Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРУЖИЕ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ / WEAPONS / FIREARMS / AMMUNITION TRAFFICKING / GUN-TRAFFIC CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муркштис Мариус Иокубович

Проблема международного взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборота оружия в современных условиях является одной из наиболее актуальных. В этой связи международным сообществом разработан ряд документов универсального и регионального уровней, позволяющих существенно облегчить совместную работу в сфере контроля за оружием. В статье показаны международно-правовые основы в указанной сфере, обозначены недостатки международно-правового регулирования и намечены перспективы нормативной работы в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL BASES OF COUNTERACTION TO ARMS TRAFFICKING

The problem of international cooperation in the field of combating illicit arms trafficking in modern conditions is one of the most significant. In this connection, the international community has developed a number of documents at the universal and regional levels of action that make possible to get work in the of international arm-control sphere more effective. The article shows the international legal framework in this area, outlines the shortcomings of international legal regulation and outlines the prospects for normative work in the field of combating illicit arms trafficking

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ»

МУРКШТИС Мариус Иокубович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса

и криминалистики РУДН e-mail: ugp-asp@yandex.ru

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ

Аннотация. Проблема международного взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборота оружия в современных условиях является одной из наиболее актуальных. В этой связи международным сообществом разработан ряд документов универсального и регионального уровней, позволяющих существенно облегчить совместную работу в сфере контроля за оружием. В статье показаны международно-правовые основы в указанной сфере, обозначены недостатки международно-правового регулирования и намечены перспективы нормативной работы в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия.

Ключевые слова: оружие, огнестрельное оружие, незаконный оборот оружия, контроль за оборотом оружия.

MURKSHTIS Marius Iokubovich,

PhD in Law,

associate Professor of Criminal Law, criminal procedure /

and criminalistics, RUDN

INTERNATIONAL LEGAL BASES OF COUNTERACTION TO ARMS TRAFFICKING

Annotation. The problem of international cooperation in the field of combating illicit arms trafficking in modern conditions is one of the most significant. In this connection, the international community has developed a number of documents at the universal and regional levels of action that make possible to get work in the of international arm-control sphere more effective. The article shows the international legal framework in this area, outlines the shortcomings of international legal regulation and outlines the prospects for normative work in the field of combating illicit arms trafficking.

Key words: weapons, firearms, ammunition trafficking, gun-traffic control.

Преступления в сфере оборота оружия относятся к разряду так называемых конвенционных преступлений, поскольку ответственность за них регламентирована договорными отношениями в сфере международного права. Привлечение к уголовной ответственности во исполнение соответствующих международных обязательств происходит на основании национальных уголовно-правовых запретов.

Начиная с середины 90-х годов XX столетия, вопросы противодействия незаконному обороту оружия все чаще становятся предметом обсуждения в рамках деятельности ООН. Так, на 69-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 1 декабря 1999 г. Резолюцией 54/54 и в соответствии с Резолюцией 53/77 Е Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1998 г. было поддержано провести не позднее 2001 г. международную конференцию по проблеме незаконной торговли оружием во всех её аспектах. Этим

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

же документом был учрежден открытый для участия всеми странами Подготовительный комитет (Группа правительственных экспертов), в рамках работы трех сессий которого необходимо выработать единые подходы по проблемам противодействия незаконному обороту оружия.

В целях содействия сотрудничеству различных стран в деле эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней 15 ноября 2000 г. была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности [1]. Особое значение этого международного документа в деле борьбы с незаконным оборотом оружия заключается в том, что совместно с Конвенцией был принят дополняющий её Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему (утв. Резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи ООН от

31.05.2001 г. Российской Федерацией не ратифицирован), явившийся результатом большой работы сессий Подготовительного комитета.

Как подчеркивают специалисты, на сегодняшний день названный Протокол является единственным всемирным юридически обязательным документом по вопросам огнестрельного оружия, он обеспечивает государствам глобальные рамки в области контроля и регулирования законного оружия и его потоков, предотвращения его попадания на незаконный рынок и содействия расследованию соответствующих преступлений и уголовному преследованию [2]. В частности, в документе установлен понятийный аппарат (даны понятия оружия, составных частей и компонентов, боеприпасов, незаконного изготовления и незаконного оборота оружия и др.), определена сфера применения Протокола и обозначены направления криминализации широкого перечня действий, связанных с незаконными производством и оборотом оружия, его составных компонентов и боеприпасов, фальсификацией, незаконным удалением или иным изменением маркировки оружия, закреплены особенности документации и маркировки огнестрельного оружия, нормативно урегулированы вопросы международного сотрудничества, обмена информацией и взаимопомощи в деле борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота оружия и их предупреждением.

Практически сразу же после принятия Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему 9-20 июля 2001 г. в г. Нью-Йорке состоялась запланированная на 69-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН Конференция ООН по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах. На Конференции была принята «Программа действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах» [3]. В ней содержатся рекомендации по предотвращению нелегального оборота соответствующих предметов на национальном, региональном и глобальном уровнях, а также определены параметры международного сотрудничества и последующей деятельности.

В частности, на национальном уровне было рекомендовано:

- принять необходимые правовые меры и установить соответствующие административные процедуры для осуществления эффективного контроля в отношении изготовления оружия, его экспорта, импорта и реэкспорта в целях предотвращения незаконного производства и

незаконного оборота оружия или попадания к тому, кому они не предназначены;

- создать или назначить соответствующие координационные учреждения или органы, которые должны заниматься проведением исследований и осуществлять контроль за усилиями по предотвращению незаконного оборота оружия;

- создать или назначить национальный контактный центр для обеспечения связи между государствами по вопросам реализации Программы;

- выявлять лиц, вовлеченных в незаконные производство, торговлю, создание запасов и передачу оружия, а также владеющих им и финансирующих его приобретение;

- вести всеобъемлющий и точный учет вооружений, маркировку, лицензирование;

- принимать и осуществлять надлежащие законы, положения и административные процедуры для обеспечения эффективного контроля за экспортом и транзитом оружия;

- обеспечивать надлежащим образом уничтожение конфискованного и излишков накопленного оружия;

- разрабатывать и осуществлять программы информирования населения и повышения уровня осознания им проблем и последствий незаконного оборота оружия;

- реализовывать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции и др.

На региональном уровне Программа действий предписывает создавать или надлежащим уровнем назначать в рамках субрегиональных и региональных организаций контактные центры по соответствующим проблемам противодействия незаконному обороту оружия; активизировать переговорную деятельность; налаживать механизмы взаимодействия; поддерживать программы разоружения, а также регионы, активно добровольно реализующие транспарантные процедуры и действия в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия.

В глобальном масштабе Программа действий призывает участников: к сотрудничеству с ООН в целом и Советом Безопасности ООН; активизации взаимодействия государств и Всемирной таможенной организации с Интерполом; укреплению способности государств к сотрудничеству в выявлении и отслеживании предметов вооружений; унификации подходов и понимания масштабов проблем, связанных с незаконной брокерской деятельностью в отношении стрелкового оружия и легких вооружений; ратификации и присоединению к международно-правовым документам.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

Столь серьезное внимание к указанной Программе действий уделено в рамках настоящей публикации не случайно. На сегодняшний день этот документ представляет собой единственный специализированный международный правовой акт глобального характера, регулирующий вопросы борьбы с легким стрелковым оружием.

Продолжение совместной работы международного сообщества в сфере укрепления сотрудничества в деле противодействия незаконному обороту оружия в рамках реализации Программы действий выразилось в последующих двухгодичных совещаниях государств и обзорных конференциях ООН, на которых был проведен предметный и конструктивный обмен мнениями по вопросам проведения в жизнь основных положений документа. Одна из целей подобных международных многосторонних «встреч» - обсуждение вопроса об имплементации. С момента принятия Программы действий состоялось шесть двухгодичных совещаний государств (2003, 2005, 2008, 2010, 2014, 2016 гг.), два совещания правительственных экспертов отрытого состава (2011, 2015 гг.) и две конференции по обзору процесса в выполнении Программы (2006, 2012 гг.).

Серьезное влияние на содержание «повестки дня» и корректировку взглядов участников международных сношений оказали резонансные события, имеющие международное значение. В частности, рост террористической активности в мире (террористические акты 11 сентября 2001 г. в США). Как отмечается в одном из первых документов ООН, принятых в ходе первого Совещания государств по рассмотрению осуществления Программы действий в 2001 г. (Токийская встреча), следует по-новому взглянуть на связь терроризма, региональных конфликтов и используемого в них оружия. В связи с чем, подчеркивается в принятой по итогам этого совещания Резолюции, международному сообществу следует приложить еще большие усилия для решения проблем международной безопасности [4].

Соответствующие усилия были приложены, что нашло отражение в практически во всех принятых в последующие годы международных документах по проблемам борьбы с терроризмом и организованной преступностью как на глобальном, так и на региональном уровнях.

К примеру, в Резолюции 2200 (2015) Совета Безопасности ООН обращается внимание на угрозы, вызванные доступностью оружия, используемого физическими и юридическими лицами, связанными с террористической организацией «Аль-Каида», и наличие соответству-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

ющих пробелов в нормативном регулировании правил оборота оружия [5]. А в Резолюции 2370 (2017) Совета Безопасности ООН и вовсе все внимание участников международных отношений и международного сообщества сосредоточено на необходимости приложения максимальных усилий в сфере контроля за оборотом оружия, поскольку его попадание к террористическим организациям, таким как ИГИЛ и «Аль-Каида», существенно угрожает международному миру и безопасности [6].

Равным образом в документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе проблема повышения уровня контроля за оборотом оружия, используемого при совершении террористических актов, сегодня называется одной наиболее актуальной. В частности, в одном из заявлений делегаций Франции и Германии, сделанных в ходе 862-го пленарного заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности, указано, что череда произошедших в государствах - участниках ОБСЕ терактов продемонстрировала важность легкого стрелкового оружия как одного из ресурсов, используемых террористами. Сообщения о ходе расследования нападений, имевших место в Париже 13 ноября 2015 г., подтверждают предположения о наличии вновь приведенного в боевое состояние оружия в арсенале боевиков-джихадистов.

Опасности, связанные с незаконной переделкой, модификацией или повторным приведением в боевое состояние легкого стрелкового оружия, отмечается в документе, а также торговля этим оружием представляют серьезную угрозу общей безопасности. В этой связи необратимое обезвреживание такого оружия, подкрепленное систематическим контролем над ним, -задача первостепенной важности [7].

Надо заметить, что именно на региональном межгосударственном уровне нормативное регулирование в сфере контроля за оборотом оружия содержит более эффективные по сравнению с международными документами глобального характера механизмы. Это во многом обусловлено тем, что в процессе принятия международных документов широкого диапазона действия разработчики не могут прийти к общим решениям, сталкиваясь с широкой палитрой подходов к общей проблеме борьбы с незаконным оборотом оружия. Вместе с тем, развивая главные идеи, отраженные в ранее принятых документах ООН, разрабатываемые и принимаемые на региональном уровне международные правовые акты нередко позволяют установить базовые стандарты, подходы и меры, которые в своей перспективе получают закрепление в документах универсального характера, что в

конечном счете приводит к достижению многосторонних договоренностей.

Так, к примеру, содержащиеся в принятых за последние пару десятилетий документах подходы к вопросам сотрудничества в области контроля за оборотом оружия в Европе (например: Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии ^С^0С/1/00, 24.11.2000); Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии (FSC.DOC/1/00/ Б^Л, 20.06.2012); План действий ОБСЕ в отношении легкого и стрелкового оружия (FSC. DEC2/10, 26.05.2010); Решение ОБСЕ 8/13 «Легкое и стрелковое оружие и запасы обычных боеприпасов» (МС^ЕС/8/13, 06.12.2013); Решение ОБСЕ №10/14 «Легкое и стрелковое оружие и запасы обычных боеприпасов» (МС. DEC/10/14/Corr.1, 05.12.2014, с поправками от 30.01.2015 г.); Декларация министров о проектах ОБСЕ по оказанию содействия в области легкого и стрелкового оружия и запасов обычных боеприпасов (МС^Ос/3/16, 09.12.2016) и др.) оказали существенное влияние на содержание положений Международного договора о торговле оружием (принят Генеральной Ассамблеей ООН в апреле 2013 г., вступил в силу 24.12.2014 г.) [8]. Особо следует подчеркнуть, что эти документы ОБСЕ установили стандарты, основополагающие принципы и меры, которые касаются производства, маркировки, экспортного контроля и регистрации оружия, безопасности его хранения и накопления.

Содержание положений Межамериканской конвенции о борьбе с незаконным производством и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других связанных с ними материалов (заключена Организацией межамериканских государств в 1997 г., вступила в силу с 01.07.1998 г.) [9] обязывает государств-участников создать и поддерживать эффективную систему лицензирования и разрешения экспорта, импорта и международного транзита огнестрельного оружия. Межамериканская конвенция включает ряд знаковых и имеющих прикладное значение определений (незаконного производства оружия; его незаконного оборота; огнестрельного оружия и др.).

Сегодня эти положения в обобщенном (не в буквальном) виде также отражены в международном Договоре о торговле оружием. Так, понятие незаконного оборота оружия, представленное в Межамериканской конвенции, включает в себя перечисление ряда действий. Среди них названы импорт, экспорт, приобретение, продажа, поставка перемещение или передача огнестрельного оружия. В свою очередь, в п. 2 ст. 2 Договора о торговле оружием аналогичные действия (включая транзит, перевалку и посредни-

ческую деятельность) названы «передачей» оружия в рамках осуществляемой международной торговли, что в современных условиях позволяет уточнить параметры легальной и незаконной деятельности.

Вместе с тем единообразия взглядов в вопросах международно-правового регулирования рынка оборота оружия и одновременно с этим деятельности по контролю за его незаконным производством, распространением, перемещением и т.п. действиях пока не удалось достичь в азиатско-тихоокеанском регионе и среди стран, объединённых в Лигу арабских государств. В результате чего на межгосударственном уровне в указанных регионах до сих пор не приняты соответствующие документы.

Между тем общеприемлемые решения в данном случае предлагают уже названный международный Договор о торговле оружием, являющийся юридически обязывающим документом в соответствующей области. Обозначив этот документ, имеющий в качестве базовых ориентиров установление как можно более высоких общих международных стандартов для регулирования или совершенствования регулирования международной торговли обычными вооружениями и предотвращение и искоренение незаконной торговли оружием, а также предотвращение его незаконного перенаправления (ст. 1), нельзя не отметить, что его отдельные положения не внушают полного доверия участникам международных отношений. Так, Российская Федерация, выражая свое стремление в последующем рассмотреть вопрос о целесообразности присоединения к Договору о торговле оружием, полагает, что в его тексте содержатся положения, которые вызывают по меньшей мере сомнения и вопросы. (На сегодняшний день позиция российских властей сводится к тому, что при наличии концептуальных недостатков в тексте Договора в совокупности с установленными более высокими национальными стандартами в области военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами присоединение России к Договору видится нецелесообразным.) В этой связи было принято решение воздержаться от голосования на Генеральной Ассамблее ООН по резолюции, открывающей Договор для ее подписания [10].

Позиция российской стороны к вопросу разработки и участия в его подписании была основана на следующем. Как показал мировой опыт, наличие многосторонних механизмов в области передач оружия (среди них есть юридически обязывающие: три - в Африке, по одному - в Европе и Латинской Америке) не предотвращает его перенаправление в нелегальный обо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

рот, в том числе в руки террористов и экстремистов. В связи с этим перед принятием международного Договора российская сторона полагала целесообразным провести аналитическую работу, нацеленную на выявление причин недостаточной эффективности существующих механизмов.

Кроме того, по мнению российской стороны, перекрытию каналов утечки оружия в незаконный оборот способствовало бы повсеместное укрепление национальных систем контроля в государствах - импортерах вооружений. К числу нерешенных задач отнесены: прекращение поставок оружия, произведенного без лицензий или по просроченным лицензиям; регламентация реэкспорта (запрет на его осуществление без согласования с первоначальным экспортером); наведение порядка в брокерской деятельности; усиление контроля за конечным использованием поставляемого оружия; прекращение поставок структурам, не уполномоченным правительствами [11].

Нерешенность этих задач, в том числе и после принятия и вступления в силу Договора о торговле оружием, не позволяет утверждать, что в условиях новых угроз международно-правовые основы позволяют существенным образом повысить эффективность контроля за оборотом оружия, укрепить международную безопасность и сократить риски попадания оружия в незаконный оборот.

Резюмируя изложенное, следует указать, что глобализация преступности и рынка вооружений, высокие экономические выгоды от криминальных сделок с оружием, слабые и недостаточно эффективно выстроенные системы и механизмы внутригосударственного и межгосударственного контроля, маркировки и учета оружия, его трансграничного перемещения и т.п.; существенные расхождения во взглядах различных стран по вопросам оборота оружия, толкования и имплементации положений международно-правовых актов в сфере контроля за оружием; усложнение характера деятельности террористических организаций, использующих оружие для достижения своих криминальных целей, - все это в своей совокупности вынуждает поставить вопрос о недостатках в объеме и содержании имеющихся международных договоренностей. Назрела очевидная необходимость в переосмыслении механизмов международно-правового регулирования. По-новому требуется взглянуть на имеющиеся в руках международного сообщества правовые инструменты и консолидировать дальнейшие усилия в области нормативно-правового обеспечения междуна-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

родного сотрудничества в сфере оборота оружия, включая вопросы легального обращения с ним.

Список литературы:

[1] Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» // СЗ РФ. 2004. № 40, ст. 3882.

[2] Задоян А.А. Незаконный оборот оружия: международно-правовой аспект // Юрист. 2011. № 16. С. 42.

[3] Программа действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах. Документ ООН A/CONF.192/15. URL: http://www.un.org/ru/events/ smallarms2006/actions.pdf

[4] Документ ООН A/56/810-S/2002/145: URL: https://digitallibrary.un.org

[5] Резолюция Совета Безопасности ООН S/ RES/220 (2015) (п. 30, 31). URL: http://www. un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/ RES/2220(2015)

[6] Резолюция Совета Безопасности ООН S/ RES/2370 (2017): URL: http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=S/RES/2370(2017)

[7] Журнал 862-го пленарного заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности. Документ ОБСЕ (FSC.JOUR/868, 20.09.2017 г.). URL: http://www.osce.org/ru/forum-for-security-cooperation/347811?download=true

[8] Международный договор о торговле оружием. URL: https://www.un.org/ disarmament/ru/convarms/договор-о-торгов-ле-оружием/

[9] Межамериканская конвенция о борьбе с незаконным производством и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других связанных с ними материалов (принята и открыта для подписания на основании резолюции AG/RES.1 (XXIV-E/97) на 24-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации американских государств) (Вашингтон, 13 - 14 ноября 1997 г.). URL: https://digitallibrary.un.org/record/252460/ files/A_53_78-RU.pdf?version=1

[10] О позиции России на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Интернет-сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/general_ assembly/-/asset_publisher/lrzZMhfoyRUj/ content/id/1293432

[11] Международный договор о торговле оружием (МДТО) // Интернет-сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/eksportnyj-kontrol/-/ asset_publisher/UhKoSvqyDFGv/content/ id/1125404

Spisok literatury:

[1] Konvenciya OON protiv transnacional'noj organizovannoj prestupnosti. Prinyata rezolyuciej 55/25 General'noj Assamblei ot 15 noyabrya 2000 g. Rossijskaya Federaciya ratificirovala Kon-venciyu Federal'nym zakonom ot 26 aprelya 2004 g. № 26-FZ «O ratifikacii Konvencii Organizacii Ob"edinennyh Nacij protiv transnacional'noj organizovannoj prestupnosti i dopolnyayushchih ee Protokola protiv nezakonnogo vvoza migrantov po sushe, moryu i vozduhu i Protokola o pre-duprezhdenii i presechenii torgovli lyud'mi, osobenno zhenshchinami i det'mi, i nakazanii za nee» // SZ RF. 2004. № 40, st. 3882.

[2] Zadoyan A.A. Nezakonnyj oborot oru-zhiya: mezhdunarodno-pravovoj aspekt // Yurist. 2011. № 16. S. 42.

[3] Programma dejstvij po predotvrash-cheniyu i iskoreneniyu nezakonnoj torgovli strelkovym oruzhiem i legkimi vooruzheniyami vo vsekh ee aspektah. Dokument OON A/ CONF.192/15. URL: http://www.un.org/ru/ events/smallarms2006/actions.pdf

[4] Dokument OON A/56/810-S/2002/145: URL: https://digitallibrary.un.org

[5] Rezolyuciya Soveta Bezopasnosti OON S/ RES/220 (2015) (p. 30, 31). URL: http://www. un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/ RES/2220(2015)

[6] Rezolyuciya Soveta Bezopasnosti OON S/ RES/2370 (2017): URL: http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=S/RES/2370(2017)

[7] Zhurnal 862-go plenarnogo zasedaniya Foruma po sotrudnichestvu v oblasti bezopasnosti. Dokument OBSE (FSC.JOUR/868, 20.09.2017 g.). URL: http://www.osce.org/ru/forum-for-securi-ty-cooperation/347811?download=true

[8] Mezhdunarodnyj dogovor o torgovle oru-zhiem. URL: https://www.un.org/disarmament/ ru/convarms/dogovor-o-torgovle-oruzhiem/

[9] Mezhamerikanskaya konvenciya o bor'be s nezakonnym proizvodstvom i oborotom ogn-estrel'nogo oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i drugih svyazannyh s nimi materialov (prinyata i otkryta dlya podpisaniya na osnovanii rezolyucii AG/RES.1 (XXIV-E/97) na 24-j spe-cial'noj sessii General'noj Assamblei Organizacii amerikanskih gosudarstv) (Vashington, 13 - 14 noyabrya 1997 g.). URL: https://digitallibrary. un.org/record/252460/files/A_53_78-RU. pdf?version=1

[10] O pozicii Rossii na 68-j sessii General'noj Assamblei OON // Internet-sajt Ministerstva inos-trannyh del Rossijskoj Federacii. URL: http:// www.mid.ru/general_assembly/yasset_pub-lisher/lrzZMhfoyRUj/content/id/1293432

[11] Mezhdunarodnyj dogovor o torgovle oruzhiem (MDTO) // Internet-sajt Ministerstva inostrannyh del Rossijskoj Federacii. URL: http:// www.mid.ru/eksportnyj-kontrol/-/asset_pub-lisher/UhKoSvqyDFGv/content/id/1125404

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.