Научная статья на тему 'Свобода мысли и выражения убеждений через призму международного права,религиозных норм и культурного релятивизма'

Свобода мысли и выражения убеждений через призму международного права,религиозных норм и культурного релятивизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
742
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / СВОБОДА МЫСЛИ / СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ УБЕЖДЕНИЙ / КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ / ВСЕОБЩИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Созонтов Александр Александрович

Рассматривается проблема реализации прав на свободу мысли и выражения убеждений сквозь призму международных и религиозных норм. Автор касается вопроса о культурном релятивизме и его значении для сохранения суверенитета государства, для нормального развития народа. Кроме того, он прослеживает, как вопросы веротерпимости и свободного выбора религии отражены в Библии и Коране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свобода мысли и выражения убеждений через призму международного права,религиозных норм и культурного релятивизма»

А. А. Созонтов*

свобода мысли и выражения убеждений через призму международного права, религиозных норм и культурного релятивизма

Рассматривается проблема реализации прав на свободу мысли и выражения убеждений сквозь призму международных и религиозных норм. Автор касается вопроса о культурном релятивизме и его значении для сохранения суверенитета государства, для нормального развития народа. Кроме того, он прослеживает, как вопросы веротерпимости и свободного выбора религии отражены в Библии и Коране.

Ключевые слова: христианство, ислам, свобода мысли, свобода выражения убеждений, культурный релятивизм, всеобщие права человека

The issue of enforcement of the right for freedom of thought and expression of belief is investigated through a prism of international and religious norms. The author asks questions, whether can limit the state freedom of expression, freedom of thought if it importance for ensuring sovereignty of the state and for normal development of people. Also he examines how religious tolerance and a free choice of religion are reflected in the Bible and the Koran.

Key words: christianity, islam, freedom of thought, freedom of expression, cultural relativism, universal human rights

На протяжении всей истории человечества в обществе доминировали те или иные доктрины. На их основе при поддержке власти формировались идеологии, которые либо способствовали переходу государства на новый уровень социального, культурного, этического развития, либо уводили его в такие крайности, как нацизм, фашизм, тоталитаризм и т. п. Например, европейцы в период активной работорговли жителями африканского континента утверждали, что рабы близки по уровню развития к животным, ссылаясь на господствовавшую тогда теорию эволюции. Эта «черная страница» жизни общества, называющего себя христианским, служит иллюстрацией того, как идеология влияет на реализацию прав и свобод человека.

В связи с развитием межгосударственных связей стала актуальной проблема обеспечения всеобщих абсолютных прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного и сословного статуса. Задача по их реализации всецело лежит на государствах. Но не во всех странах эти права соблюдаются в силу различных причин (тоталитарного режима, религиозных предрассудков и т. д.), более того, в определенных случаях их использование даже считается оскорбительным. Мировая общественность долгое время шла к тому, чтобы законодательно закрепить всеобщие права человека. В результате были созданы Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах1. В них, в частности, закреплены права на свободу мысли и выражения своих убеждений.

Под правом на свободу мысли понимается предусмотренная нормами права возможность иметь или принимать религию, убеждения по своему выбору и свободу испове-

* Созонтов Александр Александрович — студент 401 гр. Института прокуратуры Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург). E-mail: sozal@rambler.ru

1 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // URL: http://www.un.org/ru /documents/decl_ conv/conventions/pactpol.shtml.

довать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных обрядов и учений.

Под правом на свободу выражения своих убеждений понимается возможность свободно придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

В Европейской конвенции по правам человека1 провозглашены свобода мысли, совести и религии и свобода выражения мнения.

«1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов» (ст. 9).

«1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует Государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия» (ст. 10).

Рассматриваемые права можно разделить на две категории:

мировоззренческие права (внутренние) (свобода мысли и убеждений);

информационные права (внешние) (свобода слова и права на информацию, для установления правовых ориентиров в рамках возможных ограничений данных прав и свобод).

Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, поэтому она не может быть предметом правового регулирования в любой сфере, кроме воспитания и информационного воздействия.

Государства вправе устанавливать ограничения на реализацию внешних прав2.

Культурный релятивизм

В рамках различных культурных, этнических и религиозных традиций права человека могут интерпретироваться по-разному. Это происходит в силу культурного релятивизма — концепции, в соответствии с которой человеческие ценности носят не всеобщий характер и варьируются в зависимости от различных культурных приоритетов. Согласно этой концепции права человека — это не абсолютная, а, скорее, относительная категория.

1 Европейская конвенция по правам человека (Рим, 4 ноября 1950 г.) // URL: http://www.echr.coe.int/ Documents /Convention_RUS.pdf.

2 Центр Сулашкина. Свобода и ограничение информации // URL: http://rusrand.ru/ideas/svoboda-i-ogranichenie-informatsii.

Релятивизм может угрожать эффективности международного права и международной правозащитной системы. Если соблюдение (несоблюдение) международных стандартов будет зависеть исключительно от культурной традиции, это может привести к «узаконенному» неуважению, попранию и нарушению прав человека. Поэтому воспринимать права человека как культурно относительную категорию, а не как международный правовой императив в рамках современных положений о всеобщих правах человека недопустимо.

Но не стоит считать релятивизм полностью отрицательным явлением. Согласно международному законодательству каждое, даже самое маленькое, государство обладает суверенной волей и может оградить население от «модных» течений, которые ставят под угрозу моральное и нравственное развитие общества (например, гомосексуализм, политика, направленная на поддержку абортной индустрии, свободные сексуальные отношения и т. д.). Такой релятивизм, несомненно, положителен.

Практика Европейского Суда по правам человека

Свобода выражения мнений может быть ограничена, в частности, для защиты религиозных чувств верующих. Так, Европейский Суд по правам человека, рассматривая вопросы об оскорблении религиозных чувств верующих, сформулировал следующую правовую позицию: «У тех, кто открыто выражает свою религиозную веру, независимо от принадлежности к религиозному большинству или меньшинству, нет разумных оснований ожидать, что они останутся вне критики. Они должны проявлять терпимость и мириться с тем, что другие отрицают их религиозные убеждения и даже распространяют учения, враждебные их вере. Однако способы критики или отрицания религиозных учений и убеждений могут повлечь за собой ответственность государства, если оно не обеспечивает пользования правом, гарантированного всем, кто придерживается этих учений и убеждений» (решение по делу «Институт Отто-Премингер против Австрии»).

У государства есть несколько оснований для ограничения права на выражение убеждений:

обеспечение защиты чувств и убеждений верующих от нападок и оскорбительных высказываний (§ 58 постановления по делу «Уингроу (Wingrove) против Соединенного Королевства»);

предотвращение или пресечение оскорблений религиозных чувств верующих вследствие провокационного изображения предметов религиозного культа и такого отношения к предметам религиозного культа, которое может вызвать оправданное негодование (§ 47, 48 постановления по делу «Институт Отто-Премингер против Австрии»);

защита граждан от оскорбления их религиозных чувств при публичном выражении взглядов другими лицами (§ 48 постановления по делу «Институт Отто-Премингер против Австрии»).

Чтобы возникла ответственность за оскорбление чувств верующих, недостаточно одного лишь обидного замечания о религии. Необходимо намерение, желание вызвать чувство ненависти1.

Право на свободу мысли и выражения убеждений в исламе

Международное и европейское сообщества всерьез озабочены проблемой мировой ис-ламизации. Так, Совет Европы в Резолюции 1743, принятой в июне 2010 г., обозначил два актуальных вопроса:

1) об исламском радикализме и манипулировании религиозными чувствами в политических целях, которые вступают в противоречие с правами человека;

1 Понькин И. Дела об оскорблении религиозных чувств верующих. Правовые позиции ЕСПЧ // Журн. Московской Патриархии. 2011. № 6; URL: http://e-vestnik.ru/world/dela_ob_oskorblenii_3154.

2) о социальной отчужденности, стигматизации и дискриминации мусульман, становящихся жертвами стереотипов, социальной маргинализации и политического экстремизма во многих государствах-членах Совета Европы.

В связи с этим Совет Европы предлагает Исламской организации по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО) и Организации Лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры (АЛЕСКО) сотрудничество в деле борьбы против дискриминации на религиозной почве и за соблюдение общепринятых прав человека.

Известно, что в некоторых исламских государствах приняты законы, базирующиеся на постулатах шариата, проводится национальная политика, нарушающая всеобщие права человека: назначаются суровые наказания или даже смертные приговоры в отношении лиц, желающих исповедовать иную, нежели ислам, религию; приветствуются призывы к «священной войне» и воспитание детей в духе ненависти и борьбы с людьми другой веры1.

Так, в Каирской декларации о правах человека в исламе указано:

1) каждый имеет право на свободное выражение своего мнения таким образом, чтобы это не противоречило принципам шариата;

2) каждый имеет право выступать в защиту того, что он считает верным, и предостерегать в отношении того, что он считает неправильным и порочным, в соответствии с нормами исламского шариата2.

Обратимся к Корану. В его тексте провозглашены веротерпимость и религиозная свобода как одно из важнейших слагаемых учения о нравственности3:

«Нет принуждения к Вере (Исламу). Уже ясно отличился истинный путь от заблуждения. Кто отвергает лжебога и верует в Аллаха, тот ухватился за крепчайшую связь, для которой нет сокрушения. И Аллах — слышащий, знающий!» (Сура 2:257);

«А если бы пожелал твой Господь, то непременно уверовали бы все, кто на земле, вместе. Неужели ты принудишь людей, чтобы они стали верующими? И не бывает так, что кто-то уверует без дозволения Аллаха. И возложит Он наказание на тех, которые не осмысливают (Его повелений и запретов)» (Сура 10:99);

«И скажи: „Истина — от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть станет неверным (но этим он навредит только себе)"» (Сура 18:29).

Итак, очевидно противоречие между исламским вероисповеданием и политикой мусульманских государств. Значит, перед исламским миром встает задача «духовного просвещения», чтобы достичь баланса между правовой и культурной составляющими жизни общества.

Право на свободу мысли и выражения убеждений в христианстве

В библейском понимании свобода — это духовная категория. Господь по своей воле создал весь мир и первых людей в Эдемском саду, наделив их правом выбора и постановив для них заповеди. Человек, совершив первый грех, подчинил себя ему. Христос, придя на эту Землю, Своей смертью освободил людей от греха: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:5).

Именно с этого момента согласно Библии каждый человек, воплощая в своей жизни учение Христа, может стать истинно свободным, получить «Божье усыновление».

1 Резолюция Совета Европы (1743) // Ислам, исламизм и исламофобия в Европе. 23 июня 2010 г. (23-е заседание); URL: http://www.coe.int/t/r/parliamentaryassembly/[russian_documents]/[2010]/%5 BJun2010%5D/Res 1743_rus.asp.

2 Каирская декларация о правах человека в исламе (Каир, 5 августа 1990 г.) // URL: http://www.ciet. org.ua/docs/sbornik/507-509_3_4_1990.

3 МинченкоТ. П. Религиозная свобода в Коране и исламе // URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/297/ image/297_71.pdf.

Реализация этих прав началась с провозглашения заповеди: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13:34-35).

Кроме того, в Библии сказано: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Галатам 5:13, 15).

Как в момент своего зарождения, так и сейчас христианство призвано быть примером любви к людям, основанной на уважении их прав вне зависимости от социальной дифференциации.

Права на свободу мысли и выражения своих убеждений — это, несомненно, неотъемлемые признаки правового общества. Справедливо, что государство имеет возможность в разумных пределах ограничивать эти права исходя из недопустимости доминирования какого-либо религиозного или культурного догмата. Однако до сих пор не решено, какими должны быть эти пределы. По нашему мнению, реализация прав и свобод одного человека без притеснений и оскорблений другого будет возможна только при соблюдении утвержденного Иисусом Христом закона: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матфея 7:12).

Библиография

Европейская конвенция по правам человека (Рим, 4 ноября 1950 г.) // URL: http://www.echr.coe. int/Documents/ Convention_ RUS.pdf.

Каирская декларация о правах человека в исламе (Каир, 5 августа 1990 г.) // URL: http:// www.ciet.org.ua/docs/sbornik/507-509_3_4_1990.

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // URL: http://www.un.org/ru /documents/decl_ conv/conventions/pactpol.shtml.

Минченко Т. П. Религиозная свобода в Коране и исламе // URL: http://sun.tsu.ru/ mminfo/000063105/297/image/297_71.pdf.

Понькин И. Дела об оскорблении религиозных чувств верующих. Правовые позиции ЕСПЧ // Журн. Московской Патриархии. 2011. № 6; URL: http://e-vestnik.ru/world/dela_ob_ oskorblenii_3154.

Резолюция Совета Европы (1743) // Ислам, исламизм и исламофобия в Европе. 23 июня 2010 г. (23-е заседание); URL: http://www.coe.int/t/r/parliamentaryassembly/[russian_docu-ments]/[2010]/%5 BJun2010 %5D/Res1743_rus.asp.

Центр Сулашкина. Свобода и ограничение информации // URL: http://rusrand.ru/ideas/ svoboda-i-ogranichenie-informatsii.

I I-О ш m

0

ш т

1 ш

с!

>

I-

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.