УДК 94(477):061.1"1959/1970"
Дитковская Светлана Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА ДРУЖБЫ
В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ (1959 г. - 1970-е гг.)
Статья посвящена формам взаимодействия украинской общественности с иностранными государствами в сфере науки и образования в эпоху социализма. Благодаря Украинскому обществу дружбы такие взаимоотношения носили массовый характер. Индивидуальные и коллективные члены секций (права, общественных наук, педагогической, медицинской и сельскохозяйственной) активно устанавливали и расширяли контакты с международными организациями в области науки и образования. Показано, что основными формами работы общества являлись: проведение вечеров, лекций, бесед, встреч, фотовыставок; работа с делегациями и туристическими группами; обмен литературой и материалами; установление связей между отдельными организациями, учреждениями, коллективами, регионами; празднование юбилейных и памятных дат. Доказано, что уникальной формой международного взаимодействия была работа Общества дружбы с иностранными студентами из социалистических и развивающихся стран, а также представителями прогрессивных организаций украинской диаспоры. Содержанием работы Общества в этом направлении являлось ознакомление студентов с советской действительностью, жизнью и культурой украинского народа. Среди основных форм работы с иностранными студентами прежде всего следует назвать проведение вечеров дружбы, лекций, бесед, встреч с учеными, деятелями культуры и искусства, передовиками производства. С гражданами США и Канады практиковалась индивидуальная работа, основными формами которой были: приглашение на учебу в УССР, контроль над обучением и организация туристских поездок по территории СРСР. Однако чрезмерная централизация, плановость, идеологизация и формализм сужали возможности продуктивного общения и выступали негативным фактором развития международных образовательных и научных контактов.
Ключевые слова: Украинское общество дружбы, международное сотрудничество в сфере науки и образования, иностранные студенты, туристические поездки, идеологизация.
Одной из определяющих черт современного общественного прогресса выступает развитие науки и образования, которые закономерно стали сферами самого активного сотрудничества, обмена опытом и выработки совместных решений на международном уровне. Однако подобного рода взаимоотношения возникли не сегодня, а исторический опыт их реализации требует от специалистов всестороннего анализа. В период социалистического развития контакты в указанных направлениях развивались в основном в рамках общественных организаций, среди которых наиболее массовой организацией международной направленности являлось Украинское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами (УОДКС). Анализ его деятельности предоставляет широкие возможности для определения направления и формы образовательного и научного сотрудничества УССР с зарубежными странами.
Исследование деятельности данной организации было инициировано в ряде научных трудов советского и современного периодов. Так, вопросами международных связей общественных организаций и их ролью в политической системе социалистического общества занимались специалисты по отечественной истории. Среди них выделяется коллективный труд «Сусшльно-полтгичне життя трудящих Украшсько1 РСР», в которой анализируется участие общественности республики в укреплении зарубежных интернациональных связей (1959-1972) [9].
Значительное внимание исследованию научных и образовательных связей стран социализма уделяли советские историки, в том числе и в УССР. Накопленный и изученный ими фактический материал можно использовать и сегодня, несмотря на его марксистско-ленинскую направленность. Прежде всего это работы известных украинских славистов И.Н. Мельниковой, И.Н. Кулинич, П.С. Соханя, М.В. Знаменской, К.А. Колосовой, В.П. Бондаря, Л.Я. Зрезарцевой, В.У Павелко [7; 4; 5; 1; 6; 8].
Новейшая историография представлена эпизодическими исследованиями. Так, Г.П. Докашенко изучает роль организации в развитии украино-болгарских отношений. Работы Л.П. Борисовой и О.В. Чижиковой посвящены деятельности советских Обществ дружбы и культурной связи со странами Азии [3; 2; 19]. Вопросы же УОДКС рассматриваются ими частично.
Целью статьи стало исследование форм взаимодействия Украинского общества дружбы с иностранными государствами в сфере науки и образования в эпоху социализма. Анализ имеющейся литературы дает возможность определить основные задачи: охарактеризовать формы и направления культурного, в частности образовательного и научного, сотрудничества УОДКС; проанализировать роль общественности, членов Общества дружбы.
Источниковой базой исследования являются документы, преимущественно впервые вводимые в научный оборот. Это архивные материалы Центрального государственного архива высших орга-
© Дитковская С.А., 2017
Вестник КГУ^ № 1. 2017
37
нов власти и управления Украины и Центрального государственного архива общественных организаций Украины, рассекреченные в 1992 г
В период с 1959 г. до начала 70-х гг. ХХ в. в УССР самым массовым и авторитетным на международной арене было Украинское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами, которое входило на правах коллективного члена в состав Всесоюзного общества культурных связей с заграницей [14, л. 96]. Целью его деятельности являлось развитие и укрепление дружбы и деловых связей, взаимопонимания, доверия, культурного сотрудничества украинского народа с народами зарубежных стран [10, л. 7].
УОДКС объединяло и координировало деятельность:
- украинских отделений Обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, существующих в республике, областях, городах, районах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, на кораблях морского и воздушного флота, речных пароходах, а также на железнодорожных станциях и поездах транспорта УССР;
- отраслевых секций (педагогической, женской, ветеранов войны общественных наук, изобразительного искусства, театральной, музыкальной, педагогической, сельскохозяйственной, архитектурной, права, медицинской, кинематографии, литературы и искусства для детей) [14. л. 99; 16. л. 18].
Деятельность секций развивалась в следующих направлениях:
1) укрепление сотрудничества ученых, специалистов, деятелей науки и образования разных стран на основе профессионального единства, использование контактов и связей с ними для пропаганды идей мира и прогресса; пропаганда достижений советской экономики, науки, культуры на примере Украинской ССР;
2) расширение контактов с различными международными организациями в области науки и образования, активное участие в работе международных конгрессов, съездов, фестивалей, симпозиумов и выставок;
3) ознакомление общественности Украины с достижениями социалистических стран, с развитием экономики и науки, техники и культуры капиталистических стран; использование в советской практике достижений науки и техники зарубежных стран [17, л. 12].
Секция права проводила работу по ознакомлению зарубежной общественности с главными направлениями развития советского государства и права, юридической наукой, вела борьбу с «вредными буржуазными теориями», а также знакомила советскую общественность с жизнью зарубежных стран в отношении вопросов международной политики и международного права [18, л. 93].
Члены этой секции вели переписку с 60 видными зарубежными юристами и более чем с 20 зарубежными правовыми институтами и организациями: Институтом права Болгарской академии наук, Институтом государства и права Академии наук Венгрии, Краковским университетом в Польше, Институтом права ГДР, Лейпцигским университетом, Калифорнийским и Мичиганским университетами США, Индийским товариществом международного права и другими [18, л. 94].
Секция общественных наук принимала активное участие в работе с иностранными делегациям и туристскими группами ученых-историков, философов, литературоведов, языковедов и экономистов, которые посещали Украину. Так, в 1964 г. гостями секции были профессор Варшавского университета Р. Гербер, профессор Бирмингемского университета Байков, румынский ученый-историк Верза, профессор Токийского университета Ясуну-суми Иваю, кубинский ученый Масина, американский профессор Клаус Бергер, чешский языковед Конецкий и другие [18, л. 94].
Педагогическая секция постоянно поддерживала связь с зарубежными учреждениями и отдельными лицами: Институтом педагогики ЧССР, редакцией Чешского научно-педагогического журнала «Педагогика», Болгарским институтом педагогики (г. София), Институтом литературы Академии наук Народной Республики Болгарии, Пряшевским филиалом Братиславского института педагогики, профессором Варшавского университета Минявским и другими [18, л. 95]. В 1972 г. по просьбе чешских педагогов секция отправила в адрес института педагогики Чехословакии следующую методическую литературу: «Шевченко в школе» (пособие для учителей Н.И. Падалка), «Изучение украинской литературы в школе рабочей молодежи» (пособие для учителей), «Методика преподавания украинского языка в средней школе» С.Х. Чавдарова и В.И. Мосальского, «Развитие устного и письменного языка учащихся во внеклассной работе» Т.Е. Удод и др.
Педагогическая секция периодически организовывала в Научно-исследовательском институте педагогики УССР выставки зарубежной литературы по вопросам педагогики и народного образования, которая поступает в библиотеку института через Украинское общество дружбы [12, л. 6].
Медицинская секция осуществляла свою деятельность по расширению международных контактов не только по линии Украинского общества дружбы, но и на уровне делегаций Министерства здравоохранения УССР. Только в 1964 г. члены секции работали с 30 делегациями и 20 туристскими группами. Гости знакомились с постановкой здравоохранения в СССР, новыми методиками диагностики и лабораторных исследований, современными методами лечения и т. д.
38
Вестник КГУ ^ № 1. 2017
Большая работа проводилась членами секции по популяризации советской медицины за рубежом путем участия членов секции в международных конгрессах и выступления на них с докладами. После посещения зарубежных стран члены секции выдвигали конкретные предложения по использованию полезного опыта работы и новых методов исследования.
Члены секции на протяжении длительного времени поддерживали постоянные связи с рядом научных учреждений и отдельными учеными зарубежных стран путем личной переписки, взаимного обмена научными трудами и опытом проведения научно-исследовательских работ. Прежде всего это зарубежные медицинские научные учреждения: Будапештский институт геронтологии, Пражский институт медицинской физики, Пражский институт микробиологии, Нейрофизиологическая лаборатория в Братиславе, Софийский дерматовенерологический институт (ВНР), Софийский медицинский институт (ВНР), Софийский институт гигиены охраны труда (ВНР), Медицинская академия в Дрездене, Медицинская академия в Варшаве, Онкологический институт в Бухаресте, библиотека Академии наук Румынской Народной Республики, а также 62 ученых зарубежных стран [18, л. 99-100].
Сельскохозяйственная секция среди испытанных форм связи наибольшее значение придавала личным контактам. Стоит только сказать, что за 1964 г. в Украинском обществе дружбы состоялись встречи членов сельскохозяйственной секции более чем с 50 специализированными туристскими группами, которые приезжали из ЧССР, НРБ и ГДР. Кроме того, секция принимала отдельных зарубежных ученых [18, л. 97-98].
С целью расширения сотрудничества в сфере науки и образования Украинское общество дружбы совместно с Комитетом молодежных организаций УССР и Интернациональным ответом дружбы г. Киева проводило работу с иностранными гражданами, которые учились в УССР. Общий план предусматривал проведение вечеров дружбы, лекций, бесед, встреч с учеными, деятелями культуры и искусства, передовиками производства [18, л. 73]. Главным содержанием работы Общества в этом направлении являлось ознакомление студентов с советской действительностью, жизнью и культурой украинского народа, разъяснение внешнеполитических мероприятий советского правительства [18, л. 72].
Для этого были установлены тесные контакты с землячествами студентов из Германии, Польши, Монголии, Вьетнама, латиноамериканских и африканских стран. Иностранные студенты принимали активное участие в организации и проведении вечеров, посвященных юбилейным датам, встречались с учеными, передовиками производства, деятелями культуры [18, л. 73].
Особую поддержку, можно даже сказать покровительство, Общество дружбы оказывало иностранным студентами из украинской прогрессивной эмиграции Канады и США. Основными формами работы с ними являлись: приглашение на учебу в УССР, контроль над обучением, политико-воспитательная робота и организация туристских поездок по территории СРСР.
С целью подготовки политических руководящих кадров на Украину приглашались члены зарубежных украинских прогрессивных организаций. В 1964/1965 учебном году обучалось 10 человек из Канады и 1 из США, в том числе 2 - в Высшей партийной школе при ЦК КПУ, 2 - в Киевском университете имени Тараса Шевченко, 2 - в Киевском педагогическом институте им. А.М. Горького, 5 - в Киевском институте театрального искусства им. И.К. Карпенка-Карого и Киевском хореографическом училище [11, л. 64].
Общество осуществляло строгий контроль над процессом и результатами обучения иностранных студентов. Каждый из них в зависимости от срока, на который был приглашен, обучался по индивидуальному плану, включающему обязательное изучение основ марксизма-ленинизма, а также методики и формы организационной работы [11, л. 64].
План составлялся руководством соответствующих учебных заведений с учетом пожеланий организации, направившей студента на учебу, и утверждался Президиумом Украинского общества дружбы. По завершению учебного года УОДКС проводило проверки результатов экзаменационной сессии и организовывало практики. Кроме обучения, УОДКС предоставляло таким студентам возможность ознакомления со всеми сторонами жизни Украины, организуя для них экскурсии на предприятия, в колхозы, учебные заведения [11, л. 64]. В течение учебного года во внеучебное время организовывалось регулярное посещение театров, кинотеатров, музеев и др. [14, л. 135].
Во время каникул в высших учебных заведениях для канадских студентов УОДКС организовывало туристические поездки с культурно-познавательными целями. Наиболее востребованными являлись промышленные центры республики: Сталино (Донецк), Луганск, Харьков, Запорожье, Одесса; территории исторической родины украинских эмигрантов: Черновцы, Львов, Тернополь, Закарпатье; административные и культурно-исторические центры СССР: Ленинград, Москва, Сталинград, Минск, Рига, Таллинн, Баку, Тбилиси, Сочи, Крым.
Так, в 1959 г. для 8 канадских студентов в период зимних и летних каникул были организованы поездки в Сталино, Луганск, Харьков, Черновцы, Ленинград, Москву, Сталинград, Минск, Ригу, Таллинн, Баку, Тбилиси, Сочи. Во время поездок они ознакомились с историческими памятника-
ми, достопримечательностями, промышленными предприятиями и культурными учреждениями этих городов. На майские праздники была организована поездка по Днепру на дизель-электроходе «Карл Маркс» в Новую Каховку. Они посетили Каховскую гидроэлектростанцию, новостройки, административные и жилые дома Новой Каховки. В рамках данных мероприятий для студентов были проведены лекции с целью разоблачения фальсификации украинскими националистами некоторых проблем истории Украины [14, л. 134].
УОДКС ежегодно во время летних каникул организовывало для канадских студентов туристические поездки с лечебно-оздоровительными целями. Так, в 1959 г. в соответствии с выводами медицинской комиссии для ряда студентов были организованы поездки в санаторий им. Чкалова (г. Одесса), «Хрустальный дворец» (г. Трускавец) и «Украина» (г. Гагра) [14, л. 135].
В 1961 г. во время летних каникул для 11 канадских студентов (членов ТОУК) с целью ознакомления с жизнью советского народа, с достижениями Советского Союза, в частности Украины, во всех отраслях народного хозяйства, науки и культуры, была организована поездка по Украине, во время которой канадцы посетили Харьков, Запорожье, Донецк, Луганск, Жданов, побывали в Умани и Закарпатье, а также посетили город-герой Волгоград. В упомянутых городах и областях студенты познакомились с работой и организацией отдыха трудящихся на многих предприятиях. В летний период для них был устроен отдых и лечение в санатории на южном побережье Крыма [17, л. 54].
Во время летних каникул канадские студенты имели возможность посетить своих родственников, живущих в деревнях разных областей Украины. Так, для студентки Н. Безубяк с 12 по 22 сентября 1968 г. была организована специальная поездка во Львов и Ужгород с целью подробного ознакомления с работой местных ансамблей и кружков художественной самодеятельности [13, л. 17].
Студенты, имеющие выдающиеся заслуги в учебе, значимые результаты общественной деятельности, поощрялись особым образом. Так, студенты З. Николишин, Н. Винничук и В. Герасим были приглашены для участия в работе всемирного форума молодежи в г. Москве с 25 июля по 3 августа 1961 г. [17, л. 54].
Кроме вузовской формы обучения, ежегодно УОДКС организовывало месячные курсы в Киеве для участников и руководителей танцевальных коллективов украинской диаспоры. В 1965 г. на этих курсах обучалось 10 юношей и девушек - членов Лиги американских украинцев (ЛАУ). Кроме обучения украинским народным танцам, для них был прочитан курс лекций об УССР, украинской культуре, литературе и искусстве. После возвращения на родину члены этих молодежных групп
выступали с лекциями и беседами о Советской Украине в рабочих клубах ЛАУ, среди участников художественной самодеятельности [13, л. 63].
Перед отъездом в Канаду студентка С. Несте-рук заявила: «Я очень благодарна... Украинскому обществу дружбы за то, что я имела возможность учиться в Советском Союзе. Думаю, что лучшим проявлением моей благодарности будет моя работа в прогрессивном движении Канады. Я побывала также во многих городах и селах Советской Украины и Белоруссии, впечатления у меня очень хорошие. За время пребывания в Советском Союзе я приобрела много полезных знаний, научилась смотреть на события более глубоко, с марксистско-ленинской точки зрения» [15, л. 122].
Анализ архивных материалов дает возможность говорить об активном привлечении к организации научных и образовательных связей значительного количества производственных, образовательных организаций и учреждений сферы культуры, то есть о массовом характере подобного рода взаимоотношений. Однако в этом процессе, на наш взгляд, присутствовали как положительные характеристики, так и отрицательные. К первым можно отнести стремление иностранных студентов получить образование в УССР. Советская образовательная система являлась практико-ориентированной, что достигалось за счет значительного количества как коллективных, так и индивидуальных членов УОДКС. Особого внимания заслуживает уникальный опыт патронажа иностранных студентов со стороны такой массовой общественной организации, как УОДКС, что позволило придать обучению практико-ориентированный характер, формировать у иностранцев позитивное отношение к советскому народу, его достижениям, расширять их знания по истории и современной жизни республики и СССР в целом, устанавливать дружеские межнациональные контакты.
Положительной оценки заслуживает роль научной интеллигенции в развитии межгосударственных отношений, в сохранении и распространении национальных достижений, использовании лучшего зарубежного опыта. Однако чрезмерная централизация, плановость, излишняя идеологизация и формализм сужали возможности продуктивного общения и выступали негативным фактором его развития.
Библиографический список
1. Бондар В.П. Солщаршсть i дружба. - К.: Знання, 1970. - 48 с.
2. Борисова Л.П. Деятельность обществ дружбы народов СССР по развитию международных связей со странами Северо-Восточной Азии: авто-реф. дис. ... канд. ист. наук: Хабаровск, 2009. - 23 с.
3. Докашенко Г. П. Становлення та розвиток шкшьно! освгги в Болгарп шсля Друго! свггово!
вшни в контексп схщноевропейсько! гстори (1944 - шнець 80-х рр.): автореф. дис. ... докт. iст. наук. - Донецьк, 2009. - 36 с.
4. Знаменская М.В. Дружба миллионов. - К.: Наукова думка, 1974. - 176 с.
5. Колосова К.А. М1жнародш культурш зв'язки Украши. - К.: Поливидав Украши, 1965. - 64 с.
6. Мщте братня спiвдружнiсть / упоряд. Л.Я. Зрезарцева. - К.: Полггвидав Украши, 1979. -130 с.
7. На мапстралях дружби i братерства / ред. кол. 1.М. Мельникова, 1.М. Кулинич, П.С. Сохань. - К.: Наук. думка, 1974. - 391 с.
8. Павелко В.У. Дружба народiв - дружба культур. Украшська РСР у радянсько-чехословацькому культурному сшвробггаицтвг - К.: Наук. думка, 1973. - 187 с.
9. Сусшльно-полггачне життя трудящих Украшсько! РСР: у 2 т. Т. 2 / редкол.: А.Д. Скаба,
А.В. Лихолат, О.А. Макаренко [та ш.]. - К.: Наук. думка, 1974. - 392 с.
10. Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГА-ВОУ). - Ф. 5110. - Оп. 1. - Д. 1087.
11. ЦГАВОУ - Ф. 5110. - Оп. 1. - Д. 1924.
12. ЦГАВОУ - Ф. 5110. - Оп. 1. - Д. 2502.
13. Центральный государственный архив общественных организаций Украины (ЦГАООУ). -Ф. 1. - Оп. 25. - Д. 114.
14. ЦГАООУ - Ф. 1. - Оп. 24. - Д. 5174.
15. ЦГАООУ. - Ф. 1. - Оп. 25. - Д. 250.
16. ЦГАООУ. - Ф. 1. - Оп. 25. - Д. 426.
17. ЦГАООУ. - Ф. 1. - Оп. 24. - Д. 5588.
18. ЦГАООУ. - Ф. 1. - Оп. 24. - Д. 5992.
19. Чижикова О.В. Деятельность советских обществ дружбы и культурной связи со странами Азии в 60-80-е гг. XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Иркутск, 2009. - 27 с.