Научная статья на тему 'Транснациональный нелегальный оборот оружия: анализ проблемы и пути её решения'

Транснациональный нелегальный оборот оружия: анализ проблемы и пути её решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1859
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мулюкова Маргарита Вячеславовна,

В данной статье характеризуются существующие международно-правовые средства по борьбе с нелегальным оборотом оружия между разными регионами мира, нормативная база регулирования правоотношений в данной сфере, реализация правовых норм и средств, касающихся данной проблемы, в российском законодательстве, а также позиция ООН по ней. Сопоставляется опыт различных государств в пресечении деятельности по подпольной торговле оружием, его специфика и особенности. Анализируются предпосылки к возникновению данного явления, в частности, условия, влияющие на формирование каналов незаконной торговли оружием на международном уровне, выделяются основные проблемы, препятствующие успешной реализации мер по борьбе с ней. В заключение приводятся пути совершенствования средств по борьбе с транснациональным нелегальным оборотом оружия: предложения по нормативно-правовому регулированию и практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транснациональный нелегальный оборот оружия: анализ проблемы и пути её решения»

Транснациональный нелегальный оборот оружия: анализ проблемы и пути её решения Transnational illegal trafficking in arms: problem analysis and ways to solve it

Мулюкова Маргарита Вячеславовна

Студент 4-го кусра Юридический институт НИУ ЮУрГУ РФ, г. Челябинск e-mail: margosha_174_174@mail.ru

Mulyukova Margarita Vyacheslavovna

Student 4 term NRU SUSU RF, Chelyabinsk e-mail: margosha_174_174@mail.ru

Научный руководитель Поспеев Константин Юрьевич

кандидат педагогических наук НИУ ЮУрГУ РФ, г. Челябинск e-mail: pospeev65@mail.ru

Scientific adviser Pospeev Konstantin Yur'evich

Candidate of Pedagogical Sciences RF, NRU SUSU Chelyabinsk e-mail: pospeev65@mail.ru

Аннотация.

В данной статье характеризуются существующие международно-правовые средства по борьбе с нелегальным оборотом оружия между разными регионами мира, нормативная база регулирования правоотношений в данной сфере, реализация правовых норм и средств, касающихся данной проблемы, в российском законодательстве, а также позиция ООН по ней. Сопоставляется опыт различных государств в пресечении деятельности по подпольной торговле оружием, его специфика и особенности. Анализируются предпосылки к возникновению данного явления, в частности, условия, влияющие на формирование каналов незаконной торговли оружием на международном уровне, выделяются основные проблемы, препятствующие успешной реализации мер по борьбе с ней. В заключение приводятся пути совершенствования средств по борьбе с транснациональным нелегальным оборотом оружия: предложения по нормативно-правовому регулированию и практические рекомендации.

Annotation.

This article describes the existing international legal means to combat illegal arms trafficking between different regions of the world, the regulatory framework governing legal relations in this area, the implementation of legal norms and means relating to this problem in Russian legislation, as well as the UN position on it. The experience of various states in the suppression of activities related to the underground arms trade, its specifics and features are compared. The prerequisites for the emergence of this phenomenon are analyzed, in particular, the conditions affecting the formation of channels for the illicit arms trade at the international level, the main problems that hinder the successful implementation of measures to combat it are highlighted. In conclusion, there are ways to improve the means to combat transnational illegal arms trafficking: proposals on legal regulation and practical recommendations.

Ключевые слова: международное право, транснациональный оборот оружия, нелегальный оборот оружия, предупреждение преступности, обеспечение мировой безопасности.

Key words: international law, transnational arms trafficking, illegal arms trafficking, crime prevention, ensuring world

security.

Оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства традиционно в международном правовом поле считаются товаром, ограниченным в гражданском обороте. И это не случайно, поскольку распространения оружия как внутри государства, так и между разными регионами мира требует специального контроля за его целевым применением с целью недопущения неоправданных человеческих жертв. Сталкиваясь с современными реалиями, международное

сообщество приходит к выводу: незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (далее - незаконный оборот оружия) приобретает масштаб глобальной проблемы [1]. Разработка путей её разрешения потребовала унификации в понимании того, чем же является транснациональный незаконный оборот оружия. В связи с этим, Генеральной Ассамблея ООН приняла 31.05.2001 г. Резолюцию № 55/255 (Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности). В ней даются следующие определения понятиям «огнестрельное оружие», «боеприпасы», «незаконный оборот» (ст.3):

1) «огнестрельное оружие» означает любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели;

2) «боеприпасы» означают выстрел в комплекте или его компоненты, включая патронные гильзы, капсюли, метательный заряд, пули или снаряды, используемые в огнестрельном оружии, при условии, что сами такие компоненты подпадают под систему разрешений в соответствующем Государстве-участнике;

3) «незаконный оборот» означает ввоз/вывоз, приобретение, продажу, доставку, перемещение или передачу огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему с территории или по территории одного Государства-участника на территорию другого Государства-участника, если любое из заинтересованных Государств - участников не дает разрешения на это согласно положениям настоящего Протокола или если огнестрельное оружие не имеет маркировки, нанесенной в соответствии со статьей 8 настоящего Протокола [2].

Неслучайно внимание международного сообщества приковано к проблеме незаконного оборота оружия между государствами. По степени общественной опасности, тему роста теневой сети каналов поставок, по объёму сверхприбыли и среди прочих преступлений в сфере нелегального распространения предметов, ограниченных в обороте, незаконная купля-продажа оружия, уступает лишь нелегальному транснациональному обороту наркотиков. Так, по данным отчета Всемирной таможенной организации (ВТО) «Нелегальная торговля в 2016 году», случаев изъятий нелегально ввозимого оружия и боеприпасов на территории стран-участниц организации - примерно 4 500, что меньше лишь количества случаев изъятия незаконно ввозимых наркотиков (45000 случаев) [3].

Особые опасения относительно транснационального подпольного оборота оружия вызваны следующим фактором: вопрос цены успеха теневой торговли автоматами и пистолетами исчисляется человеческими жертвами - реальными и потенциальными. Так, львиная доля оружия, используемого боевиками регионов ближнего Востока, поставляется последним нелегально [4].

Международное сообщество, обеспокоенное нарастающей угрозой транснационального подпольного оборота оружия, в конце 20 века пыталось прийти к общему знаменателю между регионами мира в вопросе борьбы с этим опасным явлением. Так, на Восьмом конгрессе ООН в Гаване, состоявшемся в августе-сентябре 1990 года, тема контрабанды оружия обсуждалась в свете предупреждения преступности и обращения с правонарушителями. На Девятом конгрессе ООН, состоявшемся в Каире в апреле-мае в 1995 г., страны-участницы сообщества пришли к следующему выводу: халатное отношение к контролю за оборотом оружия приводит как к процветанию преступности, так и распространению проблемы самоубийств [5, 37-40]. Ключевым документом в сфере международного регулирования незаконного оборота оружия стала Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/255 от 31.05.2001 г., установившая правила маркировки оружия и боеприпасов, их учёта, контроля, и нормы, устанавливающие обязательства государств - участников по криминализации отдельных деяний [2].

Кроме того, Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию на основе всестороннего анализа проблемы обращения и применения огнестрельного оружия гражданами, проведённого экспертной группой от 50 стран, выработала конкретные рекомендации по данному вопросу. ООН призывает государства-членов сообщества:

1)Нормативно урегулировать подходы, относящиеся к безопасному применению и хранению огнестрельного

оружия.

2)Иметь систему лицензирования огнестрельного оружия, предупреждающую хранение или ношение оружия лицами, склонными к неправильному обращению с ним.

3)Создать систему регистрации огнестрельного оружия, включающую требования к соответствующей маркировке при его производстве и импорте в целях содействия уголовным расследованиям, исключения хищений и обеспечения отчетности владельцев [6].

Реализация данных мер на уровне каждого отдельного государства, во-первых, поспособствовала бы поддержанию мира в самих странах, и во-вторых, снизила бы объёмы теневой продажи автоматов и пистолетов одними государствами другим, а значит, и сыграла важную роль в восстановлении мира и общественного порядка в странах, которые пока борются за них. Например, в российском законодательстве указанные меры успешно реализованы: порядок правильного и безопасного применения и хранения оружия, основные положения лицензирования и регистрации оружия нормативно урегулирован в Федеральном законе «Об оружии» от 13 ноября 1996 года. Порядок применения и хранения оружия должностными лицами государственных органов Российской Федерации также зафиксирован в Приказе МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции"; Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"; Инструкции о порядке приобретения (получения), учета, хранения, выдачи, использования и транспортирования служебного, гражданского и боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов (патронов) к нему в государственном комитете российской федерации по охране окружающей среды и его территориальных органах (утверждённой

приказом Госкомэкологии России от 7 апреля 2000 года N 230). Порядок приобретения, хранения, учёта и использования оружия гражданами урегулирован в Постановлении Правительства Российской Федерации «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» от 21 июля 1998 года N 814. Кроме того, Российская Федерация занимает вторую позицию в мире по объёму экспортируемого оружия [7]. В связи с этим, для нашего государства важнейшее значение приобретает задача поддержания правомерного характера торговли оружия и боеприпасами. Эта задача успешно реализуется в ряде мероприятий, осуществляемых силовыми структурами нашего государства. В 2018 году ФСБ РФ совместно с органами МВ Д РФ и Росгвардии пресекла деятельность преступной группы из числа жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля, причастных к организации канала поставок огнестрельного оружия из стран Евросоюза в РФ. В ходе мероприятий было изъято 380 единиц огнестрельного оружия отечественного и иностранного производства, 15 ручных осколочных гранат, более 4500 патронов различного калибра, а также комплектующие к огнестрельному оружию и основные части к нему. В 2017 году в ходе аналогичной программы мероприятий ФСБ России совместно с МВД перекрыла канал контрабанды оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ из стран Евросоюза, а также Украины. Причастными к незаконному обороту оружия оказались 54 человека из 24 субъектов РФ, в итоге было изъято более 230 единиц огнестрельного оружия, 97 пистолетов и револьверов [8].

Что касается других государств постсоветского пространства, то по данным Комитета по охране государственной границы Службы госбезопасности Узбекистана, в 2017 году на пунктах погранконтроля было задержано 285 единиц незаконно ввозимого оружия [9].

Особо серьёзна ситуация на Украине. В этой стране с 6 сентября по 6 октября 2017 года в ходе операции МВД Украины «Оружие и взрывчатка» из незаконного оборота было изъято 857 единиц огнестрельного оружия и 393 единицы взрывчатых веществ [10]. Вопрос нелегального оборота оружия встал перед этой страной настолько остро, что Нацполиция Украины признала: «Украина превратилась в самый большой в Европе рынок по продаже нелегального оружия» [11]. Приведённые примеры показывают, насколько сегодня обеспокоены правительства государств ситуацией, сложившейся в свете нелегального оборота оружия между странами. Однако, стоит заметить, что не все государства пока присоединились

к осуществлению задач, поставленных перед мировым сообществом в свете борьбы с подпольным оборотом оружием. Так, в Йемене на покупку оружия гражданам не требуется лицензия. По данным Управления ООН по вопросам разоружения, в 2017 году в Йемене у граждан хранится 14,859,000 единиц оружия [12]. В стране, в которой проживает около тридцати миллионов граждан [13], на каждых двух из них приходится по единице оружия. Феноменальная вооружённость граждан послужила катализатором массовых волнений, которые вылились в полноценные антиправительственные беспорядки [14]. Как считает востоковед П.П. Рябов, до 70% йеменского оружия в Африку, а также в «горячие точки» Ближнего Востока: Ирак и Афганистан [15].

Меры по предупреждению и пресечению деятельности, связанной с нелегальным оборотом оружия между государствами следует предложить в зависимости от специфики канала поставок и приобретения. Полковник в отставке, Виктор Баранец, называет следующие каналы поставок оружия: первый канал - «армейский или военный след», второй канал - оружие, похищенное преступниками с полицейских складов и военных складов . Первый - «армейский или военный след», то есть оружие, которое было украдено во время боевых действий. Так как в обстановке боевых действий каждой из воюющих сторон весьма сложно поддерживать полноценный контроль за движением каждой из единиц оружия, целесообразным представляется установление международного контроля за перемещением оружия. Государства, занимающие нейтральную позицию по отношению к воюющим сторонам, либо органы международных организаций могли бы эффективно отслеживать, сколько единиц вооружения стороны имели до боевых действий, сколько имеют после них. Представляется, что данная деятельность была бы успешно реализована в рамках мониторинговых миссий ОБСЕ.

Второй канал оборота "черного оружия" - оружие, похищенное преступниками с полицейских складов и военных складов. Распространены случаи взрывов и поджогов на складах с целью сокрытия хищения. Специфика профилактики нелегального оборота на уровне международного сообщества в данном случае может быть следующей: разработка мер по улучшению работы по подбору кадров для деятельности, связанной с хранением, отпуском и использованием оружия; разработка технических средств, направленных на отслеживание перемещения наиболее опасных и востребованных на чёрном рынке единиц оружия (например, их чипизация).

На законодательном уровне представляется необходимым расширения сотрудничества между государствами в сфере нелегального оборота оружия. Например, в рамках СНГ существует Соглашение между Государственной таможенной службой Украины и Государственным таможенным комитетом Азербайджанской Республики о сотрудничестве в борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, а также с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 3 июня 2004 года. Принятие подобных документов между другими регионами мира (для РФ это особенно актуально в рамках СНГ) позволило бы наладить в этой сфере диалог между различными странами и послужило канвой для разработки на их основе практических мер. Осуществление силовых мероприятий правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота оружия внутри отдельных государств, а также проводимых разными странами по линии министерств и ведомств совместно, с учётом имеющегося опыта в данной сфере у различных регионов мира и под эгидой ООН, послужило бы хорошим подспорьем в борьбе с международным нелегальным оборотом оружия. Закрепление нормативно-правовой базы по стимулированию добровольной сдачи оружия, например, в рамках резолюций Совета Безопасности ООН может так же послужить эффективным средством в пресечении теневой торговли.

Таким образом, незаконные поставки оружия и боеприпасов оказывают существенное влияние на местные и региональные конфликты, а также на возможности организованной преступности. Предотвращение и пресечение нелегального международного оборота оружия - профилактика политических беспорядков, переворотов, происходящих в различных странах мира. Международная координация усилий всех стран и совместная реализация мер по перекрытию каналов движения «чёрного оружия» позволила бы скорейшему установлению порядка и мира в государствах, которым пока ещё приходится за них бороться.

Список используемой литературы:

1. Стрелковое оружие так же опасно, как и оружие массового уничтожения // Организация Объединенных Наций URL: http://www.un.org/ru/events/smallarms2006/backgrounder.htm (дата обращения: 14.10.2018).

2. Резолюция ГА ООН 55/255 от 31.05.2001 г. ( A/55/383/Add.2) // Организация Объединенных Наций URL: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNTOC/Publications/ARES%2055255/55r255r.pdf (дата обращения 14.10.2018).

3. Россия оказалась на первом месте в мире по контрабанде культурных ценностей // Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД» URL: https://провэд.рф/article/47611-rossiya-okazalas-na-pervom-meste-v-mire-po-kontrabande-kulturnykh-tsennostey.html (дата обращения: 14.10.2018).

4. Откуда ИГИЛ берет оружие // ihodl.com URL: https://ru.ihodl.com/analytics/2015-12-01/otkuda-igil-beret-oruzhie/ (дата обращения: 14.10.2018).

5. Доклад IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Каир, 1995. 29 april. - 8 маy. Russian original. Р. 37-40.

6. 3 Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию ООН. VII сессия. Вена. 1998. 21-30 апреля. Пункт 5 предварительной повестки дня. Distr. General. E/CN/15/1998/4. 1998. 11 March. Original: English.

7. Россия осталась второй в мире по объемам экспорта оружия // Интерфакс URL: https://www.interfax.ru/world/487369 (дата обращения: 14.10.2018).

8. О некоторых особенностях оружейной контрабанды // РИА Крым URL: https://crimea.ria.ru/authors/20180726/1114908922.html (дата обращения: 14.10.2018).

9. Пограничники Узбекистана задержали за год почти 5 тысяч нарушителей // News Directory World News Headlines URL: http://dir.md/asia/20180405/1025227577/pogranichniki-uzbekistana-zaderzhali-god-pochti-5-tysyach-narushiteley.html?host=ru.sputnik.tj (дата обращения: 14.10.2018).

10. «Очень выгодный бизнес»: как Украина стала одним из крупнейших в Европе рынков нелегального оружия // RT на русском URL: https://russian.rt.com/ussr/article/450546-ukraina-nelegalnoe-orujie (дата обращения: 14.10.2018).

11. Как Украина стала одним из крупнейших в Европе рынков нелегального оружия // Рамблер Новости URL: https://news.rambler.ru/ukraine/38448785-kak-ukraina-stala-odnim-iz-krupneyshih-v-evrope-rynkov-nelegalnogo-oruzhiya/ (дата обращения: 14.10.2018).

12. Yemen — Gun Facts, Figures and the Law // gunpolicy.org URL: https://www.gunpolicy.org/firearms/region/yemen (дата обращения: 14.10.2018).

13. Население Йемена // Население Земли URL: https://countrymeters.info/ru/Yemen (дата обращения: 14.10.2018).

14. Йемен попросил монархии Персидского залива ввести в страну совместные вооруженные силы // ТАСС URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1848927 (дата обращения: 14.10.2018).

15. Оружейный рынок Йемена // Институт Ближнего Востока URL: http://www.iimes.ru/?p=10136 (дата обращения: 14.10.2018).

16. "Черный рынок" оружия: Макаров за 100 долларов // Русская служба BBC URL: https://www.bbc.com/russian/mobile/russia/2012/12/121128_guns_illegal_market.shtml (дата обращения: 14.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.