УДК-323
DOI: 10.17072/2218-1067-2019-2-78-86
РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОГО ВЕКТОРА ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА: РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА ШОС
Денис Борисов
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Евгений Савкович
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Аннотация
Анализируется гуманитарный вектор деятельности Шанхайской организации сотрудничества в контексте реализации проекта Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС). Авторы на основе ситуационного подхода оценивают развитие нормативно-правовой базы и степень практического воплощения проекта УШОС. Раскрываются потенциальные возможности, ключевые проблемы и противоречия, а также предлагаются некоторые решения, которые позволят повысить эффективность образовательного проекта в формате ШОС. Особое внимание в исследовании уделяется сдерживающим факторам развития сетевых образовательных программ Университета ШОС. Предложены краткосрочные и среднесрочные решения для повышения эффективности сотрудничества в области высшего образования стран-членов ШОС.
Полученные результаты свидетельствуют о высоком стратегическом потенциале сетевого проекта УШОС как для интеграции евразийского образовательного пространства, так и для интенсификации межгосударственного сотрудничества в фарватере ШОС. Сетевой Университет ШОС сформировал нормативно-правовую основу гармонизации образовательных систем, достигнуты первые практические результаты по подготовке магистрантов. Однако авторы исследования отмечают, что проблемы резкой масштабизации проекта, атмосфера постоянных образовательных реформ, а также недостаток администрирования проекта и сложные схемы финансирования формируют негативные тенденции в реализации образовательных программ УШОС и существенно тормозят развитие пятистороннего сетевого проекта.
Ключевые слова: Университет ШОС; УШОС; Шанхайская организация сотрудничества; Центральная Азия; высшее образование; международные образовательные проекты; межвузовское сотрудничество.
Начало XXI в. ознаменовалось важными качественными изменениями в мировых политических и экономических процессах: с одной стороны, повышение роли Азии в целом и КНР, в частности, а с другой - распространение различных региональных интеграционных проектов и инициатив межгосударственного сотрудничества. В этом контексте, одним из важных направлений внешней политики РФ является развитие межгосударственной кооперации в рамках Шанхайской организации сотрудничества. ШОС, стартовав в 2001 г. со сферы безопасности, ведёт активный поиск новых точек взаимного приложения усилий по развитию межгосударственной кооперации на пространстве Центральной Азии (Yun, Park, 2012). На сегодняшний день одним из перспективных направлений деятельности ШОС является сфера высшего образования. Страны-члены Организации выступили с инициативой сформировать общее образовательное пространство между Казахстаном, Китаем, Киргизией, Таджикистаном и Россией через сетевую кооперацию между ведущими ВУЗами1.
1 Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС от 02.11.07 // Официальный сайт ШОС. Available at: URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 01.11.2018).
© Борисов Д. А., Савкович Е. В., 2019
Кооперация в сфере образования для стран-членов ШОС была продиктована целым комплексом позитивных и негативных национальных, региональных и международных процессов. Во-первых, распад некогда единой образовательной и культурно-коммуникативной среды в странах ЦАР приводит к разрушению механизмов межкультурного взаимодействия, что становится вызовом для дальнейшей интенсификации кооперативных инициатив в Центральной Азии. В частности, инерция в образовательных системах стран постсоветского пространства оказывает влияние на образовательные ориентиры - крайне мало образовательных программ, которые на практике были бы сфокусированы на изучении стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). В результате постепенно формируется дефицит кадров с необходимыми языковыми, историко-культурными, академическими компетенциями - специалистов, которые смогли бы успешно налаживать государственные, деловые и гуманитарные контакты на пространстве ШОС. В свою очередь, проблема кадрового обеспечения становится сдерживающим фактором развития сотрудничества, в том числе, под эгидой ШОС. При попытке замены языка межнационального общения с русского на английский/китайский возможности межкультурной коммуникации в регионе также будут снижаться.
Во-вторых, демографический взрыв в странах региона на фоне негативной социально -экономической динамики закономерно приводит к падению качества и сокращению доступа населения к образованию, в том числе высшему, что способствует распространению правовой и религиозной непросвещенности, политической незрелости обществ стран региона, особенно это проявляется в молодежной среде. Под влиянием этих процессов общественное сознание становится более восприимчиво к радикальным и экстремистским идеологиям. Следствием этих процессов становится формирование социальной базы экстремизма в странах Центральной Азии, которая легко подпадает под влияние неконвенциональных исламских организаций, а насильственные методы политической борьбы, обрамленные в радикальные религиозные лозунги, становятся частью политической жизни региона (Lain, 2016). В данном контексте региональные проблемы образования напрямую связаны с политикой безопасности.
В 2006 г. в повестке Шанхайской организации сотрудничества начинает оформляться образовательный вектор. Правительства государств-членов ШОС подписали соглашение о сотрудничестве в области образования1. Это соглашение стало первым шагом по пути развития интеграционных процессов в области образования и создания в этих целях информационной и нормативной правовой базы по вопросам политики государств в области образования. В 2007 г. Президент РФ В.В. Путин на Бишкекском саммите глав государств стран-членов ШОС поддержал инициативу создания в рамках Организации образовательного проекта (Филиппов и Сунь, 2015). На следующий год в Астане на совещании министров образования государств-членов ШОС подписываются «Декларация министров образования» от 24 октября 2008 г. и «Концепция Университета ШОС»2. Главной целью проекта стало укрепление добрососедских отношений через развитие интеграционных процессов в науке и расширение сотрудничества в образовательной сфере, предоставляя новые образовательные возможности для молодежи по политическому, торгово-экономическому, научно-техническому и культурному направлениям на основе реализации совместных образовательных программ и расширения студенческой и научно-педагогической мобильности.
В Концепции Университета ШОС предусматривалось три этапа реализации проекта. Первый - краткосрочный этап предварительного анализа и проектирования проекта УШОС на 2008-2010 гг. полностью выполнен. Второй - среднесрочный этап на 2010-2012 гг. был выполнен частично. Подписаны решения об учреждении Университета ШОС лидерами стран ШОС и Хартия Университета ШОС; согласованы нормативные базы выдачи документов об образовании университета ШОС и их
1 Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования от 15 июня 2006 года // Официальный сайт ШОС. Available at: URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 01.11.2018).
2 Концепция УШОС (2010) Концепция Университета ШОС (новая редакция от 23 сентября 2010 г.) // Сайт НИУ МЭИ. Available at: URL: http://studyabroad.mpei.ru/rus/USHOS/uscoConcept/Pages/default.aspx (дата обращения: 01.09.18).
форм, полученных по согласованных программам обучения и курсам; введены в действие учебные, управляющие и административные структуры Университета ШОС. Однако среди всех направлений на практике удалось реализовать только магистерский уровень подготовки. Третий - долгосрочный план на 2012-2015 гг. практически не был реализован: не удалось организовать ни подготовку по системе «бакалавр плюс магистр», ни создание сетей информационного обеспечения и дистанционного образования Университета, ни издание собственных научных вестников. Соответственно не дошло дело и до проведения мероприятий, направленных на широкое международное признание Университета ШОС и выдаваемых им дипломов, не говоря уже о международной аккредитации образовательных программ бакалавриата и магистратуры для повышения конкурентоспособности Университета. Единственное, что было сделано из долгосрочного планирования - это добавление новых направлений подготовки (экономики и педагогики).
Анализ реализации проекта Университета ШОС показывает неоднозначную динамику. С одной стороны, можно констатировать, что сформирован нормативно-правовой и организационный фундамент проекта. С другой - обращает на себя внимание затянувшаяся проволочка в реализации третьего этапа создания УШОС. Также очевидным минусом является падение количества студентов, участвующих в проекте УШОС: если до 2012 г. фиксируется увеличение контингента, то с 2013 г. явно прослеживается нисходящая динамика студенческих наборов. В отчете Карагандинского экономического университета указывается на снижение контингента магистрантов в связи с малым количеством образовательных грантов от государства. Набор 2015-2016 гг. в Московский государственный университет составляет 17 магистрантов, а в планах на 2016-2017 гг. - уже всего 5. По направлению «энергетика» также заметно сокращение контингента, особенно в региональных ВУЗах. Например, НГТУ в 2011 г. принял 9 студентов, в 2012 - 2, в 2013 г. набор не состоялся, в 2014 - 8, в 2015 и 2016 гг. набора не было (Ширинский, 2016).
Тем не менее, на сегодняшний день можно констатировать, что проект УШОС, преодолев концептуальный этап, со сложностями, но переходит в практическую плоскость. Накопленный опыт функционирования УШОС выявил ряд проблемных моментов и «тонких мест», которые снижают скорость и эффективность реализации проекта. Очевидно, что для достижения нового качественного уровня в проекте УШОС назрела необходимость корректировок. Можно выделить следующие проблемные зоны и варианты их решения.
Сокращение масштабов. Необходимо пересмотреть масштабы реализации проекта, расставив приоритеты интенсивного развития. Переформировать УШОС с упором на действительно ведущие вузы стран ШОС. Сократить количество вузов с 75 до 10-12 из числа ведущих университетов каждой страны — члена ШОС. Для пилотного проекта образовательная сеть из 75 вузов является сложно управляемой системой, так как охватывает большое географическое пространство, представляет разнообразные по уровню развития и возможностям учебные заведения с разными исполнителями. Например, большинство российских вузов имеют весьма ограниченные возможности в своей финансовой и нормативно-правовой деятельности и вынуждены строго следовать предписаниям Министерства образования и науки и контролирующих органов, что ограничивает возможности вуза для реализации образовательных экспериментов, к которым относится и УШОС. Существующие в РФ Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) являются серьёзным барьером для согласования образовательных программ в рамках УШОС. Более того, в РФ практически каждый год вносятся изменения во ФГОС: 2; 3; 3+; 3++; 4 - это также выступает дополнительным ступором для вузов в согласовании совместных образовательных программ (Кузнецова, 2016). Оптимальное решение этой проблемы - это участие в УШОС только тех вузов, которые имеют право на использование в образовательной деятельности собственных образовательных стандартов.
Помимо этого, целесообразно сократить количество уровней подготовки в рамках УШОС. Различия азиатского и европейского пространства высшего образования, даже несмотря на приверженность Болонской системе, серьезно осложняют гармонизацию совместных образовательных программ, поэтому включение в проект бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры выглядит очень поспешным. Бакалавриат с его 4 годами подготовки является крайне сложным для синхронизации учебных планов вузов из разных стран. Однако проблема бакалавриата тесно связана с языковой проблемой: без языковой подготовки крайне сложно найти студентов, которые смогут
учиться в магистратуре на иностранном языке. Языковая проблема особенно остро стоит для китайских студентов, которые планируют учиться в русскоязычном образовательном пространстве и для русскоязычных студентов, планирующих обучение в китайских вузах (Гребенникова, 2015). В этом контексте важно внедрять на уровне бакалавриата языковую подготовку для студентов, которые планируют продолжать обучение в УШОС. Возможно подключение Институтов Конфуция и Пушкина для языковой подготовки студентов. В среднесрочной перспективе представляется актуальным расширение сотрудничества в области образования на пространстве ШОС на уровень среднего образования. В качестве основы можно использовать опыт ЮНЕСКО по созданию и развитию сети ассоциированных школ во многих странах мира. С помощью ассоциированных школ УШОС на уровне среднего образования может задавать необходимый языковой уровень и использовать такие школы в качестве механизма отбора наиболее успешных учеников для продолжения обучения в рамках Университета ШОС.
Согласование программ на уровнях аспирантуры и докторантуры сталкивается примерно с теми же проблемами. Во-первых, в РФ аспирантура стала третьей ступенью высшего образования, а соответственно на неё распространяется жесткое федеральное регулирование (ФГОС). Во-вторых, сохраняется неопределенность в связи с попытками перейти на западную систему бакалавр-магистрант-докторант (PhD) при сохранении системы аспирантуры (кандидат наук) — докторантуры (доктор наук). В-третьих, российская процедура присуждения научных степеней находится в процессе реформирования: предполагается передать полномочия присуждения научных степеней от Всероссийской аттестационной комиссии к отдельным образовательным учреждениям.
Если говорить о перспективах электронно-дистанционных форм обучения в рамках университета ШОС, то можно отметить, что существует определенный запрос со стороны русскоязычного пространства высшего образования на реализацию такой формы обучения студентов. В частности, МГИМО активно разрабатывал концепт «виртуального университета ШОС» и информационно -коммуникационную платформу Университета ШОС1. Казахские эксперты отмечают, что использование e-leaming технологий обучения на базе сетевой инфраструктуры Университета ШОС позволит максимально удовлетворить образовательные потребности студентов и увеличить доступность обучения в головных (базовых) вузах Университета ШОС (Тен и Когай, 2016). Однако дистанционная форма обучения невозможна в китайских вузах по причине особого режима работы китайского сегмента сети Интернет, поэтому дистанционная форма обучения не подходит для «шанхайского» сетевого образовательного проекта. В данной связи стоит отметить, что дистанционную форму обучения на постсоветском пространстве уместнее внедрять в рамках сетевого Университета СНГ, где все страны действуют в едином электронно-информационном пространстве.
Подводя итог, в краткосрочной перспективе целесообразно сосредоточиться на двухлетнем магистерском уровне образовательной подготовки в фарватере УШОС с обеспечением языковой подготовки на бакалаврском уровне (1+1). Более того, это подтверждается на опыте реализации совместных образовательных программ УШОС, где подавляющие наборы представлены студентами-магистрантами. В среднесрочной перспективе важно сосредоточиться на гармонизации правовых основ образования стран-членов ШОС и основных компонентов высшего образования, а именно, в части свободно выбираемых дисциплин, которые должны составлять 20-30% всей учебной нагрузки, что даст необходимые люфты для организации студенческой мобильности.
Содержание образовательных программ. Образование - это прежде всего персональный выбор, поэтому проект УШОС должен серьезно повысить свою рыночную привлекательность на рынке образовательных услуг стран ШОС, стать привлекательным, престижным для молодых людей. Качество образования - главное требование, исходящее от стран-членов ШОС, особенно КНР (Ли, 2015). В этом контексте важно сосредоточиться на трех аспектах: а) качество б) востребованность в) престижность.
1 Виперсон (2009) - Интервью начальника отдела перспективных научно-образовательных разработок Управления инновационного развития МГИМО В. Каберника от 05.10.09 // Официальный сайт Электронной библиотеки биографических данных Viperson.ru. Available at: URL: http://viperson.ru/articles/vitaliy-kabernik-universitet-shos-budet-virtualnym (дата обращения: 01.10.18).
По первым аспектам важно привлечь к реализации образовательных программ ведущих национальных специалистов из академической и деловой среды, обеспечить современную материально-техническую базу образовательного процесса, а также организовать кураторство со стороны ведущих компаний и государственных учреждений. По второму аспекту необходимо переоценить потенциал действующих профилей подготовки: «Регионоведение», «Экология», «Энергетика», «1Т -технологии», «Нанотехнологии» и добавившиеся не так давно «Экономика» и «Педагогика». В частности, насколько эти направления соответствуют экономическому характеру взаимодействия стран ШОС, насколько они востребованы на рынке труда в конкретных странах ШОС.
На наш взгляд, профили подготовки УШОС нужно привести в соответствии с реальной хозяйственно-экономической ситуацией в самих странах ШОС, а также исходя из их реальных потребностей. Так, профили должны достаточно точно отражать ситуацию на рынке труда стран ШОС. Это является важным условием для привлечения студентов. Следует точно определить, какие специалисты нужны для экономик стран ШОС в ближайшей перспективе. В целом, УШОС должен стать активным субъектом очень конкурентного образовательного рынка евразийского пространства. УШОС в перспективе - синоним престижа и карьерного роста - только так можно надеяться на привлечение способных молодых людей, которые в будущем составят профессиональную основу многопрофильного сотрудничества между странами ШОС. При успешном решении этих задач высока вероятность привлечения студентов на коммерческой основе, что значительно снизит зависимость проекта УШОС от государственных бюджетов стран — членов ШОС.
Администрирование проекта. Как показывает опыт реализации международных образовательных программ в сфере высшего образования в Европе - важным критерием является качество управления: необходимость нормативно-правовой гармонизации национальных образовательных систем и финансового обеспечения студенческой мобильности требуют компетентной команды профессионалов, которая будет наделена необходимыми полномочиями и работать на регулярной основе. На сегодняшний день административная компонента УШОС практически отсутствует. Созданы органы, принимающие решения (Ректорат УШОС), но нет исполнительного звена, что прямо сказывается на эффективности и скорости реализации проекта. К тому же, управленческая структура УШОС выведена за пределы Секретариата ШОС, что существенно сказывается на эффективности управления, статусе менеджмента проекта и главное - на финансовой составляющей. Вся административно-организационная работа с 2013 г. ведется силами РУДН во главе с ректором Владимиром Филипповым на общественных началах1.
Наглядно недостаток управленческого ресурса можно оценить, если обратиться к официальному сайту УШОС. Официальный сайт УШОС (www.uni-sco.ru) по-прежнему находится на начальной стадии функционирования: добавлена общая информация, но большинство разделов не заполнено. Приходится прикладывать большие усилия, чтобы найти информацию о деятельности университета и мероприятиях, полностью отсутствует статистика по реализации совместных программ УШОС, нет нормативно-правовой базы и т. д. Современное сетевое образование без должного информационного сопровождения качественно снижает эффективность проекта в целом. По этому поводу можно отметить, что альтернативный сайт Университета ШОС (www.usco.edu.cn), созданный Научно-исследовательским центром УШОС при китайском ректорате УШОС, даже на русском языке является более информативным. В этом контексте очень актуально звучат предложения китайской стороны по активизации структурного оформления ректората УШОС: включение его в структуру секретариата и размещение на постоянной основе в недавно открывшейся штаб-квартире ШОС в Пе-
кине2.
Финансирование. Большой блок проблем связан с финансовыми аспектами. На сегодняшний день схемы финансирования привязаны к образовательным бюджетам стран-членов ШОС, что резко повышает бюрократизацию и сроки согласования. Более того, учитывая сложную социально-экономическую обстановку в странах-членах ШОС, везде (кроме КНР) снижается государственная
1 Известия (2013) Интервью ректора РУДН В. Филиппова от 15.01.13 // Официальный сайт «МИЦ «Известия». Available at: URL: http://iz.ru/news/543004?page= 1 (дата обращения: 01.10.18).
2 Доклад УШОС (2013) Аналитический доклад «Перспективы и стратегии развития УШОС» // Официальный сайт Информационного портала Университета ШОС (КНР). Available at: URL: http://www.usco.edu.cn/RUS/ywzx/2013-05-29/184.htm (дата обращения: 01.06.18).
поддержка. Эту тенденцию отмечают представители казахских и российских вузов, а также китайская сторона указывает на слабую материальную поддержку со стороны остальных правительств стран-членов ШОС (Цой, 2015).
ВУЗы - это прежде всего хозяйствующие субъекты, которые должны строго вести бухгалтерский учет. Поэтому необходимо пересмотреть в сторону упрощения схемы финансирования сетевого образования на «шанхайском пространстве». Как вариант, можно рассмотреть возможность подписания межправительственного соглашения о создании Фонда УШОС, который возьмет на себя администрирование образовательных грантов для обучения в Университете ШОС. Дополнительно Фонд сможет подключиться к решению сопутствующих финансовых проблем: оплата транспортных расходов студентов, связанных с передвижениями в рамках освоения образовательной программы; выделение персональных стипендий за отличную учебу или поддержка малообеспеченных студентов; трэвел — гранты для профессорско-преподавательского состава в рамках продвижения кадровой мобильности; финансирование совместных научно-исследовательских проектов и мероприятий.
В качестве краткосрочного решения можно вывести вопрос финансирования из повестки реализации сетевого Университета ШОС и перевести его с уровня «Университет - Университет» на уровень «Университет - Студент». В этом случае студенты, обучающиеся на коммерческой основе, лично оплачивают обучение в иностранном ВУЗе-партнере, а студентам-бюджетникам можно рассмотреть возможность предоставления целевых грантов на обучение от местного ВУЗа.
Подводя итог, важно отметить мощный мультипликативный эффект процесса гармонизации национальных образовательных систем Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана в рамках Университета Шанхайской организации сотрудничества. В области экономического развития проект должен подготовить кадровое обеспечение для наиболее востребованных направлений экономического сотрудничества. В социальной сфере УШОС может сыграть важную стабилизирующую роль, обеспечив новые социальные "лифты" и возможности для молодого поколения и предоставив созидательные варианты реализации во всех сферах жизнедеятельности. В области межгосударственного сотрудничества образовательный проект ШОС должен выступить в качестве проводника для мотивированной региональной кооперации на общественном и личностном уровнях, формируя целе-полагание на развитие евразийских связей.
Исследование фиксирует завершение нормативно-правового и пилотного этапов реализации УШОС. Оформлена институциональная структура проекта. Имеются положительные практические результаты в подготовке студентов по магистерским программам. Тем не менее, выявлены негативные тенденции: сокращение студенческих наборов; развитие асимметрии в составе иностранных студентов в сторону Китая; общий низкий уровень языковой подготовки. Также авторы отмечают ряд критически важных вызовов для реализации проекта: постоянные флуктуации в образовательных системах постсоветских стран, вызванные продолжающимися поисками экономической модели развития, чрезмерная масштабизация, недостаток администрирования УШОС и сложные схемы финансирования.
Предлагается ряд кратко- и среднесрочных решений для более эффективной гармонизации образовательных систем стран-членов ШОС. Среди краткосрочной группы предложений важно сузить направления образовательной подготовки до языковых курсов и магистерского уровня; сконцентрироваться на ведущих ВУЗах шанхайского пространства, которые наделены правом создания собственных образовательных стандартов; предусмотреть актуальные направления подготовки, исходя из специфики экономического сотрудничества стран-членов ШОС; привлечь ведущие компании; перевести финансирование студенческой мобильности на персональные гранты и компенсации на уровне «Студент - Университет». Среди группы среднесрочных предложений необходимо предусмотреть унификацию образовательных стандартов по бакалаврам в части свободно выбираемых дисциплин; открыть специализированные средние общеобразовательные школы с изучением русского и китайского языков; перевести менеджеров проекта в штат секретариата ШОС; учредить Фонд УШОС для финансирования студенческой мобильности.
Наконец, проект Университета ШОС может наполнить новым содержанием деятельность самой организации, которая, несмотря на декларируемый универсальный характер, не выходит за пре-
делы повестки безопасности. Включение вопросов образования в повестку «шанхайского сотрудничества» расширит реноме ШОС с позиции «human security» как института межгосударственного сотрудничества, нацеленного на развитие человеческого потенциала. Более того, работа по развитию образования на пространстве ЦАР комплементарна политике безопасности Шанхайской организации сотрудничества как стратегический элемент политики противодействия экстремизму.
Библиографический список
Филиппов, В., Сунь, Ю. (2015) 'Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопряжении
образовательных пространств Евразии', Государственная служба, 6 (98). URL: http://pa-
journal.ranepa.ru/articles/r 102/3560/ (дата обращения: 01.11.2018) [Filippov, V., Sun, Y. (2015) 'The role of the Shanghai Cooperation Organization University in the mate educational spaces of Eurasia' [Rol' Univer-siteta Shankhaiskoi organizatsii sotrudnich-estva v sopryazhenii obrazovatel'nykh pros-transtv Evrazii], Public Administration, 6 (98). Available at: http://pa-journal.ranepa.ru/articles/r102/3560/ (Accessed: 10 November 2018)]. (In Russ.).
Федин, С. К. (2012) 'Создание университета Шанхайской организации сотрудничества - важный этап процессов интернационализации образования', Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки, 11 (644), cc. 81-92. [Fedin, S. K. (2012) 'The development of the Shanghai Cooperation Organization University - major part of the education internationalization processes' [Sozdanie universi-teta Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichest-va - vazhnyi etap protsessov internatsionali-zatsii obrazovaniya], Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanitarian Sciences, 11 (644), pp. 81-92]. (In Russ.).
Ширинский, С. В. (2016) 'Университет ШОС, направление «Энергетика»', Повышение конкурентоспособности молодежи стран-участниц ШОС в мире: материалы международной конференции. URL: http://conf.rudn.ru/conf/mief-unisco/file/SCO.pdf (дата обращения: 10.11.18) [Shirinskii, S.V. (2016) 'University of SCO, "Energy" direction' [Universitet ShOS, napravlenie "Energetika"] in: Increasing competitiveness of youth in the SCO countries in the world: Proceedings of the international conference [Povyshenie konru-rentosposobnosti molodezhi stran-uchastnits
the field of regional studies within the framework of the University SCO' [Prob-lemy podgotovki spetsialistov v oblasti re-gional'nykh issledovanii v ramkakh universi-teta ShOS], Oriental Studies in Altai, 8, pp. 37-39]. (In Russ.).
Тен, Т. Л., Когай, Г. Д. (2016) 'Проект УШОС -подготовка специалистов нового формата в Карагандинском экономическом университете', БРИКС: Сотрудничество в целях развития. Сетевые университеты и международный рынок труда: материалы Международной конференции. Москва. Доступно: http://conf.rudn.ru/netuni/tezis (дата обращения: 10.11.18) [Ten, T. L, Kogai, G. D. (2016) 'The University SCO project: training of the new format specialists at the Karaganda Economic University' [Proekt UShOS - podgotovka spetsialistov novogo formata v Karagandinskom ekonomicheskom universitete] in: BRICS: Cooperation for Development. Network Universities and the International Labor Market: Proceedings of the international conference [BRIKS: Sotrudnichestvo v tselyakh razvitiya. Setevye universitety i mezhdu-narodnyi rynok truda: materialy mezhdu-narodnoi konferentsii] [online]. Available at: http://conf.rudn.ru/netuni/tezis (Accessed: 10 November 2018)]. (In Russ.).
Ли, Я. (2015) 'Новая динамика высшего образования в Китае', Вестник НГПУ, 6 (28), cc. 151-160, doi: 10.15293/22263365.1506.16 [Li, Y. (2015) 'The new dynamics of higher education in China' [No-vaya dinamika vysshego obrazovaniya v Ki-tae], Novosibirsk State Pedagogical University Ви11вгт, 6 (28), pp. 151-160, DOI: 10.15293/2226-3365.1506.16]. (In Russ.).
Цой, Е. Б. (2015) 'Образовательные и культурные проекты ШОС в новосибирском государственном техническом
университете: опыт и перспективы', Международная аналитика, 2 (12), cc. 84-86 [Tsoi, E.B. (2015) 'Educational and
ShOS v mire: materialy mezhdunarodnoi konferentsii] [online]. Available at: http://conf.rudn.ru/conf/mief-unisco/file/SCO.pdf (Accessed: 10 November 2018)]. (In Russ.).
Кузнецова, Е. М. (2016) 'Компетентностно-ориентированные образовательные
стандарты: проблемы реализации', Высшее образование в России, 5, cc. 150-155 [Kuznetsova, E.M. (2016) 'Competency-based standards of education: problems of implementation' [Kompetentnostno-orientirovannye obrazovatel'nye standarty: problemy realizatsii], Higher Education in Russia, 5, pp. 150-155]. (In Russ.).
Гребенникова, Т. Г. (2014) 'Проблемы подготовки специалистов в области региональных исследований в рамках университета ШОС', Востоковедные исследования на Алтае, 8, cc. 37-39. [Grebennikova, T.G. (2015) 'Problems of training specialists in
Информация об авторах
cultural projects of SCO in Novosibirsk State Technical University: results and perspectives' [Obrazovatel'nye i kul'tumye proekty ShOS v novosibirskom gosudarstvennom tekhnicheskom universitete: opyt i perspek-tivy], International Analytics, 2 (12), pp. 84-86]. (In Russ.).
Lain, S. (2015) 'Strategies for countering terrorism and extremism in Central Asia', The Central Asian Survey, vol. 47, 3, pp. 386-405, DOI: 10.1080/03068374.2016.1225899.
Yun, Y., Park, K. (2012) 'An Analysis of the Multilateral Cooperation and Competition between Russia and China in the Shanghai Cooperation Organization: Issues and Prospects', The Pacific Focus, vol. 27, 1, pp. 62-85, DOI: 10.1111/j.1976-
5118.2012.01076.x.
Борисов Денис Алексеевич - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики и управления. E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0002-1321-2956).
Савкович Евгений Владимирович - доктор исторических наук, доцент кафедры Востоковедения Национального исследовательского Томского государственного университета. E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0002-7064-3090).
Статья принята к печати: 30.04.2019
DEVELOPMENT OF THE HUMANITARIAN VECTOR IN SECURITY OF THE SHANHAI COOPERATION ORGANIZATION: ROLE OF THE UNIVERSATY OF SCO
D. A. Borisov
Novosibirsk State University of Economics and Management E. V. Savkovich
National Research Tomsk State University
Abstract
The article analyzes the humanitarian vector of the Shanghai Cooperation Organization activities in the context of the University of Shanghai Cooperation Organization project (USCO). The authors, based on the case approach, assess the progress of the regulatory framework and the pace of practical implementation of the project. Potential opportunities, key problems and contradictions are revealed, and some solutions are proposed for increasing the effectiveness of the educational project in the SCO format. Special attention is paid to the deterrents in the development of the University network educational programs. The paper proposes short-term and medium-term solutions to improve the efficiency of cooperation in the field of higher education between the SCO member countries.
The obtained results reveal a high strategic potential of the SCO network project both for the integration of the Eurasian educational space and for the intensification of interstate cooperation within the SCO. The SCO Network University has formed the legal basis for harmonizing the educational systems of the participating states; the first practical results in the preparation of undergraduates have been achieved. However, the authors note that the problems of drastic scaling of the project, the atmosphere of ongoing educational reforms, as well as the lack of project administration and intricate financing schemes generate negative trends in implementing educational programs of the SCO and significantly obstruct the development of the five-sided educational network project.
Keywords: SCO University; Shanghai Cooperation Organization; Central Asia; higher education; international educational projects; inter-university cooperation.