Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
293
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ТЕНДЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ / ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудрявцева Лариса Владимировна

Настоящая статья посвящена анализу перспектив развития международных отношений в контексте тенденций развития международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LAW AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS

This article is devoted to the analysis of the prospects for the development of international relations in the context of trends in the development of international law.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1_89 УДК 34.096

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ INTERNATIONAL LAW AND DEVELOPMENT PROSPECTS INTERNATIONAL RELATIONS

КУДРЯВЦЕВА Лариса Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». 355004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: larisa-k75@mail.ru;

KUDRYAVTSEVA Larisa Vladimirovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of International Private and Business Law Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 355004, Russia. E-mail: larisa-k75@mail.ru

Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена анализу перспектив развития международных отношений в контексте тенденций развития международного права.

Abstract: This article is devoted to the analysis of the prospects for the development of international relations in the context of trends in the development of international law.

Ключевые слова: Российская Федерация, международные отношения, перспективы развития, тенденции в международном праве, теории развития международного права и международных отношений.

Keywords: Russian Federation, international relations, development prospects, trends in international law, theories of the development of international law and international relations.

Дата направления статьи в редакцию: 07.10.2021

Дата публикации статьи: 31.01.2022

Современное международное право сформировалось на гребне подъема демократических сил, которые развились во время Второй мировой войны в борьбе с фашизмом. Его основа была заложена в Уставе ООН. За последние десятилетия в законодательстве произошли фундаментальные изменения, и сейчас оно существенно отличается от законодательства, существовавшего во времена Лиги Наций. [1] Появились новые отрасли: космическое, ядерное, информационное право; экологическое право; целый пласт международно-правовых норм в целях уменьшения военной конфронтации государств: по разоружению, мерам укрепления доверия, запрещению производства и применения химического и бактериологического оружия, нераспространению ядерного оружия.

Сформировались новые принципы: обязательство разрешать международные споры только мирными средствами, о защите прав человека (теперь эта проблема носит международный, а не только внутренний характер). В соответствии с гуманитарным правом защита жертв войны теперь должна применяться не только во время межгосударственных, но и внутренних вооруженных конфликтов. Нормы таких отраслей, как посольское, консульское и морское право, право международных договоров, были приведены в соответствие с современностью.

Основной функцией международного права является регулирование международных отношений, поскольку государства выступают в качестве его основных субъектов. Следовательно, механизм формирования и действия норм международного права является межгосударственным, а не наднациональным. В международных отношениях нет наднациональных механизмов принуждения. Хотя ряд авторов, напротив, считает, что этап глобализации общественно-политического, экономического и культурного развития национальных обществ и государств характеризуется формированием наднациональных институтов (включая глобальное право).

Система международного права - это распределение норм международного права и отдельных международно-правовых установок, не имеющих нормативной базы, по институтам, отраслям и подотраслям с учетом их взаимосвязи, что определяет целостность международного права. Его основными элементами являются отрасли, институты и нормы.

Система международного права основана на объективных критериях, и во второй половине XX века начинается заметное разделение отраслей. Этот процесс продолжается и в настоящее время, поскольку круг вопросов, которые становятся предметом межгосударственного сотрудничества, расширяется.

Что такое международное право? Некоторые авторы относят МЧП к международному праву в широком смысле этого слова из-за его усложнения иностранным элементом. Но большинство современных авторов считают, что международное частное право

является неотъемлемой частью национального законодательства. Существуют также различные взгляды на принадлежность МЧП к той или иной отрасли права. Одни рассматривают его как самостоятельную отрасль, другие - как комплексную, третьи - как неотъемлемую часть гражданского (частного) права [7, с. 5]. В самом названии слово «международный» имеет иное значение, чем в названии международного публичного права, которое регулирует межгосударственные, межправительственные, межведомственные общественные отношения [4].

Международное частное право является международным в том смысле, что оно регулирует частные отношения, осложненные иностранным элементом.

Многие зарубежные и российские авторы часто используют термин «международное публичное право». Этот термин был использован и закреплен в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации от 11 декабря 1946 года. В Уставе ООН используется термин «международное право» (статья 13). Положение о Комиссии международного права предусматривает, что она занимается вопросами международного публичного права.

В доктрине международного права существует два способа определения международного права: классический и современный. Классическое направление вплоть до начала XIX века давало следующее определение: международное право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами (Жан Боден).

Таким образом, международное право - это система международных принципов и норм, регулирующих международные отношения между субъектами международного права в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Какая же сейчас ситуация с международным правом в Российской Федерации? Какие перспективы развития международных отношений есть? Представляется важным рассмотреть данные вопросы.

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных поправок. Первое из них - это изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов. Затем состоялось голосование по поправкам в Конституцию.

1 июля россияне большинством голосов поддержали внесение более 200 поправок в Конституцию страны. Поправки касаются самых разных сфер деятельности, но одна из них с самого начала казалась спорной - якобы поправки отменяют приоритет международного права над российским законодательством. Так ли это на самом деле и как эта поправка работает на практике?

В новой редакции Конституции Российской Федерации главы 1, 2 и 9 которой не были изменены, поскольку референдум не проводился и Конституционное собрание не заседало. Пункт 4 статьи 15, который остался без изменений, гласит: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора» [2].

Принимая это во внимание, невозможно говорить о существовании верховенства российского права над международным правом, как ошибочно выражаются некоторые российские политики и государственные деятели, но вполне допустимо говорить о приоритете реализации норм международных договоров, подписанных и ратифицированных Россией, по отношению к нормам российской правовой системы (если между ними есть расхождение).

В то же время, по словам Президента Владимира Путина, «требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той мере, в какой они не влекут за собой ограничений прав и свобод человека и гражданина и не противоречат нашей Конституции» [6, с. 146].

Тот факт, что в повседневной жизни это обычно понимается как приоритет или даже верховенство российского права над международным правом, следует из неправильного толкования пункта 5.1. б статьи 125 (в новую редакцию которой были внесены поправки). Таким образом, новая редакция пункта 5.1 статьи 125. б наделяет Конституционный Суд России следующими полномочиями: «в порядке, установленном федеральным конституционным законом, принимает решение о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации, в их толковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного арбитражного суда (арбитража), налагает обязательства на Российскую Федерацию, если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации».

В этой связи правильнее сказать, что конституционные поправки лишь усилили акцент на необходимости соблюдения требований Конституции Российской Федерации, хотя приоритет международного права сохраняется (но не всего международного права, а только той части его нормативного содержания, подписанной и ратифицированной Россией, которая не противоречит Конституции Российской Федерации).

В этой связи предложения Председателя Государственной Думы В. В. Володина проверить все международные соглашения

и договоры, подписанные Российской Федерацией, на соответствие Конституции и проинформировать иностранных подписантов о том, что в процессе их реализации Россия будет строго придерживаться своей Конституции, в то время как Конституционный Суд Российской Федерации может принять решение об их несоблюдении в случае несоответствия Конституции России.

В то же время возникает очевидный вопрос, имеющий большое международное и политическое значение для нашей страны: в каких случаях необходимо будет добиваться повторного подписания международных договоров в соответствии с требованиями Конституции России, в какой степени это выгодно нашей стране, являющейся универсальным правопреемником СССР, и в каких случаях России потребуется выйти из международных договоров, противоречащих Конституции Российской Федерации, или денонсировать их со своим участием.

Россия, конечно, признает важность участия в деятельности международных судебных инстанций, например, Стокгольмского Международного арбитражного суда или Апелляционного суда Всемирной торговой организации, но наша страна, согласно последним поправкам, позволит применять к отечественным контрагентам только те нормы, которые не противоречат Конституции Российской Федерации.

Нормы и решения Международного суда также будут выполняться в России только в той мере, в какой они не противоречат Конституции Российской Федерации, например, согласно претензиям Украины, не следует ожидать их положительного выполнения Россией, поскольку они уже противоречат конституционным требованиям территориальной целостности России.

Если обратиться к международному опыту, то следует отметить, что в Соединенных Штатах с момента их образования был установлен фактический приоритет национального права над международным правом [3].

Каковы текущие перспективы развития в Российской Федерации?

Россия сегодня находится в неоднозначном положении в системе международных отношений. Власти сосредоточены на безопасности страны; восстановление взаимодействия с Западом идет медленно из-за участия страны в военных конфликтах. Ключевыми союзниками государства являются страны Азии. Российская Федерация установила отношения с Индией, Китаем и Японией. Эти государства важны для политического и технологического развития на глобальном уровне.

Россия утратила определенные связи в системе современных международных отношений из-за санкций, введенных Западом. Это способствует нарушению экономических контактов с некоторыми регионами.

Место России в международных отношениях всегда определялось тремя критериями:

На протяжении всей истории государство пыталось играть доминирующую роль в отношениях со своими соседями и другими

странами;

Россия противопоставляет себя Западу; власти часто руководствуются консервативными взглядами, что обусловлено особенностями внутренних условий развития.

Важной задачей для Российской Федерации является сохранение своего влияния на страны бывшего СССР. Распад Советского Союза стал для них толчком к обретению независимости, что усложнило задачу Российской Федерации по удержанию их под контролем. У каждой независимой республики есть свое видение дальнейшего регионального, глобального и национального развития. Во время конфронтации часто возникает международный конфликт или война. Это ослабляет государство, но Россия не может упустить природные ресурсы, которыми в изобилии располагают ее соседи.

Казалось бы, гораздо проще представить себе ближайшее будущее: основные параметры известны, текущие траектории ясны. Остается только спроецировать их на несколько шагов вперед. И этот подход верен, когда речь заходит о стабильных и равновесных системах.

Проблема в том, что в международных отношениях мы имеем дело с нелинейной и мобильной средой. Ситуация здесь стремительно меняется, обнуляя вчерашние и даже сегодняшние реалии. Парадоксально, но долгосрочный прогноз международной ситуации иногда может оказаться более простой задачей. Когда имеешь дело с крупными тенденциями, легче отфильтровать многочисленные случайные события и колебания, чтобы получить более «чистую картину». Однако в практической политике краткосрочные и среднесрочные прогнозы более востребованы, поскольку большинство политических решений принимается здесь и сейчас на несколько месяцев или лет вперед. Понимание долгосрочных тенденций необходимо и востребовано. Без них трудно обойтись при формировании адекватных политических стратегий. Они также играют важную воспитательную роль. И все же при решении оперативных задач долгосрочные инструменты оказываются слишком сложными и громоздкими. При всех рисках краткосрочного и среднесрочного прогнозирования такое развитие событий более совместимо с задачами тактического и оперативного плана. В каждом из этих событий необходимо учитывать фактор «черных лебедей» — маловероятных, но неожиданных событий, которые могут значительно усилить ранее запланированные тенденции или, наоборот, ослабить их [5].

Очевидно, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе (от одного года до четырех-пяти лет) траектория мирового по-

рядка будет определяться несколькими основными факторами. Среди них можно выделить следующие:

1. Внутриполитическая ситуация в Соединенных Штатах и влияние американской внутренней политики на внешнеполитический курс страны.

2. Динамика отношений между Китаем и Соединенными Штатами, темпы нарастания военно-политических и экономических противоречий, их глубина, а также решимость сторон отстаивать свои первоначальные политические позиции.

3. Отношения между Россией и Соединенными Штатами, а также Россией и «коллективным Западом» в целом. Здесь также важна скорость дальнейшего углубления политических конфликтов и вероятность их перерастания в военную фазу.

4. Стабильность существующих альянсов (в первую очередь НАТО) и перспективы формирования контуров новых альянсов (Россия - Китай).

5. Рост или, наоборот, снижение независимости внешней и внутренней политики других крупных игроков, таких как ЕС или Япония. Перспективы сохранения стратегической автономии Индии.

В отечественной и зарубежной литературе в последние годы рассматриваются всевозможные варианты развития международных отношений и роль США, КНР и РФ в них.

На данный момент мы можем выделить несколько вариантов развития международных отношений:

Сценарий 1. Переформатирование либерального порядка

Сценарий основан на попытке Соединенных Штатов вернуться к принципам глобального лидерства, существовавшим до прихода Д. Трампа к власти, с его курсом на жесткий прагматизм в отношениях с союзниками и партнерами, подрывающим экономически невыгодные институты и режимы США, акцентируя внимание на национальном эгоизме в противовес «глобальной ответственности».

В основу этого сценария войдет:

1. Укрепление трансатлантической солидарности, а также оборонных связей с союзниками в Азии.

2. Восстановление американских проектов зон свободной торговли в Азии и Евроатлантическом регионе.

3. Осторожный подход к отношениям с Китаем, и попытка выйти из ситуации двойного сдерживания: сосредоточение внимания на политической конфронтации с Москвой при одновременной попытке достичь временных компромиссов с Пекином.

4. Рост консолидированного экономического и военного давления на Россию.

5. Выборочное усиление присутствия на Ближнем Востоке при сохранении или усилении давления на Иран.

6. Увеличение экономической и военной поддержки Украины.

7. Сохранение экономической однополярности.

Для России такое развитие событий представляется неблагоприятным. Его изоляция усилится, а его потенциал влияния уменьшится. Она столкнется с трудным выбором: либо перейти к обороне со всеми вытекающими последствиями для развития; либо попытаться пойти на компромисс с Западом без каких-либо гарантий успешного развития и с высоким риском перехода от режима взаимных уступок к режиму односторонней капитуляции. По крайней мере, «коллективный Запад» почувствует себя способным навязать такую капитуляцию.

Сценарий 2. Новая многополярность

Этот сценарий возникает в ситуации, когда американский курс на прагматичную одностороннюю политику становится необратимым. Тенденция усиливается независимой ролью России и Китая, традиционно автономным курсом Индии, растущей независимостью политики ЕС на фоне недовольства односторонними действиями Соединенных Штатов. Попытка восстановить либеральный порядок в том виде, который существовал до Трампа, проваливается. Новая многополярность может означать следующее:

1. Сохранение НАТО и политика сдерживания России при одновременном увеличении автономии ЕС.

2. Растущая токсичность Украины из-за сохраняющейся коррупции и слабых институтов.

3. Сложность формирования региональных торгово-экономических режимов, ориентированных на США. Желание региональных игроков создавать свои собственные системы или держать руки свободными.

4. Рост мощи Китайской Народной Республики, осторожный подход Китая к партнерским отношениям с Москвой, которые не перерастают в военно-политический союз. Контролируемая конфронтация между Китаем и Соединенными Штатами

5. Адаптация Ирана к санкциям США, активная роль России и осторожное наращивание Китаем своего присутствия на Ближнем Востоке.

Новая многополярность более благоприятна для России. У Москвы есть более широкое пространство для дипломатического маневра, более высокая устойчивость к изоляции и больше возможностей извлечь выгоду из своих внешнеполитических активов. Однако такой мир вряд ли менее жесток по сравнению с либеральным миропорядком. Каждый играет сам за себя, никто не прощает ошибок, их цена повышается с учетом проблем внутреннего развития.

Сценарий 3. Возрождение биполярности

Этот сценарий порожден обострением противоречий между Китаем и Соединенными Штатами, растущим давлением Вашингтона на Пекин с целью заблокировать его технологическое развитие и превратить его в мощного конкурента на международной арене. Противостояние между Китаем и Соединенными Штатами становится необратимым: торговые войны превращаются во взаимные экономические санкции, гонка вооружений в Азии ускоряется. Обострение противоречий между двумя державами способствует укреплению существующих и созданию новых союзов.

В частности:

1. Соединенные Штаты укрепляют своих союзников в Азии. Наряду с укреплением существующих обязательств в области безопасности (Япония, Республика Корея и т.д.), Соединенные Штаты наращивают усилия по созданию «мягких союзов» с Индией и Вьетнамом.

2.Усиливается военно-политическая консолидация России и Китайской Народной Республики. Москва и Пекин закладывают основы для полноценного альянса на фоне давления США.

3. Европейский союз теряет возможность сохранить независимую позицию из-за своей стратегической взаимозависимости с Соединенными Штатами.

4. КНР при поддержке России проводит более активную политику на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, предлагая собственную модель развития.

Преимуществом сценария для России является гарантированная возможность преодолеть изоляцию и укрепить свою безопасность за счет коалиционной игры. Однако преимущество может обернуться недостатками — потерей маневренности, статусом младшего партнера КНР, чрезмерной стратегической взаимозависимостью.

Конечно, описанные сценарии можно рассматривать лишь как условные модели будущего мирового порядка. Модель новой многополярности пока представляется наиболее благоприятной, несмотря на все возможные издержки. В обозримом будущем много векторная политика, свобода маневра и использование внешней политики для решения проблем внутреннего развития останутся важными императивами для российской дипломатии.

Библиография:

1. Безуглов С.В., Бутурлина Е.С. Особенности федеральных конституционных законов как источников права // Власть Закона. 2017. № 4 (32). С.

53-65.

2. Конституция Российской Федерации. М.: Юрист, 2021.

3. Иванов И. С. Российская внешняя политика на пороге 2020 года // Российская газета. 2019. № 266(8024). С. 6.

4. Ежегодный прогноз / рук. проекта: Дынкин А. А., Барановский В. Г.; отв. ред.: Мачавариани Г. И., Кобринская И. Я. М.: ИМЭМО РАН, 2019. - 172

с.

5. Устинова Н. В. Геополитика: учеб. пособие / Устинова Н. В.; М-во образования и науки Росс. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 90 с.

6. Кудрявцева Л.В., Ставило С.П. Здоровье человека, населения - как приоритетные объекты уголовно-правовой охраны. В сборнике: Здоровье населения - основа процветания России. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Филиал РГСУ в г. Анапе. 2015. С. 146-148.

7. Карасева Л.В. Значение норм международного частного права в регулировании трудовых отношений мигрантов из стран СНГ в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Российский государственный социальный институт, Москва, 2007. С. 5.

References (transliterated):

1. Bezuglov S.V., Buturlina E.S. Osobennosti federal'nyh konstitucionnyh zakonov kak istochnikov prava // Vlast' Zakona. 2017. № 4 (32). S. 53-65.

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii. M.: YUrist, 2021.

3. Ivanov I. S. Rossijskaya vneshnyaya politika na poroge 2020 goda // Rossijskaya gazeta. 2019. № 266(8024). S. 6.

4. Ezhegodnyj prognoz / ruk. proekta: Dynkin A. A., Baranovskij V. G.; otv. red.: Machavariani G. I., Kobrinskaya I. YA. M.: IMEMO RAN, 2019. - 172 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ustinova N. V. Geopolitika: ucheb. posobie / Ustinova N. V.; M-vo obrazovaniya i nauki Ross. Federacii, Ural. feder. un-t. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. unta, 2017. 90 s.

6. Kudryavceva L.V., Stavilo S.P. Zdorov'e cheloveka, naseleniya - kak prioritetnye ob"ekty ugolovno-pravovoj ohrany. V sbornike: Zdorov'e naseleniya -osnova procvetaniya Rossii. Materialy IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Filial RgSu v g. Anape. 2015. S. 146-148.

7. Karaseva L.V. Znachenie norm mezhdunarodnogo chastnogo prava v regulirovanii trudovyh otnoshenij migrantov iz stran SNG v Rossijskoj Federacii: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk / Rossijskij gosudarstvennyj social'nyj institut, Moskva, 2007. S. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.