Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИЕЗУИТСКИЕ КОЛЛЕГИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАКАЛАВРИАТ / АССОЦИИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ ЮНЕСКО / ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ / РУССКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА / INTERNATIONAL EDUCATIONAL NETWORKS / NETWORKING / JESUIT COLLEGES / INTERNATIONAL BACCALAUREATE / UNESCO ASSOCIATED SCHOOLS / CONFUCIUS INSTITUTES / RUSSIAN WORLD SCHOOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ясвин В.А.

Рассматриваются подходы к определению понятия «образовательные сети», а также приводятся их основные функции и характеристики. Представлены организационные модели наиболее эффективных международных сетевых образовательных проектов, как прошлого, так и настоящего времени, таких как иезуитские коллегии XVI-XVII веков, международный бакалавриат, ассоциированные школы ЮНЕСКО, институты и классы Конфуция. На основе анализа различных моделей сетевого взаимодействия делается вывод, что при организации сети русских международных школ наиболее целесообразно использовать координационную концентрированную модель сетевого управления, предусматривающую создание регулирующего ресурсного центра, направляющего и координирующего деятельность образовательных организаций членов сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ясвин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EDUCATIONAL NETWORKS IN HISTORY AND MODERNITY

Approaches to the definition of the concept of «educational networks» are considered, as well as their main functions and characteristics are given. Organizational models of the most effective international network educational projects, both past and present, such as the Jesuit colleges of the XVI-XVII centuries, the International Baccalaureate, UNESCO associated schools, Confucius institutes and classes are presented. Based on the analysis of various models of network interaction, it is concluded that when organizing a network of Russian international schools, it is most appropriate to use a concentrated coordination model of network management, which provides for the creation of a regulatory resource center that directs and coordinates the activities of educational organizations that are members of the network.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 37.014.24

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ

INTERNATIONAL EDUCATIONAL NETWORKS IN HISTORY AND MODERNITY

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются подходы к определению понятия «образовательные сети», а также приводятся их основные функции и характеристики. Представлены организационные модели наиболее эффективных международных сетевых образовательных проектов, как прошлого, так и настоящего времени, таких как иезуитские коллегии XVI-XVII веков, международный бакалавриат, ассоциированные школы ЮНЕСКО, институты и классы Конфуция. На основе анализа различных моделей сетевого взаимодействия делается вывод, что при организации сети русских международных школ наиболее целесообразно использовать координационную концентрированную модель сетевого управления, предусматривающую создание регулирующего ресурсного центра, направляющего и координирующего деятельность образовательных организаций - членов сети.

Ключевые слова: международные образовательные сети, сетевое взаимодействие, иезуитские коллегии, международный бакалавриат, ассоциированные школы ЮНЕСКО, институты Конфуция, Русская международная школа.

ABSTRACT

Approaches to the definition of the concept of «educational networks» are considered, as well as their main functions and characteristics are given. Organizational models of the most effective international network educational projects, both past and present, such as the Jesuit colleges of the XVI-XVII centuries, the International Baccalaureate, UNESCO associated schools, Confucius institutes and classes are presented. Based on the analysis of various models of network interaction, it is concluded that when organizing a network of Russian international schools, it is most appropriate to use a concentrated coordination model of network management, which provides for the creation of a regulatory resource center that directs and coordinates the activities of educational organizations that are members of the network.

Keywords: international educational networks, networking, Jesuit colleges, international baccalaureate, UNESCO associated schools, Confucius institutes, Russian World School.

Витольд

Альбертович

ЯСВИН,

доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий, Московский институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО)

vitalber@yandex.ru

Witold

Albertovich

YASVIN,

Doctor of Psychology, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Interfaculty Department of Educational Systems and Pedagogical Technologies, Moscow Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO) vitalber@yandex.ru

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

Введение

Образовательная сеть понимается как саморегулируемое сообщество образовательных организаций, кооперирующих свои информационно-методические возможности и материальные ресурсы для достижения образовательных целей. A.A. Филимонов более развёрнуто определяет сетевую организацию образовательного процесса как «добровольное объединение независимых, индивидов, групп и/или организаций, действующих осознанно, скоординировано и продолжительно для достижения согласованных образовательных целей и имеющее общие корпоративный имидж и инфраструктуру, основанную на формировании и развитии субъект-субъектных отношений... в процессе самоорганизации в рамках долгосрочных договорных обязательств» [15: 102-103].

Сетевое взаимодействие организаций метко характеризуется Т. Фридманом, который констатирует, что, доминирующий до сих пор, старый стиль системных моделей индустриальной эпохи «приказ-контроль» полностью устарел. Современная концепция «хаорядка» (от слов «хаос» и «порядок») рассматривает общественные институты как самоорганизующиеся, постоянно развивающиеся системы на основе сложных информационных сетей [23].

Преимущества образовательной сети по сравнению с централизованной и иерархической системой образования в ее большей устойчивости к внешним и внутренним дестабилизирующим факторам, в более точном выявлении образовательных проблем и запросов общества, связанных с перспективными направлениями образовательной деятельности [7, 17, 21]. Важной характеристикой образовательной сети является такое взаимодействие школ, в котором они осуществляют совместную деятельность, создают и реализуют совместные проекты, то есть, когда между школами происходит не просто информационный, но дея-тельностный контакт, в результате которого формируется новое системное качество [11].

Выделяются ряд принципов организации сетевого взаимодействия в сфере образования [6]: взаимная выгода от участия в сетевом взаимодействии всех организаций; открытость сети, что подразумевает свободное вхождение любого участника в процесс взаимодействия, а также свободный выход из него в случае утраты интереса; контактность, что предполагает формальное и неформальное взаимодействие с целью обмена информационными, методическими, нор-

мативными и иными ресурсами; единство целей, требующее понимания и принятия всеми членами сетевого сообщества конечной цели, но допускающее различные варианты ее достижения; субъектная позиция участников взаимодействия предполагает активную роль, связанную с выдвижением идей и предложений; взаимная ответственность участников сетевого взаимодействия за принятые решения; конвивельность - искусство дружбы, взаимности, доверия и творческого взаимодействия, открытость инновациям.

Международная сеть иезуитских коллегий в XVI-XVII веках

Выдающийся по масштабам и педагогическому качеству сетевой образовательный проект средневековья был реализован Орденом иезуитов (Общество Иисуса, Societatis de Jesu), основанным в 1534 году. Первую коллегию иезуиты основали в 1548 г., а спустя два с половиной десятилетия, в 1574 г., в различных странах Европы орден располагал уже 125 учебными заведениями. К 1608 г. их число увеличивается до 306, в 1616 г. до 372, а к 1640 г. число их достигает 521 [3]. «Теоретическим выражением педагогической мысли иезуитов стал «школьный устав» ордена - «План занятий» («Ratio Studiorum», 1599), включавший учебные планы и подробные инструкции для руководителей и преподавателей различных предметов и типов учебных заведений. Это была первая в истории Европы реформа образования. Система образования иезуитов была чрезвычайно успешной, поскольку делала акцент на формирование духовной элиты во всех слоях общества» [17: 226]. Иезуитское образование считалось лучшим в Европе конца XVI -середины XVII века. По программам и книгам, написанным иезуитами, учились в протестантских университетах, их использовали православные семинарии и академии.

Впечатляющий успех сети иезуитских коллегий и академий, открытых не только по всей Западной и Восточной Европе, но и в Латинской Америке, в значительной степени обусловлен разработанными и применяемыми образовательными стандартами, закреплёнными в «Ratio Studiorum» [8, 16].

Система образования иезуитов оказалась столь успешной и потому, что была востребована обществом, соответствовала своему времени, делала акцент на просвещение всех слоёв общества. Иезуиты, преследуя собственные религиозные и идеологические цели, учили лучше

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ

и качественнее, строили учебный процесс более продуманно и гибко, чем их конкуренты [18]. Как ни парадоксально это может звучать, но представляется, что изучение опыта иезуитов по организации широкой и успешной международной сети школ, работающих по единым стандартам, укомплектованных педагогами, прошедшими методическую подготовку по единым программам, может быть весьма актуально при проектировании сети русских международных школ.

Международный бакалавриат

Несомненно, нельзя оставить без внимания и образовательную сеть международного бакалавриата (International Baccalaureate) - международного некоммерческого частного образовательного фонда, основанного в 1968 году со штаб-квартирой в Женеве, которым разработаны образовательные программы для детей от 3-х до 19-ти лет [2].

Программы международного бакалавриата направлены на личностное развитие, развитие интеллекта, формирование эмоциональных и социальных навыков, актуальных в современном обществе, которые формируются в процессе освоения традиционных учебных дисциплин (рис. 1) [4, 19, 20]. Эти программы передаются школам по всему миру, прошедшим «авторизацию», которая удостоверяет, что школа имеет необходимые условия и

обеспечивает соответствующий образовательный стандарт, а освоившие программу ученики получают официальный документ установленного образца, который подтверждает их образовательный уровень и дает право продолжить обучение или получить работу в любом из государств, принявших эти программы (фактически в любом государстве мира). Кроме того, универсальность программы позволяет школам разных стран мира признавать диплом международного бакалавриата эквивалентным дипломам, выданным внутри страны.

Процесс обучения опирается на авторскую модель французского педагога Мари-Терез Моретт, которая возглавляла старейшую в мире Женевскую международную школу с 1929 по 1949 год, а также написала работу «Методы обучения для мира». В частности, предложенный ею, принцип «международной культуры» предусматривает, что процесс обучения изначально вводит ребёнка в глобальную картину мира, как гражданина мира без акцентирования внимания на родной стране. Преподавание истории начинается с мировой истории человечества, и только позже общая картина дополняется «вставками» национальной истории для осознания её относительности в мировой истории. Принцип полного двуязычия (французский и английский) вводится для освоения разных способов мышления, присущих этим языкам [24].

Группа 6. Искусство

Рис. 1. Группы предметов, изучаемых по программе международного бакалавриата

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

В 1980 году в мире насчитывалось 58 школ международного бакалавриата в 27 странах мира, а в 2020 году программа была реализована уже более чем в 5000 школ в 150 странах мира.

Следует констатировать, что при реализации программы международного бакалавриата в российских школах происходит её совмещение с отечественной образовательной программой под давлением педагогов и родителей, убеждённых в качественном превосходстве российской системы образования, что существенно повышает нагрузку на учащихся. Между тем, идеология сети школ международного бакалавриата изначально предусматривала, что школы-участники полностью перенимают и реализуют исключительно аутентичную образовательную программу IB.

Ассоциированные школы ЮНЕСКО

В качестве ещё одного примера успешного международного сетевого проекта в сфере общего образования могут быть рассмотрены также ассоциированные школы ЮНЕСКО (UNESCO Associated Schools Project Network, ASPnet). Проект был инициирован в 1953 году с целью распространения информации об Организации Объединённых наций, а также изучения и сохранения культурного и природного наследия, изучения прав человека и ребёнка, формирования установок толерантного поведения и культуры диалога, распространения идей мирного сотрудничества народов, общечеловеческих нравственных и духовных ценностей, охраны окружающей среды в рамках соответствующих национальных образовательных программ. В начале проекта в нём приняли участие школы из 15-ти государств, представляющих все континенты. Предполагалась разработка и внедрение в школах пилотных программ, направленных на изучение прав человека и культур других народов.

Для организационной системы ассоциированных школ ЮНЕСКО характерна их полная самостоятельность в выборе форм и содержания учебной и внешкольной деятельности, с предоставлением соответствующей информации в секретариат ЮНЕСКО. Особо подчёркивается, что ассоциированные школы не являются «привилегированными школами ЮНЕСКО», а являются составной частью национальных систем образования в каждой стране.

Стиль управления и координации проекта отличает высокая степень демократичности. Управляющие структуры нацелены на консуль-

тационную, ресурсную и представительскую помощь школам-участницам. Поддерживается инициатива самих школ, решения принимаются на основе обсуждения проблем с учётом сложившейся уникальной ситуации. Участие в мероприятиях, акциях и отдельных программах носит добровольный характер на основе рекомендаций координационных органов, однако, школы, которые в течение трёх лет не проявляют видимой активности, исключаются из сети [13].

Глобальная сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО считается одним самых продолжительных и успешных проектов этой организации. В настоящее время в нём участвует порядка 10 тысяч школ из более, чем 180-ти государств. В Советском Союзе первые ассоциированные школы ЮНЕСКО появились 1957 году. Россию представляют свыше 260-ти образовательных организаций, включая не только школы, но также колледжи и педагогические вузы.

Важнейшей стратегической позицией для организации сети ассоциированных школ ЮНЕСКО, представляется положение о целесообразности объединения творческих ресурсов международной сети школ (ASPnet) с международными сетями университетов (UNITWIN/ UNESCO Chairs) и учреждений среднего профессионального образования (UNEVOC Networc) в контексте стратегии непрерывного обучения на протяжении всей жизни (Life-long learning).

Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО представляет также успешный опыт социального партнёрства [1], актуальный для развития не только профессиональных компетенций и обмена опытом педагогов и руководителей русских международных школ, но формирования социального и эмоционального интеллекта обучающихся.

В традиции ассоциированных школ ЮНЕСКО особый акцент делается на организацию внеурочной деятельности, что позволяет говорить о них, как об учебно-воспитательных учреждениях, осуществляющих интеграцию общего и дополнительного образования, а также социально-культурной деятельности в целях нравственного и духовного воспитания обучающихся.

Институты Конфуция

Одним из самых значительных образовательных и культурно-просветительских проектов мирового масштаба начала XXI века является создание и развитие сети Институтов Конфуция. Проект направлен на последовательное претворение

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

в жизнь политики Китая в плане открытости и гармонизации международных отношений, в которой культурному компоненту придается особое значение. Проект нацелен на обучение китайскому языку и популяризацию китайской культуры.

Глобальная сеть Институтов Конфуция - это сеть международных культурно-образовательных центров, создаваемых Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом Министерства образования КНР совместно с зарубежными синологическими центрами. Помимо собственно «институтов» учреждаются «классы» Конфуция. Некоторые институты имеют специализацию, например Афинский институт Конфуция - бизнеса, Лондонский институт Конфуция - китайской медицины. Координирует работу и обеспечивает финансирование с китайской стороны Штаб-квартира институтов Конфуция. Согласно ряду исследований [5, 10], Институты Конфуция являются инструментами внешней политики КНР в зарубежных государствах, представляющими угрозу их национальной безопасности. Согласно законодательству РФ, Институты Конфуция являются иностранными агентами.

Миссия институтов Конфуция предусматривает «рост понимания Китая» и китайской культуры во всем мире, развитие дружеских взаимоотношений Китая с другими странами. Обучение в институтах Конфуция ориентировано на развитие сотрудничества с Китаем. В задачи институтов Конфуция входит: организация курсов китайского языка и культуры; проведение научных конференций, посвященных Китаю; популяризация языка и культуры Китая через различные конкурсы и мероприятия; проведение квалификационного теста по китайскому языку; подготовка и издание учебной литературы по китайскому языку; студенческие и преподавательские стажировки в Китае, консультации по обучению в КНР

Первый институт Конфуция был открыт 21 ноября 2004 года в столице Республики Корея Сеуле. В мире действует более 300 институтов и ещё больше классов Конфуция почти в 100 странах и регионах мира [12]. Согласно планам КНР, в 2020 году в мире должно функционировать не менее 1000 институтов Конфуция.

Проект «Институт Конфуция» позиционируется как содействие культурному прогрессу человечества. Он позволяет гражданам разных стран изучать язык и достижения одной из древнейших цивилизаций нашей планеты на основе современных учебных и учебно-методических

материалов и информационных технологий. В условиях превращения Китая из регионального государства в мировую державу, знание китайского языка и культуры в разных странах мира, в том числе и в России приобретает всё большую популярность. Число изучающих китайский язык в настоящее время превышает 30 миллионов человек. Китайский язык преподается в более чем 2500 высших учебных заведениях, находящихся в 100 странах мира. В настоящее время в развитие проекта при институтах Конфуция открываются классы Конфуция. Проект «Класс Конфуция» призван повысить уровень знания китайского языка и достижений китайской культуры в мире через реализацию образовательных программ по различным отраслям гуманитарных знаний и осуществление культурно-просветительской деятельности. Задачами проекта являются: продвижение преподавания китайского языка и культуры для разных слоев населения; предоставление материалов для преподавания китайского языка; проведение экзаменов по китайскому языку; предоставление консультаций в вопросах образования, культуры, экономики, общественной жизни Китая и др.; развитие исследований современного Китая. Классы Конфуция осуществляют преподавание практического китайского языка, профессиональную переподготовку (повышения квалификации) учителей и преподавателей китайского языка, средних и высших учебных заведений, поддерживают исследовательские работы в области китаеведения [9].

В России существует более 20 институтов и классов Конфуция в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, Улан-Удэ, Благовещенске, Казани и других городах.

Заключение

Рассмотренные примеры международных образовательных сетей демонстрируют различные концепции, подходы и механизмы их организации и функционирования. Методологический анализ этих и других международных образовательных проектов позволяет, опираясь на опыт их реализации, выявить наиболее эффективные форматы проектирования и реализации сетевой модели русской международной школы.

В частности, анализ различных моделей сетевого взаимодействия показал, что при организации сети русских международных школ [22] наиболее целесообразно использовать координационную концентрированную модель управле-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

ния. Суть такой модели заключается в создании регулирующего ресурсного центра, направляющего и координирующего деятельность по достижению той цели, ради которой и стало формироваться сетевое взаимодействие [13]. По сути, речь идёт о формате консорциума, в котором управление сетью осуществляется центром, производящим методические ресурсы. Роль такого центра в сети русских международных школ может выполнять межфакультетская кафедра образовательных систем и педагогических технологий МГИМО МИД России.

Безусловно, в ряде позиций проект «Русская международная школа» может также опираться на китайский опыт. В частности, речь может идти об организации в рамках данного проекта международного «Института Пушкина» и «классов Пушкина», специализирующихся на преподавании русского языка как иностранного, по аналогии с рассмотренным выше китайским примером, а также с немецким неправительственным культурным центром «Институт имени Гёте» и «Институтом Сервантеса», созданным Министерством иностранных дел Королевства Испания и т.п.

Литература

1. Балясникова Л.А., Бордовский Г.А. Ассоциированные школы ЮНЕСКО: социальное партнёрство и внеурочная деятельность // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 1. С. 130-141.

2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программы Международного бакалавриата: проектирование системы образования XXI века: учеб. пособие; М-во образования и науки Рос. Фед., Перм. гос. пед. ун-т. Пермь: ПГПУ, 2010. 136 с.

3. Бёмер Г. Иезуиты / Инквизиция: происхождение и устройство. Санкт-Петербург: ПОЛИГОН; Москва: АСТ, 1999. 1248 с.

4. Григорьян Я.Г. Требования к профессиональной компетентности учителей международного бакалавриата // Инновации в образовании. 2016. № 11. С. 29-41.

5. Завьялова А.А. Институты Конфуция: интеграция или экспансия? // Высшее образование сегодня. 2010. № 9. С. 54-59.

6. Захарова М.Б. Типы и формы сетевого взаимодействия в системе образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 8-13.

7. Каракозов С.Д., Митрофанов К.Г. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы. М-во образования и науки Рос. Фед. Алтай. гос. пед. акад. Барнаул: АлтГПА, 2011. 171 с.

8. Кидрасова А.А. Организация работы учебных заведений иезуитов и роль образования в жизни ордена в XVI-XVII веках // Мир Евразии: от древности к современности: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Уфа, 5 марта 2020 г.) / Башк. гос. ун-т. Уфа, 2020. Т. 2. С. 93-98.

9. Класс Конфуция как культурно-образовательный международный проект: метод. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Дальневост. гос. ун-т, Ин-т Конфуция. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2010. 77 с.

10. Леонтьева Э.О., Белокопытова М.С. Институты Конфуция как инструмент внешней политики КНР // Регионалистика. 2016. Т. 3. № 5. С. 51-59.

11. Лобок А.М. Сеть как парадигмально новый тип межшкольного взаимодействия // Народное образование. 2014. №. 3. С. 93-101.

12. ЛюЯньдун. Совместная работа для устойчивого развития институтов Конфуция: Программная речь на V съезде Институтов Конфуция // Институт Конфуция (русско-кит. версия). 2011. № 1 (янв.). С. 10.

13. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования / Л.В. Байбородова и др.; под ред. А.В. Золотаревой; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского». Ярославль: ЯГПУ, 2012. 176 с.

14. Прусс Н.М., Беляева Е.А. Управление международным сетевым проектированием в ассоциированных школах ЮНЕСКО // Вестник университета. Гос. ун-т упр. 2013. № 15. С. 376-381.

15. Филимонов А.А. Сетевая организация образовательного процесса // Гуманитарные исследования. 2017. № 1. С. 98-105.

16. Ходунова Т.Н. Педагогическая деятельность ордена иезуитов // Молодёжь XXI века: шаг в будущее: материалы XXII регион. науч.-практ. конф. (Благовещенк, 20 мая 2021 г.) / Благовещен. гос. пед. ун-т. Благовещенск, 2021. С. 56-57.

ПЕДАГОГИКА ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

17. Черников М.В. Самоорганизующиеся системы: методологические подходы и проблемы управления // Общество и человек: пути самоопределения. Санкт-Петербург: Петрополис, 1994. С. 72-86.

18. Шмонин Д.В. «Ratio studiorum» и парадоксы иезуитского образования // Записки Горного института. 2002. Т. 152. С. 266-268.

19. Шнейдер М.Я., Корабельщикова Л.А. Международный бакалавриат: модель, работающая и в России // Экономические стратегии. 2006. Т. 8. № 5-6. С. 116-123.

20. Шнейдер М.Я. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 199-225.

21. Щебельская Э.Г. Типология условий управления сетевым образовательным взаимодействием в системе образования // Вестник ТОГИРРО. 2016. № 1. С. 57-60.

22. Ясвин В.А., Котов Р.И., Демаков И.С., Хромых А.С. Основы проектирования сетевой модели русских международных школ // Вестник МГИМО-Университета. 2023. № 16(4). С. 34-55.

23. Friedman T.L. The Lexus and the olive tree. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1999. XIX. 394 p.

24. Morette M.-T. Methodes deducation f la paix. Genиve: Ecole internationale de Geneve, 1948. 22 p.

References

1. Baljasnikova L.A., Bordovskij G.A. Associirovannye shkoly JuNESKO: social'noe partnjorstvo i vneurochnaja dejatel'nost'. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika, 2017, T. 1, no. 1, pp. 130-141.

2. Bezukladnikov K.Je., Kruze B.A. Programmy Mezhdunarodnogo bakalavriata: proektirovanie sistemy obrazovanija XXI veka: ucheb. posobie; M-vo obrazovanija i nauki Ros. Fed., Perm. gos. ped. un-t. Perm': PGPU, 2010. 136 p.

3. BjomerG. lezuity / Inkvizicija: proishozhdenie i ustrojstvo. Sankt-Peterburg: POLIGON; Moskva: AST, 1999. 1248 p.

4. Grigor'jan Ja.G. Trebovanija k professional'noj kompetentnosti uchitelej mezhdunarodnogo bakalavriata. Innovacii v obrazovanii, 2016, no. 11, pp. 29-41.

5. Zav'jalova A.A. Instituty Konfucija: integracija ili jekspansija? Vysshee obrazovanie segodnja, 2010, no. 9, рp. 54-59.

6. Zaharova M.B. Tipy i formy setevogo vzaimodejstvija v sisteme obrazovanija. Jaroslavskijpedagogicheskij vestnik, 2018, no. 3, рp. 8-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Karakozov S.D., Mitrofanov K.G. Setevaja organizacija obrazovanija: tendencii i perspektivy. M-vo obrazovanija i nauki Ros. Fed. Altaj. gos. ped. akad. Barnaul: AltGPA, 2011. 171 p.

8. Kidrasova A.A. Organizacija raboty uchebnyh zavedenij iezuitov i rol' obrazovanija v zhizni ordena v XVI-XVII vekah. Mir Evrazii: ot drevnosti k sovremennosti: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. (Ufa, 5 marta 2020 g.) /Bashk. gos. un-t. Ufa, 2020, vol. 2, рp. 93-98.

9. Klass Konfucija kak kul'turno-obrazovatel'nyj mezhdunarodnyj proekt: metod. posobie / M-vo obrazovanija i nauki Ros. Federacii, Dal'nevost. gos. un-t, In-t Konfucija. Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 2010. 77 p.

10. Leont'eva Je.O., Belokopytova M.S. Instituty Konfucija kak instrument vneshnej politiki KNR. Regionalistika, 2016, vol. 3, no. 5, рp. 51-59.

11. Lobok A.M. Set' kak paradigmal'no novyj tip mezhshkol'nogo vzaimodejstvija. Narodnoe obrazovanie, 2014, no. 3, рp. 93-101.

12. Lju Jan'dun. Sovmestnaja rabota dlja ustojchivogo razvitija institutov Konfucija: Programmnaja rech' na V s#ezde Institutov Konfucija. Institut Konfucija (russko-kit. versija), 2011, no. 1 (janv.), рp. 10.

13. Modeli setevogo vzaimodejstvija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija / L.V. Bajborodova i dr.; pod red. A.V. Zolotarevoj; M-vo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, FGBOU VPO «Jaroslavskij gos. ped. un-t im. K.D. Ushinskogo». Jaroslavl': JaGPU, 2012. 176 p.

14. Pruss N.M., Beljaeva E.A. Upravlenie mezhdunarodnym setevym proektirovaniem v associirovannyh shkolah JuNESKO. Vestnik universiteta /Gos. un-t upr, 2013, no. 15, рp. 376-381.

15. Filimonov A.A. Setevaja organizacija obrazovatel'nogo processa. Gumanitarnye issledovanija, 2017, no. 1, рp. 98-105.

16. Hodunova T.N. Pedagogicheskaja dejatel'nost' ordena iezuitov. Molodjozh'XXI veka: shag vbudushhee: materialyXXII region. nauch.-prakt. konf. (Blagoveshhenk, 20 maja 2021 g.) / Blagoveshhen. gos. ped. un-t. Blagoveshhensk, 2021. Pp. 56-57.

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

17. Chernikov M. V. Samoorganizujushhiesja sistemy: metodologicheskie podhody i problemy upravlenija. Obshhestvo i chelovek: puti samoopredelenija. Sankt-Peterburg: Petropolis, 1994. pp. 72-86.

18. Shmonin D.V. «Ratio studiorum» i paradoksy iezuitskogo obrazovanija. Zapiski Gornogo instituta, 2002, vol. 152, pp. 266-268.

19. Shnejder M.Ja., Korabel'shhikova L.A. Mezhdunarodnyj bakalavriat: model', rabotajushhaja i v Rossii. Jekonomicheskie strategii, 2006, vol. 8, no. 5-6, pp. 116-123.

20. Shnejder M.Ja. Ocenka kachestva obrazovanija v shkolah mezhdunarodnogo bakalavriata. Voprosy obrazovanija, 2005, no. 1, pp. 199-225.

21. Shhebel'skaja Je.G. Tipologija uslovij upravlenija setevym obrazovatel'nym vzaimodejstviem v sisteme obrazovanija. Vestnik TOGIRRO, 2016, no. 1, pp. 57-60.

22. Jasvin V.A., Kotov R.I., Demakov I.S., Hromyh A.S. Osnovy proektirovanija setevoj modeli russkih mezhdunarodnyh shkol. Vestnik MGIMO-Universiteta, 2023, no. 16(4), pp. 34-55.

23. Friedman T.L. The Lexus and the olive tree. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1999. XIX, 394 p.

24. Morette M.-T. Methodes deducation a la paix. Geneve: Ecole internationale de Geneve, 1948. 22 p.

Статья поступила в редакцию 15.09.2023; принята к публикации 07.10.2023.

The article was submitted 15.09.2023;

accepted for publication 07.10.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.