Научная статья на тему 'Международное сотрудничество украинского общества дружбы в сфере науки и образования (1959 г. - 1970-е гг. )'

Международное сотрудничество украинского общества дружбы в сфере науки и образования (1959 г. - 1970-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО ДРУЖБЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ / ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / UKRAINE SOCIETY OF FRIENDSHIP / INTERNATIONAL COOPERATION IN SPHERE OF SCIENCE AND EDUCATION / EXCHANGE STUDENTS / TOURIST TRIPS / IDEOLOGISATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дитковская Светлана Алексеевна

Статья посвящена формам взаимодействия украинской общественности с иностранными государствами в сфере науки и образования в эпоху социализма. Благодаря Украинскому обществу дружбы такие взаимоотноше ния носили массовый характер. Индивидуальные и коллективные члены секций (права, общественных наук, педаго гической, медицинской и сельскохозяйственной) активно устанавливали и расширяли контакты с международны ми организациями в области науки и образования. Показано, что основными формами работы общества являлись: проведение вечеров, лекций, бесед, встреч, фотовыставок; работа с делегациями и туристическими группами; об мен литературой и материалами; установление связей между отдельными организациями, учреждениями, коллек тивами, регионами; празднование юбилейных и памятных дат. Доказано, что уникальной формой международного взаимодействия была работа Общества дружбы с иностранными студентами из социалистических и развиваю щихся стран, а также представителями прогрессивных организаций украинской диаспоры. Содержанием работы Общества в этом направлении являлось ознакомление студентов с советской действительностью, жизнью и куль турой украинского народа. Среди основных форм работы с иностранными студентами прежде всего следует на звать проведение вечеров дружбы, лекций, бесед, встреч с учеными, деятелями культуры и искусства, передовиками производства. С гражданами США и Канады практиковалась индивидуальная работа, основными формами кото рой были: приглашение на учебу в УССР, контроль над обучением и организация туристских поездок по террито рии СРСР. Однако чрезмерная централизация, плановость, идеологизация и формализм сужали возможности про дуктивного общения и выступали негативным фактором развития международных образовательных и научных контактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation of the Ukraine Society of Friendship in the Sphere of Science and Education (1959-1970s)

The article is devoted to the forms of interaction of the Ukraine society with foreign countries in the sphere of science and education in the era of socialism. Thanks to the Ukraine Society of Friendship such relationships were widespread. Individual and collective members of the sections of law, social sciences, pedagogy, medicine and agriculture actively established and expanded contacts with international organisations in the sphere of science and education. It is shown that the main forms of work of the society was holding of parties, lectures, interviews, meetings, photo exhibitions, work with delegations and tourist groups, the exchange of literature and materials, establishing of links between different organisations, institutions, communities, regions, and the anniversary celebration of memorable dates. It is proved that a unique form of international cooperation was the work of the Society of friendship with foreign students from socialist and developing countries, as well as representatives of the progressive organisation of the Ukrainian diaspora of the capitalist West. The content of the work of the Society in this direction was to introduce Soviet reality to students, as well as life and culture of the Ukraine people. The main forms of work with foreign students was the parties of Friendship, lectures, conferences, meetings with scientists, figures of culture and art, leaders of manufacture. With U.S. and Canadian citizens what was practiced, was individual work, the basic form of which was an invitation to study in the USSR; control of the learning, political and educational works and the organisation of the tourist trips on the territory of the USSR. However, excessive centralisation, planning, ideologisation and formalism reduced the possibilities of productive communication and played a negative role in the development of international educational and scientific contacts.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество украинского общества дружбы в сфере науки и образования (1959 г. - 1970-е гг. )»

УДК 94(477):061.1"1959/1970"

Дитковская Светлана Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко

[email protected]

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА ДРУЖБЫ

В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ (1959 г. - 1970-е гг.)

Статья посвящена формам взаимодействия украинской общественности с иностранными государствами в сфере науки и образования в эпоху социализма. Благодаря Украинскому обществу дружбы такие взаимоотношения носили массовый характер. Индивидуальные и коллективные члены секций (права, общественных наук, педагогической, медицинской и сельскохозяйственной) активно устанавливали и расширяли контакты с международными организациями в области науки и образования. Показано, что основными формами работы общества являлись: проведение вечеров, лекций, бесед, встреч, фотовыставок; работа с делегациями и туристическими группами; обмен литературой и материалами; установление связей между отдельными организациями, учреждениями, коллективами, регионами; празднование юбилейных и памятных дат. Доказано, что уникальной формой международного взаимодействия была работа Общества дружбы с иностранными студентами из социалистических и развивающихся стран, а также представителями прогрессивных организаций украинской диаспоры. Содержанием работы Общества в этом направлении являлось ознакомление студентов с советской действительностью, жизнью и культурой украинского народа. Среди основных форм работы с иностранными студентами прежде всего следует назвать проведение вечеров дружбы, лекций, бесед, встреч с учеными, деятелями культуры и искусства, передовиками производства. С гражданами США и Канады практиковалась индивидуальная работа, основными формами которой были: приглашение на учебу в УССР, контроль над обучением и организация туристских поездок по территории СРСР. Однако чрезмерная централизация, плановость, идеологизация и формализм сужали возможности продуктивного общения и выступали негативным фактором развития международных образовательных и научных контактов.

Ключевые слова: Украинское общество дружбы, международное сотрудничество в сфере науки и образования, иностранные студенты, туристические поездки, идеологизация.

Одной из определяющих черт современного общественного прогресса выступает развитие науки и образования, которые закономерно стали сферами самого активного сотрудничества, обмена опытом и выработки совместных решений на международном уровне. Однако подобного рода взаимоотношения возникли не сегодня, а исторический опыт их реализации требует от специалистов всестороннего анализа. В период социалистического развития контакты в указанных направлениях развивались в основном в рамках общественных организаций, среди которых наиболее массовой организацией международной направленности являлось Украинское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами (УОДКС). Анализ его деятельности предоставляет широкие возможности для определения направления и формы образовательного и научного сотрудничества УССР с зарубежными странами.

Исследование деятельности данной организации было инициировано в ряде научных трудов советского и современного периодов. Так, вопросами международных связей общественных организаций и их ролью в политической системе социалистического общества занимались специалисты по отечественной истории. Среди них выделяется коллективный труд «Сусшльно-полтгичне життя трудящих Украшсько1 РСР», в которой анализируется участие общественности республики в укреплении зарубежных интернациональных связей (1959-1972) [9].

Значительное внимание исследованию научных и образовательных связей стран социализма уделяли советские историки, в том числе и в УССР. Накопленный и изученный ими фактический материал можно использовать и сегодня, несмотря на его марксистско-ленинскую направленность. Прежде всего это работы известных украинских славистов И.Н. Мельниковой, И.Н. Кулинич, П.С. Соханя, М.В. Знаменской, К.А. Колосовой, В.П. Бондаря, Л.Я. Зрезарцевой, В.У Павелко [7; 4; 5; 1; 6; 8].

Новейшая историография представлена эпизодическими исследованиями. Так, Г.П. Докашенко изучает роль организации в развитии украино-болгарских отношений. Работы Л.П. Борисовой и О.В. Чижиковой посвящены деятельности советских Обществ дружбы и культурной связи со странами Азии [3; 2; 19]. Вопросы же УОДКС рассматриваются ими частично.

Целью статьи стало исследование форм взаимодействия Украинского общества дружбы с иностранными государствами в сфере науки и образования в эпоху социализма. Анализ имеющейся литературы дает возможность определить основные задачи: охарактеризовать формы и направления культурного, в частности образовательного и научного, сотрудничества УОДКС; проанализировать роль общественности, членов Общества дружбы.

Источниковой базой исследования являются документы, преимущественно впервые вводимые в научный оборот. Это архивные материалы Центрального государственного архива высших орга-

© Дитковская С.А., 2017

Вестник КГУ^ № 1. 2017

37

нов власти и управления Украины и Центрального государственного архива общественных организаций Украины, рассекреченные в 1992 г

В период с 1959 г. до начала 70-х гг. ХХ в. в УССР самым массовым и авторитетным на международной арене было Украинское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами, которое входило на правах коллективного члена в состав Всесоюзного общества культурных связей с заграницей [14, л. 96]. Целью его деятельности являлось развитие и укрепление дружбы и деловых связей, взаимопонимания, доверия, культурного сотрудничества украинского народа с народами зарубежных стран [10, л. 7].

УОДКС объединяло и координировало деятельность:

- украинских отделений Обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, существующих в республике, областях, городах, районах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, на кораблях морского и воздушного флота, речных пароходах, а также на железнодорожных станциях и поездах транспорта УССР;

- отраслевых секций (педагогической, женской, ветеранов войны общественных наук, изобразительного искусства, театральной, музыкальной, педагогической, сельскохозяйственной, архитектурной, права, медицинской, кинематографии, литературы и искусства для детей) [14. л. 99; 16. л. 18].

Деятельность секций развивалась в следующих направлениях:

1) укрепление сотрудничества ученых, специалистов, деятелей науки и образования разных стран на основе профессионального единства, использование контактов и связей с ними для пропаганды идей мира и прогресса; пропаганда достижений советской экономики, науки, культуры на примере Украинской ССР;

2) расширение контактов с различными международными организациями в области науки и образования, активное участие в работе международных конгрессов, съездов, фестивалей, симпозиумов и выставок;

3) ознакомление общественности Украины с достижениями социалистических стран, с развитием экономики и науки, техники и культуры капиталистических стран; использование в советской практике достижений науки и техники зарубежных стран [17, л. 12].

Секция права проводила работу по ознакомлению зарубежной общественности с главными направлениями развития советского государства и права, юридической наукой, вела борьбу с «вредными буржуазными теориями», а также знакомила советскую общественность с жизнью зарубежных стран в отношении вопросов международной политики и международного права [18, л. 93].

Члены этой секции вели переписку с 60 видными зарубежными юристами и более чем с 20 зарубежными правовыми институтами и организациями: Институтом права Болгарской академии наук, Институтом государства и права Академии наук Венгрии, Краковским университетом в Польше, Институтом права ГДР, Лейпцигским университетом, Калифорнийским и Мичиганским университетами США, Индийским товариществом международного права и другими [18, л. 94].

Секция общественных наук принимала активное участие в работе с иностранными делегациям и туристскими группами ученых-историков, философов, литературоведов, языковедов и экономистов, которые посещали Украину. Так, в 1964 г. гостями секции были профессор Варшавского университета Р. Гербер, профессор Бирмингемского университета Байков, румынский ученый-историк Верза, профессор Токийского университета Ясуну-суми Иваю, кубинский ученый Масина, американский профессор Клаус Бергер, чешский языковед Конецкий и другие [18, л. 94].

Педагогическая секция постоянно поддерживала связь с зарубежными учреждениями и отдельными лицами: Институтом педагогики ЧССР, редакцией Чешского научно-педагогического журнала «Педагогика», Болгарским институтом педагогики (г. София), Институтом литературы Академии наук Народной Республики Болгарии, Пряшевским филиалом Братиславского института педагогики, профессором Варшавского университета Минявским и другими [18, л. 95]. В 1972 г. по просьбе чешских педагогов секция отправила в адрес института педагогики Чехословакии следующую методическую литературу: «Шевченко в школе» (пособие для учителей Н.И. Падалка), «Изучение украинской литературы в школе рабочей молодежи» (пособие для учителей), «Методика преподавания украинского языка в средней школе» С.Х. Чавдарова и В.И. Мосальского, «Развитие устного и письменного языка учащихся во внеклассной работе» Т.Е. Удод и др.

Педагогическая секция периодически организовывала в Научно-исследовательском институте педагогики УССР выставки зарубежной литературы по вопросам педагогики и народного образования, которая поступает в библиотеку института через Украинское общество дружбы [12, л. 6].

Медицинская секция осуществляла свою деятельность по расширению международных контактов не только по линии Украинского общества дружбы, но и на уровне делегаций Министерства здравоохранения УССР. Только в 1964 г. члены секции работали с 30 делегациями и 20 туристскими группами. Гости знакомились с постановкой здравоохранения в СССР, новыми методиками диагностики и лабораторных исследований, современными методами лечения и т. д.

38

Вестник КГУ ^ № 1. 2017

Большая работа проводилась членами секции по популяризации советской медицины за рубежом путем участия членов секции в международных конгрессах и выступления на них с докладами. После посещения зарубежных стран члены секции выдвигали конкретные предложения по использованию полезного опыта работы и новых методов исследования.

Члены секции на протяжении длительного времени поддерживали постоянные связи с рядом научных учреждений и отдельными учеными зарубежных стран путем личной переписки, взаимного обмена научными трудами и опытом проведения научно-исследовательских работ. Прежде всего это зарубежные медицинские научные учреждения: Будапештский институт геронтологии, Пражский институт медицинской физики, Пражский институт микробиологии, Нейрофизиологическая лаборатория в Братиславе, Софийский дерматовенерологический институт (ВНР), Софийский медицинский институт (ВНР), Софийский институт гигиены охраны труда (ВНР), Медицинская академия в Дрездене, Медицинская академия в Варшаве, Онкологический институт в Бухаресте, библиотека Академии наук Румынской Народной Республики, а также 62 ученых зарубежных стран [18, л. 99-100].

Сельскохозяйственная секция среди испытанных форм связи наибольшее значение придавала личным контактам. Стоит только сказать, что за 1964 г. в Украинском обществе дружбы состоялись встречи членов сельскохозяйственной секции более чем с 50 специализированными туристскими группами, которые приезжали из ЧССР, НРБ и ГДР. Кроме того, секция принимала отдельных зарубежных ученых [18, л. 97-98].

С целью расширения сотрудничества в сфере науки и образования Украинское общество дружбы совместно с Комитетом молодежных организаций УССР и Интернациональным ответом дружбы г. Киева проводило работу с иностранными гражданами, которые учились в УССР. Общий план предусматривал проведение вечеров дружбы, лекций, бесед, встреч с учеными, деятелями культуры и искусства, передовиками производства [18, л. 73]. Главным содержанием работы Общества в этом направлении являлось ознакомление студентов с советской действительностью, жизнью и культурой украинского народа, разъяснение внешнеполитических мероприятий советского правительства [18, л. 72].

Для этого были установлены тесные контакты с землячествами студентов из Германии, Польши, Монголии, Вьетнама, латиноамериканских и африканских стран. Иностранные студенты принимали активное участие в организации и проведении вечеров, посвященных юбилейным датам, встречались с учеными, передовиками производства, деятелями культуры [18, л. 73].

Особую поддержку, можно даже сказать покровительство, Общество дружбы оказывало иностранным студентами из украинской прогрессивной эмиграции Канады и США. Основными формами работы с ними являлись: приглашение на учебу в УССР, контроль над обучением, политико-воспитательная робота и организация туристских поездок по территории СРСР.

С целью подготовки политических руководящих кадров на Украину приглашались члены зарубежных украинских прогрессивных организаций. В 1964/1965 учебном году обучалось 10 человек из Канады и 1 из США, в том числе 2 - в Высшей партийной школе при ЦК КПУ, 2 - в Киевском университете имени Тараса Шевченко, 2 - в Киевском педагогическом институте им. А.М. Горького, 5 - в Киевском институте театрального искусства им. И.К. Карпенка-Карого и Киевском хореографическом училище [11, л. 64].

Общество осуществляло строгий контроль над процессом и результатами обучения иностранных студентов. Каждый из них в зависимости от срока, на который был приглашен, обучался по индивидуальному плану, включающему обязательное изучение основ марксизма-ленинизма, а также методики и формы организационной работы [11, л. 64].

План составлялся руководством соответствующих учебных заведений с учетом пожеланий организации, направившей студента на учебу, и утверждался Президиумом Украинского общества дружбы. По завершению учебного года УОДКС проводило проверки результатов экзаменационной сессии и организовывало практики. Кроме обучения, УОДКС предоставляло таким студентам возможность ознакомления со всеми сторонами жизни Украины, организуя для них экскурсии на предприятия, в колхозы, учебные заведения [11, л. 64]. В течение учебного года во внеучебное время организовывалось регулярное посещение театров, кинотеатров, музеев и др. [14, л. 135].

Во время каникул в высших учебных заведениях для канадских студентов УОДКС организовывало туристические поездки с культурно-познавательными целями. Наиболее востребованными являлись промышленные центры республики: Сталино (Донецк), Луганск, Харьков, Запорожье, Одесса; территории исторической родины украинских эмигрантов: Черновцы, Львов, Тернополь, Закарпатье; административные и культурно-исторические центры СССР: Ленинград, Москва, Сталинград, Минск, Рига, Таллинн, Баку, Тбилиси, Сочи, Крым.

Так, в 1959 г. для 8 канадских студентов в период зимних и летних каникул были организованы поездки в Сталино, Луганск, Харьков, Черновцы, Ленинград, Москву, Сталинград, Минск, Ригу, Таллинн, Баку, Тбилиси, Сочи. Во время поездок они ознакомились с историческими памятника-

ми, достопримечательностями, промышленными предприятиями и культурными учреждениями этих городов. На майские праздники была организована поездка по Днепру на дизель-электроходе «Карл Маркс» в Новую Каховку. Они посетили Каховскую гидроэлектростанцию, новостройки, административные и жилые дома Новой Каховки. В рамках данных мероприятий для студентов были проведены лекции с целью разоблачения фальсификации украинскими националистами некоторых проблем истории Украины [14, л. 134].

УОДКС ежегодно во время летних каникул организовывало для канадских студентов туристические поездки с лечебно-оздоровительными целями. Так, в 1959 г. в соответствии с выводами медицинской комиссии для ряда студентов были организованы поездки в санаторий им. Чкалова (г. Одесса), «Хрустальный дворец» (г. Трускавец) и «Украина» (г. Гагра) [14, л. 135].

В 1961 г. во время летних каникул для 11 канадских студентов (членов ТОУК) с целью ознакомления с жизнью советского народа, с достижениями Советского Союза, в частности Украины, во всех отраслях народного хозяйства, науки и культуры, была организована поездка по Украине, во время которой канадцы посетили Харьков, Запорожье, Донецк, Луганск, Жданов, побывали в Умани и Закарпатье, а также посетили город-герой Волгоград. В упомянутых городах и областях студенты познакомились с работой и организацией отдыха трудящихся на многих предприятиях. В летний период для них был устроен отдых и лечение в санатории на южном побережье Крыма [17, л. 54].

Во время летних каникул канадские студенты имели возможность посетить своих родственников, живущих в деревнях разных областей Украины. Так, для студентки Н. Безубяк с 12 по 22 сентября 1968 г. была организована специальная поездка во Львов и Ужгород с целью подробного ознакомления с работой местных ансамблей и кружков художественной самодеятельности [13, л. 17].

Студенты, имеющие выдающиеся заслуги в учебе, значимые результаты общественной деятельности, поощрялись особым образом. Так, студенты З. Николишин, Н. Винничук и В. Герасим были приглашены для участия в работе всемирного форума молодежи в г. Москве с 25 июля по 3 августа 1961 г. [17, л. 54].

Кроме вузовской формы обучения, ежегодно УОДКС организовывало месячные курсы в Киеве для участников и руководителей танцевальных коллективов украинской диаспоры. В 1965 г. на этих курсах обучалось 10 юношей и девушек - членов Лиги американских украинцев (ЛАУ). Кроме обучения украинским народным танцам, для них был прочитан курс лекций об УССР, украинской культуре, литературе и искусстве. После возвращения на родину члены этих молодежных групп

выступали с лекциями и беседами о Советской Украине в рабочих клубах ЛАУ, среди участников художественной самодеятельности [13, л. 63].

Перед отъездом в Канаду студентка С. Несте-рук заявила: «Я очень благодарна... Украинскому обществу дружбы за то, что я имела возможность учиться в Советском Союзе. Думаю, что лучшим проявлением моей благодарности будет моя работа в прогрессивном движении Канады. Я побывала также во многих городах и селах Советской Украины и Белоруссии, впечатления у меня очень хорошие. За время пребывания в Советском Союзе я приобрела много полезных знаний, научилась смотреть на события более глубоко, с марксистско-ленинской точки зрения» [15, л. 122].

Анализ архивных материалов дает возможность говорить об активном привлечении к организации научных и образовательных связей значительного количества производственных, образовательных организаций и учреждений сферы культуры, то есть о массовом характере подобного рода взаимоотношений. Однако в этом процессе, на наш взгляд, присутствовали как положительные характеристики, так и отрицательные. К первым можно отнести стремление иностранных студентов получить образование в УССР. Советская образовательная система являлась практико-ориентированной, что достигалось за счет значительного количества как коллективных, так и индивидуальных членов УОДКС. Особого внимания заслуживает уникальный опыт патронажа иностранных студентов со стороны такой массовой общественной организации, как УОДКС, что позволило придать обучению практико-ориентированный характер, формировать у иностранцев позитивное отношение к советскому народу, его достижениям, расширять их знания по истории и современной жизни республики и СССР в целом, устанавливать дружеские межнациональные контакты.

Положительной оценки заслуживает роль научной интеллигенции в развитии межгосударственных отношений, в сохранении и распространении национальных достижений, использовании лучшего зарубежного опыта. Однако чрезмерная централизация, плановость, излишняя идеологизация и формализм сужали возможности продуктивного общения и выступали негативным фактором его развития.

Библиографический список

1. Бондар В.П. Солщаршсть i дружба. - К.: Знання, 1970. - 48 с.

2. Борисова Л.П. Деятельность обществ дружбы народов СССР по развитию международных связей со странами Северо-Восточной Азии: авто-реф. дис. ... канд. ист. наук: Хабаровск, 2009. - 23 с.

3. Докашенко Г. П. Становлення та розвиток шкшьно! освгги в Болгарп шсля Друго! свггово!

вшни в контексп схщноевропейсько! гстори (1944 - шнець 80-х рр.): автореф. дис. ... докт. iст. наук. - Донецьк, 2009. - 36 с.

4. Знаменская М.В. Дружба миллионов. - К.: Наукова думка, 1974. - 176 с.

5. Колосова К.А. М1жнародш культурш зв'язки Украши. - К.: Поливидав Украши, 1965. - 64 с.

6. Мщте братня спiвдружнiсть / упоряд. Л.Я. Зрезарцева. - К.: Полггвидав Украши, 1979. -130 с.

7. На мапстралях дружби i братерства / ред. кол. 1.М. Мельникова, 1.М. Кулинич, П.С. Сохань. - К.: Наук. думка, 1974. - 391 с.

8. Павелко В.У. Дружба народiв - дружба культур. Украшська РСР у радянсько-чехословацькому культурному сшвробггаицтвг - К.: Наук. думка, 1973. - 187 с.

9. Сусшльно-полггачне життя трудящих Украшсько! РСР: у 2 т. Т. 2 / редкол.: А.Д. Скаба,

А.В. Лихолат, О.А. Макаренко [та ш.]. - К.: Наук. думка, 1974. - 392 с.

10. Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГА-ВОУ). - Ф. 5110. - Оп. 1. - Д. 1087.

11. ЦГАВОУ - Ф. 5110. - Оп. 1. - Д. 1924.

12. ЦГАВОУ - Ф. 5110. - Оп. 1. - Д. 2502.

13. Центральный государственный архив общественных организаций Украины (ЦГАООУ). -Ф. 1. - Оп. 25. - Д. 114.

14. ЦГАООУ - Ф. 1. - Оп. 24. - Д. 5174.

15. ЦГАООУ. - Ф. 1. - Оп. 25. - Д. 250.

16. ЦГАООУ. - Ф. 1. - Оп. 25. - Д. 426.

17. ЦГАООУ. - Ф. 1. - Оп. 24. - Д. 5588.

18. ЦГАООУ. - Ф. 1. - Оп. 24. - Д. 5992.

19. Чижикова О.В. Деятельность советских обществ дружбы и культурной связи со странами Азии в 60-80-е гг. XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Иркутск, 2009. - 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.