Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрявцева Лариса Владимировна, Степурина Елизавета Дмитриевна

В статье авторы, изучили международные нормативно-правовые акты, касающиеся защиты прав детей, порядок данной защиты в Европейском суде по правам человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL MECHANISM FOR THE PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS

In the article, the authors studied international normative legal acts concerning the protection of children's rights, the procedure for this protection in the European Court of Human Rights.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_104

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ INTERNATIONAL LEGAL MECHANISM FOR THE PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS

КУДРЯВЦЕВА Лариса Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». 355004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: larisa-k75@mail.ru;

СТЕПУРИНА Елизавета Дмитриевна,

студентка юридического факультета,

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина». 355004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: larisa-k75@mail.ru;

KUDRYAVTSEVA Larisa Vladimirovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of International Private and Business Law Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 355004, Russia. E-mail: larisa-k75@mail.ru;

STEPURINA Elizaveta Dmitrievna,

student of the Faculty of Law, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin. 13 Kalinina str., Krasnodar Territory, 355004, Russia. E-mail: larisa-k75@mail.ru

Краткая аннотация. В статье авторы, изучили международные нормативно-правовые акты, касающиеся защиты прав детей, порядок данной защиты в Европейском суде по правам человека.

Abstract. In the article, the authors studied international normative legal acts concerning the protection of children's rights, the procedure for this protection in the European Court of Human Rights.

Ключевые слова: защита прав ребенка, международное право, правовой механизм, Конвенция о правах ребенка, судебная практика.

Keywords: protection of the rights of the child, international law, legal mechanism, Convention on the Rights of the Child, judicial practice.

Дата направления статьи в редакцию: 01.10.2021

Дата публикации статьи: 28.02.2022

Как отмечает ряд авторов, процессы глобализации оказывают серьезное влияние на развитие международного и национального законодательства. В частности, вопрос о механизме защиты прав ребенка актуален не только на уровне национального законодательства стран (например, в Российской Федерации статья 38 Конституции Российской Федерации закрепляет положение о защите детей государством), но также и на международном уровне (статья 25 «Всеобщей декларации прав человека», которая дает материнству и младенчеству право на особую заботу и помощь). Поэтому, помимо защиты прав детей на национальном уровне, также предлагается возможность их защиты с помощью международных механизмов, поскольку Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 46) закрепляет право каждого, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты. Защита прав детей в России играет важную роль в сохранении и развитии российской государственности, общества, а также института семьи.

Помимо многоцелевых деклараций и конвенций, в которых, помимо положений о защите прав ребенка, есть нормы, регулирующие другие учреждения, существуют также специальные международно-правовые акты.

Женевскую декларацию о правах, принятую 26 сентября 1924 года, следует рассматривать как первый международный правовой акт, касающийся защиты прав и интересов детей в современном мире. [1] Однако этот документ довольно прост по содержанию, поскольку он включает только пять основополагающих принципов, которые должны лежать в основе деятельности по защите прав детей. На наш взгляд, также стоит отметить, что принципы не содержат положений о равенстве детей, независимо от того, рождены они в браке или вне брака, а также о равенстве детей и порядке предоставления помощи, независимо от пола, расы, цвета кожи и т. д.

Кроме того, была принята Всеобщая декларация прав детей 1959 года, в которой не были утверждены специальные положения о защите детей. [2] Просто материнство и детство имеют право на особую помощь и поддержку, а дети, рожденные как в браке, так и вне брака, получают одинаковую социальную защиту (п. 2 статьи 25). Содержание декларации состояло из десяти принципов, которые должны лежать в основе законодательных и иных мер, принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления для обеспечения детям счастливого детства и радости в их собственном благе. [4, с. 63] То есть в нем не было указано ни средств, ни методов защиты прав детей. Однако важность этого международно-правового акта заключается также в том, что Конвенция о правах ребенка 1989 г. была разработана на основе Декларации прав ребенка.

Далее хотелось бы обратить ваше внимание на базовый документ в области международной защиты прав детей - Конвенцию 1989 года о правах ребенка. Согласно этому международному договору, ребенок признается полноправным членом общества. [5] Долгое время счита-

лось, что ребенок принадлежит родителям или другим опекунам и что только они могут защищать его интересы. Принципиальным преимуществом рассматриваемой Конвенции, в общем-то, будет то, что она в конечном итоге изменила сложившуюся ситуацию. Мало кто знает, что он как раз содержит стандарты, защищающие малышей от пагубного влияния общества. Обратите внимание на то, что в согласовании с этими эталонами и с целью их практического внедрения, страны должны принимать, нужные национальные меры для обеспечения полной защиты малыша. В конце концов, иметь представление о реализации определенных прав малыша, о которых, в общем-то, нам необходимо огласить о их незначительно наиболее точно.

Следует отметить политические права - это право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, сюда также относятся право на свободу выражения своего мнения (ст. 13), право на свободу мысли, совести, религии (ст. 14), право на свободу ассоциаций и мирных собраний (ст. 15).

Что касается экономических прав, следует отметить, что государства как участники принимают все меры для реализации экономических, социальных и культурных прав. Статьи 32 и 36 касаются защиты прав ребенка от экономической эксплуатации.

Социальные права - это право на образование, право на охрану здоровья и социальное обеспечение. Они позволяют обеспечить сохранение и развитие общества. И, кроме того, культурные права, а именно право на отдых и досуг, право участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Характеризуя основные положения Конвенции, их можно разделить на три группы: 1) общие принципы; 2) специальные меры защиты; 3) правила об имплементации. [6, с. 33]

Одним из основных международных документов в области прав ребенка и их защиты является Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка носит универсальный характер и направлена на нужды абсолютно разных людей. Данный документ состоит из 45 статей, которые детализируют индивидуальные права каждого человеческого существа до достижения им возраста 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Таким образом, права ребенка и их обеспечение стали полноценным международно-правовым институтом, который находит свое отражение не только в деятельности международных организаций, но и во внедрении международных стандартов во внутригосударственное обеспечение личной безопасности ребенка.

Конвенция - важный правовой акт, регулирующий положение детей. Всем известно о том, что конвенция учитывает все, что связано с жизнью и положением детей в обществе, реализуя положения Декларации прав ребенка. Всем известно о том, что документ обязует страны, присоединившиеся к Конвенции, нести юридическую ответственность за свои деяния в отношении детей. Мало кто знает то, что данная конвенция о правах детей в особенности сложна, так как она как раз касается стран с различными экономическими основами, различными идеологиями и традициями.

Многочисленные акты, которые можно отнести к «мягкому праву», представляют собой отдельную категорию в классификации механизмов международной защиты прав детей, при этом права ребенка имеют большое значение для института международно-правовой защиты. Среди актов «мягкого» права - законы о правах ребенка, принятые Организацией Объединенных Наций, включая резолюции и доклады Генеральной Ассамблеи, отчеты Генерального секретаря ООН, доклады Экономического и Социального Совета, резолюции Совета Безопасности. [7, с. 215]

Наиболее известной и обсуждаемой является резолюция Генеральной Ассамблеи от 26 июня 2000 года. Она совпадает с десятой годовщиной Детского саммита и вступления в силу Конвенции о правах ребенка. Резолюция содержит тексты двух факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000 года: об участии детей в вооруженных конфликтах и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии. Эти протоколы содержат ряд положений, обеспечивающих особую защиту детей, затронутых соответствующими обстоятельствами.

Отдельного рассмотрения заслуживает прямое применение этих международных нормативно-правовых актов в сфере защиты прав детей. Рассматривая судебную защиту прав ребенка, мы считаем необходимым рассматривать ее через призму практики Европейского суда по правам человека. Россия признает компетенцию Европейского суда по толкованию и применению Европейской конвенции о правах человека и протоколов к ней как обязательную. На практике это означает, что при аналогичных обстоятельствах невозможно принять иное решение, кроме решения, уже вынесенного Европейским судом в отношении другого лица (физического или юридического лица) по тому же или аналогичному делу. Следовательно, прецедентное право Европейского Суда интегрировано в правовую систему Российской Федерации.

Основные проблемные области, в которых власти Страсбурга до сих пор защищали права ребенка, включают: а) ювенальная юстиция и арест; б) образование; в) свобода совести, право свободного выражения мнений и свобода ассоциаций; г) жестокое обращение и безнадзорность; д) дети-иммигранты и беженцы; е) ограничение свободы выражения своего мнения, получения и распространения информации в целях охраны здоровья и нравственности; ж) защита от дискриминации. [8, с. 28]

Принимая во внимание сложившуюся практику Европейского суда по вопросам защиты прав детей, следует отметить, что обычно интересы детей в Европейском суде представляют их родители. Однако несовершеннолетний имеет право обратиться за помощью к адвокату (статья 6 Европейской конвенции) или в государственный орган в соответствии с национальным законодательством, если по каким-либо причинам юридическое представительство родителей невозможно. Такой подход особенно актуален, когда интересы ребенка вступают в противоречие с интересами его родителей или опекунов.

В процессе изучения прецедентного права Европейского суда по правам человека мы столкнулись с тем, что чаще всего нарушается

статьей 8 Конвенции о правах ребенка, суть которой заключается в том, что государства-участники обязаны уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные узы, в соответствии с требованиями закона, избегая незаконного вмешательства.

Таким образом, заявительница обратилась в Европейский суд по правам человека в связи с тем, что в 2010 году она и ребенок покинули свой семейный дом в Болгарии после развода с отцом ребенка. Через некоторое время заявительнице пришлось поехать в Германию для завершения учебы в аспирантуре, поскольку она хотела забрать ребенка с собой, ей требовалось согласие ее бывшего мужа, который не позволил ей право на выезд. Она просила вынести решение суда по этому поводу, но разбирательство по ее делу, которое длилось почти два года и два месяца в судах трех инстанций, закончилось отказом Верховного кассационного суда Болгарии разрешить ребенку выезжать за пределы страны с матерью. Заявители инициировали дополнительное разбирательство в июле 2012 года, которое закончилось в декабре 2012 года решением, разрешающим ребенку путешествовать со своей матерью.

Европейский суд указал, что производство по делу на внутригосударственном уровне продолжалось более двух лет и восьми месяцев. В течение этого периода ребенок не мог приехать к своей матери. Учитывая, что дело было решающим для права обоих заявителей на семейную жизнь в соответствии со ст.8 Конвенции, и, в частности, для их возможности продолжать жить вместе и находиться вместе, дело должно было быть рассмотрено с особым тщанием. С учетом юного возраста заявителя и его тесной привязанности к заявительнице требовалась определенная оперативность при рассмотрении внутригосударственными органами просьбы о поездке.

В целом в процессе принятия решений на внутригосударственном уровне имелись недостатки, состоявшие в том, что Верховный кассационный суд отклонил просьбу о поездке на основании, которое можно признать формальными, не предприняв какого-либо реального анализа наилучших интересов ребенка, и производство по делу продолжалось слишком долго.

На основании, как заведено, перечисленного выше суд принял решение об удовлетворении жалобы заявительницы единогласно.

Большая часть интернациональных органов и процедур по мониторингу прав человека действуют в рамках Организации Объединенных Наций и ее, как многие выражаются, специализированных учреждений (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО). Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в зависимости от собственной правовой природы они разделяются на внедоговорные механизмы контроля, сделанные на базе Устава ООН, и общепринятые контрольные органы, создание которых предвидено, как все знают, международными соглашениями по правам человека.

Социально-экономический кризис 1990-х годов очень плохо отразился на демографической ситуации в стране, на социальной защите малышей и на благополучии семьи как общественного института. Не для кого не секрет то, что рост преступности среди несовершеннолетних, отклонения в развитии малышей, высочайшая младенческая смертность, так либо по-другому, являются показателями не очень сильного внимания страны к нуждам и дилеммам малышей. Само-собой разумеется, но на данный момент ситуация наконец-то стабилизируется и правительство активно также работает над устранением пробелов в данной области.

В длительном плане вопросы защиты малышей и семьи влияют на, как мы с вами постоянно говорим, социальную ситуацию и равновесие в обществе. Очень хочется подчеркнуть внимание на то, что нужно сосредоточить усилия страны на безотлагательном решении вопросов малышей и семьи, преодолении домашнего кризиса и улучшении положения всех категорий малышей, в особенности малышей с психофизическими нарушениями и детей, оставшихся без попечения родителей. Надо сказать, что на международном уровне существует множество процедур и устройств, которые прямо либо косвенно соединены с защитой прав малыша. Невзирая на относительно огромное количество этих органов, конкретно их многочисленность, наконец, делает определенные трудности для действенной защиты прав детей. Необходимо подчеркнуть, что для этих органов нередко типично дублирование по одним вопросам и отсутствие координации по иным. Очень хочется подчеркнуть, что чтобы этого избежать, нужно на международном уровне законодательно, мягко говоря, закрепить механизм распределения ответственности между органами и организациями, занимающимися защитой прав малышей.

В стране необходимо создать современную разветвленную и многоуровневую систему социальной защиты детей. Чтобы кардинально изменить ситуацию к лучшему, необходимо выявить наиболее уязвимые стороны жизни детей: провести исследования, собрать факты, характеризующие отношение к детям и условиям их существования. Важным вопросом остается организация и осуществление общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних граждан в России. Необходимо создавать больше социально-образовательных центров, чтобы в государстве сформировался механизм мощного социального обслуживания. Необходимо разработать социально-правовой механизм, гарантирующий право ребенка на полноценную жизнь и развитие. Существуют определенные трудности, связанные с отсутствием стабильных отношений с городскими организациями, дороговизной времени на разработку и реализацию программ по защите прав детей, недостатком финансирования и т. д. Однако необходимы новые шаги для объединения усилий на решение действительно жизненно важных проблемы защиты прав детей.

В современном обществе несовершеннолетние так сказать нуждаются в личном подходе, особенной защите, которая быть может достигнута лишь объединением усилий всех стран. Таким образом, дабы обеспечить личную безопасность несовершеннолетних, международно-правовой механизм включает широкий список органов и учреждений, которые осуществляют контрольные и правозащитные функции в отношении стран-участниц в согласовании международными правилами и эталонами. И действительно, так как предстоящее развитие цивилизации зависит от благополучия и здоровья ее юного поколения, нужно создать как национальные, так и международные законы в области прав малышей. [3] И даже не надо и говорить о том, что, можно, наконец, создать законы в области защиты прав несовершеннолетних, создав подходящие условия для воспитания малышей, общенациональные программы и задания. А можно разработать законы в области защиты прав несовершеннолетних, создав благоприятные условия для воспитания детей, общенациональные программы и задания. Нужно разрабатывать новые положе-

ния и концепции, которые укрепят институт семьи. Сделать так, чтобы люди не просто рожали детей, а наоборот с целью любви, защиты и обере-гания своего ребенка. Поэтому нужно ввести эффективные меры, которые должны защитить ребёнка, вплоть нужно ввести более суровые наказания и ответственность за преступления против своих детей, дабы вразумить и предупредить родителей.

Интернациональная защита прав несовершеннолетних, в конце концов, осуществляется международными органами, которые несут ответственность за решение вопросов и жалоб, связанных с защитой прав и свобод детей.

Из законодательства Российской Федерации следует, что обращение в международные правозащитные органы возможно в двух случаях, если: международный договор, подписанный между РФ и международным органом, регламентирующий возможность обращения в компетентный орган; обращение будет возможно в том случае, если будут исчерпаны все внутригосударственные средства защиты. Между Российской Федерацией и компетентными международными органами подписан и ратифицирован ряд международных соглашений в области обеспечения личной и материальной безопасности детей. [9, с. 38]

Обобщая вышесказанное, отметим, что механизм международной защиты прав детей представляет собой совокупность международно-правовых принципов и стандартов, закрепляющих права и свободы ребенка, а также обязательства государств по обеспечению и реализации этих прав и свобод, а также в качестве международных систем контроля за соблюдением этих обязательств. Также важно отметить, что решения Европейского суда оказывают существенное влияние на законодательное регулирование и судебную практику защиты прав детей в России. В целом, на наш взгляд, защита прав ребенка как на международном, так и на национальном уровне является приоритетной задачей, и поэтому можно говорить о повышении эффективности и качества этой защиты.

Библиогра фия:

1. Женевская декларация прав человека [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // dic.academic.ru (дата обращения: 01.09.2021).

2. Декларация прав ребенка, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 г. // Справочная система «Гарант» (дата обращения: 01.09.2021).

3. Савченко М.С., Куемжиева С.А., Гончаров В.В. Проблемы и перспективы закрепления и реализации форм прямой демократии в российском законодательстве // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 2. С. 51 -55.

4. Алиева М.Н., Ибрагимов А.М. К проблеме специальной защиты детей по международному праву: история, современность и перспективы решения // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 1. С. 62-65.

5. Конвенция о правах ребенка (принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45. Ст.

955.

6. Алексеева О.Н. Конвенция ООН о правах ребенка, как основной Международный стандарт международно-правовой защиты прав детей // Colloquium-journal. 2020. №4 (56). С. 30-33.

7. Юнусова О. Международные акты как правовой механизм регулирования и реализации защиты прав детей // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2012. №2 (30). С. 211-217.

8. Бурдо Е.П., Гаранина И. Г. Защита прав детей в практике Европейского суда по правам человека // Марийский юридический вестник. 2013. №10. С.20-34.

9. Kudryavtseva L., Kolessnikova V., Miroshnichenko O. Alimony obligations of parents and children in international private law // Актуальные проблемы современности. 2017. № 4. С. 38-43.

References (transliterated):

1. ZHenevskaya deklaraciya prav cheloveka [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http: // dic.academic.ru (data obrashcheniya: 01.09.2021).

2. Deklaraciya prav rebenka, provozglashennaya rezolyuciej General'noj Assamblei OON 1386 (XIV) ot 20 noyabrya 1959 g. // Spravochnaya sistema «Garant» (data obrashcheniya: 01.09.2021).

3. Savchenko M.S., Kuemzhieva S.A., Goncharov V.V. Problemy i perspektivy zakrepleniya i realizacii form pryamoj demokratii v rossijskom zakonodatel'stve // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2020. № 2. S. 51-55.

4. Alieva M.N., Ibragimov A.M. K probleme special'noj zashchity detej po mezhdunarodnomu pravu: istoriya, sovremennost' i perspektivy resheniya // YUri-dicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 1. S. 62-65.

5. Konvenciya o pravah rebenka (prinyata 20.11.1989 Rezolyuciej 44/25 General'noj Assambleej OON) // Vedomosti SND SSSR i VS SSSR. 1990. № 45. St. 955.

6. Alekseeva O.N. Konvenciya OON o pravah rebenka, kak osnovnoj Mezhdunarodnyj standart mezhdunarodno-pravovoj zashchity prav detej // Colloquium-journal. 2020. №4 (56). S. 30-33.

7. YUnusova O. Mezhdunarodnye akty kak pravovoj mekhanizm regulirovaniya i realizacii zashchity prav detej // Uchenye zapiski Hudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarnye nauki. 2012. №2 (30). S. 211-217.

8. Burdo E.P., Garanina I.G. Zashchita prav detej v praktike Evropejskogo suda po pravam cheloveka // Marijskij yuridicheskij vestnik. 2013. №10. S.20-34.

9. Kudryavtseva L., Kolessnikova V., Miroshnichenko O. Alimony obligations of parents and children in international private law // Aktual'nye problemy sovremennosti. 2017. № 4. S. 38-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.