_Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
МЕЖДУНАРОДНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ: ОПЫТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ЧАСТЬ 2 (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
ЧУРСИНА Антонина Сергеевна,
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: chursina1304@mail.ru
Краткая аннотация: В статье представлен анализ усыновления детей - граждан Кыргызской Республики гражданами иностранных государств. В том числе, рассматриваются вопросы аккредитации иностранных организаций по международному усыновлению, действующих в Кыргызстане.
Abstract. The article presents an analysis of the adoption of children - citizens of the Kyrgyz Republic by citizens of foreign countries. In particular, issues of accreditation of foreign organizations for international adoption operating in Kyrgyzstan are considered.
Ключевые слова: международное усыновление, Кыргызская Республика, дети, иностранные граждане, коррупция, мораторий, аккредитация иностранных организаций, суд, отчет об усыновлении, Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики.
Keywords: international adoption, Kyrgyz Republic, children, foreign citizens, corruption, moratorium, accreditation of foreign organizations, court, adoption report, Ministry of Labor and Social Development of the Kyrgyz Republic.
Порядок передачи детей, являющихся гражданами Кыргызстана на усыновление иностранным гражданам, детализирован в Положении о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) гражданам Кыргызской Республики и иностранным гражданам, утвержденным постановлением Правительства КР от 27.10.2015 № 733 [1] (далее - Положение). При этом, в силу п. 32 Положения, взаимодействие между иностранным усыновителем1 и уполномоченным органом по защите детей по вопросам межгосударственного усыновления осуществляется через представительство аккредитованной иностранной организации в Кыргызстане.
В январе 2018 г. Правительство КР за № 69 утвердило новые правила [2] аккредитации иностранных организаций по международному усыновлению, признав утратившим силу ранее действовавшее постановление Правительства КР от 06.12.2013 № 660. Помимо прочих изменений, с целью нивелирования коррупционных моментов, документы на аккредитацию дополнительно рассматриваются в МИД КР, МВД КР, Государственном комитете национальной безопасности КР.
Приказом от 22.11.2018 № 80 Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики (далее - Минтруд и соцразвития КР), приостановило действие свидетельств об аккредитации всех иностранных поставщиков услуг по усыновлению, действующих в Кыргызстане, а именно America World Adoption (США), World Links International Adoption Agency (США), Lifeline Children's Services (США), Premier Adoptions Agency (США), Across the World Adoption (США), Children House International (США), Child and Future Foundation (Нидерланды).
В качестве причины введения данной меры Минтруд и соцразвития КР указало на непредставление отчетов после усыновления. Так, в Кыргызстане требовалось представление четырех отчетов после усыновления. Первый отчет направлялся не позднее, чем через семь месяцев после принятия, а последующие отчеты - с интервалом в один, два и три года после его принятия. По истечении трех лет отчеты направляются по
запросу Минтруда и соцразвития КР. Отчеты должны быть заполнены социальным работником, заверены нотариально и переведены на русский или кыргызский языки и представлены в Минтруда и соцразвития КР с копией в территориальное отделение Минтруда и соцразвития КР, где произошло усыновление ребенка. Аккредитованная в Кыргызстане организация по международному усыновлению должна уведомить посольство Кыргызстана в США в письменной форме о том, что отчеты были представлены в Минтруда и соцразвития КР и его территориальное отделение.
Приказом Минтруда и соцразвития КР от 19.04.2019 № 61 [3], прекращено действие свидетельства об аккредитации организации «American World Adoption Association» (США).
По состоянию на 11.12.2019 в Кыргызской Республике аккредитовано пять поставщиков услуг по усыновлению детей иностранными гражданами: четыре из США (Lifeline Children's Services, Inc., Across the World Adoptions, World Links Association, Premier Adoption Agency, Inc.) и одна из Нидерландов (Child and Future Foundation), с дислокацией в г. Бишкек и Чуйской области.
Однако, по данным Госдепартамента США, Premiere Adoption Agency, Inc. аккредитация не была восстановлена, в связи, с чем соответствующие услуги на территории Кыргызстана не осуществляет. Также начиная с 07.11.2019 Межгосударственная организация по аккредитации и техническому усыновлению (IAAME) отменила аккредитацию Across the World Adoption из-за несоблюдения существенных требований стандартов аккредитации.
Дела об усыновлении рассматриваются судом на основании заключения территориального органа Минтруда и соц-развития КР о передаче ребенка на усыновление с приложенными к нему документами.
Так, решением Чуйского районного суда Чуйской области от 20.09.2019 [4] удовлетворено заявление граждан США Ч.А.У. и Ч.Э.Э. о своем желании усыновить несовершеннолетнего - гражданина Кыргызстана М.Д.А. (2006 года рождения).
Заявители пояснили, что обратившись в уполномочен-
1 За исключением граждан государств-участников СНГ.
Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
ный орган по защите детей - Минтруда и соцразвития КР через организацию «Across the World Adoptions» им выдана информация о М.Д.А. и направление на встречу с ним. Также заявители были осведомлены и осознавали, что ребенок, которого они хотят усыновить, может оказаться с неполной медицинской историей развития, что у ребенка могут проявиться некоторые ранее не выявленные диагнозы уже после помещения в их семью.
В ходе рассмотрения дела были исследованы условия, необходимые для усыновления, материальные и жилищ-но-бытовые и другие.
Так, Ч.А.У. работает в M.S. Inc. на должности управляющего отделом сбыта, его годовой доход составляет 156 808 долларов США, а Ч.Э.Э. домохозяйка. Супруги имеются четырех биологических детей. Живут в доме жилой площадью в 2 650 квадратных футов, расположенном на участке в 20 акров, граничащим с лесом, с большой благоустроенной поляной с видом на горы. В их двухэтажном доме имеется 3 большие спальни, 3 ванных комнаты, просторная гостиная, кухня, обеденная терраса на деревянной веранде с видом на озеро, гараж на две машины и освещенный подвал с комнатой для всей семьи. Район безопасный, улица тихая, там живут много семей с детьми, есть парки, где можно провести время, государственные школы расположены в пределах нескольких миль от дома.
Согласно медицинской справки о возможности быть кандидатами в усыновители Ч.А.У. и Ч.Э.Э. физически, психически и эмоционально способны нести ответственность по воспитанию усыновленного ребенка и не имеют состояние здоровья, которое могло бы препятствовать этим лицам стать родителями, они могут быть кандидатами в усыновители.
Ч.А.У. и Ч.Э.Э. обязались обеспечить ребенка необходимым образованием в соответствии со всеми нормативными правовыми актами штата и национального законодательства и гарантируют, что ребенок будет иметь в полной степени доступ к регулярному медицинскому обслуживанию и предоставлять после усыновительные отчеты, подготовленные аккредитованным агентством.
Исходя из данного, Ч.А.У. и Ч.Э.Э. в состоянии бы-лиобеспечивать все нужды усыновленного ребенка, имели постоянный заработок, к уголовной ответственности не привлекались. Биологическая мать М.Д.А. по собственному заявлению оставила ребенка в Центре реабилитации беспризорных детей, так как не имела постоянного места жительства и источника доход. В 2017 г. была лишена родительских прав, в связи, с чем мальчик определен в школу-интернат на государственное обеспечение. Предоставила письменное заявление о согласии на усыновление своего сына.
За время нахождения М.Д.А. в интернатном учреждении (2014-2019 гг.) им никто не интересовался и не посещал. Сведений о наличии других родственников, в том числе и отца, не имелось. Также желающих взять его в семью из Кыргызстана не было. Поскольку мальчик достиг десятилетнего возраста, то согласно ст. 53 СК КР, М.Д.А. показал, что усыновители ему нравятся, он хочет жить у них в семье, играть с ними, учиться лучше, дал согласие на изменение фамилии и отчества.
Таким образом, принимаемые государством меры, в первую очередь, должны учитывать интересы детей, запрет на международное усыновление к таковым относить нельзя.
Как совершенно справедливо отмечал бывший ом-будсмен КР Т.А. Акун мораторий хотя и ставит заслон попыткам нечестных должностных лиц наживаться на детях, обделенных судьбой, но с другой стороны создается ситуация, когда эти дети оказываются в состоянии сродни жестокому обращению, обреченными на страдания.
Необходимо найти оптимальное решение, которое позволит исключить коррупционные махинации вокруг детей и в то же время обеспечит права ребенка.
Целесообразно, усиление государственного контроля не только за усыновлением, но и за всеми процессами, связанными с детьми в целом, за медработниками, государственными служащими, социальными работниками и т.п., для исключения случаев, например, продажи новорожденных, как в медучреждениях, так и собственными родителями.
Библиография:
1. Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) гражданам Кыргызской Республики и иностранным гражданам, утвержденное постановлением Правительства КР от 27.10.2015 № 733. URL: http://minjust.gov.kg/ (дата обращения: 27.07.2019 г.)
2. Постановление Правительства КР от 31.01.2018 № 69 «О вопросах аккредитации в Кыргызской Республике представительств иностранных организаций по международному усыновлению». URL: http://minjust.gov.kg/ (дата обращения: 27.07.2019 г.)
3. Приказ Министерства труда и социального развития КР от 19.04.2019 № 61 «О прекращении действия сертификата об аккредитации». URL: https://mlsp.gov.kg/ (дата обращения: 27.07.2019 г.)
4. Решение Чуйского районного суда Чуйской области от 20.09.2019 № ГД-558-19. URL: https://online.toktom.kg (дата обращения: 27.07.2019 г.)