«ЭКО» уже публиковал анализ опыта реализации инновационных проектов международного образования - создания факультета международного бизнеса в Омском государственном университете1 и российско-австралийского центра в Сиднее2. В данной статье представлены результаты работы над международным проектом модернизации экономического образования в вузах Сибири в 2005-2008 гг.
Как подготовить специалиста мирового класса?
В. Д. ЧУХЛОМИН,
кандидат экономических наук,
координатор учебных программ в сфере бизнеса, менеджмента и экономики,
Государственный университет Нью-Йорка (Би№),
Саратога-Спрингс
Е-таИ^а1еп.СНикН1от1п@е$с.ейи
О проекте
Как подготовить специалиста мирового класса в российском университете? В 2004 г. автором был предложен подход к модернизации экономического образования на основе программы «двойного диплома»3.
Высшее экономическое образование в вузах Сибири, как и России в целом, нуждается в модернизации. Одно из наиболее перспективных направлений с позиции «качество -цена - время» - создание программ «двойного диплома» с ведущими зарубежными вузами. По аналогии с модернизацией промышленности можно предположить, что при наличии в конкретном вузе необходимых условий за счет импорта передовых образовательных технологий и организации внешнего контроля качества можно в относительно
1 ЭКО. 2007. №4. С. 103-113.
2 ЭКО. 2006. № 4. С. 89-97.
3 Там же.
© ЭКО 2009 г. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Ь* ЕЬ
короткие сроки обеспечить новый качественный уровень обучения. Подготовленные таким образом специалисты смогут продолжить обучение по магистерским и докторским программам за рубежом и впоследствии вернуться в российскую систему образования для ее дальнейшего развития.
Исключительно интересен и показателен опыт Китая, Южной Кореи, Сингапура и Гонконга по созданию совместных образовательных программ. Отдельные примеры успешных программ «двойного диплома» в Российской Федерации свидетельствуют о том, что этот опыт вполне применим и в отечественных условиях.
Автором была поставлена задача разработки «типовой» модели программы «двойного диплома», пригодной для тиражирования и использования практически в любом крупном государственном университете РФ. Для осуществления проекта удалось заручиться поддержкой Государственного университета Нью-Йорка (SUNY) - одного из ведущих общественных (public) университетов США. Пилотный проект, поддержанный администрацией Омской области, был осуществлен в 1998-2004 гг. в Омском госуниверситете. Результатом стала работающая модель, а также технология создания программы «двойного диплома».
Были найдены единомышленники в других городах России -в Барнауле, Екатеринбурге, Иркутске, Кемерово, Москве, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Тюмени и Томске. Для продолжения работы над проектом на базе Центра дистанционного образования SUNY в г. Саратога-Спрингс (штат Нью-Йорк) в 2006 г. была создана научно-методическая лаборатория, в 2007-2008 гг. наладившая активное сотрудничество с сибирскими вузами - победителями конкурса инновационных проектов Минобразования России.
Точки роста
Цель создания программы «двойного диплома» - переход в сжатые сроки к подготовке специалистов мирового класса за счет использования образовательных технологий, материалов, преподавателей и системы контроля качества ведущего зарубежного вуза. Как и при создании совместного предприятия
в промышленности, для успешной программы «двойного диплома» в отдельно взятом российском вузе необходимо наличие благоприятных условий, а именно: обеспеченность «факторами производства», платежеспособный спрос, поддержка заинтересованного зарубежного партнера, а также инициатива руководителей вуза.
«Факторы производства». Российская система образования, представленная ведущими вузами, обладает многими необходимыми «факторами производства» - квалифицированные кадры, информационные ресурсы и технологии, новые стандарты образования, растущие объемы учебной литературы и т. п. Однако высококлассных преподавателей мало, особенно по наиболее актуальным направлениям, внедрение информационных технологий в учебный процесс недостаточно, учебные стандарты недоработаны и зачастую плохо «стыкуются» с международными требованиями. Кроме того, наблюдается значительное отставание в области научных исследований, в особенности в методологии, отсутствует или серьезно ограничен доступ к электронным базам данных, прежде всего, к современной научной периодике на английском языке, используются устаревшие методы коммуникаций и организации научной и учебной работы, значительно ослаблен контроль качества знаний и умений выпускников.
Перечисленные недостатки в той или иной степени характерны практически для любого российского вуза, осуществляющего подготовку по экономическим направлениям. Представляется, что решение этих проблем займет продолжительное время. Между тем создание «точек роста» в виде программ «двойного диплома» может сыграть роль катализатора процесса модернизации. Главная задача здесь - с помощью зарубежных вузов-партнеров создать в российских вузах реально действующие внутривузовские подразделения (факультеты, институты, отделения), в которых будут преодолены указанные недостатки.
Какие конкретные задачи могут быть поставлены руководством вуза при создании «точки роста»? Во-первых, в рамках программы «двойного диплома» студенты вуза (аспиранты, докторанты) смогут изучить профильные дисциплины на
английском языке с профессорами ведущего зарубежного вуза, научатся пользоваться современными средствами телекоммуникаций для учебного и научного обмена, получат доступ к информационным ресурсам зарубежного партнера.
Во-вторых, находясь в учебных группах с иностранными студентами, российские студенты будут развивать навыки межкультурных коммуникаций, работы в командах и подготовки совместных проектов.
В-третьих, сотрудники вузов-партнеров будут контактировать между собой, что создаст постоянно действующий обмен идеями и технологиями обучения и будет содействовать научным контактам и публикациям, заявкам на гранты, совершенствованию учебного процесса.
В-четвертых, будет дан импульс развитию магистратуры, аспирантуры, докторантуры и системе повышения квалификации преподавателей.
Наконец, внешний контроль качества будет способствовать повышению уровня подготовки, репутации и привлекательности вуза.
Конкретизация направлений работы и задач помогает определить перечень дополнительных условий: 1) наличие в вузе хорошо развитой системы подготовки по английскому языку, в том числе преподавание профильных дисциплин на английском языке; 2) развитая компьютеризация и широкополосный выход в Интернет; 3) участие преподавателей в международных научных и образовательных проектах и обменах. Эти дополнительные условия в том или ином виде уже есть во многих вузах, что делает задачу создания «точки роста» вполне выполнимой.
Платежеспособный спрос. Спрос на качественное образование в России устойчиво высок, однако для программы «двойного диплома» не менее важно, чтобы стоимость обучения не оказалась чрезмерной. При разработке данного проекта автор исходил из предельной величины дополнительных затрат, связанных с получением «двойного диплома», в 9-10тыс. дол. Разумеется, это - значительная сумма, однако дешевым качественное образование с престижным западным дипломом сделать не удастся. К примеру, четырех-
летнее бакалаврское образование с дипломом SUNY обходится американскому студенту в сумму около 50 тыс. дол.!
Заинтересованный партнер. В настоящем проекте таким партнером выступает Государственный университет Нью-Йорка (SUNY).
Инициатива руководства. Последнее в списке, но, быть может, первое по значимости условие - инициатива и энергия, с которыми руководство вуза поддерживает идею совместного предприятия с американским вузом.
Первая «точка роста» была создана в Омском госуниверситете в 1998 г. в виде Российско-Американского отделения (РАО) факультета международного бизнеса (ФМБ)4. В 2005 г. в Новосибирском госуниверситете экономики и управления (НГУЭиУ) при активной поддержке ректора Ю. В. Гусева была открыта международная школа бизнеса, которая в основных чертах опирается на опыт РАО. В настоящее время завершается подготовка к открытию отделений программы в Томском госуниверситете радиоэлектроники и систем управления и в Тюменском государственном университете.
Создание новых «точек роста» происходит эволюционным путем, по мере «вызревания» и готовности соответствующих учебных заведений. Разумеется, необходимы средства для ускорения этого процесса. Конкурс инновационных проектов российских вузов дал существенный импульс развитию проекта. Кроме того, нужны средства для поддержки координационных мероприятий - ежегодных встреч деканов, конференций преподавателей и студентов, проведения летних и зимних школ. Наконец, на определенном этапе стало очевидным, что со стороны американского партнера требуется гораздо большее внимание к проекту.
Лаборатория культурного шока
Проект программы «двойного диплома» с предполагаемым участием SUNY появился на свет в 1996 г., но только в следующем году автору удалось заручиться согласием одного из подразделений SUNY - Empire State College - принять
4 См.: ЭКО. 2004. № 4; 2007. № 4.
участие в проекте. В первой версии программы был согласован перечень дисциплин, который российские студенты должны были пройти в этом колледже дистанционно. Программа проработала в данном формате пять лет (1998-2003 гг.), в течение которых были выявлены следующие проблемы. Во-первых, существовавшие в конце 1990-х годов дистанционные технологии не создавали достаточной интерактивности и, как следствие, не вызывали большого энтузиазма у студентов. Во-вторых, готовность студентов к освоению профильных дисциплин на английском языке с американскими преподавателями была недостаточной. В-третьих, информационные ресурсы российского вуза были крайне ограничены.
Поэтому в 2004 г. были внесены существенные изменения в программу: 1) заключено соглашение еще с одним подразделением SUNY - Broome Community College - о проведении дополнительной программы подготовки в смешанной форме обучения, включающей ежегодный приезд группы американских преподавателей в Омск; 2) предусмотрен обязательный выезд студентов в подразделение SUNY Empire State College в Праге для завершения обучения по программе. Указанные новшества стабилизировали работу программы в Омске, и в этом виде она работает до настоящего времени. По аналогичной схеме создана и Международная школа бизнеса в НГУЭиУ в Новосибирске.
Данная версия модели программы «двойного диплома» имеет определенные недостатки. Во-первых, возможность ее реализации связана с необходимостью постоянно обеспечивать какой-то минимум студентов. Во-вторых, проведение части учебного процесса в Праге не способствует передаче технологии и повышению качества образования в самом российском вузе. В-третьих, без выезда в Прагу российские студенты не могут получить диплом SUNY о высшем образовании.
Поэтому принципиально важным шагом стало бы создание новой версии программы, удовлетворяющей следующим условиям: 1) индивидуализация обучения каждого студента; 2) возможность осуществления всей программы без выезда за рубеж с получением двойного диплома бакалавра или магистра наук. Технологически такая версия программы могла быть
создана только в виде обучения в онлайновой среде. Новые технологии дистанционного образования, использующие продвинутые системы управления учебными курсами, электронные базы данных и системы синхронных коммуникаций создали необходимые условия для новой версии программы «двойного диплома».
Для работы над улучшенной версией модели по инициативе автора была создана специальная лаборатория в SUNY при активной поддержке декана Центра дистанционного образования Empire State College проф. М. Бенке. Данный Центр - один из ведущих в США5. Проблематика лаборатории была определена следующим образом: выработка принципов организации работы с зарубежными вузами и отдельными студентами; разработка методов межкультурных коммуникаций в системе дистанционного (онлайн) обучения; оптимизация соотношения синхронных и асинхронных коммуникаций; создание инфраструктуры международного дистанционного обучения. Научное и методическое руководство работой лаборатории осуществляется автором статьи. По понятным причинам российское направление является одним из приоритетных в ее работе.
К числу вопросов, над решением которых работает лаборатория, относятся следующие. Почему иностранные студенты стремятся получить американское бизнес-образование? Что такое «глобальные компетенции» и каковы способы их обретения? Какое значение в подготовке современного специалиста имеют информационные технологии и каковы возможности и границы онлайн-обучения? Какова специфика онлайн-коммуникаций с иностранными, в том числе российскими студентами? Какова специфика культурологических проблем и как их нужно решать для успеха международных дистанционных программ? Каковы барьеры для успешного онлайн-обучения в зарубежном вузе для отдельного студента?
Для решения вопросов привлекаются специалисты из разных областей, в том числе информационных технологий, бизнес-образования, социальной антропологии, психологии, педагогики. Лабораторией получены интересные результаты, которые заслуживают освещения в отдельной статье.
5 См.: ЭКО. 2007. № 10.
Из любопытных направлений работы - моделирование сравнительных характеристик иностранных студентов и культурного шока как способа адаптации к международной онлайновой среде. Полученные результаты используются для уточнения модели специалиста и улучшения технологии работы Центра с иностранными студентами. В частности, для российских студентов были сформулированы следующие возможные цели онлайн-обучения в американском колледже:
• улучшение академического английского языка;
• освоение методов профессиональных коммуникаций, включая знание и умение использовать принятые форматы, стили, технические средства;
• освоение эффективных методов самостоятельной работы;
• обучение методам работы в команде и выполнения проектов;
• изучение профильных дисциплин в интерактивном режиме с высококвалифицированными преподавателями;
• доступ к электронным базам данных, освоение методов работы с ними;
• изучение современной методологии проведения исследований и представления результатов в области экономики и управления;
• подготовка к обучению на уровне магистра, МВА или в аспирантуре.
Приобщению иностранных студентов к международному онлайн-обучению в значительной степени препятствуют культурологические факторы (инерция, роль авторитета), недостаточно развитая информационная культура иностранных студентов, а также существенная неготовность американских колледжей к работе с иностранными студентами на расстоянии. В частности, информационные материалы, подготовленные SUNY для иностранных студентов, ориентируются на культурологические нормы не просто США, а конкретного штата Нью-Йорк. На основании полученных выводов нами сформулированы и в настоящее время внедряются следующие рекомендации:
• введены «пробные» курсы, не требующие официального зачисления, заполнения сложных форм и сдачи теста TOEFL;
• для студентов, изучивших курс Academic Writing, сдача теста TOEFL отменена;
• в учебном процессе используются электронные копии учебной литературы, что позволяет сэкономить время и средства на пересылку и уплату таможенных сборов;
• для преподавателей колледжа разработано руководство по работе с иностранными студентами в режиме онлайн;
• с зарубежными вузами-партнерами колледжа заключаются соглашения о признании и перезачете учебных курсов;
• для консультирования студентов, обучающихся в индивидуальном режиме, определены опытные преподаватели;
• для зарубежных вузов - потенциальных партнеров - разработаны предложения по совместной реализации наиболее актуальных образовательных программ: инновационный менеджмент, международное бизнес-право, менеджмент в сфере здравоохранения, маркетинговые исследования.
Работа в рамках лаборатории в значительной мере подготовила SUNY к проведению программ «двойного диплома» с российскими вузами. Естественным этапом в работе стали новые экспериментальные программы с российскими вузами.
Томский эксперимент и развитие проекта
Руководство Томского университета радиоэлектроники и систем управления (ТУСУР) заинтересовалось возможностью с помощью программы «двойного диплома» улучшить качество подготовки специалистов по новой программе «Бакалавр инноватики». Как и в Омском госуниверситете, работа по согласованию совместной образовательной программы привела к необходимости существенных изменений в учебных планах вуза, в том числе создания системы подготовки по английскому языку и организации преподавания на нем профильных и общеэкономических дисциплин. В течение 2006-2008 гг. студенты ТУСУР изучили несколько дисциплин в Центре дистанционного образования SUNY, в том числе International Business, Marketing Management, Organizational Behavior, Internet Marketing, Accounting for Decisión Making, Entrepreneurship and Small Business Management. Среди намеченных экспериментов - введение экстерната и индивидуального консультирования студентов американскими преподавателями. Предполагается, что в 2009 г. первый студент ТУСУР получит бакалаврский диплом SUNY по специальности Innovation Management.
Проведение экспериментальных учебных курсов в дистанционном режиме, когда учебные группы состояли напополам из американских и российских студентов, выявили необходимость разработки специального адаптационного курса, подготавливающего российских студентов к использованию академических и технологических ресурсов онлайн-обучения. Такой курс - International eLearning Skills for Russian Students, включающий объясняющие модули на русском языке, был разработан и опробован в 2008 г. В ходе данного курса с помощью web-камер неоднократно проводились телеконференции, на которых преподаватель и студенты могли видеть на экранах своих компьютеров изображение с монитора преподавателя (или кого-то из студентов) и обсуждать учебные вопросы в реальном режиме. При этом преподаватель находился в США, а студенты - в Томске, Барнауле и Омске. С марта 2009 г. данный учебный курс будет доступен любому российскому студенту.
На момент написания статьи томский эксперимент продолжается. Однако уже сейчас можно сделать вывод, что с его помощью проект получил серьезный импульс. Во-первых, в SUNY проведена значительная работа по созданию инфраструктуры для организации сотрудничества с российскими вузами и отдельными студентами. Во-вторых, заинтересованному в создании программы «двойного диплома» российскому вузу уже может быть предложено готовое решение «под ключ». В-третьих, разработан алгоритм действий для отдельного российского студента, которому для получения «двойного диплома» уже не требуется в обязательном порядке поступать на какой-то специальный факультет отдельно взятого вуза. Достаточно учиться в любом аккредитованном вузе, выучить английский язык и иметь широкополосный доступ в Интернет.
Последующая работа над проектом связана с расширением его географии, созданием новых «точек роста» и привлечением индивидуальных студентов, созданием магистерской, аспирантской программ и МВА. В перспективе возможно создание российского факультета в американском вузе - если автору удастся найти заинтересованных корпоративных спонсоров!