Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И ИНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И ИНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМЫ / СТАНДАРТЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРУД / ПРАВО / ОХРАНА ТРУДА / АКТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малиновский Олег Николаевич

В статье, с учетом новейших тенденций нормативного регулирования отношений в сфере охраны труда, комплексно рассматриваются международные нормы, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности и гигиены труда, проводится анализ их видов. Особое внимание уделяется классификации норм международных договоров, а также, роли норм, так называемого, международного «мягкого права» в регулирования вопросов охраны труда. Авторами анализируются имеющиеся проблемы и предлагается ряд мер, направленных на повышение эффективности реализации международных норм по охране труда в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL AND OTHER INTERNATIONAL NORMS IN THE LABOR PROTECTION FIELD

Taking into account the latest trends in the normative regulation of relationships in the labor protection field, the article comprehensively examines international norms regulating the issues of occupational safety and health ensuring, analyzes their types. Special attention is paid to the classification of the norms of international agreements, as well as the role of the norms of the so-called international «soft law» in regulating labor protection issues. The existing problems are highlighted and a number of measures aimed at improving the effectiveness of the implementation of international labor protection norms in Russia are proposed.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И ИНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА»

УДК 349.2

DOI 10.23672/m0926-4509-2040-y

Малиновский Олег Николаевич

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры гражданского процесса и международного права, Кубанский

государственный университет Malinovsky1851 @mail.ru

Oleg N. Malinovsky

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department Civil Procedure and International Law, Kuban State University Malinovsky1851 @mail.ru

М еждународно-правовы е и иные международные нормы в области охраны труда

International legal and other

international norms in the labor protection field

Аннотация. В статье, с учетом новейших тенденций нормативного регулирования отношений в сфере охраны труда, комплексно рассматриваются международные нормы, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности и гигиены труда, проводится анализ их видов. Особое внимание уделяется классификации норм международных договоров, а также, роли норм, так называемого, международного «мягкого права» в регулирования вопросов охраны труда. Авторами анализируются имеющиеся проблемы и предлагается ряд мер, направленных на повышение эффективности реализации международных норм по охране труда в России.

Ключевые слова: нормы, стандарты, регулирование, труд, право, охрана труда, акты, международные договоры, рекомендации.

Annotation. Taking into account the latest trends in the normative regulation of relationships in the labor protection field, the article comprehensively examines international norms regulating the issues of occupational safety and health ensuring, analyzes their types. Special attention is paid to the classification of the norms of international agreements, as well as the role of the norms of the so-called international «soft law» in regulating labor protection issues. The existing problems are highlighted and a number of measures aimed at improving the effectiveness of the implementation of international labor protection norms in Russia are proposed.

Keywords: norms, standards, regulation, labor, law, labor protection, acts, international agreements, recommendations.

В опросы международного регулирования охраны труда имеют большое теоретическое и прикладное практическое значение в свете как международного, так и внутригосударственного права. Особую актуальность они приобретают в связи с масштабными изменениями, происходящими в России в сфере правового регулирования охраны труда, и, в первую очередь, вступлением в силу 01 марта 2022 г. новой редакции X раздела «Охрана труда» Трудового кодекса РФ и целого ряда приказов Министерства труда и социального развития, а также, принятием на 110 Международной конференции труда, проходившей с 27 мая по 11 июня 2022 г. в Женеве, Резолюции о включении безопасных и здоровых условий труда в число основополагающих принципов и прав в сфере труда, закрепленных в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г.

Право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены одно из прав, относящихся ко второму поколению прав человека. Данное право закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в

Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., входящих в Международный билль прав человека, а также, в целом ряде других международных актов различного уровня.

Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а право на труд закреплено в ст. 37 Конституции РФ и отнесено к категории основных. На его обеспечение направлены положения под-конституционного законодательства об охране труда, содержащиеся в Трудовом кодексе РФ и в ряде других федеральных законов. Реализации данного права содействуют и акты подзаконного характера, принимаемые Правительством РФ, Министерством труда и социальной защиты РФ, социально-партнёрские соглашения и коллективные договоры.

Статья 10 Трудового кодекса РФ, повторяя положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, подтверждает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы

РФ, и устанавливает приоритет применения норм международных договоров РФ над нормами трудового права в случае коллизии с последними. Однако, в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.04.2021 г. № 110-ФЗ, такое применение не допускается, если истолкование правил международных договоров РФ вступает в противоречие с Конституцией РФ.

Несмотря на то, что вопросы международного регулирования охраны труда находятся в центре внимания Международной организации труда (далее - МОТ), ряда других организаций и исследовались многими российскими и зарубежными авторами, приходится констатировать, что в данной сфере сохраняются некоторые проблемы. К ним, в частности, относятся:

- разночтения в определении круга источников международного права, содержащих нормы по охране труда;

- отсутствие единого подхода в определении понятия «международные стандарты охраны труда».

Обращаясь к их рассмотрению данной темы, необходимо отметить, что в целом ряде случаев, к правовым источникам, содержащим нормы в области охраны труда, понятие которой, по мнению большинства авторов, тождественно понятию «безопасность и гигиена труда», наряду с международными договорами, относят рекомендательные акты международных организаций, в первую очередь, акты МОТ. Такой подход требует корректировки. Очевидно, что акты, принимаемые международными организациями по основным (внешним) вопросам их деятельности (рекомендации, декларации и др.), в абсолютном большинстве случаев, являются международными нормативными, но не нормативно-правовыми актами. Соответственно, данные акты содержат международные, но не международно-правовые нормы. Международные нормы - родовое понятие, охватывающее помимо норм международного права, основными видами которых являются договорные и обычные нормы, иные виды международных социальных норм, в том числе, рекомендательные нормы, принимаемые в рамках международных организаций. То есть, каждая норма международного права является международной нормой, но далеко не каждая международная норма -норма международного права.

В науке международного права рекомендательные нормы относят к нормам международного «мягкого права» (soft law). Обозначение данных норм в качестве норм «мягкого права» отнюдь не означает, что они становятся правовыми, а само словосочетание «мягкое право» имеет условный характер. Однако это не умаляет их значимости. Они являются необходимым элементом международной нормативной системы и занимают своё, объективно только им принадлежащее место в механизме международного регулирования, в том числе вопросов охраны труда.

Говоря о международной нормативной системе и подчёркивая, что её ядром и базисом являются

нормы международного права, Б.И. Нефедов констатирует, что наряду с ними, в эту систему входят различные виды социальных норм, в том числе, нормы, так называемого, «мягкого права» [9, с. 23].

Концепция международного «мягкого права» плодотворна в силу того, что она является тем теоретическим мостом, который соединяет правовой и неправовые блоки международной нормативной системы, актуализируя проблему взаимодействия рекомендательных норм, являющихся самостоятельными регуляторами отношений, с обычными и договорными нормами международного права, и привлекая дополнительное внимание юридической науки и практики к динамично развивающемуся массиву данных норм.

Рассматривая данную концепцию, Р.М. Халафян отмечает, что «благодаря специальному обобщающему термину, международное «мягкое право», можно показать влияние тех или иных международных неправовых регуляторов на современные общественные отношения, отличающиеся динамичностью, сложностью, вовлечением в них различных по своему правовому статусу субъектов» [11, с. 23].

Нормы международного «мягкого права» не только выполняют важные функции в международной нормативной системе, но и взаимодействуют со всеми элементами национальных правовых систем, оказывая существенное влияние на их развитие.

Необходимо отметить, что нормы международного «мягкого права» способны перерастать в обычно-правовые нормы международного права. В качестве примера можно привести нормы Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которые, будучи на момент принятия рекомендательными, с течением времени обрели признаки обычно-правовых норм. Они подпадают под определения, содержащиеся в ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, и являются общепризнанными обычно-правовыми нормами международного права.

По мнению А.М. Лушникова и М.В. Лушниковой, актом, содержащим общепризнанные принципы и нормы международного права, является Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г. [7, с. 121].

Нормы «мягкого права» тесно взаимодействуют и с нормами международных договоров. Если говорить о сфере прав человека в целом, следует отметить, что принятие актов «мягкого права» может либо предшествовать принятию договоров, либо сопутствовать им. При первом варианте принятие рекомендательных актов, как правило, стимулирует процесс договорного нормотворчества, как бы, программируя субъектов на процесс создания договоров и зачастую означая начало этого процесса. В частности, принятию в 1966 г. Международных пактов о правах человека предшествовало принятие в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека; принятию Конвенции о правах ребенка, Конвенции о правах инвалидов,

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин предшествовало принятие соответствующих деклараций. По сути, нормы этих договоров - это юридическая конкретизация и развитие рекомендательных норм, ставших прообразом договорных норм. Если, по тем или иным причинам, государства ещё «не созрели» для принятия договора, акт «мягкого права» будет являться основным доправовым регулятором отношений в той или иной области, заполняя в мягком рекомендательном варианте существующий вакуум и восполняя имеющуюся пробельность. В таких случаях, акты «мягкого права» выступают в роли своего рода компенсаторов отсутствующих договоров вплоть до их принятия. На ранних этапах регулирования тех или иных вопросов охраны труда в рамках МОТ, в ряде случаев, сначала принимались рекомендации, а затем, на их основе - конвенции.

Современная нормотворческая практика МОТ в области охраны труда свидетельствует о том, что приоритет отдается одновременному принятию рекомендаций и конвенций. Сопутствуя конвенциям, рекомендации, которым присваиваются аналогичные с конвенциями названия, детализируют конвенционные положения, способствуя их эффективной реализации, и, кроме того, могут «мягко» дополнять их новыми положениями. И если конвенции МОТ создают юридические обязательства для государств-участников, то рекомендации МОТ, как справедливо отмечает Д.К. Бекяшев, представляют собой адресованные государствам пожелания, предложения ввести соответствующие нормы в национальное законодательство, они содержат материал для его совершенствования [2, с. 17]. При этом рекомендательные нормы могут содержать стандарты более высокого уровня, чем закрепляемые нормами конвенций.

Следует отметить, что рекомендательные нормы МОТ, как и нормы конвенций МОТ, являются результатом согласования воль государств, в ходе которого учитывается наилучший национальный опыт регулирования отношений в сфере труда. Будучи итоговым вариантом волеизъявления участников нормотворческого процесса, нормы рекомендательных актов МОТ обладают повышенной социальной ценностью и во многих случаях обладают качеством эталонных. На важную роль рекомендаций МОТ указывает и тот факт, что механизм контроля со стороны МОТ за выполнением и рекомендаций, и конвенций, имеет сходный характер. Так, из статей 19 и 22 Устава МОТ следует, что государства - члены МОТ обязаны представлять доклады в Международное бюро труда как по конвенциям, так и по рекомендациям.

Вместе с тем, как уже отмечалось, абсолютное большинство норм актов международных организаций и, в частности, нормы, содержащиеся в рекомендациях МОТ, не обладает на сегодняшний день обязательной юридической силой.

В массиве актов МОТ, наряду с рекомендациями, особо выделяются Декларация «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и

механизме её реализации» 1998 г., Глобальная стратегия МОТ по безопасности и гигиене (охране труда) 2003 г., в которой были сформулированы основные направления деятельности МОТ и её трехсторонних партнеров - представителей трудящихся, работодателей и государств (трипар-тизм), Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации 2009 г., провозгласившая, что обеспечение здоровых и безопасных условий труда является важнейшей задачей в сфере труда, а также Декларация столетия МОТ о будущем в сфере труда 2019 г.

В Глобальной стратегии МОТ 2003 г. говорится о необходимости создания и поддержания национальной превентивной культуры труда и внедрении системного подхода к управлению охраной труда, а одно из ключевых положений Декларации 2019 г. - продвижение к достойному труду. Из Декларации следует, что достойный труд - это, в первую очередь, безопасный труд. Достижению цели обеспечения для всех работников справедливого и достойного труда призвана способствовать концепция исключённого риска, которая исходит из необходимости замены работника автоматизированными механизмами в случаях, когда риск воздействия вредных и опасных условий труда исключить невозможно [3, с. 11].

Как в этих актах, так и в целом ряде конвенций и ре ко м е ндаций МОТ, находит отражение тенденция, свидетельствующая о всё большем внимании к превентивным мерам, обеспечивающим безопасность и гигиену труда работников, в то время как раньше, акцент делался в большей степени на компенсациях при несчастных случаях на производстве, производственном травматизме и профессиональных заболеваниях.

Новым важным шагом в развитии международной нормативной базы охраны труда стало принятие на 110 Международной конференции труда Резолюции о включении безопасных и здоровых условий труда в число основополагающих принципов и прав в сфере труда, закрепленных в Декларации 1998 г. Отметим, что до принятия этой резолюции в качестве основополагающих принципов международного трудового права рассматривались четыре принципа, содержащихся в Декларации, теперь их пять.

Автор присоединяется к мнению К.Д. Крылова, который считает, что в связи с принятием Резолюции и повышением статуса основных конвенций об охране труда, необходимо отдельно закрепить в главе первой Трудового кодекса РФ принцип обеспечения безопасных и здоровых условий труда [6, с. 10]. Наряду с этим, нам представляется, что принятие данной Резолюции создает предпосылки для перерастания ряда рекомендательных норм МОТ об охране труда в общепризнанные обычно-правовые нормы международного права.

Помимо указанных, МОТ принимает и иные акты -своды практических правил, руководства по охране труда и др.

По отношению к национальным правовым системам рекомендательные нормы выступают, в первую очередь, как важнейший фактор совершенствования внутригосударственного законодательства, что свидетельствует об их явно выраженной правообразующей силе. И в этом аспекте следует признать, что, не являясь материальными источниками права в традиционном их понимании, рекомендательные нормы, воздействуя на процесс создания и содержание внутригосударственных правовых норм, выполняют их функции. Кроме того, они используются в целях толкования международных договоров и внутригосударственных нормативно-правовых актов. Сами акты международных организаций могут являться средством фиксации общепризнанных обычно-правовых норм международного права.

Не менее важным является и вопрос о международных стандартах охраны труда. В юридической литературе при рассмотрении стандартов, действующих в области труда, в целом, используются такие понятия, как «международно-правовые стандарты трудовых прав», «международные трудовые стандарты», «международные стандарты трудового права», «международно-правовые стандарты труда» и др. При этом в ряде случаев указанные понятия рассматриваются как тождественные нормам международного права.

Терминологическое разнообразие свидетельствует об отсутствии консолидированного доктри-нального подхода и существующей неопределенности в данном вопросе, что порождает не только теоретические, но и практические сложности. Что же представляют собой международные стандарты в целом, и международные стандарты охраны труда, в частности?

В Юридической энциклопедии термин «стандарт» определяется как «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов» [10, с. 818].

Рассматривая вопрос о правовой природе и сущности международных стандартов прав и свобод человека, А.И. Зыбайло и В.М. Федорова выделяют три основных подхода к определению их понятия. Их определяют как тождественные нормам международного права; как правила, модели поведения, образцы; как совокупность прав и свобод [5, с. 26-31]. В частности, М. Мутуа отмечал тенденцию использования терминов «стандарт», «норма» и «право» как взаимозаменяемые, синонимичные или имеющие идентичный смысл [8, р. 557].

Как нам представляется, международные стандарты, которые, безусловно, неразрывно связаны с нормами международного права, нельзя рассматривать как тождественные им хотя бы потому, что при таком отождествлении из их массива нужно будет исключить стандарты, содержащиеся в актах международных организаций; в нашем случае, в первую очередь, это рекомендательные акты МОТ.

Очевидно, что понятие «международно-правовые стандарты охраны труда» уже, чем понятие «международные стандарты охраны труда».

Не вызывает никаких сомнений тот факт, что основными источниками, в которых закрепляются международные стандарты охраны труда, являются не только международные договоры, но и рекомендательные акты МОТ и других организаций.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в научных работах при определении понятия «международные трудовые стандарты» и их характеристике не уделяется должного внимания обязанностям участников правоотношений по охране труда, в то время, как эти стандарты касаются не только прав, но и обязанностей работников и работодателей.

Международные договоры, регламентирующие охрану труда, как и содержащиеся в них нормы, можно классифицировать по различным критериям. По сфере действия они делятся на договоры универсального, регионального, межрегионального, двустороннего уровня.

В первую группу договоров универсального уровня, содержащих положения об охране труда, входят договоры, разработанные в рамках ООН. К ним относятся:

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. - фундаментальный договор, в котором закреплено право каждого человека на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 7);

Конвенция о правах ребенка 1989 г., устанавливающая право ребенка на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или наносить ущерб его здоровью и развитию (ст. 32);

Конвенция о правах инвалидов 2006 г., обязывающая государства признавать право работающих инвалидов на безопасные и здоровые условия труда (ст. 27);

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., устанавливающая право женщин на безопасные условия труда (ст.11);

Международная конвенция о защите всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., закрепляющая положение о том, что трудящиеся-мигранты должны пользоваться не менее благо-п р и я т н ы м обращением, чем то, которое применяется к гражданам государства работы по найму, в вопросах безопасности, охраны здоровья и любых других условий труда (ст. 25).

Вторую группу договоров универсального уровня, регулирующих вопросы охраны труда, образуют конвенции, разработанные в рамках МОТ.

Они делятся на три группы:

1) конвенции, устанавливающие общие принципы и механизмы правового регулирования охраны труда - (Конвенция № 155 «О безопасности и

гигиене труда и производственной среде» 1981 г., Конвенция № 161 «О службах гигиены труда» 1985 г. и др.);

2) конвенции о защите от отдельных видов рисков (Конвенция № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» 2006 г; Конвенция № 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» 1960 г., Конвенция № 139 «О профилактике и контроле профессиональных рисков, вызываемых канцерогенными веществами и агентами» 1974 г. и др.);

3) конвенции, регулирующие охрану труда в отдельных областях деятельности (морском судоходстве, строительстве, торговле, сельском хозяйстве и др.) или отдельных групп работников (женщин, несовершеннолетних и др.).

Конвенции МОТ №155 и № 187 признаются основополагающими в области безопасности и гигиены труда. Они ратифицированы Россией. При этом МОТ исходит из того, что государства-члены МОТ, не ратифицировавшие основополагающие конвенции, всё равно обязаны соблюдать их положения в силу самого факта членства в МОТ.

Конвенция МОТ № 187 подтверждает и развивает положения Конвенции № 155 и, исходя из Глобальной стратегии охраны труда 2003 г., уделяет особое внимание формированию государствами культуры профилактики и системному подходу к управлению охраной труда. Она содержит нормы, непосредственно посвященные осуществлению этой политики на предприятиях. В Конвенции сформулированы положения, касающиеся обязательств владельцев предприятий, прав и обязанностей работников и их организаций.

Следует отметить, что в современный период налицо усиление внимания МОТ к вопросам охраны труда. Д.А Бекяшев и В.Г. Микрина, говоря о совершенствовании действующей нормативной базы в сфере труда и о перспективах нор-мотворческой деятельности МОТ, констатируют, что её приоритетной задачей является ревизия действующих международных трудовых норм, отмена устаревших правил и кодификация однородных норм, регулирующих вопросы охраны труда [1, с. 69].

Подходы МОТ к пониманию сущности безопасности и гигиены постоянно эволюционируют. Её содержательная характеристика дополняется, в том числе психосоциальными факторами, негативно влияющими на работников. В частности, мерой по противодействию одному их таких факторов стало принятие МОТ в 2019 г. Конвенции № 190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда» [4, с. 436-446.].

В ряду договоров регионального характера, разработанных в рамках международных организаций, следует выделить Соглашение СНГ о сотрудничестве в области охраны труда 1994 г. и Соглашение СНГ о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств-участников СНГ 1997 г.

Соглашение СНГ 1994 г. предусматривает, в частности, что его участники признают Системы стандартов безопасности труда, единые нормы и правила по охране труда в качестве межгосударственных норм. Одной из целей Соглашения СНГ 1997 г. является создание механизма сотрудничества правительств государств и транснациональных корпораций в области охраны и улучшения условий труда.

Наряду с договорами СНГ, нормы по охране труда содержатся в Европейской социальной хартии (пересмотренной) и некоторых других договорах.

Следует отметить, что в рамках СНГ в 2007 г. был принят Межгосударственный стандарт, являющийся практически полным аналогом международного стандарта, изложенного в разработанном МОТ Руководстве по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001 г.).

31.05.2017 г. в России в качестве национального стандарта был введен в действие новый акт -«ГОСТ 12.0.230.3-2016. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности».

В целом же, кроме классификации по сфере действия, международные нормы по охране труда можно классифицировать и по другим критериям:

- по содержанию и месту в международной нормативной системе - нормы-цели, нормы-принципы, программные нормы, иные нормы;

- по способу регулирования - запрещающие, обязывающие, управомочивающие;

- по формам существования - обычные, договорные, рекомендательные; по процедуре импле-ментации - самоисполнимые и несамоисполни-мые.

Масштабные изменения, направленные на совершенствование правового регулирования охраны труда, осуществляются в России в современный период времени.

01 марта 2022 г. вступила в законную силу новая редакция X раздела «Охрана труда» Трудового кодекса РФ и целый ряд приказов Министерства труда и социальной защиты РФ, в том числе приказ от 29.10.2021 г. № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда». Нововведения X раздела Трудового кодекса РФ касаются работы со средствами индивидуальной защиты, оценки профессиональных рисков, расследования микротравм, самообследования, обучения по охране труда, дополнительных прав и обязанностей работодателей в сфере обеспечения безопасных условий труда; ведения электронного документооборота, запрета на работу в опасных условиях.

Реализации международных норм по охране труда в России содействуют и программы сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ. Шестая программа, подписанная 11 декабря 2020 г., рассчитана на 2021-2024 годы. Создание

безопасных и здоровых условий труда выделено в ней как одно из ключевых направлений развития социально-трудовой сферы.

Итак, договорные и общепризнанные обычные нормы международного права в области охраны труда образуют в рамках международного трудового права, являющегося подотраслью международного права прав человека, самостоятельным правовым институтом. Вместе с нормами рекомендательных актов МОТ, они составляют международную нормативную базу обеспечения безопасности и гигиены труда, содержащую международные стандарты охраны труда. Значительная часть этих норм в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в качестве интегральной составной части входит в правовую систему России.

Повышению эффективности реализации международных норм по охране труда в России могли бы способствовать следующие меры:

- дальнейшего совершенствования трудового законодательства с целью максимально полного отражения в нём международных стандартов

Литература:

1. Бекяшев Д.К. Международная организация труда: столетие и перспективы / Д.К. Бекяшев,

B.Г. Микрина // Московский журнал международного права. 2019. № 3. С. 69.

2. Бекяшев Д.К. Международное трудовое право : учеб. пособие. М., 2008. С. 17.

3. Воронцов Д.И. Правовое регулирование обеспечения безопасности и гигиены труда актами МОТ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018.

C. 11.

4. Воронцов Д.И. Безопасность и гигиена труда -основы и переосмысление подходов / Д.И. Воронцов; Под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова // Трудовое право: национальное и международное измерение : монография. М. : Норма, 2021. Т. 2. С. 436-446.

5. Зыбайло А.И. К вопросу о правовой природе и сущности международных стандартов прав и свобод человека / А.И. Зыбайло, В.Л. Фёдорова // Журнал международного права и международных отношений. 2018. № 1-2 (84-85). С. 26-31.

6. Крылов К.Д. Фундаментализация безопасных и здоровых условий труда в международном трудовом праве / К.Д. Крылов // Право в современном мире. 2022. № 2(63). С. 10.

7. Лушников А.М. Трудовое право: общая часть / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. 2021. С. 121.

8. Mutua M.W. Standard Setting in Human Rights: Critique and Prognosis / M.W. Mutua // Human Rights Quarterly. 2007. Vol. 29. P. 557.

9. Нефедов Б.И. Понятие «мирового порядка»: теории и реальность / Б.И. Нефедов // Сравнительная политика. 2021. № 3. С. 23.

охраны труда с учётом нового повышенного статуса принципа безопасных и здоровых условий труда, ставшего основополагающим принципом международного трудового права;

- оптимизации деятельности по реализации нормативных новелл, вступивших в силу 1.03.2022 г., мониторинг локальных нормативных актов по охране труда на предмет полного учёта в них новых требований;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширения комплекса мероприятий, направленных на формирование культуры охраны труда;

- претворения в жизнь концепции исключенного риска, что будет способствовать достижению цели обеспечения для всех достойного труда;

- ратификации Конвенции МОТ от 26.06.1985 г. № 161 «О службах гигиены труда» и Конвенции от 29.11.2019 г. № 190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда».

Literature:

1. Bekyashev D.K. International labor Organization : a century and prospects / D.K. Bekyashev, V.G. Mikrina // Moscow Journal of International Law. 2019. № 3. P. 69.

2. Bekyashev D.K. International labor law: textbook. M., 2008. P. 17.

3. Vorontsov D.I. Legal regulation of occupational safety and health by ILO acts : abstract. dis. ... cand. jurid. Sciences. M., 2018. P. 11.

4. Vorontsov D.I. Occupational safety and health -basics and rethinking of approaches / D.I. Vorontsov; Ed. S.Yu. Golovina, N.L. Lyutov // Labor law: national and international dimension : monograph. M. : Norma, 2021. Vol. 2. P. 436-446.

5. Zybailo A.I. To the question of the legal nature and essence of international standards of human rights and freedoms / A.I. Zybailo, V.L. Fedorova // Journal of international law and international relations. 2018. № 1-2 (84-85). P. 26-31.

6. Krylov K.D. Fundamentalization of safe and healthy working conditions in international labor law / K.D. Krylov // Law in the modern world. 2022. № 2 (63). P. 10.

7. Lushnikov A.M. Labor law: general part / A.M. Lushnikov, M.V. Lushnikova. 2021. P. 121.

8. Mutua M.W. Standard Setting in Human Rights: Critique and Prognosis / M.W. Mutua // Human Rights Quarterly. 2007. Vol. 29. P. 557.

9. NefedovB.I. The concept of «world order»: theory and reality / B.I. Nefedov // Comparative Politics. 2021. № 3. P. 23.

10. Тихомирова Л.В. Юридическая энциклопедия. Изд. 5-е доп. и перераб. / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров; Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2005. С. 818.

11. Халафян Р.М. Нормы международного «мягкого права» в правовой системе Российской Федерации. М., 2021. С. 23.

10. Tikhomirova L.V. Legal Encyclopedia. Ed. 5th add. and reworked. / L.V. Tikhomirova, M.Yu. Tikho-mirov; Ed. M.Yu. Tikhomirov. M., 2005. P. 818.

11. Khalafyan R.M. Norms of international «soft law» in the legal system of the Russian Federation. M., 2021. P. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.