Научная статья на тему 'Защита и реализация прав на свободу совести и вероисповедания в нормах международного права'

Защита и реализация прав на свободу совести и вероисповедания в нормах международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
431
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / FREEDOM OF CONSCIENCE / СВОБОДА СОВЕСТИ / FREEDOM OF WORSHIP / РЕЛИГИЯ / RELIGION / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / INTERNATIONAL LEGAL ACTS / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / NATIONAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Володина Нина Витальевна

Рассмотрены сущность понятий свободы совести и вероисповедания, нормативная основа религиозной свободы в рамках общепризнанных норм международного права. Констатируется необходимость разработки правовых норм по предупреждению нетерпимости и дискриминации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection and Enforcement of the Rights for the Freedom of Conscience and Worship in the Norms of International Law

The essence of the concepts of freedom of conscience and freedom of worship, as well as the legal framework of religious freedom in the context of generally recognized rules of international law are considered. The necessity of development of legal norms to prevent intolerance and discrimination is stated.

Текст научной работы на тему «Защита и реализация прав на свободу совести и вероисповедания в нормах международного права»

• Политические институты.

• Институциональные политические исследования.

• Политическая культура.

• Политические элиты.

• Политическое лидерство.

• Выборы и электоральный процесс.

• Партии и партийные системы.

• Государственное и муниципальное управление.

• Государственная политика.

Специальные заседания

• Пространство российской свободы: гуманитарное измерение.

• Государство, бизнес, гражданское общество: проблемы взаимодействия.

• Стратегии модернизации и инновационного развития.

• Политические права человека перед вызовами модернизации.

• Политическая идентичность как ресурс современного общественного развития.

• Визуальные коммуникации в российской политике: методология изучения и эмпирические обобщения.

• Символическая политика в постсоветской России: подходы, акторы, инструменты.

• Политическое управление.

• Политический менеджмент.

• Принятие политических решений.

• Политический анализ.

• Политические коммуникации.

• Политическая лингвистика.

• Политическая семиотика.

• Гендерные политические исследования.

• Политические технологии.

• Военно-гражданские отношения.

• Российские этносы в общем историко-культурном и политическом пространстве.

• Взаимодействие глобальных, региональных и национальных процессов в современном мире.

• В поисках новой роли: международные организации безопасности в евразийском

и евроатлантическом регионах.

• Политические конфликты и обеспечение национальной и региональной безопасности.

• Протесты и «спорная политика»: тематическое и методологическое пространство исследований.

• Политические сети и их влияние на современную политику.

• Информационные технологии в политике.

• Международные отношения.

• Мир, война и международная безопасность.

• Политика в ядерной сфере.

• Этнополитические процессы.

• Преподавание политической науки.

• Электронное правительство.

• Интернет и политика.

• Электоральная система

и политические партии в России: прошедший электоральный цикл и будущее политической репрезентации.

• Государственное управление

и политико-административные реформы в современном мире.

• Экологическая политика

и перспективы национального и глобального развития.

• Современные формы публичности, публичная политика и гражданская инициатива.

Оргкомитет и Программный комитет VI Всероссийского конгресса политологов

Нина ВОЛОДИНА

Эащита и реализация прав на свободу совести и вероисповедания в нормах международного права

Существующие международные соглашения основаны на светском принципе формирования государств. В современном мире универсальными ценностями признаются права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Светский характер прав человека признается

Нина володина - доктор философских наук, профессор кафедры судебной власти правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов

и религиозными лидерами. Например, еще в бытность митрополитом нынешний Патриарх Кирилл на семинаре «Диалог культур и цивилизаций», состоявшемся в Париже 13-14 марта 2007 г., сказал: «С самого начала права человека формировались как светская ценность, которая могла бы быть принята и понята всеми людьми, независимо от мировоззренческой позиции» [1].

В международном праве не дается юридического определения религии, хотя часто употребляется это слово и производные от него.

Например, Натан Лернер считает, что юридическое определение религии прямо соответствует понятиям «свобода совести» и «свобода вероисповедания» [2]. С этим нельзя согласиться, поскольку автор понимает религию в рамках конкретно взятой отрасли юриспруденции. При этом сущностные характеристики данного понятия выходят за рамки права как такового. Но можно согласиться с тем, что международные организации принимают меры по защите прав на свободу совести и свободу вероисповедания? и такие

меры закреплены в международном праве и влияют на национальное законодательство разных государств.

Правовое регулирование в сфере отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации осуществляется на основе международных правовых актов, закрепляющих права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Понятие «свобода вероисповедания» трактуется в Большом юридическом словаре как одна из основных личных свобод человека, включающая право индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Свобода вероисповедания признается конституциями даже тех стран, где существует институт государственной (официальной) религии [3]. Другое понятие - «свобода совести» - означает прежде всего свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода совести значительно шире по содержанию, чем свобода вероисповедания. Это понятие, во-первых, включает свободу придерживаться и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. Свобода совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах [3]. Свобода совести закреплена в ст. 28 Конституции Российской Федерации.

Государственная защита права на свободу совести человека и гражданина в Российской Федерации -это деятельность государственных органов власти и соответствующих должностных лиц по соблюдению и охране права на свободу совести человека и гражданина. Защита этого права является обязанностью государства. Глава российского государства - Президент РФ - при вступлении в должность по тексту клятвы обязуется уважать и охранять права и свободы человека и

гражданина, в том числе и права на свободу совести и свободу вероисповедания. Правительство РФ уполномочено осуществлять меры по обеспечению прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания. Законодательство многих стран, в том числе и современной России, принято и разработано с учетом международных стандартов.

Как юридическое понятие «свобода совести» является одним из основополагающих принципов, утвержденных Всеобщей декларацией прав человека, входит в конституции и законы многих государств.

В международных правовых актах большое внимание уделяется религиозной свободе, хотя это понятие не закреплено юридически. Необходимо различать следующие стороны религиозной свободы: а) свобода мировоззренческого самоопределения личности (выбор религии); б) свобода выражения собственных убеждений и деятельности; в) право свободного вхождения личности в соответствующее религиозное объединение. Многие ученые, например, Т.А. Бажан [4] рассматривают в данном контексте религиозную свободу. Нормативная основа религиозной свободы выделяется в рамках общепризнанных норм международного права и включает в себя следующие критерии:

1. Внутренняя свобода: каждый имеет право на свободу совести и свободу вероисповедания (каждый человек имеет, поддерживает или может изменить свою религию или убеждение).

2. Внешняя свобода: каждый имеет религиозную свободу, может единолично или сообща исповедовать ту или иную религию, публично или частным образом участвовать в богослужении и выполнять ритуалы.

3. Непринуждение: человек не может быть субъектом для принуждения, а самостоятельно выбирает вероисповедание.

4. Исключение дискриминации: государство гарантирует всем без исключения право на свободу совести и свободу вероисповедания

независимо от расы, пола, языка, национальности, места рождения, социального статуса и др.

5. Уважение права родителей и опекунов: государство обязано уважать это право и гарантировать религиозное и нравственное образование, но одновременно обеспечивать защиту прав каждого ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания, совместимую с развитием его способностей.

6. Корпоративная свобода и юридический статус религиозных структур: религиозным объединениям предоставлено право иметь или не иметь статус юридического лица.

7. Ограничения религиозной свободы: право государства ограничить религиозную свободу в случаях, необходимых для защиты общественной безопасности или порядка, здоровья, нравственности.

8. Неотъемлемость права на свободу совести и свободу вероисповедания: государство не может ущемить эти права [5].

Совокупность права личности на свободу совести и связанных с этими правами обязанностей составляют правовой статус личности. Он определяется двойственно: личность как человек и личность как гражданин. Свобода совести, свобода вероисповедания являются универсальными и фундаментальными правами человека и закреплены в международных нормах.

Правовые основы свободы совести и свободы вероисповедания устанавливают такие международные акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Ассамблеей ООН (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах че-

ловека (1995 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (принята Ассамблеей ООН 1981 г.), Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др. Международные документы соответствуют Уставу ООН, устанавливающему равноправие для всех, и подчеркивают четыре основания, по которым недопустима дискриминация. Одно из них - религия. Важнейшее положение Устава ООН закреплено в ст. 55, где указывается, что международно-правовая обязанность государств-членов ООН заключается в содействии всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.

Сотрудничество осуществляется на принципе суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела.

Положения о свободе совести и деятельности религиозных объединений содержатся в ряде международных правовых актов.

Всеобщая декларация прав человека. Основные статьи - 18 и 29 - касаются свободы совести и свободы вероисповедания. Декларация указывает на право иметь религиозные или нерелигиозные убеждения, исповедовать ту или иную религию индивидуально или совместно с другими, а также менять религию или убеждение. Право на свободу совести и религии связано с реализацией и применением этого права. Субъекты права не могут действовать самостоятельно, без официального содействия органов государства, чего требует юридическая норма. Содействие для реализации рассматриваемых прав в рамках своей компетенции оказывает должностное лицо или орган государственной власти для установления субъективных прав и обязанностей, конкретизирующих отношения государства и гражданина по вопросам свободы совести и свободы вероисповедания.

Свобода человека, которая не

имеет ограничений, может быть разрушительной для общества и вызвать негативные последствия. Сторонник концепции юридического правопонимания В.А. Четверенин утверждал приоритет прав человека даже по отношению к основам конституционного строя, но признавал необходимость законодательного установления «пределов (меры) свободы в сфере соответствующих прав и свобод человека и гражданина, запрещающих все общественно вредное, исключающих злоупотребление свободой» [6].

Ограничения религиозных прав предусмотрены многими международными документами. Такие ограничения необходимы в связи с тем, что «религии и идеологические системы веры слишком часто неправильно использовались, вызывая нетерпимость, дискриминацию, предубеждение, ненависть и насилие. Когда этнические и религиозные критерии совпадают (например в прежней Югославии), то результаты ужасающи, включая возможность войны и даже геноцида» [7]. Подобная ситуация может неоднократно повторяться, если не совершенствовать международное право по существующим проблемам современности, связанным с религиозной свободой и разработкой правовых норм по предупреждению такого рода ситуаций.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах указывает на уважение свободы родителей и опекунов выбирать для детей в соответствии со своими убеждениями как государственные школы, так и другие, отвечающие требованиям, установленным государством для обеспечения религиозного и нравственного воспитания детей.

Достоинство личности основывается на свободе самоопределения мировоззренческого выбора, что связано с признанием религиозной свободы и свободой совести. Международным законодательством гарантирован мировоззренческий плюрализм. Важным для государства является воспитательный

элемент, основанный на развитии духовного и нравственного потенциала для утверждения ценностей гражданского общества в развитии личности ребенка. В Российской Федерации реализация принципов свободы совести в системе образования требует пристального внимания государства, что диктуется необходимостью уважать свободу родителей и опекунов выбирать для детей вероисповедание в соответствии со своими убеждениями. Одной из причин существующих противоречий можно назвать то, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое юридическое понятие «светскость государства». В итоге это понятие трактует каждый по-своему (теологическое, советское, европейское, американское понимание и др.).

Международный пакт о гражданских и политических правах [8] подтверждает право человека в разных странах мира и независимо от гражданства на свободу совести, исповедовать любую религию или быть атеистом. В настоящее время право человека на свободу совести и свободу вероисповедания по стандартам международных документов, в том числе и рассматриваемого, лишь продекларировано в некоторых основных законах той или иной страны (конституциях). Осуществление этого права фактически не всегда возможно в ряде государств.

Этот правовой акт устанавливает: право людей на создание религиозного объединения и указывает на недопустимость немотивированных ограничений; равенство всех людей перед законом и говорит о праве каждого человека на равную защиту закона, при этом всякого рода дискриминация запрещается.

В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (ст. 27).

Эта статья не должна игнорироваться в законодательстве тех стран, где процветает и набирает силу национализм и религиозный экстремизм.

Основные права принадлежат каждому человеку и конкретному гражданину, а не абстрактному, в том числе и право на свободу совести и свободу вероисповедания. Основными задачами любого государства становятся обоснование, разработка универсального правового механизма для реализации указанных прав.

Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, указывает, что государство на правовой основе охраняет религиозную самобытность меньшинств и поощряет создание благоприятных условий для этого. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды [9].

Под обеспечением права на религиозную самобытность меньшинств понимается деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, способствующих реализации права человека, принадлежащего к религиозным меньшинствам, на свободу вероисповедания. Этим вопросам посвящены работы Н. Лернера о том, что охрана прав - это деятельность, направленная на устранение препятствий в реализации прав и обязанностей, на борьбу с неисполнением обязанностей и злоупотреблением правами, на профилактику и предупреждение нарушенных прав [2]. Данного мнения придерживаются и другие ученые. Таким образом, охрана прав религиозных меньшинств - это совокупность взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти и религиозными объединениями, направленных на предупреждение нарушений прав человека либо устранение препятствий по осуществлению права человека на свободу вероисповедания.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека указывает, что каждый человек имеет право на

свободу мысли, совести и религии. Понятие «каждый» предполагает, что независимо от гражданства, пола, национальности, расы человек имеет право на свободу совести и свободу вероисповедания в любом государстве, а также право по своему желанию менять религию и исповедовать свое вероучение индивидуально или сообща, объединяясь с последователями по вере в религиозное объединение (группу или организацию). Данный документ указывает на отдельные ограничения права каждого на свободу вероисповедания и свободу убеждений, которые могут устанавливаться для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.

Обязанной стороной правоотношения по реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания являются государство и его органы власти. Н. Лернер в своей статье приводит точку зрения профессора Б.С. Эбзеева, считающего, что основные права и свободы, закрепленные в конституции, накладывают на государство не только пассивную обязанность воздержания от вмешательства в границы свободы личности, индивида, но и активную (позитивную) обязанность, выражающуюся в законодательной, управленческой и судебной деятельности, направленной на содействие в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод [2].

Принимая нормы международного права, современные государства обязаны совместно разработать механизм, приемлемый для всех стран по защите прав на свободу совести и свободу вероисповедания и используемый в национальных законодательствах.

В Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений [10] предлагается перечень свобод для верующих и их религиозных объединений. Этот правовой акт уточняет возможности верующих граждан с позиций международного права на религиозное объединение. На основании этого пере-

чня государства должны создавать свое национальное законодательство по вопросам религиозной свободы. К сожалению, данный документ не содержит понятия «религиозная свобода», которое и включает все перечисленные выше свободы верующих и их права. Можно предложить авторское понятие: «Религиозная свобода - это гарантированное право человека независимо от национальной принадлежности, расы, социального статуса и гражданства исповедовать любую религию, выражать, распространять и менять свои религиозные убеждения, не нарушая при этом прав и свобод других людей».

Международное законодательство имеет достаточное количество документов по свободе совести и свободе вероисповедания, но во многих странах еще не преодолена нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений. Государства включают в свое национальное законодательство перечень указанных выше свобод, но лишь декларируют эти свободы, не разрабатывая механизмы их реализации с учетом особенностей того или иного государства.

Свобода личности, лишенная ограничений, негативна для государства и может существовать лишь в условиях частичного ограничения прав и свобод для обеспечения жизнеспособности государства. «Исторически доказано, что свобода реализуема лишь в условиях порядка, когда все люди сознательно, по собственному пониманию уважают и ценят свободу друг друга» [11]. Термин «свобода» используется для обозначения гарантированности правом свободы совести и свободы вероисповедания. По словам В.С. Нерсесянца, «термин "право" используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно определенное действие и поведение. Но в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Право - это форма свободы, а свобода - возможна лишь в форме права» [12]. Эта теоретическая основа необходима при создании механизма реализации и

защиты права каждого человека на свободу совести и свободу вероисповедания в какой бы стране он ни находился или проживал.

Определить границы религиозной свободы возможно, если соотнести свободу вероисповедания и связанные с ней ограничения. Основаниями для ограничения религиозной свободы являются защита жизни, здоровья, нравственности и общественной безопасности. Понятие «общественная безопасность» предполагает общественный порядок согласно международным правовым актам и служит оправданием для ограничения права каждого человека на свободу совести и свободу вероисповедания для предотвращения религиозных конфликтов, экстремизма и других негативных явлений современного мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международные нормы влияют на национальное законодательство и касаются различных аспектов религиозной свободы. А само международное законодательство нуждается в совершенствовании.

Во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах, в Заключительном документе Всеобщей встречи представителей стран-участниц ОБСЕ и других документах обозначено главное: каждый человек имеет право на свободу

НОВАЯ КНИГА

М. : Альфа-М., 2012. - 656 с.

«Я, носящий весь земной шар / На мизинце правой руки / Мой перстень неслыханных чар...»

И эти строки из поэмы Велимира Хлебникова «Война в мышеловке», и само название этой поэмы, куда вошли стихи, написанные автором в годы Первой мировой войны, вводят нас в другой мир. Из него, другого, мы тоже по-другому смотрим на нашу земную жизнь с ее геополитикой, геоэкономикой, гео-

совести и свободу вероисповедания, а государства обязаны создавать условия для реализации этих прав и защищать их.

Современное международное право по вопросам реализации и защиты права человека на свободу совести и свободу вероисповедания должно не только всесторонне комментироваться. На международном уровне необходимо создать механизм по защите прав человека в этой сфере, а также систему контроля за выполнением государствами своих обязанностей по защите и реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Литература

1. Митрополит Кирилл. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. М.: Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, 2008. С. 170.

2. Lerner N. Natyre and Minimum Standars of Freedom of Religion or Belief // Facilitating Freedom of Religion or Belief a deskbook / BUY International Center Law and Religion Stadies, Provo, Utan, USA, 2004. P. 63-65.

3. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА-М., 2004. С. 544.

4. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России. Красноярск: Сибирс-

культурой и прочими глобализируемыми областями соперничества регионов, государств, организаций, личностей...

95 лет назад, вскоре после Февральской революции 1917 г., Хлебников в «Воззвании председателей Земного шара» призывает создать «независимое государство времени», свободное от пороков, свойственных «государствам пространства». Призывы к тому, чтобы отойти от ограниченности видения мира

кий юридический институт МВД России, 2000. С. 130-131.

5. Свобода религии и убеждений: основные принципы / Институт религии и права. М., 2010. С. 25-26.

6. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред.

B.А. Четверенин. М., 1997. С. 30.

7. Novak M. and Vospernik T. Permissible Restrictions on Freedom of Religion or Belief // Facilitating Freedom of Religion or Belief a deskbook / BUY International Center Law and Religion Stadies, Provo, Utan, USA, 2004. P. 147.

8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. ДМП. Т.2. С. 21-39; официально опубликован: Ведомости ВС СССР. 1976. № 17 (1831). Ст. 291.

9. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. 18 декабря 1992 г. ДМП. Т.2. Ст. 90-94.

10.Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. М.:БЕК, 1996. С. 460-464.

11..Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996.

C. 109.

12.Нерсесянц В.С. Общая теория права. М., 2002. С. 335.

Л.О. Терновая. Парагеополитика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.