УДК - 341 ББК - 67
БУРЬЯНОВ Сергей Анатольевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и прав человека юридического института ГАОУ ВО МГПУ, ведущий научный сотрудник, сопредседатель Совета Института свободы совести
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И ЗАЩИТЕ ОТ НЕТЕРПИМОСТИ И ДИСКРИМИНАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена изучению региональных международно-правовых документов в области свободы совести, защиты от нетерпимости. Рассматриваются вопросы их соотношения с универсальными документами, а также затронута проблема эффективности международно-правовых норм в сфере свободы совести. Сделан вывод о необходимости приведения региональных международно-правовых актов в сфере свободы совести в соответствие с универсальными документами. Автор обосновывает целесообразность создания системы гарантий реализации свободы совести на основе принципа мировоззренческого нейтралитета государств и других субъектов международного права.
Ключевые слова: международное право, права человека, свобода совести, защита от нетерпимости, универсальные международно-правовые документы, региональные международно-правовые документы, эффективность международно-правовых норм, мировоззренческий нейтралитет.
Abstract. The article is devoted to the study of regional international legal instruments in the field of freedom of conscience, protection from intolerance. Deals with the issues of their relation with universal documents, as well as touched upon the problem of effectiveness of international legal norms in the sphere of freedom of conscience. The conclusion about the need to bring regional international legal acts in the sphere of freedom of conscience into line with the universal instruments. The author substantiates the expediency of creation of system of guarantees of implementation of freedom of conscience based on the principle of ideological neutrality of States and other subjects of international law.
Keywords: international law, human rights, freedom of conscience, protection against intolerance, a universal international legal instruments, regional and international legal instruments, the effectiveness of international legal norms and ideological neutrality.
BURYANOV Sergey Anatolyevich,
candidate of legal Sciences, associate Professor of international law and human rights law Institute of GAOU IN Moscow state pedagogical University, leading researcher, co-Chairman of Council of Institute of liberty of conscience
INTERNATIONAL LEGAL NORMS ON FREEDOM
OF CONSCIENCE AND PROTECTION OF INTOLERANCE AND OF DISCRIMINATION: PROBLEMS OF CORRELATION AND EFFICIENCY
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2016
В современных условиях глобализации [13, с. 12-40] международное право прав человека [11, с. 335], регулирующее сотрудничество государств в обеспечении прав человека, должно занимать центральное положение в системе международного права. Можно без преувеличения сказать, что права человека выступают в качестве индикатора развития современного государства [8, с. 3-17; 15, с. 8]. В условиях обострения проблем безопасности личности, общества, государства реализация прав человека выступает в качестве важнейшего условия ее обеспечения [14, с. 3-7].
Таким образом, как верно отмечает И.И. Лукашук, права человека больше не являются внутренним делом государств, а международный контроль не является вмешательством во внутренние дела. Нельзя не согласиться с мнением известного ученого, что уважение этих прав является основой всеобщего мира: «Международное право призвано стать гомоцент-ричным, т.е. ориентированным на человека. Оно придало статус императивных норм принципам и нормам о правах человека» [10, с. 12].
Полагаю, что свобода совести как свобода мировоззренческого выбора является основой свободы как таковой, системообразующим правом в системе прав человека [16, с. 1052-1067]. Исторический опыт показывает, что попрание свободы совести неизбежно сопровождается авторита-ризацией власти, массовыми нарушениями прав человека, усилением нестабильности в международных отношениях и глобальными угрозами. Сегодня это происходит не только во многих странах мира, но и с человеческой цивилизацией в целом.
В указанном контексте представляется актуальным рассмотрение соотношения и эффективности универсальных и региональных международно-правовых документов в области свободы совести, защиты от нетерпимости. Следует подчеркнуть, что социальная опасность нетерпимости (антипода толерантности) заключается в создании условий для нарушений принципа равноправия, ведущих к дискриминации и нарушениям прав человека [3, с. 4-13].
Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. заложил основу современной универсальной международно-правовой защиты прав человека. В документе говорится о решимости «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе».
Государства - члены ООН обязались «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Таким образом, «посредством Устава, все государства - члены ООН юридически связаны в борьбе за полную реализацию всех прав и свобод человека» [1, с. 11], что фактически означает международное признание принципа уважения прав человека, включая свободу совести. Этот принцип получил дальнейшее развитие в различных международно-правовых документах как универсального, так и регионального характера.
Кроме Устава ООН, среди универсальных документов о правах человека, затрагивающих сферу свободы совести и направленных на защиту от нетерпимости и дискриминации, следует выделить: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений; Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2016
и языковым меньшинствам; Конвенцию о правах ребенка; Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования; Декларацию принципов толерантности и др.
По мнению В.А. Карташкина и Е.А. Лу-кашевой, «каталог прав человека, провозглашенный во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., основанный на европейских ценностях, был провозглашен как универсальный [9, с. 38].
Однако упомянутые авторы говорят о трудностях, с которыми сталкивается восприятие ценностей прав человека «народами ряда регионов и культур, принадлежавших к иным цивилизациям», отмечая, что «процесс поощрения и защиты прав человека должен носить универсальный характер и осуществляться без каких-либо условий» [9, с. 38].
Кроме упомянутых выше универсальных, существуют региональные документы межправительственных и неправительственных организаций в области свободы совести, речь о которых пойдет ниже.
Так как многие современные конфликты берут свое начало с расизма, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, то в конечном итоге это создает крайне серьезные препятствия для взаимодействия людей и позитивной интеграции государств в целях устойчивого развития цивилизации.
Именно поэтому необходимо рассмотрение вопроса соответствия универсальных и региональных документов в сфере свободы совести и защиты от нетерпимости.
В целом позиция Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/СБСЕ), Европейского союза соответствует духу и букве универсальных международно-правовых документов, а также Европейского сообщества. Документы СЕ, ЕС, ОБСЕ/СБСЕ подтвердили приверженность государств-участников ценностям, закрепленным в универсальных международно-правовых документах. Государства-участники взяли на себя обязательства противодействовать ксенофобии, нетерпимости и дискриминации, а также нарушениям прав человека в сфере свободы совести. Следует подчерк-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2016
нуть особую роль Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 г. и Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), которые являются реально действующими инструментами противодействия расизму, дискриминации, ксенофобии, связанной с ними нетерпимости к нарушениям прав человека.
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 1995 г. содержит формулировки, закрепляющие ценности, в целом соответствующие универсальным и европейским документам. Они повторяют и слабые места упомянутых документов, определяющих низкую эффективность соответствующих норм. Однако, по сравнению с европейским, механизм СНГ является более слабым, поскольку не содержит действенных процедур рассмотрения жалоб.
Документ Африканского союза «Африканская хартия прав человека и народов» от 1981 г. декларирует свободу совести и запрещает дискриминацию, но, по сравнению с универсальными документами, круг прав в данной сфере несколько урезан. Кроме того, механизм реализации нельзя считать эффективным. Представляется актуальным приведение документов Африканского союза в соответствие с универсальными документами.
Конвенция Организации американских государств о правах человека от 1969 г. содержит нормы, в целом соответствующие универсальным документам в сфере противодействия расизму, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.
Декларация стран - членов Ассоциации Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) от 2012 г. закрепила права каждого человека и защиту со стороны закона без дискриминации на основе пола, расы, возраста, языка, религии, политических и других взглядов, национального или социального происхождения, экономического статуса, рождения, инвалидности или другого статуса. В частности, каждый человек имеет право на свободу мысли, сознания и религии, а все формы нетерпимости, дискриминации и разжигание вражды на основе религии и верований должны пресекаться.
При этом образование должно укреплять уважение прав и основных свобод человека и предоставлять всем людям возможность поддерживать понимание, терпимость и дружбу между всеми нациями, расовыми и религиозными группами и улучшать деятельность АСЕАН в поддержании мира.
Однако этот документ весьма дискуссионно ставит реализацию прав человека на региональном и национальном уровнях в зависимость от разных политических, экономических, правовых, социальных, культурных, исторических и религиозных предпосылок.
Азиатско-тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов от 15 февраля 1988 г. была принята в Нью-Дели на 2-й Конференции азиатско-тихоокеанских юристов. Документ закрепляет право на всеобщее уважение и соблюдение всех прав и свобод человека и народов для всех независимо от расы, национальности, религии, пола, уровня развития. Документ содержит ряд прав человека, в том числе право на свободу мысли, совести и религии.
Исламская декларация прав человека (Каирская декларация о правах человека в исламе) от 1990 г. и Арабская хартия прав человека и народа в арабском мире от 2004 г. ставят реализацию прав человека в сфере свободы совести в зависимость от доктринальных установок исламского шариата.
Итоговый документ Международной неправительственной мусульманской конференции от 2005 г. «Ведущие улемы исламского мира об обвинении в неверии и единстве мусульман» также апеллирует к Корану и призывает урегулировать разногласия среди мусульман, придерживающихся различных течений ислама. В частности, речь идет о последователях суннитских мазхабов (ханафитский, маликитс-кий, шафиитский, ханбалитский), шиитских течений джафария, зайдия, ибадия и захирия, а также ашаризма и тех, кто исповедует истинный суфизм. В общем, «непозволительно причислять к атеистам любую группу мусульман, которые веруют во Всевышнего Аллаха и Его Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует), ува-
жают догматы религии, не отвергая ни один из них», — гласит документ.
Документ международной неправительственной организации «Исламский Совет Европы» под названием «Всеобщая Исламская Декларация прав человека» был принят в 1981 г. В декларации содержится перечень прав человека с указанием на божественность их источника и веру в «обязанность мусульман установить исламский порядок». Представляется, что на этом фоне многочисленные декларации неприятия дискриминации, приверженности правам человека, включая свободу совести, не имеют достаточных оснований для воплощения в жизнь.
В значительной мере можно согласиться с мнением Т.П. Минченко, которая отмечает, что «отсутствие общей концептуальной основы ведет к тому, что исламское общество ставится перед жестким выбором: либо стать на позицию фундаменталистов, призывающих к восстановлению исламских традиций и ориентации государства только на шариат, допуская при этом только ограниченную веротерпимость, либо идти за их оппонентами, выступающими за современные европейские представления о конституционализме и правах человека» [4, с. 351].
Таким образом, документы межправительственных и неправительственных исламских организаций не в полной мере соответствуют принципам универсальных международно-правовых документов и не способствуют реализации свободы совести, противодействию расизму, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.
Нельзя не согласиться с С.В. Иванее-вым, который считает, что «прогрессивное развитие международного права связано с необходимостью формирования норм, направленных на преодоление религиозных барьеров между людьми, народами и государствами... Для преодоления угроз в сфере глобальной безопасности необходимо, чтобы принцип светскости государства был закреплен на международно-правовом уровне» [4, с. 350].
Однако светскость государства (как его мировоззренческий нейтралитет) [2, с. 8— 11], являясь важнейшей гарантией реали-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2016
зации свободы совести и защиты от нетерпимости и дискриминации, никак не обозначена в международно-правовых документах [5, с. 227, 228]. В конечном итоге несоблюдение принципа мировоззренческого нейтралитета государств создает почву для нарушений прав человека и конфликтов [12, с. 24-55; 17, с. 98-116].
Приходится признать, что не вполне адекватное понимание современных общественных отношений и неразрешенные теоретико-правовые проблемы предопределяют отставание науки, оказывают деструктивное влияние на универсальные международно-правовые документы в области прав человека и значительно снижают их эффективность, если не делают их вовсе неэффективными.
Представляется актуальным усиление эффективности универсальных международно-правовых документов в сфере свободы совести на основе их реформирования, а также приведение в соответствие с ними региональных документов.
В свою очередь, повышение эффективности упомянутых выше документов требует создания адекватной системы гарантий реализации свободы совести на основе принципа мировоззренческого нейтралитета государств и других субъектов международного права [6, с. 161-193; 7, с. 197; 5, с. 233].
Список литературы:
[1] Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.
[2] Алейникова С.М., Бурьянов С.А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально. М., 2015.
[3] Бурьянов С.А. Государственно-конфессиональные отношения и тенденции трансформации законодательства о свободе совести // Юридический мир. 2001. № 12.
[4] Бурьянов С.А. IV Международный научный конгресс «Глобалистика-2015»:перспекти-вы развития международного права в условиях глобализации общественных отношений // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10.
[5] Бурьянов С.А. Международно-правовые документы в области свободы совести и практика их реализации в Российской Федерации:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2016
Теоретико-прикладное исследование за 2011 год. М.: Моск. Хельсинк. группа, 2012.
[6] Бурьянов С.А. Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиозными объединениями в федеральном избирательном цикле 2003 - 2004 года. М., 2005.
[7] Бурьянов С.А. Светскость государства и международно признанная свобода совести: Теоретико-прикладное исследование за 2015 -начало 2016 г. М.: Полиграф Сервис, 2016.
[8] Гражданские права человека в России: современные проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. Третье издание. М.: ЗАО «ТФ «МИР». 2010.
[9] Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международно-правовые стандарты прав человека: универсализм, регионализм, реалии // Государство и право. 2010. № 7.
[10] Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. М.: Волтерс Клувер, 2005.
[11] Международная защита прав человека и государственный суверенитет: Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. Т.А. Сошникова М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015.
[12] Права человека в Российской Федерации: Сборник докладов о событиях 2014 года. М.: Моск. Хельсинк. группа, 2015.
[13] Права человека в условиях глобализации и их защита в международном частном праве (междисциплинарное исследование): Коллективная монография: в 2-х книгах. Книга I / Под ред. А.И. Кривенького. М.: МГПУ, 2016.
[14] Права человека и национальная безопасность: Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся в Московском гуманитарном университете 11-12 мая 2011 года / Под ред. Т.А. Сошниковой. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.
[15] Права человека - индикатор современного развития России: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Т.А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015.
[16] Свобода совести: проблемы теории и практики: Монография / Под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова. М.: ЗАО ТФ «МИР», 2012.
[17] «Свои» и «чужие»: толерантность, стереотипы, права. М.: Московская Хельсинкская группа, 2016.
Spisok literatury:
[1] Azarov A., Rojter V., Xyufner K. Zashhita prav cheloveka. Mezhdunarodny'e i rossijskie mexanizmy'. M.: Moskovskaya shkola prav cheloveka, 2000.
[2] Alejnikova S.M., Bur'yanov S.A. Svetskoe gosudarstvo v voprosax i otvetax: kratko, dostupno i aktual'no. M., 2015.
[3]Bur'yanov S.A. Gosudarstvenno-konfessional'ny'e otnosheniya i tendencii transformacii zakonodatel'stva o svobode sovesti // Yuridicheskij mir. 2001. № 12.
[4] Bur'yanov S.A. IV Mezhdunarodny'j nauchny'j kongress «Globalistika-2015» : perspektivy' razvitiya mezhdunarodnogo prava v usloviyax globalizacii obshhestvenny'x otnoshenij // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2015. № 10.
[5] Bur'yanov S.A. Mezhdunarodno-pravovy'e dokumenty' v oblasti svobody' sovesti i praktika ix realizacii v Rossijskoj Federacii: Teoretiko-prikladnoe issledovanie za 2011 god. M.: Mosk. Xel'sink. gruppa, 2012.
[6] Bur'yanov S.A. Religiya na vy'borax v Rossii. Faktor otnoshenij gosudarstva s religiozny'mi ob»edineniyami v federal'nom izbiratel'nom cikle 2003 - 2004 goda. M., 2005.
[7] Bur'yanov S.A. Svetskost' gosudarstva i mezhdunarodno priznannaya svoboda sovesti: Teoretiko-prikladnoe issledovanie za 2015 -nachalo 2016 g. M.: Poligraf Servis, 2016.
[8] Grazhdanskie prava cheloveka v Rossii: sovremenny'e problemy' teorii i praktiki / Pod red. F.M. Rudinskogo. Tret'e izdanie. M.: ZAO «TF «MIR». 2010.
[9] Kartashkin V.A., Lukasheva E.A. Mezhdu-narodno-pravovy'e standarty' prav cheloveka:
universalizm, regionalizm, realii // Gosudarstvo i pravo. 2010. № 7.
[10] Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo: osobennaya chast': Uchebnik dlya studentov yuridicheskix fakul'tetov i vuzov. M.: Volters Kluver, 2005.
[11] Mezhdunarodnaya zashhita prav cheloveka i gosudarstvenny'j suverenitet: Materialy' mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. red. T.A. Soshnikova M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2015.
[12] Prava cheloveka v Rossijskoj Federacii: Sbornik dokladov o soby'tiyax 2014 goda. M.: Mosk. Xel'sink. gruppa, 2015.
[13] Prava cheloveka v usloviyax globalizacii i ix zashhita v mezhdunarodnom chastnom prave (mezhdisciplinarnoe issledovanie): Kollektiv-naya monografiya: v 2-x knigax. Kniga I / Pod red. A.I. Kriven'kogo. M.: MGPU, 2016.
[14] Prava cheloveka i nacional'naya bezopasnost': Materialy' mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, sosto-yavshejsya v Moskovskom gumanitarnom universitete 11-12 maya 2011 goda / Pod red. T.A. Soshnikovoj. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. unta, 2011.
[15] Prava cheloveka - indikator sovre-mennogo razvitiya Rossii: Materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. red. T.A. Soshnikova. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2015.
[16] Svoboda sovesti: problemy' teorii i praktiki: Monografiya / Pod red. F.M. Rudinskogo, S.A. Bur'yanova. M.: ZAO TF «MIR», 2012.
[17] «Svoi» i «chuzhie»: tolerantnost', stereotipy', prava. M.: Moskovskaya Xel'sink-skaya gruppa, 2016.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2016