Научная статья на тему 'В контексте интернационализации образования'

В контексте интернационализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONALIZATION / INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобров Леонид Куприянович

В статье дается краткая характеристика тенденций в области интернационализации образования и описываются международные образовательные программы, реализуемые НГУЭУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the context of internationalization of education

The article gives a brief review of the trends in internationalization of education and describes the NSUEMs international educational programs.

Текст научной работы на тему «В контексте интернационализации образования»

Л.К. БОБРОВ, профессор, первый проректор

В контексте

интернационализации

образования

В статье дается краткая характеристика тенденций в области интернационализации образования и описываются международные образовательные программы, реализуемые НГ УЭ У.

Ключевые слова: высшее образование, интернационализация, международные образовательные программы.

Образовательные услуги в условиях глобализации экономики приобретают все более интернациональный характер. Активно развивается единый мировой образовательный рынок, в рамках которого множество высших учебных заведений всех континентов готовы обучать студентов независимо от их гражданской принадлежности, национальности и даже степени владения языком, на котором будет вестись преподавание, - если это необходимо, студент проходит предварительную подготовку на языковых курсах. Такая позиция вузов, поддерживаемая на государственном уровне, имеет ярко выраженную экономическую подоплеку. Образование на Западе все в большей мере развивается как экспортная отрасль. Например, в США оказание образовательных услуг иностранцам является пятой по значимости (размерам вклада в национальную экономику) статьей экспорта.

Эксперты ЮНЕСКО полагают, что обучение иностранных граждан может стать одним из самых прибыльных видов экспорта в XXI в. Так, по некоторым данным, на обучение граждан КНР за границей тратится миллиарддолларов в год [1].

Суммарно иностранные граждане ежегодно платят за свое обучение и проживание в различных странах мира десятки миллиардов долларов. Например, в 2005 г. иностранные студенты принесли США 14 млрд. долл. в виде платы за обучение, проживание и др. [2]. Средняя цена годичного обучения иностранного студента оценивается в 10тыс. долл., однако в зависимости от страны и учеб-

ного заведения она может существенно различаться: программа MBA (Master of Business Administration) в университетах Нью-Йорка, Чикаго, Пенсильвании, Филадельфии стоит 30-35 тыс. долл. в год, а в Университете Стрэтклайд (Глазго, Великобритания) - 15,6 тыс. фунтов стерлингов, что составляет порядка 22 тыс. долл. [1]. Стоимость обучения языку (один или два семестра) в частной языковой школе в Англии составляет до 300 долл. в неделю [1]. Двухгодичное обучение в аспирантуре, по окончании которого соискателю присваивается степень доктора философии - PhD, стоит от 64 до 100 тыс. долл. без учета расходов на проживание, питание и т.д.

В последние годы общее количество студентов, ежегодно уезжающих на учебу за границу, составляет около 2 млн. чело-

век, из них большую часть поставляют Китай, Индия и Республика Корея (Южная Корея) [3].

Уровень международной мобильности студентов, согласно данным ЮНЕСКО, увеличился за последние 25 лет на 300%, и число студентов, обучающихся за рубежом, к 2025 г. составит 4,9 млн. человек. При этом, по состоянию на 2004 г., Россия по числу иностранных студентов занимала 8-е место в мире, уступая лидерам - США и Великобритании - примерно в 7,5 и 4 раза соответственно (США - 572,5 тыс. чел., Великобритания - 300,1 тыс. чел., Россия - 75,8 тыс. чел.) [4].

Помимо получения экономических выгод, интернационализация образования направлена на расширение спектра образовательных услуг, совершенствование учебных планов, повышение качества образования и научных исследований вузов, достижение конвертируемости дипломов о высшем образовании, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, обеспечение большей мобильности студентов и преподавателей и др.

В то же время в вузовской среде наблюдается отчетливая тенденция сделать результаты интернационализации доступными для большинства студентов. Это подтверждает наличие в составе Европейской ассоциации международного образования (EAIE) специальной группы, называемой «Интернационализация дома» (Internationalization at Home - IAH). Решение этой задачи требует глубокого взаимодействия между учебными заведениями на основе двусторонних и многосторонних межвузовских соглашений. К их числу относятся:

• договоры франчайзинга, согласно которым зарубежный вуз выдает разрешение местному учебному заведению использовать свои образовательные программы и выдавать свои дипломы на взаимно согласованных условиях;

• договоры о реализации совместных образовательных программ, предусматривающие, что в обоих вузах-партнерах сту-

денты проходят одни и те же курсы, занимаются по одинаковым учебникам и сдают одинаковые экзамены, при этом преподают им обычно местные педагоги;

• договоры о взаимном признании программ, когда студенты зачисляются на программы вуза другой страны, и все получаемые ими оценки признаются действительными в их родном учебном заведении (иногда студенты могут обучаться несколько семестров в своем вузе, а оставшиеся семестры - в зарубежном вузе-партнере).

В последнем случае может быть реализована так называемая «система двойного диплома». Обычно в этом случае вузы-партнеры после согласования учебныхпрограмм договариваются о выдаче своего диплома тем студентам, которые проучились у них не менее одного года. Эта система основана на двусторонних договорах, однако наличие у вуза некоего множества договоров фактически означает создание сети вузов-партнеров, и студент может выбирать, диплом какого вуза он получит в качестве второго диплома о высшем образовании.

Международные образовательные программы, предлагаемые Новосибирским государственным университетом экономики и управления, строились с учетом следующих факторов:

• географическая удаленность Новосибирска от Европы;

• многолетнее партнерство НГУЭУ с Технопарком «Новосибирск» в части создания новых образовательных программ, востребованных в практике производства наукоемкой продукции;

• сравнительно невысокий уровень региональных рыночных цен на образовательные услуги;

• стремление предоставить всем заинтересованным студентам возможность получить международное образование по ценам, близким к российским.

В настоящее время НГУЭУ реализует следующие международные образовательные программы по подготовке магистров и бакалавров.

Программа Master of Business Administration. Реализуется в партнерстве с колледжем MANCOSA (Южно-Африканская Республика); на начальных этапах работ в проекте участвовала Международная академия менеджмента (Лондон). Колледж MANCOSA аккредитован Советом по высшему образованию ЮАР, прошел реаккре-дитацию в мае 2007 г., программа МВА MANCOSA регулярно входит в рейтинговые списки (см., напр.^йр:// www.findmba.com).

В качестве корпоративных клиентов, сотрудники которых обучаются или уже завершили обучение по программе MBA, выступают министерство экономики Омской области, ОАО «Аэропорт Толмачево», ОАО «Военно-страховая компания», Выставочное общество «Сибирская ярмарка», ОАО «БанкВТБ»,ООО «Джонсон и Джонсон», ЗАО «ЗапСиб ЖАСО»,ОАО КБ «Акцепт», ЗАО «Компания Витамакс», Компания ЗАО «Кузбасстранс», ЗАО «Мобиком Новосибирск», ООО «Мобильный мир РТ», Компания «Нестле Россия», ООО «Сибирский берег НПП», ОАО «НЭТА», ЗАО «Престиж-Интернет», ООО «Юргинский машзавод», ОАО «Чановский Маслодельный комбинат» и другие уважаемые организации.

Структуру программы иллюстрирует рис. 1.

Общая продолжительность обучения по программе MBA составляет два года. Студенты первого года обучения изучают следующие обязательные дисциплины:

• экономика;

• маркетинг, менеджмент;

• количественные методы;

• управление человеческими ресурсами;

• операционный менеджмент;

• управление информационными системами.

Студенты второго года обучения изучают, помимо дисциплин по выбору, следующие обязательные дисциплины:

• корпоративная стратегия;

• финансовый менеджмент;

• управленческий учет;

• международный бизнес;

• управление стратегическими изменениями.

Второй год обучения завершается защитой магистерской диссертации. Студенты, успешно защитившие диссертацию, получают диплом о профессиональной переподготовке и диплом МВА МАЖС^А.

К числу положительных особенностей программы МВА следует отнести использование учебных материалов английского стандарта МВА, адаптированных к российским условиям, участие в учебном процессе как российских, так и зарубежных преподавателей, а также относительно невысокую стоимость обучения.

Причина, по которой топ-менеджеры компаний отдают предпочтение именно нашей программе, заключается в ее практической ориентированности и, как следствие, в формировании профессиональных компетенций, необходимых для принятия эффективных управленческих решений. По результатам общероссийского исследования журнала «Финанс», проведенного в

1 год обучения 2 год обучения

I семестр II семестр I семестр II семестр

Обязательные дисциплины Обязательные дисциплины + Дисциплины по выбору

Диссертация MBA

Свидетельство о повышении квалификации НГУЭУ Диплом о профессиональной переподготовке НГУЭУ

Диплом MBA MANCOSA

Рис. 1. Структура программы MBA

2009 г., программа МВА в НГУЭУ вошла в пятерку лидеров, заняв четвертое рейтинговое место в категории «Лидеры по привлечению бизнес-практиков в образовательный процесс» [5].

Российско-американская образовательная программа «Нью-йоркский институт бизнеса в России». Данная программа предполагает обучение по программе двойных дипломов с присвоением степени ассо-циата и бакалавра наук в области экономики и управления бизнесом Государственного университета штата Нью-Йорк (State University of New York).

Занятия ведутся на английском языке по зарубежным пособиям под руководством российских и американских преподавателей. Слушатели программы изучают реальную практику ведения бизнеса зарубежными компаниями на примере кейсов, совершенствуют навыки ведения деловых переговоров и делового общения на английском языке, выполняют групповые проекты. На занятиях применяются англоязычные видео- и Интернет-ресурсы для обсуждения деловых ситуаций в мини-группах.

Структуру программы иллюстрирует рис. 2. В рамках программы обучения студенты могут выбрать одну из следующих специализаций:

• управление компанией;

• международный бизнес;

• международные экономические отношения;

• финансы.

Обучение производится без отрыва от места основной учебы или работы. По согласованию с SUNY Международная бизнес-школа НГУЭУ производит перезачет общеобразовательных дисциплин, изученных в российском вузе (на основе зачетной книжки или приложения к диплому).

Ступенчатое обучение позволяет получить сначала степень Associate of Applied Sciences (A.A.S.) в Новосибирске, а затем степень бакалавра (Bachelor's degree) в

Новосибирске или за рубежом - в Нью-Йорке, Праге или Афинах.

Американская модель профессионального образования, ориентированная прежде всего на соответствие содержания обучения потребностям рынка труда и личным и профессиональным интересам обучающихся, позволяет слушателю самому определять перечень изучаемых им дисциплин в рамках программы индивидуального обучения (Individual Studies).

В основу программы положен принцип «Вы платите только за то, что изучаете!». Для каждого слушателя выстраивается индивидуальная программа обучения с учетом ранее изученных им гуманитарных и экономических дисциплин и его профессиональных интересов. Он самостоятельно (после консультаций с координатором программы) определяет длительность и стоимость своего обучения, которая складывается из суммы стоимостей всех курсов. Поэтому общая длительность обучения составляет 2,5-4 года в зависимости от желания и возможностей слушателя программы. После присвоения степени A.A.S. в случае необходимости можно сделать перерыв и получить степень бакалавра позднее.

Удобное сочетание очной и дистанционной форм обучения в рамках программы позволяет слушателям устанавливать личные контакты и выполнять учебные задания совместно со студентами из других стран мира, общаясь через Интернет на английском языке. Партнеры НГУЭУ предоставляют слушателям программы гранто-вую поддержку для очного обучения в течение одного семестра в американском колледже (гранты выделяются на конкурсной основе).

Программы Международного образовательного центр АРТЕСН. Международный образовательный центр (МОЦ) АРТЕСН НГУЭУ - это один из авторизованных центров корпорации АРТЕСН WORLDWIDE, являющейся лидером в области компьютерного образования и име-

I. Российская часть программы Философия

Макроэкономика

Подготовка к сдаче экзамена TOEFLE, Социология

изучение/перезачет русскоязычных курсов Микроэкономика

(Transfer courses) Информатика

Статистика

Естествознание

Менеджмент

Высшая математика

Маркетинг

II. Российская часть программы Western Civilization

International Business

Курсы по выбору на английском языке Principles of Management

Cross-Cultural Management

Business Communication

Time Management Skills

Leadership Skills

III. Американская часть программы College Writing I

College Writing II

5-6 предметов (дистанционное обучение в BSS Financial Accounting

SUNY на английском языке) Managerial Accounting

Business Law I

Business Law II

Или 5 курсов по выбору (для Individual Studies)

Степень

Associate of Applied Science (AAS.) In Business Administration /Management/Individual Studies

IV. Американская часть программы 8-10 дисциплин по специальности

Accounting

(обучение по выбору в одном из городов: Finance

Новосибирск, Прага, Афины, Нью-Йорк) Business Administration

Information Systems

International Business

Economics

Marketing

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень

Bachelor of Science in Business Administration/ International Economic European Studies/ International Business/Management/ Marketing/Finance и др.

Рис. 2. Структура российско-американской программы

ющей обширную сеть из 3240 центров в 54 странах мира.

Новосибирский государственный университет экономики и управления в партнерстве с международной корпорацией

АРТЕСН предлагают обучение по двум международным программам:

■ Arena Multimedia - программа подготовки специалистов в области компьютерной графики и мультимедиа-технологий;

■ АССР (Aptech Certified Computer Professional) - программа подготовки профессиональных программистов - специалистов по управлению информационными системами и проектами.

Эти инновационные образовательные программы доступны каждому - от старшеклассника и студента до специалиста, желающего повысить квалификацию или изменить профессию на более перспективную.

Занятия ведутся в вечернее или дневное время сертифицированными преподавателями по авторским курсам APTECH, которые разработаны в соответствии с международными стандартами.

Наряду с полными 4-5-семестровыми программами обучения МОЦ АРТЕСН НГУЭУ предлагает ряд краткосрочных программ по отдельным направлениям, позволяющих получать международные сертификаты профессиональных пользователей ПК, специалистов в области полиграфического дизайна, специалистов по управлению информационными системами, специалистов в области мультимедиа и т.д.

Учебный курс программы Arena Multimedia рассчитан на то, чтобы научить слушателей работать с двумерной и трехмерной графикой, веб-дизайном и ßD-анима-цией, он включает в себя компоненты для подготовки печатных изданий и создания спецэффектов, цифрового видео, для обработки звука и т.д. Навыки, полученные в процессе обучения, незаменимы в таких высоковостребован-ных и динамичных областях, как реклама, компьютерная графика, 2D- и 3D-анимация, производство фильмов, создание и развитие web-ресурсов, разработка компьютерных игр. Arena подходит

как любителям, так и профессионалам. Эта программа аккредитована университетами по всему миру и соответствует международным стандартам ISO 9001.

Обучение построено на модели CILM (Customer Integrated Learning Model), сочетающей различные стили обучения и образовательные стратегии, а также выполнение реальных практических заказов, благодаря чему выпускники программы являются признанными профессионалами в области компьютерной графики, анимации, рекламного бизнеса.

Программа Arena Multimedia международного образовательного центра APTECH НГУЭУ стала обладателем таких почетных наград, как большая золотая медаль международного образовательного форума «УЧСИБ» в номинации «Международное партнерство в образовании », а также лауреатом конкурса «Новосибирская марка» в номинации «За развитие новых образовательных технологий ».

Программа ACCP (Aptech Certified Computer Professional) готовит профессионалов в сфере информационных технологий и отвечает широкому спектру требований работодателей. Она реализуется по технологии модульного обучения, что обеспечивает слушателю выбор желаемой образовательной траектории и приобретение необходи-

мых IT-компетен-ций. Программа включает изучение современных технологий и сред программирования, баз данных, средств разработки Интернет-приложений и мобильных систем, а дисциплины специализации позволяют стать специалистом по платформам .NET. Преподавание ведется на русском языке, экзамены принимаются российскими преподавателями, имеющими сертификаты АРТЕСН.

По завершении каждого учебного семестра выдается международный сертификат о получении соответствующей квалификации. По окончании обучения выдается международный диплом, который признается в 54 странах мира, и диплом государственного образца о дополнительном образовании. Слушатели программы также имеют возможность обучаться последние два семестра в зарубежных университетах - партнерах АРТЕСН и получить диплом бакалавра соответствующего вуза.

В 2008 г. программа АССР, реализуемая нашим международным образовательным центром, стала лауреатом конкурса «Новосибирская марка» в номинации «За развитие новых образовательных технологий ».

Помимо описанных выше международных образовательных программ в настоящее время в НГУЭУ реализуются следующие:

• программы подготовительного отделения для иностранных граждан и программы повышения квалификации иностранных специалистов (в т.ч. с участием иностранных партнеров, в качестве которых выступают вузы Китая, Южной Кореи и Монголии);

• Президентская (имени Президента РФ Б.Н. Ельцина) программа подготовки рос-

сийских топ-менеджеров, предусматривающая прохождение слушателями практики в ев-ропейскихфирмах (сроком до трех месяцев);

• программа переподготовки школьных учителей экономики, осуществляемая в партнерстве с немецкими коллегами из Карл-фон-Оссецки университета г. Ольден-бурга (учеба проводится без отрыва учителей от работы, предусматривает дистанционную и очную формы обучения с участием специально подготовленных тьюторов);

• программа тренинг-курсов ЮНЕСКО «Интернет в образовании», ориентированная на профессорско-преподавательский состав вузов, предусматривающая очное и дистанционное обучение по авторизованным курсам ЮНЕСКО и выдачу слушателям международных сертификатов.

Дальнейшее развитие совместных работ НГУЭУ с иностранными коллегами, технопарком «Новосибирск» и другими организациями предполагает расширение спектра международных образовательных программ, ориентированных на реальные потребности фирм и организаций региона.

Литература

1. Шереги Ф. Э. Россия на мировом рынке образовательных услуг. URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/2003/097/ analit03.php

2. Арефьев А. Международный рынок обра-

зовательных услуг и российские вузы (статья первая) // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 144-157.

3. Обзор мировых лидеров по обучению инос-

транных студентов. URL: http://emigration. russie.ru/ news/6/7241_1.html

4. Арефьев А. Международный рынок обра-

зовательных услуг и российские вузы (статья вторая) // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 124-136.

5. Юкиш Т. Кризис и MBA. URL: http:// www.finansmag.ru/94814/

BOBROVL. IN THE CONTEXT OF INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION The article gives a brief review of the trends in internationalization of education and describes the NSUEM's international educational programs.

Keywords: higher education, internationalization, international educational programs.

ОА. ДОНСКИХ, профессор Новосибирский государственный университет экономики и управления ГА. АНТИПОВ, профессор Сибирская академия государственной службы

О формировании

гражданского

сознания

ной программе. Если же рассматривать проблему гуманитарной составляющей образования в целом, то вопрос о курсе школьного обществознания перерастает в вопрос о формировании гражданского сознания в

Пользуясь материалами и результатами ЕГЭ по обществознанию, авторы пытаются показать, что его школьный курс должен быть переориентирован на формирование гражданского сознания и в таком же ключе дополнен и продолжен в вузе.

Ключевые слова: обществознание, гражданское сознание, Единый государственный экзамен.

На протяжении последних лет авторы принимают участие в проведении так называемого Единого государственного экзамена по обществознанию. И этот опыт, наряду с практикой преподавания в государственных вузах Новосибирска, привел к ряду выводов и соображений, которые легли в основу данной статьи.

Главную мысль можно выразить весьма просто: курс обществознания не выполняет той задачи, которая на него возложена. То вполне механическое соединение шести дисциплин (философии, экономики, социальной психологии, социологии, политологии и правоведения), которое представляет собой данный школьный курс, изучаемый на протяжении четырех лет, не дает учащимся представления о современной социально-политической реальности. А затем эта лакуна никак не заполняется в вузе.

Соответственно, возникает вопрос о целесообразности изучения данного курса в том виде, в каком он представлен в школь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.