Научная статья на тему 'Общества дружбы в советско-канадском диалоге эпохи разрядки'

Общества дружбы в советско-канадском диалоге эпохи разрядки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
701
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Канада / Квебек / СССР / холодная война / международная безопасность / советско-канадские отношения / мягкая сила / общества дружбы / Canada / USSR / Quebec / Cold War / Interna-tional Security / Soviet-Canadian relations / soft power / Friendship societies

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андрей Александрович Крицкий

В статье рассматривается деятельность канадских обществ дружбы с Советским Союзом (Ассоциации «КанадаСССР» и Общества «КвебекСССР») с конца 1960-х и в 1970-е гг., их роль в формировании и продвижении позитивного образа СССР в канадском общественном мнении, а также вклад в построение архитектуры международной безопасности в эпоху холодной войны. Анализируются такие формы воздействия на канадскую аудиторию, как регулярные туристические и культурные обмены, включавшие в себя проведение фотовыставок и выставок изобразительного искусства, просмотр кино-фильмов, посещение советских судов, обмен литературой и прессой. Дается краткая история организаций друзей Советского Союза в Канаде. Особое внимание уделено попыткам руководителей этих обществ соблюсти дистанцию между ними и канадскими коммунистами, а так-же прочими «левыми» движениями, и увеличить число англоканадцев среди своих членов, чтобы избежать восприятия канадскими властями в качестве очередной «этнической» организации. Статья написана на основе новых документов из фондов Государственного архива РФ, прежде не включавшихся в научный оборот. Документы, использованные в этом исследовании, включают регулярную переписку между ССОД (Союзом советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами) и канадскими обществами дружбы, донесения советских дипломатов, газетные публикации, письма и разнообразные запросы от канадских граждан и организаций в адрес обществ дружбы и Советского посольства в Канаде, отражающие рост интереса к различным сторонам жизни в СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Friendship societies in the Soviet-Canadian dialogue during the Era of Détente

The article deals with the activity of Canadian societies of friendship with the Soviet Union (Association “Canada-USSR” and Society “Quebec-USSR”) in the late 1960s –1970s and their role in the promotion of the positive image of the Soviet Union in the Canadian public opinion as well as their contribution in the building of international security ar-chitecture during the Cold War Era. It analyzes such forms of influence on Canadian audience as regular touristic and cultural exchanges, including Photo & Fine Art Exhibitions-making, watching films, visiting Soviet vessels, literature and press exchange. The article also out-lines a brief history of pro-USSR organizations in Canada. Special attention is paid to the attempts of these societies’ leaders to make a distance between these organizations and Canadian communists as well as the other “left” movements and to enlarge the amount of English Canadians among the members to avoid being labeled by Canadian officials as one more “ethnic” organization. The article is based on new documents from the State Archive of the Russian Federation previously not included in the scientific circulation. Archival sources used in this re-search include regular correspondence between SSOD (Un-ion of Soviet Societies for Friendship and Cultural Relations with Foreign Countries) and Canadian Friendship societies, Soviet diplomats dispatches, newspaper materials, letters and different requests from Canadian citizens and organizations addressed to the Friendship societies and Soviet Embassy in Canada, reflecting the growing interest towards the various sides of life in USSR.

Текст научной работы на тему «Общества дружбы в советско-канадском диалоге эпохи разрядки»

УДК 94(71+470) ББК 63,3 (7 Кан)

Общества дружбы в советско-канадском диалоге

*

эпохи разрядки

Андрей Александрович Крицкий,

аспирант, ФГБОУ ВПО Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Москва, Российская Федерация.

119049, Россия, г. Москва, Мароновский пер. д. 26.

E-mail: kritsky.andrey@gmail.com

В статье рассматривается деятельность канадских обществ дружбы с Советским Союзом (Ассоциации «Канада-СССР» и Общества «Квебек-СССР») с конца 1960-х и в 1970-е гг., их роль в формировании и продвижении позитивного образа СССР в канадском общественном мнении, а также вклад в построение архитектуры международной безопасности в эпоху холодной войны. Анализируются такие формы воздействия на канадскую аудиторию, как регулярные туристические и культурные обмены, включавшие в себя проведение фотовыставок и выставок изобразительного искусства, просмотр кинофильмов, посещение советских судов, обмен литературой и прессой. Дается краткая история организаций друзей Советского Союза в Канаде. Особое внимание уделено попыткам руководителей этих обществ соблюсти дистанцию между ними и канадскими коммунистами, а также прочими «левыми» движениями, и увеличить число

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 14-18-02677), полученной ФГБУН «Институт всеобщей истории РАН».

англоканадцев среди своих членов, чтобы избежать восприятия канадскими властями в качестве очередной «этнической» организации. Статья написана на основе новых документов из фондов Государственного архива РФ, прежде не включавшихся в научный оборот. Документы, использованные в этом исследовании, включают регулярную переписку между ССОД (Союзом советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами) и канадскими обществами дружбы, донесения советских дипломатов, газетные публикации, письма и разнообразные запросы от канадских граждан и организаций в адрес обществ дружбы и Советского посольства в Канаде, отражающие рост интереса к различным сторонам жизни в СССР.

Ключевые слова: Канада, Квебек, СССР, холодная война, международная безопасность, советско-канадские отношения, мягкая сила, общества дружбы

Friendship societies in the Soviet-Canadian dialogue during the Era of Détente*

Andrey A. Kritsky,

Post-graduate student, State Academic University for the Humanities, Moscow, Russia.

Maronovskiy pereulok 26, 119049 Moscow, Russia.

E-mail: kritsky.andrey@gmail.com

The article deals with the activity of Canadian societies of friendship with the Soviet Union (Association "Canada-USSR" and Society "Quebec-USSR") in the late 1960s -1970s and their role in the promotion of the positive image of the Soviet Union in the Canadian public opinion as well as their contribution in the building of international security architecture during the Cold War Era.

It analyzes such forms of influence on Canadian audience as regular touristic and cultural exchanges, including Photo & Fine Art Exhibitions-making, watching films, visiting Soviet vessels, literature and press exchange. The article also outlines a brief history of pro-USSR organizations in Canada. Special attention is paid to the attempts of these societies' leaders to make a distance between these organizations and Canadian communists as well as the other "left" movements and to enlarge the amount of English Canadians among the members to avoid being labeled by Canadian officials as one more "ethnic" organization.

The article is based on new documents from the State Archive of the Russian Federation previously not included in the scientific circulation. Archival sources used in this research include regular correspondence between SSOD (Union of Soviet Societies for Friendship and Cultural Relations with Foreign Countries) and Canadian Friendship societies, Soviet diplomats dispatches, newspaper materials, letters and different requests from Canadian citizens and organizations addressed to the Friendship societies and Soviet Embassy in Canada, reflecting the growing interest towards the various sides of life in USSR.

Key words: Canada, USSR, Quebec, Cold War, International Security, Soviet-Canadian relations, soft power, Friendship societies

На протяжении холодной войны политический диалог между Канадой и СССР в значительной степени определялся международной повесткой, а точнее, состоянием советско-американских отношений. Кратковременные оттепели чередовались с многолетними заморозками, часто перечеркивавшими все достижения прежних лет. Недоверие и взаимное отчуждение, установившиеся ме-

жду вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции вследствие «дела Гузенко» [1], сменились непродолжительным улучшением отношений после смерти Сталина, но события 1956 г. в Венгрии приостановили этот процесс. Смена партийного руководства в 1964 г. вызвала живой интерес в Оттаве, однако политические гонения в СССР, гонка вооружений и подавление «Пражской весны» в 1968 г. привели к разочарованию в канадских политических кругах и процесс сближения между двумя странами был вновь свернут. Что касается Советского Союза, то Канада, как ближайший сосед и союзник США, одна из «вершин» так называемого Североатлантического треугольника и соучредитель НАТО, занимала особое место в советской внешнеполитической стратегии. Более того, политическая конфронтация объективно наносила ущерб областям, где сотрудничество Канады и СССР могло бы наиболее полно раскрыть потенциал двух, на первый взгляд, столь похожих стран: экономика, освоение Севера, научно-технические, культурные и образовательные связи.

Канада не знала столь сильного антисоветизма, который был распространен в США. Однако всеобщая шпиономания первого послевоенного десятилетия, антикоммунистические настроения и общий отрицательный образ СССР, во многом подогреваемый американскими СМИ и массовой культурой, доминировавшими на канадском культурном и информационном поле, заложили систему устойчивых негативных представлений о Советском Союзе. В то же время, канадская компартия объединяла вокруг себя людей, открыто восхищавшихся советским строем и видевших в нем образец успешного решения социально-экономических проблем. Среди канадцев было немало и тех, кто просто интересовался раз-

личными аспектами жизни в СССР и даже испытывал некоторые симпатии к советскому проекту, так называемых «попутчиков» [2] коммунистической идеологии, никак не аффилированных с канадской компартией. Кроме того, в Канаде существовала многочисленная славянская, по большей части украинская эмигрантская община, значительное число выходцев из прибалтийских республик и стран Восточной Европы. Учитывая, что значительная часть из оказавшихся в Канаде эмигрантов славянского происхождения перебралась туда после вхождения Восточной Европы в сферу влияния СССР, антисоветские настроения в этой среде были сильны и устойчивы. Особенно враждебно были настроены, по известным причинам, представители украинской и прибалтийской общин. Впрочем, в эмигрантской среде хватало и тех, кто относился к Советскому Союзу вполне лояльно.

В условиях ограниченного политического диалога коммуникация с зарубежной, в первую очередь, западной общественностью приобретала исключительную значимость, позволяя СССР расширить свое «присутствие» на «чужой» территории. Советская стратегия в отношении канадской аудитории заключалась в минимизации влияния «антисоветской пропаганды» через создание позитивного образа советского строя посредством демонстрации культурных достижений и организованной подачи информации, и, как максимум, выходе на широкие слои канадской общественности через вовлечение «попутчиков» в свою орбиту. В конечном счете, большое число сторонников дружбы с СССР должно было продемонстрировать канадскому правительству ошибочность выбранного курса на конфронтацию с Москвой. Демонстрация культурных достижений играла важную роль в формировании позитивного образа СССР за рубежом,

однако ресурс «мягкой силы» [3] этим не исчерпывался. Механизмы «распространения правды о Советском Союзе» включали в себя также туристические и образовательные обмены, снабжение литературой по общественно-политическим вопросам, проведение фотовыставок, рассказывающих о различных областях жизни в СССР, кинопоказы, организацию симпозиумов, выпуск специализированных журналов.

Если вопросы культурных связей находись в ведении Министерства культуры, т.е. их реализация была прерогативой государства и неизбежно несла не себе его печать, то для обеспечения непрерывного диалога с зарубежной аудиторией требовался такой канал коммуникации, который являлся бы формально дистанцированным от властей и создавал бы у иностранной общественности иллюзию прямого, аполитичного и живого общения с советскими гражданами. Подобным каналом стал Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД), появившийся в 1958 г. как правопреемник существовавшего еще с 1925 г. Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС) [4]. В задачи ССОД входило ознакомление советской общественности с культурой зарубежных стран и популяризация культуры народов СССР за границей. В отличие от ВОКС, «работавшего» с симпатизировавшими советскому проекту западными интеллектуалами, местными коммунистами и рабочим классом капиталистических стран, рупор ССОД должен был охватить более широкую аудиторию зарубежной общественности, людей различных политических убеждений и социальной принадлежности. Каждое общество дружбы обладало особенностями в работе со своим зарубежным контрагентом в зави-

симости от специфики той страны, с общественностью которой сотрудничало.

Общество дружбы «СССР-Канада» было создано в декабре 1959 г. в Москве. Как и все другие общества дружбы, оно формировалось на принципах коллективного членства, что было призвано продемонстрировать массовый энтузиазм советских людей. В него вступали организации, подчас имевшие весьма отдаленное отношение к культурному обмену. Весьма красноречиво выглядит список членов общества «СССР-Канада». Помимо непосредственно учреждений культуры, науки и спорта, вроде Большого театра, Ансамбля народного танца СССР под управлением И. Моисеева, Русского академического хора им. Пятницкого, Института этнографии Академии наук, Федерации хоккея СССР и др., туда входили такие предприятия и профобъединения, как Минский автозавод, Завод «Москвич», ЦК профсоюза медработников СССР, ЦК профсоюза рабочих электростанций и электропромышленности, морские пароходства, колхозы и пр. отраслевые предприятия. Формально, такие объединения граждан действительно носили массовый характер. Количественные показатели должны были продемонстрировать по-настоящему всенародный охват, от представителей научной и творческой интеллигенции до простых рабочих. Общества дружбы с зарубежными странами объединяли тысячи советских предприятий и миллионы граждан, вступивших туда, как часто подчеркивалось, на «добровольных началах» (в действительности, такая добровольность являлась «секретом Полишинеля»). Во главе обществ стояли видные представители советской общественности и деятели культуры, что также должно было подчеркивать их «аполитичный» характер. Так, президентом общества

«СССР-Канада» на протяжении многих лет являлся директор Малого театра М. И. Царев. Однако на деле вся деятельность ССОД, как и вообще всего, что касалось международных контактов, была строго регламентирована, подчинена и регулировалась соответствующими государственными учреждениями, опираясь на прочный идеологический фундамент. Президиум ССОД не просто координировал работу Обществ, но направлял директивы, утверждал планы обменов, пребывания иностранных тургрупп, проведение мероприятий, согласовывая их с соответствующими профильными министерствами и партийными органами.

Работа общества «СССР-Канада» была направлена на «расширение и укрепление дружественных и культурных связей между советской и канадской общественностью, ознакомление канадцев с достижениями советского народа в коммунистическом строительстве, разъяснение среди широких кругов канадской общественности миролюбивой внешней политики КПСС и советского правительства, а также ознакомление советской общественности с жизнью канадского народа». [5, л. 35-36]. Центральное место в деятельности Общества занимали прием и работа с приезжающими из Канады по линии ССОД делегациями и туристическими группами. Политико-идеологическая с зарубежными гостями «работа» заключалась в организации тематических (обычно по профессиональному признаку) встреч с советскими гражданами, проведении экскурсий с целью демонстрации достижений советского общества во всех сферах жизни: от машиностроения до балета. Для этой цели организовывались посещения фабрик, колхозов, санаториев, больниц, образовательных учреждений и учреждений культуры. Кроме того, посещавших СССР канадцев руководство

Общества активно использовало в собственных мероприятиях: устраивались «круглые столы», показы кинофильмов, вечера дружбы, и т.д. Непосредственно для членов общества «СССР-Канада» регулярной формой работы было проведение тематических вечеров, кинофестивалей и фотовыставок канадских фотографов, читались лекции об общественно-политическом устройстве Канады и ее истории, под эгидой ССОД отмечались годовщины установления дипломатических отношений, национальный день Канады, юбилеи известных представителей канадской культуры и науки. Общество имело два республиканских отделения - в Украинской ССР и Белорусской ССР. Были установлены контакты с рядом канадских университетов и школ, советами по образованию нескольких канадских городов, фестивалями, а также различными «прогрессивными организациями» славянской эмиграции: Федерацией русских канадцев (ФРК), Товариществом объединенных украинских канадцев (ТОУК), Рабочим обществом взаимопомощи (РОВ), Союзом духовных общин Христа (духоборами), Обществом карпато-русских канадцев и др. Однако основными партнерами Общества в Канаде были организации, ставившие своей непосредственной задачей развитие дружбы с СССР.

Канадские общественные организации, позиционировавшие себя как объединения друзей Советского Союза, имели более давнюю историю. Первым объединением такого рода стало появившееся в 1919 г. канадское отделение международного движения «Руки прочь от Советской России!», запущенного британскими социалистами и выступавшее против участия стран Антанты в интервенции. Эта акция охватила различные социальные слои и общественные движения: профсоюзные, фермерские,

женские и даже религиозные. В 1929 г. открылось канадское отделение международной ассоциации «Друзей Советского Союза». В 1943 г. в Торонто, при поддержке канадской компартии, было создано «Общество канадо-советской дружбы», просуществовавшее до 1960 г. С 1949 г. его президентом был влиятельный канадский общественный деятель, активный член компартии и писатель Дайсон Картер. Картер, имевший репутацию одного из главных «советофилов» страны, также был основателем ведущего просоветского журнала Канады «Северные соседи» («Northern Neighbors»), выходившего с 1956 по 1989 гг. [6]. В 1960 г. Общество было реорганизовано в Ассоциацию «Канада-СССР». Генеральным секретарем организации до 1971 г. являлся бывший бизнесмен, также член канадской компартии, Лесли Хант. Ассоциация проводила работу в основном среди англо-канадцев, преимущественно в провинции Онтарио. В рядах ее членов преобладали люди так или иначе связанные с канадской компартией, в социальном плане это были преподаватели, врачи, профсоюзные деятели, юристы. Деятельность Ассоциации, по понятным причинам, вызывала настороженность в канадских официальных кругах. Так, например, канадский МИД выражал советской стороне неудовлетворение по поводу посещений туристами обществ дружбы, которые на тот момент канадское правительство не только не признавало, но называло «непредставительными левыми объединениями» [7, л. 24].

Период с 1960 по 1968 гг. был временем активного роста и усиления Ассоциации. В центре Торонто под нужды исполнительного комитета было арендовано здание, в котором разместились кинозал, библиотека и выставочное пространство. При Ассоциации начали работу

курсы русского языка, стал издаваться информационный бюллетень о деятельности общества, вскоре были открыты отделения в Ванкувере, Сент-Джоне и ряде городов провинции Онтарио. Ассоциация, помимо распространения информации о СССР, активно принимала приезжавшие по линии культурных обменов в Канаду советские художественные коллективы и делегации от общества «СССР-Канада», экипажи советских кораблей. Из ССОД и Общества в адрес Ассоциации регулярно направлялось большое число советской научной, политической и художественной литературы, кинофильмов, диапозитивов, фотовыставок, плакатов и прочих образцов наглядной агитации, рассказывающих о жизни в Советском Союзе. К 1968 г. Ассоциация насчитывала около полутора тысяч человек, преимущественно коммунистов, имевших славянское происхождение. Это делало организацию, по сути, замкнутой средой. В 1969 г., по ряду причин, главной из которых был отход от дел Ханта, решившего вновь заняться бизнесом, в Ассоциации наступил кризис. Начался отток членов, прекратился выпуск бюллетеня, практически приостановили свою работу отделения в провинциях. Пожар, возникший в том же году при невыясненных обстоятельствах, уничтожил центральное здание Ассоциации вместе со всей материально-технической базой, а сам Хант без каких-либо объяснений уехал из Торонто. Таким образом, к началу 1970-х гг. Ассоциация «Канада-СССР» свернула деятельность, за исключением ванкуверского отделения, ставшего фактически самостоятельной организацией, Обществом «Канада-СССР». В его главе стоял активный член КПК, юрист Гарольд Дин. В своей работе Общество ориентировалось на прием экипажей советских судов, заходивших в порт Ванкувера, организацию встреч с ними, проведение вы-

ставок, показ кинофильмов об СССР и распространение политической литературы, присылаемой из ССОД. В состав Общества входили преимущественно активисты местного отделения компартии. Они выпускали собственное печатное издание, также действовали курсы русского языка. Представительством ССОД обществу была передана в дар киноустановка, после чего в помещении организации стали проходить регулярные просмотры советских документальных фильмов. В отличие от Ассоциации, руководство ванкуверского Общества старалось привлекать новых членов из числа коммунистов, активно подчеркивая свою связь с компартией, что не только сужало канадскую аудиторию, но придавало ей определенную репутацию. Советская сторона, как известно, старалась не провоцировать в работе с зарубежной общественностью обвинений в прокоммунистических симпатиях, поэтому посольство и ССОД не считали сотрудничество с ванкуверским Обществом приоритетным.

Сторонники дружбы с СССР нашлись также во франкоязычной Канаде. В 1959 г. в Монреале членом местного отделения компартии Андре Мэром было основано Общество «Квебек-СССР», однако до конца 1960-х гг. эта организация существовала, по сути, только на бумаге. Ни в провинции, ни в самом Монреале не проводилось практически никакой работы, общество насчитывало не более двух десятков человек. Сказывались отсутствие у организации собственного помещения и ограниченные финансовые возможности. Вся работа Общества была сосредоточена на распространении информационной литературы об СССР, демонстрации кинофильмов и встречах с советскими делегациями. В Москве крайне осторожно подходили к сотрудничеству с франкоязычными канадцами. В советских донесениях и справках Мэру да-

вались скорее отрицательные оценки. В частности, он обвинялся в «пропекинских взглядах», «квебекском сепаратизме» и стремлении «изолировать общество не только от советских официальных представительств и делегаций, но и от прогрессивных и дружественных СССР организаций Канады и Квебека» [8, л. 48]. Ситуация в Обществе «Квебек-СССР» резко меняется с приходом в 1968 г. нового руководителя. Им стал Аделяр Па-кен, монреальский зубной врач, член КПК, человек «энергичный, политически зрелый, грамотный, глубоко преданный своему делу» [9, л. 49]. Новый президент общества оказался чрезвычайно деятельным человеком. В 1968 г. он «выбивает» в ССОД для членов квебекского общества отдельную квоту для туристических поездок в СССР, которые прежде вынуждены были выезжать в Советский Союз в составе групп, направляемых Ассоциацией. В 1969 г. Пакен арендует для Общества отдельное помещение, и в том же году ему удается зарегистрировать организацию в Верховном Суде Квебека в качестве «Культурной Ассоциации Квебек-СССР», «призванной содействовать установлению между народами провинции Квебек и Советского Союза дружественных, культурных, профессиональных связей» [10, л. 49].

К началу 1970-х гг. Обществу удалось расширить свой состав до 1500 человек, были установлены прочные связи с Монреальским и Макгильским университетами, рядом школ провинции, профсоюзами, местной прессой, радио и телевидением. Столь благоприятный поворот был вызван не только энергичной деятельностью нового руководства, но также серьезными изменениями в самой провинции: за годы «Тихой революции» заметно ослабли позиции консервативно-католических кругов, критиковавших «безбожный» коммунизм, наметился рост дви-

жения за суверенизацию Квебека [11]. Первое время официальное отношение к организации было, по большей части, неблагожелательным. Канадские власти считали, что с ней поддерживают связь «квебекские сепаратисты и лица, ведущие антиканадскую деятельность» [12, л. 46]. В 1969 г. в помещении Общества, а также в доме Пакена, полиция провела обыск и конфисковала присланные по линии ССОД кинофильмы и предназначавшееся для их просмотра оборудование, принадлежавшее Генеральному консульству СССР в Монреале. Развитие связей Квебека с СССР вызывало понятную озабоченность в Оттаве. В Москве учитывали это и старались не поощрять квебекских активистов на проявления излишней самостоятельности. Когда в 1971 г. провинциальное правительство предложило советской стороне провести в столицах всех союзных республик выставку прикладного искусства Квебека, в Министерстве культуры СССР тактично предложили воздержаться от подобных мероприятий без предварительного обсуждения с федеральным правительством [13, л. 11].

С началом 1970-х гг. в истории канадских обществ дружбы с СССР начинается новая глава. К руководству пришли другие люди, но главные изменения происходили в советско-канадских политических отношениях. С избранием премьер-министром Пьера Трюдо начался процесс постепенного сближения Москвы и Оттавы. Либеральное правительство объявило о политике «третьей альтернативы», предполагавшей, помимо общей диверсификации международных связей Канады, улучшение отношений с социалистическими странами, Кубой, КНР и, в первую очередь, с СССР. Сближение СССР и Канады, совпавшее также с началом разрядки в американо-советских отношениях, позволяло перейти от конфрон-

тационной модели к построению добрососедских отношений. Визит Трюдо в СССР в мае 1971 г. и последовавший за этим ответный визит в октябре того же года Председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина в Канаду, завершившийся подписанием Общего соглашения по обменам в области культуры, науки, спорта и туризма, закрепил взятый властями обеих стран курс на улучшение двусторонних отношений [14]. Потепление межгосударственных отношений создало благоприятную почву для активизации деятельности обществ дружбы с СССР. Летом 1972 г. новым генеральным секретарем Ассоциации «Канада-СССР» становится президент общества карпато-русских канадцев Майкл Лукач - коммунистический активист, по профессии художник-оформитель. В короткие сроки была восстановлена деятельность отделения в Торонто, к 1973 г. открыто уже 18 отделений ассоциации в провинциях: в Гамильтоне, Виндзоре, Сент-Джоне, Верноне, Эдмонтоне, Галифаксе, Виннипеге, Реджайне, Ванкувере, Гранд Форксе и других городах. Отделение в Ванкувере отказалось вступать в обновленную Ассоциацию, решив сохранить свою автономию. Новые отделения возникали не на пустом месте, а на базе местных объединений эмигрантских организаций, таких как ФРК и ТОУК, с руководством которых у Лукача были хорошие связи. Так, председателем отделения в Каслгаре был лидер местной общины духоборов. Однако не было никаких свидетельств, что столь широкая география действительно приносит пользу работе Ассоциации. Большинство из отделений, расположенных далеко от административных центров, существовали лишь формально, на деле их состав был очень немногочисленным и непостоянным, активность практически нулевой. Более того, еще одной важной проблемой остава-

лось численное доминирование представителей эмигрантских кругов и небольшое количество англо-канадцев, что создавало Ассоциации репутацию очередной «левой» и «этнической организации». Несмотря на это, в ССОД были настроены оптимистично. В итоговом отчете за 1973 г. отмечалось, что «первый год работы ассоциации после ее воссоздания показал, что имеются хорошие возможности для превращения ее в массовую организацию по развитию канадо-советской дружбы» [15, л. 26].

Хотя канадские власти не предпринимали откровенных выпадов против организаций (в 1972 г., по случаю первого после воссоздания Ассоциации собрания, Пьер Трюдо направил в ее адрес поздравительную телеграмму с пожеланиями успеха), их деятельности создавались определенные трудности бюрократического характера. Например, когда в 1974 г. Ассоциация, наконец, была официально признана канадским правительством и зарегистрирована как некоммерческая общественная организация, ей не удалось получить право освобождения от налогообложения частных пожертвований, поступающих в фонд общества, что создавало проблемы с финансированием ее деятельности. Также, вплоть до конца 1978 г., Ассоциация регулярно получала отказ в оформлениях виз для приглашения в Канаду советских тургрупп и делегаций по линии ССОД. Членство в Ассоциации являлось свободным, не делалось никаких различий по политическим взглядам или социальному положению и профессиональной деятельности, в отличие от ванкуверского отделения, так как заявленной целью являлось объединение всех «прогрессивных сил» Канады: профессиональных и фермерских союзов, женских объединений, пацифистских организаций и других. Среди членов общества

были как представители коммунистической партии, так и либеральной и даже консервативной. Ежемесячные членские взносы с трудом покрывали расходы, и для пополнения бюджета исполнительному комитету приходилось регулярно изыскивать дополнительные источники дохода, для чего проводились лотереи, реализация сувенирной продукции, присылаемой из ССОД или закупаемой в «Новоэкспорте», выставки-продажи книг. При Ассоциации также действовали платные курсы русского языка. С 1972 г. тиражом 2 тыс. экземпляров стал издаваться журнал Ассоциации «Дружба в фокусе» («Focus on Friendship»), на страницах которого размещались материалы о последних новостях из жизни СССР, публиковались краткие тезисы съездов партии, выступлений советского руководства, анонсы мероприятий и основные события из жизни Ассоциации и ее отделений.

Больших успехов удалось достичь Аделяру Пакену. К 1971 г. общество «Квебек-СССР» становится известной и достаточно авторитетной организацией в провинции, на местах открываются новые отделения. С апреля по август 1971 г. в Общество вступили 125 новых членов, что объясняется эффектом от визита Пьера Трюдо в СССР, а после визита в Канаду А. Н. Косыгина только за ноябрь и декабрь 1971 г. в общество вступило около 400 новых членов. Канцелярия премьер-министра в письме в адрес Общества выразила надежду, что «усилия правительства Канады в направлении развития добрососедских отношений с СССР встречают поддержку канадцев и ваша организация будет продолжать усилия по развитию взаимопонимания и культурного сотрудничества с советским народом» [16, л. 20]. При Обществе действует Совет патронов, которым руководит министр образования Квебека, оно входит в Федерацию культурных организа-

ций провинции Квебек. Издается собственный информационный бюллетень и ряд других печатных изданий, рассказывающих о жизни организации. Число учащихся на трёхгодичных курсах русского языка под эгидой Общества превышает число студентов-русистов в Монреальском и Макгильском университетах вместе взятых [17, л. 2]. Открыты шахматный клуб им. Алехина и театральный кружок, обучающий по технике Станиславского. Работа Общества получает в целом благожелательные отзывы в провинциальной прессе, Пакен часто выступает по местному радио и телевидению. Свидетельством возросшего авторитета организации стало вступление в Общество многих видных квебекских деятелей, членов провинциального правительства, мэров городов, где существовали отделения организации. К 1973 г. Общество насчитывало уже около 2 тыс. членов, 830 человек активно платили членские взносы. В донесениях советских дипломатов начала 1970-х гг. отмечалось, что «из всех существующих в Канаде дружественных организаций общество «Квебек-СССР» - самое многочисленное, наиболее активное и перспективное» [18, л. 50]. Не мешало этому даже то, что Пакен, как также отмечалось советской стороной, «в определенной степени «заражен» франко-националистическими настроениями, что отражает серьезные проблемы <.. .> характерные для Канады, в том числе для прогрессивного движения» [19, л. 32].

Регулярный туристический обмен составлял одну из основных форм работы обществ дружбы. Важно отметить, что ни одно из обществ не являлось в строгом смысле туристической фирмой. Более того, для направления туристических групп в Канаду, советская сторона предпочитала использовать местную турфирму «Глоуб Турз», учитывая регулярные отказы в оформлении виз

партнерским организациям и их скромные финансовые возможности. Услугами «Глоуб Турз», считавшейся «прогрессивной» и имевшей славянское происхождение, в ССОД пользовались уже на протяжении долгого времени, несмотря на многочисленные нарекания, которые ее работа вызывала у руководителей тургрупп, как, например, плохое знание гидами русского языка и неудачно составленные программы экскурсий. Совместно с руководством канадских обществ дружбы советская сторона разрабатывала программы пребывания в стране каждой тургруппы для «максимального использования ее пропагандистских возможностей» [20, л. 101]. Непосредственно на руководстве обществ лежала организация диалога между представителями общественности двух стран через проведение «дружеских встреч», пресс-конференций для СМИ и радио-интервью, посещение колледжей и университетов, где изучают русский язык, и так далее. В структуре канадо-советского туристического обмена можно условно выделить три категории людей, прибегавших к помощи обществ дружбы для организации поездок: сравнительно немногочисленные официальные делегации обществ, состоящие обычно из их руководителей и приезжавшие для участия в праздновании крупных мероприятий, обсуждения планов сотрудничества и решения организационных задач; спецтургруппы, подобранные по профессиональным интересам (врачи, учителя, юристы, профсоюзные деятели и т.д.) для обмена опытом с иностранными коллегами; группы, состоящие из активистов обществ, путешествовавших в туристических целях. Выезжавшие в Канаду группы советских туристов формировались с учетом демонстрации максимального социального и национального охвата участников процесса «дружбы», включая как представите-

лей советской бюрократии различных уровней, творческих профессий, научно-педагогических среды, так и простых рабочих и колхозного крестьянства (передовики производств). Тем не менее, доля последних двух категорий в выезжавших в капстраны тургруппах была невелика. Формирование моноэтнических групп, т.е. из представителей только одной союзной республики, практиковалось в случае их целенаправленного участия в заранее утвержденных мероприятиях, посвященных конкретной республике. Сравнительно новой категорией «выездных» в 1970-е гг. стали представители духовенства, причем, не только православного, но и лютеранского, главным образом из Прибалтики.

Политико-пропагандистская функция выездов советских тургрупп осуществлялась через проведение «дружеских встреч», бесед по интересам с представителями канадской общественности, участие в пресс-конференциях и организацию интервью для местных СМИ. Особенно успешными в этом плане были заезды в провинциальные города, где каждый визит иностранных туристов уже становился событием. Стандартный срок пребывания группы, прибывшей в страну «для ознакомления с канадской действительностью», составлял 21 день. За это время советские туристы активно участвовали в проводимых обществами мероприятиях, посвященных памятными и исторически значимым событиям, днях республик и т.д. В состав групп регулярно включались артисты, как профессиональные, так и участники самодеятельности, выступавшие перед канадской публикой, что позволяло значительно увеличить посещаемость таких мероприятий. Кроме массовых встреч и общения с прессой, советские граждане посещали университеты, где беседовали со студентами русских отделений, школы, больницы, до-

ма местных жителей-членов обществ. Кроме этого, программа пребывания в стране предусматривала посещение достопримечательностей в сопровождении гидов. Особенностью выездов советских туристических групп в Канаду были неизбежные заезды в США (Нью-Йорк и Сиэтл). Тем не менее, маршруты поездок были почти всегда одни и те же, предусматривая посещение лишь наиболее крупных городов Канады, отчего страдали отделения на периферии провинций. Об определенном росте авторитета канадских обществ дружбы говорит тот факт, что в городах, как больших, так и малых, расположенных по маршруту группы, советским туристам устраивали прием мэры или их заместители, организовывали посещения правительственных учреждений. Не редкими были случаи участия представителей мэрий и советских дипломатов, включая советского посла, в торжественных мероприятиях обществ.

Посещение СССР членами канадских обществ дружбы имело свою специфику. При составлении маршрутов и подборе достопримечательностей ключевую роль играло идеологическое воздействие на сознание зарубежных гостей. В список мест для посещения включались как объекты культуры, так и специально подобранные промышленные и инфраструктурные объекты. Приезжавшие в СССР канадцы проделывали стандартный маршрут иностранного туриста. Довольно типичной выглядит программа одной из тургрупп, побывавшей в Советском Союзе в 1979 г.: Москва (5 дней), Владимир и Суздаль (3 дня), Ленинград (4 дня), Киев (4 дня), Одесса (4 дня), Волгоград (4 дня) [21, л. 138]. Помимо посещения классического набора достопримечательностей, их ждали встречи, организованные активом общества «СССР-Канада», аналогичные тем, что устраивали для советских

туристов в Канаде. Программы пребывания для спецтургрупп, сформированных по профессиональному признаку из канадских учителей, врачей, юристов и др., составлялись с учетом их пожеланий. Например, среди тем, интересующих группу профсоюзных активистов из Квебека, планировавшую приехать в СССР в 1979 г., были политика и профсоюзы в СССР, промышленное здоровье и безопасность (на примере шахт Донецка), статус советской женщины. Предполагалось посещение фабрик, ознакомление с режимом дня и заботой о детях рабочих, встречи с женщинами профсоюза фабрики, профсоюзными лидерами, членами компартии и простыми рабочими [22, л. 82]. Достаточно распространенной целью поездок в СССР индивидуальных туристов или групп из «прогрессивных» эмигрантских организаций являлось посещение мест, откуда были родом их предки. Также практиковались групповые выезды в СССР канадских школьников и пионеров. Краеугольным вопросом туристического обмена являлось его финансирование. Если выезды советских туристов за границу оплачивались в полном объеме государством, что, конечно же, прямым образом сказывалось на их платежеспособности, то канадские туристические группы путешествовали в СССР исключительно за свой счет, оплачивая как авиабилеты, так и проживание. Члены официальных делегаций, в отличие от них, оплачивали только билеты. Особая привилегия предоставлялась руководителям Обществ, которых ССОД принимал вместе с супругами на черноморские курорты для отдыха и лечения за свой счет.

Однако не все посещавшие Советский Союз активисты оставались довольны поездкой. Как отмечал Пакен, многие канадские туристы возвращаются из поездок в СССР «несколько разочарованными, потому что, посвя-

щая работе в обществе много личного времени, а иногда и денег, они ожидают определенного внимания к себе со стороны ССОД во время пребывания в Советском Союзе. Отсутствие такого внимания переносят весьма болезненно, вплоть до того, что после возвращения в Канаду, они практически отходят участия в деятельности Общества, а иногда вовсе выходят из Общества и по ряду вопросов занимают антисоветскую позицию» [23, л. 108]. Впрочем, можно предположить, что истинной причиной становилось разочарование от страны. Реальность социализма разрушала иллюзии. На неудачно составленные программы пребывания обращали внимание и канадцы славянского происхождения, приезжавшие в СССР с желанием посетить свою «малую родину». В этом смысле хорошо иллюстрируют ситуацию претензии руководителя тургруппы духоборов Николая Веригина, председателя отделения в Каслгаре, третьей по величине ячейки Ассоциации, посетивших СССР в 1978 г. Он отмечал, что основной целью членов его группы было посещение тех мест, где жили их предки, однако эти места не были включены в маршрут. Большинство осталось недовольно. В результате, Ассоциация «больше не будет организовывать новые тургруппы для посещения СССР до тех пор, пока подобные трудности не будут решены» [24, л. 3].

Использование советских моряков в пропагандистских целях во время заходов кораблей в канадские порты было распространенной практикой, тем более, что команды многих судов являлись коллективными членами общества советско-канадской дружбы. Политико-пропагандистская работа во время подобных встреч проходила по выверенной схеме. На борт корабля приглашались члены обществ дружбы, местные жители, студенты русских отделений университетов, журналисты и коррес-

понденты, для которых устраивались пресс-конференции и фуршеты. По случаю важных государственных праздников или при заходе кораблей в провинциальные города, советские суда посещали представители мэрии и главы муниципалитетов, члены канадской компартии и сотрудники советского посольства. На корабле для гостей устраивались «вечера интернациональной дружбы»: чаепития, банкеты, танцы, концерты художественной самодеятельности, просмотры кинофильмов. Особенно активно шла работа по привлечению молодёжи, учеников канадских школ, для которых на борту корабля демонстрировались фильмы о Советском Союзе (на английском языке). В конце встреч им дарили значки и прочие сувениры. На суше для моряков активисты организовывали экскурсии по городу, посещения местных университетов, индейских резерваций, предприятий, спортзалов, встречи с представителями канадской общественности, семьями докеров и др. Большое число подобных мероприятий проводилось в порту Торонто, где у Ассоциации имелись хорошие связи. О позитивном отношении к таким мероприятиям свидетельствуют записи в корабельных книгах и отзывах самих моряков:

«Люди остаются людьми, дело не в национальности. Я получил большое удовольствие, посетив корабль» [25, л. 62].

«Неподдельный интерес канадцев к советским морякам сделал наши встречи дружескими и запоминающимися <. > канадская молодежь много читает о нас в газетах всякого, но эта встреча с нами показала нас с другой стороны. При прощании канадцы говорили, что мы хорошие ребята и играем неплохо» [26, л. 58].

«Расстались мы хорошими друзьями. Теперь мы твердо уверены, что у нас в Канаде есть люди, с которы-

ми можно полезно и увлекательно провести время, поделиться радостями и успехами» [27, л. 28].

Для Общества «Квебек-СССР» сравнительно новой формой пропагандистской работы и своеобразным экзаменом стали мероприятия по случаю захода в июне 1974 г. советского теплохода «Александр Пушкин» в город Труа-Ривьер, где незадолго до этого было открыто отделение Общества, насчитывавшего около 120 членов. Советские корабли и ранее заходили в квебекские порты, но это был, как правило, Монреаль (регулярное пассажирское сообщение между Ленинградом и Монреалем было открыто в 1966 г.), тогда как Труа-Ривьер являлся типичным провинциальным городом, долгое время находившийся во власти консервативных настроений. Местные жители тепло встретили экипаж советского судна. Его посетили около тысячи человек, в том числе мэр города, представители городских деловых и общественных кругов. Мероприятие активно и достаточно положительно освещалось в местных СМИ, включая телевидение. В порту и над зданием мэрии до заката был поднят советский флаг [28, л. 118].

Проведение фотовыставок занимало достаточно значимое место в работе с канадской общественностью. Демонстрация художественных фотографий являлась важным направлением в репрезентации СССР как промышленного развитого, передового в социальном, научно-техническом и культурном плане общества. Фотография выполняла двойную роль: помимо непосредственно эстетической функции, она являлась необходимым элементом системы управления восприятием, таким образом, вовлекая зарубежного зрителя в разыгрываемый перед ним спектакль. Каждый год фотокомбинат ССОД отсылал канадским обществам дружбы около двух десятков

фотовыставок, фотоочерков и фотоподборок. При определении их тематики заметную роль играл этнический фактор. Практически ежегодно, как минимум одна фотовыставка рассказывала о жизни Украинской ССР, Советской Армении или одной из Прибалтийских республик. К примеру, в 1976 г. в Канаду было направлено 19 различных тематических фотоподборок, вот лишь некоторые из названий: «От съезда к съезду», «Камчатка - мой край родной», «На страже Родины», «Отдых на Селигере», «Советская Прибалтика», «Штурм космоса продолжается», «Красноярский край» и т.п. [29, л. 11-12]. Идеологический заряд присылаемых фотовыставок резко возрастал к различным памятным датам, юбилеям и официальным праздникам. В этом плане весьма характерны наименования фотовыставок, присланных Канаду в 1977 г., к годовщине Октябрьской революции: «Ленин - великий вождь революции», «Ленинград - колыбель Октябрьской революции», «Ленин - создатель Партии» и т.д. [30, л. 13-14]. В остальное время фотоподборки с ярко выраженной идеологической направленностью были равномерно разбавлены картинками повседневной жизни советских республик, достижений советского народа в экономической, культурной и научной областях, фоторепродукциями шедевров культуры из советских музеев.

Как правило, выставки размещалась на собственных площадях организаций, но иногда, ради увеличения посещаемости, требовалось арендовать более просторное и заметное помещение. В Торонто некоторые владельцы торговых центров, не являясь членами Ассоциации, иногда сами, на безвозмездной основе, предлагали использовать для этих целей свои залы. Сложно сказать, чего в их предложении было больше: искреннего желания помочь Ассоциации, или просто увеличить посещаемость торго-

вых центров. Иная ситуация складывалась в Квебеке, где помощь в организации крупных выставок Обществу оказывали местное министерство культуры и владельцы галерей. В среднем, Общество «Квебек-СССР» проводило около 20 фотовыставок в год в собственном помещении, 2-3 на арендуемых площадях Монреаля и в отделениях провинции. Кроме фотографий, в адрес канадских друзей присылались выставки плакатов, современной живописи, прикладного искусства и ремесел народов СССР. Крупнейшим событием для Общества в 1970-х гг. стало его участие в международной выставке «О женщине», прошедшей весной 1976 г. в Монреале. В павильоне Общества были установлены стенды с фотографиями, отражающими положение женщин в СССР, распространялись советские журналы и собственные печатные издания Общества. По оценке руководства Общества, советский павильон в течение двух недель посетило приблизительно 210 тыс. человек [31, л. 2]. С большим успехом в Центре международной торговли Торонто прошла выставка современной советской живописи и графики в ноябре 1978 г., получившая, в целом, положительные отклики критиков. Ее проведение в городе, «где немало недружественных сил и открытых противников Советского Союза из числа реакционных эмигрантских и сионистских организаций, имело особенно большое пропагандистское значение», - с удовлетворением отмечалось в итоговом отчете о деятельности Ассоциации [32, л. 66]. Тематика экспонируемых в Канаде выставок начинает больше отвечать духу времени: с середины 1970-х гг. возрастает количество присылаемых из СССР плакатов и детских рисунков, посвященных антивоенной тематике, против гонки вооружений.

Кинопоказы занимали следующее после выставок место по массовости. Ежегодно в адрес каждого из обществ присылались десятки фильмов, приходившие по двум каналам: непосредственно через Совпосольство в Оттаве и Генконсульство в Монреале по линии ССОД, то есть безвозмездно, либо путем приобретения у «Совэкспорт-фильма» через созданную в 1974 г. фирму «Кансов» для последующего коммерческого проката на территории Канады. Фирма с аналогичным назначением под названием «Кесов» была создана при Обществе «Квебек-СССР». На подобный шаг в руководстве обществ вынуждены были пойти во многом для того, чтобы поправить финансовые дела организаций. Присылаемые из ССОД ленты являлись, по большей части, научно-популярными и документальными фильмами. Так, в 1977 г. канадскими обществами дружбы были получены 62 научно-популярных и документальных фильма и лишь один художественный - «Человек с ружьем». Общий объем копий составил 400 штук, из которых 150 были на английском, 150 на французском, 50 на русском и еще 50 на армянском языках [33, л. 9-10]. Также присылались кинофильмы на украинском и литовском языках. Руководство квебекского общества дружбы крайне щепетильно относилось к языку поступающих в ее адрес кинолент, прося ССОД присылать фильмы только на французском языке. Вот лишь некоторые, весьма характерные названия фильмов, направленных в адрес Общества «Квебек-СССР» в 1976 и 1977 гг., дающие представление об общей тематике присылаемой из СССР информационной продукции, отличающейся от фильмов для Ассоциации лишь языком: «Хроника 9-й Пятилетки», «Ленинским курсом», «Повесть о коммунизме», «Знакомьтесь, Московский Кремль», «На страже здоровья», «Культура при-

надлежит народу», «Рига - столица Латвии» и др. [34, л. 8-10]. Для изучающих русский язык направлялись учебные фильмы.

Просмотры кинофильмов проходили, как правило, в помещениях Обществ в Торонто и Монреале, специально оборудованных для этой цели, в дар обоим обществам из ССОД были переданы киноустановки, ежегодно выпускались кинокаталоги. В 1976 г. 350 фильмов из фильмотеки Общества «Квебек-СССР» были показаны в отделениях провинции, университетах, колледжах и школах, не считая еженедельных кинопоказов собственно в помещении организации в Монреале. Пятьдесят короткометражных документальных фильмов транслировались на квебекском телевидении. Благодаря связям на провинциальном телевидении, удалось организовать дважды в неделю эфирное время для демонстрации фильмов, снабженных комментариями активистов Общества и сотрудников Генерального консульства в Монреале. Опираясь на эти показатели, в Москве делался вывод, что в год советскую кинопродукцию просматривает в целом 27-30 тыс. человек [35, л. 4]. В числе приобретенных «Кансовом» для коммерческого проката у «Совэкспортафильма» лент были художественные фильмы «Король Лир», «Прощание с Санкт-Петербургом», «Цыган», однако из-за слабых финансовых возможностей фирмы стать по-настоящему значимым каналом проката советских художественных фильмов она так и не смогла. С отправкой кинофильмов обществу «СССР-Канада» ситуация обстояла сложнее. Согласно канадскому законодательству, кинопродукция являлась собственностью Канадского национального управления кинематографией и могла покинуть пределы страны только в случае ее приобретения по рыночной стоимости, чего, конечно, ни канадские друзья Советско-

го Союза, ни Общество «СССР-Канада» себе позволить по финансовым соображениям не могли. В канадском посольстве в Москве также не нашлось фильмов, которые могли бы быть продемонстрированы советской публике.

Ежегодное направление сотен единиц литературы, преимущественно информационно-пропагандистского характера, также являлось одной из форм «помощи» ССОД обществам друзей СССР по всему миру. Например, за 1976-1977 гг. канадским обществам дружбы было направлено около 900 экземпляров книг: от классиков марксизма-ленинизма, актуальной политической литературы до научно-популярных изданий и пособий по изучению русского языка [36, л. 14-15]. Также присылалась художественная литература на русском, украинском, литовском, английском и французском языках. Все эти книги хранились в библиотеках организаций, размещавшихся в главных зданиях. Проводилась ежегодная подписка на советские журналы, такие как «Культура и жизнь» (официальное печатное издание ССОД), «Советский Союз сегодня», «Советская женщина», «Московские новости», «Международная жизнь» и ряд других. Обмен информационными материалами не был односторонним. Оба общества также ежегодно отправляли в СССР экземпляры крупнейших канадских газет, вроде «Торонто Стар» и «Глоуб энд Мэйл», журнал «Северные Соседи», собственные издания, выпускаемые обществами, учебники английского и французского языков. Примечательной акцией стал сбор активистами по всей Канаде 5 тыс. книг для передачи их Государственной библиотеке им. Ленина в Москве в 1979 г.

Знаковым событием для Ассоциации и фактическим признанием ее деятельности со стороны федерального

правительства стала выдача в 1978 г. канадскими властями въездных виз делегации ССОД, ставшей, таким обзра-зом, первой делегацией представителей советской общественности, посетившей эту страну по приглашению канадских друзей. Делегация, возглавленная поэтом Расу-лом Гамзатовым, прибыла для подписания первого между Обществом «СССР-Канада» и канадскими обществами дружбы соглашения о сотрудничестве, а также годового плана на 1979 г. с целью улучшения координации обменов, сбалансированности и детализации. С каждым из обществ был подписан отдельный план, предусматривающий проведение в Канаде следующих мероприятий: симпозиумов «Советско-канадские отношения в условиях разрядки» и «Советско-канадское сотрудничество в области охраны окружающей среды», выступлений советских лекторов с сообщениями по внешней политике, экономике и культуре СССР, празднование 109-й годовщины дня рождения В. И. Ленина, 180-летие рождения А. С. Пушкина, 62-годовщины Октября. Также предполагалось проведение выставок фотографии, детского рисунка, плакатов в защиту мира и против гонки вооружений, советских спортивных значков на тему предстоящей Московской летней Олимпиады и ряд других мероприятий [37]. В адрес организаций поздравительную телеграмму направил Пьер Трюдо, приветствовавший подписание соглашения о сотрудничестве с советским обществом дружбы. Уже на следующий год стороны решили перейти к подписанию двухлетнего плана сотрудничества, на 1980-1981 гг. Такой же переход на двухгодичные планы в области культурных обменов последовал на межправительственном уровне.

Несмотря на схожие цели и методы работы, отношения между Торонто и Монреалем были достаточно на-

пряженными, в определенном смысле являясь отражением существующих проблем между англо- и франкоязычной Канадой. С самого начала своей деятельности на посту руководителя Ассоциации, Лукач показал себя как очень амбициозный человек, что создавало определенные трудности в работе организации. В ССОД считали, что успешной деятельности Ассоциации препятствует разбросанность в работе, желание Лукача сделать все самому подменой планомерной кропотливой работы, его стремление сделать больше и «произвести эффект» [38, л. 30]. С первых дней работы ясно прослеживалось стремление Лукача занять центральное место в обменах с СССР, представления Ассоциации как единственного центра и главной канадской организации дружбы с СССР, что привело к конфликту с руководством квебекского Общества. Недовольство Пакена вызвало письмо Лукача представителю ССОД в Канаде, в котором тот называл все три существующие общества дружбы - Ассоциацию «Канада-СССР», Общество «Квебек-СССР» и ванкуверское Общество «Канада-СССР» - «нашими», и выступал за созыв всеканадской конференции друзей Советского Союза под своим началом в Торонто, предварительно даже не поставив в известность руководителей двух других обществ. Это вызвало решительный протест у Аделяра Пакена, отмечавшего, что «Торонто не просто берет инициативу, но заранее провозгласил себя в качестве "Центра"<...> и это всего лишь несколько недель спустя после возобновления деятельности, тогда как Общество Квебек-СССР достигло отметки в 600 членов» (перевод мой) [39, л. 10].

Еще одним раздражающим фактором в отношениях между Торонто и Монреалем являлось желание Лукача открыть в Монреале местное отделение Ассоциации,

против чего категорически выступал Пакен. Личный конфликт лидеров на долгие годы осложнил отношения между организациями, они существовали независимо друг от друга и практически не поддерживали связей. Важно отметить, что на протяжении всего своего существования, квебекское общество не стремилось к монополизации диалога с СССР, довольствуясь той нишей, которую она заняла в провинции. Поэтому любые попытки Лукача взять ведущую роль на себя воспринимались ожидаемо болезненно. В Москве с сожалением относились к сложившейся ситуации, однако всячески давали понять сторонам, что этот конфликт - внутреннее дело самих организаций. Лукачу также удалось испортить отношения с «прогрессивными эмигрантскими организациями», в частности, с ТОУК, чье руководство обвиняло Ассоциацию в «переманивании» членов и попытке дублирования своей деятельности [40, л. 45]. С ванкуверским обществом Лукач не поддерживал отношений после отказа присоединяться к воссозданной Ассоциации.

Другой важной проблемой, с которой столкнулись оба общества дружбы, стало постепенное старение их состава. Особенно остро эта проблема стояла для Ассоциации, чье ядро составляли люди, симпатии которых Советский Союз завоевал еще в годы Второй мировой войны. На собраниях Ассоциации, например, практически нельзя было встретить молодежи, что придавало этой организации соответствующий образ. Молодежь, в основном из числа студентов университетов, где изучался русский язык, была немногочисленна. Советское посольство также регулярно напоминало Лукачу о необходимости сохранения дистанции между Ассоциацией и КПК и о нежелательности официального отождествления ее

с Канадским комитетом мира, тесно связанного с коммунистами. Кроме того, Лукачу регулярно ставилось в укор, что он слишком мало работает над привлечением в ряды общества англо-канадцев, из-за чего организация не может выйти за пределы узкой эмигрантской среды. Однако если взглянуть на списки членов Исполнительного комитета Ассоциации и руководителей ряда провинциальных ячеек, то среди них заметно преобладают англо-канадские фамилии, что, по всей видимости, и должно было демонстрировать успехи в диверсификации этнического состава организации. Впрочем, и к советской стороне имелись претензии у канадских партнеров. Плохая координация ССОД с прочими министерствами, в особенности с Минкультуры, являлась причиной регулярных жалоб со стороны руководителей обоих обществ. Нарекания вызывало несвоевременное, а иногда и полное отсутствие информирования Минкультуры канадских общественных организаций о прибытии на гастроли советских артистов. Об их приезде руководители обществ узнавали буквально в последний момент из случайных источников, что, конечно же, сказывалось на качестве организации торжественных встреч и их участия в мероприятиях. По мнению совпосольства, это наносило обществам друзей СССР вред, демонстрируя отрицательное отношение к ним со стороны советских артистических коллективов [41, л. 134].

При оценке эффективности деятельности обществ мы сталкиваемся с известными трудностями в определении критериев успеха. Очевидно, что количественные показатели не могут служить единственным критерием успеха. На 1977 г. Ассоциация «Канада-СССР», являясь самым многочисленным объединением друзей Советского Союза, насчитывала 32 отделения и около 4 тыс. человек

в своих рядах. Гораздо важнее был отклик, который получала работа обоих обществ или, выражаясь языком отчетов ССОД, эффект от «информационно-пропагандистского заряда» проводимых в Канаде мероприятий. К сожалению, наибольшего пропагандистского эффекта удавалось достичь только при проведении крупных выставок, с использованием больших и известных выставочных площадей, как это было в случае с выставкой «О женщине» 1976 г., проходившей в монреальском выставочном центре, или выставки детского творчества, разместившейся на территории Си-Эн Тауэр в Торонто, одном из самых посещаемых туристами мест. Некоторый эффект имела демонстрация кинофильмов из фильмотеки организаций по местным телеканалам, особенно провинциальным. Однако все прочие мероприятия были ограничены, по сути, кругом членов обществ. Активная деятельность была локализована, по большому счету, лишь в Торонто и Монреале. Отделения в других городах активизировались лишь с приездом советских делегаций, с отъездом групп наступало затишье. Ячейки в небольших и отдаленных городах и вовсе существовали фактически на бумаге. Сказывался постоянный недостаток информационных материалов о СССР, малочисленный и нестабильный членский состав, а также то, что маршруты пребывания советских туристов предусматривали посещение только крупнейших городов страны. Тем не менее, в ССОД были удовлетворены уровнем сотрудничества с канадскими обществами дружбы, но считали, что достигнутый уровень не является пределом, и есть хорошие перспективы для расширения и углубления связей.

Рост интереса простых канадцев к СССР на протяжении 1970-х гг. хорошо виден на примере большого количества писем в совпосольство и в адрес Ассоциации с за-

просами на установление переписки с советскими гражданами, многочисленными просьбами прислать материалы по истории СССР, внутренней и внешней политике, его политическому и административному устройству. От канадских школ в адрес Ассоциации поступало множество запросов на получение советских флагов. В итоговом отчете ССОД за 1976 г. отмечалось, что работа общества «проходила в обстановке более благоприятной, чем в предыдущие годы, что явилось результатом положительных сдвигов в международной обстановке в целом и определенными тенденциями в деле укрепления советско-канадских отношений» [42, л. 36]. Возросший интерес канадской аудитории, однако, не означал, что общественное мнение Канады в отношении международной деятельности СССР стало более доброжелательным. Напротив, со второй половины 1970-х гг., когда советско-канадские отношения стали вновь охлаждаться, из Канады зазвучали обвинения в нарушении советской стороной обязательств, принятых с подписанием Хельсинско-го акта, в преследовании инакомыслящих, ограничении передвижения людей, свободы творчества, распространения информации. Серьезным раздражителем в двусторонних отношениях стало «дело Солженицына», за судьбу которого вступились политики и канадская общественность. Хотя Пакен и ряд других руководителей просоветских организаций выступили с «разоблачающими» Солженицына статьями, их мнение не встречало поддержки и доверия. Радикальная украинская и прибалтийская эмиграция продолжала обвинять Москву в русификации республик и репрессиях против национальных культур. На встречи с тургруппами из УССР, организованных обществами дружбы, которые, как предполагалось, должны были «разоблачать» ложь о положении Со-

ветской Украины, приходили украинские эмигранты, настроенные к СССР благожелательно или нейтрально. Националисты подобные встречи просто не посещали, бойкотируя в принципе все мероприятия, организованные советской стороной.

На протяжении всех 1970-х гг. не прекращались нападения на организации сторонников дружбы с СССР. Так, в помещении ванкуверского общества в 1971 г. был устроен взрыв, уничтоживший переданную канадским представительством ССОД киноустановку и нанесший большой урон клубу. Год спустя еще одна бомба была взорвана возле дома вице-президента Общества. К счастью, никто не пострадал, однако местная полиция так и не смогла установить виновных. В ноябре 1975 г. неизвестные взломали двери в здании Ассоциации в Торонто, похитив списки членов и деньги [43, л. 129]. Регулярно предпринимались попытки срыва мероприятий: в помещения врывались группы агрессивно настроенных людей, разбрасывавших листовки антисоветского содержания и всячески провоцировавших конфликт. Хулиганов удавалось устранить только после приезда полиции, однако частые обращения к органам правопорядка создавали не лучший имидж Ассоциации. Советские делегации и тургруппы также становились объектами нападок националистически настроенных выходцев из Восточной Европы, Украины и Прибалтики. На встречах эмигранты задавали им провокационные вопросы о нарушении прав человека в СССР, предпринимались попытки под разными предлогами вручить антисоветские материалы. Выступления советских артистов пикетировались, перед концертными залами раздавались листовки с призывами отказаться от посещения концертов. Подобные инциден-

ты не являлись массовыми, хотя и доставляли психологический дискомфорт советским гражданам.

Об определенном успехе Ассоциации «Канада-СССР» и росте ее авторитета говорило появление в местной прессе материалов нейтрального или даже позитивного характера, чего ранее не происходило. Организация попала в поле зрения канадского федерального правительства. В европейском отделе МИДа Канады, который занимался вопросами связей с СССР, неоднократно давали положительную оценку деятельности обществ, подчеркивали значимость этих организаций для канадо-советских отношений. Но наиболее сильные позиции в работе с канадской общественностью удалось занять Обществу «Квебек-СССР», ставшему действительно заметной и авторитетной организацией в провинции. За сравнительно небольшой срок были налажены связи не только с профсоюзами, но и с правительственными организациями, местными СМИ, университетами, колледжами. В проводимых Обществом мероприятиях участвовали мэры городов, крупные представители общественности и деятели культуры, преподаватели Монреальского университета и университета Макгилла, руководили органов местного самоуправления. Успехи Ассоциации «Канада-СССР» были несколько скромнее, хотя ее отделения поддерживали, в целом, неплохие отношения с провинциальными властями, особенно в провинциях со значительным славянским населением: Альберте, Британской Колумбии, Манитобе, Саскачеване. Руководству Ассоциации действительно удалось выйти за пределы узкой среды членов канадской компартии, однако в этническом плане по-прежнему преобладали представители славянской эмиграции. В квебекском Обществе наблюдалась другая картина: оно состояло преимущест-

венно из франкоканадцев, но идейно оставалось по-прежнему прокоммунистической организацией, что было отражено даже в ее логотипе, изображавшем серп и молот.

Изучение деятельности Ассоциации «Канада-СССР» и Общества «Квебек-СССР» в конце 1960-х и 1970-е гг. позволяет прийти к следующим выводам. Многолетние связи между канадской общественностью и советскими представителями вносили свой скромный вклад в построение системы международной безопасности и позволяли, в условиях глобальной политической и идеологической конфронтации, устанавливать живые контакты между людьми, способствуя лучшему узнаванию друг друга. Культурные мероприятия, проводимые обществами, являлись, по сути, пропагандой, но это не мешало формированию позитивного восприятия советской культуры, спорта и научно-технического потенциала. Расширению сотрудничества в сфере общественной дипломатии и более полному раскрытию возможностей этого направления мешали как чрезмерная идеологизация любых международных контактов СССР с «внешним миром», так и бюрократический, и во многом формальный подход, заключавшийся в погоне за количественными показателями в ущерб качеству. Вся история канадских объединений друзей Советского Союза была неразрывно связана с коммунистическим движением, как бы ни старались дистанцироваться от КПК их руководители. Любые политические осложнения на международной арене неизбежно сказывались на репутации канадских обществ, чьи усилия не могли изменить магистральной парадигмы восприятия канадцами СССР. Советский строй продолжал считаться в Канаде недемократическим, репрессивным и крайне милитаризованным. К сожалению, после-

довательное ухудшение советско-канадских отношений с конца 1970-х гг., и в особенности ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. фактически перечеркнули большую часть проделанной обществами работы по продвижению позитивного образа СССР в Канаде. Объединениям друзей СССР был нанесен громадный репутаци-онный ущерб. В этих условиях им предстояло найти новые методы и формы работы по преодолению враждебного отношения к ним, восстановлению доверия и интереса к Советскому Союзу.

Литература и источники

1. Аггеева И. А. Дело Гузенко в советско-канадских отношениях // Холодная война. Историческая ретроспектива / Отв. ред. Н. И. Егорова, А. О. Чубарьян. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. С. 369-405.

2. Caute D. The Fellow-Travellers: Intellectual Friends of Communism. - Yale University Press, 1988.

3. Nye Jr., Joseph S. Soft Power. The means to success in world politics. - N.Y.: Public Affairs, 2004.

4. Сааков P. P. Международное движение общественности за дружбу и культурные связи с СССР. - М.: Знание, 1975. - 63 с.

5. Государственный архив Российской Федерации (далее: ГА РФ). Ф. 9576 Оп. 20. Д.1564.

6. Jennifer Anderson. The Pro-Soviet Message in Words and Images: Dyson Carter and Canadian "Friends" of the USSR // Journal of the Canadian Historical Association. 2007. Vol. 18, № 1. 2007. P. 179-206. [Электронный ресурс]. -URL: http://id.erudit.org/iderudit/018259ar (дата обращения: 20.08.2016).

7. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 788.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 385.

9. Там же.

10. Там же.

11. Акимов Ю. Г. Квебекская парадипломатия и позиция федерального правительства Канады: от конфликта к компромиссу // Вестник С.-Петерб. ун-та. 2011. Сер. 6. Вып. 4. С. 48-56

12. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 407.

13. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 117.

14. Аггеева И.А. Культурные связи эпохи холодной войны: СССР - Канада (1950-1970-е гг.). М.: Институт всеобщей истории РАН, 2011. - 214 с.

15. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 788.

16. Там же.

17. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 1564.

18. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 382.

19. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д.788.

20. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 2333.

21. Там же.

22. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 2334.

23. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д.789.

24. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д.2333.

25. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 2330.

26. Там же.

27. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д.2329.

28. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 789.

29. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 1960.

30. Там же.

31. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 3096.

32. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 1960.

33. Там же.

34. Там же.

35. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д.1564.

36. ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 1960.

37. TA PO. O. 9576. On. 20. fl.788.

38. TA PO. O. 9576. On. 20. fl. 2331.

39. TA PO. O. 9576. On. 20. fl. 408.

40. TA PO. O. 9576. On. 20. fl. 440.

41. TA PO. O. 9576. On. 20. fl. 2333.

42. TA PO. O. 9576. On. 20. fl. 1564.

43. TA PO. O.9576. On. 20. fl. 789.

References

1. Aggeeva I. A. Delo Guzenko v sovetsko-kanadskih otno-shenijah [The Gouzenko Affair in the Soviet-Canadian relations] // Holodnaja vojna. Istoricheskaja retrospektiva [Cold War. A Historical retrospective] / Ed. by N. I. Egorova, A. O. Chubar'jan. M.: OLMA-Press, 2003. P. 369-405.

2. Caute D. The Fellow-Travellers: Intellectual Friends of Communism. Yale University Press, 1988. - 458 p.

3. Nye Jr., Joseph S. Soft Power. The means to success in world politics. - N.Y.: Public Affairs, 2004. - 193 p.

4. Saakov P. P. Mezhdunarodnoe dvizhenie obshhestvennosti za druzhbu i kul'turnye svjazi s SSSR [Saakov P.P. International Public movement for peace and cultural ties with the USSR]. M.: Znanie, 1975. - 63 p..

5. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii [State Archive of the Russian Federation] (GA RF) F. 9576. Op. 20. D.1564.

6. Anderson J. The Pro-Soviet Message in Words and Images: Dyson Carter and Canadian "Friends" of the USSR // Journal of the Canadian Historical Association. 2007. Vol. 18. № 1. P. 179-206.

7. GA RF. F. 9576. Op. 20. D. 788.

8. GA RF. F. 9576. Op. 20. D. 385.

9. Ibid.

10. Ibid.

11. Akimov Yu. G. Kvebekskaja paradiplomatija i pozicija federal'nogo pravitel'stva Kanady: ot konflikta k kompromis-su [Quebec Paradiplomacy and the Canadian Federal government position: from Conflict to Compromiss] // St. Peterburg University Herald. 2011. Ser. 6. №. 4. S. 48-56.

12. GA RF. F. 9576. Op. 20. D. 407.

13. GA RF. F. 9576. Op. 20. D. 117.

14. Aggeeva I.A. Kul'turnye svjazi jepohi holodnoj vojny: SSSR - Kanada (1950-1970-e gg.) [The Cold War Era cultural ties: USSR - Canada (1950-1970)]. Moscow, RAS Institute of General History, 2011. - 214 p.

15. GA RF. F. 9576. Op. 20. D. 788.

16. Ibid.

17. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.1564

18. GA RF. F. 9576. Op. 20. D. 382.

19. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.788.

20. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.2333

21. Ibid.

22. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.2334

23. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.789.

24. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.2333.

25. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.2330

26. Ibid.

27. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.2329.

28. GA RF. F. 9576. Op. 20. D. 789.

29. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.1960

30. Ibid.

31. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.3096

32. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.1960

33. Ibid.

34. Ibid.

35. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.1564.

36. GA RF. F. 9576. Op. 20. D.1960

37. GA ЯР. F. 9576. Op. 20. D.788.

38. GA RF. F. 9576. Ор. 20. D. 2331.

39. GA ЯР. F. 9576. Ор. 20. D. 408.

40. GA RF. F. 9576. Ор. 20. D. 440.

41. GA RF. F. 9576. Ор. 20. D. 2333.

42. GA RF. F. 9576. Ор. 20. D. 1564.

43. GA RF. F.9576. Ор. 20. D. 789.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.