Научная статья на тему 'Базовый принцип свободы в отношении к религии'

Базовый принцип свободы в отношении к религии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
879
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / СВОБОДА МЫСЛИ / СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА РЕЛИГИИ / СВОБОДА УБЕЖДЕНИЙ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яблоков Игорь Николаевич

В статье рассматривается свобода в отношении к религии как одно из неотъемлемых прав человека. Показано, что понимание (и требование) свободы в отношении к религии в разных исторических условиях наполнялось разным содержанием. Оно находило выражение в идеях: независимости церкви от государства или же независимости государства от церкви; веротерпимости и религиозной свободы; свободы и равенства религий и вероисповеданий; равенства политических и гражданских прав вне зависимости от вероисповедования; права не только на исповедание, но и на неисповедание религии. Во второй половине ΧΧ века был сформулирован принцип свободы мысли, совести, религии и убеждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLE OF FREEDOM IN RELATION TO RELIGION

In article is considered freedom in relation to religion as one of inalienable human rights. It's shown that understanding (and requirement) of freedom in relation to religion in different historical conditions filled with different content. It found expression in ideas: independence of church from state or independence of state from church; religious tolerance and religious freedom; freedom and equality of religions and faith confessions; equality of political and civil rights irrespective of faith confession; rights not only for faith confession, but also for the non-faith confession of religion. In second half of ΧΧ century was formulated principle of freedom of thought, conscience, religion and belief.

Текст научной работы на тему «Базовый принцип свободы в отношении к религии»

4.2. БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ

Яблоков Игорь Николаевич, доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный профессор Московского университета, заведующий кафедрой философии религии и религио-ведения философского факультета

Место работы: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова».

relig@philos.msu.ru;

Аннотация: в статье рассматривается свобода в отношении к религии как одно из неотъемлемых прав человека. Показано, что понимание (и требование) свободы в отношении к религии в разных исторических условиях наполнялось разным содержанием. Оно находило выражение в идеях: независимости церкви от государства или же независимости государства от церкви; веротерпимости и религиозной свободы; свободы и равенства религий и вероисповеданий; равенства политических и гражданских прав вне зависимости от вероисповедования; права не только на исповедание, но и на неисповедание религии. Во второй половине XX века был сформулирован принцип свободы мысли, совести, религии и убеждений.

Ключевые слова: права человека; гражданские и политические права; свобода мысли; свобода совести; свобода религии; свобода убеждений; толерантность; толерантная культура.

BASIC PRINCIPLE OF FREEDOM IN RELATION TO RELIGION

Yablokov Igor N., doctor of philosophical sciences, professor, Honoured activist of science, Honoured professor of Moscow University, head of chair of philosophy of religion and religious studies of faculty of philosophy

Place of employment: FSBEI of HE «Moscow state university named after M. V. Lomonosov».

relig@philos.msu.ru;

Abstract: in article is considered freedom in relation to religion as one of inalienable human rights. It's shown that understanding (and requirement) of freedom in relation to religion in different historical conditions filled with different content. It found expression in ideas: independence of church from state or independence of state from church; religious tolerance and religious freedom; freedom and equality of religions and faith confessions; equality of political and civil rights irrespective of faith confession; rights not only for faith confession, but also for the non-faith confession of religion. In second half of XX century was formulated principle of freedom of thought, conscience, religion and belief.

Keywords: human rights; civil and political rights; freedom of thought; freedom of conscience; freedom of religion; freedom of belief; tolerance; tolerant culture.

К 70-летию со дня принятия и провозглашения резолюции Гэнеральной Ассамблеи ООН Всеобщей декларации прав человека

Свобода в отношении к религии является одним из неотъемлемых прав человека. Такую свободу имеют индивиды, личности, которые могут относиться к религии по-разному. В социологии выделяются разные типы людей по отношению к религии в зависимости от характера и места религиозной ценностной ориентации в ряду их ценностных ориентаций или ее отсутствия:

- религиозные с доминантной религиозной ориентацией;

- религиозные с религиозной ориентацией, подчиненной другим ориентациям;

- колеблющиеся с неустойчивой религиозной ориентацией;

- нерелигиозные:

а) индифферентные, не обнаруживающие какой-либо ориентации в отношении к религии,

б) индивиды, личности с атеистической ориентацией.

Понимание (и требование) свободы в отношении к

религии в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием. Исторически складывались различные взаимоотношения между государственно-правовой и религиозной властью - папоцезаризм, це-зарепапизм, сепаратность.

Папоцезаризм (от лат. «papa», греч. «nánnog» - «папа», «отец» и от лат. «caesar» - «царь») - это религиозно-государственно-правовая система, при которой религиозная власть ставится выше политической. При этом иногда глава или один из лидеров религиозной организации становится и главой государства. Крайнее выражение такая система находит в теократии (от греч. «Qeóq» - «бог», «KpáTog» - «сила», «власть»; буквально

«боговластие»), при которой религиозный лидер сосредоточивает в своих руках и государственную власть, а функционеры религиозной организации оказываются чиновниками государственного аппарата.

Цезарепапизм (от лат. «caesar» - «царь», лат. «papa», греч. «nánnog» - «папа», «отец») - государственно-право-религиозная система, при которой религиозная власть подчинена политической, а глава государства часто становится и главой религиозной организации.

Сепаратность (от лат. «separatus» - «отдельный», «особый») означает отделение друг от друга религиозной и политической властей, религиозных организаций и государственно-правовых учреждений. Такой порядок складывается в условиях дифференцированной институциональной системы общества. Следует заметить, что эти власти «неравновесны»; государственно-правовая имеет орудия и механизмы преобладания над религиозной. Эти типы взаимоотношений выделены на основе изучения истории христианства. Однако подобные образования появлялись и в других религиях.

В условиях соединения государственной и церковной властей, подчинения церкви государству (цезарепапизм) или государства церкви (папоцезаризм) возникали идеи независимости церкви от государства, невмешательства государственной власти в религиозные дела или же независимости государства от церкви. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обусловливало оформление идей веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести. «Складывавшийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания

свободы и равенства религий и вероисповеданий» [9, с.10-11]. По мере становления и развития правовых государств формулировалось (и юридически оформлялось) равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. «Развитие парадигм мышления, науки, других областей культуры и связанное с ним расширение процесса секуляризации способствовали появлению представлений о свободе мысли, совести, осознанию прав не только на исповедание, но и на неисповедание религии» [9, с.11], утверждению светского государственного образования.

Во второй половине XX века был принят ряд международно-правовых актов и документов, в которых формулировался принцип свободы в отношении к религии.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года гласит:

«Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ...

Статья 26

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» [2].

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года провозглашает:

«Статья 18

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

Статья 19

1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

Статья 27

В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком» [1].

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 года предусматривает:

«Статья 1

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь религию или убеждения любого рода по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и выражать убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнения религиозных и ритуальных обрядов и учении.

Статья 6

В соответствии со статьей 1 настоящей Декларации и соблюдением положений пункта 3 статьи 1 право на свободу мысли, совести, религии или убеждений включает, в частности, следующие свободы:

a) отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей;

b) создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения;

c) производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями;

d) писать, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях;

e) вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели;

^ испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования;

д) готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений;

II) соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями;

О устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях» [3].

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года в числе принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, называет:

«VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

В этих рамках государства-участники будут признавать, и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести» [5].

Парижская хартия для новой Европы, принятая в 1990 году представителями государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, содержит следующее положение:

«Мы подтверждаем, что без какой-либо дискриминации каждый человек имеет право на: свободу мысли, совести, религии и убеждений.» [6].

Сформулированное целостно и в то же время дифференцированно право каждого человека на свободу мысли, совести, религии и убеждений, на наш взгляд, адекватно выражает право на свободу в отношении к религии.

В законодательных актах Российской Федерации (прежде всего, Конституции России [7] и Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» [8]) находит все более адекватное выражение принцип свободы мысли, совести, религии и убеждений, хотя в целостности и дифференцирован-ности этот принцип ни в одном из действующих нормативных правовых актов постсоветской России, к сожалению, так и не был сформулирован.

Принцип свободы мысли, совести, религии и убеждений выражает одно из фундаментальных прав человека в духовной области. Это и другие права человека вытекают из достоинства, присущего человеческой личности. Раскроем содержание указанного принципа1.

«Свобода мысли включает право на инакомыслие, предполагает свободу научных исследований, дискуссий и творческой деятельности, право каждого на образование, на участие в культурной жизни, пользование результатами культурного, в том числе и научного прогресса.

Понимание и обеспечение свободы мысли предполагает понимание феномена самой мысли. Мысль представляет собой главный компонент структуры мышления. Она ориентирована на поиск связей явлений, «обсуждает» факты по разным основаниям: причина - следствие, необходимость - случайность, возможность - действительность, сходство - различие, правомочность - неправомочность, нравственность - безнравственность и др. Мысли имманентно присуще слово, которое внутренне содержит побуждение выразить себя в межчеловеческом общении. Мысль выражается в языке в форме предложения и в виде высказывания в ходе говорения, она включает субъективно полагаемое понимание того, о чем мыслит. В различных содержательных элементах мысли, в разных моментах ее движения имеется эмоционально-волевой аспект, в котором актуализируются различные эмоции - сопереживание, сочувствие, сорадость или негативное отторжение, страх, гнев, враждебность, ненависть и пр. Эмоционально-волевые составляющие выступают активными побудителями соответствующего действия. В практической жизни мысль является основой принятия решения о соответствующем действии, а, значит, содержание и качество мыслей определяет содержание и качество соответствующего действия» [9, с.11].

Свобода мысли предполагает отказ от догматизма, от абсолютизации знания, она не означает признание свободы «сатанинской», враждебной, агрессивной, фашистской, расистской, этнофобской, религиофоб-ской и т. д. мысли.

«Свобода совести означает возможность личности (объективную и субъективную) самостоятельно совершать мировоззренческий выбор в пользу религиозного или нерелигиозного мировоззрений в разных их видах, формировать мотивы соответствующего действия и определять сами действия, проявлять толерантность к иным образам мысли, взглядам, убеждениям и готовность к консенсусу.

Содержание понятия «свобода совести» уходит своими корнями в существенно значимые традиции духовной культуры и синтезирует две фундаментальные ценности человеческого существования - свободу и совесть. Свобода совести реализуется в морали, политике, науке, в отношении к религии и другим областям

1 В нормативных правовых актах и документах его содержание выявляется в юридическом ключе. Но далее раскрытие содержания указанного принципа проводится с учетом единства философского, религиоведческого, этического, психологического и юридического подходов и снабжается авторским комментарием.

общественных отношений. Исторически осмысление этих явлений велось и ведется в разных аспектах - философском, теологическом, этическом, эстетическом, политологическом, религиоведческом, правоведческом и др. То или иное толкование зависело от разрешения двух дилемм: «детерминизм - индетерминизм», «отрицательная свобода - положительная свобода».

Первая дилемма ставила мучительные вопросы: о необходимости и свободе воли, о возможности выбора, предпочтения одной из альтернатив, а, значит, о возможности ответственности и совестливости, переживания заслуги или вины, о способах и детерминантах человека в мире материальном и мире духовном, о приоритетах ценностей того или иного мира. Абсолютный детерминизм превращал и свободу, и совесть в фикцию. Абсолютный индетерминизм считал свободу человека «абсолютной», ничем необусловленным и неограниченным, исключительно внутренним актом и фактически приводил к произволу, утрате и свободы, и совести.

Острые дискуссии вызывала и вторая дилемма. «Отрицательная свобода» - это свобода от чего-либо сковывающего, гнетущего (внешних барьеров, принуждения, фатума и т. д.). При такой свободе совесть не очень «разговорчива», и голос ее начинает звучать, когда требуется защита от посягательств на свободу извне («защищающаяся совесть») или в случае преступления (даже и в помысле) соответствующего «НЕ» - запрета, табу («раскаивающаяся совесть»). «Положительная свобода» расширяет функции совести, означает реализацию творческих способностей. Особое значение приобретает контроль над оптимальным выбором альтернатив, голос совести говорит: «совершай нечто как наиболее достойное и благое» («зовущая совесть»). Свобода совести предполагает наличие объективных и субъективных возможностей самостоятельно формировать мотивы действия и определять сами действия в ситуации различных альтернатив, осуществлять самооценку и самоконтроль, формулировать для себя обязанности и их реализовы-вать, откликаться на бытийные проблемы других людей. Свобода совести выражает внутреннюю суверенность личности, человеческого «Я». До определенного возраста (пока не сформировалось сознание и самосознание) человек (ребенок) не имеет и не может иметь такой свободы. Нельзя говорить о реализации свободы совести, если человек принимает или меняет воззрения под влиянием гипноза. И, конечно, свобода совести попирается, когда человек подвергается принуждению к принятию каких-то воззрений или отказу от них» [9, с.11 -12].

«Свобода религии - это свобода иметь или принимать любую религию по своему выбору и исповедовать свою религию как единолично, так и сообща с другими, публично или частным порядком, в учении, богослужении, в отправлении культа, выполнении религиозных обрядов.

Свобода религии предполагает отделение религиозной и политической властей, религиозных и государственно-правовых учреждений друг от друга, предоставление религиозным объединениям признания статуса, предусмотренного для них законом, обеспечение равенства религиозных объединений перед законом, недопустимость ограничений или иных форм дискриминации той или иной религии. Свобода религии включает также право религиозных организаций создавать управленческие структуры в соответствии с их собственными уставами, право ведения этими организациями различных видов религиозной деятельности в соответствии с установленным законом - осуществлять образовательную религи-

озную деятельность, в том числе создавать соответствующие образовательные учреждения, производить, приобретать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, осуществлять благотворительную деятельность, проводить культурно-просветительские мероприятия, сохранять и реставрировать памятники истории и культуры, для своих уставных целей строить и приобретать в собственность здания и сооружения, помещения хозяйственного назначения, жилые дома и пр.» [9, с.12-13].

Свобода религии не означает допустимость деятельности религиозных или прикрывающих себя религиозной атрибутикой, но фактически религиозными не являющихся экстремистских и террористических групп.

«Свобода убеждений включает свободу придерживаться своих убеждений, как религиозных, так и нерелигиозных, беспрепятственно выражать их, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Понимание и обеспечение свободы убеждения предполагает понимание самого феномена убеждения. Убеждение - это «свойство сознания индивида, личности, присвоенное в процессе жизнедеятельности, приобретения той или иной информации о различных общественных отношениях - экономических, политических, государственно-правовых, нравственных, о различных явлениях религии и др. Убеждение включает знание, соответствующее представление, идею, чувство, воление, которые находятся в неразрывном единстве и образуют основу уверенности индивида, личности в правильности собственной позиции, в адекватности решения какой-либо задачи, в достижении поставленной цели. Убеждение содержит в себе готовность отстаивать себя и действовать в соответствии с самим собой. Под влиянием различных областей культуры формулируются экономические, политические, правовые, нравственные и др. убеждения. Убеждения могут быть религиозными и нерелигиозными, в том числе атеистическими. Убеждения складываются в ходе приобретения и расширения социального опыта» [9, с.13].

Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. Права и свободы обеспечиваются без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Если вероисповедание человека противоречит официальной обязанности несения военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком. Родителям предоставляется свобода обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и

необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Последовательное осуществление свобод и прав предполагает реализацию положений Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году. Декларация раскрывает понятие толерантности (статьи 1.1-1.4):

«Толерантность (от лат. «tolero» - переносить, выдерживать, терпеть) означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности... Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политико-правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и торжеству права. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим» [4].

Таким образом, толерантность представляет собой составную часть культуры общества, социальных групп, отдельного человека, выражающуюся в способности проявлять уважение к «другим» и «другому» независимо от их происхождения, пола, возраста, расовой, этнической, конфессиональной, государственной, профессиональной и пр. принадлежности при непринятии зла, в какой бы форме и области жизни и культуры оно не проявлялось.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84%.

Список литературы:

1. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 2200А /XXI/ на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966, вступил в силу 23.03.1976, подписан СССР 18.03.1968, ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973, вступил в силу для СССР 23.03.1976) //Ведомости Верховного Совета СССР. -1976. - №17. - Ст.291; Консультант Плюс. - 19.01.2018.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) //Российская газе-

та (федеральный выпуск). - 05.04.1995, 10.12.1998; Консультант Плюс. - 19.01.2018.

3. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (принята 25.11.1981 Резолюцией 36/55 на 73-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/relintol.shtml. - (Дата обращения 19.01.2018).

4. Декларация принципов толерантности (принята Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc. - (Дата обращения 19.01.2018).

5. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (подписан в г. Хельсинки 01.08.1975 представителями 23-х государств, включая СССР, США и Канаду) //Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XXXI. - М., 1977. - С. 544589; Консультант Плюс. - 19.01.2018.

6. Парижская хартия для новой Европы (принята в г. Париже 21.11.1990 представителями государств-

участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе) //Действующее международное право. Том 1. -М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 42-54; Консультант Плюс. - 19.01.2018.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием /референдумом/ 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета (федеральный выпуск). - 21.01.2009; Консультант Плюс. - 19.01.2018.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 26.09.1997 №125-ФЗ (в редакции от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» //Российская газета (федеральный выпуск). - 01.10.1997; Консультант Плюс. - 19.01.2018.

9. Яблоков И. Н. Особенности решения проблемы выбора в религии // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения: Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 октября 2015 года, Иф РАН (Москва). В 3-х т. Т.2 /Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. М.С. Киселевой. - М.: Научная мысль, 2015. - С.8-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.