Научная статья на тему '10 лет университету Шанхайской организации сотрудничества: основные результаты работы'

10 лет университету Шанхайской организации сотрудничества: основные результаты работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УНИВЕРСИТЕТ ШОС / СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Лариса Ивановна, Федоров Роберт Геннадьевич

В статье рассматриваются основные результаты деятельности Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) за десятилетний период, проводится анализ эффективности его деятельности и результатов работы университетов-партнеров, входящих в УШОС. Особое внимание уделяется роли совместных научно-методических мероприятий УШОС по его развитию Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации 28.4368.2017/5.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

10 Years of University of Shanghai Cooperation Organization: Main Results

The article reviews the main results of the activities of the University of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) over a ten-year period, analyzes the effectiveness of its activities and the results of the universities participating in the SCO. Particular attention is paid to the role of joint scientific and methodological ivents of the development of the University of SCO. The article was prepared within the framework of the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation 28. 4368.2017/5.1

Текст научной работы на тему «10 лет университету Шанхайской организации сотрудничества: основные результаты работы»

РУРЫ иоыгпа! оТ World History

Вестник РУДН. Серия: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

2017 7о!. 9 Ыо 4 363-369

http://journals.rudn.ru/world-history

РО!: 10.22363/2312-8127-2017-9-4-363-369

10 ЛЕТ УНИВЕРСИТЕТУ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Л.И. Ефремова, Р.Г. Федоров

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются основные результаты деятельности Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) за десятилетний период, проводится анализ эффективности его деятельности и результатов работы университетов-партнеров, входящих в УШОС. Особое внимание уделяется роли совместных научно-методических мероприятий УШОС по его развитию Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации 28.4368.2017/5.1.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, сетевое сотрудничество, университет ШОС, совместная образовательная программа

В 2018 году исполняется 10 лет со дня создания Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), ставшего успешным и конкурентоспособным международным сетевым образовательным проектом на пространстве ШОС.

16 августа 2007 года на саммите глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества лидеры Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан поддержали российскую инициативу о совместном создании на многосторонней основе сетевого Университета государств-членов ШОС, а 28 октября 2008 года в столице Республики Казахстан городе Астана на совещании министров образования государств - членов ШОС была подписана Концепция создания и функционирования Университета ШОС, которая послужила основой начала сетевого сотрудничества ведущих университетов государств-членов ШОС по осуществлению скоординированной политики в области подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств-членов ШОС.

Накануне десятилетнего юбилея УШОС уже ни у кого не вызывает сомнений в том, что, несмотря на имеющиеся различия в образовательных системах и стандартах образования государств-членов ШОС, возможна эффективная и слаженная работа университетов по совместной подготовке востребованных и конкурентоспособных на международном рынке труда специалистов. За прошедший со дня основания период Университет ШОС стал не только одним из основных инструментов многостороннего взаимодействия в области образования на пространстве ШОС, но и главным гуманитарным проектом, способствующим укреплению взаимное доверия и добрососедских отношений между государствами-членами ШОС и населяющих их народами и повышающим статус и имидж ШОС на международной арене.

Университет ШОС функционирует как сеть уже существующих университетов в государствах-членах ШОС, а также в странах-наблюдателях и партнерах по диалогу.

Главная цель Университета ШОС - предоставление более широких возможностей для молодежи государств сторон в получении качественного современного образования. Вместе с тем следует отметить, что, участвуя в деятельности Университета ШОС, вузы-партнеры способствуют приданию нового импульса расширению многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества, вносят эффективный вклад в сотрудничество стран-участниц организации в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях [1].

Работа Университета ШОС выстраивалась поэтапно, создавая из уже существующих ведущих национальных университетов образовательную сеть. Открытие новых направлений и форм подготовки всегда осуществлялось и продолжает осуществляться путем коллегиального согласования уполномоченных ведомств государств-членов ШОС. В настоящее время Университет Шанхайской организации сотрудничества представляет собой некую образовательную сеть, в которую входят 79 ведущих университетов Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, а также государства-наблюдателя Республики Беларусь.

Исходя из интересов государств-членов ШОС, в Университете введены семь взаимосогласованных направлений подготовки магистратуры: «Регио-новедение», «Экология», «Энергетика», «1Т-технологии», «Нанотехнологии», «Педагогика» и «Экономика» [5].

Реализация совместных образовательных программ осуществляется за счет выделения странами-участниками бюджетных квот. Российская сторона за время функционирования УШОС выделила для обучения в российских вузах-партнерах 1726 мест (табл. 1) кандидатам из других государств-членов ШОС.

Примечательно, что особое внимание в функционировании и развитии Университета ШОС уделяется вопросам повышения качества подготовки, совершенствованию методики обучения. Важную роль здесь играют совмест-

ные научно-методические мероприятия, в ходе которых получают решение наиболее актуальные проблемы, призванные обеспечить высокое качество предоставляемых Университетом образовательных услуг. Среди таких мероприятий стоит отметить Неделю образования государств - членов ШОС «Образование без границ» (Неделя ШОС). На XI Неделе ШОС, которая прошла в Душанбе в 2016 году, представители стран согласовали проект главного документа, закрепляющего юридический статус УШОС и регламентирующего его деятельность - Соглашения об учреждении и функционировании Университета Шанхайской организации сотрудничества.

Таблица 1 - Распределение численности выделенных мест на обучение в переделах квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, установленной постановлением Правительством Российской Федерации от 8 октября 2013 г. №891 [4].

Год гч 4 чо 7 8

о о О 01 01 01 01 01 О Г

\ С? с? ГЧ С? С? С? гч С? О

Страна О о сч 1 о 1 0 1 0 ко 1 0 1 0 1 0 Т

гч гч гч 2 2 2 2 2

Казахстан 39 58 61 55 133 118 89 70 623

Кыргызстан 26 35 24 28 53 48 32 13 259

Таджикистан 16 23 28 31 25 38 13 14 188

Китай 0 78 89 135 76 137 34 107 656

ВСЕГО 81 194 202 249 287 341 168 204 1726

Правительство Российской Федерации 31 октября 2016 года утвердило согласованный проект (распоряжение № 2309-р). Текст Соглашения определяет основные направления функционирования Университета ШОС, формирует основы взаимодействия по разработке и реализации совместных образовательных программ и закрепляет функции следующих органов управления УШОС:

• координационный совет Университета;

• попечительский совет Университета;

• ректорат Университета;

• ректор Университета;

• совет ректоров головных (базовых) университетов Университета (далее -совет ректоров);

• экспертные группы головных (базовых) университетов Университета (далее - экспертные группы) [3].

В сентябре 2017 года руководители министерств образования (науки) Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписа-

ли данное Соглашение от имени правительств своих государств. В ближайшей перспективе после завершения внутригосударственных процедур ожидается подписание Соглашения Китайской Народной Республикой и Республикой Таджикистан.

Показателем качества и уровня подготовки студентов УШОС стал прошедший в рамках Московского международного салона образования-2017 «круглый стол» на тему «Повышение конкурентоспособности молодежи стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества в мире». В ходе заседания «круглого стола» иностранные магистры, обучающиеся в рамках совместных сетевых программ Университета ШОС в российских университетах, представили промежуточные и итоговые результаты своих исследований и проектов по обсуждаемой проблеме. Эксперты высоко оценили проработанность отобранной студентами проблематики и выразили уверенность, что представленные студентами пути решения найдут применение в реальном секторе. Этот факт также получил подтверждение в представленных участникам «круглого стола» многочисленных аналитических и статистических материалах.

Эффективной площадкой по обсуждению проблем функционирования УШОС стал Молодежный форум ШОС, проходящий ежегодно на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. На площадке форума состоялся «круглый стол» «Реализация и развитие образовательных программ Университета ШОС», в ходе которого представители студенчества государств - членов ШОС внесли свои предложения по совершенствованию программ обучения сетевого университета.

Примером эффективного сотрудничества внутри отдельных приоритетных направлений УШОС может также являться работа вузов-партнеров по направлению «Энергетика». Вузом-координатором указанного направления от России выступает Национальный исследовательский технологический университет «МЭИ». Традиционно в 2017 году был проведен Симпозиум по энергетическому направлению Университета Шанхайской организации сотрудничества (г. Пекин). Важной частью Симпозиума стали очные заседания Энергетического интеллектуального центра Университета ШОС, который был создан в декабре 2016 года. На заседаниях Центра заслушиваются доклады экспертов, обсуждаются такие жизненно важные вопросы, как состояние и перспективы совместной деятельности на пространстве ШОС по развитию возобновляемых источников энергии, усиление взаимодействия в развитии энергетики и электроэнергетических сетей.

Значительный вклад в теоретические и методологические основы функционирования Университета ШОС вносится постоянно действующей экспертной рабочей группой государств - членов ШОС по сотрудничеству в области образования.

Сегодня перед вузами, с участием которых осуществляется реализация программ Университета ШОС, стоят новые вызовы и задачи. Рынок труда ме-

няется с молниеносной скоростью: специалисты, популярные еще вчера на рынке специальностей, уже сегодня становятся невостребованными работодателями. В связи с этим вузы-партнеры по проекту УШОС должны вести постоянную совместную работу по модернизации образовательных программ с учетом реальных потребностей экономик стран, внедрять современные технологии и инновационные формы в учебный процесс, способствовать расширению возможностей для сотрудничества и развития, кооперации кадровых, финансовых, интеллектуальных ресурсов.

Нельзя забывать также о том, что качественная реализация совместных образовательных программ невозможна без стабильного финансирования деятельности УШОС со стороны государств-учредителей путем выделения каждой страной бюджетных квот под сетевые программы УШОС, а также путем разработки и внедрения и других механизмов финансирования с привлечением ресурсов национальных и межгосударственных фондов, работодателей.

Свидетельством возрастающей популярности и международного авторитета Университета ШОС являются ежегодные заявки вузов государств Шанхайской организации сотрудничества на вступление в ряды его участников. Вместе с тем 27-30 мая 2015 года в ходе проходившей на базе Белгородского государственного университета IX Неделе образования государств - членов ШОС «Образование без границ было принято решение временно приостановить вступление в УШОС новых членов, а сделать упор на расширение количества направлений подготовки (специальностей) в рамках УШОС в тех вузах, которые уже являются его участниками.

Необходимо отметить работу ректората Университета ШОС, возглавляемого с 2012 года Ректором Российского университета дружбы народов, академиком РАО В.М. Филипповым.

Ректоратом на постоянной основе осуществляется информационно-аналитическое, юридическое и организационно-финансовое обеспечение повседневной деятельности университета, проводится регулярный мониторинг эффективности участия в УШОС вузов-членов. Активно функционирует с момента основания университета китайский национальный ректорат УШОС, который обеспечивает стабильность и эффективность работы китайских вузов в его деятельности.

Последовательное наращивание эффективного взаимодействия в рамках УШОС требует постоянного обмена опытом в области модернизации национальных систем образования, приложения скоординированных усилий по всему спектру проблем в этой сфере. Это главный инструмент подготовки элитных, компетентных кадров - носителей идеологии международного сотрудничества, трансляторов культуры партнерства, формирующего эти установки у молодых поколений жителей стран Шанхайской организации сотрудничества, а значит, и главный гарант многосторонней интеграции, устойчивого развития и процветания наших стран.

Заключение

В заключение необходимо отметить следующее. Опыт показывает, что формат международного сотрудничества и взаимодействия в рамках сетевых форм реализации образовательных программ, в частности через проект УШОС, позволяет успешно преодолевать границы и социокультурные барьеры на пути интеграции и интернационализации образования на пространстве Шанхайской организации сотрудничества.

Это позволяет вузам-партнерам по совместным проектам а сфере образования выйти на качественно новый уровень межгосударственного взаимодействия, обеспечивающего многостороннюю интеграцию, инклюзию, процветание и способствующего устойчивому развитию стран Шанхайской организации содружества. В результате сетевая форма реализации совместных образовательных программ становится эффективным и рациональным средством, обеспечивающим подготовку на многонациональной основе высококвалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики и хозяйства государств, осуществляющих партнерские отношения в рамках международных экономических объединений.

© Ефремова Л.И., Федоров Р.Г., 2017

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аналитический доклад: Университет ШОС как инструмент интеграции образовательных систем государств-членов ШОС // Астраханский государственный университет. URL.: http://www.asu.ru/files/documents/ 00009828.pdf.

[2] Концепция Университета ШОС / Национальный исследовательский университет «МЭИ». URL.: http://studyabroad.mpei.ru/rus/USHOS/uscoConcept/ Pages/default.aspx.

[3] О подписании Соглашения об учреждении и функционировании Университета Шанхайской организации сотрудничества // Правительство Российской Федерации. URL.: http://government.ru/docs/25163/.

[4] Постановление Правительством Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Правительство Российской Федерации. URL: http://static. government.ru/media/files/41d49508643d1f64e871.pdf.

[5] Хартия Университета ШОС // Алтайский государственный университет. URL.: http://www.asu.ru/inter_change/sco/information/10030/.

REFERENCES

[1] Analytical report: SCO University as an instrument of integration of educational systems of SCO member states // Astrakhan State University. URL: http://www.asu.ru/files/docu-ments/00009828.pdf.

[2] The concept of the SCO University / National Research University "MEI". URL: http:// studyabroad.mpei.ru/eng/USHOS/uscoConcept/ Pages / default.aspx.

[3] On signing the Agreement on the Establishment and Functioning of the University of the Shanghai Cooperation Organization // Government of the Russian Federation. URL: http://government.ru/docs/25163/.

[4] Resolution of the Government of the Russian Federation of 8 October 2013 No. 891 "On the establishment of a quota for the formation of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation" // Government of the Russian Federation. URL: http://static. government.ru/media/files/41d49508643d1f6.4e871.pdf.

[5] Charter of the University of SCO // Altai State University. URL: http://www.asu.ru/in-ter_change/sco/information/10030/.

10 YEARS OF UNIVERSITY OF SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION: MAIN RESULTS

L.I. Efremova, R.G. Fedorov

Peoples' Friendship University of Russia 10/2 Miklukho-Maklay St., Moscow, Russia, 117198

The article reviews the main results of the activities of the University of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) over a ten-year period, analyzes the effectiveness of its activities and the results of the universities participating in the SCO. Particular attention is paid to the role of joint scientific and methodological ivents of the development of the University of SCO. The article was prepared within the framework of the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation 28. 4368.2017/5.1

Сведения об авторах

Ефремова Лариса Ивановна - проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов, кандидат философских наук.

E-mail: efremova_li@rudn.university

Федоров Роберт Геннадьевич - начальник отдела координации сотрудничества с сетевыми университетами Российского университета дружбы народов, кандидат экономических наук.

E-mail: fedorov_rg@rudn.university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.