Научная статья на тему 'Международное сотрудничество Республики Узбекистан в сфере высшего образования'

Международное сотрудничество Республики Узбекистан в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3594
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / УНИВЕРСИТЕТЫ / НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ / АКАДЕМИИ НАУК / КИТАЙ / ДЕТСКИЙ ФОНД ООН / TEMPUS И ЭРАЗМУС МУНДУС / WORLD INSTITUTES / UNIVERSITIES / RESEARCH CENTERS / ACADEMIES OF SCIENCES / CHINA / UNITED NATIONS CHILDREN''S FUND / TEMPUS AND ERASMUS MUNDUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акрамова Фазилат Артикбаевна

В статье даются обширные сведения о международном сотрудничестве Узбекистана в сфере высшего образования, о его проблематике и достижениях. На основе литературы и источников проанализировано продвижение отечественной высшей школы к интеграции, в мировое образовательное пространство, в качестве равноправного члена. Помимо этого, на основе нормативно-правовых документов рассмотрены совершенствования и развитие высшей школы и вхождение её в мировое образовательное пространство в качестве полноправного участника и партнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество Республики Узбекистан в сфере высшего образования»

Сегодня в государственных образовательных учреждениях страны обучение ведется на 7 языках, на 12 языках транслирует свои передачи Национальная телерадиокомпания, более чем на 10 языках издаются газеты и журналы. За годы независимости более 120 активистов национальных культурных центров удостоены почетных званий, награждены орденами и медалями, в том числе 14 гражданам присвоено высокое звание Героя Узбекистана.

Анализ тенденций развития межнациональных отношений за 27 лет независимости свидетельствует о собственном пути нашего государства в межэтнических отношениях. Он базируется на вековых традициях толерантности, взаимопонимания, дружелюбного и уважительного отношения к другим народам. Узбекистан гордится тем, что в исторической памяти нашего народа и государства нет позорных страниц проявления антисемитизма, расизма и других форм высокомерного и неуважительного отношения к другой нации, к другому народу.

Собственная государственная политика в области межнациональных отношений, цивилизованный и гуманистический подход к решению межнациональных проблем привел к стабильности в межнациональных отношениях, выгодно отличающих Узбекистан среди других государств.

Список литературы /References

1. Закон Республики Узбекистан «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» от 31 августа 1991 года.

2. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент, 2008.

3. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент, 1997.

4. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 гг.

5. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональных отношений и дружественных связей с зарубежными странами» // Народное слово, 2017. 23 мая.

6. Межнациональное согласие в Узбекистане и толерантность: взгляд сквозь призму веков. Коллективная монография. Выпуск 1. Ташкент: Turon iqbol, 2018. 128 с.

7. Международная научная конференция «Толерантность - как инструмент развития мер взаимного доверия». Ташкент, 2018. 50 п.л.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Акрамова Ф.А. Email: Akramova1152@scientifictext.ru

Акрамова Фазилат Артикбаевна - преподаватель, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье даются обширные сведения о международном сотрудничестве Узбекистана в сфере высшего образования, о его проблематике и достижениях. На основе литературы и источников проанализировано продвижение отечественной высшей школы к интеграции, в мировое образовательное пространство, в качестве равноправного члена. Помимо этого, на основе нормативно-правовых документов рассмотрены совершенствования и развитие высшей школы и вхождение её в мировое образовательное пространство в качестве полноправного участника и партнера.

Ключевые слова: мировые институты, университеты, научные центры, академии наук, Китай, Детский фонд ООН, TEMPUS и Эразмус Мундус.

INTERNATIONAL COOPERATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION

Akramova F.A.

Akramova Fazilat Artikbayevna - Lecturer, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEKISTAN, FACULTY OF HISTORY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER M. ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article provides extensive information about the international cooperation of Uzbekistan in the field of higher education, its problems and achievements. On the basis of literature and sources, the progress of the national higher education institution towards integration, into the world educational space, as an equal member has been analyzed. In addition, on the basis of legal documents, improvements and development of higher education were considered, and its entry into the world educational space as a full participant and partner. Keywords: world institutes, universities, research centers, academies of sciences, China, United Nations Children's Fund, TEMPUS and Erasmus Mundus.

УДК 930.85

"Наука занимает очень важное место в развитии всех отраслей экономики, в этом деле государство опирается в первую очередь на Академию наук, интеграция науки и производства сегодня, как никогда, имеет очень актуальное значение... Само время требует дальнейшего развития научного сотрудничества с ведущими мировыми институтами, университетами, научными центрами и академиями наук" - подчеркнул Президент Узбекистана Ш.М. Мирзияев [1] при исторической встрече с учеными нашей страны. Динамичное экономическое развитие Узбекистана и повышение его роли на международной арене потребовало кардинальных реформ в сфере высшего образования и преобразования его роли в обществе. За годы реформ были сформированы концептуально новые подходы функционирования системы высшего образования, которые целостно охватывают все ступени и направления данной сферы общества. Стремление интегрироваться в мировое образовательное пространство, освоить лучшие зарубежные стандарты и технологии подготовки специалистов обусловило обращение отечественной высшей школы к богатому опыту, накопленному образовательными системами развитых стран, расширило масштабы сотрудничества с крупнейшими университетами, международными гуманитарными организациями, зарубежными финансовыми структурами. Анализ происходивших в этой сфере процессов представляет для исследователей несомненный интерес.

В последнее время в научно-образовательной сфере Узбекистана возрос интерес к вопросам сотрудничества отечественных университетов с ведущими вузами и гуманитарными структурами зарубежья [2]. В то же время еще недостаточно уделяется внимания вопросам глобализации и проблеме вхождения отечественной образовательной системы в мировое образовательное пространство. Круг работ в этой области ограничен. К настоящему моменту мы ограничиваемся лишь несколькими монографиями и статьями [3].

В целях кардинального совершенствования системы высшего образования, коренного пересмотра содержания подготовки кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития страны, обеспечение необходимых условий для подготовки специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов 20 апреля 2017 года Президент Республики Узбекистана Шавкат Мирзияев подписал Постановление "О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования".

В постановлении Президентом определены важнейшие задачи дальнейшего комплексного развития системы высшего образования, где особое внимание уделяется и

широкому внедрению в учебный процесс передового международного опыта, повышению квалификации педагогических и научных кадров за счет налаживания тесных партнерских связей с ведущими профильными зарубежными научно -образовательными учреждениями.

Динамику развития отношений с зарубежными партнерами отечественной высшей школы можно проследить на примере формирования договорно-правовой базы сотрудничества Республики Узбекистан с традиционным партнером - Российской Федерацией.

Сотрудничество Узбекистана и России в области высшего образования начало интенсивно развиваться после подписания Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования от 27 июля 1995 г. [4]. Ярким примером сотрудничества является открытии филиалов российских вузов в Узбекистане. Это учебные заведения с мировым именем: Московский государственный университет имени Ломоносова, Российский государственный экономический университет имени Плеханова и Российский университет нефти и газа имени Губкина [5].

Деятельность филиалов - лишь одна сторона взаимоотношений России и Узбекистана в области образования. Так, ежегодно проводится прием узбекистанцев на учебу в вузы России на бесплатной основе за счет средств российского бюджета. В рамках различных программ образовательные гранты получают более 150 молодых узбекистанцев, которых объединяет желание получить российское образование и впоследствии реализовать свой гражданский и профессиональный потенциал на родине. Всего за прошедший период времени около 2 тысяч студентов прошли обучение в различных высших учебных заведениях России [6].

В Узбекистане сегодня действует более 300 научно-исследовательских учреждений, научно-производственных предприятий и инновационных центров [7]. Главой государства было ещё отмечено, что проводимые сегодня в нашей стране исследования не всегда отвечают нынешнему высокому уровню развития науки.

Одна из причин то, что на сегодняшний день недостаточный уровень научного потенциала педагогов, работающих в высшей школе. В Узбекистане в структуре педагогического состава доля кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) составляет лишь 37,9%, остальные 62,1% - это преподаватели, не имеющие ученых степеней. Тенденцией последних лет является старение научно-педагогических кадров, имеющих ученые степени и звания при одновременном сокращении притока молодежи. Педагоги предпенсионного и пенсионного возраста составляют 31,3% от общего числа специалистов высшей квалификации [8].

Для улучшения системы образования и развития человеческого капитала предложил ряд мер глава нашего государства.

Внешнее содействие сектору образования Узбекистана оказывают более 20 организаций. Крупнейшим донором явился Японский банк международного сотрудничества, чья доля в общем объеме внешнего содействия составила 61,6%. Второй по значимости донор -Азиатский банк развития (25,3%), за которым следовали Правительство Японии (3,2%), Правительство Индии (2,1%), Детский фонд ООН (1,6%), Банковская группа KfW (немецкий банк развития), Программа Европейкой Комиссии (TEMPUS) и Японское агентство по международному сотрудничеству [9].

В укрепление взаимосвязей вузов и научно-исследовательских институтов с зарубежными партнерами, участие в международных программах стажировки студентов и ученых, расширение программы фондов и стипендий по обучению студентов в зарубежных вузах немаловажную роль играют программы Темпус и Эразмус Мундус в Узбекистане.

В Темпус II, III и IV были вовлечены все пять стран Центральной Азии. С тех пор общий бюджет для пяти стран региона составил 98.9 миллиона евро. Около 150 высших учебных заведений из Центральной Азии приняли участие в программе. В рамках последнего 6-го

конкурса Темпус IV для вузов Узбекистана было выделено отдельное финансирование в размере 5 миллионов евро в дополнение к региональному бюджету в размере 10 миллионов евро. Признавая эффективность программы Темпус, Европейская Комиссия приняла решение о включении в новую образовательную программу Erasmus+ (2014-2020 гг.) направления, которое продолжает формат Темпус в рамках Ключевого направления деятельности II, "развитие потенциала в сфере высшего образования" [10, с. 250].

Следует отметить, об указе Президента Республики Узбекистан от 5 апреля 2018 г., где тоже большое внимание уделяется международному сотрудничеству в системе высшего образования. Согласно указу, Фонд Президента Республики Узбекистан "Истеъдод" по организации повышения квалификации, стажировок и обучения стипендиатов за рубежом преобразован в Центр по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками [11].

Как свидетельствует историки, на одной из встреч с учеными Амир Темур сказал: "Известные люди науки и религии всегда помогали правителям своими советами. Я преследую цель установить справедливость в стране, укрепить порядок и мир, улучшить жизнь граждан, усилить строительство, развивать государство. Вы должны своими советами помочь мне в этом деле". В выступлении нашего Президента [12], как и в словах Амира Темура, заложена глубокая мысль: через развитие науки улучшить жизнь граждан, обеспечить развитие страны и укрепить мир.

Список литературы /References

1. Выступление Президента Республики Узбекистан при встрече с группой деятелей науки, представителями государственных и общественных организаций, членами Академии наук, ректорами ведущих вузов нашей страны. Т., 30 декабря 2016 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.uz/ru/2016/12/31/science/ (дата обращения: 08.11.2018).

2. Ходжаниязов С. Международное сотрудничество как важный фактор формирования инновационной образовательной среды // "Та'Ит muammolari". Т., 2011. № 1.

3. Курбанов Ш., Сейтхалилов Э. Ответственность образования в предупреждении и преодолении вызовов современности. Т., 2003; Муртазаева P.X. Университетское образование в Узбекистане в условиях глобализации // В сб. "Мамлакатимиз олий таълими тизими ва илм-фан ривожида Узбекистан Миллий университетининг роли" мавзусидаги халкаро илмий конференция материаллари. Т., 2008; Сиддиков Р.Б. Глобализационные процессы в образовании и высшая школа Узбекистана // УзМУ хабарлари. Махсус сон. Т., 2010.

4. Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области высшего образования. Ташкент, 27 июля 1995 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.lexed.ru/doc_info.php?id=4052# международные договоры/ (дата обращения: 08.11.2018).

5. Вузы Узбекистана и РФ подписали около 130 соглашений. Ташкент, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rea.ru/abitura_world/20181019/1531032849.html/ (дата обращения: 08.11.2018).

6. Российский центр науки и культуры в Ташкенте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uzb.rs.gov.ru/node/567/_(дата обращения: 08.11.2018).

7. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на первом саммите Организации исламского сотрудничества по науке и технологиям. Ташкент, 10 сентября 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/politics/vystuplenie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziye-10-09-2017/ (дата обращения: 08.11.2018).

8. Проблемы образования и пути решения - в проекте стратегии инновационного развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.uz/ru/2018/07/13/education-strategy/ (дата обращения: 08.11.2018).

9. Образование в Узбекистане: баланс спроса и предложения // Национальный доклад о человеческом развитии. Ташкент, 2007/2008. С. 154-155. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/uzbekistan_2007_nhdr_rus.pdf/ (дата обращения: 08.11.2018).

10. Темпус III в Узбекистане. Сборник статей участников проектов Темпус и получателей индивидуальных грантов. Ташкент: Узбекистан, 2007. С. 250.

11. Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по коренному совершенствованию системы Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и усилению его ответственности за реализацию приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности". 5.04.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/documents/o-merakh-po-korennomu-sovershenstvovaniyu-sistemy-ministerst-05-04-2018/ (дата обращения: 08.11.2018).

12. Выступление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзияева при встрече с группой деятелей науки, представителями государственных и общественных организаций, членами Академии наук, ректорами ведущих вузов нашей страны. 30 декабря 2016 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.uz/ru/2016/12/31/science/ (дата обращения: 08.11.2018).

ИЗ ИСТОРИИ ФЕРГАНСКОГО ТИПОГРАФСКОГО ДЕЛА Алиназарова Д.В. Email: Alinazarova1152@scientifictext.ru

Алиназарова Дилдора Валишеровна - преподаватель, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье на основе анализа широкого круга источников рассмотрено возникновение и развитие периодических изданий и типографского дела в Фергане. В данной работе показаны не только первые газеты и типографии, но и раскрыта толерантность населения Ферганы в кадровой политике. В статье также первый раз упоминается о частных типографиях на основе архивных данных. Отдельно остановились на деятельности А. Махмудова, который одним из первых открыл первую частную типографию в собственном доме и издавал первые узбекские газеты в Фергане. Ключевые слова: газета, типография, Фергана, Новый Маргилан, О. Махмудов, типографии Барановского и Минакова, типографии И.И. Вайнера и Г. Шумакова.

FROM THE HISTORY OF FERGANA TIPOGRAPHIC WORK

Alinazarova D.V.

Alinazarova Dildora Valisherovna - Lecturer, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEKISTAN, FACULTY OF HISTORY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER M. ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article considers the emergence and development of periodicals and typographical work in Ferghana based on an analysis of a wide range of sources. In this work, not only the first newspapers and printing houses are shown, but also the tolerance of the population of Fergana in personnel policy is revealed. The article also for the first time mentions private typographies based on archival data. Separately, focused on the activities of A. Makhmudov, who was one of the first to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.