Научная статья на тему 'ЕАЭС - Китай: новый этап сотрудничества'

ЕАЭС - Китай: новый этап сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1117
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / КИТАЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / "ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ" / ИНТЕГРАЦИЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / EURASIAN ECONOMIC UNION / CHINA / SILK ROAD ECONOMIC BELT / INTEGRATION / TRADE AND ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чистякова Елена Александровна, Соколова Ольга Юрьевна, Захарова Светлана Владимировна, Скворцова Валентина Алексеевна, Скворцов Алексей Олегович

Актуальность и цели . Тема сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) входит в круг широко обсуждаемых проблем. Приоритетами любой страны являются защита суверенитета, обеспечение безопасности, повышение международного авторитета, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, повышение вовлеченности в международные и региональные процессы, активная деятельность, направленная на стабильное развитие страны и модернизацию экономики в двусторонних и многосторонних форматах, освоение новых рынков и привлечение инвестиций. Решение столь масштабных задач невозможно в отрыве от стран-партнеров. Материалы и методы . Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа направлений сотрудничества между странами ЕАЭС и Китаем. Особое внимание уделено преодолению дисбаланса в развитии политического и экономического компонентов всеобъемлющего партнерства. Результаты . Рассмотрены значение и перспективы реализации соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Равноправное и открытое сотрудничество между ними с учетом интересов всех участников имеет потенциал для качественного роста взаимных инвестиций, доступа на общие рынки товаров и услуг. Выводы . Исследование проблем и перспектив сотрудничества стран позволяет заключить, что успешная реализация мегапроекта ЕАЭС Китай, на территории которого сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты, обеспечит стабильную и безопасную среду для развития евразийского континента и позволит в полной мере раскрыть экономический потенциал региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чистякова Елена Александровна, Соколова Ольга Юрьевна, Захарова Светлана Владимировна, Скворцова Валентина Алексеевна, Скворцов Алексей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EEU - CHINA: A NEW STAGE OF COOPERATION

Background . The topic of conjugation of the Eurasian Economic Union (EAEU) and the Silk Road Economic Belt (SREB) is among the issues widely discussed. The priorities of any country are the protection of sovereignty, ensuring security, increasing international prestige, ensuring mutually beneficial cooperation, increasing involvement in international and regional processes, vigorous activity aimed at the stable development of the country and modernization of the economy in bilateral and multilateral formats, developing new markets and attracting investment. Solving such large-scale tasks is impossible apart from the partner countries. Materials and methods . The implementation of research tasks was achieved on the basis of an analysis of the areas of cooperation between the Eurasian Economic Union and China. Particular attention is paid to overcoming the imbalance in the development of the political and economic components of a comprehensive partnership. Results . The article considers the significance and prospects for the implementation of the agreement on trade and economic cooperation between the Eurasian Economic Union and China. Equal and open cooperation between them, taking into account the interests of all participants, has the potential for qualitative growth of mutual investments, access to common markets for goods and services. Conclusions . The study of the problems and prospects of cooperation between the countries allows us to conclude that successful implementation of the mega-project of the Eurasian Economic Union China, possessing rich resources and hosting 63 percent of the world’s population, will provide a stable and safe environment for the development of the Eurasian continent and will fully reveal the economic potential of the region.

Текст научной работы на тему «ЕАЭС - Китай: новый этап сотрудничества»

УДК 339.924

DOI 10.21685/2072-3016-2018-4-15

Е. А. Чистякова, О. Ю. Соколова, С. В. Захарова, В. А. Скворцова, А. О. Скворцов

ЕАЭС - КИТАЙ: НОВЫЙ ЭТАП СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация.

Актуальность и цели. Тема сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) входит в круг широко обсуждаемых проблем. Приоритетами любой страны являются защита суверенитета, обеспечение безопасности, повышение международного авторитета, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, повышение вовлеченности в международные и региональные процессы, активная деятельность, направленная на стабильное развитие страны и модернизацию экономики в двусторонних и многосторонних форматах, освоение новых рынков и привлечение инвестиций. Решение столь масштабных задач невозможно в отрыве от стран-партнеров.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа направлений сотрудничества между странами ЕАЭС и Китаем. Особое внимание уделено преодолению дисбаланса в развитии политического и экономического компонентов всеобъемлющего партнерства.

Результаты. Рассмотрены значение и перспективы реализации соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Равноправное и открытое сотрудничество между ними с учетом интересов всех участников имеет потенциал для качественного роста взаимных инвестиций, доступа на общие рынки товаров и услуг.

Выводы. Исследование проблем и перспектив сотрудничества стран позволяет заключить, что успешная реализация мегапроекта ЕАЭС - Китай, на территории которого сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты, обеспечит стабильную и безопасную среду для развития евразийского континента и позволит в полной мере раскрыть экономический потенциал региона.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Китай, Экономический пояс Шелкового пути, «Один пояс - один путь», интеграция, торгово-экономическое сотрудничество.

E. A. Chistyakova, O. Yu. Sokolova, S. V. Zakharova, V. A. Skvortsova, A. O. Skvortsov

EEU - CHINA: A NEW STAGE OF COOPERATION

Abstract.

Background. The topic of conjugation of the Eurasian Economic Union (EAEU) and the Silk Road Economic Belt (SREB) is among the issues widely discussed. The priorities of any country are the protection of sovereignty, ensuring security, in-

© 2018 Чистякова Е. А., Соколова О. Ю., Захарова С. В., Скворцова В. А., Скворцов А. О. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

creasing international prestige, ensuring mutually beneficial cooperation, increasing involvement in international and regional processes, vigorous activity aimed at the stable development of the country and modernization of the economy in bilateral and multilateral formats, developing new markets and attracting investment. Solving such large-scale tasks is impossible apart from the partner countries.

Materials and methods. The implementation of research tasks was achieved on the basis of an analysis of the areas of cooperation between the Eurasian Economic Union and China. Particular attention is paid to overcoming the imbalance in the development of the political and economic components of a comprehensive partnership.

Results. The article considers the significance and prospects for the implementation of the agreement on trade and economic cooperation between the Eurasian Economic Union and China. Equal and open cooperation between them, taking into account the interests of all participants, has the potential for qualitative growth of mutual investments, access to common markets for goods and services.

Conclusions. The study of the problems and prospects of cooperation between the countries allows us to conclude that successful implementation of the mega-project of the Eurasian Economic Union - China, possessing rich resources and hosting 63 percent of the world's population, will provide a stable and safe environment for the development of the Eurasian continent and will fully reveal the economic potential of the region.

Keywords: Eurasian Economic Union, China, silk road economic belt, integration, trade and economic cooperation.

Страны ЕАЭС поддерживают традиционно крепкие политические, экономические и культурные связи с Пекином. При этом три из них - Казахстан, Кыргызстан и Россия - имеют общую границу с Китаем. Китай - второй по важности внешнеэкономический партнер ЕАЭС. Партнерство с ним носит стратегический долгосрочный характер.

Товарооборот между странами ЕАЭС и Китаем показывал постоянный рост до 2014 г. включительно. Однако в 2015 г. в результате замедления роста глобальной экономики, сжатия внутреннего спроса, слабой внешней конъюнктуры и волатильности на финансовых рынках он снизился на 27,6 % по сравнению с 2014 г. и составил 78,7 млрд долл. Наибольший спад экспорта (в стоимостном выражении) был характерен для стран, чьим основным товаром являются энергоносители или другие ресурсы, т.е. для России и Казахстана. В 2016 г. частичное восстановление цен на сырьевой экспорт и восстановительная динамика национальных валют привели к замедлению падения товарооборота стран - членов Союза с Китаем. По итогам 2016 г. стоимостные объемы торговли ЕАЭС и Китая практически не изменились (сокращение на 0,3 %).

Объем торгово-экономического сотрудничества в формате ЕАЭС -Китай по итогам 2017 г. достиг 102,7 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 30,7 %. Удельный вес Китая во внешней торговле Союза составляет 16,2 %, а суммарный объем прямых инвестиций китайских компаний в ЕАЭС с 2008 по 2016 г. возрос более чем двукратно -до 25,7 млрд долл. [1].

Китай продолжает наращивать экономическое присутствие в странах ЕАЭС не только за счет развития торговых отношений, но и за счет постоянного роста прямых капиталовложений. КНР является лидером среди азиат-

ских стран по накопленным прямым иностранным инвестициям (ПИИ) в регионе. Согласно данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, начиная с 2008 г. суммарный объем накопленных ПИИ китайских компаний в пяти странах ЕАЭС увеличился на 138 % и достиг 25,7 млрд долл. (в 2008 г. он составлял порядка 11 млрд долл.). Даже на фоне кризиса 2015 г. спад накопленных китайских ПИИ в ЕАЭС был незначительным, на 0,6 млрд долл., и в основном по причине финансовой переоценки активов. Основными получателями прямых капиталовложений китайских транснациональных компаний являются Казахстан и Россия [2].

Простимулировать взаимные торговые и инвестиционные потоки призвано новое соглашение об экономическом сотрудничестве, переговоры по которому начались между ЕАЭС и Китаем в 2016 г. Тема эта исключительно сложна в первую очередь для стран ЕАЭС [3]. Принципиальных сложностей две. Во-первых, страны ЕАЭС должны быть готовы к полномасштабному открытию своих рынков для китайского импорта. Во-вторых, интересы стран ЕАЭС в отношении сотрудничества с КНР довольно сильно различаются. Тем не менее в июне 2018 г. на полях XI Астанинского экономического форума Китай и Евразийский экономический союз заключили соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, которое должно стать важной вехой в развитии кооперации на евразийском пространстве. В документе отражены вопросы международной торговли, соблюдения авторских прав, а также структуры таможенных пошлин. Кроме того, в общий пакет договоренностей вошли такие важные вопросы, как развитие отраслевого сотрудничества в рамках национальных экономик. Это свидетельствует о том, что интеграционные процессы в Евразии, которые сегодня идут под эгидой экономической экспансии Китая, на пространстве бывшего СССР будут регулироваться в рамках единой структуры Евразийского союза.

Армения на протяжении многих веков являлась звеном Шелкового пути. На данный момент это государство участвует в проекте Экономического пояса Шелкового пути, в том числе строятся дороги в рамках проекта Север -Юг, реализуется политика открытого неба и др.

Беларусь традиционно является сторонником разноуровневой и разно-скоростной интеграции, экономического взаимодействия, а также интеграции между ЕС, ЕАЭС и КНР, что может стать ответом на глобальные вызовы. Основу для такой интеграции составляет глобальный инфраструктурный проект - «транспортно-логистический коридор». Максимальный эффект возможен, если говорить о создании цифровых транспортно-логистических коридоров, и в первую очередь коридора Запад - Восток.

Беларусь в рамках инициативы «Один пояс - один путь» (ОПОП) совместно с КНР уже реализовала проект по созданию белорусско-китайского индустриального парка, который будет глобальным хабом с элементами цифровизации [4]. В состав участников этого парка также вошел европейский хаб.

В Кыргызстане в течение последних лет Китай стал одним из основных кредиторов и выдвинулся в лидеры по объему товарооборота. КНР является значительным инвестиционным партнером этого государства, успешно реализующим проекты в стране в течение многих лет. В республике уже действует более 400 предприятий с участием Китая, активно осуществляется со-

трудничество в различных отраслях промышленности, включая сферу обслуживания, перерабатывающую, горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство.

Россия и Китай выступают союзниками в интеграционных, инфраструктурных и торговых процессах в Евразии. Обе страны при этом реально заинтересованы в региональной безопасности и стабильности стран континента. Развитие российско-китайских отношений уже на протяжении нескольких лет развивается достаточно планомерно и поступательно, однако в 2018 г. сотрудничество Москвы и Пекина осуществляется в новом контексте - в обеих странах произошло обновление внутриполитических приоритетов. Неизменным осталась лишь внешнеполитическая приверженность на укрепление сотрудничества двух государств.

В начале 2018 г. глубокий кризис в российско-американских и российско-европейских отношениях вылился в новый виток взаимных обвинений, санкции, взаимную высылку дипломатов и растущее расхождение позиций относительно ряда вопросов глобальной и региональной повестки [5]. Напряженность во взаимодействии Пекина и Вашингтона связывается с перспективами развязывания полноценной торговой войны. При этом сотрудничество России и Китая не является своего рода ответом на проблемы в отношениях с иными партнерами, это долгосрочный стратегический курс обеих стран, основанный на общих политических и экономических интересах. Одним из главных проектов при таком сотрудничестве выступает развитие широкого и равноправного взаимодействия с участием всех заинтересованных игроков в Евразийском регионе в рамках инициатив ОПОП и «Большого евразийского партнерства».

Несмотря на высокий уровень взаимного политического доверия и стратегической координации позиций на международной арене, уровень практического взаимодействия России и Китая в экономической области остается недостаточным. Учитывая характер и направления развития связей, приоритетными сферами в ближайшее время по-прежнему будут выступать энергетика и добывающая промышленность, транспорт и логистика.

В среднесрочной перспективе на передний план также может выйти сотрудничество в области авиастроения и высоких технологий. При таком подходе очевидно, что России и Китаю требуются новые подходы к взаимодействию. В настоящий момент сближение позиций во многом является своеобразной реакцией на внешние и внутренние вызовы для защиты национальных интересов.

Но многие программы сотрудничества между двумя государствами, обнародованные в последние годы, не оправдали ожиданий России и Китая и не отвечали скорости внутри- и внешнеполитических изменений, а заявленные цели оказались труднодостижимыми. Кроме того, на российско-китайском сотрудничестве неблагоприятно сказываются такие факторы, как недостаток взаимного доверия, определенная асимметрия в развитии и несоответствие уровня политических и экономических отношений двух стран, которые создают ограничения и риски для масштабных и долгосрочных проектов.

Особое внимание следует также уделить преодолению дисбаланса в развитии политического и экономического компонентов всеобъемлющего партнерства. Взаимодействие в области экономики долгое время выступало

слабым звеном отношений России и Китая, хотя и на этом поприще определенные успехи в коммуникации двух стран есть.

Например, Китай и Евразийский экономический союз договорились о параметрах соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, что должно способствовать не только сокращению нетарифных барьеров между двумя сторонами на евразийском пространстве, но и увеличению объемов торговли, а также заложить прочный фундамент для сопряжения инициативы ОПОП и ЕАЭС.

Несмотря на то, что коренных изменений в сложившейся мировой системе пока не произошло, Китай получил возможность играть в ней более заметную роль и выступать за расширение прав других стран, не представленных в этой системе. Новый подход Пекина к глобальному управлению основан на принципах совместного обсуждения, созидания и использования. Китай примерил на себя роль «большого ответственного государства», которое намерено активно участвовать в реформировании и строительстве системы глобального управления.

Москва совместно с Пекином участвует в обновлении и развитии отдельных институтов. В частности, две страны выступают за сохранение права вето за пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, развитие и расширение состава Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), углубление повестки БРИКС [6]. Россия также поддерживает предложения Китая по расширению квот отдельных государств в МВФ.

Россия также заинтересована во взаимодействии с Китаем в целях развития проекта - так называемого «Большого евразийского партнерства», которое, по мнению экспертов, должно позволить Москве перейти к стратегии опережающего развития и принимать полноценное участие в новом центре мировой экономической системы. Важно, что этот проект получил поддержку как политического, так и экспертного сообщества Китая.

Также сопряжение ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути как элемента инициативы ОПОП соответствует интересам России и Китая, позволяя превратить Россию в один их мировых лидеров транзита на пути между Европой и Азией.

Москва и Пекин также обсуждают возможности для сотрудничества в сфере строительства морской транспортной инфраструктуры в Арктике и реализуют совместные проекты в сфере добычи углеводородов (проект «Ямал СПГ»). Одновременно активизируется научное сотрудничество по арктическим вопросам в рамках совместных экспедиций и дискуссионных мероприятий. Однако дальнейшее расширение взаимодействия во многом осложняется недостатком взаимного доверия на всех уровнях, длительными и сложными процессами согласования проектов.

В 2017 г. наблюдалась и другая тенденция в отношениях России и Китая. В частности, значительно выросла взаимная торговля, правда, данные тут несколько расходятся: по российским оценкам - на 31,5 % (до 87 млрд долл.), по китайским - на 20,8 % (84,1 млрд долл.). При этом Китай выступает основным торговым партнером России, занимая первое место, а Россия заняла 10-е место в рейтинге торговых партнеров КНР, поднявшись с 12-го.

В основном Россия экспортирует в Китай топливо, нефть и нефтепродукты, древесину и изделия из нее [7], а также продукты сельского хозяйства

и агропромышленного комплекса. Лидерами китайского экспорта на российский рынок стали машины, оборудование и транспортные средства. Кроме того, увеличилась роль электронной коммерции: только за первые девять месяцев 2017 г. объем электронной торговли между Россией и КНР составил примерно 1,6 млрд долл.

Увеличение объемов российского экспорта сдерживается отсутствием базовых знаний у российских компаний для вывода товаров на международную арену. Экспортерам же требуется содействие в поиске зарубежных партнеров, сертификации продукции, защите интеллектуальной собственности.

Однако достижение цели в 200 млрд долл. товарооборота России и Китая к 2020 г. возможно при условии экономического роста в обеих странах и снятия торговых ограничений для доступа большего числа российских компаний на китайский рынок и китайских компаний - на российский, считают эксперты. Стоит отметить, что количество инвестиционных проектов российских компаний в Китае выросло до 211 в 2017 г., китайские инвестиции в российскую экономику также увеличились.

В финансовой сфере одним из приоритетных направлений взаимодействия России и Китая выступает увеличение объемов расчетов в рублях и юанях. Важной мерой в этих целях в 2017 г. стало одобрение Народным банком Китая запуска международной межбанковской системы для валютных расчетов по принципу «платеж против платежа», причем рубль станет первой валютой, с которой будут проведены сделки в таком формате.

В «оборонке» - без прорывов, но стабильно. Важным остается и сотрудничество двух стран в военно-технической сфере, хотя в 2017-2018 гг. значительных сдвигов в виде заключения новых масштабных контрактов не было. Тем не менее по состоянию на начало 2018 г. на Китай приходилось примерно 14,4 % общего портфеля заказов российской оборонной промышленности, или 6,5 млрд долл. Кроме того, продолжалась работа над рядом важных соглашений в сфере совместного производства продукции военного и двойного назначения, в частности, исполнялись контракты на поставку в КНР зенитных ракетных комплексов С-400, истребителей Су-35 и других позиций, шли переговоры о совместной разработке тяжелого вертолета, а также продвигался проект создания широкофюзеляжного дальнемагист-рального самолета [8].

Таким образом, несмотря на то, что Евразийский союз состоялся как целостная организация, отношения с Китаем каждая из стран-участниц развивала на двусторонней основе. В сопряжении с инициативой ОПОП де-факто закрепляются отдельные договоренности с КНР. Поэтому очень важно не потерять наработки в евразийском сотрудничестве в рамках ЕАЭС. В отношениях с Китаем необходимо выступать единой организацией, а не отдельно, чтобы добиться более выгодных условий. Соглашение между Евразийским экономическим союзом и КНР обеспечивает такие механизмы взаимодействия по различным направлениям государственного регулирования, которые позволяют максимально учитывать интересы ЕАЭС в целом и каждой страны в отдельности, а также интересы бизнеса, прозрачность и предсказуемость регулирования на национальном и наднациональном уровнях, в нем нашли отражение вопросы технического, санитарного и фитосанитар-ного регулирования, таможенного взаимодействия. Успех сопряжения зави-

сит прежде всего от реализации совместных проектов в сфере промышленности, локализации высокотехнологичных производств, развития исследовательских центров, технологических платформ, технопарков и инновационных кластеров с последующим запуском совместных проектов в этих сферах.

Библиографический список

1. Евразийский экономический союз. - СПб. : ЦИИ ЕАБР, 2017. - 296 с.

2. ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций. - 2017. - URL: https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/eaes-i-strany-evraziyskogo-kontinenta-monitoring-i-analiz-pryamykh-investitsiy-2017

3. Чистякова, Е. А. Интеграционные процессы в сфере государственных закупок стран ЕАЭС / Е. А. Чистякова // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов : V Меж-дунар. науч.-практ. конф. - М. : Научный консультант, 2017. - С. 453-560.

4. Чистякова, Е. А. Цифровизация в рамках ЕАЭС / Е. А. Чистякова // Современные аспекты международного бизнеса. - Саратов : Изд-во ССЭИ, 2018. -С. 29-32.

5. Соколова, О. Ю. Отраслевые приоритеты развития экспорта России / О. Ю. Соколова // Наука и общество. - 2016. - № 3 (26). - С. 16-20.

6. Захарова, С. В. Развитие инновационного потенциала стран БРИКС / С. В. Захарова, О. Ю. Соколова // Наука и общество. - 2015. - № 4 (23). - С. 20-26.

7. Верещагина, В. Д. Экономическое сотрудничество между Россией и Китаем /

B. Д. Верещагина, В. А. Скворцова // Экономика и международные отношения: проблемы, тенденции, перспективы : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Л. В. Рожковой, Н. В. Рассказовой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. -

C. 201-207.

8. Денисов, В. Т. О производственной кооперации с Украиной в пассажирском и транспортном самолетостроении / В. Т. Денисов, Л. В. Панюшкина, Д. Д. Денисов // Вестник экономической науки Украины. - 2014. - Т. 1, № 1 (25). - С. 27-31.

References

1. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz [Eurasian Economic Union]. Saint-Petersburg: Tsll EABR, 2017, 296 p.

2. EAES i strany Evraziyskogo kontinenta: monitoring i analiz pryamykh investitsiy [EEU and countries of Eurasia: monitoring and analysis of direct investments]. 2017. Available at: https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/eaes-i-strany-evra ziyskogo-kontinenta-monitoring-i-analiz-pryamykh-investitsiy-2017

3. Chistyakova E. A. Perspektivy, organizatsionnye formy i effektivnost' razvitiya sotrud-nichestva rossiyskikh i zarubezhnykh vuzov: V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Prospects, organizational forms and efficiency of cooperation development between Russian and foreign universities: V International scientific and practical conference]. Moscow: Nauchnyy konsul'tant, 2017, pp. 453-560.

4. Chistyakova E. A. Sovremennye aspekty mezhdunarodnogo biznesa [Modern aspects of international business]. Saratov: Izd-vo SSEI, 2018, pp. 29-32.

5. Sokolova O. Yu. Nauka i obshchestvo [Science and society]. 2016, no. 3 (26), pp. 16-20.

6. Zakharova S. V., Sokolova O. Yu. Nauka i obshchestvo [Science and society]. 2015, no. 4 (23), pp. 20-26.

7. Vereshchagina V. D., Skvortsova V. A. Ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya: problemy, tendentsii, perspektivy: materialy II Vseros. nauch. -prakt. konf. [Economy and international relations: problems, trends, prospects: proceedings of II All-Russian scientific and practical conference]. Penza: Izd-vo PGU, 2018, pp. 201-207.

8. Denisov V. T., Panyushkina L. V., Denisov D. D. Vestnik ekonomicheskoy nauki Ukrainy [Bulletin of economics of Ukraine]. 2014, vol. 1, no. 1 (25), pp. 27-31.

Чистякова Елена Александровна кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89)

E-mail: [email protected]

Соколова Ольга Юрьевна доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89)

E-mail: [email protected]

Захарова Светлана Владимировна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89)

E-mail: [email protected]

Скворцова Валентина Алексеевна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Скворцов Алексей Олегович кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Chistyakova Elena Aleksandrovna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of world economy and external economic activity management, Saratov Socioeconomic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics (89 Radishcheva street, Saratov, Russia)

Sokolova Ol'ga Yur'evna Doctor of economic sciences, professor, head of sub-department of world economy and external economic activity management, Saratov Socioeconomic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics (89 Radishcheva street, Saratov, Russia)

Zakharova Svetlana Vladimirovna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of world economy and external economic activity management, Saratov Socioeconomic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics (89 Radishcheva street, Saratov, Russia)

Skvortsova Valentina Alekseevna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of economics and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Skvortsov Aleksey Olegovich Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 339.924

ЕАЭС - Китай: новый этап сотрудничества / Е. А. Чистякова, О. Ю. Соколова, С. В. Захарова, В. А. Скворцова, А. О. Скворцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2018. - № 4 (48). - С. 141-149. - БОТ 10.21685/2072-3016-2018-4-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.