УДК 342.731(724)
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НЕЗАВИСИМО ОТ ОТНОШЕНИЯ К РЕЛИГИИ
Д. Б. Илашов
Илашов Дамир Биржанович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, [email protected]
Введение. Статья посвящена рассмотрению сущности конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии. Обсуждение. Автором статьи предпринята попытка определить правовую природу конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, дать его определение. Рассмотрен такой критерий дискриминации, как «отношение к религии». Установлена взаимосвязь принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии и свободы вероисповедания. Обосновано отличие дискриминации по признаку «отношение к религии» от иных форм дискриминации. Заключение. Дано определение принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии. Проанализированы структура, особенности принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии. Раскрыто содержание принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии. Ключевые слова: права и свободы, равноправие, конституционный принцип, свобода вероисповедания.
DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-112-116
Введение
Принцип равенства прав и свобод человека и гражданина - основополагающий принцип конституционного права. Вся система прав человека и гражданина пронизана принципом равенства [1, с. 167]. Каждое из гарантированных Конституцией Российской Федерации прав человека и гражданина принадлежит всем физическим лицам на равных основаниях. Данный принцип определяет границы, за пределами которых реализация права одного лица невозможна без ущемления прав других лиц.
Статья 19 Конституции Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии [2]. Кроме того, запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаку отношения к религии [3, ст. 3].
Обсуждение
Под отношением к религии можно понимать оценочное суждение лица о религиозном направ-
лении, его участие или неучастие в деятельности религиозных организаций, выражаемая им позиция относительно того или иного религиозного течения. «Материальным выражением принадлежности человека к какому-либо убеждению является его формулирование вовне посредством различных средств информации или организация групп по интересам, объединяющих сторонников данных убеждений» [4, с. 114].
Мы можем выделить отдельные категории лиц по критерию «отношение к религии»:
1) лицо полагает себя принадлежащим к какому -либо вероисповеданию, совершает обряды, отправляет культы;
2) лицо полагает себя не принадлежащим к какому-либо вероисповеданию, не совершает обрядов, не отправляет культов либо относится к вопросу определения религии безразлично;
3) лицо, которое полагает необходимым убеждать других людей отказаться от их религиозных убеждений (атеист).
Классификация лиц, в отношении которых возможна дискриминация в связи с их отношением к религии, условна. При наличии или отсутствии определённых черт, признаков можно выделить иные, промежуточные категории. Например, следует ли называть верующим лицо, которое полагает себя верующим, совершает обряды, отправляет культы, однако религиозная организация, представляющая его религиозное направление, не зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации? А если это религиозное течение не признаётся таковым специалистами, учёными, должностными лицами? Является ли лицо верующим, если оно полагает себя верующим, но не совершает обрядов, не отправляет культов? Как можно охарактеризовать отношение лица к религии, если оно является агностиком? Если лицо безразлично относится к вопросу религии, можно ли его причислить к неверующим? Кроме того, среди специалистов разгораются споры, считать ли атеизм религией.
Комбинаций этих признаков великое множество. Все лица, в мировоззрении которых эти комбинации реализуются, равны в соответствии с рассматриваемым принципом. Например, агностик, который утверждает невозможность позна-
© Илашов Д. Б., 2018
ния мира, равен в основных правах с Патриархом Московским и всея Руси. При этом агностик всё же не обладает правом создать религиозную организацию в соответствии со своими воззрениями, так как агностицизм религией не является. Однако он вправе создать общественное объединение, общественную организацию, которая отвечает его представлениям о религии, или вступить в уже существующие.
Нейтральное отношение к религии, обладание мировоззрением, отличающимся как от религиозного, так и от атеистического, гарантируется правом на свободу совести. Отношение к религии - неотъемлемый элемент рассматриваемого нами принципа. Недопустимость дискриминации - условие реализации принципа равноправия. Дискриминация всегда мотивируется тем или иным признаком. В данном случае этим признаком является отношение к религии.
Свобода совести предполагает возможность обладать любыми убеждениями, действовать в соответствии с ними. Свобода вероисповедания предполагает возможность обладать любыми религиозными убеждениями [5, с. 51]. Свобода вероисповедания - это гарантия принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии. В. С. Нерсесянц полагал: «Правовое равенство - это равенство свободных и равенство в свободе» [6, с. 5]. Без реализации свободы вероисповедания невозможно действие и принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии. Нарушением принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии является дискриминация по критерию «отношение к религии», ведь свобода вероисповедания - один из ключевых элементов данного принципа, поскольку обладание свободой вероисповедания позволяет человеку исповедовать религию, выражать свои религиозные воззрения, что и может стать поводом к дискриминации. При этом следует понимать, что «любое религиозное учение претендует на свою исключительность, истинность и в силу этого конфликтогенно само по себе» [7, с. 100]. Следует отличать религию от экстремистских движений, существование которых нельзя признать реализацией права на коллективное исповедание религии. Подобные движения исключены из поля действия принципа равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии ввиду того, что не обладают статусом религии и деструктивны по своей сути.
Светскость государства предполагает отсутствие в государстве обязательной религии. Существует несколько моделей светского государства. В одних государство вправе оказывать
преимущественную поддержку одному религиозному течению, в других государство вообще не вправе вмешиваться в дела религиозных институтов. Неизменно лишь утверждение о том, что «принцип светскости включает в себя положение о равенстве всех религий перед законом» [8, с. 23].
И. В. Понкин отмечает: «Религиозные объединения должны быть равны перед законом, должны иметь равенство в базовых юридических правах. Но из этого совершенно не следует, что государство должно заботиться об их фактическом равенстве» [9, с. 55].
По нашему мнению, в светском государстве не только все религии должны быть равноудалены от государства, но и органы власти должны быть лишены возможности влиять на религиозную обстановку в обществе, точно так же как религиозные организации должны быть лишены возможности участвовать в политической жизни, их компетенция ограничена духовной сферой. Государству следует осуществлять лишь надзор за законностью деятельности религиозных организаций, а также пресекать создание, деятельность экстремистских и псевдорелигиозных организаций.
Каждое религиозное объединение наделяется равными правами и обязанностями, т.е. между собой религиозные объединения равны. Государство не должно чинить препятствий при реализации законодательно установленных прав любого зарегистрированного в предусмотренном законом порядке религиозного объединения. Однако достичь абсолютного равенства религиозных объединений не так-то просто, ведь, аналогично фактическому неравенству людей, неравны и религии. Характерная черта любой религии - способность распространяться. Поэтому численность последователей той или иной религии - важный показатель, характеризующий религиозное течение. Религии неравны, прежде всего, по этому показателю. Получившие распространение на территории государства религии в прошлом и успешно закрепившиеся на ней изначально находятся в более выигрышном положении, нежели менее распространённые. Государство не вправе оказывать преимущественную поддержку религиозному течению лишь потому, что оно исторически доминирует на территории. У религии не может быть «заслуг» или «способностей», как у человека. Утверждения о «большей полезности» для общества деятельности тех или иных религиозных организаций не имеют под собой значимых оснований. Религиозные организации самостоятельны, обладают собственными целями и методами деятельности, являются продуктом культурной и общественной деятельности.
Если при реализации принципа равенства по иным основаниям неравенство, дифференцированный подход допустимы, то в государственно-конфессиональных отношениях дискриминация приведёт к нарушению рассматриваемого принципа. К примеру, принцип гендерного равенства, закреплённый в ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, имеет исключения. Необратимые, природные отличия мужчины от женщины вносят свои коррективы в правовой статус представителей обоих полов, делая их неравными. Фактическое неравенство инвалида и не инвалида очевидно, спектр фактических возможностей инвалида уже, чем у здорового человека. Отчасти статус выравнивается дополнительными правами, однако некоторые сферы деятельности, например, абсолютно недоступны для инвалидов, и в этой ситуации государство, право бессильны.
Исповедание религии - прежде всего мыслительная деятельность, принятие религиозных догм. Все дееспособные люди, вне зависимости от пола, расы, языка, способны мыслить, ограничение этой возможности физически невозможно, т. е. изначально все мыслящие существа обладают свободой суждений. Верующие и неверующие в равной степени обладают правом выражать, распространять свои убеждения. Свобода вероисповедания предполагает также возможность свободного выражения своих религиозных воззрений, отправление культов, осуществление обрядов. Зачастую именно в этой части прав и свобод наблюдается дискриминация.
Поддержка - финансовая, административная - государством лиц, которые образуют социальную группу по критерию, представляющему собой необратимый, природный признак (инвалидам), - оправданна в разумных пределах. Однако если критерий относительный, может быть изменён по воле лица, то в поддержке нет необходимости. Например, религиозные убеждения - продукт мыслительной деятельности человека, восприятия религиозных догм, их анализ и принятие на веру.
Свобода вероисповедания предполагает внутреннюю свободу (forum internum) и внешнюю свободу (forum externum) [10, с. 84]. Каждый обладает возможностью изменить свои религиозные воззрения мгновенно, как внутри себя, так и во внешнем проявлении. При этом верующий, перешедший из одной религии в другую, не ощутит изменений в отношении к нему органов власти в светском государстве, эти изменения будут связаны с деятельностью религиозных организаций по отношению к данному человеку. То есть лицо, не являющееся инвалидом, не совершит сознательных действий для фактического становления инвалидом в целях получения, например,
льгот, так как этот процесс необратим и лишит его естественных, полученных от природы возможностей удовлетворения своих потребностей. Выбор религии же отличается от приведённого примера. Изначально в выравнивании статуса мусульманина и православного нет необходимости, переход одного из них в другую веру не должен повлечь изменения объёма его основных прав и обязанностей. Однако если, к примеру, одно из религиозных течений признаётся государственной религией, религиозной организации, представляющей её, оказывается финансовая помощь из государственного бюджета, созданы условия наибольшего благоприятствования, то, обладая большим ресурсом, эта организация привлечёт больше последователей. В связи с эти возникает дисбаланс в конфессиональной среде общества. Иными словами, практика преимущественной государственной поддержки так называемых «традиционных» религий, которые являют самыми многочисленными, не только нарушает принцип равенства религиозных организаций, но и губительно действует на конфессиональную среду общества. Крупные религиозные организации становятся крупнее и могущественнее, небольшие религиозные организации вытесняются ими, конфессиональное разнообразие сходит на нет. В результате ведущие религиозные организации предпринимают попытки влиять на политику государства, определяя различные её аспекты: культурные, социальные, экономические и т. д.
Полагаем политику преимущественной финансовой и административной поддержки государством религиозных организаций традиционного толка неприемлемой, нарушающей принцип равенства, провозглашенный в Конституции Российской Федерации. Не существует законных оснований, которые могут рассматриваться в качестве причин для предоставления особого статуса религии, в том числе традиционность религии, роль, которую она сыграла в истории страны. Даже многочисленность сторонников религиозного течения не позволяет государству оказывать поддержку этому течению. Полагаем, что в светском государстве органы власти должны дистанцироваться от религиозных организаций, лишь осуществляя надзор за законностью их деятельности.
В атеистическом государстве возможна дискриминация представителей всех религиозных течений, запретительная политика в отношении религиозных организаций. Принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии устанавливает запрет на дискриминационное различение лиц, относящих себя к тому или иному верованию, лиц, не относящих себя к тому или иному вероучению, а
также относящихся к вопросу религии безразлично. Светскость государства, таким образом, является гарантией принципа равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии. Запрет на установление обязательной религии, требование равноудалённости конфессий от государства призваны предотвратить клерикализацию государства, при этом гарантируя наделение всех верующих и неверующих равными правами и обязанностями.
Исходя из вышеизложенного, сформулируем определение и раскроем содержание принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии.
Принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии - это конституционный принцип, гарантирующий каждому человеку и гражданину возможность беспрепятственной реализации всех прав и свобод на равных основаниях независимо от отношения к религии, а также защиту от дискриминации по признаку «отношение к религии».
Содержание принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии включает в себя следующие элементы:
1) наделение человека и гражданина равными правами независимо от отношения к религии, создание равных условий для реализации указанных прав;
2) возложение на человека и гражданина равных обязанностей независимо от отношения к религии, создание равных условий для осуществления указанных обязанностей;
3) запрет дискриминации человека и гражданина в зависимости от отношения к религии, т. е. препятствование реализации прав или осуществления обязанностей, а равно возложение дополнительных обязанностей на лицо, группу лиц в объёме, превышающем установленный в законе, в связи с определённым отношением лица, группы лиц к религии;
4) наделение религиозных организаций равными правами независимо от представляемой религии, создание равных условий для реализации указанных прав;
5) возложение на религиозные организации равных обязанностей независимо от представляемой религии, создание равных условий для осуществления указанных обязанностей;
6) запрет дискриминации религиозных организаций в зависимости от представляемой ими религии, т. е. препятствование реализации прав или осуществлению обязательств, а равно возложение дополнительных обязательств на религиозную организацию в объёме, превышающем установленный для других религиозных
организаций, в связи с представлением религиозной организацией определённой религии.
Заключение
Таким образом, принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии является самостоятельным конституционным принципом. Свобода вероисповедания и светскость государства - гарантии принципа равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии. Содержание принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии составляет наделение каждого равным объёмом прав и обязанностей независимо от его отношения к религии и запрет дискриминации по признаку «отношение к религии».
Список литературы
1. Чернов К. А. Принцип равенства : теоретико-правовой анализ : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 230 с.
2. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
3. О свободе совести и о религиозных объединениях : федер. закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 39, ст. 4465 ; 2016. № 28, ст. 4558.
4. Комкова Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России : понятие, содержание, механизм защиты : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 384 с.
5. Шибанова М. А. Конституционное право человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания в современной России : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 227 с.
6. Нерсесянц В. С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социс. Социологические исследования. 2001. № 10. С. 3-15.
7. Со А. А. Свобода вероисповедания и религиозный экстремизм // Власть. 2015. № 6. С. 99-102.
8. Комкова Г. Н. Реализация равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии в современной России // Правоведение. 2003. № 1. С. 19-31.
9. Понкин И. В. Современное светское государство : конституционно-правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. 362 с.
10. Пчелинцев А. В. Свобода вероисповедания и религиозные объединения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. 331 с.
Образец для цитирования:
Илашов Д. Б. Понятие и содержание конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 112-116. БО!: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-112-116.
The Concept and the Content of the Constitutional Principle of Equality of Rights and Freedoms of Man and Citizen, Regardless of Attitudes towards Religion
D. B. Ilashov
Damir B. Ilashov, ORCID 0000-0003-0042-1553, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, damir. [email protected]
Introduction. The article is devoted to the consideration of the essence of the constitutional principle of equality of rights and freedoms of a person and a citizen regardless of their attitude to religion. Discussion. The author of the article made an attempt to determine the legal nature of the constitutional principle of equality of rights and freedoms of man and citizen, regardless of their attitude to religion, to define. The criterion of discrimination is "attitude to religion". The interrelation between the principle of equality of human and civil rights and freedoms is established, regardless of the attitude to religion and freedom of religion. The author justified the difference of discrimination on the basis of "attitude to religion" from other forms of discrimination. Conclusion. The definition of the principle of equality of rights and freedoms of man and citizen regardless of the attitude to religion is given. The structure, features of the principle of equality of rights and freedoms of a person and a citizen, regardless of their attitude to religion, are analyzed. The author determines the content of the principle of equality of rights and freedoms of man and citizen, regardless of their attitude to religion. Key words: rights and freedoms, equality, constitutional principle, freedom of religion.
References
1. Chernov K. A. Printsip ravenstva: teoretiko-pravovoi analiz [Principle of equality: theoretical and legal analysis]. Diss. Cand. Sci. (Jur.). Moscow, 2003. 230 p. (in Russian).
2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote of 12.12.1993) (amended of 30.12.2008 No. 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014 No. 2-FKZ, of 21.07.2014 No. 11-FKZ)]. Sobranie
zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398 (in Russian).
3. On Freedom of Conscience and on Religious Associations. Federal law of 26.09.1997 No. 125-FZ. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1997, no. 39, art. 4465; 2016, no. 28, art. 4558 (in Russian).
4. Komkova G. N. Konstitutsionnyiprinstip ravenstvaprav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii: poniatie, soderzhanie, mekhanizm zaschity [The constitutional principle of equality of rights and freedoms of man and citizen in Russia: concept, content, mechanism of protection]. Diss. Dr. Sci. (Jur.). Moscow, 2003. 384 p. (in Russian).
5. Shibanova M. A. Konstitutsionnoe pravo cheloveka i grazhdanina na svobodu sovesti i veroispovedaniya v sovremennoi Rossii [The constitutional right to a person and citizen to freedom of conscience and religion in modern Russia]. Diss. Cand. Sci. (Jur.). Moscow, 2009. 227 p. (in Russian).
6. Nersesiants V. S. Law as a proper form for equality, freedom and justice. Sotsis. Sociologicheskie issledovaniya [Socis. Sociological research], 2001, no. 10, pp. 3-15 (in Russian).
7. So A. A. Svoboda veroispovedaniya i religioznyi eks-tremizm [Freedom of religion and religious extremism]. Vlast' [Power], 2015, no. 6, pp. 99-102 (in Russian).
8. Komkova G. N. Realization of the equality of human rights and freedoms regardless of attitude to religion in modern Russia. Pravovedenie [Jurisprudence], 2003, no. 1, pp. 19-31 (in Russian).
9. Ponkin I. V. Sovremennoe svetskoe gosudarstvo: konstitutsionno-pravovoe issledovanie [Modern secular state: constitutional legal research]. Diss. Dr. Sci. (Jur.). Moscow, 2005. 362 p. (in Russian).
10. Pchelintsev A. V. Svoboda veroispovedaniya i religioznye ob#edineniya v Rossiiskoi Federatsii (konstitutsionno-pravovoe issledovanie) [Freedom of religion and religious unity in the Russian Federation (constitutional legal research)]. Diss. Dr. Sci. (Jur.). Moscow, 2012. 331 p. (in
Cite this article as:
Ilashov D. B. The Concept and the Content of the Constitutional Principle of Equality of Rights and Freedoms of Man and Citizen, Regardless of Attitudes towards Religion. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 112-116 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-112-116.