Научная статья на тему 'Государственное регулирование продвижения инноваций на международные рынки'

Государственное регулирование продвижения инноваций на международные рынки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаева М. Н.

В данной статье исследованы вопросы государственного регулирования продвижения инноваций на международные рынки. А также выявлены особенности государственного регулирования инновационной деятельности таких развитых стран, как США, Японии, Германии, Англии и Франции. Обоснованы перспективные направления государственной поддержки продвижения инноваций на международные рынки в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF INNOVATIONAL PRODUCTS PROMOTION TO INTERNATIONAL MARKETS

The problems of state regulation of innovational products toward international market are considered in this article. So features of state regulation of innovational activity in developed countries such as: USA, Japan, Germany, England and France are elicited. Perspective directions of national supporting of innovational progress toward international markets are developed.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование продвижения инноваций на международные рынки»

Абдуллаева М.Н. - к.э.н., старший научный сотрудник Института экономики АН Республики Узбекистан

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИЙ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ

В настоящее время многие развитые страны мира начали разработку и реализацию национальных программ по поддержке инноваций, развитию электронной коммерции, распространению Интернета и увеличению числа его пользователей, а также внедрению инноваций в сферы государственных институтов. Вместе с тем «... научно-техническое лидерство государства определяется не только высоким уровнем развития новейших отраслей промышленности, но и способностью к быстрой и непрерывной перестройке всех сфер экономики для создания и распространения новых технологий»1.

Как известно, условия поставки национальной высокотехнологичной продукции на внешние рынки играют ключевую роль в переходе экономики на инновационные принципы развития. Однако, нередко из-за слабо развитой системы государственной поддержки выхода на внешние рынки малого бизнеса, в частности, ориентированного на производство высокотехнологичных продукции и услуг, в следствие ограниченности возможностей предоставления экспортного кредитования и страхования, слабости системы послепродажного обслуживания, возможностей адаптации продукции под требования конкретного заказчика и др., потенциал продвижения инноваций на международные рынки реализуется не полностью.

В связи с этим становится очевидным актуальность методологических вопросов государственного регулирования продвижения инноваций на международные рынки. Все эти мероприятия направлены на формирование инновационной экономики.

1 Кадыров А.М., Севликянц С.Г. Инновационное наполнение экономики и развитие научно-технического сотрудничества./ Ж. «Рынок, деньги и кредит», №08 (147), 2009 г. 38-40 с.

Необходимо отметить, что в мировой практике, компании для продвижения продукции широко используют предоставляемые экспортными кредитными агентствами своих стран возможности льготного финансирования внешнеторговой деятельности. В частности, активно применяются такие формы поддержки, как государственные кредиты и гарантии на организацию экспорта и экспортных предприятий; гранты на поддержку разработки стратегий экспорта, исследований экспортных рынков, софинансирование расходов по созданию дочерних предприятий за рубежом, страхование инвестиций и доходов от экспорта, гарантии и компенсации банкам для предоставления долгосрочных кредитов экспортерам и зарубежным покупателям. При этом преимущественной поддержкой пользуется реализация крупных экспортных контрактов и зарубежных инвестиционных проектов, а также внешнеэкономическая деятельность малого и среднего бизнеса.

Помимо финансовой поддержки важную роль в обеспечении конкурентных позиций производителей на рынках третьих стран играет информационно-консультационная и

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

организационная помощь со стороны национальных институтов содействия внешнеэкономической деятельности. Речь в частности, идет о таких формах поддержки, как предоставление компаниям услуг по оперативному мониторингу ситуации на рынках конкретных стран, помощь в поиске поставщиков и заказчиков, установление контактов через широкие международные сети представительств и торговых палат и др. Примером может служить французская сеть иСС^Е, объединяющая 112 торговых палат и представляющая интересы французских компаний в 75 странах.

При обеспечении поддержки инновационной деятельности государства в различных странах придерживаются следующих стратегий, различающихся по уровню и формам поддержки:

- стратегия активного вмешательства;

- стратегия децентрализованного регулирования;

- смешанная стратегия.

Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики (Япония, Франция, Нидерланды).

Стратегия децентрализованного регулирования представляет собой более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии играет важную роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. На первое место здесь выходят научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается в создании им необходимых правовых, экономических и других условий (США, Великобритания).

Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор и государство заинтересовано в поддержке высокого

экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным - стратегию децентрализованного регулирования (Швеция).

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:

- предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

- снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИ-ОКР;

- связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых ВУЗам, НИИ и другим инновационным организациям;

- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

- зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

Рассмотрим подробнее особенности регулирования инновационной деятельности в США. Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);

Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);

НАСА;

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

Национальное бюро стандартов;

Министерство обороны;

Национальный центр промышленных исследований;

Национальная академия наук;

Национальная техническая академия;

Американская ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные - из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации.

Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.

Государство способствует формированию рынка инноваций и само выступает его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям,

осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

Япония также имеет свои особенности в сфере государственного регулирования инновационной деятельности.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.

На сегодняшний день в Японии государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.

МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на раз-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

витие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:

- целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;

- содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии;

- контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.

Теперь рассмотрим государственное регулирование инновационной деятельности в Германии, Англии и Франции.

Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 %.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.

К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

- выработка единого антимонопольного законодательства;

- использование системы ускоренной амортизации оборудования;

- льготное налогообложение НИОКР;

- поощрение малого наукоемкого бизнеса;

- прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

- стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.

Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что за рубежом государство уделяет достаточно большое внимание развитию инновационной деятельности, ее поддержке. Данное направление является для них одним из приоритетных, поскольку напрямую связано с развитием этих стран в целом и с повышением их конкурентоспособности на международной арене.

Институты содействия внешнеэкономической деятельности активно используют не только развитые, но и многие успешные развивающиеся страны. Наряду с другими факторами, это поддерживает интенсивную динамику экспорта высоко- и среднетехно-логичной продукции из данных стран. Так, среднегодовые темпы прироста экспорта высокотехнологичных товаров из Китая на протяжении последних лет превышают 30%. В результате длительного поступательного роста доля этих товаров в совокупном объеме китайского экспорта достигла 40%. Близкие к 30%-м ежегодные темпы прироста экспорта высоко- и среднетехнологичной продукции наблюдаются на протяжении последних двух лет в Бразилии. Похожая картина характерна для Индии. К настоящему времени доля машин и оборудования в совокупном экспорте этой страны достигла 34%.

Как известно, модернизация экономики в стране должна осуществляться на основе инноваций, приоритетного развития наукоемких отраслей, резкого увеличения объема выпуска высокотехнологической продукции, снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства. В свя-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

Рисунок 1. Модель продвижения инновации на международные рынки вдоль инновационного цикла.

зи с этим необходимо ускорять технологический прогресс, сокращать жизненный цикл продуктов и услуг, а также сроков проведения исследований, разработок и внедрения инноваций.

Таким образом, сами по себе инновации лишь частично обеспечивают экономический рост, но без их использования развитие экономики в современных условиях невозможно. Сегодня можно констатировать, что инновационная экономика, основанная на достижениях информационных технологий, реальна, меняет облик промышленности и сферы услуг, изменяет характер труда. Человек выводится из непосредственного процесса производства, ему все больше становятся свойственными функции контроля за этим процессом, управление им. При рассмотрении инновационной экономики необходимо учитывать, что она, с одной стороны, порождает совершенно новые отрасли, а с другой - коренным образом трансформирует, модифицирует традиционные.

На сегодняшний день существует два основных метода, используемых для продвижения инноваций на международные рынки - вертикальный и горизонтальный. В первом случае весь инновационный процесс происходит в рамках одной организации, ресурсы которой позволяют реализовать все три стадии. Например, это может быть крупный холдинг или компания, работающая в сфере услуг.

Под горизонтальным методом продвижения подразумевается сотрудничество и ко-

операция научных центров, производства и центров трансферта технологий (ЦТТ). Таким образом, все три цикла могут разделяться между двумя-тремя сторонами в соответствии с их возможностями и компетенциями.

На рисунке 1 представлена модель продвижения инновации на международные рынки вдоль инновационного цикла, в которой инновация может генерироваться соответствующим субъектом на любом этапе цикла. Более того, здесь, по мнению автора, может (и должен) появиться новый блок (на рисунке 1 - блок «Управление», а в реальной жизни - субъект), который занят анализом, управлением и оптимизацией процесса извлечения инновационной ренты на разных этапах жизненного цикла.

Этот блок должен анализировать и сравнивать экономические (а иногда и не только) эффекты от использования новшеств на каждой из стадий и принимать решения о перераспределении ресурсов, направляемых на создание и использование инноваций на разных стадиях жизненного цикла.

Переход к экономике знаний требует формирования в стране целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках. Эту систему и принято называть национальной инновационной системой.

В связи с этим в Узбекистане необходимо продолжить работу по организации государственной поддержки программ разви-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

тия технопарков, направленных на быстрый рост производства товаров и услуг, ориентированных на экспорт; концентрацию интеллектуального потенциала и создание высокооплачиваемых рабочих мест, в том числе, за счет государственных инвестиций в инфраструктуру технопарков. Государственная поддержка национальных компаний необходима и при их выходе на мировой рынок. Она должна включать меры, направленные на выравнивание для них условий международной конкуренции, устранение административных барьеров, препятствующих быстрому росту экспорта.

Государство должно активно участвовать в формировании механизмов привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в национальные компании, работающие в сфере инноваций. В частности, целесообразно создание фонда отраслевого венчурного финансирования при поддержке государства.

Приоритетными целями государственной политики в сфере продвижения инноваций являются:

- создание условий для их распространения и эффективного использования в социально-экономической сфере и государственном управлении;

- обеспечение растущих потребностей предприятий в современных инновационных разработках;

- превращение национального производства в сфере инноваций в одну из основных движущих сил экономического роста страны.

Институты развития должны стать одним из основных инструментов решения стратегических задач, поставленных в Антикризисной программе на 2009-2012 годы Президентом Республики Узбекистан И.Каримовым1.

Во-первых, они должны выступить в качестве соорганизаторов и ключевых источников финансирования крупных проектов, нацеленных на достижение результатов по стратегически значимым направлениям.

Во-вторых, институты развития должны сформировать инфраструктуру, обеспечивающую свободный доступ приоритетных сфер

1 Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис. Пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. -Т.:«Узбекистан», 2009 г.

экономики к необходимым финансовым, инновационным и информационным ресурсам.

В первом случае можно говорить о прямом влиянии деятельности данных институтов на параметры социально-экономического развития. Результаты этой деятельности могут быть оценены, как приращение в объемах производства, экспорта, мощностей, в интенсивности внедрения инноваций вследствие осуществления конкретных проектов.

Во втором случае можно говорить о косвенном влиянии деятельности данных институтов на социально-экономическое развитие - через изменения в рыночных условиях, создающие предпосылки для позитивных социально-экономических сдвигов. В этом случае именно эти изменения являются критерием результативности деятельности институтов развития.

Направленность поддерживаемых проектов должна быть увязана с приоритетами развития соответствующих отраслей, содержащихся в отраслевых стратегиях и программах развития. Это позволит усилить организационные механизмы реализации данных стратегий и программ.

Помимо поддержки проектов по приоритетным направлениям, институты развития должны создать доступную для производителей всех отраслей с высокой степенью переработки продукции системы экспортного кредитования и страхования, государственных гарантий при выполнении совместных с иностранными заказчиками проектов в сфере высоких технологий, лизинга высокотехнологичного дорогостоящего оборудования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институты развития уже в течение 4-5 лет должны сформировать комплексную инфраструктуру поддержки прикладных инноваций, охватывающую все стадии инновационного процесса, а также все сферы поддержки: финансовую, производственно-технологическую, кадровую, информационно-консультативную и др.

Формирование основ системы государственного регулирования инновационной экономики в Узбекистане должно осуществляться путем внедрения соответствующих государственных программ, антимонопольного регулирования и стимулирования свободной конкуренции на рынке инноваций,

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

создания соответствующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность в сфере инновационной экономики (в том числе и в Интернет-экономике), профессиональной подготовки и переподготовки населения, осуществляемой за счет бюджетных средств, развития информационных технологий, внедрения их в практику рыночной экономики. Наряду с этим важно отметить, что также «приоритетной задачей, стоящей перед правительством Узбекистана должно стать в ближайшей перспективе переход от экономики с сырьевой ориентацией к инновационной экономике»1.

Таким образом, в Узбекистане перспективными направлениями государственной поддержки продвижения инноваций на международные рынки в условиях глобализации следует считать:

- прямое финансирование развития фундаментальной науки и инновационной инфраструктуры;

- развитие экономического партнерства с частным национальным капиталом, некоммерческими организациями и иностранными компаниями с целью массового производства товаров и услуг международного значения;

- увеличение поля деятельности инновационного инвестирования;

- формирование внутренних инновационных рынков;

- создание благоприятных условий для проникновения отечественной инновационной продукции на зарубежные рынки;

- обеспечение инновационной безопасности государства;

- совершенствование нормативно-правового регулирования развития инноваций, особенно авторских прав на интеллектуальную собственность по всей инновационной цепочке: от идеи до продвижения ее на международный рынок.

Список литературы:

Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис. Пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. -Т.: «Узбекистан», 2009 г.

Кадыров А.М., Севликянц С.Г. Инновационное наполнение экономики и развитие научно-технического сотрудничества. / Ж. «Рынок, деньги и кредит», №08 (147), 2009 г.-38-40 с.

Курбанова Д. Государственное регулирование процессов формирования новой инновационной системы в Узбекистане.//Ж. «Иктисодиёт ва таълим», №4, 2011 г.-45-47 с.

1 Курбанова Д. Государственное регулирование процессов формирования новой инновационной системы в Узбекистане. // Ж. «Иктисодиёт ва таълим», №4, 2011 г.-45-47 с.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.