Небренчин А. С.
Фонд содействия общественной дипломатии
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ
БРИКС И ШОС
Ключевые слова: ШОС, БРИКС, российско-китайское сотрудничество, евразийская безопасность, международная безопасность, информационная безопасность, торговая война, инициатива «Один пояс - один путь», стратегическое партнерство.
Keywords: SCO, BRICS, Russian-Chinese coopération, Eurasian security, international security, information security, trade war, Belt and Road Initiative, strategic partnership.
В 2019 году исполняется 70 лет со дня установления дипломатических отношений между КНР и РФ. 2 октября 1949 года КНР и СССР установили дипломатические отношения, и Советский Союз стал первым иностранным государством, которое объявило о признании КНР. После распада СССР с декабря 1991 года Россия по международному праву наследовала статус бывшего СССР на международной арене. 27 декабря 1991 года представители Китая и России подписали в Москве протокол переговоров, заявив о пролонгации дипотношений между КНР и СССР. Так начался новый период развитий между КНР и Россией.
Несмотря на то, что в семидесятилетней истории двух стран имело место немало сложных периодов взаимоотношений, тем не менее, в настоящее время Россия и Китай являются стратегическими партнерами. По оценкам чрезвычайного и полномочного посла России в КНР А.И. Денисова: «Нынешние российско-китайские отношения - лучшие за всю их историю...»1. Страны сегодня сближают общие позиции по целому ряду мировых вопросов, обе державы последовательно выступают против политики неоглобализма, в поддержку полицентричного мира. Между КНР и РФ улажены практически все территориальные вопросы, произошла демилитаризация государственных границ. Москву и Пекин объединяют доверительные партнерские отношения по линии глав государств. В сфере двусторонних отношений сформирована договорно-правовая база, осуществляется всеобъемлющий межгосударственный и межправительственный диалог. Китайская сторона также придает особое значение развитию всестороннего сотрудничества с Россией. Чрезвычайный и полномочный посол КНР в России Ли Хуэй видит перспективы взаимодействия двух стран по нескольким основным направлениям. По его словам, речь идет о повышении политического взаимодействия двух стран и создания для всего мира «классического образца межгосударственных отношений», развитии экономического сотрудничества, увеличении вклада в рост глобальной экономики, сопряжении стратегий двух стран в управлении перспективными проектами глобальной экономики, углублении международного сотрудничества в интересах обеспечения мира и стабильности2. К нынешним приоритетам внешней политики Москвы и Пекина относится взаимодействие в рамках международных объединений и, в частности, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.
Международная организация ШОС, которая была основана в 2001 г. по инициативе КНР, РФ, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана и Киргизии, нацелена на укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства, развитие сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, межрегиональное взаимодействие в различных сферах, совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму, борьбу с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией и др. В последние годы к ШОС присоединились Индия и Пакистан, наблюдателями являются Иран, Афганистан, Белоруссия, Монголия, что свидетельствует о росте международного авторитета организации.
Россия и Китай достаточно эффективно взаимодействуют в рамках ШОС. Им принадлежит особая роль в формировании институтов коллективной безопасности в Евразии на основе организации. В Азиатско-Тихоокеанском регионе Китай видит в России главного партнера по ШОС, что открывает возможности для поиска вариантов взаимодействия с Москвой по предотвращению новых угроз на Ближнем и Среднем Востоке. С учётом того, что на самом большом материке мира Евразии имеет место около 80% всех международных конфликтов3, РФ и КНР серьёзно оза-
1 Денисов А.И. Нынешние российско-китайские отношения - лучшие за всю историю» // Международная жизнь. - М., 2019. -Февраль. - С. 38-9.
2 Там же, с. 106-107.
3 Подробнее см.: Небренчин Александр. Геополитическое противоборство на материке Евразия. - http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/326/geopoliticheskoe-protivoborstvo-na-materike-evraziya-3740
бочены проблемой обеспечения евразийской безопасности. В Москве и Пекине также в равной степени осознают актуальность построения «Большой Евразии».
По оценкам экспертов, ШОС начинает играть более заметную роль в деле противодействия вмешательству извне в дела материка, прежде всего, со стороны США. Страны-участницы ШОС все чаще вынуждены реагировать на рост конфликтных ситуаций, прежде всего в Евразии, где идет лавинообразный рост «горячих точек». Речь идет об Афганистане, Ираке, КНДР, Сирии, Украине и др. КНР сотрудничает с Россией и Ираном в области урегулирования вооруженного конфликта в Сирии и других регионах мира. Пекин поддерживает мирные инициативы ООН, использование права вето в Совете Безопасности при урегулировании вооруженных конфликтов, как это имело место на Ближнем Востоке, когда Россия и Китай заблокировали принятие резолюции Совета Безопасности ООН о передаче «сирийского досье» о нарушении прав человека в Международный уголовный суд (МУС).
С учетом того, что большая часть стран Средней и Центральной Азии являются членами или наблюдателями в ШОС, немалую актуальность для КНР и РФ представляет международное сотрудничество в данном регионе, где Россия имеет традиционные интересы. Пекин, реализуя свою геоэкономическую концепцию «Один пояс, один путь» (ОПОП), рассматривает Среднюю Азию и, прежде всего, территорию Казахстана в качестве самого короткого маршрута для транзита. Кроме того, Казахстан - это уникальный хаб, который обеспечивает Китаю вход в Таможенный союз (ЕАЭС) и проникновение на российский рынок. КНР в немалых объемах закупает казахстанскую нефть, «давит инвестициями»... Дешевыми китайскими деньгами»1.
Сопряжение китайской геоэкономической инициативы «Один пояс - один путь» (ОПОП) и российского ЕАЭС имеет целью не только развитие Евразийского экономического партнерства, но и содействие укреплению стабильности на материке. На саммите ШОС в 2017 году в Астане российская сторона предложила объединить потенциалы ЕАЭС, ШОС, инициативы ОПОП для формирования большого евразийского партнерства. По мнению президента Российской Федерации В. В. Путина, «инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), в связке с Северным морским путём способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента»2.
Важную роль в дальнейшем развитии ШОС сыграл саммит в китайском Циндао 9-10 июня 2018 году, в рамках которого было принято 17 документов3. На встрече глав государств-членов были приняты: План действий на 20182022 гг. по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС, Циндаоская декларация, Концепция сотрудничества в области охраны окружающей среды государств-членов ШОС, Концепция ШОС по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, решение о разработке проекта Программы сотрудничества государств-членов ШОС по продовольственной безопасности и др. По инициативе российской стороны, утверждена Программа сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2019-2021 годы. По итогам саммита главы государств-членов выступили с заявлениями о совместном противодействии угрозам эпидемий на пространстве ШОС и по упрощению процедур торговли.
Как пишут СМИ, на предстоящем Совете глав государств-членов ШОС, который пройдёт в Кыргызстане 1415 июня 2019 года, планируется углубить обсуждение актуальных вопросов развития ШОС. Россия и Китай намерены инициировать обсуждение актуальных проблем международной безопасности, принять активное участие в заседаниях секретарей Совета безопасности, Совете министров иностранных дел, Совете министров обороны ШОС, а также культурно-гуманитарных мероприятиях саммита в Кыргызстане4.
Международный формат БРИКС, в рамках которого взаимодействуют Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, существует с 2011 года. Наиболее сильные позиции здесь имеют Москва и Пекин, прилагающие немалые усилия по координации и продвижению совместных интересов «пятерки». Страны-участницы нацелены на активное взаимодействие в рамках развития глобальной экономики и передовых технологий, гуманитарной сфере, борьбе с терроризмом и других отраслях международного сотрудничества. В целях финансирования инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах создан международный банк со штаб-квартирой в Шанхае (КНР). Решение о создании Нового банка развития (НБР) было подписано 15 июля 2014 года в рамках VI саммита объединения в бразильском городе Форталеза. Разрешенный к выпуску капитал НБР составляет 100 млрд. долларов США. Первым российским проектом стало строительство «Белопорожской ГЭС-1» и «Белопо-рожской ГЭС-2», которое началось 11 октября 2016 года5.
На саммите БРИКС в 2017 году Россия и Китай, отвергая протекционизм и торговые войны, выступили с инициативами, нацеленными на кардинальное переформатирование международных финансово-экономических отношений. В частности, была выражена серьезная озабоченность несправедливостью современной глобальной финансово-экономической архитектуры, которая не учитывает возросший экономический вес развивающихся стран. На саммите шла речь о том, чтобы в рамках БРИКС содействовать преодолению чрезмерного доминирования ограниченного числа резервных валют.
Согласованная позиция БРИКС по ключевым вопросам международных торгово-экономических отношений нашла подтверждение в документах саммита организации, который прошел в Йоханнесбурге в июле 2018 года. В дек-
1 См.: Емельянов И. Бессменный Назарбаев все-таки заявил об отставке // КП. 2019. - 20 марта. - С. 3.
2 Международный форум «Один пояс, один путь». - http://www.kremlin.ru/events/president/news/54491
3 Саммит ШОС в Циндао: 17 документов и первое участие Индии и Пакистана. - https://ria.ru/20180610/1522486787.html
4 Назначена дата саммита ШОС в Кыргызстане в 2019 году. - https://rus.azattyk.Org/a/29703985.html
5 Банк развития БРИКС начинает инвестировать в крупные проекты. - https://www.vesti.ru /doc.html?id=2778640&cid=6
ларации X саммита БРИКС нашли отражение согласованные подходы к дальнейшему развитию объединения, в ней также говорится о намерении совместно противостоять традиционным и нетрадиционным угрозам безопасности, подтверждается приверженность принципам взаимного уважения, суверенного равенства, демократии, инклюзивности и укрепления сотрудничества.
XI саммит БРИКС, как ожидается, пройдет 13-14 ноября 2019 года в Бразилии. В условиях обострения обстановки на Латиноамериканском континенте и, в частности, вмешательства США и их союзников во внутренние дела суверенных государств континента и, прежде всего, Венесуэлы, Москва и Пекин намерены консолидировать участников объединения на ранее согласованных позициях по международному взаимодействию, придать дополнительный импульс развитию этой влиятельной структуры. В современных условиях целесообразно продолжить взаимодействие государств-участников БРИКС в таких областях, как трансфер технологий, подготовка специалистов, использование глобального облачного технологического ресурса, развитие специализированной базы данных инновационных технологий, борьба с кибертерроризмом и транснациональной преступностью1.
Особую роль в деятельности БРИКС и ШОС играют деловые советы. Национальные части Делового совета ШОС и БРИКС возглавляет С. Н. Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России. Деловым советам принадлежит важная роль в оказании содействия развитию эффективного регионального сотрудничества, реализации проектов в различных сферах экономики на территории государств-членов, в поиске источников финансирования партнеров и других форм участия, разработке планов и программ сотрудничества деловых и финансовых кругов и др.
С 2015 года в Уфе (Башкортостан) проходит Форум малого и среднего бизнеса стран ШОС и БРИКС, который призван содействовать налаживанию деловых связей и контактов, обсуждению актуальных проблем предпринимательства. В рамках форума проходят заседания деловых советов. 18-19 октября 2018 года в Уфе состоялся Четвертый Форум малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС (далее - Форум). В нем приняло участие более 1400 делегатов из 24 стран (кроме членов ШОС и БРИКС были делегации-наблюдатели из других государств) и 44 регионов России2. Главной целью мероприятия явилось создание условий для ускоренного развития предпринимательства за счет налаживания партнерства между компаниями регионов стран-участниц ШОС и БРИКС, а также укрепление и развитие межрегиональных связей, привлечение инвестиций и увеличение числа совместных бизнес-проектов. Ключевую роль в развитии межрегиональных связей малых компаний призваны сыграть созданные в регионах стран-участниц ШОС и БРИКС организации инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Очередной Форум малого и среднего бизнеса стран ШОС и БРИКС пройдет в России в 2020 году.
В эпоху информационных войн в мире особое значение приобретает сотрудничество стран участниц ШОС и БРИКС в области международной информационной безопасности. В Астанинской декларации 2017 года была подтверждена готовность государств-членов ШОС продолжить углубленное взаимодействие в информационно-коммуникационной сфере. О «мирном, безопасном, открытом...» информационном пространстве говорится в Циндао-ской декларации 2018 года. В частности, в декларации поставлен вопрос об организации системы мониторинга возможных угроз в глобальном информационном пространстве и противодействии им. В документе шла речь о противодействии пропаганде террористической идеологии в сети Интернет3.
В рамках БРИКС в июне 2018 года высокая оценка была дана деятельности Рабочей группы экспертов по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ. 26 июля 2018 года по итогам заседания Совета глав-государств БРИКС в Йоханнесбургскую декларацию были включены отдельные положения, отражающие общие подходы в области международной информационной безопасности4.
Общая позиция стран-участниц ШОС и БРИКС по вопросу формирования международной системы информационной безопасности нашла отражение в ходе принятия на 73-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН российских проектов резолюций «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» и «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях»5.
Таким образом, анализ взаимодействия РФ и КНР в рамках ШОС и БРИКС, указывает на то, что в условиях дальнейшего обострения международной обстановки и усиления давления на Россию и Китай извне открываются новые возможности для качественного прорыва российско-китайских стратегических отношений. По мнению китаеведа Ю.В. Тавровского, договор 2001 года между Россией и Китаем исчерпал себя, за прошедшее время отношения в мире и между двумя странами кардинально изменились, а поэтому нынешний уровень отношений должен быть закреплен в новом международно-правовом формате6.
1 Подробнее см.: Бирюков А.В. Новая реальность формирующегося миропорядка: научно-технологическое сотрудничество России и Китая // Международная жизнь. - М., 2018. - № 1. - С. 71-72.
2 См.: Форум малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС г. Уфа (РФ). - https://bcsco.ru/our_news/forum-malogo-biznesa-regionov
3 Бойко С. Проблематика международной информационной безопасности на площадках ШОС и БРИКС // Международная жизнь. - М., 2019. - Январь. - С. 13.
4 Там же, с. 19.
5 Там же, с. 21.
6 См.: Тавровский Ю.В. Россия и мир в зеркале 2017-го: Круглый стол «Изборского клуба» // Завтра. - М., 2018. - Январь. -
С. 4.