Научная статья на тему 'Международное усыновление: российско-французский опыт'

Международное усыновление: российско-французский опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ / INTERNATIONAL ADOPTION / УСЫНОВЛЕНИЕ / ADOPTION / ДОГОВОР ОБ УСЫНОВЛЕНИИ / ADOPTION CONTRACT / ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / THE HAGUE CONVENTION / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / FOREIGN NATIONALS / РОССИЙСКИЕ ДЕТИ / RUSSIAN CHILDREN'S RIGHTS AND INTERESTS OF CHILDREN / ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН / CENTRAL AUTHORITY / ОТДЕЛ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ / THE DEPARTMENT OF INTERNATIONAL ADOPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапенко Е. Г.

В статье рассматриваются вопросы международного усыновления между Россией и Францией. Указываются подразделения, занимающиеся международным усыновлением и объем полномочий государственных органов, занимающихся усыновлением во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ADOPTION: RUSSIAN-FRENCH EXPERIENCE

The questions of international adoptions between Russia and France are considerd. The units dealing with international adoption and scope of authority of state bodies involved adoption in France are indicated.

Текст научной работы на тему «Международное усыновление: российско-французский опыт»

Актуальные проблемы международного права

помимо доходов правительства, в немалой степени определяется и другими составляющими (долей иностранного капитала, долей госсектора, собираемостью налогов и т.п.).

1 Горохов Д.Б., Спектор Е.И., Глазкова М.Е. Правовой мониторинг: концепция и организация // Журнал российского права. 2007. № 5. С. 25-38; Дамаскин О.В. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: стратегия правового развития // Современное право. 2006. № б. С. 39-42; Еремина О.Ю. О правовом мониторинге // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 157-160; КравченкоЛ.А. Мониторинг правового поля РФ: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 5. С. 2-5; ТихомировЮ.А. О мониторинге закона / Президентский контроль. 2004. №8. С. 27-33; ТолмачеваН. Мониторинг закона - от практики к теории // Право и экономика. 2006. № 7. С. 3-11.

2 Мониторинг правоприменения в Российской Федерации. Учебное пособие для студентов вузов / под ред. М.М. Рассолова. М.: ЮНИТИ-Дана, 2013. 239 с.

3 Наконечный Я.Е.. Мониторинг в правотворчестве : проблемы теории и практики: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2008. 202 с.

4 Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 23.05.2011, № 21, ст. 2930.

5 Нурмухаметова Э.Ф. Инспекционная Комиссия Всемирного Банка: вклад в устойчивое развитие // МЖМП. 2006. № 4. С. 129-145.

6 Kirton J., KokotisE., Guebert J., Bracht C. G8/G20 Reference

Manual for Commitment and Compliance Coding. G8 Research Group, G20 Research Group. Munk School of Global Affairs at Trinity College, University of Toronto. September 22, 2011. 90 p.

7 Астанин В.В. Мониторинг правоприменения в методическом значении и научно-практическое обеспечение его задач в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации // Вестник Российской правовой академии, 2010. № 3. С. 73-76.

8 Подробнее см.: Велижанина М.Ю. «Мягкое право»: его сущность и роль в регулировании международных отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; КимД.Ч. Концепция „мягкого» права и практика межправительственных организаций системы ООН: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1995.

9 Маслова С.В. Принцип права на развитие в современном международном праве: Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003.

10 См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. А.Н. Вы-легжанин. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 97-98.

11 Киртон Д. Роль международных организаций в реализации экономических обязательств «Группы восьми» // Вестник международных организаций, 2006. № 6. С. 31-58.

12 Дегтерев Д.А. Количественные методы анализа в международно-правовых исследованиях // Вестник Московского университета МВД России, 2013. № 3. С. 125-131.

13 См., например: ЗайцевЮ.К., ЛарионоваМ.В. Исполнение странами-членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Лондоне 2 апреля 2009 г. // Вестник международных организаций. 2009. № 4. С. 4-12.

14 Kirton J., Kokotis E., Guebert J., Bracht C. G8/G20 Reference Manual for Commitment and Compliance Coding. G8 Research Group, G20 Research Group. Munk School of Global Affairs at Trinity College, University of Toronto. September 22, 2011. 90 p.

МЕЖДУНАРОДНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ: РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКИЙ ОПЫТ

Е.Г. Потапенко,

адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.10 - международное право;

вропейское право E-mail: ermakovaeg@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы международного усыновления между Россией и Францией. Указываются подразделения, занимающиеся международным усыновлением и объем полномочий государственных органов, занимающихся усыновлением во Франции.

Ключевые слова: международное усыновление, усыновление, договор об усыновлении, Гаагская конвенция, иностранные граждане, российские дети, права и интересы детей, центральный орган, отдел международного усыновления

INTERNATIONAL ADOPTION: RUSSIAN-FRENCH EXPERIENCE

E.G. Potapenko,

graduated in a military academy of chair of human rights and international law of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Актуальные проблемы международного права

Annotation. The questions of international adoptions between Russia and France are considerd. The units dealing with international adoption and scope of authority of state bodies involved adoption in France are indicated.

Keywords: international adoption, adoption, adoption contract, the Hague Convention, foreign nationals, Russian children's rights and interests of children, the central authority, the department of international adoption

Более 3500 детей из зарубежных стран, в том числе 301 из России, были усыновлены гражданами Франции в 2010 году. Согласно данным Министерства иностранных дел, по количеству детей, принятых во французские семьи, Россия стоит на пятом месте после Гаити, Вьетнама, Колумбии и Эфиопии1.

Ранее у французской стороны была возможность брать сирот из российских детских домов и приютов как самостоятельно, так и через организации, получившие разрешение на осуществление этой процедуры на территории России.

Российские власти с 2006 года начали постепенно сокращать количество самостоятельных усыновлений иностранцами. Прежде всего это было мотивировано необходимостью сделать процессы усыновления более цивилизованными и прозрачными. Также, Департамент воспитания и социализации детей Минобранауки РФ, который занимается вопросами усыновления, выразил французской стороне претензии по несоблюдению законодательства РФ по усыновлению. Оно требует от социальных структур по месту пребывания ребенка предоставлять в течение трех лет отчеты о состоянии здоровья усыновленного ребенка. Так как до российских органов опеки эти отчеты не доходили, около 70 департаментов Франции были занесены в черный список как неблагополучные регионы для приемных детей.

Для урегулирования процедуры усыновления детей за рубежом французское правительство в 2005 году приняло закон о работе специальных организаций-партнеров (OAA, Organismes autorisés pour l'adoption).

В ноябре 2011 года обе страны подписали договор о сотрудничестве и урегулировании процедур в области усыновления. Таким образом, Россия усилила контроль за международным усыновлением.

Недавно британская палата общин одобрила во втором чтении закон, согласно которому «нетрадиционные» пары в Англии и Уэльсе получили право вступать в гражданский и религиозный брак. Инициатором этого документа выступил сам премьер-министр страны Дэвид Кэмерон.

Ранее об аналогичной инициативе выступила и Франция, но окончательное решение не принято. Сейчас французам разрешены «гражданские союзы». Официальное одобрение однополых браков в Европе уменьшает шансы на усыновление россий-

ских детей. В случае легализации «однополых браков» во Франции соглашение с Парижем об усыновлении будет пересмотрено, и, возможно, возникнет необходимость заключить более масштабное соглашение по семейным вопросам с Францией.

В настоящее время международное усыновление является наиболее частой разновидностью усыновлений, проводимых во Франции. Регулируемое законодательством двух государств международное усыновление вызывает особые трудности, режим является сложным. Во Франции, ратифицировавшей Гаагскую конвенцию от 29 мая 1993 года о защите детей и сотрудничестве в сфере международного усыновления, этот режим раздваивается. Международное усыновление подчиняется режиму, зафиксированному Гаагской конвенцией, в том случае, когда усыновляемый ребенок происходит из государства, которое также ратифицировало Конвенцию. В противном случае оно регулируется другими нормами. Но каков бы ни был его режим, международное усыновление в любом случае требует выдачи административного согласия будущим усыновителям. Кроме того, сфера действия его правовых последствий при вынесении решения об усыновлении за границей оценивается одинаковым образом, независимо от применения Гаагской конвенции: международное усыновление производит во Франции правовые последствия полного усыновления, если в стране вынесения решения об усыновлении оно влечет окончательное и полное прекращение отношений усыновленного со своей биологической семьей. В противном случае оно приравнивается к простому усыновлению2.

С целью осуществления общественного контроля за международным усыновлением Гаагская конвенция устанавливает контроль за процессом международного усыновления нескольких организаций: она обязывает каждую договаривающуюся страну назначить центральный орган, отвечающий за определение основных направлений политики международного сотрудничества в сфере усыновления иностранных детей. Кроме того, центральный орган страны происхождения будущих усыновителей обязуется осуществлять проверку пригодности и способности их к усыновлению. Он готовит отчет, передаваемый им в центральный орган страны проживания усыновляемого, который, в свою очередь, должен проверять способность ребенка к усыновлению.

Актуальные проблемы международного права

Гаагская конвенция запрещает всякие индивидуальные действия усыновителей. Она обязывает их обращаться к посредникам: кандидаты на международное усыновление должны обращаться во Французское агентство по усыновлению (созданное законом от 4 июля 2005 года) или в уполномоченную организацию. Избранный посредник содействует будущим усыновителям в их действиях по усыновлению. Решение о международном усыновлении может быть вынесено во Франции или в стране происхождения ребенка по выбору будущих усыновителей. Иностранное решение об усыновлении юридически признаётся во Франции.

Во Франции центральным органом, ведающим вопросами международного усыновления, который предусмотрен Гаагской конвенцией о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, является одно из структурных подразделений министерства иностранных и европейских дел - Отдел международного усыновления. В отделе - 22 сотрудника, которые ранее работали в министерстве иностранных и европейских дел, в министерстве семейных вопросов, в министерстве юстиции. Руководит отделом господин Жан-Поль Моншо, которого в июне 2008 г. президент Франции назначил послом, уполномоченным по вопросам международного усыновления. В качестве заместителя руководителя центрального управления назначается действующий судья3.

Перед отделом стоит большое количество задач, а именно: Отдел обеспечивает соблюдение международных обязательств, которые Франция взяла на себя в рамках Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 1993 г.; занимается поддержанием межгосударственных отношений или отношений между центральными органами как в стране происхождения ребенка, так и в принимающей стране, и ведет переговоры с целью подписания двусторонних соглашений или многосторонних инструментов в данной области.

Отдел вырабатывает стратегию международного усыновления применительно к Франции. Такая стратегия вырабатывается путем тесного взаимодействия со всеми французскими организациями, уполномоченными заниматься вопросами усыновления, такими, как Французское агентство по вопросам усыновления, ассоциации приемных родителей и усыновленных детей. Совместно с посольствами Франции отдел осуществляет проекты по сотрудничеству в интересах детей, лишенных семьи.

Отдел регламентирует и контролирует деятельность аккредитованных организаций: Отдел осу-

ществляет надзор за Французским агентством по вопросам усыновления. Он занимается аккредитацией уполномоченных организаций частно-правового сектора, действующих в области усыновления, контролирует их, а в случае необходимости, оказывает им поддержку путем предоставления дотаций. Отдел осуществляет экспертные функции и занимается юридическим мониторингом: Отдел выдает разрешения консульствам на оформление долгосрочных виз, необходимых для целей усыновления; собирает и обновляет информацию о процедурах усыновления, об условиях усыновления за рубежом и о трудностях, с которыми сталкиваются наши соотечественники в подобных ситуациях. Отдел реализует полномасштабную политику в области связей с широкой общественностью: курирует и постоянно обновляет посвященную международному усыновлению рубрику веб-сайта министерства иностранных и европейских дел, а также правительственного веб-портала по вопросам усыновления.

Отдел международного усыновления получает кредиты и дотации для налаживания институционального сотрудничества на межгосударственном уровне в целях укрепления центральных органов, ведающих вопросами международного усыновления стран происхождения, причем это относится как к тем центральным органам, которые уже ратифицировали Гаагскую конвенцию, так и к тем, которые лишь собираются это сделать.

Финансовые средства, получаемые Отделом, позволяют также определить и оценить реальные потребности детей путем осуществления мероприятий по сотрудничеству с теми странами происхождения, которые не в состоянии изыскать альтернативные возможности, позволяющие взять на иждивение детей, лишенных семьи. Такого рода мероприятия осуществляются в настоящее время в Гаити, Мадагаскаре, Камбодже, а в скором времени начнут осуществляться в Мали и Того.

Во Франции действует Французское агентство по вопросам усыновления, которое является юридическим лицом публично-правового сектора, которое находится в ведении государства. Общая задача Агентства - предоставление информации, консультативных услуг и оказание практической помощи лицам, желающим усыновить ребенка по линии международного усыновления на всей территории Франции, равно как и во всех странах. Агентство уполномочено выполнять посреднические функции в случае усыновления детей до 15 лет в странах происхождения таких детей, после соответствующей аккредитации со стороны властей этих стран. Кроме государственного агентства вопросами консультативных услуг в

Актуальные проблемы международного права

области международного усыновления занимаются уполномоченные организации - таких организаций в общей сложности 34. Они являются юридическими лицами публично-правового сектора, выполняющими посреднические функции в случае усыновления детей до 15 лет или их временного размещения в приемных семьях в целях последующего усынов-ления4. Указанные организации должны получить разрешения от генерального совета того департамента, на территории которого они хотят осуществлять свою деятельность. Они уполномочены Центральным органом, ведающим вопросами международного усыновления той страны, в которой они намерены изучать кандидатуры приемных родителей, и их должны аккредитовать власти страны происхождения. Уполномоченные организации выполняют следующие задачи: помощь в разработке проекта усыновления и предоставление консультаций в ходе сбора необходимых документов; информирование о технических и юридических аспектах процедуры усыновления; определение - совместно с компетентными властями страны происхождения - порядка выбора приемной семьи; передача документов, собранных кандидатами на усыновление, лицам или учреждениям, компетентным в вопросах усыновления; отслеживание процедуры, предусмотренной действующим законодательством; оказание поддержки приемным родителям после прихода в семью усыновленного ребенка.

Во Франции существуют общественные объединения - Ассоциации приемных родителей и усыновленных детей, которые не являются аккредитованными организациями по вопросам международного усыновления, однако они обладают богатым опытом практической деятельности на местах. Эти ассоциации теснейшим образом привлекаются к выработке стратегии в области международного усыновления, определяемой Отделом международного усыновления.

Во Франции, согласно закону от 6 января 1986 г., защита детства входит в компетенцию Служб социальной помощи детству Генеральных советов, в которых, как правило, существует отдел по вопросам усыновления.

На этом основании все 101 Генеральный совет занимаются выдачей разрешений кандидатам в усыновители и их информированием о реалиях международного усыновления, а также сопровождением усыновленных детей.

Министерство иностранных и европейских дел совместно с Французской ассоциацией волонтеров прогресса, а также частными предприятиями и территориальными образованиями, при-

влекаемыми к финансированию, учредило сеть волонтеров в поддержку детей, лишенных семьи. Изначально эта сеть волонтеров была учреждена в Камбодже в августе 2008 г., а в 2009 г. в состав сети вошел ряд новых государств: Буркина Фасо, Вьетнам, Гаити, Гватемала, Индия, Мадагаскар, Мали, Эфиопия. Волонтеры подчиняются строжайшим морально-этическим требованиям. Они действуют по линии посольств Франции и решают следующие задачи5.

1. Содействие в определении и осуществлении проектов по усыновлению детей, лишенных семьи, или их размещению в приемных семьях, в соответствующих воспитательных учреждениях и пр. непосредственно в странах их происхождения при посредничестве неправительственных организаций, активно действующих на местах, а также в связях с местными властями.

2. Содействие в разработке, осуществлении и отслеживании проектов по сотрудничеству с официальными структурами и проектов технического содействия с тем, чтобы помочь странам происхождения применять на практике предусмотренные международными соглашениями процедуры защиты детства и международного усыновления.

3. В случае необходимости, поддержка семьям в ходе конкретной реализации проектов по усыновлению (предоставление услуг адвокатов, переводчиков и т.п.), а также содействие работе аккредитованных организаций, занимающихся вопросами международного усыновления (Центральный орган, Французское агентство по вопросам усыновления, уполномоченные организации) .

Свидетельством придания вопросам усыновления со стороны государства большого значения является наличие Высшего совета по вопросам усыновления, представляющего собой консультативно-координационную инстанцию при министерстве юстиции и министерстве семейных вопросов. Председатель Совета - депутат парламента. Членский состав Совета - 30 человек. Совет проводит не менее одного заседания за полугодие. Высший совет по вопросам усыновления призван предлагать органам государственной власти любые меры, направленные на оказание содействия в процессе усыновления, в частности за счет более четкой координации между соответствующими структурами и ведомствами, а также на надлежащее информирование общественности. Совет дает заключения по вопросам, касающимся усыновления, а также вырабатывает предложения по внесению изменений в законодательство и передает эти предложения правительству.

Актуальные проблемы международного права

Договор о сотрудничестве в области усыновления детей и соглашение о создании комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах были подписаны по итогам заседания российско-французской межправительственной комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества.

Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей направлен на создание правовой базы для развития сотрудничества между Российской Федерацией и Французской Республикой в области усыновления детей и обеспечения интересов детей, передаваемых на международное усыновление.

Рассматриваемый Договор делает возможным упорядочить решение вопросов, связанных с усыновлением гражданами Французской Республики детей из Российской Федерации, обеспечить защиту их прав и законных интересов на территории Французской Республики.

1 Интернет проект: РИА Новости. http://www.deti.rian.ru/ spravki/

2 Портал французского права. http://www.france-jus.ru

3 http://www.diplomatie.gouv.fr/

4 www.agenceadoption.fr

5 http://www.france-volontaires.org

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ СОВЕТА ЕВРОПЫ НОРМ И СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ ЛИЦАМИ

О.В. Стребкова,

инспектор отдела по учету кадров ЦМТО ФМС России, соискатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.10 - международное право; европейское право Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Д.Д. Шалягин Рецензент: кандидат юридических наук, доцент С.А. Грицаев

E-mail: laurel86@inbox.ru

Аннотация. Статья посвящена краткому анализу созданных и функционирующих в настоящее время как специализированных, так и многопрофильных инстанций Совета Европы, наделенных функциями контроля за соблюдением должностными лицами прав и свобод лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Данная тема раскрыта на конкретных примерах деятельности Комиссара Совета Европы по правам человека, Комитета Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения или наказания, а также Европейского Суда по правам человека.

Ключевые слова: механизмы защиты, права и свободы заключенных, Комиссар Совета Европы по правам человека, Европейский суд по правам человека, Комитет Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения или наказания.

REGIONAL MONITORING MECHANISMS OF COMPLIANCE IN THE MEMBER STATES OF THE COUNCIL OF EUROPE OF NORMS AND STANDARDS IN THE TREATMENT OF IMPRISONED PERSONS

O.V. Strebkova,

inspector of department ofpersonal registration CMTS FMS of Russia, senior lieutenant of internal service, post-graduate of Moscow University of the MIA of the RF

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.