УДК 343.13 ББК 67.411
DOI 10.24412/2073-0454-2021-5-109-114
NIION: 2003-0059-5/21-024 MOSURED: 77/27-003-2021-05-223 © Скачко А.В., Баклыкова Е.Ю., 2021
Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Анна Владиленовна Скачко, профессор кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, доктор юридических наук Академия управления МВД России (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: [email protected]
Евгения Юрьевна Баклыкова, соискатель кафедры предварительного расследования
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с развитием и совершенствованием процессуального статуса прокурора в зарубежном уголовном судопроизводстве сквозь призму сравнительно-правового анализа уголовно-процессуальных законов ряда стран (Россия, США, Франция, Германия, Италия, Англия, Уэльс, Ирландия, Канада, Корея и др.). Анализ уголовно-процессуальных законов вышеуказанных и ряда других государств позволил охарактеризовать общую тенденцию, заключающуюся в признании определяющей роли прокуратуры в системе государственных органов в защите прав и законных интересов граждан, организаций, верховенства закона во всех сферах государственной и общественной жизни.
Ключевые слова: прокурор, суд, процессуальный статус, предварительное расследование, уголовное преследование, прокурорский надзор, досудебное соглашение о сотрудничестве.
INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS AND FOREIGN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE PROCEDURAL STATUS OF THE PROSECUTOR IN CRIMINAL PROCEEDINGS
Anna V. Skachko, Professor of the Department of Organization of Financial, Economic, Material and Technical and Medical Support, Doctor of Legal Sciences
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125993, Moscow, ul. Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh, d. 8) E-mail: [email protected]
Evgeniya Yu. Baklykova, Applicant of the Department of Preliminary Investigation
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. The issues related to the development and improvement of the procedural status of a prosecutor in foreign criminal proceedings are considered through the prism of comparative legal analysis of criminal procedural laws of a number of countries (Russia, USA, France, Germany, Italy, England, Wales, Ireland, Canada, Korea, etc.). The analysis of the criminal procedure laws of the above-mentioned and a number of other States allowed us to characterize the general trend, which consists in recognizing the decisive role of the prosecutor's office in the system of state bodies in protecting the rights and legitimate interests of citizens, organizations, the rule of law in all spheres of state and public life.
Keywords: prosecutor, court, procedural status, preliminary investigation, criminal prosecution, prosecutor's supervision, pretrial cooperation agreement.
Для цитирования: Скачко А.В., Баклыкова Е.Ю. Международные правовые стандарты и зарубежный опыт развития и совершенствования процессуального статуса прокурора в уголовном судопроизводстве. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(5): 109—114.
В зарубежных странах, которые приняли состязательную судебную систему, прокурор, который обязан представить суду все доказательства, подтверждающие вину обвиняемого, признан главным законным представителем стороны обвинения [9, с. 132]. Прокурор играет решающую роль в системе
зарубежного уголовного судопроизводства, он стремится к соблюдению законности и обеспечению справедливости и правосудия для всех [11, с. 34].
Аспекты правового статуса деятельности прокурора в зарубежных странах были рассмотрены в работах Л.В. Головко, П.А. Смирнова, К.Ф. Гузенко,
В.Н. Додонова, К.Б. Калиновского, М.А. Пешкова, В.Н. Махова, Е.В. Терехова, Н.Г. Стойко, С.П. Щер-бы и др.
Процессуальный статус прокуроров в зарубежных странах предопределен местом прокуратуры в соответствующей системе органов государственной власти, и схожих с российской системой черт, исходя из общности принципов организации и компетенции, у них очень мало. Например, только прокуратура Португалии, не относящаяся к какой-либо из ветвей власти, имеет сходные с отечественной прокуратурой особенности.
Для формирования структуры и деятельности прокуратуры отсутствуют общие правила, которые являются обязательными для всех государств мира. В таких странах, как Дания, Швеция, Норвегия и Мексика, данный орган входит в систему исполнительной власти. В Испании и Болгарии прокуроры подчиняются только судебным органам [9, с. 132].
В странах Западной Европы общеправовым началом деятельности прокурора выступает Рекомендация № R (2000) 19 Комитета министров СЕ государствам-членам «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» [10]. Упомянутый документ в качестве рекомендации устанавливает исходные начала по вопросам безопасности деятельности прокурора, функции и объем его полномочий в уголовном судопроизводстве, принципы взаимоотношений прокурора с полицией и судом.
Важно указать, что обстоятельством, позитивно влияющим на реализацию принципа законности в странах Западной Европы и США выступает принятие в качестве общеправового начала деятельности прокурора Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и, Рекомендации № R (2000) 19 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» от 6 октября 2000 г., которыми установлены функции и объем его полномочий на различных стадиях уголовного судопроизводства.
Важно подчеркнуть, что прокуратура каждой страны существует и действует по определенному типу моделей, которыми определяются: система организации, объем и качество полномочий прокурора, но общей тенденцией развития прокуратур современных государств Западной Европы и США является расширение функций прокуратуры, усиление статуса прокурора, обеспечение невмешательства законодательной и исполнительной власти в ее деятельность.
В странах, где полиция независима от прокуратуры, принимаются меры, призванные гарантировать эффективное сотрудничество между полицией и
прокуратурой [10]. Данный тезис применим и для Российской Федерации, так как именно такой порядок взаимоотношений между органами следствия и прокуратурой имеет место быть на сегодняшний день. Но вот установить «надлежащее и функциональное сотрудничество» между следствием и прокуратурой пока не получается, вопрос весьма болезненный, но они обречены на сотрудничество.
Определяет уровень совершенного преступления (федеральный или преступление штата) и в зависимости от вида преступления определяет свои полномочия по уголовному преследованию. По преступлениям федерального уровня готовит обвинительное заключение для представления в суд. Вправе освободить обвиняемого от уголовного преследования в обмен на свидетельские показания, предоставить ему иммунитет от уголовного преследования. Прокурор вправе проводить переговоры с адвокатом по вопросам определения объема обвинения, если обвиняемый согласился сотрудничать со следствием; решает вопрос о привлечении юридических лиц к уголовной ответственности за действия сотрудников юридического лица.
Для прокуратуры США свойственно заключение прокурором различного рода сделок с обвиняемым, свидетелем, потерпевшим. Начало уголовного судопроизводства осуществляется путем предоставления согласия прокурора на выдачу ордера на арест или обыск. Для американской модели правосудия прокурор возглавляет сторону обвинения, поэтому он вправе давать указание полиции, детективам, шерифам по вопросам начала расследования и уголовного преследования, принимать отчеты офицеров полиции о результатах расследования, участвовать в расследовании уголовного дела [13, с. 153]. В США прокурорская система различна даже в различных штатах. К исключительным полномочиям прокурора отнесено определять круг лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемого, объем обвинения.
Характеризуя прокуратуру США в целом, можно отметить следующее: неограниченные полномочия прокурора в самом начале и в ходе производства расследования, контроль и руководство полицией по вопросам расследования, заключение многочисленных соглашений и сделок для получения признательных показаний, доказательств. Как таковая состязательность имеет место в судебном разбирательстве, но может носить ограниченный характер в виду заключения соглашения прокурора с адвокатом. Учитывая это, в английской и американской юридической литературе отмечается, что разрешение дел в стадии судебного разбирательства посредством со-
стязательных процедур является скорее исключением, чем правилом, и что отношения между обвиняемым и полицией в начале судебного разбирательства часто имеют ключевое значение, что разрешение дел в судах не выглядит так, как состязательность сторон, а скорее как сотрудничество между ними в определенном диапазоне [1, с. 29].
Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и Международная ассоциация прокуроров подготовили руководство по определению статуса и роли прокурора в уголовном процессе1. Данный международный документ посвящен анализу мирового опыта деятельности прокуратуры в государствах с различными правовыми системами. После чего разработчики Руководства формулируют методические рекомендации о принципах организации и работы прокуратуры различных стран с перспективой возможности унификации данного института в структуре государственных органов.
В документе подчеркивается, что основное назначение прокурора — это решение об уголовном преследовании и представлении обвинения в суде. К основным функциям в некоторых юрисдикциях, как отмечают разработчики, может также относиться расследование преступлений, надзор за соблюдением следователями процессуальных норм. Упомянутый тезис подчеркивает актуальность дискуссии по вопросу возвращения прокурору его основных полномочий. Основное внимание в этом руководстве делается исключительно на полномочиях прокурора по осуществлению уголовного преследования в отношении обвиняемого. Прокурор должен оказывать влияние на начало и продолжение расследования, на возбуждение уголовного преследования в отношении виновных лиц, он обязан обеспечить соблюдение прав человека органами следствия при производстве расследования.
В большинстве государств, которые придерживаются общих правовых систем, прокурор контролирует все расследование и направляет работу полиции по вопросам расследования, квалификации преступления и объема обвинения. Участие прокуроров в расследовании варьируется в зависимости от правовой системы, сложности и серьезности дел. Они полномочны начать и проводить расследование по уголовному делу, выполнять отдельные следственные действия2. В ст. 11 Конвенции ООН против коррупции отмечается следующее: решение о возбуждении уголовного дела прокурор должен принимать только тогда, когда имеются надежные, достаточные доказательства и не продолжать расследование уголовного дела в отсутствии таких доказательств. Прокуроры не
должны инициировать или продолжать разбирательство, когда беспристрастное расследование показывает, что обвинение необоснованное3.
Однако, мировой опыт показал, что строгое соблюдение этой методологии, где полиция и органы следствия независимы от прокурора, оказывается проблематичным. Появление новых и сложных способов совершения преступлений и возрастающих сложностей в рамках закона привели к усилению прокурорского вмешательства в полицейское расследование и более тесное сотрудничество между этими двумя институтами, где ранее такое вмешательство или сотрудничество не существовало. Перечисленное вызвало изменение парадигмы мышления относительно роли прокуратуры в расследовании уголовного дела.
Появление новых форм преступности (организованная преступность, сексуальные преступления, особенно отмывание денег и наркотиков, торговля людьми) и все возрастающая сложность материального и процессуального права заставляет полицию все больше зависеть от прокуроров из-за оказываемых им юридических консультаций. Во многих юрисдикциях общего права это превратилось в форму сотрудничества, которую оказывает прокурор в самом начале процесса расследования.
Прокуроров в Англии никогда не было. Так исторически сложилось, что обвинение в судах по большинству уголовных дел поддерживала либо полиция, либо отдельные граждане. Генеральный атторней — только за наиболее тяжкие преступления [4, с. 9]. Главным органом прокуратуры в этой стране является дирекция публичных преследований, которая напрямую подчиняется одному из членов правительства — генеральному прокурору, который является главным юрисконсультом королевства, представляющим его интересы в правовых спорах [6, с. 36].
Королевская прокуратура Англии и Уэльса была создана в 1985 г. Ее основная функция заключается в поддержании в судах всех уровней судебного преследования по делам, расследованным полицией. Кроме того, служба прокуратуры короны имеет право сама инициировать и расследовать уголовное дело. Службу возглавляет директор публичных преследований,
1 A United Nations Office on Drugs and Crime and International Association of Prosecutors Guide. The Status and Role of Prosecutors. New York, 2014. p. 37 // URL://https://www.unodc.org/do-cuments/
2 Ibid. P. 39.
3 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
который назначается и работает под руководством генерального прокурора [2, с. 15].
В некоторых юрисдикциях общего права (например, в прокуратуре Короны Англии и Уэльса) решение начать разбирательство во всех, кроме незначительных случаев (сохранена редакция перевода), теперь является полномочием прокурора. В Ирландии все уголовные преследования контролируются прокурорами, под особым контролем прокурора находится расследование сексуальных преступлений и терроризма [7].
Таким образом, в государствах, принадлежащих к англо-американской правовой семье, не было создано условий для развития института прокуратуры как надзорного органа, в том виде, в котором он возник в странах романо-германской правовой семьи [8, с. 183].
Сегодня во всем мире существует широкий спектр участия прокурора на этапе расследования, начиная с момента начала расследования. Отмечается тенденция к тому, что прокуроры начинают участвовать на первоначальном этапе расследования по таким делам, как мошенничество или коррупция, даже в тех странах, где прокурор не имеет официальной роли в расследовании, используя механизм полиции, которую консультирует прокурор на данном этапе расследования. Следующим примером ответственности, которую прокуроры оказывают в различных юрисдикциях по всему миру, подчеркивается, что нет жестких и быстрых правил для вовлечения прокуроров в деятельность по расследованию.
В данном контексте, следует указать, что прокуратура России имеет общие черты с прокуратурами отдельных стран, прежде всего, Франции и Германии. Общая тенденция заключается в признании определяющей роли прокуратуры в системе государственных органов в защите прав и законных интересов граждан, организаций, верховенства закона во всех сферах государственной и общественной жизни. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, основным средством которого является прокурорская проверка, признается в качестве основной деятельности прокуратуры. Значительные отличия имеются по месту прокуратуры в системе государственных органов, в характере и объеме полномочий.
В Германии, например, прокуроры по закону отвечают за производство расследования, полиция является только следственным органом прокуратуры, тогда как на самом деле именно полиция фактически проводит расследования в большинстве
случаев. После возбуждения уголовного дела прокурором многие уголовные дела расследуются полицией. В то же время, полномочия прокурора предусматривают принятие ключевых решений по делу: направление расследования, прекращение уголовного преследования или передачи дела в суд. В наиболее сложных случаях прокурор сам производит расследование, а в обязанности полиции входит выполнение его указаний по производству процессуальных и других действий. В уголовном процессе Германии прокуратура является органом досудебного производства, который проводит расследование в форме дознания. Дознание охватывает производство необходимых следственных действий и принятие итоговых решений по делу. Как только прокурор узнает о совершенном или готовящемся преступлении, он решает вопрос о начале уголовного преследования. В Германии отсутствует стадия возбуждения уголовного дела, а производство первоначальных следственных действий означает возбуждение уголовного дела [12, с. 52].
Аналогичной ответственностью наделены прокуроры в Республике Корея. В Японии прокуроры также наделены полномочиями проводить расследование, но в то же время Уголовно-процессуальный кодекс Японии устанавливает, что главная ответственность за расследование возлагается на полицию.
Есть государства, в которых прокуратура в системе разделения властей занимает независимое положение, не принадлежит ни к одной из этих ветвей (некоторые страны-члены СНГ, Словакия, Сербия и Индонезия).
Во Франции прокуратура состоит при судах, ее возглавляет министр юстиции. Все обвинители назначаются и освобождаются Президентом Франции по предложению министра юстиции. Помимо поддержания обвинения в суде и предоставления суждений, прокуроры контролируют расследование уголовных дел и осуществление законности в местах лишения свободы [3, с. 16].
Напротив, в других странах с традициями обычного права, такие как Кения, Пакистан, Папуа-Новая Гвинея, Объединенная Республика Танзания и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, прокуроры не играют никакой роли в расследовании как таковые, но являются консультативным или надзорным органом для руководства полицейского расследования. Таким образом, консультирование или инструктирование полиции при производстве расследования выступает самостоятельным направлением в работе прокурора. В этом контексте следует иметь в виду, что развитие
^¡¡^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^
новых форм сотрудничества между полицией и прокурорами не следует рассматривать как просто корректировку ради удобства; напротив, такие события во многих странах глубоко структурированы, внимание к независимой роли полиции и прокурора основывается в ходе реализации верховенства закона. Отношения между полицией и прокурорами неизбежно и желательно, чтобы оно в какой-то степени носило противоречивый характер. Соответственно, тесное сотрудничество между полицией и прокурорами должно разрабатываться только на таких сложных, хотя и позитивных отношениях.
Договор о признании вины может также принимать форму переговоров по предложениям, согласованные между стороной защиты и обвинения, которые затем представляются судье. Если судья находит предложение приемлемым, то он принимает соглашение о признании вины. Судья может также отклонить соглашение как не соответствующее фактическим обстоятельствам дела; в этом случае обвинение будет продолжаться до окончания судебного разбирательства.
Независимо от того, участвуют ли стороны в ведении переговоров по заключению соглашения, крайне важно, чтобы процесс провозглашения приговора был прозрачным. Подсудимый должен быть изучен судьей, чтобы убедиться, что он признает свою вину, понимает характер и последствия признания своей вины. Кроме того, все обязательства, сделанные подсудимым или его законным представителем, должны быть указаны в протоколе и признаны сторонами. Подсудимого следует дополнительно допросить, чтобы он признал себя виновным добровольно, без каких-либо угроз или принуждения, и с полным пониманием последствий своего ходатайства. Следует также удостовериться в том, что подсудимый понимает, что он имеет право не признавать себя виновным и имеет право на судебное разбирательство, где ему будет оказывать помощь защитник в оспаривании доказательств, которые предъявит прокурор, а также представит свои доказательства, если он решит это сделать.
В странах континентальной Европы, в отличие от стран англо-американской правовой семьи, прокурор осуществляет не только уголовное преследование, но и контролирует досудебные стадии уголовного судопроизводства, а также расследование уголовных дел. Если во Франции он управляет полицейским и предварительным расследованием, то в Италии — инициирует и расследует уголовные дела, управляет судебной полицией. Органы прокуратуры данных государств относятся к исполнительной власти.
Что касается стран СНГ, то в них прокурорский надзор и органы прокуратуры, после распада СССР и приобретения государственной независимости, не претерпели существенных изменений.
Прокуроры этих государств поддерживают сотрудничество с целью оказания правовой помощи в различных областях правовых отношений. В 1995 г. был создан Координационный совет Генеральных прокуроров стран СНГ [5, с. 101]. Данный орган является региональной международной организацией, в нее входят Генеральные прокуроры стран СНГ.
В дополнение к вышеупомянутым «системным» различиям существует много аспектов, в которых современные прокуроры отличаются друг от друга даже в рамках одного и того же типа или модели. Особенности различных моделей прокуратуры определяются национальными особенностями, историей развития государства и его правовыми институтами.
Прокуратура каждой страны существует и действует по определенному типу моделей и заявлять, что какая-либо из вышеперечисленных моделей «не имеет права» или «имеет право на жизнь» не совсем правильно, потому что они объективно существуют и каждая из них имеет свои особенности, благодаря которым прокуратура конкретной страны успешно выполняет свои задачи. Система организации прокуратур в различных странах влияет на объем и качество полномочий прокурора.
По итогам изучения процессуального статуса прокурора в зарубежном уголовном судопроизводстве можно сформулировать следующие выводы.
Процессуальный статус прокуроров в зарубежных странах предопределен местом прокуратуры в соответствующей системе органов государственной власти. Прокуратура России имеет общие черты с прокуратурами отдельных стран, прежде всего, Франции и Германии. Общая тенденция заключается в признании определяющей роли прокуратуры в системе государственных органов в защите прав и законных интересов граждан, организаций, верховенства закона во всех сферах государственной и общественной жизни. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, основным средством которого является прокурорская проверка, признается в качестве основной деятельности прокуратуры. Значительные отличия имеются по месту прокуратуры в системе государственных органов, в характере и объеме полномочий.
Прокуроры большинства зарубежных стран обладают иммунитетом. В течение всего срока полномочий он не может быть арестован, подвергнут уголовному преследованию, административным санк-
циям, введенным судом, привлечен к уголовной ответственности без согласия парламента, за исключением случаев задержания на месте совершения тяжкого преступления. Статус прокурора несовместим с мандатом депутата, занятием любой другой должности в государственных органах, с членством в политических партиях и других политизированных общественных объединениях, преследующих политические цели, с предпринимательской деятельностью.
Литература
1. Ахмедов Ш.М. Межотраслевой институт досудебного соглашения о сотрудничестве в законодательстве зарубежных стран // Международное публичное и частное право. 2010. № 4. С. 29-34.
2. Воронин С.Э., Кириенко Н.А. Прокурор как правовая и научная категория, ее место в понятийном аппарате зарубежной науки. Биробиджан, 2012.
3. Воронин С.Э., Кириенко Н.А. Прокурор как участник уголовного судопроизводства: Моногр. Биробиджан: Биробиджанский филиал ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет», 2012.
4. Додонов В.Н. Прокуратуры стран мира: Справочник / Под ред. С.П. Щербы. М., 2006.
5. Князева Е.Г. Прокурорский надзор в зарубежных странах // Юристъ-Правоведъ. 2009. № 1. С. 101-105.
6. Михеенко М.М., Шибико В.П. Уголовно-процессуальное право Великобритании, США и Франции: Учеб. пособие. Киев, 1988.
7. Новикова А.А. Системы органов прокуратуры России и Великобритании // Символ науки. 2016. № 11 (4). С. 79-85.
8. Панфилова Е.А. Прокурорский надзор за предварительным следствием: сравнительно-правовой анализ практики зарубежных стран // Символ науки. 2016. № 11 (4). С. 183-188.
9. Поторыкина Е.Ю. Уголовно-процессуальный статус прокурора в судопроизводстве европейских государств // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 10 (12). С. 132-136.
10. Рекомендация № R (2000) 19 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» (принята Комитетом министров Совета Европы 6 октября 2000 г. на 724-м заседании представителей министров) // Журнал российского права. 2001. № 8. С. 65-70.
11. Реховский А.Ф., Замараева И.Е. Роль прокурора в Сингапуре // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2016. № 2 (10). С. 34-47.
12. Филимонов Б.А. Основы уголовного процесса Германии. М.: Изд-во МГУ, 1994.
13. Nora M. Manella. The role of the prosecutor in the American Federal criminal justice system // Resource material series № 53. USA, p. 137-158.
References
1. Akhmedov Sh.M. Mezhotraslevoy institut dosu-debnogo soglasheniya o sotrudnichestve v zakonoda-tel'stve zarubezhnykh stran // Mezhdunarodnoye pub-lichnoye i chastnoye pravo. 2010. № 4. S. 29-34.
2. Voronin S.E., Kiriyenko N.A. Prokuror kak pra-vovaya i nauchnaya kategoriya, eye mesto v ponyatiy-nom apparate zarubezhnoy nauki. Birobidzhan, 2012.
3. Voronin S.E., Kiriyenko N.A. Prokuror kak uc-hastnik ugolovnogo sudoproizvodstva: Monogr. Birobidzhan: Birobidzhanskiy filial FGBOU VPO «Amur-skiy gosudarstvennyy universitet», 2012.
4. Dodonov V.N. Prokuratury stran mira: Spra-vochnik / Pod red. S.P. Shcherby. M., 2006.
5. Knyazeva E.G. Prokurorskiy nadzor v zarubezhnykh stranakh // Yurist"-Pravoved". 2009. № 1. S. 101-105.
6. Mikheyenko M.M., Shibiko V.P. Ugolovno-pro-tsessual'noye pravo Velikobritanii, SShA i Frantsii: Ucheb. posobiye. Kiyev, 1988.
7. Novikova A.A. Sistemy organov prokuratury Rossii i Velikobritanii // Simvol nauki. 2016. № 11 (4). S. 79-85.
8. Panfilova E.A. Prokurorskiy nadzor za predva-ritel'nym sledstviyem: sravnitel'no-pravovoy analiz praktiki zarubezhnykh stran // Simvol nauki. 2016. № 11 (4). S. 183-188.
9. Potorykina E.Yu. Ugolovno-protsessual'nyy status prokurora v sudoproizvodstve evropeyskikh gosu-darstv // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i pro-tsessy. 2015. № 10 (12). S. 132-136.
10. Rekomendatsiya № R (2000) 19 Komiteta mi-nistrov Soveta Evropy gosudarstvam-chlenam «O roli prokuratury v sisteme ugolovnogo pravosudiya» (pri-nyata Komitetom ministrov Soveta Evropy 6 oktyabrya 2000 g. na 724-m zasedanii predstaviteley ministrov) // Zhurnal rossiyskogo prava. 2001. № 8. S. 65-70.
11. RekhovskiyA.F., Zamarayeva I.E. Rol' prokurora v Singapure // Sibirskiye ugolovno-protsessu-al'nyye i kriminalisticheskiye chteniya. 2016. № 2 (10). S. 34-47.
12. Filimonov B.A. Osnovy ugolovnogo protsessa Germanii. M.: Izd-vo MGU, 1994.
13. Nora M. Manella. The role of the prosecutor in the American Federal criminal justice system // Resource material series № 53. USA, p. 137-158.