Закон и право. 2024. № 11. С. 200-203. Law and legislation. 2024;(11):200-203.
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-200-203 EDN: https://elibrary.ru/AEDIJJ
NIION: 1997-0063-11/24-577 MOSURED: 77/27-001-2024-11-777
Международно-правовые стандарты о роли прокурора в стадии возбуждения уголовного дела и иных стадиях уголовного процесса
Евгения Юрьевна Баклыкова
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя,
Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Международно-правовые стандарты, разработанные в сфере деятельности органов прокуратуры, созданы с целью систематизации их деятельности. Они имеют большое значение в современных условиях глобализации и международного сотрудничества. Данные стандарты созданы для соблюдения и контроля соблюдения сотрудниками органов прокуратуры общепризнанных прав человека.
Ключевые слова: прокурор, возбуждение уголовного дела, стадии уголовного судопроизводства, уголовный процесс, уголовное судопроизводство.
Для цитирования: Баклыкова Е.Ю. Международно-правовые стандарты о роли прокурора в стадии возбуждения уголовного дела и иных стадиях уголовного процесса // Закон и право. 2024. № 11. С. 200—203. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-200-203 ЕБЫ: https://elibrary.ru/AEDIJJ
Original article
International legal standards on the role of the prosecutor at the stage of initiation of criminal proceedings and other stages of criminal proceedings
Evgenia Yu. Baklykova
V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal
Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. International legal standards developed in the field of prosecution services have been created to systematise their activities. They are of great importance in the current context of globalisation and international cooperation. These standards are designed to ensure that prosecutors observe and monitor compliance with universally recognised human rights.
Keywords: prosecutor, initiation of criminal proceedings, stages of criminal proceedings, criminal process, criminal proceedings.
For citation: Baklykova E.Yu. International legal standards on the role of the prosecutor at the stage of initiation of criminal proceedings and other stages of criminal proceedings // Law and legislation. 2024;(11):200—203. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-200-203 EDN: https://elibrary.ru/AEDIJJ
Гтандартизация призвана упорядочивать деятельность организаций, упрощать их "^^.«/работу, устанавливать единые правила, стимулируя их к развитию и совершенствованию.
© Баклыкова Е.Ю. М., 2024.
Значение международно-правовых стандартов по работе прокуратуры заключается в достижении упорядочения в данной области путем установления положений для всеобщего и многократного использования.
Интерес применения международно-правовых стандартов в области прокуратуры имеет место со стороны большинства государств.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
В странах ближнего и дальнего зарубежья принципы уголовного судопроизводства различаются, что естественно, если учитывать многочисленные факторы, влияющие на формирование судебной системы, а именно: исторические события, религию, экономику, культуру, политику.
В тех государствах, где действует принцип состязательности сторон, прокурор и защитник представляют две разные стороны; прокурор является основным законным представителем стороны обвинения; в его обязанности входит предоставление суду доказательств, подтверждающих наличие вины обвиняемого [9, с. 132]. Он отвечает за соблюдение законности и обеспечение справедливого отношения и правосудия для любого человека и гражданина [10, с. 34—36].
Формирование института прокуратуры в зарубежных странах заняло не одно столетие. Этот длительный процесс происходил на фоне исторических особенностей развития государств в целом, а также развития экономики и государственного механизма.
Система прокуратуры в зарубежных странах отличается от российской. Не имея в Конституции закрепленных положений, определяющих правовой статус прокуратуры, данный институт рассматривается как часть судебной или исполнительной власти.
Количество стран, имеющих схожую по компетенции и общности принципов с российской модель прокуратуры, невелико [4, с. 110—111]. В качестве примера приведем Португалию, где прокуратура представляет собой относительно автономную структуру от судебной власти и выполняет функции, подобные прокуратуре Российской Федерации.
В мире существуют различные организации, занимающиеся повышением стандартов профессионального поведения и этики прокуроров. Среди них Международная ассоциация прокуроров (далее — МАП) — глобальная неправительственная организация прокуроров, начавшая свое существование в 1995 г. Причиной ее создания был рост транснациональной преступности, а именно: отмывание денег, мошенничество и незаконный оборот наркотических средств.
В 2014 г. Управление Организации Объединенных Наций совместно с Международной ассоциацией прокуроров создали и опубликовали руководство, определяющее международные стандарты функционирования прокуратуры [3, р. 37]. В этом международном документе анализируется мировой опыт работы прокуратуры в
различных государствах, имеющих собственные, отличные от других судебно-правовые системы. Разработчиками Руководства обобщались правила с целью долгосрочного использования и по причине динамичного развития права и общественных отношений. Инструкции, приводимые в данном документе, могут быть полезны как для групп лиц, так и для отдельных должностных лиц, будь то судьи, адвокаты или студенты юридических факультетов. В Руководстве две большие главы, первая из которых посвящена рассмотрению стандартов прокуратуры, вторая же раскрывает роль прокуратуры в целом.
В документе подчеркивается, что, являясь главным судебным представителем обвинения, прокурор отвечает за принятие решения об уголовном преследовании и излагает доводы против лица, обвиняемого в совершении преступления.
К ключевым функциям относится и надзор за исполнением законов. В обязанности прокурора также входит инициирование и продолжение расследования, контроль за соблюдением прав человека органами следствия при производстве расследования.
Общей чертой прокурорской деятельности является и то, что прокурор принимает участие в процессе выработки уголовной политики, а также дает рекомендации по применению уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм.
Во многих странах, придерживающихся общих правовых систем, прокурор также должен контролировать весь процесс расследования, в его обязанности входит и контроль за работой полиции по вопросам расследования и квалификации преступления. Участие прокурора в расследовании зависит от ряда причин: особенности правовой системы, объем и сложность дела. Прокурор имеет полномочия инициировать и вести расследование, а также производить отдельные следственные действия [3, р. 39].
Следует отметить, что для проведения любого следственного действия нужны не только веские основания, но и соответствующая цель, а именно, получение необходимых, важнейших для расследования сведений. Чтобы возбудить уголовное дело, прокурор должен иметь надежные доказательства; в отсутствие оных продолжать ведение расследования не следует. Прокурор также не должен продолжать разбирательство в случае необоснованного обвинения. Расследование всегда должно быть беспристрастным и объективным.
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 11-2024
Статья 11 Конвенции ООН против коррупции посвящена мерам в отношении судебных органов и органов прокуратуры. В ней говорится о необходимости принятия мер по укреплению честности и неподкупности работников судебных органов и исключения возможных фактов коррупции. Данные меры предполагают включение правил, распространяющихся на действия прокуроров и прочих работников судебных органов [1].
В 2000 г. с целью обеспечения контроля над выполнением вверенных государственным органам задач Советом Европы была принята Рекомендация № Я (2000) 19 «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» [2, с. 66—68]. Документ содержит ключевую информацию о задачах прокуратуры, ее роли в системе уголовного правосудия, об обязанностях и функциях прокурора, объеме его полномочий. Отдельное внимание уделяется принципам взаимодействия прокуратуры с полицией и судом.
Основное назначение прокурора в уголовном процессе согласно Рекомендации — это применение закона, если совершено преступление, но с учетом обеспечения прав человека и необходимости существования эффективной системы уголовного правосудия.
Применительно к нашему вопросу в ст. 2 Рекомендации отмечается, что все прокуроры имеют полномочия возбуждать уголовное дело и осуществлять уголовное преследование, а также полномочия, связанные с беспрепятственным возбуждением уголовного преследования в отношении государственных служащих, в особенности, если в их действиях есть признаки коррупционного преступления, незаконного использования полномочий, нарушения прав человека и другого правонарушения, определенного международным правом (ст. 16) [2, с. 66—68].
Немаловажный интерес представляют принципы взаимоотношений прокурора и полиции в рамках расследования уголовного дела. Проверка законности полицейских расследований прокурорами направлена на тщательную проверку основания для возбуждения или продления уголовного преследования [6, с. 123—125; 5, с. 25]. Прокуроры в связи с этим должны осуществлять постоянный контроль за соблюдением прав человека со стороны полиции (ст. 21) [2, с. 65—67].
В странах, где полиция подчиняется прокуратуре либо где осуществляется прокурорский надзор за полицейским расследованием, судебная система должна быть построена таким об-
разом, чтобы прокурор мог осуществить следующее:
■ руководить действиями полиции в отношении способов сбора доказательств по делу, длительности расследования и проч.;
■ направлять дело в то подразделение, которое, по его мнению, лучше справится с его расследованием;
■ выявлять нарушения выполнения указаний прокуратуры;
■ преследовать и устранять нарушения [8, с. 183].
Подводя итог исследования международно-правовых стандартов о роли прокурора в стадии возбуждения уголовного дела и иных стадиях уголовного процесса, представляется целесообразным сформулировать следующие выводы
1. Исследование международно-правовых норм помогает выбрать адекватную модель организации прокуратуры в Российской Федерации. Это не предполагает копирования некой модели без учета национальных и исторических традиций. Напротив, следует иметь в виду, что порой даже закрепленные в международно-правовых документах принципы работы прокурора могут быть искажены и неправильно поняты.
2. Основное назначение прокурора в уголовном процессе — это применение закона с учетом обеспечения прав человека в условиях эффективной системы уголовного правосудия путем возбуждения уголовного дела и осуществления уголовного преследования [7, с. 33—35].
3. На этапе возбуждения уголовного дела прокуроры Российской Федерации ограничены в своих полномочиях. Наделение их большими надзорными полномочиями способствовало бы более эффективной работе прокуратур.
Список источников
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
2. Рекомендация № Я (2000) 19 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» (принята Комитетом министров Совета Европы 06.10.2000 на 724-м заседании представителей министров) // Журнал рос. права. 2001. № 8. С. 65—70.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
3. A United Nations Office on Drugs and Crime and International Association of Prosecutors Guide. The Status and Role of Prosecutors. New York, 2014. // IWF: [сайт]: URL: https://www.unodc.org/do-cuments/justice-and-prison-reform/14-073 04_ebook/ (Дата обращения: 21.10.2023)
4. Баклыкова Е.Ю., Скачко А.В. Международные правовые стандарты и зарубежный опыт развития и совершенствования процессуального статуса прокурора в уголовном судопроизводстве // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2021. № 5. С. 109-114.
5. Мороз К.Д. Отличительные характеристики предмета прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей // Актуальные исследования. 2023. № 34 (164). С. 24-27.
6. Осокин Р.Б. Правоохранительные органы: Учебник / Р.Б. Осокин, П.О. Панфилов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2022. 152 с.
7. Осокин Р.Б. Правоохранительные органы: Учеб.-метод. пособие / Р.Б. Осокин, П.О. Панфилов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. 44 с.
8. Панфилова Е.А. Прокурорский надзор за предварительным следствием: сравнительно -правовой анализ практики зарубежных стран // Символ науки. 2016. № 11 (4). С. 178-183.
9. Поторыкина Е.Ю. Уголовно-процессуальный статус прокурора в судопроизводстве европейских государств // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 10 (12). С. 132—136.
10. Реховский А.Ф., Замараева И.Е. Роль прокурора в Сингапуре // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2016. № 2 (10). С. 34—47.
References
1. United Nations Convention against Corruption (adopted in New York on 31.10.2003 by Resolution 58/4 at the 51st plenary meeting of the 58 th session of the UN General Assembly) // Collected legislation of the Russian Federation. 2006. № 26, Art. 2780.
2. Recommendation № R (2000) 19 of the Committee of Ministers of the Council of Europe to member states «On the role of the prosecutor's office in the criminal justice system» (adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 6 October 2000 at the 724th meeting of the representatives of ministers) // Journal of Russian Law. 2001. № 8. Pp. 65-70.
3. A United Nations Office on Drugs and Crime and International Association of Prosecutors Guide. The Status and Role of Prosecutors. New York, 2014 // IWF: [website]: URL: https://www.unodc.org/docu-ments/justice-and-prison-reform/14-07304_ebook/ (Accessed: 21.10.2023)
4. Baklykova E. Yu, Skachko A. V. International legal standards and foreign experience of development and improvement of the procedural status of the prosecutor in criminal proceedings / / Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 5. Pp. 109-114.
5. Moroz K.D. Distinctive characteristics of the subject of prosecutor's supervision over the activities of bailiffs-executors // Actual researches. 2023. № 34(164). Pp. 24-27.
6. Osokin R.B. Law enforcement agencies: Textbook / R.B. Osokin, P.O. Panfilov. Moscow: Bauman Moscow State Technical University Publishing House, 2022. 152 p.
7. Osokin R.B. Law enforcement agencies: Educational and methodological manual / R.B. Osokin, P.O. Panfilov. Moscow: Bauman Moscow State Technical University Publishing House, 2020. 44 p.
8. Panfilova E.A. Procuratorial supervision of preliminary investigation: comparative legal analysis of practice of foreign countries / / Symbol of Science. 2016. № 11 (4). Pp. 178-183.
9. Potorykina E. Yu. Criminal procedural status of the prosecutor in the legal proceedings of European states // Socio-economic phenomena and processes. 2015. № 10 (12). Pp. 132-136.
10. Rekhovskiy A.F., Zamaraeva I.E. The role of the prosecutor in Singapore // Siberian Criminal Procedure and Criminalistics Readings. 2016. № 2 (10). Pp. 34-47.
Информация об авторе
Баклыкова Е.Ю. — соискатель
Статья поступила в редакцию 05.09.2024; одобрена после рецензирования 08.10.2024; принята к публикации 14.10.2024.
Information about the author
Baklykova E.Yu. — applicant
The article was submitted 05.09.2024; approved after reviewing 08.10.2024; accepted for publication 14.10.2024.
LAW & LEGISLATION • 11-2024