Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в сфере профессионального развития таможенных кадров'

Международное сотрудничество в сфере профессионального развития таможенных кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное сотрудничество / профессиональное развитие / таможенные кадры / трансформация таможенного администрирования / унификация и стандартизация профессионального развития / цифровизация таможенных операций / сквозные цифровые технологии / Евразийский экономический союз / international cooperation / professional development / customs staff / transformation of customs administration / unification and standardization of professional development / digitalization of customs operations / end-to-end digital technologies / the Eurasian Economic Union

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочергина Татьяна Евгеньевна, Башлы Петр Николаевич, Мачинский Валерий Михайлович

В статье рассмотрены направления международного сотрудничества в сфере профессионального развития таможенных кадров. Проведен анализ причин актуализации вопросов международного сотрудничества с учетом факторов, влияющих на современные и перспективные параметры участия государства в лице таможенной службы во внешнеэкономической сфере. Предложены направления адаптации содержания образовательных и организационных форм международного сотрудничества в сфере профессионального развития таможенных кадров и повышения их профессиональной компетентности, ориентированные на реализацию целей «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». В качестве приоритетных направлений адаптации содержания образовательных программ и организационных форм международного сотрудничества для профессионального развития таможенных кадров определены формирование компетенций в области применения сквозных цифровых технологий и создание централизованной межгосударственной образовательной платформы с функционалом полноценной системы управления обучением. Показано, что международное сотрудничество, в первую очередь в рамках Евразийского экономического союза, обеспечит содержательность и динамичность профессионального развития таможенных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кочергина Татьяна Евгеньевна, Башлы Петр Николаевич, Мачинский Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Cooperation in the Field of Professional Development of Customs Staff

The article examines the areas of international cooperation in the field of professional development of customs staff. The analysis of the reasons for the actualization of issues of international cooperation was carried out, taking into account the factors influencing the current and future parameters of the participation of the state in the person of the customs service in the foreign economic sphere. Directions are proposed for adapting the content of educational and organizational forms of international cooperation in the field of professional development of customs staff and increasing their professional competence and focused on the implementation of the goals of the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030. Competencies formation in the sphere of application of end-to-end digital technologies and creation of a centralized interstate educational platform with the functionality of a full-fledged learning management system are determined as the priority directions of adaptation of the content of educational programs and organizational forms of international cooperation for the professional development of Customs personnel. It has been shown that international cooperation, primarily within the framework of the Eurasian Economic Union will ensure the content and dynamism of the professional development of Customs personnel.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в сфере профессионального развития таможенных кадров»

Долгова Мария Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Российская Федерация, Москва, 117997, Стремянный переулок, 36, e-mail: Dolgova.MV@rea.ru, тел.: +7 (499) 237-94-36.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Воронкова Е. К., Долгова М. В. Проблемы развития евразийского рынка интеллектуальной собственности и таможенные механизмы его защиты // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 4. С. 86-100.

УДК 339.543

международное сотрудничество в сфере профессионального развития таможенных кадров

Т. Е. Кочергина1, п. н. Башлы1, в. М. Мачинский1

1 Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены направления международного сотрудничества в сфере профессионального развития таможенных кадров. Проведен анализ причин актуализации вопросов международного сотрудничества с учетом факторов, влияющих на современные и перспективные параметры участия государства в лице таможенной службы во внешнеэкономической сфере. Предложены направления адаптации содержания образовательных и организационных форм международного сотрудничества в сфере профессионального развития таможенных кадров и повышения их профессиональной компетентности, ориентированные на реализацию целей «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». В качестве приоритетных направлений адаптации содержания образовательных программ и организационных форм международного сотрудничества для профессионального развития таможенных кадров определены формирование компетенций в области применения сквозных цифровых технологий и создание централизованной межгосударственной образовательной платформы с функционалом полноценной системы управления обучением. Показано, что международное сотрудничество, в первую очередь в рамках Евразийского экономического союза, обеспечит содержательность и динамичность профессионального развития таможенных кадров.

Ключевые слова: международное сотрудничество, профессиональное развитие, таможенные кадры, трансформация таможенного администрирования, унификация и стандартизация профессионального развития, цифровизация таможенных операций, сквозные цифровые технологии, Евразийский экономический союз.

© Кочергина Т. Е., Башлы П. Н., Мачинский В. М., 2023

international cooperation in the field of professional development of customs staff

T. E. kochergina1, p. N. bashly1, v. M. Machinsky1

1 Rostov branch of the Russian Customs Academy, Rostov-on-Don, Russian Federation

Abstract. The article examines the areas of international cooperation in the field of professional development of customs staff. The analysis of the reasons for the actualization of issues of international cooperation was carried out, taking into account the factors influencing the current and future parameters of the participation of the state in the person of the customs service in the foreign economic sphere. Directions are proposed for adapting the content of educational and organizational forms of international cooperation in the field of professional development of customs staff and increasing their professional competence and focused on the implementation of the goals of the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030. Competencies formation in the sphere of application of end-to-end digital technologies and creation of a centralized interstate educational platform with the functionality of a full-fledged learning management system are determined as the priority directions of adaptation of the content of educational programs and organizational forms of international cooperation for the professional development of Customs personnel. It has been shown that international cooperation, primarily within the framework of the Eurasian Economic Union will ensure the content and dynamism of the professional development of Customs personnel.

Key words : international cooperation, professional development, customs staff, transformation of customs administration, unification and standardization of professional development, digitalization of customs operations, end-to-end digital technologies, the Eurasian Economic Union.

введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения ряда теоретических и практических проблем международного сотрудничества в сфере профессионального развития таможенных кадров. Решение теоретических проблем позволяет обосновать целесообразность смены парадигмы системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов с учетом современных трендов развития мировых экономических и политических отношений, активизации региональных и межконтинентальных интеграционных процессов, переформатирования национальных интересов во внешнеэкономической сфере. Решение практических проблем направлено на определение перспективных направлений международного сотрудничества в сфере профессионального развития таможенных кадров с учетом трансформации таможенного администрирования, цифровизации таможенных операций, внедрения в деятельность таможенных органов сквозных информационных технологий.

Цель исследования - провести анализ и определить направления международного сотрудничества в сфере профессионального развития таможенных кадров с учетом трансформации транзакций в мировой торговле, тенденций в таможенной сфере, обусловливающих необходимость адаптации содержательной и организационной составляющих подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов.

ВЕсТНиК российской таможенной академии • № 4 • 2023

l0l

Методологической основой исследования явились такие методы, как анализ, синтез, сравнение, исторический и логический подходы.

причины актуализации проблемы профессионального развития таможенных кадров в современных условиях

Проблемы профессионального развития таможенных кадров в современных условиях отражают процессы цифровой трансформации таможенного администрирования, основанные на применении информационных технологий в целях создания максимально благоприятных условий перемещения товаров через таможенную границу, что обусловлено воздействием трендов современной мировой торговли различной политической, экономической и научно-технической природы.

Мировая торговля - это множество транзакций субъектов мирохозяйственных связей (бизнеса, государства, населения, международных государственных и негосударственных организаций, интеграционных объединений и др.), связанных с перемещением через таможенную границу различных объектов (производственных, валютно-финансовых, научно-технических, интеллектуальных и др.).

Трансформация транзакций в современной мировой торговле происходит под влиянием факторов, которые можно сгруппировать следующим образом:

- институциональные факторы (политическая, экономическая, финансовая, валютная глобализация и деглобализация; интенсификация глобальной и региональной пространственно-временной конвергенции и дивергенции; санкционно-протекционистские войны);

- бизнес-модели (углубленная международная специализация и кооперация, разрыв глобальных цепочек создания стоимости, интернет-торговля, кастомиза-ция);

- технико-технологические факторы (компьютеризация, цифровые технологии, роботизация, автоматизация, контейнеризация транспортных перевозок);

- организационно-управленческие факторы (изменение систем управления полным воспроизводственным циклом от разработки новых продуктов до поставки товаров конечному потребителю, переформатирование логистических маршрутов, поиск новых поставщиков);

- пространственные факторы (появление новых крупных страновых и региональных рынков; активизация интеграционных процессов, в том числе на межконтинентальной основе) [1].

Трансформация международных торговых отношений определяет параметры участия государства во внешнеэкономической, в том числе таможенной, сфере.

В «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (Стратегия-2030) в качестве первой составляющей миссии Федеральной таможенной службы (ФТС России) определено содействие развитию международной торговли, что обеспечивается высоким качеством таможенного администрирования в сочетании с профессиональной компетентностью таможенных кадров.

С одной стороны, этот подход зафиксирован в целевом ориентире 18 - повышение эффективности управления кадровым составом таможенных органов посредством совершенствования системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов, повышения их профессионализма и компетенции.

Так, например, в статье [2] показано, что совершенствование системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов с учетом целей и задач Стратегии-2030 должно осуществляться по ряду взаимосвязанных направлений, реализация которых позволит трансформировать существующую систему дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов в полноценную систему их профессионального развития. При этом перспективная система профессионального развития должна обеспечивать условия:

- для непрерывного профессионального обучения должностных лиц таможенных органов;

- для персонализации обучения и формирования персонального профиля компетенций должностного лица;

- для внедрения новых форм и методов организации профессионального обучения.

С другой стороны, в целевом ориентире 20 акцентируется внимание на необходимости развития международного сотрудничества, направленного на позиционирование таможенной службы Российской Федерации в числе лидеров коммуникационных систем Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и безбумажной таможенной среды на пространстве ЕАЭС [3].

Достижение обозначенных в Стратегии-2030 целевых ориентиров предполагает осуществление и совершенствование международного сотрудничества в таможенной сфере. Отмечается, что приоритетным является взаимодействие с таможенными службами государств - членов ЕАЭС и КНР. Одна из задач международного сотрудничества - «мониторинг мировых тенденций в таможенной сфере в целях выявления новых возможностей ФТС России для развития международного таможенного сотрудничества с применением новейших информационных технологий в условиях цифровизации таможенного администрирования» [3].

Безусловно, современный этап развития таможенной службы характеризуется увеличением роли цифровых технологий в деятельности таможенных органов. В России это подтверждается целями и задачами Стратегии-2030, в частности, курсом на полномасштабную цифровизацию и автоматизацию деятельности таможенных органов (целевой ориентир 1 Стратегии-2030). Актуальность и важность цифровизации деятельности таможенных органов в рамках ЕАЭС подтверждаются принятой к реализации цифровой повесткой ЕАЭС [4].

В целом ключевые изменения в деятельности таможенных органов будут связаны с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных, внедрением самообучающейся интеллектуальной системы управления рисками, внедрением технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций, в том числе автоматизирующих контроль правильности классификации товаров и выявления нарушений, связанных

с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров, а также с применением высокотехнологичных автоматических систем и устройств, направленных на предупреждение и пресечение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов.

При этом расширение международного сотрудничества таможенных служб будет достигаться применением международных электронных систем верификации и сертификации происхождения товаров, учетом при совершении таможенных операций документов, созданных и используемых в деловом обороте в электронном виде, и применением интегрированных механизмов межведомственного (межгосударственного) информационного взаимодействия [3].

Таким образом, актуализация проблемы расширения международного сотрудничества в сфере профессионального развития таможенных кадров обусловлена основными трендами развития мирохозяйственных связей, формирующимися в том числе и под влиянием новых цифровых технологий, используемых для цифровой трансформации таможенного дела и цифровизации таможенного администрирования. При этом профессиональное развитие может быть достигнуто адаптацией содержательной и организационной составляющих процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации таможенных кадров на основе международного сотрудничества.

адаптация содержания образовательных программ к современным требованиям профессионального развития таможенных кадров

В Стратегии-2030 в качестве одной из основных задач управления кадровым потенциалом сформулирована задача внедрения унифицированных технологий в сфере профессионального развития кадров, «обеспечивающей подготовку квалифицированных кадров, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий, способных на высоком профессиональном уровне выполнять задачи, стоящие перед таможенной службой» [3].

Профессиональное развитие таможенных кадров обеспечивается переходом профессиональной компетентности на качественно новый уровень. Уровень профессиональной компетентности может быть отражен в показателях результативности и эффективности трудовой деятельности таможенных кадров.

К показателям результативности деятельности относят: среднее время совершения таможенных операций при выпуске товаров; продуктивность таможенных проверок после выпуска товаров; повышение эффективности и правомерности решений, принятых в отношении таможенной стоимости товаров; снижение доли возвратов таможенных платежей, уплаченных (взысканных) в связи с внесением изменений в сведения о таможенной стоимости товаров, и др.

К показателям эффективности деятельности относят: долю уплаченных (взысканных) таможенных платежей в общей сумме таможенных платежей, дополнительно исчисленных по результатам таможенного контроля; долю нарушений, выявленных с применением системы управления рисками, в общем количестве

нарушений, выявленных по результатам проведения таможенного контроля; долю эффективных решений о классификации товаров и др.

К индикативным показателям относят: долю результативных профилей рисков, разработанных для применения после выпуска товаров; количество выявленных контрафактных товаров; динамику результатов работы по выявлению нарушений валютного законодательства; экономическую эффективность контроля происхождения товаров и соблюдения условий предоставления тарифных преференций и др. [5].

Анализ показателей результативности и эффективности деятельности позволяет определить современные требования к профессиональной компетентности таможенных кадров.

Особого внимания требуют содержательные аспекты профессионального развития и формирования профессиональной компетентности таможенных кадров. Рассмотрим некоторых из них.

Так, например, одной из ключевых сквозных цифровых технологий для развития таможенной службы на ближайшую перспективу станет искусственный интеллект, который планируется к применению:

- в интеллектуальном пункте пропуска;

- в самообучающейся интеллектуальной системе управления рисками, функционирующей в режиме онлайн;

- при автоматизации распознавания рентгеновских снимков инспекционно-досмотровых комплексов, в том числе функционирующих в потоковом режиме;

- при организации международного транзита с применением интеллектуальных навигационных пломб;

- для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, осуществления защиты прав интеллектуальной собственности, валютного контроля, выявления признаков противоправной деятельности на основе внедрения методов и технологий анализа больших объемов неформализованных массивов данных с применением самообучающихся систем искусственного интеллекта.

Автоматизацию контроля делящихся и радиоактивных материалов, транспортный контроль, а также таможенный транзит с использованием навигационных пломб планируется обеспечить за счет платформенного решения на основе другой сквозной цифровой технологии - промышленного интернета (интернета вещей) и анализа данных.

Технология интернета вещей позволит сформировать в пункте пропуска непрерывное контролируемое информационное поле и фиксировать первичную информацию различной физической природы (электромагнитную, визуальную, радиоактивную, пространственную) о движении товаров и транспортных средств в интеллектуальном пункте пропуска, а также передавать эту первичную информацию на единую платформу в онлайн-режиме для последующего интеллектуального анализа.

Простейшим примером технологии интернета вещей для интеллектуального пункта пропуска являются 1Р-камеры с распознаванием транспортных средств,

номерных знаков и т. д. Более сложными устройствами будут датчики системы контроля за делящимися и радиоактивными материалами, датчики системы весо-габаритного контроля и др.

В свою очередь, цифровые и интеллектуальные системы компьютерного зрения обеспечат автоматический рентгеноскопический контроль с использованием инспекционно-досмотровых комплексов нового (портального) типа, а также распознавание и фиксацию транспортных средств, в том числе автоматический контроль их перемещения в пункте пропуска.

Цифровые платформы и программные средства с возможностью интеллектуального анализа больших массивов данных станут основой новой системы управления рисками, способной оценивать таможенные риски каждой товарной партии в режиме онлайн.

В полной мере цифровая интеллектуализация таможенной службы станет возможной с разработкой и внедрением технологии семантического анализа данных и ее сочетанием с другими сквозными цифровыми технологиями, например с технологией распределенных реестров.

В этом случае станут доступными новые цифровые сервисы, которые позволят совершенствовать и международное сотрудничество таможенных служб: долговременные архивы юридически значимых электронных документов; электронные системы верификации и сертификации происхождения товаров, автоматизированного контроля правильности классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и др. Уже сейчас такие системы экспериментально внедряются в деятельность таможенных органов, и их применение будет расширяться.

Эффективность применения (эксплуатации) систем с искусственным интеллектом и других сквозных цифровых технологий зависит от ряда факторов, например от качества и объема данных, используемых для обучения системы. Существующие методы машинного обучения уже сейчас позволяют решать сложные аналитические задачи по выявлению закономерностей в больших наборах данных, которые невозможно выявить при использовании известных математических моделей и методов. Поэтому уже сегодня становится актуальной задача подготовки специалистов для работы с большими данными в проектируемых таможенных системах с искусственным интеллектом. При подготовке данных для обучения системы с искусственным интеллектом необходимо учитывать их структуру и специфику. Косвенно актуальность этой задачи подтверждается существенным спросом на специалистов по анализу больших данных в различных отраслях экономики.

Очевидно, что для эффективного применения перспективных систем, насыщенных искусственным интеллектом, необходимо обеспечить подготовку кадрового потенциала таможенной службы, обладающего компетенциями по эксплуатации таких систем, способного формулировать требования к функционалу и интерфейсу систем с искусственным интеллектом, а в перспективе - обладающего навыками обучения таких систем.

Учитывая необходимую трансформацию знаний и навыков таможенных кадров, связанную с применением сквозных цифровых технологий в профессиональной сфере деятельности, а также задачи по международной интеграции в рамках ЕАЭС, представляется обоснованным возложить координирующую функцию по адаптации содержания образовательных программ к современным требованиям профессионального развития таможенных кадров в странах ЕАЭС на Объединенную коллегию - специализированный институт, действующий на основании Договора от 22.06.2011.

Основными задачами Объединенной коллегии являются: обеспечение унифицированного порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств на таможенной территории ЕАЭС; обеспечение единообразного применения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования в пределах своей компетенции; содействие реализации таможенной политики государств-членов и др.

Поскольку Объединенная коллегия является уникальной площадкой для обсуждения и выработки согласованных и унифицированных решений таможенных служб государств - членов ЕАЭС, оперативного урегулирования проблем в сфере таможенного дела, а также формирования единых принципов таможенного администрирования, то ее решения могут стать основой для определения перспективных направлений международного сотрудничества в сфере профессионального развития.

адаптация организационных форм международного сотрудничества к современным условиям в целях профессионального развития таможенных кадров

Унификацию и стандартизацию систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации таможенных кадров обеспечивает международное сотрудничество в сфере профессионального развития кадров, которое, как правило, осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров.

В целях создания условий для идентичности понимания таможенными кадрами предоставляемой им информации в области таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России заключены международные соглашения более чем с 70 странами и 5 интеграционными объединениями по вопросам сотрудничества и взаимопомощи таможенных служб на основе информационного взаимодействия и взаимного обмена сведениями [6, 7].

Отметим эффективность функционирования международных площадок, используемых в целях профессионального развития таможенных кадров и повышения их квалификации. Например, Региональный учебный центр ВТамО, который был создан на базе Российской таможенной академии (2002) и готовит кадры для российской таможенной службы и стран СНГ; Региональная таможенная лаборатория ВТамО, созданная на базе Центрального экспертно-крими-налистического таможенного управления ФТС России (2016); Региональный

учебный кинологический центр ВТамО, базирующийся в Московской области (2012).

В то же время в официальных документах отсутствуют четко сформулированные требования к подготовке специалистов таможенного дела с учетом цифрови-зации таможенного администрирования. Поэтому для формирования цифровых компетенций и изучения зарубежного опыта в сфере развития цифровой таможни и онлайн-образования целесообразно, основываясь на цифровой повестке ЕАЭС, предусмотреть в существующих образовательных программах изучение цифровых таможенных технологий; проводить совместные научные исследования и международные научно-практические конференции по проблемам внедрения цифровых технологий в таможенное дело.

При адаптации организационных форм международного сотрудничества в сфере профессионального развития кадров необходимо учитывать, что вследствие расширения спектра новых технологий, внедряемых в деятельность таможенной службы, а также с учетом их непрерывного развития процесс профессионального развития таможенных кадров должен быть не только непрерывным, но и персонализированным, в том числе с учетом текущих профессиональных обязанностей, а при необходимости - для отдельной категории должностных лиц - перспектив профессионального роста.

С учетом роста объемов знаний в целом, а также требований к практическому применению новых технологий и сервисов необходимо создавать условия для освоения образовательных программ с комфортной для слушателей скоростью, сочетающейся с эффективной обратной связью в части оценки результатов обучения.

Объективно, что такой спектр задач не может быть эффективно решен в рамках отдельного курса. Получение персонализированной обратной связи, постановка персональных учебных целей, выбор инструментов для практико-ориен-тированного обучения приводят к необходимости создания межгосударственной образовательной платформы (например, в рамках ЕАЭС) с функционалом полноценных систем управления обучением, основанной на принципах адаптивного обучения.

В такой системе управления обучением, помимо реализации на длительный период инструментов адаптивного обучения для конкретного должностного лица, могут быть реализованы отдельные адаптивные курсы, направленные на повышение вовлеченности слушателей в образовательный процесс, повышение их мотивации и результативности обучения.

Независимо от способа управления образовательным процессом, ключевым вопросом проектируемой системы профессионального развития таможенных кадров является поиск форм и методов обучения, направленных на формирование знаний и практических навыков с учетом современных подходов к организации обучения.

Следует отметить, что в настоящее время потенциал дистанционных образовательных технологий и электронного обучения используется не в полной мере

для формирования практических навыков. Как правило, сложность формирования навыков при электронном обучении или с использованием дистанционных образовательных технологий связана не с ограничениями указанных форматов обучения, а с отсутствием инструментов и опыта их внедрения в учебный процесс в конкретной профессиональной сфере деятельности, что может быть предметом отдельных исследований и обсуждения.

Например, разработанные на основе сквозных цифровых технологий в Российской таможенной академии тренажеры виртуальной и дополненной реальности, визуализирующие процессы государственного контроля в различных пунктах пропуска, а также компьютерные симуляции сложных технических средств таможенного контроля при их размещении на цифровой образовательной платформе могли бы стать основой для центра коллективного пользования, в том числе межгосударственного. В результате слушатели получат доступ к современным образовательным инструментам и технологиям в онлайн-режиме без пространственных ограничений. Подобные тренажеры и симуляции лежат в основе одного из современных направлений в образовании - геймификации образования.

В целом применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения с использованием централизованной платформы позволит организовать в ряде случаев обучение без значительного отрыва от основной деятельности и приблизиться к перспективному формату обучения - обучению на рабочем месте, формы которого могут быть различными, в том числе:

- работа с онлайн-тренажером или компьютерным симулятором;

- участие в дискуссиях (в формате чата или онлайн-встреч);

- совместная работа над проектами;

- онлайн-тренинги;

- поиск нового решения проблемы (самостоятельно или коллективно) и др.

Очевидно, что в целом система профессионального развития будет трансформироваться в сторону персонализации обучения, реализации смешанной формы обучения, сочетающейся с небольшими по объему курсами, например в формате микрообучения [8].

Адаптация организационных форм международного сотрудничества к современным требованиям профессионального развития таможенных кадров позволит не только осуществить подготовку и переподготовку кадров, но и повысить квалификацию должностных лиц таможенных органов и профессорско-преподавательского состава.

заключение

В статье проанализированы и определены направления международного сотрудничества в сфере профессионального развития таможенных кадров.

Дана характеристика причин актуализации проблемы международного сотрудничества в сфере профессионального развития таможенных кадров, при этом выделена группа причин, проявившихся в последнее время в мирохозяйственных

связях, обусловивших трансформацию транзакций в международной и национальной торговле. На основании анализа факторов, обусловливающих трансформацию транзакций в мировой торговле, сформулирован вывод об изменении параметров участия государства во внешнеэкономической, в том числе таможенной, сфере. Изменение этих параметров отражено в целевых ориентирах Страте-гии-2030.

Определены направления адаптации содержания образовательных программ к современным требованиям профессионального развития таможенных кадров, среди которых формирование компетенций в области применения сквозных цифровых технологий (искусственный интеллект, промышленный интернет вещей, большие данные и технологии распределенного реестра). С учетом задач по развитию международной интеграции в рамках ЕАЭС обосновывается предложение о наделении Объединенной коллегии ЕАЭС координирующей функцией по адаптации содержания образовательных программ к современным требованиям профессионального развития таможенных кадров в странах ЕАЭС.

Адаптация организационных форм международного сотрудничества к современным требованиям профессионального развития таможенных кадров рассматривается как эволюционный процесс, когда применяются подтвердившие свою эффективность традиционные формы и внедряются новые, в частности цифровые, образовательные технологии. В целях повышения эффективности международного сотрудничества для профессионального развития таможенных кадров предложено рассмотреть возможность создания межгосударственной образовательной платформы ЕАЭС с функционалом полноценной системы управления обучением, основанной на принципах адаптивного обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе вышеизложенного сделан вывод о положительном влиянии международного сотрудничества на профессиональное развитие таможенных кадров. Дальнейшее исследование в рамках данной темы возможно в части разработки единых стандартов для стран - членов ЕАЭС по уровням профессионального развития таможенных кадров с учетом приоритетов цифровой повестки ЕАЭС.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Варнавский В. Г. Факторы роста и тренды мировой торговли. Анализ и прогноз // Журнал ИМЭМО РАН. 2020. № 1. С. 51-62.

2. Башлы П. Н., Вербов В. Ф., Мачинский В. М. Совершенствование системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 3. С. 22-34.

3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http:// static.government.ru/media/files/gie4rZ826srWmBy2w8bltqyFkseUEHvO.pdf.

4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71708158/#20.

5. Приказ ФТС России от 29.12.2020 № 1159 (с изм. от 24.09.2021 № 820) «Показатели результативности деятельности, показатели эффективности деятельности и индикативные показатели региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?from=759186-270&req=doc&rnd=nGThkA&base=EXP&n=759186&diff=762136#vXUz1 qT8vJdgPl5C.

6. Давыдов Р. В. Совершенствование таможенного администрирования в соответствии со Стратегией развития ЕАЭС до 2025 года // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2022. № 38 (2). С. 186-207.

7. Горчаков В. В., Дьяков В. И., Смирнов В. П. Актуальные аспекты подготовки кадров для сферы таможенного дела и адаптации молодых специалистов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 2 (87). С. 77-91 [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/ Users/HP/Downloads / aktualnye-aspekty-podgotovki-kadrov-dlya-sfery-tamozhennogo-dela-i-adaptatsii-molodyh-spetsialistov.pdf.

8. Катькало В. С., Волков Д. Л., Баранов И. Н., Зубцов Д. А. и др. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики: аналитический отчет. М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 136 с.

информация об авторах

Кочергина Татьяна Евгеньевна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической теории и международных экономических отношений, Ростовский филиал Российской таможенной академии, Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, проспект Буденновский, 20, e-mail: tpodgurskaya@mail.ru, тел.: 8 (863) 263-01-09; Башлы Петр Николаевич - доктор технических наук, доцент, проректор-директор, профессор кафедры информатики и информационных таможенных технологий, Ростовский филиал Российской таможенной академии, Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, проспект Буденновский, 20, e-mail: bpn973@mail.ru, тел.: 8 (863) 262-00-01; Мачинский Валерий Михайлович - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела, Ростовский филиал Российской таможенной академии, Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, проспект Буденновский, 20, e-mail: alekseyvalerevich1981@mail.ru.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Кочергина Т. Е., Башлы П. Н., Мачинский В. М. Международное сотрудничество в сфере профессионального развития таможенных кадров // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 4. С. 100-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.