МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ
ИННОВАЦИЙ
Кенжабаев Аман Тургунович, д.э.н., профессор, Дилшод Мамасоатов, к.э.н.,доц., Анорбоев Мухаммад Максудович, ТФИ, студент ,(Узбекистан)
Аннотация: Статья посвящена проблемам международного сотрудничества глобализации современного научно-технологического и инновационного развития.
Анализируется мыровой опыт в области привлечения инновации в различных сферах экономики. Освещается стратегия цели и задачи инновационного развития республики Узбекистан в условиях конкурентноспособности экономики. Дается обзор высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний.
Характеризуются показатели инновационной деятельности в Узбекистане по классификациям. Определено место республики в международном глобальном индексе инноваций и пути их развития.
В информационном обществе международное сотрудничество в сфере науки, технологий и инноваций постоянно расширяется. В условиях глобальной конкуренции и рассредоточенности ресурсов осуществление крупных инновационных проектов и продвижение на рынок их результатов возможно только в рамках транснациональных научно-производственных сетевых цепочек. В этой связи развитие международного сотрудничества в сфере инноваций является одним из приоритетов государственной политики любого государства.
Привлекательность инновационного развития (развития общества и личности на основе использования инноваций) заключается в расширении спектра возможностей и инструментов для решения наиболее важных проблем, прежде всего в экономике и социальной сфере. На сегодняшний день отсутствует единое понимание инноваций. Было бы неточностью сводить их исключительно к технологическим изобретениям. Не следует забывать о нововведениях в области финансов, управления, педагогики.
В условиях глобализации международную конкурентоспособность и экономический рост определяют именно инновации [1]. В ведущих странах они обеспечивают до половины прироста ВВП. В аналитической литературе инновациям также придается ключевое значение как инструменту успешной бизнес-деятельности на уровне фирмы [2]. Высокий уровень инновационного развития предопределяет активный темп не только экономического роста, но и общественного развития в целом.
В этой связи необходимо учитывать изменения в инновационной политике наиболее развитых стран и перенимать лучшие практики. Так, опыт ведущих стран Европейского союза по формированию технологических платформ и инновационных кластеров был успешно использован в Узбекистане, а сами эти инструменты нашли свое отражение в целом ряде основополагающих документов стратегического планирования республики В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2008 года «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в промышленности", республиканские ярмарки инновационных идей, технологий и проектов проводится ежегодно и Закон о фонде модернизация и новые технологии из органов хозяйственного управления и предприятий, начиная с 22 мая 2009 вступил в силу, тем самым обеспечивая возможность провести такие средства на инновационное развитие производственных отраслей и предприятий. Это позволяет отечественным производителям активно модернизировать технологические процессы, не только своими силами и средствами, но и привлекать специалистов из Академии наук, министерств и ведомств.
Для своевременного выполнения Государственной программы «О приоритетах инновационного развития Республики Узбекистан на 2012-2020 гг.». принята «Концепция инновационного развития Республики Узбекистан на 2012-2020 гг.» По нашему мнению особенность перехода к инновационно-ориентированному типу развития экономики Узбекистана состоит:
- конкуренция за качественный человеческий капитал;
- развития информационных технологий в процессе распространения знаний;
- глобализация экономики;
В Концепции сформулированы важнейшие приоритеты развития, принципы формирования и механизмы реализации инновационного развития страны на долгосрочную перспективу с учетом складывающихся тенденций в мировом научно-техническом развитии и имеющегося интеллектуального и научно-технического потенциала. А также обозначены цель и задачи, определен потенциал и целевые ориентиры национальной инновационной системы, основные направления научно-технического и инновационного развития, определяющие динамику устойчивого роста и формирование инновационно ориентированной экономики на период до 2020 г.
Данная концепция может служить концептуальной основой для разработки государственной программы инновационного развития национальной экономики на долгосрочную перспективу. Она направлена на обеспечение опережающего развития приоритетных направлений науки и техники, активизацию инновационной деятельности с учетом отраслевых и региональных особенностей республики, совершенствование государственно-частного партнерства, а также механизмов их реализации, что, в конечном счете, обеспечит динамичное развитие интеллектуального и инновационного потенциала, повышение эффективности и конкурентоспособности страны в мировом обществе. В механизме управления инновационной деятельностью все еще есть следующие недостатки:
- отсутствует системность в создании мотиваций и механизмов для инновационной активности в Республике;
- слабо осуществляется координация инновационного развития в республике.
Инновационное развитие должно быть ориентировано на системные и
целенаправленные усилия государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного развития Узбекистана в области науки и инноваций.
Основными направлениями инновационного развития на среднесрочную перспективу являются:
- расширение возможностей для развития бизнеса, повышения инновационно -инвестиционной привлекательности приоритетных производств;
- достижение высокого уровня инновационной деятельности предприятий и организаций, в том числе новых инновационных малых предприятий;
- организация эффективной научно-исследовательской деятельности на основе сбалансированных фундаментальных и прикладных исследований, интеллектуальной капитализации, трансфера знаний и технологий на республиканском и межрегиональном уровнях;
- ориентация сферы среднего и высшего образования на международные стандарты;
- обеспечение условий для формирования прогрессивного технико-технологического уклада и привлекательности инновационного регионального пространства.
В соответствии с долгосрочной целью и основными направлениями инновационного развития на среднесрочную перспективу определены следующие задачи:
- формирование адекватного инновационной экономике человеческого потенциала, основу которого составляют мотивированные и образованные граждане с высокими потребностями в инновационных продуктах;
- наращивание инвестиционной активности на прорывных направлениях современных технологических укладов;
- ускоренная модернизация экономики республики, основанная на современных принципах промышленной политики: кластеризация экономики, государственно-частное партнерство;
- создание конкурентоспособного сектора исследований, разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
- широкое привлечение инвестиционных ресурсов в инновационную сферу республики;
- содействие развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере;
- разработка механизмов общественного выбора приоритетов инновационного развития;
- экспертиза инноваций и защита прав собственности на разработки;
- разработка индикаторов инновационной деятельности и развитие системы ее мониторинга;
- широкомасштабная подготовка управленцев (менеджеров), работающих в сфере инноваций;
- привлечение молодежи в науку [3].
Стратегия инновационного развития республики Узбекистан, предусматривает следующих ключевых направления участия страны в мировой инновационной системе.
Нашим государством предусматриваются меры по поддержке отечественных высокотехнологичных компаний на внешних рынках в целях;
- активизировать политико-дипломатическую поддержку проектов по модернизации и технологическому развитию экономики страны;
- сформировать механизмы поддержки проектов выхода наших предприятий на внешние рынки;
- интегрировать инфраструктуру поддержки высокотехнологичного экспорта, создаваемые инструменты поддержки внешнеэкономической деятельности с инфраструктурой поддержки малых и средних инновационных компаний республики;
- упростить таможенные процедуры и устранить иные ограничения при экспорте высокотехнологичной продукции.
Следующая направления международного взаимодействия является создание в республике высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний. Для этого предполагается привлечение международных высокотехнологичных компаний к размещению производств, исследовательских и инжиниринговых центров специальных индустриальных и экономичесих зон - СИЗ «Ангрен», СИЭЗ «Навои», СИЗ «Джизак» с предоставлением инвесторам широкого пакета налоговых льгот и преференций, обеспечением их за счет средств республики необходимой внешней инженерной и транспортной инфраструктурой.
Ещё одним основным направлением является развитие международного научно-технического сотрудничество. Это позволяет заключение двусторонних и многосторонних международных соглашений по стимулированию научно-технической и инновационной кооперации по приоритетным направлениям развития технологий, устранение барьеров, препятствующих активизации международного сотрудничества, включая упрощение условий предоставления въездных виз для зарубежных исследователей, обеспечение признания зарубежных ученых степеней, снятие таможенных и иных барьеров, препятствующих перемещению через границу необходимого исследовательского оборудования, образцов и расходных материалов.
Цели и задачи международного научно-технического сотрудничества Узбекистана определяются законодательством республики в соответствии с ролью и местом международного научно-технического сотрудничества в системе государственной политики, а также в соответствии с действующими документами в области социально-экономического и научно-технического развития.
Инновационное развитие конкурентной экономики сегодня осуществляется в условиях реализации модели открытых инноваций, когда экономические субъекты различных стран объединяют свои усилия в научно-технической сфере и активно обмениваются результатами своих достижений. Международное сотрудничество в инновационной сфере активно поддерживается государствами и правительствами ведущих стран и предусматривает тесное взаимодействие науки, бизнеса и государства в реализации инновационных проектов.
Узбекистан сегодня стремится создать умелую национальную инновационную систему, обеспечивающую эффективное осуществление инновационной деятельности всех участников инновационного процесса. Одним из приоритетных направлений развития национальной инновационнй системы Узбекистана является активизация инновационной деятельности предпринимательского сектора экономики, которая приведет к постоянному технологическому совершенствованию производства и появлению новых наукоемких отраслей.
Ведущую роль в развитии инновационной деятельности в стране может играть крупный и малый бизнес, частное предпринимательство, которые должны способствовать развитию высокотехнологичных отраслей и расширению производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Важным условием для привлечения частного сектора к инновационной деятельности является наличие финансовых и налоговых стимулов, привлекательных для участия предпринимательского сектора экономики в научно-технической и инновационной деятельности.
Современный опыт зарубежных стран по развитию национальной инновационной системы показывает, что независимо от национальных особенностей страны, тщательно продуманная государственными органами система мер по созданию инновационной деятельности и реструктуризации государственных институтов и связей между ними, как
правило, оказывается гораздо более эффективной, чем прямое и косвенное субсидирование государством инновационной деятельности.
По нашему мнению в нашей республике в данном направлении необходимо развивать сотрудничества государственного и предпринимательского секторов в условиях развития инновационной экономики по следущим основным принципам: государственного партнёрства, координации взаимодействия государства, бизнеса и науки, соучастия в процессах принятия решений, инвестирования и регулирования, стратегической целенаправленности инновационного развития экономики.
Проведенные анализи показывают, что основные показатели инновационной деятельности в Узбекистане характеризуется по следующим классификациям:
- уровень инновационной активности организаций;
- удельный вес организаций и компаний, осуществляющих технологические инновации;
- удельный вес организаций и компаний, получавших финансирование из бюджета;
- удельный вес затрат на технологические инновации в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
- удельный вес организаций и компаний, оценивших отдельные результаты инновационной деятельности как основные, в общем числе организаций;
- удельный вес организаций и компаний, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации.
В 2014 году Узбекистан на внедрение инновационных технологий направил около 14,1 млрд. сумов. Год за годом наша страна улучшает свои позиции в рейтинге в «Глобальном индексе инноваций». Если 2013 году по этому показателю наша республика заняла 133- места, а по результатам 2014 года уже поднялась на 5 ступень выше и заняло 128-место среды 143 стран мира.
Ключевые стратегические задачи, которые необходимо решить для инновационного развития страны, включает механизмы выявления талантливой молодежи на всех этапах образования, начиная с максимально ранних, сквозную систему подготовки и повышения квалификации студентов, стажёров-исследователей, эффективные механизмы передачи научных знаний. Решение этой задачи предполагает создание благоприятных условий и стимулов для прихода в науку талантливой молодежи, склонной к исследовательской работе.
Для реализации поставленных задач в Узбекистане уже существует достаточно широкий инструментарий, в частности, международная договорно-правовая база (включая соглашения о защите инвестиций, о свободной торговле), институты развития ВЭД (Торговые представительства, региональные инфраструктуры, Национальный банк и т.д.), финансовая поддержка экспорта и инвестиций, долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, информационная поддержка, двусторонние и многосторонние направленные на модернизацию программы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аниконов Н.Б, Бабков А.Г. Инновации в системе экономического развития //Ж.: Инновации. М., 2004. № 5. C. 20-22;
2. Комков Н.И. Роль инноваций в развитии экономики и общества. М., 2005;
3. Концепция инновационного развития Республики Узбекистан на 2012-2020гг. www.gazeta.uz;
4. Kelly T., Liffman J., Peters T. The Art of Innovation: Lesson in Creating from IDEO, American's Leading Design Firm, N.Y., 2001;
5. Christensen C., Raynor M. The Innovator's Solution: Creating and Sustaining Successful growth. Boston, 2003.