Научная статья на тему 'О новых образовательных стандартах и международных сопоставлениях'

О новых образовательных стандартах и международных сопоставлениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / "ДВОЙНЫЕ ДИПЛОМЫ" / SUNY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухломин Валерий Дмитриевич

Новый образовательный стандарт ФГОС ВПО «третьего поколения» рассматривается в контексте мирового опыта бизнес-образования и сравнивается с образовательными стандартами и требованиями к программам подготовки бакалавров бизнес-администрирования в Университете штата Нью-Йорк (SUNY). Показана принципиальная сопоставимость российского и американского подходов, приводится разработанный автором статьи типовой план «двойного диплома», высказаны предложения о возможных направлениях совершенствования ФГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О новых образовательных стандартах и международных сопоставлениях»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В. Д. Чухломин

О НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СОПОСТАВЛЕНИЯХ

Новый образовательный стандарт ФГОС ВПО «третьего поколения» рассматривается в контексте мирового опыта бизнес-образования и сравнивается с образовательными стандартами и требованиями к программам подготовки бакалавров бизнес-администрирования в Университете штата Нью-Йорк (SUNY). Показана принципиальная сопоставимость российского и американского подходов, приводится разработанный автором статьи типовой план «двойного диплома», высказаны предложения о возможных направлениях совершенствования ФГОС ВПО.

Ключевые слова: образовательные стандарты, международное сотрудничество, «двойные дипломы», SUNY.

Появление новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования ФГОС ВПО (иногда именуемых стандартами «третьего поколения») является важнейшим шагом на пути интеграции российского высшего образования в мировую образовательную систему [Государственные образовательные стандарты...]. Переход к системе «бакалавр — магистр», введение современного перечня учебных дисциплин, измерение трудоемкости учебного процесса в зачетных единицах — все эти новшества способствуют модернизации содержания образования и в значительной степени облегчают задачу международной мобильности студентов и специалистов [Баранов, 2010]. Введение требований к обеспеченности учебного процесса современной литературой, обязательность доступа студентов к международным базам данных, возможность преподавания на английском языке, упор на компетенции (а не на дидактические единицы), а также многие другие инновации направлены на то, чтобы значительно повысить международную конкурентоспособность российского экономического и бизнес-образования и сделать его полностью сопоставимым с

© В. Д. Чухломин, 2011

бизнес-образованием, существующим в развитых странах. Однако все ли сделано в новых стандартах для обеспечения международной сопоставимости российского образования?

В настоящей статье новые образовательные стандарты РФ сравниваются с образовательными стандартами, принятыми в США, на примере Университета штата Нью-Йорк (State University of New York — SUNY). Автор статьи, являющийся штатным сотрудником SUNY, в 1990-е гг. работал заведующим кафедрой, деканом и проректором Омского государственного университета и хорошо знаком с содержанием и практикой применения государственных образовательных стандартов РФ первого и второго поколения. С 2006 г. автор участвует в работе исследовательской группы международного образования в одном из колледжей системы SUNY. Среди задач данной группы — проведение международных сопоставлений и разработка рекомендаций для программ «двойного диплома» с зарубежными, в том числе российскими, вузами. Кроме того, группа анализирует индивидуальные учебные планы студентов SUNY, которые окончили или обучались в российских (и иных зарубежных) вузах, на предмет сопоставимости уровня и качества подготовки [Чухломин, 2009]. Представляется, что наблюдения и выводы автора, сделанные им в отношении международной сопоставимости российского экономического и бизнес-образования, могут быть интересны и полезны как для разработчиков государственных образовательных стандартов РФ, так и для руководителей образовательных программ в вузах, реализующих новые стандарты.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ SUNY

SUNY — это объединение 64 высших учебных заведений, финансируемых из бюджета штата Нью-Йорк, в состав которого входят 4 больших университета (Олбани, Стони Брук, Бингемптон и Буффало), 14 университетских колледжей, более 30 двухлетних колледжей, а также несколько исследовательских организаций. Всего в SUNY обучаются свыше 400 тыс. студентов по программам ассоциата1, бакалавра, магистра и доктора наук. Несмотря на то что каждое учебное заведение в составе SUNY является юридическим лицом и отдельно проходит аккредитацию, все основные образовательно-профессиональные программы утверждаются централизованно и регулируются образовательным стандартом SUNY в части блока естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин (SUNY General

1 Ассоциат (Associate Degree) — популярная в США двухлетняя образовательно-профессиональная программа высшего (неполного) образования, вбирающая в себя дисциплины социально-гуманитарного цикла (Liberal Arts and Sciences), а также профессиональные дисциплины начального (lower) уровня.

Education Requirement) [SUNY General Education Requirement, 2010]. Данные требования разрабатываются и утверждаются Советом Попечителей (SUNY Board of Trustees). Предыдущая версия SUNY General Education Requirement была введена в 1998 г., новая версия — в 2010 г. Описание последней версии приведено в Приложении 1.

В кратком изложении SUNY General Education Requirement — это перечень направлений естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин, которые в обязательном порядке должны преподаваться во всех учебных заведениях системы SUNY, а также критически важных компетенций, которыми должны овладеть студенты за период обучения. Всего в его рамках установлено десять направлений — математика и статистика, естественные науки, общественные науки, американская история, западная цивилизация, другие мировые цивилизации, гуманитарные науки, искусство, иностранный язык, английский язык. Критически важные компетенции — это владение информационными технологиями и «логическое мышление» (CTitical thinking and reasoning). Выпускники программ ассоциата и бакалавриата, в том числе в области экономического и бизнес-образования, должны иметь в своих индивидуальных учебных планах не менее семи дисциплин по различным направлениям естественно-научного и социально-гуманитарного цикла, включая в обязательном порядке дисциплины по высшей математике и английскому языку. В академических справках (транскриптах) учреждения системы SUNY всегда отдельно перечисляют прослушанные студентом дисциплины, относящиеся к данному стандарту. Периодически (примерно один раз в пять лет) каждое учреждение системы SUNY проводит самоаттестацию состояния учебного процесса, а также знаний и навыков студентов в сфере изучения дисциплин естественно-научного и социально-гуманитарного цикла.

Представляется, что включение ряда естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин в государственные образовательные стандарты РФ в области экономического и бизнес-образования вполне соответствует подходу, принятому в SUNY. С точки зрения международной сопоставимости образовательных стандартов и программ представляет интерес практика перезачета американскими университетами учебных дисциплин, прослушанных студентами в российских вузах. Основываясь на опыте работы автора в SUNY Empire State College, при перезачете дисциплин, прослушанных в российских вузах, «естественным образом» перезачитываются следующие дисциплины: математика и статистика (первое направление SUNY General Education); физика, химия, биология (второе направление); социология, психология, политология (третье направление); история США (четвертое направление); история стран Западной Европы (пятое направление); история России, Индии, Китая, Латинской Америки (шестое направление);

философия (седьмое направление); искусствоведение (восьмое направление); русский язык (девятое направление).2 Такие дисциплины, как информатика и логика, используются для подтверждения выполнения студентами требований в области критически важных компетенций.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Единого документа, регламентирующего требования к перечню и содержанию дисциплин высшего профессионального образования и непосредственно сопоставимого с ФГОС ВПО, в США не существует. Требования к организации высшего образования в вузах США регулируются шестью национальными комиссиями по аккредитации, созданными по территориальному принципу. В частности, все учебные заведения системы SUNY аккредитуются Комиссией по аккредитации учреждений высшего образования центральной и северо-восточной части США (Middle States Commission of Colleges and Schools)3. Профессиональные объединения, такие как Международная ассоциация по развитию университетских школ бизнеса (Association to Advance Collegiate Schools of Business — AACSB International), проводят дополнительную (добровольную) профессиональную аккредитацию факультетов и бизнес-школ [Association to Advance Collegiate Schools..., 2006]. Системы «стандартов», разработанных AACSB, достаточно детально описывают требования к организации образовательного процесса и значительно превосходят требования национальных территориальных комиссий4. При этом разработка содержания учебных программ является прерогативой самих вузов, ориентирующихся на запросы работодателей, мнение профессиональных сообществ и профессорско-преподавательского состава данно-

2 Как правило, английский язык (десятое направление) перезачитывается только в том случае, если обучение в зарубежном вузе производится на английском языке.

3 В 2008-2009 гг. автор статьи являлся сопредседателем комиссии по самоаттестации в одном из университетских колледжей системы SUNY и на собственном опыте убедился, что в процессе аккредитации представителей комиссии по аккредитации интересовали вопросы не содержания обучения, а главным образом организации учебного процесса и его результатов: например, действительно ли вуз выполняет свои обязательства перед студентами, эффективно обучая их тому, чему было обещано научить? Созданы ли в вузе необходимые условия для этого? Причем понятие «стандарты образования» (standards) используется аккредитационными комиссиями для обозначения требований к организации учебного процесса. Подробнее о стандартах можно прочитать на веб-сайте комиссии: http://www.msche.org

4 Подробнее о стандартах AACSB можно прочитать на веб-сайте: http://www. aacsb.edu/accreditation/standards.asp. Интересный обзор и критика содержатся в работе [Kilpatrick, Lund Dean, Kilpatrick, 2008].

го вуза. В случае территориального объединения вузов, финансируемого из бюджета штата (например, SUNY), все вновь вводимые профессионально-образовательные программы вузов подлежат утверждению в Департаменте образования штата Нью-Йорк, а в некоторых случаях должны быть одобрены еще и профессиональными сообществами (например, Ассоциация профессиональных бухгалтеров (Certified Public Accountants — CPA)).5

Профессиональные сообщества и объединения, определяющие требования к уровню и содержанию подготовки своих членов, играют важнейшую роль в определении необходимых требований (перечней дисциплин) и направлений профессионального образования. Предполагается, что профессиональные организации исходят из потребностей практики, «ближе к жизни», лучше знакомы с требованиями рынка труда. В частности, вышеупомянутая Ассоциация профессиональных бухгалтеров (CPA) в штате Нью-Йорк требует, чтобы кандидаты на присвоение квалификации профессионального бухгалтера получили не менее 150 кредитов в вузе, а также определяет примерные перечни учебных дисциплин6. Аналогичный, хотя и менее детализированный, подход применяют профессиональные организации маркетологов, специалистов по управлению проектами, международному бизнесу и т. д. Задача интеграции рекомендаций профессиональных сообществ возлагается на профессорско-преподавательский состав конкретных вузов.7

Рассмотрим далее требования к программам подготовки бакалавров бизнес-администрирования в американском вузе на примере SUNY. Обычно дисциплины общеобразовательного цикла занимают от 30 до 50% учебного плана, а дисциплинам профессионального цикла отводится соответственно от 50 до 70%8. Таким образом, если учебный план бакалавра бизнес-ад-

5 Утверждая программы вузов, Департамент образования штата действует в интересах налогоплательщиков и в основном интересуется вопросами соответствия новых образовательных программ задачам обеспечения занятости, переподготовки кадров, обеспечения предприятий и организаций штата квалифицированной рабочей силой.

6 Подробнее об этом см.: http://www.op.nysed.gov/prof/cpa/cpa150hour.htm, а также [McGee, Preobragenskaya, 2009].

7 В силу того, что исходные рекомендации одинаковы для всех, самостоятельно разработанные вузами требования к подготовке бакалавров бизнес-администрирования (bachelor of business administration) не сильно различаются между собой.

8 Трудоемкость учебного процесса в США чаще всего измеряется в «кредитных часах Карнеги» (семестровых или квартальных), где 1 кредитный час (или попросту кредит) равняется 1 часу аудиторной нагрузки в неделю (при 15 недельном семестре). При этом предполагается, что на каждый час аудиторной работы студент должен потратить как минимум 1 час самостоятельной работы дома или в библиотеке. Таким образом, большинство учебных дисциплин имеют стандартную

министрирования включает в среднем 40 учебных дисциплин, то примерно 20-28 дисциплин относятся к профессиональному, а остальные — к общеобразовательному (естественно-научному и социально-гуманитарному) циклу. В свою очередь, профессиональный цикл обычно включает «соге» (ядро), т. е. 8-10 общепрофессиональных дисциплин, обязательных для всех специализаций. Как правило, в этот «джентельменский набор» входят такие предметы, как «Финансовый учет» (Financial Accounting), «Управленческий учет» (Managerial Accounting), «Коммерческое право» (Business Law), «Микроэкономика» (Microeconomics), «Макроэкономика» (Macroeconomics), «Маркетинг» (Marketing), «Менеджмент» (Management), «Бизнес-статистика» (Business Statistics), «Деловое общение» (Business Communications). Обычно они изучаются в США как в двух-, так и в четырехлетних университетских колледжах, а также могут изучаться студентами самостоятельно (в этом случае они принимаются в виде централизованного общенационального теста CLEP)9. Одним из важных элементов общенациональной стратегии стандартизации бизнес-образования является то, что данные дисциплины выступают базовыми (introductory), они изучаются, как правило, на первом или втором году oбучения. Во избежание путаницы дисциплины более высокого уровня имеют другие названия («Бухгалтерский учет» (курсы промежуточного уровня) (Intermediate Accounting), «Бухгалтерский учет» (повышенный уровень) (Advanced Accounting), «Микроэкономика» (промежуточный уровень) (Intermediate Microeconomics)).10

После изучения общепрофессиональных дисциплин студенты выбирают узкую специализацию. Большинство американских университетов, в том числе в системе SUNY, предлагает следующие специализации: «бухгалтерский учет» (accounting), «управление бизнесом» (business studies (business

трудоемкость 3 кредита, в каждом семестре студент очной формы обучения (full time) должен получить 30 кредитов, за 4 года — 120 кредитов. Если не вдаваться в тонкости, то для перехода от американской к европейской системе учета трудоемкости нужно использовать коэффициент 2.

9 Общенациональная унификация содержания общепрофессиональных дисциплин, которая сделала возможной стандартные тесты типа CLEP, является важным элементом системы качества бизнес-образования в США и в других странах, следующих англо-американской модели.

10 Вообще, в американском образовании различие учебных дисциплин по уровню сложности играет очень большую роль. Учебные дисциплины могут быть продвинутого (advanced level), или повышенного (upper level) уровня и начального уровня (lower level). Дисциплины продвинутого уровня предполагают, что студенты уже изучили необходимые дисциплины начального уровня. Они преподаются только на 3-м или 4-м курсе. По-видимому, это связано с тем, что многие студенты получают образование сначала в двухлетних колледжах (по программам ассоциата). Все дисциплины, изучаемые в двухлетних колледжах, относятся к начальному уровню.

management)), «деловое администрирование» (business administration), «финансы» (finance), «экономика» (economics), «международный бизнес» (international business), «управление информационными системами» (information systems management), «маркетинг» (marketing), «управление человеческими ресурсами» (human resource management). Реже встречаются специализированные программы, например «управление в сфере туризма и гостиничного дела» (hospitality and tourism management), «управление недвижимостью» (real estate management). Специализация обычно начинается на 3-м году обучения. Как правило, студентам предлагают 3-4 дисциплины повышенного уровня из обязательного списка («Этика бизнеса» (Business Ethics), «Организационное поведение» (Organizational Behavior), «Международный бизнес» (International Business), «Стратегический менеджмент» (Strategic Management)), 3-4 обязательные дисциплины по выбранной ими специализации (к примеру, для специализации в маркетинге это будут, скорее всего, «Поведение потребителей» (Consumer Behavior), «Маркетинговые исследования» (Marketing Research), «Маркетинговые коммуникации» «Marketing Communications), «Международный маркетинг» (International Marketing)), а также несколько элективов. Как отмечалось, стандартизацией содержания узкопрофессиональной подготовки в США занимаются в первую очередь профессиональные сообщества, например ассоциации профессиональных бухгалтеров, маркетологов и т. д. Определяемые профессиональным сообществом рекомендации учитываются при разработке и утверждении новых профессионально-образовательных программ, составлении руководств для студентов и разработке списка предлагаемых вузами (кафедрами) дисциплин. Обычно каждый вуз принимает внутренний документ, описывающий специфические требования, существующие в нем для получения квалификационной степени в области экономики и бизнеса.

В соответствии со своей миссией учебные заведения определяют также перечени компетенций, которыми должны овладеть студенты за время обучения. Как правило, это список из 8-10 ключевых навыков, таких как лидерство, кросс-культурные навыки, умение работать в команде и т. д. Смысл заключается в том, что под каждую компетенцию планируются план ее освоения и необходимые ресурсы. Например, если вуз серьезно относится к кросс-культурным навыкам, то он может заложить в программу семестр включенного обучения за рубежом. Если вуз специализируется на практических аспектах внедрения новых технологий, то в план включается практика на предприятии.

Еще один важный аспект — отсутствие отдельно планируемых курсовых работ. Обычно в каждом учебном курсе продвинутого уровня есть так называемый курсовой проект (term project), который вполне сопоставим по трудоемкости с курсовой работой в российском вузе. Наличие 4-5 кур-

совых проектов в каждом семестре создают достаточно солидную нагрузку для того, чтобы не планировать никаких дополнительных курсовых работ. Практики, когда они входят в программу подготовки, учитываются как дисциплины по выбору.

Вместо государственного экзамена и выпускной работы обычно используется так называемый интегративный курс (capstone course), завершающий обучение по выбранной специализации и закладывающий основы для последующей профессиональной деятельности. Например, в маркетинге в качестве завершающего интегративного курса может быть дисциплина «Маркетинговая стратегия» (Marketing Strategy). В том случае, если в перечень компетенций вузом включены навыки исследовательской работы, студенту необходимо прослушать специальные курсы по методам исследований (к примеру, «Методы исследований в бизнесе» (Business Research Methods), «Академическое письмо повышенного уровня» (Advanced Writing Skills)) и написать выпускную квалификационную работу (Undergraduate Research Thesis). Некоторые вузы используют также общенациональные тесты, оценивающие общий уровень профессиональной подготовки выпускников бакалавриата.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ И «ДВОЙНЫЕ ДИПЛОМЫ»

Новый государственный образовательный стандарт РФ является профессионально-ориентированным, он хорошо вписывается в логику Болон-ского процесса и создает новые возможности для международной кооперации российских вузов в рамках Европейского союза. Однако, как известно, США не являются участником Болонского процесса, что создает определенные проблемы для разработки программ «двойного диплома» для российских и американских вузов. Основная проблема при сопоставлении американского и «болонского» подходов заключается в том, что при американском подходе примерно 50% учебных дисциплин бакалаврской программы должны быть прослушаны студентами за пределами выбранной специальности, в то время как «болонский» подход является значительно более профессионально-ориентированным и предполагает существенно меньшее количество общеобразовательных дисциплин в учебных планах. В результате возникают «нестыковки» в учебных планах. К примеру, если студент из «болонской» страны, который изучает в своем вузе бизнес-администрирование, захочет перевестись в американский вуз и получить американский диплом в сфере бизнеса, то он будет вынужден затратить основное время в американском вузе на изучение не специальных, а общеобразовательных дисциплин, таких как искусствоведение, американская история, философия и т. д., что, безусловно, не способствует академической мобильности. Столкнувшись с этой новой реальностью, многие американские вузы пересматривают свои требования к структуре и содержанию учебных программ. В частности, в рассмотренной

выше последней версии общеобразовательного стандарта SUNY, принятой в 2010 г., требования по количеству общеобразовательных дисциплин уменьшены по сравнению с предыдущей версией 1998 г. на 30% [SUNY General Education Requirement, 2010]. Тем самым сделан значительный шаг для обеспечения реальной сопоставимости содержания образования в системе SUNY и в вузах стран — участниц Болонского процесса, включая российские вузы.

Принципиальная совместимость нового российского стандарта с подходом, принятым в SUNY, значительно облегчает возможности международной кооперации, в том числе в вопросе разработки программ «двойного диплома» [Chukhlomin, 2011]. В таблице приведен разработанный автором примерный план получения квалификации «бакалавр управления бизнесом» в SUNY Empire State College для студента (выпускника) российского университета. Данный план составлен на основе образовательных стандартов и требований SUNY и предполагает максимально возможный перезачет учебных дисциплин из программы российского вуза в учебный план американского вуза (75% к итогу).

Реализуемость данного примерного плана «двойного диплома» обеспечена тем, что в новых государственных образовательных стандартах РФ «прописаны» многие из перечисленных в плане учебных дисциплин (например, дисциплины под номерами 2-7, 21-29). Ключевыми для успешной реализации программы «двойного диплома» на практике являются следующие вопросы:

♦ как соотносится содержание дисциплин, прослушанных студентами в российском вузе, с содержанием соответствующих дисциплин американского вуза (к примеру, «Микроэкономика» в российском вузе и Microeconomics — в американском);

♦ обладают ли студенты необходимыми компетенциями для практического выполнения учебных и практических заданий в американском вузе (к примеру, навыками международных коммуникаций, использования коммуникационных технологий и синхронных телеконференций, командной работы);

♦ насколько дисциплины цикла профессиональной специализации (13-18) удовлетворяют международным требованиям;11

♦ существуют ли возможность для «обратного» перезачета дисциплин американского вуза в программу российского вуза?12

11 Из опыта работы автора следует, что это наиболее трудный вопрос при разработке «двойных дипломов».

12 Приведенный примерный план позволит студенту получить бакалаврский диплом в одном из престижных американских университетов — Университете штата Нью-Йорк. Но будет ли выполнение этого плана достаточным условием для получения степени бакалавра в российском вузе?

Таблица

Примерный учебный план Университета штата Нью-Йорк (SUNY) для получения квалификации (степени) бакалавра наук в области управления бизнесом (business management) (с перезачетом дисциплин,

изученных в аккредитованном вузе РФ)

Курсы по Коли- Курсы по обще- Количе-

№ специальным дисциплинам Вуз Уровень чество кредитов № образовательным дисциплинам Вуз Уровень ство кредитов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Accounting for decision makers ESC Начальный 6 21 22 Высшая математика 1 и 2 =SUNY Gen Ed 1 Россия Начальный 6

2 Микроэкономика =SUNY Gen Ed 3 Россия Начальный 3 23 Социология =SUNY Gen Ed 3 Россия Начальный 3

3 Макроэкономика =SUNY Gen Ed 3 Россия Начальный 3 24 Психология =SUNY Gen Ed 3 Россия Начальный 3

4 Основы менеджмента Россия Начальный 3 25 История России =SUNY Gen Ed 6 Россия Начальный 3

5 Основы маркетинга Россия Начальный 3 26 Философия =SUNY Gen Ed 7 Россия Начальный 3

6 Экономика и право/ Business Law Россия/ ESC Начальный 3 27 Русский язык =SUNY Gen Ed 9 Аттестат школы Начальный/Продвинутый 8 8

Субитог 1-6 Начальный 21 28 Теория статистики Россия Началь- 3

«Core» =SUNY Gen Ed 1 ный

7 Международная экономика Россия Начальный/Продвинутый 3 29 Информационные технологии =SUNY Gen Ed Россия Начальный 3

8 Organizational Behavior ESC Продвинутый 4 Субитог 21-29 Начальный/Продвинутый 32 8

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9 Business Ethics ESC Продвинутый 4 30 Educational Planning ESC Начальный 2

Субитог 7-9 Advanced level core Начальный/Продвинутый 11 3/8 31 Communications for Professionals SUNY Gen Ed 10 ESC Начальный 4

10-12 3 курса ESC no специализации ESC Продвинутый 12 32 Effective Academic Writing SUNY Gen Ed 10 ESC Продвинутый 2

13-18 6 дисциплин по специализации повышенного уровня + элек-тивы Россия Продвинутый 18

Субитог 10-18 Продвинутый 30 Субитог 30-32 Начальный/Продвинутый 6/2

19-20 Элективы Россия Начальный 6 33 34 35 36 4 элективных курса, в том числе дисциплины, удовлетворяющие SUNY Gen Ed 2, 4, 5 или 8 Россия Начальный

Субитог 19-20 Начальный 6 Субитог 33-36 12

Итого 1-20 68 Итого 21-36 60

Начальный уровень 30 Начальный уровень 50

Продвинутый уровень 38 Продвинутый уровень 10

Примечание: настоящий план разработан на базе правил, действующих в SUNY Empire State College.

Представляется, что новый государственный образовательный стандарт РФ создаст необходимые (хотя и недостаточные) условия для решения перечисленных вопросов. Вместе с тем, опираясь на практику работы с выпускниками российских вузов в SUNY, а также на опыт разработки «двойных дипломов» между SUNY и российскими вузами, хотелось бы обратить внимание на несколько проблем, которые, на наш взгляд, могут осложнить международное сотрудничество российских вузов, реализующих государственные образовательные стандарты «третьего поколения», и предложить возможные ответы на возникающие вопросы.

ОТ ДИЗАЙНА К СОДЕРЖАНИЮ:

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

На протяжении последних десяти лет автор настоящей статьи активно вовлечен в разработку и реализацию программ «двойного диплома» между колледжами и университетами системы SUNY и российскими вузами [Чухломин, 2009; Chukhlomin, 2011]. Сравнивая предыдущий и новый вариант ФГОС ВПО, автор имеет все основания сделать вывод о том, что новый вариант значительно улучшает возможности академической мобильности студентов. Однако стандартизация высшего образования не должна ограничиваться составлением учебных планов, имеющих современный вид (что тем не менее не умаляет данного достижения!). Следующий логический шаг — это определение содержания основных учебных дисциплин и приведение их в соответствие с международными требованиями. Студенты должны быть знакомы как с российской, так и с англоязычной терминологией, понятийным аппаратом и владеть необходимыми навыками, технологиями и программными средствами. Именно это в конечном счете обеспечивает успех интеграции в международное образовательное пространство и позволяет привлекать на обучение студентов из других стран13.

Международные требования должны распространяться не только на содержание учебных дисциплин, но и на их описание. В частности, необходимо наличие стандартизованных описаний учебных дисциплин на русском и английском языке (Course descriptions), учебных программ и требований к ним в каждом вузе (Degree requirements), перечней правил и требований вуза (Officiai college catalogs), стандартизованной нумерации учебных дисциплин14.

13 По всей очевидности, стандартизация содержания основных учебных дисциплин не входила в задачу разработчиков новых государственных образовательных стандартов РФ. По данной проблеме, как и далее, автор статьи высказывает свою собственную точку зрения.

14 К примеру, маркировка дисциплины «301 Consumer Behavior» в американском вузе несет в себе информацию о том, что данная дисциплина относится к числу

Методы и технологии организации учебного процесса должны быть приведены в соответствие с международными требованиями, в том числе с точки зрения реальной трудоемкости для студента, методов и критериев оценки работы студента, проведения письменных экзаменов, использования электронных сред (learning management systems).

Российским вузам предстоит провести работу по уточнению наименований и содержания дисциплин специализаций и приведению их в соответствие с международной практикой (Приложение 2).

Заявленная ориентация на применение в новом образовательном стандарте компетентностного подхода должна быть доведена до логического конца, а именно — разработаны своего рода «стандарты навыков», описывающие содержание компетенций, уровни и методы их оценки.15

Наконец, имеет смысл разработать общенациональный тест оценки профессиональных знаний и навыков выпускников программ бизнес-образования (как, например, в США). Наличие такого теста явилось бы мощным стимулом к дальнейшей стандартизации, а также позволило бы осуществлять внешний контроль качества образования и экономить средства на проведение государственных экзаменов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение нового государственного образовательного стандарта РФ — это серьезный, принципиальный прорыв, который закрепляет достижения 20-летнего периода реформ высшего образования. В результате введения стандарта российские вузы получили возможность разрабатывать современные образовательные программы, сопоставимые с программами ведущих вузов Европы и США. В частности, в настоящей статье было продемонстрировано, что новый государственный образовательный стандарт РФ хорошо «стыкуется» с образовательными стандартами и требованиями к образовательным программам бакалавра наук в Государственном университете Нью-Йорка (SUNY). В качестве иллюстрации использовался разработанный автором статьи примерный план получения квалификации «бакалавр управления бизнесом» в SUNY Empire State College для студента (выпускника) российского университета. Составленный на основе образовательных стандартов и требований SUNY, данный план позволяет осуществить макси-

предметов повышенного (advanced) уровня и читается на 3-м или 4-м курсе бакалавриата, в то время как «601 Consumer Behavior» в том же вузе, скорее всего, относится к одноименному (не тому же самому!) предмету в магистратуре.

15 Интересно, что еще в 1992-1994 гг. автор статьи с группой коллег в рамках программы «Университеты России» выполнили работу по определению перечня и содержания «стандартов навыков» в бизнес-образовании (подр. см.: [Чухломин, 2007, с. 103-113]).

мально возможный перезачет учебных дисциплин из программы российского вуза в учебный план американского вуза и может использоваться в качестве типовой модели «двойного диплома».

Современная форма, которую с введением нового стандарта примут образовательные программы российских вузов, позволит последним сконцентрировать усилия на вопросах содержания образования и достижения международной конкурентоспособности. Магистральные направления модернизации образования уже заложены в стандарте. Это — акцент на компетенции, возможность преподавания на английском языке, обязательные требования в части обеспечения учебного процесса современными источниками и базами данных. В дополнение к перечисленным направлениям, автор статьи предлагает продолжить работу по стандартизации на уровне специализаций и отдельных дисциплин, для чего, в частности, привести содержание основных бизнес-специализаций и базовых учебных дисциплин в соответствие с международными требованиями. Для успешной интеграции российских вузов в международное образовательное пространство и привлечения студентов из других стран необходимо, чтобы в процессе учебы студенты могли профессионально овладеть не только российской, но и англоязычной терминологией, понятийным аппаратом и глобальными компетенциями.

Следующим шагом в деле модернизации российского бизнес-образования, по мнению автора, должно стать превращение ведущих вузов РФ в реальных участников международного рынка образовательных услуг, для чего необходимо добиться, в частности, выполнения следующих задач:

♦ создать в российских вузах полноценную виртуальную образовательную среду [Чухломин, 2010];

♦ организовать проведение ключевых учебных дисциплин на английском языке;

♦ создать консорциумы с ведущими зарубежными университетами для обеспечения академической мобильности и реализации программ «двойных дипломов»;

♦ привести подготовку кадров высшей квалификации в соответствие с международными требованиями (PhD).

Представляется, что новый образовательный стандарт позволяет приступить к решению перечисленных задач. На этом пути могут и должны быть задействованы возможности международной кооперации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Баранов И. Н. Стандарты третьего поколения и конкуренция в бизнес-образовании // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 8. Вып. 1. С. 166-183.

Государственные образовательные стандарты третьего поколения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.3gosmanagement.ru/

Чухломин В. Д. Факультет моей мечты // ЭКО: Всероссийский экономический журнал. 2007. Апрель. С. 103-113.

Чухломин В.Д. Как подготовить специалиста мирового класса // ЭКО: Всероссийский экономический журнал. 2009. Июнь. С. 137-141.

Чухломин В. Д. На гребне волны: бизнес-образование, основанное на технологиях // РАБО: Журнал Российской Ассоциации бизнес-образования. 2010. № 2. С. 5965.

Association to Advance Collegiate Schools of Business International (AACSB). Eligibility Procedures and Accreditation Standards for Business Accreditation. St. Louis, 2006.

Chukhlomin V. A New York Degree for Russian Students. 2nd ed. N. Y.: CreateSpace, 2011.

Kilpatrick J., Lund Dean K., Kilpatrick P. Philosophical Concerns about Interpreting AACSB Assurance of Learning Standards // Journal of Management Inquiry. 2008. N 17. September. P. 200-212.

McGee R., Preobragenskaya G. Accounting Education in Russia and the USA: A Comparative Study // Accounting Reform in Transition and Developing Economies / Ed. by McGee. Part 2. Springer, 2009. P. 317-335.

SUNY General Education Requirement. Albany: The State University of New York Press, 2010.

Латинская транслитерация литературы, набранной на кириллице

The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet

Baranov I. N. Standarty tret'ego pokoleniya i konkurentsiya v biznes-obrazovanii // Vestn. S.-Peterb. un-ta. 2010. Ser. 8. Vyp. 1. S. 166-183.

Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty tret'ego pokoleniya [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.3gosmanagement.ru/

Chukhlomin V D. Fakul'tet moej mechty // EKO: Vserossijskij ekonomicheskij zhurnal. 2007. Aprel'. S. 103-113.

Chukhlomin V D. Kak podgotovit' spetsialista mirovogo klassa // EKO: Vserossijskij ehko-nomicheskij zhurnal. 2009. Iyun'. S. 137-141.

Chukhlomin V D. Na grebne volny: biznes-obrazovanie, osnovannoe na tekhnologiyakh // RABO: Zhurnal Rossijskoj Assotsiatsii biznes-obrazovaniya. 2010. № 2. S. 59-65.

Приложение 1

Общеобразовательный стандарт SUNY16

Требования Университета штата Нью-Йорк (State University of New York) к дисциплинам общеобразовательного цикла (general education requirement) обязательны для исполнения всеми образовательными учреждениями, относящимися к ведению штата и осуществляющими программы высшего образования на уровне бакалавриата. В соответствии с данными требованиями все кандидаты на получение степени бакалавра должны прослушать не менее 30 кредитных часов учебных дисциплин общеобразовательного цикла, охватывающего следующие десять направлений знаний и умений (knowledge and skill areas) и две компетенции (competencies).

Знания и умения

1. Математика. Студенты должны знать способы применения математических методов и моделей, таких как формулы, графики, таблицы и схемы, и уметь интерпретировать полученные результаты; представлять информацию количественного характера в виде символов, визуальных объектов; производить операции с информацией в числовой форме; применять количественные методы, такие как арифметика, геометрия, алгебра, статистика, для решения проблем; проверять и верифицировать результаты, полученные путем математических вычислений; иметь представление о возможностях и границах применения математических и статистических методов.

2. Естественные науки. Студенты должны иметь общее представление о методах, используемых для изучения естественно-научных дисциплин, таких как наблюдения, формулирование гипотез, выполнение измерений и сбор информации, проведение экспериментов, оценка результатов и использование математических методов, а также демонстрировать углубленное понимание применения научных методов, теорий и моделей в какой-либо конкретной области естественных наук.

3. Общественные (социальные) науки. Студенты должны демонстрировать понимание методов и подходов, используемых для изучения социальных явлений, таких как наблюдения, формулирование гипотез, методы измерений и сбора информации, проведение экспериментов, оценка результатов и использование математических и интерпретативных методов анализа, а также знание основных концепций, моделей и проблем применительно как минимум к одной конкретной области социальных наук.

4. История США. Студенты должны демонстрировать знание основных фактов американской истории, политического устройства, экономической, общественной жизни; демонстрировать понимание культурной идентичности и многообразия США; знать устройство и принципы функционирования основных общественных институтов и их воздействия на положение

16 Приведен в переводе автора статьи. С оригинальным текстом можно ознакомиться на веб-сайте университета: http://www.suny.edu

различных групп общества; а также понимать принципы сосуществования США с другими странами.

5. Западная цивилизация. Студенты должны демонстрировать знания основополагающих основ западной цивилизации, в том числе истории, социальных институтов, экономики, общественных отношений, культуры, а также уметь соотносить этапы развития западной цивилизации с другими цивилизациями.

6. Другие мировые цивилизации. Студенты должны демонстрировать знания либо в широкой области всемирной истории, охватывающей длительный период, либо углубленные знания характерных особенностей истории, социальных институтов, экономики, культуры какой-либо конкретной, отличной от западной, цивилизации.

7. Гуманитарные науки. Студенты должны демонстрировать знание содержания и методов как минимум одной дисциплины гуманитарного цикла.

8. Искусство. Студенты должны быть знакомы с одной из форм искусства и понимать характерные особенности творчества в данной сфере.

9. Иностранные языки. Студенты должны демонстрировать базовые коммуникативные навыки в одном иностранном языке, а также быть знакомыми и понимать культурную идентичность носителей данного языка.

10. Коммуникативные знания и навыки. Студенты должны демонстировать умение составлять целостные тексты с использованием принципов академического письма; демонстрировать умение работать с текстами, редактировать и совершенстовать их форму и содержание; выполнять и правильно оформлять исследовательские проекты; выстраивать логические аргументы и сопровождать их необходимыми доказательствами; иметь навыки риторики и публичной полемики; быть способными оценить устную презентацию в соответствии с установленными критериями.

Компетенции

В процессе освоения дисциплин общеобразовательного цикла студенты должны овладеть двумя ключевыми компетенциями:

1) логическое мышление. Студенты должны демонстрировать умение выделять, анализировать и критически оценивать логические конструкции как в собственной работе, так и в произведениях других авторов, а также уметь выстраивать логически непротиворечивые, доказательные аргументы;

2) информационные технологии. Студенты должны уметь использовать в работе персональный компьютер; знать и уметь применять методы поиска информации; уметь находить, критически оценивать полученную информацию и формулировать на ее основе обоснованные выводы.

Приложение 2

Примерный перечень дисциплин специализаций в области бизнес-образования

в SUNY Empire State College

Специализация Дисциплины специализации (повышенного уровня)

1 2

Accounting Бухгалтерский учет Intermediate Accounting I and II, Advanced Accounting, Taxation I and II, Auditing, Cost Accounting, Accounting Information Systems, International Accounting, Corporate Finance, Business Ethics, Organizational Behavior Бухгалтерский учет (курсы промежуточного уровня), Бухгалтерский учет (повышенный уровень), Налогообложение, Аудит, Учет издержек, Информационные системы в бухгалтерском учете, Международный учет, Корпоративные финансы, Этика бизнеса, Организационное поведение

Business Administration Управление бизнесом Corporate Finance, Operations Management, Marketing Management, Management Information Systems, Human Resource Management and Development, Business Policy, International Business, Business Ethics, Organizational Behavior Корпоративные финансы, Управление операциями, Управление маркетингом, Управление информационными системами, Управление персоналом, Стратегический менеджмент, Международный бизнес, Этика бизнеса, Организационное поведение

Economics Экономическая теория History of Economic Thought, International Political Economy, Business Enterprise in American History, Business, Government and Society, Intermediate and Advanced Economics, Econometrics, Public Administration, International Economics, Business Ethics, Organizational Behavior История экономических учений, Международная политическая экономия, Роль бизнеса в американской истории, Бизнес, правительство и общество, Экономическая теория (промежуточный и повышенный уровень), Эконометрика, Управление в общественном секторе, Международная экономика, Этика бизнеса, Организационное поведение

International Business Международный бизнес International Finance, International Marketing, International Cross-Cultural Management, International Business Law, International Human Resource Management, International Economics, Business Ethics. Organizational Behavior Международные финансы, Международный маркетинг, Международный кросс-культурный менеджмент, Международное частное право, Управление персоналом в международной среде, Международная экономика, Этика бизнеса, Организационное поведение

Окончание прил. 2

1 2

Finance Финансы Corporate Finance, Investing, Money and Banking, Security Analysis and Portfolio Management, Risk Management, Financial Institutions, Quantitative Methods, International Finance, Business Ethics, Organizational Behavior Корпоративные финансы, Инвестиции, Деньги и банковское дело, Анализ ценных бумаг и управление портфелем, Управление рисками, Финансовые институты, Количественные методы, Международные финансы, Этика бизнеса, Организационное поведение

Marketing Маркетинг Consumer Behavior, Marketing Research, Marketing Communications, Services Marketing, Business-to-Business Marketing, Marketing Planning and Strategy, International Marketing, Marketing Ethics, Organizational Behavior Поведение потребителей, Маркетинговые исследования, Маркетинговые коммуникации, Маркетинг услуг, Промышленный маркетинг, Маркетинговое планирование и стратегический маркетинг, Международный маркетинг, Этика в маркетинге, Организационное поведение

Human Resource Management Управление персоналом Labor Management Relations, Staffing the Organization, Compensation, Employment Law, Dispute Resolution, Diversity in the Workplace, Strategic Human Resource Management, International Human Resource Management, Labor Economics, Business Ethics, Organizational Behavior Трудовые отношения в компании, Подбор кадров, Оплата труда, Трудовое законодательство, Разрешение конфликтов, Культурное многообразие на предприятии, Стратегическое управление персоналом, Управление персоналом в международной среде, Экономика труда, Этика бизнеса, Организационное поведение

Electives Дисциплины по выбору (примерный список) Sales Management, Tourism and Hospitality Marketing Management, Internet Marketing, Innovation Management, Quantitative Methods, Social Science Research Methods, Public Relations, Supply Chain Management, Managerial Leadership, Entrepreneurship and Small Business Management, Non-for-Profit Management, Project Management. Управление продажами, Маркетинговое управление в туризме и гостиничном деле, Интернет-маркетинг, Менеджмент инноваций, Количественные методы, Методы исследований в социальных науках, Связи с общественностью, Управление снабжением, Лидерство, Предпринимательство и управление в малом бизнесе, Управление некоммерческим предприятием, Управление проектами

Статья поступила в редакцию 24 декабря 2010 г. Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2011. Вып. 1

1SS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.