствующие международные документы.

Российскому комитету Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и его партнерам необходимо последовательно добиваться того, чтобы действенную политическую, финансовую и организационную поддержку ШАР оказывали не только Секретариат ЮНЕСКО и Правительство России, но и администрации субъектов РФ, крупнейшие российские учреждения образования, науки, культуры, коммуникации и информации. Желательно также в рамках нашего председательства в Программе «Информация для всех» оказать спонсорскую поддержку проектам ЮНЕСКО в других странах (подобно тому, как это делали и делают Франция, Испания, Бразилия, Китай и другие) или самим инициировать такие проекты.

Что сделано в рамках нашего председательства в НАР?

1 апреля 2010 года Бюро Межправительственного совета ШАР, впервые проходившее под нашим председательством, приняло решение о формировании международных рабочих групп по всем приоритетам ШАР и о назначении лиц, ответственных за конечный результат их деятельности:

• сохранение информации (Австрия);

• информация для развития (Кувейт);

• информационная этика (Латвия и Венесуэла);

• информационная грамотность (Филиппины);

• доступность информации (Мадагаскар).

Все члены Бюро Межправительственного совета ШАР приняли на себя обязательства в том, что каждый из них должен нести ответственность за работу какой-либо из групп, содействовать формированию ее активно действующего персонального состава, организации ее полноценной, эффективной работы, контролировать достижение промежуточных и конечных результатов, нести за это ответственность. Все члены Бюро согласились помогать в этом друг другу и регулярно представлять председателю Бюро промежуточные отчеты о продвижениях на каждом направлении. В настоящее время активизируются усилия, с тем чтобы привлечь к деятельности данных рабочих групп представителей других международных организаций, выдающихся ученых, экспертов и практиков из сфер образования, науки, культуры, информации и коммуникации.

Таким образом, удалось впервые сделать то, что никому из предыдущих председателей Программы ранее не удавалось: возложить на членов Бюро и распределить между ними персональную ответственность за работу по каждому приоритетному направлению Стратегического плана Программы. Предыдущий председатель ШАР Кароль Якубович расценил это как большой успех. Принято важное решение о продолжении финансирования работ Будапештского университета технологий и экономики по подготовке Ежегодного доклада ШАР «Политика информационного общества - 2010» и развитию Обсерватории информационного общества.

Частично реорганизован и упорядочен сайт ШАР на портале ЮНЕСКО, хотя в этом направлении еще многое предстоит сделать.

В мае-июле 2010 года в рамках ШАР были разработаны предложения в про-

ект Программы и Бюджета ЮНЕСКО на 2012-2013 годы. Эти предложения касаются двух приоритетных направлений Стратегического плана Программы «Информация для всех»: «Информационная грамотность» и «Сохранение информации». К работе по подготовке этих предложений на бесплатной основе были привлечены самые уважаемые эксперты мира в сфере сохранения информации и информационной грамотности.

В сфере информационной грамотности предполагается осуществить следующие акции:

• Разработка международных рекомендаций по информационной грамотности с целью повышения осознания важности этой проблемы правительствами и соответствующими институтами во всех странах. После того как эти рекомендации будут официально приняты ЮНЕСКО, появится возможность запрашивать у всех стран национальные доклады об их реализации, подготовить на этой основе Всемирный доклад по информационной грамотности, выявить центры компетенции, продвигать лучший опыт, перейти к формированию эффективной национальной политики и стратегий в этой области во всемирном масштабе. В свою очередь это предполагает создание и развитие учебных программ по информационной грамотности на всех уровнях образования, проведение тренингов для преподавателей и библиотекарей, повышение осведомленности правительств и институтов гражданского общества, проведение исследований и распространение их результатов.

• Разработка долгосрочной стратегии реализации и адаптации концепций и программ в сфере информационной грамотности, разрабатываемых и продвигаемых ШАР, ШЪА и другими заинтересованными сторонами, в образовательных учреждениях, библиотеках и других организациях.

• Разработка ядра образовательных программ в рамках национальной политики построения информационного общества.

• Разработка совместно с Институтом статистики ЮНЕСКО набора индикаторов, которые могут использоваться правительствами для оценки информационных навыков населения и разработки соответствующих стратегий развития информационной грамотности.

• Проведение международной конференции по проблемам объединения усилий государства и общества с целью разработки национальной информационной политики, включая законодательное обеспечение инициатив по продвижению информационной грамотности.

• Организация продуктивного партнерства между всеми заинтересованными сторонами (правительствами, университетами, школами, библиотеками, частным сектором и т. д.).

Кроме того, важным результатом работы в данной области стал План совместных действий ШАР и ИФЛА, проект которого был разработан председателем ШАР Е. И. Кузьминым и членом Российского комитета Н. И. Гендиной, обсужден в ходе международной онлайновой дискуссии, а затем принят Постоянным комитетом Секции по информационной грамотности ИФЛА на Генеральной конференции ИФЛА, состоявшейся 8-13 августа 2010 года в Гетеборге. Вопросы реализации этого плана будут обсуждаться на Международной конференции по информационной грамотности в Бангкоке (2-6 ноября 2010 года), участвовать в которой приглашены Н. И. Гендина и Е. И. Кузьмин.

В сфере сохранения информации подготовлен целый пакет взаимосвязанных предложений для включения в Программу 36 С/5. Программа «Информация для всех» планирует подготовить Всемирный доклад по проблемам сохранения ин-

формации. Этот доклад в дальнейшем может быть использован как основа для подготовки рекомендаций по формированию национальной политики в области сохранения информации. В процессе подготовки доклада будут выявлен передовой опыт, в том числе опыт политического и законодательного обеспечения процессов сохранения информации. Затем на базе центров передового опыта будут организовываться тренинги для профессионалов из библиотек, музеев и архивов. Предложения также включают:

• разработку программного обеспечения с открытым кодом в целях сохранения цифровых материалов и управления данными;

• развитие международного сотрудничества в вопросах создания международных регистров форматов сохранения цифровых материалов;

• сохранение так называемых «скрытых» документов, отражающих культурное и языковое разнообразие.

В сфере информационной этики наибольшее внимание уделяется разработке «Кодекса этики для информационного общества». Кодекс был представлен на Ежегодном форуме Всемирного саммита по информационному обществу в Женеве в рамках специального мероприятия ЮНЕСКО по информационной этике. С августа с. г. проходят онлайновые обсуждения Кодекса среди членов Межправительственного совета ШАР, высказываются предложения по совершенствованию этого важного международного документа.

Продвижение ПАР на международном уровне и в России

Продвижение Программы осуществлялось в 2010 году на крупных международных форумах, таких как:

• Ежегодный форум Всемирного саммита по информационному обществу в Женеве;

• Открытый форум ЮНЕСКО на Генеральной конференции ИФЛА в Гете-борге;

• Ежегодная Международная конференция в Крыму (Судак, 7-12 июня 2010) - в рамках конференции был проведен специальный семинар, посвященный ШАР, на котором были обсуждены все приоритеты Стратегического плана ШАР;

• Всероссийский информационно-библиотечный конгресс в Томске;

• Международная конференция «Через библиотеки - к будущему» (Сочи-Сухуми, 21-24 сентября 2010).

На всех этих форумах были сделаны специально подготовленные доклады об ШАР, посвященные как ее задачам в целом, так и ее отдельным аспектам (место и роль ШАР среди других международных программ, сохранение информации, информационная этика, информационная грамотность и т. д.).

Оказывается поддержка организации и проведению Международной конференции по вопросам развития ШАР (Манила, Филиппины, 22-26 ноября 2010 года).

Для продвижения ШАР и популяризации ее результатов во всем русскоязычном мире в 2010 году были переведены на русский язык и изданы несколько уже упоминавшихся книг. Эти книги в печатном виде активно распространяются на всех проводимых в России и за рубежом конференциях, направляются в научные библиотеки и органы власти России и других стран СНГ. В электронном виде они размещены на веб-сайтах Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (www.ifapcom.ru) и его рабочего органа -Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (www.mcbs.ru).

Поддержка и развитие многоязычия в киберпространстве - сквозная тема Стратегического плана НАР

В развитие решений Ленской резолюции «О культурном и языковом разнообра-

зии в киберпространстве», принятой на Международной конференции «Языковое и культурное разнообразие в киберпро-странстве» (Якутск, 2-4 июля 2008 года), в Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) в Якутске 20-21 июля 2010 года был проведен специальный семинар, во время которого подписано Соглашение о сотрудничестве между Российским комитетом ШАР и СВФУ и открыт Центр развития многоязычия в киберпространстве.

Российский комитет ШАР оказывает этому Центру консультативную помощь (разработка Положения о центре, формирование плана его работы), на ближайшее время намечена стажировка сотрудника этого центра в Москве, в Межрегиональном центре библиотечного сотрудничества.

На средства гранта Президента России для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства издан сборник «Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве» на русском языке, готовится английское издание этой книги. Подготовлен материал для Всемирного руководства по продвижению многоязычия в киберпространстве, где на основе анализа российского опыта предлагаются меры по поддержке миноритарных языков во всем мире.

* * *

В заключение хочется выразить уверенность в том, что все члены и все партнеры Российского комитета ШАР займут активную и заинтересованную позицию с тем, чтобы обеспечить председательство России в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» на высоком уровне, достойном нашей страны, и извлечь из этого максимальную пользу для развития российской культуры в условиях формирования глобального информационного общества и информационного общества в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.