Научная статья на тему 'Международное образовательное сотрудничество факультета международного бизнеса Омского государственного университета'

Международное образовательное сотрудничество факультета международного бизнеса Омского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДВОЙНОЙ ДИПЛОМ / EDUCATION / INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS / DUAL DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дусь Ю. П.

Представлен опыт международного образовательного сотрудничества факультета бизнеса российского регионального вуза, позволяющий готовить специалистов общемирового уровня в условиях превращения образования в отрасль экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Educational Cooperation of the School of International Business of the Omsk State University

The article is devoted to the experience of international educational cooperation of the School of International Business at a Russian regional university which trains specialists of the global level in the context of the transformation of education into sector of economy.

Текст научной работы на тему «Международное образовательное сотрудничество факультета международного бизнеса Омского государственного университета»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 249-254. УДК 378.014.24

DOI 10.25513/2312-1300.2019.2.249-254

Ю. П. Дусь

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Представлен опыт международного образовательного сотрудничества факультета бизнеса российского регионального вуза, позволяющий готовить специалистов общемирового уровня в условиях превращения образования в отрасль экономики.

Ключевые слова: образование; международные образовательные программы; двойной диплом.

Yu. P. Dus

INTERNATIONAL EDUCATIONAL COOPERATION OF THE SCHOOL OF INTERNATIONAL BUSINESS OF THE OMSK STATE UNIVERSITY

The article is devoted to the experience of international educational cooperation of the School of International Business at a Russian regional university which trains specialists of the global level in the context of the transformation of education into sector of economy.

Keywords: education; international educational programs; dual degree.

Уже более 20 лет от момента создания факультета международного бизнеса (ФМБ) в 1998 г. международная составляющая является исключительно важной в деятельности первой «постсоветской» образовательной структуры Омского госуниверситета. Система международных отношений в образовании могла начать работать только при условии принципиальной нацеленности коллектива факультета на интернациональное взаимодействие. Кроме того, активность международного сотрудничества предопределялась данным факультету на Учёном совете университета названием. Именно «социальный заказ» от ОмГУ на международный характер подготовки специалистов по бизнесу сделал

© Дусь Ю. П., 2019

миссией молодого подразделения «соединение достижений западных бизнес-школ и традиций отечественного университетского образования». Поэтапно формировавшийся перечень специальностей - «Мировая экономика», «Маркетинг», «Реклама» - также делал неизбежным международное взаимодействие при подготовке специалистов для бизнеса.

Самые ранние и наиболее значительные результаты достигнуты факультетом по линии взаимодействия с вузами североамериканского и европейского континентов. Российско-американским отделением (РАО) ФМБ, открытым по приказу ректора в октябре 1998 г., была проведена пионерная работа

в области международного сотрудничества: подписаны договоры с Брум Коммьюнити Колледжем (BCC) Университета штата Нью-Йорк (State University of New York), с Эм-пайр Стейт Колледжем (ESC) того же университета, с Университетом Нью-Йорка в Праге (UNYP) по развитию совместной Российско-американской образовательной программы двойного диплома. Суть проекта, реализуемого с 2003 г., заключается в возможности предоставления студентам в параллельном режиме российского диплома специалиста/бакалавра и американских дипломов ассоциата и/или бакалавра в бизнес-администрировании, менеджменте, маркетинге. С 2004 г. студенты и выпускники ФМБ, других экономических факультетов города практически ежегодно включаются в программу, выезжают для обучения в Прагу, получают дипломы SUNY.

Значительным результатом явилось подписание в 2007 г. договора с Университетом Хаддерсфильда (Великобритания) о подготовке к реализации подобной программы двойного диплома в рамках Российско-британского института (РБИ). С 2011 г. студенты ФМБ приступили к двухгодичной программе обучения в параллельном режиме, результатом чего стало получение студентами и выпускниками ФМБ британского диплома бакалавра глобального маркетинга.

В 2008 г. после визита декана факультета и менеджера сформированного тогда же Российско-германского отделения (РГО) в Университет г. Фехта (Германия) был подписан договор о сотрудничестве и начата реализация программы двойного диплома (российского и немецкого) для группы студентов ФМБ. Такой же договор был подписан с немецким Университетом Вюрцбурга.

В 2012 г. на основе накопленного опыта реализации программ двойного диплома была предпринята оказавшаяся неудачной попытка разработки и реализации международной образовательной программы с Международной академией бизнеса (г. Алматы, Казахстан), которая предусматривала обучение студентов в ОмГУ по совмещённому с казахстанским учебному плану, что могло позволить студентам ФМБ (обучающимся на бакалаврской программе «Экономика») без дополнительных временных затрат получать

два диплома - российский и казахстанский. Был предусмотрен выезд в Казахстан для защиты дипломной работы на Государственной комиссии РК. Отсутствие спроса русскоговорящих студентов, прибывающих в ОмГУ из Казахстана, привело к «заморозке» данного проекта.

За 2004-2018 гг. 94 студента и выпускника ФМБ (и несколько активных представителей других экономических факультетов вузов Омска) получили дипломы State University of New York (69 - бакалавров, 24 -ассоциата, 1 - МВА). Всего по Российско-американской программе в отдельные периоды обучалось до 70 человек. По Российско-британской программе с Хаддерсфильдом проходили обучение 25 человек. По Российско-германской - около 20. Всего на факультете в международных образовательных программах участвовало в отдельные годы более 110 человек. Во многом благодаря развитию названных уникальных образовательных программ факультет по интегральному показателю деятельности в 2008, в 2009 и 2010 гг. занимал первое место среди факультетов ОмГУ.

Структура выстроенных факультетом международных образовательных контактов может быть сведена к следующим основным элементам:

1) краткосрочные визиты и отдельные лекции или циклы занятий зарубежных учёных, дипломатов, бизнесменов и общественных деятелей;

2) постоянная работа иностранных специалистов на факультете в сроки от года и более;

3) комбинированные международные образовательные программы без длительных выездов студентов факультета за рубеж;

4) международные программы, предусматривающие длительное пребывание (семестр, учебный год) студентов факультета в иностранных учебных заведениях.

Говоря о первом элементе, не следует преуменьшать его значение, поскольку регулярные визиты и выступления зарубежных гостей дают информацию из первых рук, раскрывают особенности иностранного опыта, способствуют налаживанию и дальнейшему развитию образовательных контактов в различных сферах и направлениях. Среди

гостей факультета, читавших лекции студентам, были учёные, политики, дипломаты, бизнесмены из десятков стран мира. Некоторые встречи становились регулярными, например, пять лет подряд, в 1997-2001 гг. на факультет ежегодно приезжала команда молодых канадских преподавателей в количестве 4-6 человек из лучшей в Канаде бизнес-школы Ричарда Айви (Университет Западного Онтарио). Каждую весну в течение месяца магистры в области бизнеса успешно передавали свой опыт нашим студентам.

Вторым важным элементом системы международных связей факультета было привлечение к преподаванию на постоянной основе (не менее учебного года) зарубежных профессоров и преподавателей. Так, в 1998/99 уч. г. годовой курс «Финансовый анализ» на факультете прочитал выпускник Уортонской школы бизнеса Университета Пенсильвании М. Йохец; в 1999/2000 г. годовой курс «Международное коммерческое право» провела выпускница Стэнфорда Э. Эберли, а курс «Международные отношения» - профессор Нью-Йоркского университета М. Дивер; в 2000/01 г. курс «Экономическое развитие» читала доктор Э. Свит из университета Чикаго. В 2001/02 г. цикл из четырёх дисциплин, посвящённый вопросам политико-экономического развития Америки, Европы, Азии и глобальным проблемам, прочёл профессор В. Риш, а с 2002 по 2010 г. эти же вопросы освещал американский специалист Брендт Уэстберг, к которому с 2006 г. присоединились Ноэль Локли (Великобритания) и Энн Мари Энтони (США). В 2011 г. членом коллектива факультета стал британский преподаватель Эндрю Чарльз Шоу. Таким образом, постоянными сотрудниками ФМБ на отдельных этапах являлись 3-4 иностранных специалиста, что нечасто встречается на неязыковых факультетах. Постоянное пребывание зарубежных коллег в штате преподавателей, их участие в кафедральной работе, методы преподавания и стиль общения - всё это позволяло перенимать опыт, совершенствовать подходы к решению учебно-методических задач, приносило неоценимый выигрыш в продвижении международных программ факультета. Как ни парадоксально, но именно международные экономические отношения привели к постепенному исчезновению ино-

странцев, работающих в штате ФМБ на постоянной основе: валютный курс, сделал в течение 2010-х гг. заработную плату в рублях малопривлекательной для зарубежных специалистов.

Третий важнейший элемент факультетской системы международного сотрудничества потребовал формирования совместных учебных подразделений с зарубежными вузами, поскольку создание комбинированных образовательных проектов предполагает высокую степень интеграции университетов-партнёров, включая согласование учебных программ и планов, решение сложных организационных и финансовых вопросов. Первым подразделением такого рода стало Российско-американское отделение, созданное в 1998 г. совместно с Empire State College (ESC), входящим в систему State University of New York (SUNY). Основная цель проекта - существенное сближение уровня мировых стандартов в подготовке специалистов в области международного бизнеса, в том числе обеспечение признания уровня квалификации выпускников за счёт выдачи документов о высшем образовании от лица аккредитованных вузов США.

Содержание проекта заключается в осуществлении силами учебных подразделений двух университетов совместной образовательной программы, ведущей к получению российскими студентами высшего экономического образования в State University of New York (по программам подготовки бакалавров в области бизнес-администрирования). При этом стандартные образовательные программы американского вуза реализуются совместными усилиями как российских (и до недавних пор - американских) преподавателей в Омске, так и американских преподавателей в Нью-Йорке и в Праге.

В российскую часть совместной программы входят учебные дисциплины, читаемые студентам факультета международного бизнеса ОмГУ по стандартной российской образовательной программе «Мировая экономика». Таким образом, эти учебные дисциплины засчитываются в состав как российской программы (для получения российского диплома в ОмГУ), так и в состав американской программы (для получения диплома в SUNY).

Содержание учебных дисциплин, читаемых российскими преподавателями, согласовано с американской стороной. Американские партнёры были согласны с тем, что данные дисциплины разрабатываются и читаются в ОмГУ на русском языке и с учётом специфики российской экономики. К числу таких дисциплин отнесены базовые экономические курсы, гуманитарные дисциплины и некоторые специальные дисциплины.

В состав американской части совместной учебной программы включены курсы, преподавание которых целесообразно проводить силами американских специалистов. Это западные методы бухгалтерского учёта, особенности американского права и его применение в бизнесе, международные финансы, международный менеджмент, международное право и его применение, международный бизнес, проект в области международного маркетинга, корпоративные финансы и другие.

Преподавание американских курсов осуществляется в течение учебного года по системе дистанционного образования и в ходе визитов зарубежных лекторов. Общая структура совместной образовательной программы удовлетворяет стандартным требованиям Empire State College для американских и иностранных студентов. Данная программа существенным образом опирается на кадровый и технологический потенциал российского вуза, имеет международное признание через систему аккредитации американского вуза и не связана с чрезмерными финансовыми затратами для студентов.

Не менее важным для унификации структуры и содержания образовательных программ факультета с программами зарубежных партнёров является четвёртый элемент международного сотрудничества ФМБ. Как отмечалось, данный элемент предусматривает длительные (на семестр и более) выезды студентов факультета для очного обучения в вузах - партнёрах ФМБ. По американскому направлению с 2003 г. дистанционное обучение в Университете штата Нью-Йорка может быть совмещено с годом обучения в University of New York in Prague (UNYP). UNYP -это относительно молодое учебное заведение, созданное при кооперации сразу нескольких американских университетов и европейских школ бизнеса для подготовки будущей дело-

вой элиты в странах Восточной Европы. Обучение в нём ведётся на английском языке по программам Университета Нью-Йорка.

Основной вариант совместной программы с американским вузом и его чешским ответвлением выглядит следующим образом: студенты факультета после трёх (или более) лет обучения в Омском госуниверситете (при усиленном внимании к английскому языку, результат теста TOEFL должен быть не ниже 530 баллов) проходят курс дополнительной подготовки по предметам, включённым в американский образовательный стандарт (Middle States Association of Colleges and Schools): American History, Western Civilization, English College Composition, Business Ethics, Business Law и др. Благодаря накопленному опыту и имевшимся в штате американским и британским преподавателям, названные курсы читались на факультете с соблюдением требований SUNY на английском языке.

После изучения «российской» части программы заинтересованные студенты (оформив академический отпуск) отправлялись на годичное обучение в Прагу, где в рамках UNYP должны быть изучены оставшиеся (как разница между уже полученными курсами и учебным планом State University of New York) 8-12 дисциплин и выдержавшим выдаётся диплом Государственного университета Нью-Йорка о высшем образовании (Bachelor of Business Administration). Затем студенты возвращались на факультет для завершения обучения и получения российского диплома по специальности / профилю «Мировая экономика».

С мая 2005 г., после подписания договора с Broom Community College, также входящим в систему State University of New York, факультет предложил своим студентам новую интернациональную образовательную программу, по которой три четверти дисциплин для получения американского диплома студенты проходят в своём родном вузе, 5 курсов - дистанционно из Нью-Йорка, в результате приобретая степень ассоциата (Associate Degree).

Значительные достоинства российского высшего образования - фундаментальность, классическая широта подходов, непревзойдённый средний уровень естественнонаучной

подготовки - в сочетании с широким спектром международных образовательных программ позволили коллективу ФМБ существенно повысить качество подготовки на факультете. Это, среди прочего, подтверждается уникальными результатами в области студенческих научных исследований. Среди множества выделю победу студента пятого курса Максима Пяткова в I Национальном конкурсе научных работ по теоретической и прикладной экономике для молодых учёных в 2011 г. В финал конкурса вышли доктора и кандидаты наук из МГУ, МГИМО, ВШЭ, учёные из региональных отделений РАН, однако решением двух независимых экспертных комиссий академии и Центробанка РФ победа и премия в 500 тыс. руб. были присуждены студенту ФМБ. В 2012 г. тот же М. Пятков на Второй Всемирной нобелевской олимпиаде по экономике занял второе место.

В 2013, 2016, 2017 и 2018 гг. Президиум РАН присуждал медали Академии наук выпускникам факультета за дипломные работы, а Молодёжный союз экономистов и финансистов России по итогам 2017 г. назвал победителями различных международных и всероссийских конкурсов более 30 студентов ФМБ (не меньше, чем в предыдущие годы).

На счету студентов (и их руководителей) в 2017/18 г. десятки побед в престижных конкурсах и олимпиадах: Международный конкурс концептуальных и инновационных идей и проектов; Международный конкурс программ и проектов «Будущее Планеты Земля»; Международный конкурс молодых аналитиков; Международная олимпиада по экономическим, финансовым дисциплинам и вопросам управления; Международный конкурс выпускных квалификационных работ Шегс1оуег; Всероссийский конкурс развития научно-инновационной и инженерно-технической системы России; Всероссийская олимпиада развития нефтегазового и нефтехимического комплекса России; Всероссийский конкурс молодых аналитиков; Всероссийская олимпиада научных и прикладных работ по национальной безопасности и геополитике России; Всероссийский конкурс деловых, инновационно-технических идей

и проектов «Сотворение и созидание Будущей России!»; Всероссийская олимпиада развития Народного хозяйства России и др. Практически каждый год студенты и выпускники становятся стипендиатами Президента России; Фонда Е. Гайдара; Фонда экономических исследований академика Н. П. Федорен-ко; Благотворительного фонда В. Потанина; победителями конкурсов Минобрнауки; Вольного экономического общества РФ.

Благодаря накопленному опыту и уровню достигнутых показателей, факультет существенно поднимает конкурентоспособность выпускников на рынке труда и в подавляющем большинстве даёт им возможность, использовать свои дополнительные преимущества в народном хозяйстве РФ и за рубежом. География мест трудоустройства практически ничем не ограничена - от глобальных мировых структур (к примеру, Международного валютного фонда в Вашингтоне или ведущих консалтинговых компаний) до собственного бизнеса и благотворительных организаций.

ФМБ ОмГУ много лет является одним из ведущих центров развития международного сотрудничества для программ бизнес-подготовки в Западной Сибири и на Урале. К нам обращались за советами, методической поддержкой, приезжали на стажировки и курсы повышения квалификации сотрудники Новосибирского государственного университета экономики и управления, Алтайского, Тюменского, Пермского государственных университетов, Уральского государственного технического университета (ныне УрФУ), наших коллег приглашали для обмена опытом в Томский государственный университет и Академию народного хозяйства (ныне РАНХиГС).

Таким образом, опыт ФМБ однозначно свидетельствует, что использование возможностей международных отношений в сфере образования через создание на факультете регионального вуза развёрнутой системы образовательных программ с зарубежными партнёрами, способно обеспечить выход на общемировой уровень обучения, достижение высоких результатов в подготовке современных кадров для экономики и бизнеса.

Информация о статье

Дата поступления 15 марта 2018 г.

Дата принятия в печать 28 мая 2019 г.

Сведения об авторе

Дусь Юрий Петрович - д-р экон. наук, доцент, декан факультета международного бизнеса, заведующий кафедрой международных экономических отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, ул. Нефтезаводская, 11, каб. 307

E-mail: [email protected] Для цитирования

Дусь Ю. П. Международное образовательное сотрудничество факультета международного бизнеса Омского государственного университета // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 249254. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.2.249-254.

Article info

Received March 15, 2018

Accepted May 28, 2019

About the author

Yury P. Dus - Doctor of Economics, Associate Professor, Dean of the International Business School, Head of the Department of International Economic Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: off. 307, 11, Neftezavodskaya ul., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected] For citations

Dus Yu.P. International Educational Cooperation of the School of International Business of the Omsk State University. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 2 (22), pp. 249-254. DOI: 10.25513/23121300.2019.2.249-254 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.