doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-12-132-136
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ
ПОТОРЫКИНА ЕВГЕНИЯ ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается зарубежный опыт структуры и полномочий функционирования органов прокуратуры. Исследуются положения прокуратуры в системе государственного механизма зарубежных стран на примере Австрии, Италии, Франции, ФРГ. Отмечен уголовно - процессуальный статус прокурора в судопроизводстве европейских государств, который существенно отличается от статуса прокурора в Российской Федерации. Данная статья является актуальной, так как Российское уголовно-процессуальное право в целом и его основополагающий институт уголовного преследования имеют собственные исторические, культурные начала и является правовой отраслью суверенного государства. Вместе с тем, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации должно воспринимать лучший опыт организации и процессуального обеспечения реализации уголовного преследования зарубежных западных государств мирового сообщества. Прокурор правомочен улаживать возникший прецедент о возбуждении преследования, предоставлении обвинения либо прекращении дела. Он может отозвать обвинение, в том числе и на стадии основного судебного разбирательства. Лишь прокурор решает вопрос о возбуждении либо прекращении процесса. Суд вправе и имеет возможность возбудить дело и вести его в случае, если только данного желает обвинитель. Тогда лишь суд имеет возможность проводить проверку законности предъявления обвинения. Вступление России в Совет Европы накладывают на нее обязанность в максимальной степени обеспечить такой уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, который бы в полной мере соответствовал национальным нуждам и требованиям международных стандартов.
Ключевые слова: прокурор, прокуратура, уголовное право, уголовно-процессуальное право, европейские страны
Прокурор (лат. procurare - управлять, ведать чем-либо, заботиться) - главный законный представитель обвинения в странах общего права, принявших состязательную систему. Он отвечает за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении преступления. Функции прокуроров в разных странах различны и во многом определяются исторически сложившимися условиями.
Аспекты правового статуса и деятельности прокурора в зарубежных странах рассматривались в трудах Л. В. Головко, К. Ф. Гуценко, В. Н. Додоно-ва, П. А. Смирнова, К. Б. Калиновского, В. Е. Крут-ских, В. Н. Махова, М. А. Пешкова, Н. Г. Стойко, Е. В. Терехова, С. П. Щербы и др.
Конституции зарубежных стран очень мало говорят о правовом статусе прокуратуры. Это объясняется тем, что прокуратура здесь рассматривается не как автономная система, а как часть судебной или исполнительной власти. Это практически выражается в том, что прокуратура организационно находится при судах и высшей прокурорской должностью является прокурор при Верховном суде страны. Судьи и прокуроры вхо-
дят в корпус магистров, подчинены общим правилам законодательства о магистратуре. Представители прокуратуры - ответственные магистраты, которые находятся в соподчинении, не могут быть переведены, временно отстранены от должности, уволены, за исключением случаев, указанных в законе. Назначение, введение в должность, перевод и передвижение по службе, применение к ним дисциплинарных мер входят в компетенцию ведомства Генерального прокурора.
Особенностью статуса прокуратура является деятельность, направленная на охрану прав и свобод граждан, ранее приоритет отдавался мере государству и обществу в целом.
Во всех западных странах прокуратура выступает в качестве органа обвинения, однако при всем этом в деятельности прокуратуры и законе есть основной принцип, свойственный прокурорской системе в демократическом режиме, - обеспечение прав человека и гражданина.
Наличием органов прокуратуры характеризуются страны континентальной правовой системы, где государственная власть всегда играла бо-
лее значительную роль, чем в странах англосаксонского права.
Единых стандартов организации структуры и деятельности прокуратуры в мире не существует. В Дании, Мексике, Швеции, Норвегии прокуратура является органом исполнительной власти. Во Франции, Германии, Бельгии прокуратура занимает промежуточное место между исполнительной и судебной властью, она подчинена Министерству юстиции, но прокуроры входят в состав судейского корпуса или состоят при судах. В Болгарии, Испании прокуратура отнесена к судебной власти [1].
Международная практика отводит органам прокуратуры весьма ограниченную сферу компетенции - уголовно-правовую. Нередко конституции зарубежных государств упоминают о прокуратуре в разделе о судебной власти, поскольку там органы прокуратуры входят в судебную систему (Испания, Латвия, Грузия). В Греции имеется генеральный прокурор при Ареопаге (Верховном суде), прокуроры при апелляционных и окружных судах. В ряде государств прокуратура входит в исполнительные органы власти в составе министерства юстиции (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия). В Италии, Румынии прокуратура занимает промежуточное положение между исполнительной и судебной властью. В судах Италии, например, обвинение по уголовным делам поддерживают прокуроры либо назначенные преторами другие государственные служащие, в том числе офицеры полиции. Действующие при кассационном и апелляционных судах генеральные прокуроры, а при трибуналах республиканские прокуроры, находятся в подчинении министра юстиции. Испанская Конституция (1978 г.) в разделе «О судебной власти» подчеркивает, что прокуратура должна способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом. Генеральный прокурор назначается королем по предложению правительства с учетом мнения Генерального Совета судей. По-разному за рубежом организовано и расследование уголовных дел. В Германии расследование ведут в основном полицейские службы. По небольшому числу сложных дел расследование ведется прокуратурой с участием полиции.
В государствах европейского содружества нет единой модели организации и деятельности прокуратуры. Так, в одних государствах-членах Совета Европы прокуратура является органом, осуществляющим уголовное преследование и контрольные (надзорные) функции, связанные с про-
ведением уголовного преследования. К этим странам относятся Албания, Андорра, Германия, Греция, Голландия, Испания, Италия, Кипр, Македония, Португалия, Швеция и другие, причем в Италии и Кипре органы прокуратуры в досудебном производстве занимаются исключительно уголовным преследованием.
В других государствах органы прокуратуры, кроме уголовного преследования, осуществляют широкий круг иных функций. К примеру, во Франции, в Андорре, Венгрии, Португалии, Испании, Словении прокуратура является не только органом уголовного преследования, но и органом, осуществляющим функции за рамками уголовного судопроизводства. К числу таких функций следует отнести: надзор за исполнением законов вне рамок уголовного преследования; надзор за оперативно-розыскной деятельностью (например, в Азербайджане, России, Украине); координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Уголовно-процессуальное законодательство Австрии, Армении, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Греции, Дании, Латвии, Литвы, Люксембурга, Молдовы, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Турции, Финляндии, Хорватии, Черногории, Чехии, Швейцарии, Швеции и Эстонии также наделяет прокурора правом осуществлять надзор за предварительным расследованием.
Непосредственное осуществление расследования является для большинства прокуратур рассматриваемой группы государств характерной, но вовсе не обязательной функцией при осуществлении уголовного преследования. Возбуждение уголовного дела прокуратурой не означает, что оно будет в дальнейшем ею же расследоваться. Даже в тех странах, где функции уголовного преследования и расследования не разделены, прокуроры часто передают возбужденное уголовное дело для расследования другим органам.
Органы прокуратуры в странах Западной Европы имеют достаточно широкие полномочия. Они осуществляют возбуждение уголовного преследования, контролируют деятельность следственных судей и судебной полиции, осуществляют многие другие полномочия, предусмотренные законом по регулированию деятельности прокуратуры. Во всех этих странах органы прокуратуры играют важнейшую роль в борьбе с преступлениями и другими правонарушениями. Благодаря своей централизованности и компактности они осуществляют также различные другие задачи, определяемые правовой политикой государства, и
Е. УИ. РОТОКУКМА
являются надежной опорой исполнительной власти страны.
Особенность правового регулирования организации и деятельности органов прокуратуры в ФРГ состоит в том, что в этой стране не был принят федеральный базовый закон о прокуратуре, который комплексно регулировал бы ее деятельность и, в частности, полномочия прокуроров, как на федеральном, так и на земельном уровнях. В настоящее время ее деятельность регулируется Основным законом Федеративной Республики Германия, Конституциями земель, Законом о судоустройстве, Уголовно-процессуальным Кодексом, нормативными распоряжениями и иными актами Федерального министра юстиции и Министров юстиции Земель, а также нормативными распоряжениями Федерального Генерального прокурора и Генеральных прокуроров Земель. Прокуроры руководствуются законами, в том числе нормами Уголовного Кодекса ФРГ, Закона (положения) о главном свидетеле обвинения, Закона о государственных чиновниках, решениями Федерального Конституционного суда, федеральных судов и судов земель [1].
Во Франции под руководством прокурора Республики осуществляет деятельность судебная полиция, состоящая из полицейских и жандармов. Генеральный прокурор также производит надзор за полицией. Прокурор, изучив материал, направленный полицией, либо принимает решение о возбуждении уголовного преследования в отношении конкретного лица, либо направляет его на доработку [2].
По УПК ФРГ обязанность проведения расследования лежит на прокуроре. Прокуратура организована как иерархическая система при общих судах всех уровней. При Верховном федеральном суде уголовное преследование осуществляет генеральный федеральный прокурор и подчиненные ему федеральные прокуроры, подотчетные министру юстиции ФРГ. Аналогичную структуру имеет прокуратура земель, подчиняющаяся министру юстиции земли. После возбуждения уголовного дела прокурором по большинству уголовных дел расследование осуществляет полиция. При этом функция прокурора сводится к решению вопроса о дальнейшей судьбе дела: направлении на доследование, прекращении уголовного преследования или передаче в суд. По наиболее важным и сложным делам прокурор сам осуществляет расследование, а полиция обязана исполнять его указания по производству процессуальных и иных действий.
Уголовно-процессуальный кодекс Италии определяет права, функции и задачи участников
процесса, а также формы, этапы и методы следствия и судопроизводства. Действующее законодательство предоставляет большие полномочия органам прокуратуры Италии. Высшим должностным лицом итальянской системы органов прокуратуры является Генеральный прокурор Италии. Он возглавляет деятельность органов прокуратуры, дает руководящие указания, инструкции и приказы, предоставляет имеющиеся материалы Президенту Республики и правительству. Генеральный прокурор Италии осуществляет свои полномочия и функции посредством подчиненных прокуроров, которые осуществляют надзор за деятельностью каждого функционирующего в стране трибунала - проверяя ее соответствие Конституции и действующим законам. По поручению Прокурора первым берутся к расследованию следственным судьей те дела, которые, с точки зрения расследования, достаточно сложны и представляют большую общественную опасность. Суммарное или сборное расследование осуществляется в том случае, когда обвиняемый пойман на месте преступления или признал свою вину в совершенном преступлении, то есть по всем делам, где в наличии имеются преступники или их вина доказана. В любом случае для суммарного или сборного расследования законодатель предусматривает двухнедельный срок, по истечении которого оно обязательно должно быть передано следственному судье для осуществления предварительного расследования. В случае совершения преступления дифференциация типа расследования останется на усмотрение Прокурора Республики. При обоих типах расследования прокуроры республики обладают большими полномочиями. При выполнении каждого следственного действия следственный судья обязан поставить в известность прокурора, который имеет право беспрепятственно участвовать во всех допросах, экспертизах, осмотрах местности и т. д.
Непосредственное осуществление расследования является для большинства прокуратур европейских государств характерной, но вовсе не обязательной функцией при осуществлении уголовного преследования. Возбуждение уголовного дела прокуратурой не означает, что оно будет в дальнейшем ею же расследоваться. Даже в тех странах, где функции уголовного преследования и расследования не разделены, прокуроры часто передают возбужденное уголовное дело для расследования другим органам [1].
В соответствии с положениями п. п. 1, 2, 3, 16 и 21 Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 6 октября 2000 г. N R (2000) 19 «Коми-
тет министров - государствам-членам о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия», прокурор во всех системах уголовного правосудия и в любых случаях должен быть наделен безусловным правом и иметь реальную возможность осуществлять уголовное преследование, вести и направлять расследование, осуществлять надзор за его законностью и выполнять иные связанные с этой деятельностью функции, а государство должно принимать все меры, в том числе и законодательные, для обеспечения надлежащего исполнения прокурором своих профессиональных обязанностей [2].
В Италии расследование производится судебной полицией, следственными судьями, но, в отличии от Франции, следствие проводится также и республиканскими прокурорами. Особенной фигурой среди лиц, имеющих право осуществлять уголовное преследование, в Италии является претор, который по делам, отнесенным к его ведению, вправе не только проводить расследование, но и рассматривать в качестве судьи расследованное им же дело. В республике обвинение в судах поддерживают прокуроры, а по делам, рассматриваемым преторами, - назначенные ими чиновники (в том числе офицеры полиции).
Прокуратура Италии представляет собой централизованную систему, действующую под руководством Министра юстиции, и включает в себя Генеральных прокуроров при Кассационном и апелляционных судах и республиканских прокуроров при трибуналах [1].
Формально прокуратура в Австрии относится к органам исполнительной власти. Тогда как ее деятельность более связана с судебной властью. В законе о прокуратуре Австрии прокуратура рассматривается как орган правоприменения.
На должность прокурора исполняет назначение министр юстиции. Неотъемлемое условие для кандидата - двухлетний стаж работы в виде судьи. Прокурор в Австрии не является частью организационной структуры судебной системы.
Прокурор в своей деятельности связан с даваемыми ему указаниями, впрочем, в более ограниченной степени, нежели обыденный чиновник органов исполнительной власти. Иначе говоря, прокурор считается одним из высочайших правительственных госслужащих.
Хоть какое возможное указание федерального министра юстиции, даваемое обер-прокурору и указание обер-прокурора нижестоящему прокурору в части разрешения точного дела (связанного или с предъявлением обвинения, или с прекращением дела), обязано рассматриваться как
распоряжение, надлежащим образом сформулированное, изложенное в письменном виде и обоснованное. Прокурор имеет возможность, как и каждый иной госслужащий, отклонить не столько распоряжение, противоречащее закону, но и указание, которое вследствие убежденности прокурора не может быть представлено в суде. Прокурор должен идти по стопам, указанным министра юстиции. Цель прокурора Австрии - представлять в процессе разбирательства интересы страны, дотрагивающиеся назначения наказания. Органы прокуратуры в Австрии не имеют надзорных функций.
Прокурор правомочен улаживать возникший прецедент о возбуждении преследования, предоставлении обвинения либо прекращении дела. Он может отозвать обвинение, в том числе и на стадии основного судебного разбирательства. Лишь прокурор решает вопрос о возбуждении либо прекращении процесса. Суд вправе и имеет возможность возбудить дело и вести его, в случае если только данного желает обвинитель. Тогда лишь суд имеет возможность проводить проверку законность предъявления обвинения.
Вступление России в Совет Европы накладывают на нее обязанность в максимальной степени обеспечить такой уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, который бы в полной мере соответствовал национальным нуждам и требованиям международных стандартов.
Российское уголовно-процессуальное право в целом и его основополагающий институт уголовного преследования имеют собственные исторические, культурные начала и является правовой отраслью суверенного государства. Вместе с тем, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации должно воспринимать лучший опыт организации и процессуального обеспечения реализации уголовного преследования зарубежных западных государств мирового сообщества.
Вопрос выяснения места прокуратуры в системе государственного аппарата следует решать не только более детальным нормативным определением статуса прокуратуры в целом, но и с учетом изменений статуса прокуроров, их полномочий, порядка подготовки кадров для органов прокуратуры, а также четкого очерчивания основных направлений ее деятельности.
Литература
1. Боботов С. В. Правосудие во Франции. М., 1994.
2. Додонов В. Н. Прокуратуры зарубежных стран: справочник / под общ. ред. С. П. Щербы. М., 2006.
E. ТО. POTORYKINA
2. Dodonov V. N. Prokuratury zarubezhnykh stran: References spravochnik [Prosecutor's offices of foreign countries: ref-
1. Bobotov S. V. Pravosudiye vo Frantsii [Justice in erence book] / pod obshch. red. S. P. Shcherby. M., 2006. France]. M., 1994.
* * *
CRIMINAL PROCEDURE STATUS OF THE PROSECUTOR IN LEGAL PROCEEDINGS OF THE EUROPEAN STATES
POTORYKINA EVGENIYA YURYEVNA Moscow University Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The article considered foreign experience of structure and powers of functioning of bodies of prosecutor's office, investigated provisions of prosecutor's office in system of state mechanism of foreign countries on the example of Austria, Italy, France and Germany. The author noted criminal-procedural status of the prosecutor in legal proceedings of the European states which significantly differs from the status of the prosecutor in the Russian Federation. This article is actual as in general and its fundamental institute of criminal prosecution own historical, cultural beginnings have the Russian criminal procedure law and is legal branch of the sovereign state. At the same time, the criminal procedure legislation of the Russian Federation has to perceive the best experience of the organization and procedural ensuring realization of criminal prosecution of the foreign western states of the world community. The prosecutor is competent to settle the arisen precedent about initiation of prosecution, providing charge or diversion. He can withdraw charge including at a stage of the main judicial proceedings. Only the prosecutor resolves an issue of excitement or the termination of process. The court has the right and has an opportunity to initiate proceedings and his messages in case only if the accuser wishes this. Then only the court has an opportunity to carry out an inspection of legality of brining a charge. The entry of Russia into the Council of Europe impose on it a duty in the maximum degree to provide such level of protection of the rights and freedoms of the person and citizen who would fully match the national need and requirements of the international standards.
Key words: prosecutor, prosecutor's office, criminal law, criminal procedure right, European countries