3. Боярская А. В. Доказывание в упрощенных судебных производствах уголовного процесса России : автореф. дис....канд. юрид. наук. Томск. 2012. 22 с.
4. Семенцов В. А., Белохортов И. И. Оценка доказательств судом первой инстанции по уголовному делу : монография. М. : Юрли-тинформ, 2012. 184 с.
5. Свиридов М. К. Установление истины на предварительном расследовании и в судебном разбирательстве // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сб. ст. Томск, 2011. Ч. 51. С. 6-8.
6. Петрухин И. Л. Концептуальные основы реформы уголовного судопроизводства // Государство и право. 2002. № 5. С. 17-29.
Информация об авторе
Пиюк Алексей Валерьевич - председатель Мегионского городского суда, кандидат юридических наук; 628606, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 21; е-mail: [email protected].
Information about the author
Piyuk Alexey Valerievich - Сandidate of law, ^airman of the Me-gion city court of the Tyumen region; Lenin St. 21, Nighnevartovsk, 628606; e-mail: [email protected].
Дата поступления статьи в редакцию: 13.03.2016.
УДК 343.163
А.Ф. Реховский, И.Е. Замараева
РОЛЬ ПРОКУРОРА В СИНГАПУРЕ
В статье исследуется правовое положение прокурора в Республике Сингапур. На основе анализа законодательства Сингапура определяется роль прокурора при осуществлении уголовного преследования, а также при поддержании государственного обвинения в суде. Исследуется отдельные вопросы участия прокурора в деятельности по предотвращению коррупции и реализации дискреционных полномочий прокурора. В статье подчеркивается решающая роль Гене-
рального прокурора Сингапура играет в системе уголовного судопроизводства, а также дается оценка и анализ принципа разделения властей, защищающего и гарантирующего статус прокурора в сфере уголовного преследования. Особое внимание автор уделяет правовой основе функционирования органов прокуратуры, их структуре, а также анализу понятия «усмотрение прокурора». Не остались в стороне и проблемы соотношения частного и публичного обвинения в уголовном судопроизводстве Сингапура.
Ключевые слова: Сингапур, прокурор, уголовный процесс, компетенция прокурора.
A.F. Rekhovskiy, I.E. Zamaraeva
THE ROLE OF THE PROSECUTOR IN SINGAPORE
This article examines the legal status of the Prosecutor in the Republic of Singapore. Based on the analysis of the laws of Singapore defines the role of the Prosecutor during the criminal prosecution, as well as in the maintenance of public prosecution in court. Examines selected issues of Prosecutor's participation in prevention of corruption and the implementation of discretionary powers of the Prosecutor. The article emphasizes the crucial role of the Attorney-General of Singapore plays in the criminal justice system, as well as an assessment and analysis of the principle of separation of powers, protects and guarantees the status of the prosecutor in the prosecution. Particular attention is paid to the legal basis of the functioning of the prosecution, their structure, as well as the analysis of the concept of «the discretion of the prosecutor». Do not stay aside and the problem of the relation of private and public prosecution in the criminal trial of Mr. Singapore.
Keywords: Singapore, prosecutor, criminal proceedings, the competence of the prosecutor.
Сингапур широко известен в мировом сообществе как город-государство в Азии, инкриминирующее большинство видов негативной деятельности человека несмотря на то, что в других странах эта деятельность считается безвредной для общества. Например, Уголовный кодекс Сингапура предусматривает крупный штраф за разбрасывание мусора, за курение в общественных местах, за кормление птиц
и бродячих животных. Также часто применяются телесные наказания и смертная казнь.
Полномочия органов прокуратуры в Сингапуре имеют много общего с полномочиями прокуроров в странах АТР, так как они основаны на общем праве Англии, с элементами индийского права в сфере уголовного судопроизводства.
В Сингапуре Генеральный прокурор обладает обширными полномочиями. В ст. 35 в п. 8 и 9 Конституции Сингапура сказано, что «Генеральный прокурор должен иметь полномочия, выполняемые по своему усмотрению устанавливать, проводить и прекращать любые процессы по любому преступлению. При выполнении своих обязанностей, генеральный прокурор должен иметь право выступать в суде и обязан выступать перед любым другим лицом, предстающим перед судом или трибуналом в Сингапуре» [1].
Генеральный прокурор Сингапура играет решающую роль в системе уголовного судопроизводства, он стремится к соблюдению законности и обеспечению справедливости и правосудия для всех.
Основой данной системы является наличие принципа разделения властей - надежных рамок сдержек и противовесов, которые защищают прокуратуру от вмешательства извне.
Во-первых, прокурор полностью независим и свободен от внешнего воздействия. Он не является членом правительства, поэтому не имеет отношение к политике. Прокурор назначается на должность на неопределенный срок и может быть снят только в исключительных обстоятельствах. Например, Генеральный прокурор может быть снят только при созыве трибунала, содержащего председательствующего судью и двух судей Верховного суда, которые согласны с рекомендацией премьер-министра об освобождении должности Прокурора. Кроме того, Президент республики должен также быть согласен с этой рекомендацией.
Во-вторых, органы прокуратуры представляют собой систему, которая обеспечивает целостность и единство.
Следует отметить, что у каждого прокурора заложено понимание того, что любая форма коррупции является абсолютно неприемлемой. И за коррупцию предусмотрена смертная казнь.
В то же время, прокурор не осуществляет власть по своему усмотрению произвольно. Каждый прокурор Сингапура является хранителем прокурорской власти и использует свои полномочия с соблюдением уголовного законодательства на благо общества. Оконча-
тельное решение Генерального прокурора будет опираться на удовлетворение требований общественного интереса [2].
Уголовное судопроизводство Сингапура регулируется совокупностью различных нормативно-правовых актов, а именно: Уголовно-процессуальным Кодеком Сингапура [3] (далее по тексту - «УПК Сингапура»), Уголовным Кодексом, Законом о внутренней безопасности, Законом о злоупотреблении наркотиками, Законом о вандализме, Закон о коронерах.
Вопросами уголовного судопроизводства в Сингапуре занимается специализированная прокуратура, к компетенции которой относится два направления:
- обеспечение уголовного правосудия;
- борьба с технологическими и финансовыми преступлениями.
Прокуратура, обеспечивающая первое направление, несет ответственность за все дела, за исключением дел, относящихся к финансовым и технологическим преступлениям. Данный отдел занимается надзором за расследованием уголовных дел, исследованием доказательств, полученных в ходе предварительного расследования, поддержание государственного обвинения в судах и т. д.
Прокуратура по борьбе с технологическими и финансовыми преступлениями отвечает за уголовное преследование в отношении белых воротничков и других коммерческих преступлений, а также дела о коррупции и киберпреступности.
В зависимости от системы уголовного правосудия в государстве предварительное расследование уголовных дел может осуществляться либо органами прокуратуры, либо полицией. В Сингапуре, при множестве правоохранительных органов, имеющих следственный аппарат, полиция играет ведущую роль в расследовании уголовных дел.
Распространенно заблуждение о том, что полиция в государстве играет решающую роль в признании лиц виновными и заслуживающими осуждения. На деле же в Сингапуре полицейские расследуют уголовные дела и представляют рекомендации по обвинению лиц, но окончательное решение принимает прокурор. Он может принять решение об изменении объема обвинения или даже снять обвинение полностью.
Что же означает «усмотрение прокурора»? Прокурорское усмотрение не означает, что прокуроры могут обвинять каждого, кого считают виновным по внутреннему убеждению. Как пояснил бывший Генеральный прокурор Стивен Чонг: «Прокурор имеет свой соб-
ственный набор внутренних инструкций, которые достаточны для того, чтобы прокуроры принимали объективное решение о возбуждении или прекращении уголовного дела». Также он призвал руководствоваться принципом дифференциации уголовного преследования, учитывать различные обстоятельства. В частности: «Иногда снисходительность может быть вызвана молодостью обвиняемого, или незрелостью его ума, или хорошим поведением... Руководящие принципы не могут охватить каждую ситуацию, поэтому, прокуратуре нужна гибкость, чтобы иметь дело с различными случаями» [4].
В соответствии со ст. 11 УПК Сингапура Генеральный прокурор контролирует уголовное преследование и направляет процесс уголовного судопроизводства.
Участие Прокурора в Сингапуре пронизывает все стадии процесса уголовного судопроизводства. Помимо осуществления уголовного преследования и надзора, прокурору принадлежат большие дискреционные полномочия. Эти полномочия позволяют ему вмешиваться в ход предварительного расследования. В соответствии со ст. 16 УПК Сингапура при расследовании дела, прокурор может поручить следователю проведение отдельных следственных действий, например, допросить свидетелей, произвести экспертизу.
Также в ст. 13 УПК Сингапура говорится: «Если уголовное преследование осуществляется не прокурором... прокурор может, если он посчитает нужным, взять на себя проведение преследования на любой стадии судопроизводства и продолжить или прекратить уголовное преследование».
Законом «О предупреждении коррупции» [5] установлены следующие полномочия прокуратуры для получения информации:
1. В ходе любого расследования или проведения следственных действий в связи с преступлением, совершенным лицом, находящимся на службе Правительства или любого Департамента, или иного государственного органа, а также при обнаружении заговора с целью совершения или попытки совершения, либо подстрекательства к совершению преступления, прокурор имеет право, несмотря на любой другой закон об обратном, запросить информацию путем письменного уведомления:
1) требовать, чтобы лицо, предоставило заверенное заявление в письменной форме, перечисляющее все движимое или недвижимое имущество, принадлежащее этому лицу и супругу, детям, и с указанием даты, форм приобретения имущества;
2) требовать от лица предоставления заверенного заявления в письменной форме о любых денежных средствах или ином имуществе, переведенном из Сингапура им лично, супругом, детьми во время периода, который указан в уведомлении;
3) требовать от любого другого лица предоставления заверенного заявления в письменной форме с перечислением всего движимого или недвижимого имущества, принадлежащего подозреваемому лицу, если прокурор имеет разумные основания полагать, что данная информация может помочь расследованию;
4) требовать от инспектора налоговой службы предоставить всю имеющуюся информацию об имуществе подозреваемого, его супруга, детей, которая находится под контролем инспектора;
5) требовать от ответственного лица любого департамента Правительства или Президента, председателя, управляющего или главного исполнительного директора любого государственного органа документ, который имеет отношение к подозреваемому лицу;
6) требовать от Председателя, управляющего любого банка выдать копии счетов этого лица или супруга, или их детей.
Должностные лица обязаны отвечать на прокурорский запрос независимо от положений любого закона или любой степени секретности. Более того, за неисполнение лицо несет уголовную ответственность и если его признают виновным в совершении преступления, ему могут назначить наказание в виде штрафа, не превышающего 10 тыс. дол. или лишение свободы на срок, не превышающий один год, или сразу два наказания.
В соответствии с УПК Сингапура прокурор имеет право передать дело по подследственности для расследования. В некоторых случаях, например, он может уполномочить Директора антикоррупционной службы или сотрудника полиции проверить банковские счета, доли акций, отчеты о расходах или любые другие счета, которые могут иметь отношение в деле о коррупции [6].
В свою очередь органы прокуратуры и полиции активно взаимодействуют. Часто встречается на практике, что следователи обращаются за так называемой «консультацией» [6]. Полиция обращается к прокурору в ходе следствия с просьбой проконсультировать о достаточности доказательств, а иногда просит сообщить, считает ли он целесообразным подготовку заявления о передаче дела в соответствующий суд.
В отличие от других государств Азиатско-Тихоокеанского региона, в Сингапуре существует система частного обвинения. Это озна-
чает, что помимо следователей возбудить производство может сам потерпевший. Специфика уголовных дел частного обвинения характеризуется отсутствием стадии предварительного расследования. К делам подобного обвинения относятся те, которые нарушают частные права, например, клевета или мелкие телесные повреждения. Подпадая под данный состав, потерпевший непосредственно обращается к магистрату (мировому судье) с заявлением. И вот здесь в полной мере реализуются неограниченные полномочия прокурора - он может прекратить производство по делу.
В любой момент производства по уголовному делу прокурор имеет право отказаться от обвинения, и, таким образом прекратить дело, если посчитает, что лицо в совершении преступления невиновно. Другими словами, в Сингапуре у прокурора нет обязанности обвинять и наказывать до конца. Однако, подобная практика, касающаяся данной процедуры, не особо распространена. Обычно это применяется в отношении преступлений небольшой тяжести.
Поскольку только суду принадлежит право признать лицо виновным или оправданным, судебная стадия уголовного процесса является центральной. Отсюда вытекает участие прокурора - следить за законностью и обоснованностью приговора. Поддержание государственного обвинения в суде является приоритетным направлением прокурорской деятельности. Ведь даже уголовные дела называются «прокурор против гражданина», например, «Прокурор против Муха-мадин бин Кадар».
УПК Сингапура предоставляет право прокурору в установленной форме утверждать обвинительный акт и передавать дело в суд. В соответствии со ст. 201 УПК Сингапура: «Всякий раз, когда прокурор считает, что уголовное преступление раскрыто и что полученных доказательств достаточно, чтобы позволить передать дело для полного и надлежащего судебного разбирательства он должен санкцией, сделанной в письменной форме, назначить определенный суд - Верховный, окружной суд или магистрата, в который дело должно быть передано для дальнейшего разбирательства».
Прокурор на стадии судебного производства выполняет ряд функций, которые обеспечивают достижение целей уголовного процесса. На данной стадии функции прокурор Сингапура поддерживает государственное обвинение, осуществляет надзор за соблюдением судами законности и восстановления законности. Каждая функция
осуществляется в очередности, определяемой уголовно-процессуальными нормами.
После передачи дела в суд, для облегчения справедливого и оперативного разрешения дел, суды Сингапура активно практикуют «досудебные конференции» - аналог российского предварительного слушания. На этих конференциях сторона защиты и обвинения урегулируют вопросы касательно даты заседания, оговаривают список свидетелей, подлежащих вызову, заявляют ходатайства. На данном этапе происходит решение вопросов, например, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, в связи с этим участие обвинителя является необходимым.
На стадии судебного производства прокурору поддерживает государственное обвинение, т. е. осуществляет уголовное преследование от имени государства.
В соответствии со ст. 162 УПК Сингапура прокурор как участник стороны обвинения должен представить суду следующие материалы:
1) обвинение, которое прокуратура намерена продолжить в суде;
2) краткое изложение фактов в поддержку обвинения;
3) список имен свидетелей обвинения;
4) список вещественных доказательств;
5) заявления, сделанные обвиняемым в любое время производства по делу и зафиксированные следователем правоохранительного органа в установленном законом порядке, которые прокуратура намерена представить в качестве доказательств в рамках обвинения.
Продолжительность и исход процесса судебного разбирательства в большей части зависит от поведения самого подсудимого. Сторона обвинения зачитывает все обстоятельства, касающиеся дела, потом у подсудимого выясняют, считает он себя виновным или нет. Если подсудимый признает себя виновным, то суд может осудить его только лишь по этому основанию. Если же не признает, то дело подлежит рассмотрению в общем порядке.
Генеральный прокурор уполномочен в соответствии со ст. 336(3) УПК Сингапура назначать любых должностных лиц или граждан, чтобы оказывать ему помощь или действовать в качестве его заместителей в выполнении каких-либо функций или обязанностей государственного обвинителя в соответствии с УПК или с любым другим законодательным актом. Прокурор или его заместители могут разрешить какому-либо адвокату(юристу) действовать от име-
ни прокурора при ведении любого дела или уголовного преследования в суде или в какой-либо части уголовного преследования. Делегирование полномочий прокурора происходит путем издания соответствующего указа. Согласно указа адвокатам и юристам предоставляется право на поддержание государственного обвинения от имени городских советов и государственных комитетов в отношении специфических нарушений. Эти указы обычно сопровождаются списком условий, которым должны отвечать адвокаты и поверенные. Существует ряд законов, позволяющих наделять сотрудников регулирующих органов уголовное преследование за совершение преступлений, предусмотренных этими актами [7].
Эта норма не распространяется на Верховный суд, где имеет право выступать только прокурор.
На любой стадии судебного производства прокурор может изменить объем или вообще отказаться от обвинения. Отказ прокурора от обвинения влечет за собой полное прекращение производства по делу.
Прокурор обязан защищать целостность уголовного процесса, который имеет важнейшее значение для обеспечения общественного доверия к системе уголовного правосудия и верховенства закона. Он обязан осуществлять прокурорские полномочия беспристрастно. Это, в частности, означает, что прокурор должен осуществлять уголовное преследование обвиняемого, только в том случае, когда собраны достаточные доказательства в поддержку обвинения и, наоборот, следует прекратить судебное преследование, если прокурор приходит к выводу после оценки доказательств, что нет или мало шансов обеспечить осуждение подсудимого [8].
Осуществление прокурорских полномочий является одним из самых важных, но наименее понятных аспектов в отправлении уголовного правосудия. Значительные дискреционные полномочия, которыми обладает отдел уголовного судопроизводства, осуществляются в соответствии с политикой и руководящими принципами прокуратуры, но процесс принятия решений редко подвергается внешнему контролю [9]. Прокурорские полномочия, хотя и чрезвычайно широки, не являются безграничными и не должны осуществляться недобросовестно или в нарушение конституционных прав граждан. Одной из актуальных проблем в осуществлении прокурорского надзора в Сингапуре является обеспечение возможности раскрытия причин, лежа-
щих в основе прокурорского решения, и публикации руководящих принципов прокурорского принятия решений.
Прокуратура играет ключевую роль в системе уголовного правосудия Сингапура. Очень важно, чтобы население страны имело уверенность в прокурорской власти, и было убеждено в том, что прокуратура служит обществу и обеспечению верховенства закона.
Список использованной литературы
1. Конституция республики Сингапур [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=294 (дата обращения: 05.12.2015).
2. In Ramalingam Ravinthran v. Attorney General, [2012] 2 S.L.R. 49 (C.A.). at [53], the Singapore Court of Appeal [Электронный ресурс]. URL: http://www.singaporelaw.sg/sglaw/laws-of-singapore/case-law/ (дата обращения: 07.12.2015).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Сингапура [Электронный ресурс]. URL: http://statutes.agc.gov.sg/ (дата обращения: 05.12.2015).
4. Chan, Gary Kok Yew. Prosecutorial discretion and the legal limits in Singapore [online]. Singapore Academy of Law Journal, Vol. 25, No. 1, Mar 2013: 15-50 [Электронный ресурс]. URL: http://search.informit. com.au/documentSummary (дата обращения: 07.12.2015).
5. Prevention of Corruption Act (Original Enactment: Ordinance 39 of 1960) [Электронный ресурс]. URL: http://statutes.agc.gov.sg (дата обращения: 15.12.2015).
6. Francis Tseng. Enhancement of the rule of law and promotion of the public interest - the role and function of the prosecution system in Singapore [Электронный ресурс]. URL: http://www.unafei.or.jp/english/pdf/ RS_No 53/No53_14VE_Tseng.pdf (дата обращения: 05.12.2015).
7. Jennifer Marie. Legal systems in Asean - Singapore. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aseanlawassociation.org/papers/ sing_chp5.pdf (дата обращения: 15.12.2015).
8. In Yong Vui Kong v. Public Prosecutor, [2012] 2 S.L.R. 872 (C.A.) at [39], the Singapore Court of Appeal stated [Электронный ресурс]. URL: http://www.singaporelaw.sg/sglaw/laws-of-singapore/case-law/free-law/court-of-appeal-judgments/15932-yong-vui-kong-v-public-prosecutor-2015-sgca-11 (дата обращения: 15.12.2015).
9. Denise Lievore. «Victim Credibility in Adult Sexual Assault Cases» [2004] (288) Trends and Issues in Crime and Criminal Justice [Электронный ресурс]. URL: http://www.aic.gov.au/publications/current% 20series/tandi/281-300/tandi288.html (дата обращения: 15.12.2015).
Информация об авторах
Реховский Александр Федорович - кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры правосудия, прокурорского надзора и криминалистики, Юридическая школа Дальневосточного федерального университета, 690965, г. Владивосток, ул. Суханова, 8; e-mail: [email protected].
Замараева Ирина Евгеньевна - студентка 5 курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета; e-mail: [email protected].
Information about the authors
Rehovsky Alexandr Fedorovich - Candidate of Law, Associate Professor, professor of department of justice, directorate of public prosecutions and criminalistics, Legal school of the Far-Eastern federal university, 690965, Vladivostok, Sukhanova str., 8; e-mail: [email protected].
Zamaraeva Irina Evgen'evna - student of the 5th year of Law school, Far Eastern Federal University; e-mail: [email protected].
Дата поступления статьи в редакцию: 12.02.2016.
УДК 343.1
В.А. Родивилина
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматриваются уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие порядок использования технических средств, применяемых для решения частных задач предварительного расследования. Анализируются проблемы обязательного участия специалиста при изъятии электронных носителей информации в ходе производства обыска и выемки. Отмечается наличие конкретного и исчерпывающего перечня носителей информации, которые могут являться приложениями к протоколу следственного действия, в УПК РФ употребляются наименования устаревших (в связи с появлением новых, более удобных в использовании) технических средств, что на наш взгляд является нецелесообразным, так как наличие такого перечня может препятствовать использованию новых технических средств и носителей информации в практической деятельности по расследова-