• Политические институты.
• Институциональные политические исследования.
• Политическая культура.
• Политические элиты.
• Политическое лидерство.
• Выборы и электоральный процесс.
• Партии и партийные системы.
• Государственное и муниципальное управление.
• Государственная политика.
Специальные заседания
• Пространство российской свободы: гуманитарное измерение.
• Государство, бизнес, гражданское общество: проблемы взаимодействия.
• Стратегии модернизации и инновационного развития.
• Политические права человека перед вызовами модернизации.
• Политическая идентичность как ресурс современного общественного развития.
• Визуальные коммуникации в российской политике: методология изучения и эмпирические обобщения.
• Символическая политика в постсоветской России: подходы, акторы, инструменты.
• Политическое управление.
• Политический менеджмент.
• Принятие политических решений.
• Политический анализ.
• Политические коммуникации.
• Политическая лингвистика.
• Политическая семиотика.
• Гендерные политические исследования.
• Политические технологии.
• Военно-гражданские отношения.
• Российские этносы в общем историко-культурном и политическом пространстве.
• Взаимодействие глобальных, региональных и национальных процессов в современном мире.
• В поисках новой роли: международные организации безопасности в евразийском
и евроатлантическом регионах.
• Политические конфликты и обеспечение национальной и региональной безопасности.
• Протесты и «спорная политика»: тематическое и методологическое пространство исследований.
• Политические сети и их влияние на современную политику.
• Информационные технологии в политике.
• Международные отношения.
• Мир, война и международная безопасность.
• Политика в ядерной сфере.
• Этнополитические процессы.
• Преподавание политической науки.
• Электронное правительство.
• Интернет и политика.
• Электоральная система
и политические партии в России: прошедший электоральный цикл и будущее политической репрезентации.
• Государственное управление
и политико-административные реформы в современном мире.
• Экологическая политика
и перспективы национального и глобального развития.
• Современные формы публичности, публичная политика и гражданская инициатива.
Оргкомитет и Программный комитет VI Всероссийского конгресса политологов
Нина ВОЛОДИНА
Эащита и реализация прав на свободу совести и вероисповедания в нормах международного права
Существующие международные соглашения основаны на светском принципе формирования государств. В современном мире универсальными ценностями признаются права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Светский характер прав человека признается
Нина володина - доктор философских наук, профессор кафедры судебной власти правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов
и религиозными лидерами. Например, еще в бытность митрополитом нынешний Патриарх Кирилл на семинаре «Диалог культур и цивилизаций», состоявшемся в Париже 13-14 марта 2007 г., сказал: «С самого начала права человека формировались как светская ценность, которая могла бы быть принята и понята всеми людьми, независимо от мировоззренческой позиции» [1].
В международном праве не дается юридического определения религии, хотя часто употребляется это слово и производные от него.
Например, Натан Лернер считает, что юридическое определение религии прямо соответствует понятиям «свобода совести» и «свобода вероисповедания» [2]. С этим нельзя согласиться, поскольку автор понимает религию в рамках конкретно взятой отрасли юриспруденции. При этом сущностные характеристики данного понятия выходят за рамки права как такового. Но можно согласиться с тем, что международные организации принимают меры по защите прав на свободу совести и свободу вероисповедания? и такие
меры закреплены в международном праве и влияют на национальное законодательство разных государств.
Правовое регулирование в сфере отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации осуществляется на основе международных правовых актов, закрепляющих права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Понятие «свобода вероисповедания» трактуется в Большом юридическом словаре как одна из основных личных свобод человека, включающая право индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Свобода вероисповедания признается конституциями даже тех стран, где существует институт государственной (официальной) религии [3]. Другое понятие - «свобода совести» - означает прежде всего свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода совести значительно шире по содержанию, чем свобода вероисповедания. Это понятие, во-первых, включает свободу придерживаться и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. Свобода совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах [3]. Свобода совести закреплена в ст. 28 Конституции Российской Федерации.
Государственная защита права на свободу совести человека и гражданина в Российской Федерации -это деятельность государственных органов власти и соответствующих должностных лиц по соблюдению и охране права на свободу совести человека и гражданина. Защита этого права является обязанностью государства. Глава российского государства - Президент РФ - при вступлении в должность по тексту клятвы обязуется уважать и охранять права и свободы человека и
гражданина, в том числе и права на свободу совести и свободу вероисповедания. Правительство РФ уполномочено осуществлять меры по обеспечению прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания. Законодательство многих стран, в том числе и современной России, принято и разработано с учетом международных стандартов.
Как юридическое понятие «свобода совести» является одним из основополагающих принципов, утвержденных Всеобщей декларацией прав человека, входит в конституции и законы многих государств.
В международных правовых актах большое внимание уделяется религиозной свободе, хотя это понятие не закреплено юридически. Необходимо различать следующие стороны религиозной свободы: а) свобода мировоззренческого самоопределения личности (выбор религии); б) свобода выражения собственных убеждений и деятельности; в) право свободного вхождения личности в соответствующее религиозное объединение. Многие ученые, например, Т.А. Бажан [4] рассматривают в данном контексте религиозную свободу. Нормативная основа религиозной свободы выделяется в рамках общепризнанных норм международного права и включает в себя следующие критерии:
1. Внутренняя свобода: каждый имеет право на свободу совести и свободу вероисповедания (каждый человек имеет, поддерживает или может изменить свою религию или убеждение).
2. Внешняя свобода: каждый имеет религиозную свободу, может единолично или сообща исповедовать ту или иную религию, публично или частным образом участвовать в богослужении и выполнять ритуалы.
3. Непринуждение: человек не может быть субъектом для принуждения, а самостоятельно выбирает вероисповедание.
4. Исключение дискриминации: государство гарантирует всем без исключения право на свободу совести и свободу вероисповедания
независимо от расы, пола, языка, национальности, места рождения, социального статуса и др.
5. Уважение права родителей и опекунов: государство обязано уважать это право и гарантировать религиозное и нравственное образование, но одновременно обеспечивать защиту прав каждого ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания, совместимую с развитием его способностей.
6. Корпоративная свобода и юридический статус религиозных структур: религиозным объединениям предоставлено право иметь или не иметь статус юридического лица.
7. Ограничения религиозной свободы: право государства ограничить религиозную свободу в случаях, необходимых для защиты общественной безопасности или порядка, здоровья, нравственности.
8. Неотъемлемость права на свободу совести и свободу вероисповедания: государство не может ущемить эти права [5].
Совокупность права личности на свободу совести и связанных с этими правами обязанностей составляют правовой статус личности. Он определяется двойственно: личность как человек и личность как гражданин. Свобода совести, свобода вероисповедания являются универсальными и фундаментальными правами человека и закреплены в международных нормах.
Правовые основы свободы совести и свободы вероисповедания устанавливают такие международные акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Ассамблеей ООН (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах че-
ловека (1995 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (принята Ассамблеей ООН 1981 г.), Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др. Международные документы соответствуют Уставу ООН, устанавливающему равноправие для всех, и подчеркивают четыре основания, по которым недопустима дискриминация. Одно из них - религия. Важнейшее положение Устава ООН закреплено в ст. 55, где указывается, что международно-правовая обязанность государств-членов ООН заключается в содействии всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.
Сотрудничество осуществляется на принципе суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела.
Положения о свободе совести и деятельности религиозных объединений содержатся в ряде международных правовых актов.
Всеобщая декларация прав человека. Основные статьи - 18 и 29 - касаются свободы совести и свободы вероисповедания. Декларация указывает на право иметь религиозные или нерелигиозные убеждения, исповедовать ту или иную религию индивидуально или совместно с другими, а также менять религию или убеждение. Право на свободу совести и религии связано с реализацией и применением этого права. Субъекты права не могут действовать самостоятельно, без официального содействия органов государства, чего требует юридическая норма. Содействие для реализации рассматриваемых прав в рамках своей компетенции оказывает должностное лицо или орган государственной власти для установления субъективных прав и обязанностей, конкретизирующих отношения государства и гражданина по вопросам свободы совести и свободы вероисповедания.
Свобода человека, которая не
имеет ограничений, может быть разрушительной для общества и вызвать негативные последствия. Сторонник концепции юридического правопонимания В.А. Четверенин утверждал приоритет прав человека даже по отношению к основам конституционного строя, но признавал необходимость законодательного установления «пределов (меры) свободы в сфере соответствующих прав и свобод человека и гражданина, запрещающих все общественно вредное, исключающих злоупотребление свободой» [6].
Ограничения религиозных прав предусмотрены многими международными документами. Такие ограничения необходимы в связи с тем, что «религии и идеологические системы веры слишком часто неправильно использовались, вызывая нетерпимость, дискриминацию, предубеждение, ненависть и насилие. Когда этнические и религиозные критерии совпадают (например в прежней Югославии), то результаты ужасающи, включая возможность войны и даже геноцида» [7]. Подобная ситуация может неоднократно повторяться, если не совершенствовать международное право по существующим проблемам современности, связанным с религиозной свободой и разработкой правовых норм по предупреждению такого рода ситуаций.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах указывает на уважение свободы родителей и опекунов выбирать для детей в соответствии со своими убеждениями как государственные школы, так и другие, отвечающие требованиям, установленным государством для обеспечения религиозного и нравственного воспитания детей.
Достоинство личности основывается на свободе самоопределения мировоззренческого выбора, что связано с признанием религиозной свободы и свободой совести. Международным законодательством гарантирован мировоззренческий плюрализм. Важным для государства является воспитательный
элемент, основанный на развитии духовного и нравственного потенциала для утверждения ценностей гражданского общества в развитии личности ребенка. В Российской Федерации реализация принципов свободы совести в системе образования требует пристального внимания государства, что диктуется необходимостью уважать свободу родителей и опекунов выбирать для детей вероисповедание в соответствии со своими убеждениями. Одной из причин существующих противоречий можно назвать то, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое юридическое понятие «светскость государства». В итоге это понятие трактует каждый по-своему (теологическое, советское, европейское, американское понимание и др.).
Международный пакт о гражданских и политических правах [8] подтверждает право человека в разных странах мира и независимо от гражданства на свободу совести, исповедовать любую религию или быть атеистом. В настоящее время право человека на свободу совести и свободу вероисповедания по стандартам международных документов, в том числе и рассматриваемого, лишь продекларировано в некоторых основных законах той или иной страны (конституциях). Осуществление этого права фактически не всегда возможно в ряде государств.
Этот правовой акт устанавливает: право людей на создание религиозного объединения и указывает на недопустимость немотивированных ограничений; равенство всех людей перед законом и говорит о праве каждого человека на равную защиту закона, при этом всякого рода дискриминация запрещается.
В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (ст. 27).
Эта статья не должна игнорироваться в законодательстве тех стран, где процветает и набирает силу национализм и религиозный экстремизм.
Основные права принадлежат каждому человеку и конкретному гражданину, а не абстрактному, в том числе и право на свободу совести и свободу вероисповедания. Основными задачами любого государства становятся обоснование, разработка универсального правового механизма для реализации указанных прав.
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, указывает, что государство на правовой основе охраняет религиозную самобытность меньшинств и поощряет создание благоприятных условий для этого. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды [9].
Под обеспечением права на религиозную самобытность меньшинств понимается деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, способствующих реализации права человека, принадлежащего к религиозным меньшинствам, на свободу вероисповедания. Этим вопросам посвящены работы Н. Лернера о том, что охрана прав - это деятельность, направленная на устранение препятствий в реализации прав и обязанностей, на борьбу с неисполнением обязанностей и злоупотреблением правами, на профилактику и предупреждение нарушенных прав [2]. Данного мнения придерживаются и другие ученые. Таким образом, охрана прав религиозных меньшинств - это совокупность взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти и религиозными объединениями, направленных на предупреждение нарушений прав человека либо устранение препятствий по осуществлению права человека на свободу вероисповедания.
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека указывает, что каждый человек имеет право на
свободу мысли, совести и религии. Понятие «каждый» предполагает, что независимо от гражданства, пола, национальности, расы человек имеет право на свободу совести и свободу вероисповедания в любом государстве, а также право по своему желанию менять религию и исповедовать свое вероучение индивидуально или сообща, объединяясь с последователями по вере в религиозное объединение (группу или организацию). Данный документ указывает на отдельные ограничения права каждого на свободу вероисповедания и свободу убеждений, которые могут устанавливаться для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
Обязанной стороной правоотношения по реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания являются государство и его органы власти. Н. Лернер в своей статье приводит точку зрения профессора Б.С. Эбзеева, считающего, что основные права и свободы, закрепленные в конституции, накладывают на государство не только пассивную обязанность воздержания от вмешательства в границы свободы личности, индивида, но и активную (позитивную) обязанность, выражающуюся в законодательной, управленческой и судебной деятельности, направленной на содействие в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод [2].
Принимая нормы международного права, современные государства обязаны совместно разработать механизм, приемлемый для всех стран по защите прав на свободу совести и свободу вероисповедания и используемый в национальных законодательствах.
В Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений [10] предлагается перечень свобод для верующих и их религиозных объединений. Этот правовой акт уточняет возможности верующих граждан с позиций международного права на религиозное объединение. На основании этого пере-
чня государства должны создавать свое национальное законодательство по вопросам религиозной свободы. К сожалению, данный документ не содержит понятия «религиозная свобода», которое и включает все перечисленные выше свободы верующих и их права. Можно предложить авторское понятие: «Религиозная свобода - это гарантированное право человека независимо от национальной принадлежности, расы, социального статуса и гражданства исповедовать любую религию, выражать, распространять и менять свои религиозные убеждения, не нарушая при этом прав и свобод других людей».
Международное законодательство имеет достаточное количество документов по свободе совести и свободе вероисповедания, но во многих странах еще не преодолена нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений. Государства включают в свое национальное законодательство перечень указанных выше свобод, но лишь декларируют эти свободы, не разрабатывая механизмы их реализации с учетом особенностей того или иного государства.
Свобода личности, лишенная ограничений, негативна для государства и может существовать лишь в условиях частичного ограничения прав и свобод для обеспечения жизнеспособности государства. «Исторически доказано, что свобода реализуема лишь в условиях порядка, когда все люди сознательно, по собственному пониманию уважают и ценят свободу друг друга» [11]. Термин «свобода» используется для обозначения гарантированности правом свободы совести и свободы вероисповедания. По словам В.С. Нерсесянца, «термин "право" используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно определенное действие и поведение. Но в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Право - это форма свободы, а свобода - возможна лишь в форме права» [12]. Эта теоретическая основа необходима при создании механизма реализации и
защиты права каждого человека на свободу совести и свободу вероисповедания в какой бы стране он ни находился или проживал.
Определить границы религиозной свободы возможно, если соотнести свободу вероисповедания и связанные с ней ограничения. Основаниями для ограничения религиозной свободы являются защита жизни, здоровья, нравственности и общественной безопасности. Понятие «общественная безопасность» предполагает общественный порядок согласно международным правовым актам и служит оправданием для ограничения права каждого человека на свободу совести и свободу вероисповедания для предотвращения религиозных конфликтов, экстремизма и других негативных явлений современного мира.
Международные нормы влияют на национальное законодательство и касаются различных аспектов религиозной свободы. А само международное законодательство нуждается в совершенствовании.
Во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах, в Заключительном документе Всеобщей встречи представителей стран-участниц ОБСЕ и других документах обозначено главное: каждый человек имеет право на свободу
НОВАЯ КНИГА
М. : Альфа-М., 2012. - 656 с.
«Я, носящий весь земной шар / На мизинце правой руки / Мой перстень неслыханных чар...»
И эти строки из поэмы Велимира Хлебникова «Война в мышеловке», и само название этой поэмы, куда вошли стихи, написанные автором в годы Первой мировой войны, вводят нас в другой мир. Из него, другого, мы тоже по-другому смотрим на нашу земную жизнь с ее геополитикой, геоэкономикой, гео-
совести и свободу вероисповедания, а государства обязаны создавать условия для реализации этих прав и защищать их.
Современное международное право по вопросам реализации и защиты права человека на свободу совести и свободу вероисповедания должно не только всесторонне комментироваться. На международном уровне необходимо создать механизм по защите прав человека в этой сфере, а также систему контроля за выполнением государствами своих обязанностей по защите и реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания.
Литература
1. Митрополит Кирилл. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. М.: Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, 2008. С. 170.
2. Lerner N. Natyre and Minimum Standars of Freedom of Religion or Belief // Facilitating Freedom of Religion or Belief a deskbook / BUY International Center Law and Religion Stadies, Provo, Utan, USA, 2004. P. 63-65.
3. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА-М., 2004. С. 544.
4. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России. Красноярск: Сибирс-
культурой и прочими глобализируемыми областями соперничества регионов, государств, организаций, личностей...
95 лет назад, вскоре после Февральской революции 1917 г., Хлебников в «Воззвании председателей Земного шара» призывает создать «независимое государство времени», свободное от пороков, свойственных «государствам пространства». Призывы к тому, чтобы отойти от ограниченности видения мира
кий юридический институт МВД России, 2000. С. 130-131.
5. Свобода религии и убеждений: основные принципы / Институт религии и права. М., 2010. С. 25-26.
6. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред.
B.А. Четверенин. М., 1997. С. 30.
7. Novak M. and Vospernik T. Permissible Restrictions on Freedom of Religion or Belief // Facilitating Freedom of Religion or Belief a deskbook / BUY International Center Law and Religion Stadies, Provo, Utan, USA, 2004. P. 147.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. ДМП. Т.2. С. 21-39; официально опубликован: Ведомости ВС СССР. 1976. № 17 (1831). Ст. 291.
9. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. 18 декабря 1992 г. ДМП. Т.2. Ст. 90-94.
10.Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. М.:БЕК, 1996. С. 460-464.
11..Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996.
C. 109.
12.Нерсесянц В.С. Общая теория права. М., 2002. С. 335.
Л.О. Терновая. Парагеополитика